Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль

Реестр регламентированных отчетов 6-НДФЛ по всем организациям и обособленным подразделениям. Контроль удержанного НДФЛ. ЗУП 3.1

Отчет для проверки правильности данных во всех регламентированных отчетах 6-НДФЛ — по всем организациям и обособленным подразделениям. Анализируются:
1. Данные возвращенного налога в 6-НДФЛ должны быть равны возвращенному налогу из Регистра накопления «РасчетыНалогоплательщиковСБюджетомПоНДФЛ» с типом ВозвращеноНалоговымАгентом, за период отчета. (голубой цвет).
2. Удержанный налог из Регистра накопления «РасчетыНалогоплательщиковСБюджетомПоНДФЛ» с учетом возвратов и НДФЛ к уплате из Регистра накопления «РасчетыНалоговыхАгентовСБюджетомПоНДФЛ» — сомневаюсь — что это верно — может кто-нибудь прокомментирует? (зеленый цвет).
3. Удержанный налог в Разделе 1 (070) должен быть равен Удержанному налогу из Регистра накопления «РасчетыНалогоплательщиковСБюджетомПоНДФЛ» с типом Удержано (без учета возвращенного налога ). (золотой цвет).
4. Анализируется удержанный НДФЛ в отчете 6-НДФЛ Раздел 2 (140) и данные по удержанному налогу Регистра накопления «РасчетыНалогоплательщиковСБюджетомПоНДФЛ» с типом Удержано (без учета возвращенного налога ) по крайнему сроку уплаты. (бледно желтый цвет).
5. Контрольное соотношение 2.1: (070) — (090) д.б. — значит «недоплата» (ярко-розовый цвет), если > значит «переплата» (бледно-розовый цвет)).

2 стартмани

Особые требования

Помимо обязательных реквизитов, чиновники предусмотрели и перечень специальных требований к ведению и заполнению РНУ ( ст. 313 НК РФ):

  • сведения вносятся с соблюдением хронологического порядка, непрерывно;
  • аналитический учет раскрывает порядок формирования налоговой базы;
  • порядок хранения документации исключает несанкционированный доступ;
  • внесение необоснованных коррективов, исправлений и дополнительных записей недопустимо;
  • исправления необходимо вносить согласно действующим рекомендациям;
  • исправительные записи должны быть заверены ответственным лицом.

Помимо этого, следует помнить, что РНУ являются предметом налоговой тайны. Лица, имеющие доступ к РНУ, несут персональную ответственность за разглашение этих сведений.

Как создать бланки регистров

Налоговые регистры необходимы для систематизации данных, которые будут необходимы для вычисления платежа в бюджет за определенный период. Они являются весьма полезной частью документооборота, особенно если компания ведет деятельность в разных направлениях одновременно.

В этих бланках содержится сводная информация, которую получают путем обработки данных их первичной документации. Создаются налоговые регистры в свободной форме. Не существует единых требований к оформлению этого бланка, поэтому каждый налогоплательщик может выбрать для себя удобную форму. В 2001 году ФНС предлагало готовые образцы, но сейчас их использует малая часть бизнесменов.

Как платится налог на прибыль на УСН доходы минус расходы

Установленная налогоплательщиком форма, согласно статье 313 НК, а именно абзацу 10, должна в себе содержать:

  • дату составления регистра;
  • название;
  • единицы изменения натуральных и денежных операций;
  • названия операций или учетного объекта;
  • подпись ответственного лица.

Закон предусматривает ведение этого документа в форме текста или таблицы. Большинство налогоплательщиков склоняются ко второму варианту, так как в этом случае проще систематизировать данные и работать с ними

Важно лишь, чтобы регистры предприятия были созданы в двух формах – бумажной и электронной. Чаще всего предприятия ведут учет только в электронном виде, а распечатывают документы лишь по требованию инспекторов, во время проверок

Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета — перечень и формы их должны быть утверждены соответствующим приказом. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывает главный бухгалтер, а руководитель утверждает их.

Образцы ведения налоговых регистров можно найти в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Такой приказ обязательно будет затребован для ознакомления проверяющим при проведении налоговой проверки. Исходя из перечисленных там регистров, налоговый инспектор затребует распечатки интересующих его форм.

О том, как будет проходить проверка, вы сможете узнать из статьи «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Ведь сегодня почти все компании ведут регистры в виде машинограмм.

А в соответствии с п. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ регистры должны быть оформлены либо на бумажном носителе, либо в электронном варианте и подписаны цифровой подписью. Поэтому регистры придется распечатывать или отправлять в ИФНС в виде подписанного ЭЦП электронного документа.

Зачастую в приказе утверждаются формы регистров для каждого из счетов: карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета. Привязку формирования регистров по счетам бухучета целесообразно представить в табличной форме. В таблице потребуется указать Ф.И.О. ответственного за ведение регистра.

Таблица с перечислением регистров может быть отображена в приказе так:

№ счета Наименование счета Параметры детализации Формирование регистров бухучета Ф.И.О. ответственного за ведение регистра лица
Синтетический учет Аналитический учет Анализ счета ОСВ Карточка счета по кредиту счета Карточка счета
01 Основные средства (ОС) Виды ОС Объекты ОС V V V
02 Амортизация ОС Объекты ОС V V V
03 Доходные вложения в материальные ценности Материальные ценности – объекты вложений V V V
04 Нематериальные активы (НА) Виды НА Объекты НА V V V

С образцом ее заполнения можно ознакомиться в нашей статье «Порядок ведения и заполнения кассовой книги — образец»

Обоснование

Исходя из части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению.

Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, руководителем экономического субъекта определяется состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта 2.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 и п. 12 ст. 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, и иные необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 Кодекса.

Кодексом не определяется исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы вправе потребовать у проверяемого лица.

В то же время, если учетной политикой организации не предусмотрено составление такого регистра, как, например, главная книга, то налоговые органы не могут ее затребовать.

Например, в учетной политике организации может быть закреплено, что на основании ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в организации бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерской компьютерной программы и используются следующие формы регистров бухгалтерского учета:

  1. Оборотно-сальдовая ведомость (далее — ОСВ) по организации в целом за квартал с детализацией по субсчетам. ОСВ формируется нарастающим итогом с начала года, то есть за следующие периоды:
  • I квартал,
  • полугодие,
  • 9 месяцев,
  • год.

ОСВ распечатывается один раз в квартал.

  1. ОСВ за квартал по следующим счетам:
  • 01 — с расшифровкой по видам основных средств;
  • 02 — с расшифровкой по видам основных средств;
  • 60 — с расшифровкой по Контрагентам без учета субсчетов 60.1 и 60.2;
  • 62 — с расшифровкой по Контрагентам (без учета субсчетов 62.1 и 62.2);
  • 70 — с расшифровкой по работникам;
  • 71 — с расшифровкой по работникам.

Распечатываются по требованию. Хранятся в электронном виде.

 И так далее.

Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговое законодательство предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ). Поэтому организация не может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление регистра, который не составляет. Такого же мнения придерживаются ФАС Поволжского округа (Постановление от 20.02.2018 N Ф06-29050/2017) и ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 26.03.2013 по делу N А03-7357/2012).

Также неправомерно привлекать к ответственности за непредставление документов, которых нет у организации, при отсутствии ее вины в этом (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.09.2019 N Ф02-4700/2019, Ф02-4507/2019 по делу N А19-31730/2018).

Обязательные реквизиты регистров бухучета

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни необходимо оформлять первичными учетными документами, а в свою очередь данные первичных учетных документов подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В учетной политике каждая организация самостоятельно указывает периодичность составления регистров бухгалтерского учета.

Необходимыми реквизитами регистров бухгалтерского учета являются, согласно ч. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ – наименование регистра, наименование экономического субъекта, составившего регистр, дата начала и окончания ведения регистра и (или) период составления регистра, хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета, величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения, наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра, ФИО и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

Как заполнить «расходный» налоговый регистр

С заполнением «расходных» регистров налогоплательщики могут испытывать определенные трудности. Это связано с тем, что признание расходов в налоговом учете не всегда совпадает с отражением аналогичных расходов в бухучете. Так что использовать бухгалтерские учетные регистры без внесения в них дополнительных корректировок не всегда представляется возможным.

К примеру, отдельные виды расходов в БУ отражаются в полном объеме, а в НУ нормируются (рекламные, представительские и т. д.). А некоторые виды затрат налоговое законодательство вообще запрещает признавать в составе расходов, формирующих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

О нюансах признания прочих расходов, связанных с производством и реализацией, читайте здесь.

Продолжение примера

Специалист ООО «Ритм» сформировал РНУ «Расходы, уменьшающие доходы от реализации», в котором отразил следующие виды расходов: затраты на основное сырье и материалы, зарплату вместе с начисленными страховыми взносами, амортизацию имущества ООО «Ритм», расходы на тепло, воду, электроэнергию и др.

Информацию для заполнения регистра бухгалтер взял из данных бухучета (по счетам 20, 26, 44, 91 и др.). В отчетном периоде фирма не осуществляла расходов, признание которых в НУ не совпадает с правилами БУ, поэтому корректировать данные бухучета не пришлось.

Образец заполненного регистра налогового учета «Расходы, уменьшающие доходы от реализации» вы также можете скачать на нашем сайте.

ВАЖНО! Если налоговые расходы превысили налоговые доходы и налогооблагаемая база по прибыли в каком-то из периодов (налоговом или отчетном) отсутствует, декларацию налоговикам все равно представить необходимо (п. 1 ст

289 НК РФ).

Составление налоговых регистров по налогу на прибыль

Итак, по информации налоговых регистров выверяют данные для декларирования величины налоговой базы и налога к уплате. Для формирования декларации по налогу на прибыль (ДННП) объединяют сведения о проведенных операциях, суммируют показатели учетной «первички» и систематизируют их в зависимости от отнесения к определенному разделу декларации. При определении налоговой базы за отчетный период необходимо раскрыть процесс формирования итоговых сумм, поэтому по отдельности группируют регистры:

  • доходов от реализации;

  • расходов, уменьшающих эти доходы;

  • внереализационных доходов;

По завершении отчетного периода разница между итоговыми цифрами в этих регистрах позволит определить размер прибыли, т. е. базу, а затем рассчитать налог. При ведении компанией нескольких видов деятельности или же при осуществлении операций с особыми условиями перехода права собственности (со специальным порядком построения налоговой базы) потребуются дополнительные регистры налогового учета по налогу на прибыль.

Пример

Итоговая строка в ОСВ за 3 квартал выглядит следующим образом:

Счет

Содержание операции

Сальдо на начало года (руб.)

Обороты за год (руб.)

Сальдо на конец года (руб.)

Д/т

К/т

Д/т

К/т

Д/т

К/т

90/1

Выручка от реализации продукции с учетом НДС

3 6000 000

3 6000 000

На основе этих же данных формируется РНУ. Выглядеть «доходный» регистр по учету ННП может так:

Дата

Содержание операции

Счет БУ

Документ – основание

Сумма в руб.

10.02.2019

Реализация изделия 1

90/1

Накл. от 10.02.2019 № Н-78

3 000 000

23.03.2019

Реализация модели 2

90/1

Акт от 23.03.2019 № КК-784

8 000 000

15.04.2019

Реализация изделия 1

90/1

Накладная от 15.04.2019. № КУ-01

5 000 000

25.05.2019

Реализация модели 3

90/1

Акт от 25.59.2019 № Н96

4 000 000

10.07.2019

Реализация изделия 1

90/1

Накладная от 10.07.2019. № У-121

5 000 000

25.09.2019

Реализация модели 2

90/1

Акт от 25.09.2019 № КН9456

5 000 000

Итого по стр. 010 прил. № 1 Л02 ДННП

30 000 000

Т.е. показатель полученного дохода по РНУ и ОСВ равнозначен и будет внесен в строку 010 приложения № 1 листа 02 Декларации по налогу на прибыль.

Аналогично формируется и регистр по внереализационным доходам.

Далее, бухгалтер составляет РНУ по расходам основной деятельности, указав в них затраты на сырье, зарплату, отчисления с нее, амортизацию ОС, поставляемые энергоресурсы. Основой для заполнения этого регистра служат данные бухучета по счетам 20, 26, 44, 91 и др. Допустим, что в отчетном периоде компания ООО «Лето» не производила расходов, не признаваемых НУ, информация в РНУ будет также соответствовать данным ОСВ:

Наименование затрат

Счет БУ

Сумма в руб.

Расходы, относящиеся к продажам (прямые):

– себестоимость готовой продукции, в том числе:

43

9 000 000

– сырье

20

6 000 000

– амортизация ОС

20

400 000

– зарплата цеховых рабочих

20

1 900 000

– страховые взносы

20

560 000

– энергоресурсы

20

200 000

Итого по стр. 010 прил. № 2 к Л02 ДННП

18 060 000

Расходы по реализованным покупным товарам (прямые)

41

1 000 000

Итого по стр. 020 прил. № 2 к Л02 ДННП

1 000 000

Косвенные расходы:

Зарплата АУП

26

500 000

Отчисления с зарплаты (страховые взносы)

26

150 000

Содержание административного здания

26

200 000

Обслуживание оргтехники

25

90 000

Итого по стр. 040 прил. № 2 к Л02 ДННП

940 000

Всего за 9 мес.

20 000 000

Этот регистр предприятие формирует на основе данных по продажам – первичной учетной документации с фиксацией каждого факта затрат. Для этих целей разрабатывают аналитические регистры по каждому виду расходов. Мы же представляем сводные налоговые регистры по налогу на прибыль, т.е. те, в которых аналитика уже сформирована по группам и характеристикам затрат.

Далеко не всегда данные бухучета совпадают с НУ – случается, что в компании нормируются какие-либо затраты, например, рекламные. Продолжим пример, продемонстрировав регистр по признаваемым внереализационным расходам фирмы.

Для отражения внереализационных затрат используют ОСВ по сч. 91/2. Допустим, что в компании в т.ч. осуществлялись не принимаемые к НУ расходы:

Счет

Содержание операции

Сальдо на начало года (руб.)

Обороты за год (руб.)

Сальдо на конец года (руб.)

Д/т

К/т

Д/т

К/т

Д/т

К/т

91/02

Расходы по услугам банка РКО

400 000

400 000

91/02/1

Прочие затраты, не признаваемые НУ

200 000

200 000

Итого

600 000

На базе данных ОСВ составляют регистр по внереализационным расходам за 9 месяцев, но в нем непринимаемые к НУ расходы уже не фигурируют:

Наименование затрат

Документ

Сумма в руб.

Расходы за РКО за январь – сентябрь 2019

Списание с р/с по док. № Н-р4512

400 000

Итого по стр. 200 прил. № 2 к Л02

400 000

На основе оформленных налоговых регистров по налогу на прибыль, образец которых предложен в данной публикации, в декларацию по ННП в лист 02 расчета налога (Л02) будет внесена построчная информация:

Порядок разработки налоговых регистров

Для определения налогооблагаемой базы используется систематизированная информация, которая группируется в налоговых регистрах по налогу на прибыль. Такие регистры являются одной из составляющих для подтверждения достоверности данных налогового учета. Сведения для занесения в регистры берутся из первичных документов, бухгалтерских справок, актов инвентаризации и расчетов.

При разработке регистров налогоплательщиками должны быть учтены обязательные требования, содержащиеся в ст. 313 НК РФ. Так, они должны содержать:

  • название;
  • дату или период;
  • единицы измерения в натуральном и стоимостном выражении;
  • название хозоперации;
  • подпись и ФИО лица, ответственного за составление регистра.

За точность занесения в регистры сведений о хозоперациях несет ответственность лицо, их составившее, чья подпись имеется на документе. В обязательном порядке должна быть обеспечена защита налоговых регистров по налогу на прибыль от несанкционированного внесения исправлений. Если все же требуется внести исправление из-за обнаружения ошибки в данных, то это должно сделать ответственное лицо, отметив причину исправления и дату, а также подтвердив эту запись своей подписью.

Содержащиеся в налоговых регистрах данные предназначены как для самого налогоплательщика (для анализа и систематизации данных, а также для определения налоговой базы и заполнения строк налоговой декларации), так и для налоговых органов при проведении проверки. Сведения, содержащиеся в налоговых регистрах, являются налоговой тайной, за сохранение которой ответственность несут лица, получившие к ней доступ.

Налоговые регистры по налогу на прибыль могут вестись в любой форме:

  • разработанных таблиц;
  • группировочных документов;
  • справок бухгалтера;
  • в другом виде.

См. также статью «Что изменить в налоговой учетной политике-2015»

Типичными формами аналитических регистров являются журналы-ордера, оборотные ведомости, главная книга и прочие. Налогоплательщик имеет право добавлять в предложенные формы аналитических регистров дополнительные реквизиты, если это требуется для определения налоговой базы. Налоговые органы не вправе навязывать налогоплательщикам какие-либо обязательные формы регистров.

Выездная проверка: истребование регистров бухучета тоже возможно

(!) При проведении выездной проверки по какому-либо налогу (к примеру, по НДС, по налогу на прибыль, по налогу на имущество) инспекторы могут изучать, в частности, и регистры бухучета.

Так, в рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок <9>, разработанных на основе норм ст. 89 НК, инспекторам предписано анализировать практически все документы, имеющие отношение к предмету проверки. В числе прочего указаны и приказ об учетной политике, и рабочий план счетов бухучета, и утвержденные формы регистров бухучета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.) <10>. По каждому нарушению в акте проверки в случае необходимости должен быть указан порядок отражения операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета <11>.

(!) Судебная практика подтверждает правомерность требований инспекторов представить им регистры бухучета в случаях, если они имеют отношение к предмету проверки <12>. Один из арбитражных судов указал, что в организации подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета <13>. Следовательно, все документы, содержащие информацию, которая может быть использована инспекцией при проведении проверки, она имеет право требовать <14>.

(+) Если же ваша организация не ведет те или иные регистры бухучета, то даже если налоговики будут их требовать, не спешите создавать несуществующие регистры. Направьте в инспекцию те регистры, которые у вас есть. А по несуществующим сделайте письменное пояснение, что конкретно эти запрошенные регистры бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой ваша организация не ведет. Штрафа за непредставление таких документов быть не должно <15>.

В одном из споров рассматривался случай, когда инспекция в рамках выездной проверки запросила расшифровку строк форм бухгалтерской отчетности. Организация такую расшифровку не представила, и инспекция затребовала с нее штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ <16>. Однако суд счел, что такие расшифровки не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов. Поэтому у организаций нет обязанности их представлять. А значит, штрафовать организацию не за что <17>.

(!) При выездной проверке инспекция иногда требует представить заверенные копии документов уже после того, как видела вживую их подлинники. Некоторые бухгалтеры считают, что раз документы уже были представлены инспекции для ознакомления, то их повторный запрос незаконен <18>. Однако это не так. Во-первых, допуск проверяющих к ознакомлению с оригиналами документов не равнозначен представлению им таких документов. А во-вторых, даже если бы инспекция взяла ваши документы к себе, а затем вернула, она имеет право истребовать копии таких документов <18>.

* * *

Напомним, что по общему правилу для представления документов дается 10 рабочих дней со дня получения требования <19>. За необоснованный отказ или непредставление документов в установленные сроки инспекция может оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ <20>. А на руководителя (главного бухгалтера) могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб. <21>

<1> Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 N 14951/11 <2> Постановление ФАС ПО от 07.03.2012 N А12-13971/2011 <3> Постановления Президиума ВАС от 11.11.2008 N 7307/08; ФАС МО от 28.04.2012 N А40-87461/11-99-409, от 07.04.2010 N КА-А40/3003-10 <4> Постановление ФАС ПО от 10.09.2013 N А65-406/2013 <5> НК РФ <6> Письмо ФНС от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ <7> НК РФ <8> НК РФ <9> утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 <10> п. 5.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 <11> подп. «а», «б» п. 3.2 Требований (приложение N 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@) <12> см., например, Постановление ФАС СЗО от 28.02.2013 N А13-3557/2012 <13> Постановление ФАС ЦО от 30.07.2013 N А64-5847/2012 <14> Постановления Президиума ВАС от 05.02.2013 N 11890/12, от 08.04.2008 N 15333/07; 9 ААС от 28.01.2015 N 09АП-54933/2014; ФАС МО от 13.02.2014 N А40-8274/13, от 09.09.2013 N А40-149427/12-140-1074 <15> Письмо Минфина от 25.01.2012 N 07-02-06/10 <16> НК РФ <17> Постановление АС МО от 09.02.2015 N А40-32972/14 <18> НК РФ <19> п. 6 ст. 6.1, НК РФ <20> ст. 126 НК РФ <21> статьи 2.4, 15.6 КоАП РФ

Регистры бухгалтерского учета

Именно так называется ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, в которой указано, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Что представляют из себя эти регистры <1>, в Законе не сказано. Но из сложившейся практики можно утверждать, что регистры — носители данных в определенной (чаще в табличной) форме, предназначенные для систематизации и накопления информации и сгруппированные исходя из экономической информации об активах, капитале и обязательствах экономического субъекта. При этом не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов учета в регистрах бухгалтерского учета.

<1> Регистр (от лат. registrum — список, перечень).

Транспортным и экспедиционным компаниям как коммерческим организациям следует самостоятельно выбрать формы и содержание учетных регистров. Каких-либо унифицированных форм или образцов для этого не предусмотрено, есть лишь подсказки для организаций (учреждений) бюджетного сектора экономики. Хотя в ст. 10 Закона о бухгалтерском учете все же содержится перечень обязательных реквизитов, на которые следует ориентироваться при разработке любого учетного регистра. Реквизитов немного, и все они заложены в программах, в которых ведется бухучет. В частности, регистр должен включать его наименование и наименование составившей его организации; даты начала и окончания ведения регистра (или период, за который он составлен); хронологическую или систематическую группировку объектов бухгалтерского учета, величину их денежного измерения с указанием единицы измерения; наименования ответственных за ведение регистра лиц и их подписи с указанием фамилий и инициалов.

В целом ничего сложного, за исключением последнего обязательного реквизита. Проще расписаться, если регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе, сложнее, если он является электронным документом. Как в таком случае выполнить требование о наличии подписи как обязательного реквизита? Очевидно, что для этого понадобится электронная подпись. Именно она придает электронному документу легитимность и юридическую значимость (ст. 6 Закона об электронной подписи <2>). Правда, в Законе о бухгалтерском учете нет указания на вид электронной подписи для регистров, которые ведутся в виде электронных документов. Раз так, бухгалтер вправе использовать все предусмотренные для документов электронные подписи, как усиленную (квалифицированную и неквалифицированную), так и простую (ст. 5 Закона об электронной подписи). Сказанное справедливо, пока правила подписания электронных регистров будут прописаны в федеральных стандартах бухгалтерского учета или иных правовых актах.

<2> Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Учитывая требования Закона о бухгалтерском учете, целесообразно во внутреннем локальном акте установить процедуру формирования регистров бухучета в виде электронных документов, а также процедуру их подписания электронной подписью, порядок и сроки их хранения. Кстати, действующее законодательство не обязывает ставить на учетных регистрах подпись главного бухгалтера, у которого и без этого хватает текущих дел и забот. Регистры вправе подписывать ответственные за их ведение исполнители, то есть сотрудники, которым поручено ведение того или иного участка бухгалтерского учета. Заметим, право электронной подписи может быть предоставлено ограниченному кругу сотрудников, в связи с чем может возникнуть необходимость в расширении списка лиц, уполномоченных подписывать документы. Необязательно наделять работников правами на усиленную электронную подпись, можно обойтись простой цифровой подписью. При этом напоминаем, если законодательством предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по их требованию изготавливать на бумажном носителе копии регистра, составленного в электронном виде (п. 7 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).

Формирование регистра

Компания вправе сама решить, как она будет учитывать доходы и рассчитываемый с них НДФЛ, и какие учетные бланки будут для этого использоваться. НК РФ определяет, что нужно отразить в налоговых регистрах. Необходимые сведения, подлежащие включению в регистр, закреплены в п.1 ст.230:

  • Идентификационные данные по каждому физлицу;
  • Разновидности выплачиваемых доходов;
  • Предоставляемые льготы по НДФЛ, уменьшающие базу для вычисления налога;
  • Величины выплачиваемых сумм;
  • Даты выдачи сумм персоналу;
  • Величины исчисленного налога;
  • Даты его удержания и перечисления;
  • Сведения о платежной документации, подтверждающей уплату.

Указанные сведения приводятся в разрезе по каждому сотруднику.

Бланк налогового регистра по НДФЛ разрабатывается с тем учетом, чтобы обеспечить удобную работу с информацией, наглядность ее представления. При этом в бланк включаются необходимые сведения, требуемые налоговой.

Качества, которыми должен обладать разработанный бланк регистра:

  • Простота – не должно возникать путаницы в представлении данных по сотрудникам;
  • Наглядность – данные должны легко читаться, бланк должен позволять быстро перенести необходимую информацию в 2-НДФЛ;
  • Краткость – не нужны лишние сведения, они не несут никакой значимости и создают сложность восприятия информации.

Бланк регистра должен учитывать особенности деятельности организации и выплачиваемые виды доходов, поэтому не утверждено универсального бланка регистра. Каждое предприятие составляет такой документ, который будет включать необходимые сведения и обладать указанными выше свойствами.

Для удобства компания может формировать несколько налоговых регистров для полного отражения необходимых данных в целях налогового учета НДФЛ. Налоговое законодательство работодателей в данном вопросе не ограничивает. Можно применять отдельный регистр в отношении каждого вида дохода или каждого физлица.

Часто компании за основу берут действовавший ранее бланк справки 1-НДФЛ, на примере которого подготавливается подходящий регистр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector