База налоговая

Виды и примеры налогов и сборов

Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.

Беря во внимание способ взимания, разделяют:
прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.

По принципу пополнения того или иного бюджета:
закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.

По субъекту платы:
запланирован для оплаты только физическими лицами;
платят исключительно организации (юридические лица);
предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Способы исчисления

Чиновники закрепили следующие виды определения налоговой базы:

  1. Прямой способ, самый простой и распространенный. Заключается в том, что НБ исчисляется на основании данных первичной документации, учетных регистров и отчетности бухгалтерского и налогового учетов.
  2. Косвенный, или расчет по аналогии. Применяется, когда исчислить сумму фискального обязательства в текущем периоде прямым способом невозможно. В таком случае исчисление проводится на основании данных НУ и БУ аналогичных предприятий.
  3. Условный, или презумптивный способ, при котором исчисление НБ производится исходя из условных характеристик объекта обложения. Примером данного способа является исчисление НБ при ЕНВД.
  4. Паушальный — это способ исчисления, при котором размер фискального обязательства определяется исходя из вторичных признаков. Например, в некоторых европейских странах с определенной категории граждан взимается налог в 12 % от суммы произведенных затрат на проживание.

В большинстве случаев НБ определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода. Например, прибыль суммируется помесячно с начала календарного года. Аналогично суммируются доходы физического лица или предпринимателя на упрощенном режиме налогообложения.

Но есть и исключения: не определяется нарастающим итогом налоговая база для имущественных обязательств. Например, налог на имущество физлиц НБ определяется как стоимость объекта недвижимости на конкретное число. По транспортным сборам НБ исчисляется исходя из мощности транспортного средства. Аналогично рассчитывается и земельное обременение.

Теперь определим порядок формирования налоговой базы на конкретном примере.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст

81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

  • налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

  • отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Порядок исчисления и уплаты

Из указанного выше следует, что расчёт прямой налоговой нагрузки по соответствующим операциям с подакцизными товарами субъекты налогообложения производят самостоятельно, исходя из видов товарной продукции, с которыми они работают.

Вид товара определяет, каким образом формируется сумма налоговой выплаты, то есть ставка какого типа будет применяться, каково будет её расчётное значение, и по какой формуле высчитывается налог.

Ставки акцизов (или тарифные ставки) с определённой долей условности можно подразделить на:

  • Твёрдые – это фиксированные суммы в рублях, которые накладываются на каждую единицу расчётной налоговой базы облагаемой продукции;
  • Комбинированные – это высчитываемые ставки, которые имеют внутри формулы как фиксированный показатель, так и различные меняющиеся коэффициенты;
  • Адвалорные – ставки в процентах, которые высчитываются по показателю стоимости подакцизной продукции определённого вида.

Также на отдельные виды товаров действует ряд налоговых послаблений в виде вычетов (статьи 200 и 201) или исключений на тех или иных условиях деятельности (статьи 183–186.1).

С основными акцизными ставками на 2019–2021 год можно ознакомиться в последней редакции НК РФ. Ряд из них приведём далее:

Наименование продукции Ставка акциза (в % и (или) руб. за единицу исчисления)
До 31 декабря 2021 г. До 31 декабря 2021 г. До 31 декабря 2021 г.
Вина и иные напитки, не имеющие географического защищенного наименования, например: Шампань 18 руб. за 1 л. 19 руб. за 1 л. 20 руб. за 1 л.
Пиво и изготавливаемые на его основе напитки, содержащее от 0,5 до 8,6% спирта. 21 руб. за 1 л. 22 руб. за 1 л. 23 руб. за 1 л.
Сигареты, папиросы 1890 руб. за 1000 шт + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2 568 руб. за партию из 1000 шт. 1966 руб. за 1000 шт + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2671 руб. за 1000 шт. 2045 руб. за 1 000 шт. + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2778 руб. за 1000 шт.
Автомобили с двигателем свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 147 кВт (200 л. с.) мощности 454 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.) 472 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.) 491 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.)
Автобензин 5 класса 12314 руб. за 1 т. 12752 руб. за 1 т. 13262 руб. за 1 т.

Как исчисляется акциз

Уже из примеров в таблице можно увидеть, что денежный эквивалент накладывается на ту или иную единицу подакцизной продукции, то есть налоговую базу, исчисляемую в килограммах, литрах, тоннах, 1000 штук или киловаттах. Это касается твёрдых тарифных ставок, исходя, таким образом, из объёма реализуемых тем или иным способом товаров.

В качестве примера рассмотрим, как осуществляется начисление на реализацию партии пива и сколько в результате заплатит пивоваренный завод.

Примем за условие, что завод за месяц реализовал партию в 200 000 бутылок пива объёмом по 0,5 л.

Для расчёта налога на одну единицу используется следующая формула: Н = НБ х СтАт, где Н – налог, НБ – налоговая база (по объёму в литрах), СтАт – ставка акцизного обложения.

Смотрим в таблице размер ставки: он составляет для пива 23 руб. за 1 л.

Так как ставка рассчитывается за один литр, пересчитываем количество бутылок на литры, чтобы получить налоговую базу: НБ = 200000 х 0,5 = 100000 л.

Вносим цифры в формулу: НБ = 100000, СтАт = 23.

Н = 100000 х 23 = 2300000 руб.

Получаем, что пивоваренный завод в качестве прямого налогоплательщика заплатит в бюджет 2 300 000 руб. акцизного налога.


Производство и продажа пива и другой алкогольной продукции приносят немалый доход в казну государства

Если же подакцизный товар подпадает по комбинированную ставку, как например сигареты или сигары, то в сумму налога будет включён не только твёрдый тариф по налоговой базе, но и определённая государством процентная ставка, высчитываемая от цены розничной реализации одной штуки продукции. В этом случае с определённой условностью формулу можно представить следующим образом:

Н = НБ х СтАт + МрП х П.

Добавленные в формулу данные: МрП – максимальная розничная цена продажи, П – процентный показатель, который устанавливает государство.

Налоговая база, пример для НДФЛ

Как известно, налоговая база юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчисляется в особом порядке по каждому фискальному обязательству. Определим ключевые особенности расчета НБ для подоходного налога.

При обложении доходов населения ставка налога применяется к НБ, определенной в соответствии с . Следовательно, облагаемая сумма дохода — это налоговая база для исчисления подоходного налога. Отметим, что обложению подлежат не все доходные поступления российского или иностранного гражданина. Чиновники определили перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Помимо перечня исключаемых доходов, законодатели предусмотрели и ряд фискальных льгот и послаблений. Например, для НДФЛ — это налоговые вычеты (имущественные, социальные, стандартные, инвестиционные и профессиональные).

Что говорит закон

В соответствии с действующим фискальным законодательством, налоговая база определяется как характеристика налогооблагаемого объекта по его ключевым элементам: количественным, физическим, стоимостным, имущественным и прочим. Следовательно, объект налогообложения и налоговая база тесно связаны между собой. Так как объект определяет то, что подлежит обложению, а НБ определяется, как конкретный признак объекта.

Иными словами, для каждого фискального обязательства вопрос объекта обложения должен иметь конкретную характеристику. Например, НДФЛ или налог на прибыль организаций, определяемый по стоимостному признаку. То есть НБ признается стоимостное (денежное) выражение полученного физлицом дохода или прибыли компании за отчетный период.

Отметим, что НБ по налогам определяется не только НК РФ. По региональным и местным фискальным обязательствам особенности формирования налоговой базы устанавливают законодательные органы власти соответствующего субъекта и(или) муниципального образования.

Тезисно

  1. Общая формула текущего налога на прибыль представляет собой произведение налоговой базы на ставку налога – 20% по двум видам бюджетов (федеральный и региональный).
  2. Налоговая база определяется разницей доходов и расходов организации, включаемых в расчет. Определять величину налога разрешено по данным налогового или бухгалтерского учета, по выбору.
  3. В первом случае определяют налоговую базу, руководствуясь статьями НК РФ, а затем умножают на ставку.
  4. Во втором случае рассчитывают условный расход (или доход) умножением бухгалтерской прибыли на ставку. Затем определяют расчетную разницу между постоянными налоговыми доходами и расходами, учитывают изменения ОНА и ОНО. К этим суммам также применяют ставку 20% и корректируют условный расход (доход) на полученные значения.
  5. Корректное ведение БУ и НУ должно дать одно и тот же результат при расчете текущего налога на прибыль в обоих случаях.

Может ли работодатель уплатить НДФЛ за работника?

До 01.01.2020 Налоговый кодекс содержал прямой запрет на перечисление НДФЛ за счет средств организаций и предпринимателей, которые производили выплаты физическим лицам.

В частности, в Письме от 24.10.2019 № 03-04-06/81632 Минфин особо отметил, что положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ установлен определенный порядок исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов, выплачиваемых физическим лицам данным лицом. Указанный порядок выполнения налоговым агентом обязанностей, возложенных на него положениями Налогового кодекса, не может быть изменен.

При выполнении организацией обязанностей налогового агента по НДФЛ необходимо учитывать следующее:

  • на основании НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ;

  • согласно НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате;

  • в соответствии с НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода;

  • по правилам НК РФ (в редакции, действующей на момент издания разъяснений Минфина) уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Кроме того, при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

О недопустимости уплата НДФЛ за работника за счет средств налоговых агентов говорилось также в письмах Минфина РФ от 11.09.2019 № 03-04-06/69945, от 30.07.2019 № 03-04-05/57148, от 26.06.2019 № 03-04-05/46839, от 24.05.2018 № 03-04-05/35261 и др.

Кроме того, в Письме УФНС по г. Москве от 31.05.2019 № 20-15/090309@ специалисты ведомства, учитывая положения п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 41, абз. 2 НК РФ, пришли к выводу: если НДФЛ уплачен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, у физического лица возникает налогооблагаемый доход в виде экономической выгоды в денежной форме в размере уплаченных за него юридическим лицом соответствующих сумм налога.

Однако Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 325-ФЗ) внесены поправки, в частности, в п. 5 ст. 208 и НК РФ. Указанные новшества вступили в силу 1 января 2020 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 325-ФЗ).

Согласно НК РФ (в редакции Федерального закона № 325-ФЗ) налоговый орган вправе доначислить (взыскать) НДФЛ по итогам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом за счет собственных средств последнего.

При этом в соответствии с НК РФ (в редакции Федерального закона № 325-ФЗ) суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, при доначислении (взыскании) налоговым органом таких сумм по итогам налоговой проверки в случае их неправомерного неудержания (неполного удержания) не признаются доходами физического лица.

Исходя из системного толкования положений п. 5 ст. 208 и НК РФ (в редакции Федерального закона № 325-ФЗ) в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом налоговый орган доначисляет (взыскивает) налог по итогам налоговой проверки за счет средств налогового агента и такие суммы не признаются доходами физического лица (Письмо ФНС РФ от 10.01.2020 № БС-4-11/85@).

Диспозиция НК РФ (в редакции Федерального закона № 325-ФЗ) предусматривает исключение из правил, когда в случае доначисления (взыскания) налога налоговым органом по итогам налоговой проверки за счет средств налогового агента такие суммы НДФЛ не признаются доходами физического лица.

Методы формирования

Существует 2 варианта формирования налоговой базы:

  1. Кассовый: в нем учитываются только реально полученные доходы и выплаченные расходы, то есть «живые» деньги, поступившие на счет организации.
  2. Накопительный: сюда относятся все деньги, права на которые были получены в течение налогового периода вне зависимости от того, переведены ли они на самом деле. При формировании по накопительной системе сумма высчитывается по возникшим имущественным обязательствам.

Пример: фирма поставила товар 20 числа, получила гарантию внесения денег в течение 10 дней, а сама сумма была переведена только 30 числа. 25 числа заканчивается налоговый период. Следовательно, при кассовом формировании полученная сумма будет отнесена в налоги за следующие период, при накопительном оплатить придется в этом.

Возьмите на заметку: кассовый метод обычно применяют при расчете доходов физлиц, фирмы же могут выбрать любой удобный вариант.

Налогооблагаемая база – это то, что облагается налогом, в основном какой-либо доход. Последний может вычисляться как в количестве полученных денег, так и в объеме производства. Существует несколько вариантов вычисления самой базы и 2 метода формирования налога.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, как определяется налоговая база:

Получение лицензии

^

Согласно действующему
законодательству, деятельностьпо организации и проведению
азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному
лицензированию. Такая лицензия
действует бессрочно.

Федеральная налоговая служба является органом, который лицензирует деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Для получения лицензии необходимо выполнение определенных условий.
Среди них разделение игорного заведения на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону,
размещение нормативных документов (Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ),
правил азартных игр и правил посещения игорного заведения в доступном для участников игр месте и т.д. см.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 №1130.

  • а) документ, содержащий сведения о работниках соискателя лицензии (фамилия, имя, отчество и дата рождения), с приложением копий паспортов и копий трудовых книжек указанных работников;
  • б) расчет стоимости чистых активов соискателя лицензии, осуществленный в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании специального оборудования, позволяющего обеспечить учет, обработку ставок, интерактивных ставок, фиксирование результатов азартных игр и расчет сумм выигрышей, подлежащих выплате, а также зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, помещениях и сооружениях);
  • г) планы помещений игорного заведения (по каждому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности) с указанием зоны обслуживания участников азартных игр, служебной зоны и расположения процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора) и кассы букмекерской конторы (кассы тотализатора);
  • д) копии документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии сотрудников, обеспечивающих личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения и работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении, или копию договора о предоставлении частных охранных услуг, или копии документов, подтверждающих оборудование игорного заведения системой тревожной сигнализации, либо копии иных документов, подтверждающих обеспечение соискателем лицензии личной безопасности участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения и работников соискателя лицензии во время их нахождения в игорном заведении;
  • е) сведения о размере и источниках происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала соискателя лицензии, в соответствии с Правилами подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2011 г. N 567.

При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных документах, а также контроля соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований
ФНС России запрашивает необходимые сведения в государственные структуры и ведомства.

Осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если Вы намерены осуществлять деятельность по адресу, не указанному в лицензии,
то в заявлении о ее переоформлении необходимо указать новый адрес
и перечень документов, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 №1130.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector