Власти резко ужесточили правила закупок. госорганам запретили зарубежные серверы и пк
Содержание:
- Разъяснения Министерства промышленности и торговли РФ от 10 сентября 2021 г. «По вопросам применения ПП РФ от 28 августа 2021 г. № 1432»
- Не установил запрет на допуск
- Постановление Правительства №617
- Неправомерно установил запрет на допуск товаров
- Как изменят закупки с ограничениями постановлению № 617
- Неправильный выбор кода ОКПД2
- Изменения в постановление № 616
- В рамках одной закупки приобретает товары, включенные в перечень товаров и не включенные в него
- В документации о закупке неправомерно одновременно установил запреты и ограничения
- Постановление Правительства №616
Разъяснения Министерства промышленности и торговли РФ от 10 сентября 2021 г. «По вопросам применения ПП РФ от 28 августа 2021 г. № 1432»
13 сентября 2021
ПП РФ от 28 августа 2021 г. N 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вносит изменения в ПП РФ от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Согласно пункту 4 постановления N 878 (в редакции постановления N 1432) ограничение на закупку иностранной продукции не применяется, если:
— в едином реестре российской радиоэлектронной продукции и евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке;
— и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемой радиоэлектронной продукции.
При этом в соответствии с пунктом 5 постановления N 878 (в редакции постановления N 1432) отсутствие аналогичной продукции подтверждается разрешением на закупку иностранного товара, выданным в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Данные нормы применяются только в том случае, если ограничения на допуск, предусмотренные пунктом 3 постановления N 878 (в редакции постановления N 1432), не устанавливаются. Учитывая, что до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден, и в целях реализации постановления N 878 (в редакции постановления N 1432) заказчикам необходимо проводить закупку с применением требований по национальному режиму, то в вышеупомянутом случае получать разрешение Минпромторга России не требуется: оценка и рассмотрение заявок осуществляется с учетом требований Закона N 44-ФЗ, установленных к способам проведения закупки.
В случае, если на участие в закупке подана 1 (или более) заявка (окончательное предложение), удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств — членов Евразийского экономического союза, то заявки, содержащие предложения о поставке иностранной радиоэлектронной продукции, подлежат отклонению. Соответственно, при отсутствии таких заявок, предусмотрена возможность закупки импортной радиоэлектронной продукции.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Минпромторг России готовит проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий исключение из постановления N 878 (в редакции постановления N 1432) пунктов 4 и 5.
Не установил запрет на допуск
Заказчик покупал бумагу для аппаратуры в офис, код продукта 17.12.14.129-00000025. Такая продукция описывается под номером №10 в перечне товаров промышленной сферы, изготавливаемых за рубежом, кроме стран-участников Евразийского экономического союза, составленном Постановлением №616, они не допускаются при необходимости организации закупок для потребностей государства и муниципалитетов.
Тем не менее, не запрещается использование промышленной продукции, изготавливаемой за рубежом, что следует из Постановления №616, в контексте конкретной закупки, вследствие пп. «б» п.3 Постановления №616, если производится покупка некоторого количества товаров, а их цена в совокупности составляет не более миллиона рублей.
Заказчик сделал заключение о несоответствии заявок участников критериям ст. 14 44-ФЗ под предлогом того, что они при составлении заявок в содержании вторых частей не предоставили информацию об описании товара в реестре промышленной продукции, изготавливающейся в Российской Федерации, или информацию об описании подобного товара в реестре евразийской промышленной продукции.
В итоге, УФАС России города Новосибирск решила, что аукционная комиссия организатора торгов поступила незаконно, так как указанные требования не описывались заказчиком в аукционных документах и не могли использоваться ввиду пп. «б» п.З Постановления №616.
Постановление Правительства №617
В таких закупках отношение к Поставщикам более снисходительное. В соответствии с этим постановлением подтвердить государство, на территории которого осуществляется производство товара, можно двумя вариантами:
- для отечественных товаров – наличием данных в Реестре: во второй части заявления участник предоставляет сведения о № продукции, а при прекращении действия контракта – соответствующую выписку из реестра
- для продукции, производители которой находятся на территории государств ЕАЭС – наличием СТ-1 сертификата, оформленным должностным лицом
Не всегда заявления участников с зарубежным, не имеющимся в Реестре товаром или с продукцией без сертификата СТ-1 получают отказ. Если на участие в закупке отправлено не меньше 2 заявлений, которые предлагают исключительно товары отечественного производства или государств ЕАЭС и содержат предложения различных производителей, то в этом случае стоит ожидать отказа.
Новые ограничения не затрагивают позиции 100 и 101, если закупается спортивное оружие и боеприпасы к нему для большого спорта, а также запчасти и детали к орудию, произведенному на территории зарубежного государства.
Внимание! Если Реестр не содержит закупаемый товар, то никто не сможет доказать соответствие запрету по ПП №617. Можно отправлять заявление и не бояться отказа: при отсутствии в реестре продукции с таким кодом ОКПД 2 правило о доказательстве двумя участниками производства товаров в пределах России не соблюдается
Неправомерно установил запрет на допуск товаров
Заказчик создал аукцион в цифровом формате на право подписания контракта на поставку материалов для хозяйственных нужд, связанных с различными кодами ОКПД2. Он наложил ограничение, в результате чего не допускается иностранная продукция в контексте Постановления №616. Более того, по всем перечисленным позициям суммарная цена товаров не превосходит учреждённую пп «б» п.3 Постановления №616 (1 млн. руб.).
Антимонопольный орган вынес заключение о незаконной деятельности организатора торгов, ведь предметом указанного договора считаются промышленные товары, перечисленные в перечне к Постановлению №616 и относящиеся к различным ОКПД2, поэтому ограничение к единице любого подобного товара в частности не может распространяться по причине, предусматриваемой п. «б» п.3 Постановления №616.
То есть, если осуществляется закупка продукции в контексте единого кода ОКПД2, где общая цена меньше миллиона рублей, тогда недопуск не применяется и не используется при цене единицы товара не более 100 тыс. руб.
Как изменят закупки с ограничениями постановлению № 617
- Изменить утвержденный список, в частности, добавить в него позиции, исключенные из списка ПП № 616, и некоторые новые позиции, например, щебень и электротрансформаторы. Некоторые позиции убрали из перечня вовсе.
- Предлагается ввести новые основания для неприменения положений постановления, например, без учета его положений заказчики вправе закупать комплектующие и продукцию определенного товарного знака, если это необходимо для обеспечения совместимости с имеющимся оборудованием.
- Подтверждать страну происхождения (для участника на этапе подачи заявки) потребуется соответствующей декларацией и согласием позднее предоставить документы, подтверждающие соответствие товара. К товару не применяется ПП № 617, если у него имеется номер в реестре российской промпродукции или евразийском реестре промтоваров или сертификат СТ-1.
ВАЖНО!
Неправильный выбор кода ОКПД2
Заказчику было необходимо купить медицинские нестерильные бахилы одноразового пользования, он вписал в документы код ОКПД2 15.20.11.129, соответствующий «Обувь из полимерных материалов прочая, не включенная в другие группировки».
Антимонопольный орган пришёл к выводу о нарушении заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.3, ч.4 ст.14 44-ФЗ, ведь он ввёл неправильный код, в результате чего был установлен излишний лимит согласно Постановлению №616.
Произошло это потому, что «бахилы медицинские нестерильные одноразовые» предусматриваются каталогом товаров, в том числе работ и услуг, и обозначаются кодом ОКПД2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включённые в другие группировки». Упомянутый товар входит в перечень товаров, утверждённый Постановлением №616, но запрет распространяется только на медицинские маски.
Изменения в постановление № 616
- Предлагается переработать список объектов, подпадающих под действие этого ПП № 616. Так, некоторые наименования из действующего перечня предлагается убрать, например, одежду и обувь, а некоторые, наоборот, добавить, например, пассажирские лифты.
- Уже действующая редакция ПП № 616 позволяет, в отдельных случаях, не применять его положения даже к продукции, указанной в перечне. В частности, разрешается не применять ПП № 616, если закупается одна единица товара из перечня, при условии, что ее стоимость не превышает 100 000 рублей, либо совокупности таких товаров, при условии, что их суммарная стоимость не превышает миллион. Эта возможность имеет некоторые исключения, то есть к отдельным позициям перечня она неприменима. Минпромторг предлагает, во-первых, увеличить допустимую стоимость одной единицы до 300 000 рублей, во-вторых, изменить перечень исключений при закупке совокупности дешевой иностранной продукции. В частности, продукция легкой промышленности из перечня исключений выведена, а устройства программного управления — введены.
- Позволить заказчикам не применять ПП № 616 в случаях закупок в экстренных и аварийных ситуациях.
- Упростить систему подтверждения того факта, что предлагаемый к поставке объект не подпадает под ограничения, установленные ПП № 616. В частности, если поправки примут, перестанет требоваться выписка из реестра Минпромторга. В отдельных случаях достаточно декларации о происхождении. В основном заказчикам придется требовать номер из реестра записи российской и евразийской продукции. Подробнее: «Как получить выписку из реестра промышленной продукции: пошаговая инструкция».
ВАЖНО!
Изменения вступят в силу через 20 дней после официального опубликования. Из пояснительной записки к проекту предполагаем, что это произойдет уже этим летом.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
В рамках одной закупки приобретает товары, включенные в перечень товаров и не включенные в него
Заказчик при организации аукциона в электронном формате вписал такое наименование объекта закупки: «Поставка медицинских изделий — белья одноразового».
Вместе с тем заказчик организовал закупку медицинских масок и других типов продукции, в их число входят: маски 3-хслойные на резинках, маски 3-хслойные на завязках, простыни для стола операционного, одноразовые комплекты белья и т.п.
В то же время заказчик в момент описания объекта установил некоторый код ОКПД2 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» для продукции «Маска 3-хслойная на завязках, нестерильно», «Маска 3-хслойная на резинках, нестерильно», которые не описаны в перечне товаров, установленном Постановлением №616.
Также маски относятся к коду 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)».
Так как заказчик установил код ОКПД2, не соответствующий описанию объекта закупки, то требование Постановления №616 не применяется и не используется, в частности, п.12 Постановления №616, устанавливающий, что для целей соблюдения запретов, учреждённых п.1 и п.2 Постановления №616, не могут быть предметом одного контракта (или одного лота) промышленные товары, которые включены и не включены в перечень (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Также медицинские маски не могут стать предметом одного контракта или лота с прочими типами промышленных товаров, которые включены в перечень.
Такие действия расцениваются как нарушение п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров…».
В документации о закупке неправомерно одновременно установил запреты и ограничения
Предмет аукциона, который был объявлен заказчиком — это одноразовая хирургическая маска, её код ОКПД2 — 32.50.50.190. Она указана в перечне товаров, предусмотренном Постановлением №616.
Заказчик учредил запреты и ограничения в извещении об организации аукциона согласно Постановлению Правительства N 616 и приказу Минфина России №126н.
Действия заказчика были расценены как нарушение закона по мнению антимонопольного органа.
Вследствие ч.4 ст.14 44-ФЗ, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в области закупок по поручению Правительства Российской Федерации учреждает критерии допуска с целью организации закупок товаров, которые происходят из иностранных государств или группы иностранных государств, работ или услуг, соответственно выполняемых или оказываемых иностранными лицами, кроме товаров, работ или услуг, в отношении которых Правительство Российской Федерации установило запрет согласно ч.3 ст.14 44-ФЗ.
Можно сделать вывод, что Приказ №126н, где указываются критерии допуска товаров, изготавливаемых в иностранных государствах или группе иностранных государств, не упоминается в документах об аукционе вместе с Постановлением Правительства N 616, где устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, изготавливаемых в иностранных государствах.
Постановление Правительства №616
Для того чтобы принять участие в закупке с запретом ПП №616, Поставщику необходимо доказать тот факт, что он реализует товар, производство которого было проведено в пределах России или государства, входящего в ЕАЭС. В качестве подтверждения выступает включение товара в Реестр. В составе второй части заявления Поставщик предоставляет выписку из Реестра с № продукции.
Если товар в Реестре не представлен, а в закупке действует запрет на допуск товаров согласно ПП №616, то его заявление будет отклонено.
Внимание! Если товар в Реестре не представлен, можно направить заявление о его внесении. Минпромторг изучит обращение, после чего или оформит заключение с подтверждением выпуска продукции в пределах РФ, или откажет в его выдаче
В ПП №616 не предусмотрено исключений – в этом документе отсутствуют непосредственные указания на вероятность допущения зарубежных товаров.
Однако в нижеперечисленных ситуациях запреты ПП №616 не действуют.
- Продукция не производится в России. Если это так, то потребуется подготовить доказательства. Для товаров из списка в постановлении необходимо получить разрешение на закупку зарубежных товаров – оно оформляется в Минпромторге. Для оборонного госзаказа и товаров, которые отсутствуют в списке постановления, Заказчик подтверждает отсутствие отечественной продукции сам.
- Закупка единицы товара – не больше 100 тысяч рублей, а совокупная сумма подобных товаров – не больше 1 млн рублей. Однако указанное правило не затрагивает позиции 1-7, 124 и 125.
- Товар закупается безэквивалентной продукции: Заказчику нужно дополнительно приобрести товары к имеющимся, а товары иного производителя им не соответствуют. Указанное правило недействительно для позиций 67-71.
- Покупаются запчасти или расходники к оборудованию, уже имеющемуся в наличии у Заказчика. Указанное правило не затрагивает товары из позиций 47-51.
- Организацией закупок занимаются ФСБ, ФСО, УПД РФ, СВР РФ, МВД, Росгвардия, Внешняя разведка Министерства обороны, ГУСП. Максимальная стоимость одной единицы продукции, закупаемой перечисленными ведомствами, составляет 2 млн рублей. Указанное правило недействительно при закупке товаров из позиций 1-7, 52-57, 73-75 и 81.
- Организацией закупки занимается ФСО России для государственной охраны или МВД для приобретения транспорта для обеспечения защиты государственных объектов.