Социальное партнерство в сфере труда
Содержание:
- Система соцпартнерства
- Стороны социального партнёрства
- Понятие социального партнерства
- Определение некоммерческого партнерства
- Основные понятия (коллективный договор и коллективные переговоры)
- Связь социального партнерства и рабочего права
- Типичные ошибки
- Главная задача государства
- Социальное партнерство
- Преимущества социального партнерства (что такое социальное партнерство)
- Партнерство 1 уровня
- Организация социального партнерства на предприятии
- Ответственность сторон социального партнерства
- Ответственность сторон
- Философская категория социального договора применительно к трудовым правоотношениям
- Стороны социального партнерства (что такое социальное партнерство)
Система соцпартнерства
Систему социального партнерства составляют следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):
- федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
- межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
- региональный (в рамках одного субъекта);
- отраслевой;
- территориальный;
- локальный.
Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.
Социальное партнерство в труде
Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе (ст. 36 ТК РФ). В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.
Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.
Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями
В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.
Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.
Роль государства
Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.
Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.
Политика социального партнерства
Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.
Значение соцпартнерства
Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.
Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями
Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.
При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.
Стороны социального партнёрства
Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:
- Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
- Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.
Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.
Понятие социального партнерства
В настоящий период времени в странах происходят такие процессы, которые смело можно охарактеризовать как формирование совместного трудового права. Если в стране состояние экономики испытывает трудности, то общество испытывает острую необходимость в получении необходимого социального баланса между работниками работающими по найму, владельцами или, иначе говоря, — работодателями и непосредственно самим государством. В данный момент хорошо видно то, как правовые средства индивидуального трудового права, в которых главными субъектами выступают отдельные нанимаемые рабочие и такой же отдельный работодатель, не в силах разрешить наиболее срочные проблемы. Главным образом можно наблюдать за взаимодействием, субъектов других “весовых категорий” – то есть коллективы нанимаемых служащих и отдельными коллективами работодателей. Общее решение в содействии обоюдных интересов социально-экономических вопросах между указанными субъектами, а также между ними в целом и государством является следствием создания целой системы общественных отношений, которые за рубежом именуются как – институт соцпартнерства, который полностью переплетен с социально-экономическими отношениями, ведя их от национального уровня к конкретному предприятию, или определенному работодателю.
Момент законодательного становления коллективно-договорной системы в широком списке стран запада начал происходить еще в начале XX столетия.
Определенные нормы коллективно-договорной системы уходят корнями своего происхождения еще к датскому Гражданскому кодексу в 1907 г., и Кодекса обязательств в 1911 г. Постановленного в Швейцарии. В дальнейшем своем развитии, в ходе выделения норм трудового права в независимую область права, были приобретены определенные специальные законодательные акты по коллективно-договорному управлению трудовыми отношениями. Происходило это в Норвегии. Такой акт был принят в 1915 г., в Германии – в 1918, а в Финляндии – 1924 г. В 1948 г. МОР приняла Конвенцию номер – 87, которая гласила о свободе ассоциации, равно как и о защите права на организацию. В 1949 г. – была принята Конвенция номер 98, гласящая о применении основных принципов права на определенную организацию и ведение любых коллективных переговоров. В свою очередь рекомендация номер 91 несла информацию о коллективных договорах (датированная 1951). Номер 94 поясняла все подробности о консультациях и сотрудничестве между самим предпринимателем и трудящимся на предприятии. Конвенция номер 113 – сообщала положения о консультациях и взаимодействиях между правительством и организациями отдельных предпринимателей и рабочих. Конвенция номер 154 содержит в себе всю информацию о благополучном и грамотном содействии коллективным переговорам (1981). Данные конвенции входят в систему госзаконодательства и представляют собой правила обязательные для выполнения.
Определение некоммерческого партнерства
Правильное управление делает эту форму партнерства наиболее удачной при достижении многих целей, например в строительстве. Некоммерческое партнерство закреплено законодательством. Это некоммерческая организация, которая основывается на членстве партнеров. Учреждается физическими или юридическими лицами с целью достижения ими целей и осуществления деятельности культурной, благотворительной, научной, образовательной и другой. Такое партнерство характеризуется как некоммерческая организация, то есть та, которая не ставит главной целью получение дохода и прибыли.
Некоммерческое партнерство создается с целью получить права на ведение предпринимательской деятельности. Сделки членами такого партнерства совершаются от его имени. При этом существует ограничение в ответственности — члены не в ответе за долги партнеров. Само некоммерческое партнерство не отвечает за долги членов партнерства.
Вступая в некоммерческое партнерство, члены вносят какое-либо имущество и уплачивают членские взносы. После такой передачи некоммерческое партнерство становится владельцем имущества. При выходе из партнерства, имущество обратно передается в собственность членам или же его денежный эквивалент. Партнеры в праве участвовать в решении самых разных вопросов, которые связаны с деятельностью партнерства.
Основные понятия (коллективный договор и коллективные переговоры)
Между руководителем предприятия и профсоюзной организацией (либо иным представителем работников) заключается особое соглашение – коллективный договор, в котором фиксируются договоренности между рабочими и нанимателем. Как правило, в документе раскрываются такие вопросы, как:
- величина заработной платы, премий, компенсационных выплат;
- обязательства работников предприятия и их работодателя;
- правила индексации заработной платы после инфляционных изменений в экономике;
- охрана труда;
- дополнительные выплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздники;
- длительность ежегодных основных отпусков и других оплачиваемых отпусков;
- занятость работников;
- продолжительность трудового дня (обычно имеется отдельный пункт для особых категорий работников).
Различные соглашения между работодателем и представителем трудящихся принимаются в ходе ведения коллективных переговоров. Инициатором сбора сторон для обсуждения каких-либо вопросов может выступить как наниматель, так и профсоюз (составляется уведомление). Сторона, которая получила уведомление о необходимости проведения переговоров, обязана присоединиться к обсуждению в течение 7 дней. Перед началом переговоров определяется повестка дня и собирается комиссия из представителей сторон.
Связь социального партнерства и рабочего права
В общем понимании предмет соцпартнерства более обширен по своему смыслу, чем предмет коллективного трудового права. Последний, в свою очередь изменяется лишь в согласии с коллективными взаимоотношениями, по поводу осуществления работы, а предметом соцпартнерства могут выступать как обозначенные нами вопросы, так и взаимоотношения, которые находятся за пределами их границ, например, сюда можно отнести сферу соцобеспечения, здравоохранения и другое подобное этому.
Авторитетный профессор И.Я. Киселев дает определение правовым рамкам соцпартнерства и характеризует его как комплекс определенных правовых норм, которые управляют статусом и правами профсоюзов, равно как и организаций предпринимателей, их общее сотрудничество на отдельных предприятиях и даже вне них; такие коллективные договоры, стоит особо отметить ту их часть, в которой они оказывают огромное и масштабное содействие смягчению любых трудовых конфликтов (а именно обязанность соц мира во время действия договора или соглашения); решение общих рабочих споров в первую очередь с помощью переговоров и в конце концов, достижение взаимовыгодных компромиссов на базе двустороннего и даже трехстороннего сотрудничества между собой.
По мнению многих уважаемых руководителей управления Федерации Профсоюзов касательно вопросов оказания должной защиты любых экономических интересов рабочих, “объектом соцпартнерства являются все вопросы социально-экономической и рабочей области, потому как невозможно вместить в единую или в несколько отдельных статей все актуальные жизненные направления, в следствии которых заключаются договора соцпартнерами; в законодательстве не найти полного перечня социально-трудовых взаимоотношений, кроме отдельных рабочих отношений, в то время как к социально-трудовым также можно смело отнести отношения занятости, соцстрахования, соцобеспечения, здравоохранения, образования, гарантию жильем, стабильность на рынке работы, ценообразование на рынке спроса”.
Если обобщить итоговое понимание, то предметом соцпартнерства может выступать абсолютно любой вопрос по социально-экономическому содержанию в общественной жизни граждан, касательно которого соцпартнеры полагают за свой долг, достичь согласия. С противоположной стороны, стандарты о соцпартнерстве своей частью, которые координируют сферу применения работы, они в совокупности составляют институт общего рабочего права. Таким образом, соцпартнерство можно рассматривать как основной принцип работы и функционирования субъектов общих рабочих отношений, а также как правовой институт. Соцпартнерство, если рассматривать его как правовой институт – это общее положение норм, которые определяют взаимоотношения между соцпартнерами, то есть рабочими коллективами наемных рабочих и их прямыми представителями (профсоюзами, а также разными другими представителями) между работодателями и их личными представителями. Еще существуют также случаи взаимодействий между объединениями определенных субъектов касательно координирования рабочих и социально-экономических взаимоотношений в области применения наемной работы и решении вопросов общих рабочих споров и разногласий.
Типичные ошибки
Ошибка: Работодатель разработал коллективный договор, положения которого ухудшают положения трудящихся в сравнении с нормами, содержащимися в законах.
Комментарий: Коллективный договор не может ухудшать положение сотрудников.
Ошибка: Работодатель полагает, что если на предприятии действует социальное партнерство, сотрудники не будут устраивать забастовки в случае, если нанимателем будет нарушаться коллективный договор.
Комментарий: Если работодатель нарушает положения коллективного договора либо игнорирует необходимость примирения с персоналом, сотрудники имеют право на забастовку.
Главная задача государства
В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.
В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.
Социальное партнерство
Под социальным партнерством понимается такая система отношений, где сотрудничают наемные работники и работодатели, а посредническую роль в урегулировании отношений несет государство (согласует экономические интересы, урегулирует социально-трудовые конфликты).
Социальное партнерство (общественное) — именуется «трипартизмом» потому что в отношениях участвует три стороны: представляющие интерес работников организации, объединение работодателей, с третьей стороны — правительство.
Социальное партнерство можно назвать особенной идеологией, представляющей нравы взаимодействия рыночно-капиталистического и рабочего класса, сформировалась она в ходе реформистского и социал-демократического движения. В социальном партнерстве нет противоречий между работодателем и наемным рабочим, ни тем более диктатуры пролетариата. Есть публичный контракт, базой является реализация интересов и прав обеих сторон.
Правительство при этих критериях преобразуется в социальное. Его финансовая и социальная активность растет. Идеи общественного и классового мира — главнейшие в идеологии общественного партнерства. Непосредственно само социальное партнерство — смягченный метод эксплуатации наемного труда в условиях рыночно-капиталистических отношений между наемным работником и работодателем.
Преимущества социального партнерства (что такое социальное партнерство)
Основным преимуществом социального партнерства является создание атмосферы, при которой работник ощущает ответственность за эффективность работы компании. Работодатель более не представляется сотруднику враждебным и чужим, поскольку трудящийся сам лично принимает участие в развитии предприятия. В результате персонал становится более инициативным, лояльным и трудоспособным. В этом заключается выгода в организации социального партнерства для нанимателей.
Что касается преимуществ, имеющих отношение к трудящимся, социальное партнерство помогает им отстаивать законные интересы правовым путем. Работники могут рассчитывать на то, что их жалобы будут изучены, и что будут приняты соответствующие меры по улучшению обстановки на фирме.
Партнерство 1 уровня
Организация партнерства первого уровня подразумевает общую экономическую деятельность. Базовую роль играет контракт, который регулирует обязанности и права партнеров, их роль в доходе, раздел имущества, распределение прибыли. Каждый партнер должен внести вклад.
Под вкладом понимаются: деловая репутация, деловые связи, профессиональные познания, имущество, умения и способности. Валютную оценку вклада партнеры делают по соглашению. По-другому напарник может именоваться, как товарищ, пайщик. Партнер может быть лимитированным, генеральным, младшим, старшим.
Генеральный партнер несет неограниченную ответственность касаемо всех обязанностей. То есть отсутствует предел убытков, которые лицо может взять на себя. Лимитированный партнер имеет ограниченную ответственность (в границах вклада).
Организация социального партнерства на предприятии
Основой социального партнерства является договор между участниками трудовых отношений. Гражданский кодекс не содержит в себе каких-либо особых требований к данному соглашению и его оформлению. Но для удобства участников рекомендуется предпринять дополнительные действия для грамотного оформления партнерских отношений:
- составить план взаимодействия между участниками;
- согласовать данный план с заинтересованными сторонами (с органами местного самоуправления, например);
- оформить не только основаной, но и дополнительный договор.
Договор должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- дата оформления договора;
- наименование сторон и их представителей;
- информация о предмете договора;
- права и обязанности сторон договора (работодателя и профессионального союза);
- порядок исполнения обязательств сторон;
- ответственность за несоблюдение требований соглашения;
- срок действия договора;
- правила рассмотрения споров;
- реквизиты стороны, подписи.
Ответственность сторон социального партнерства
Статьями 54, 55 ТК установлено что: 1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения; 2) лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров; 3) лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением — подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Данная ответственность конкретизируется ст.ст. 5.28-5.31 КоАП.
Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Субъектом правонарушения по этой статье является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.29 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.30 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрена ст. 5.31 и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Следовательно, нормами ст. 5.28-5.31 КоАП установлена ответственность лишь для одной стороны социального партнерства — работодателя или его представителей и только при заключении и исполнении коллективного договора.
Кроме того, поскольку ни работодатель, ни лицо его представляющее, не являются непосредственными участниками коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить.
Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения соглашений.
показать содержание
Ответственность сторон
Нарушение условий СП предполагает следующую административную ответственность:
- Штраф в размере 1000-3000 руб. за уклонение от переговоров, касающихся заключения или дополнения коллективного соглашения (согласно 5.28 КоАП).
- 1000-3000 руб. за то, что работодатель или его представители скрывают или не предоставляют в срок информацию, нужную для ведения переговоров и составления соглашения (согласно 5.29 КоАП).
- 3000-5000 руб. за отказ без уважительных причин от заключения коллективного соглашения (5.30 КоАП).
- 3000-5000 руб. за невыполнение пунктов договора (5.31 КоАП).
- 1000-3000 руб. от уклонения от примирительных мероприятий в случае возникновения конфликта (5.32 КоАП).
- 2000-4000 руб. за нарушение соглашений, заключенных в ходе примирения сторон (5.33 КоАП).
ВАЖНО! Если работодатель нарушает положения коллективного договора, игнорирует необходимость примирения, трудящиеся вправе организовать забастовку
Философская категория социального договора применительно к трудовым правоотношениям
Демократизация и либерализация общественных отношений влечет за собой переосмысление трудовых отношений между работниками и работодателями. В ходе перестройки правоотношений место капиталистического диктата работодателя или коммунистического диктата власти занимают правоотношения, завязанные на диалоге, призванном уравновесить соотношение сил в трудовых правоотношениях. Как следствие, органы власти различных уровней вступают в эти правоотношения в качестве верховного регулятора, определяющего не частные, а общие вопросы трудовых правоотношений.
Безусловно, «социальное партнерство» всего лишь веяние времени, поскольку истинное партнерство между работодателями и наемной рабочий силой попросту невозможно в виду антагонистичности их интересов. То есть понятие «социальное партнерство» — это в большей степени философское направление трудового права, нежели прикладное. Однако некоторые аспекты трудового партнерства могут быть внедрены в практику, поскольку при общей антагонистичности интересов в некоторых направлениях интересы работодателей и работников могут и совпадать, хотя и по разным основаниям.
Так, для работодателя важно получение прибылей и сверхприбылей при относительно недорогой стоимости рабочей силы, в то время как работники заинтересованы в стабильности работы, получении заработной платы и хотя бы минимальной социальной защищенности. Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов
Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту
Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов. Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту.
Стороны социального партнерства (что такое социальное партнерство)
Сторонами социального партнерства являются работодатели и трудящиеся – у данных групп должны быть представители, которые выбираются участниками трудовых отношений самостоятельно:
Представители сотрудников | Представители работодателей |
Обычно интересы работников представляют профсоюзные организации. Если трудящиеся не участвуют в профсоюзах, представителя можно выбрать в ходе проведения тайного голосования. | Работодателей могут представлять сами управленцы фирм либо их уполномоченные представители. Кроме того, наниматель может являться участником некоммерческого объединения предпринимателей, целью которого является отстаивание своих интересов перед госструктурами и профессиональными союзами. |