Социальное партнерство

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

О профсоюзах

Профессиональные союзы на защите прав работников

Трудовые коллективы с любой формой прав владения на определенное имущество или ценности для осуществления на практике своих законных прав на работу избирают своих представителей, выражающих мнение команды. Их действия определяются ТК РФ ст.29 и другими Федеральными законами.

Создаваемые партнерства нужны для разрешения спорных, проблемных задач. Рабочая миссия здесь представлена членами профсоюза и избранниками из состава работающей команды, людьми, хорошо знающими проблемы изнутри хозяйственной, производственной, общественной жизни.

Профессиональные союзы являются самостоятельной общественной структурой, объединяют людей на добровольных началах. Членов этого объединения связывает общая заинтересованность в сфере трудовой производственной деятельности, в сфере обслуживания и в других областях человеческой жизни.

Самостоятельная общественная организация разрабатывает и утверждает правила, уставы, создает профсоюзные руководящие комитеты, предназначает полномочия этих органов, проводит мероприятия.

При обнаружении нарушений члены профсоюзов имеют право указать на недостатки и настаивать на исключении злоупотреблений, направив претензию на имя работодателя, который обязан в короткий срок (не более недели) сообщить об итогах рассмотрения жалобы и мерах по устранению неполадок.

Закон позволяет профсоюзам создавать свои трудовые инспекции и предоставлять им определенные функции. Инспекторы могут проверять организации, предприятия на предмет соответствия законным документам. Осуществляется сотрудничество, обмен мнениями с исполнительной ветвью власти, контролирующей воплощение кодекса о труде.

Профсоюз надежно представляет работников в социальном партнерстве.

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Комментарий к статье 25 ТК РФ

Комментируемая статья дополнена ч. 2, определяющей условия признания органов государственной власти и органов местного самоуправления сторонами социального партнерства.

В сложном комплексе взаимоотношений по социальному партнерству существуют индивидуальные и коллективные трудовые отношения, которые возникают между разными субъектами. Поэтому следует различать стороны трудового отношения, которыми являются работник и работодатель, и стороны социального партнерства — работодатель (работодатели) и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

Правовой статус работника и работодателя как сторон трудового отношения определен в ст. 20 ТК (см. коммент. к ней).

Работники как сторона социального партнерства — это коллектив физических лиц, состоящий в трудовых отношениях с данным работодателем (работодателями).

Работодатели — это физические либо юридические лица (организации), вступившие в коллективные трудовые (организационно-управленческие) отношения с коллективом работников данной организации.

В качестве стороны социального партнерства признаются также органы государственной власти и органы местного самоуправления, но тогда, когда они выступают в качестве работодателей (ч. 2 ст. 25 ТК), а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Стороны социального партнерства — работники и работодатели — могут вступать в соответствующие взаимоотношения лишь через своих представителей, круг которых и их правовой статус определены в гл. 4 (ст. ст. 29 — 34 ТК).

Взаимодействие сторон социального партнерства и их представителей складывается в зависимости от их формы (ст. 27 ТК) и количества заключающих — на двусторонней или трехсторонней основе. При заключении коллективного договора возникают двусторонние отношения, а при заключении соглашения могут быть двусторонние или трехсторонние отношения.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 25 ТК в качестве третьей стороны могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления в случаях, если они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Это может быть связано с необходимостью координировать коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на различных его уровнях. Например, в качестве третьей стороны в отношениях по социальному партнерству следует рассматривать участие Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая является постоянно действующим органом (см. ст. 35 ТК).

Определение представителей работодателя

На локальном уровне (одного трудового коллектива) работодателя обычно представляет:

  • руководитель организации;
  • работодатель-ИП;
  • уполномоченное работодателем лицо, при этом возможен вариант, когда это лицо участвует только в разработке документа, а окончательное решение по нему принимается руководителем работодателя.

Интересы работодателя могут также представлять:

  • члены правления или совета директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • руководитель обособленного подразделения, которому даны такие полномочия;
  • министерство, когда вопросы затрагивают интересы работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

При необходимости представления на каком-либо из уровней соцпартнерства интересов нескольких работодателей они объединяются в соответствующую некоммерческую организацию (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскую или общероссийскую отраслевую (межотраслевую);
  • межрегиональную или межрегиональную отраслевую (межотраслевую);
  • региональную и региональную отраслевую (межотраслевую);
  • территориальную и территориальную отраслевую (межотраслевую).

На уровне постоянно действующих 3-сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, сформированных на федеральном уровне, работодатели могут быть представлены только соответствующим объединением (ст. 35 ТК РФ).

Допускается участие работодателя через делегирование объединению работодателей полномочий на представление его интересов.

Объединения работодателей считаются законодательно независимыми и не подвержены вмешательству в их работу органов государственной власти (ст. 6 закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ). Принятые ими решения по вопросам соцпартнерства становятся обязательными для исполнения (ст. 48 ТК РФ):

  • всеми членами этого объединения;
  • работодателями, делегировавшими объединению представление их интересов;
  • работодателями, не участвовавшими в разработке соглашения ни прямо, ни косвенно, но присоединившимися к нему после его подписания.

Субъектный состав социального партнерства

Было бы неправильным рассматривать субъектный состав социального партнерства исключительно сквозь призму субъектного состава трудового договора. Безусловно, социальное партнерство — это диалог между работодателями и работниками, однако в рамках этого диалога и работодатели, и работники могут принимать различные решения без участия противоположной стороны.

Например:

  • объединение работодателей может выработать единую политику по оплате труда в пределах одной отрасли или региона. Соответственно, принятое решение скажется на условиях диалога, а это означает, что соглашение работодателей будет рассматриваться объединением работников (профсоюзами) с целью устранения возможных противоречий;
  • профсоюзы могут обратиться с законодательной инициативой о принятии нужного работникам нормативного акта.

Поэтому субъектный состав социального партнерства следует определять по количеству задействованных в конкретном правоотношении участников. Так, отношения по типу «работник-работодатель» будут билатеральными (двухсторонними), а отношения, в которые включаются иные участники (государство, профсоюзы, союзы и т.д.) — трехсторонними.

Стороны социального партнёрства

Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:

  • Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
  • Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.

Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.

Ярлыки

  • аттестация персонала
    (2)
  • безвизовые иностранцы
    (5)
  • безработица
    (8)
  • Бюллетень «Судебная практика по трудовым спорам»
    (2)
  • Верховный Суд РФ
    (1)
  • военнослужащие
    (1)
  • вредные условия труда
    (1)
  • выплаты при увольнении
    (6)
  • дисциплинапная ответственность судьи
    (1)
  • Дисциплинарное судебное присутствие
    (1)
  • должностные инструкции
    (1)
  • дополнительные условия трудового договора
    (3)
  • задержка заработной платы
    (1)
  • заработная плата
    (4)
  • защита трудовых прав
    (35)
  • защита чести достоинства и деловой репутации
    (4)
  • звание «Ветеран труда»
    (1)
  • изменение существенных условий труда
    (4)
  • изучаем гражданское право
    (6)
  • изучаем трудовое право
    (11)
  • инвалиды
    (2)
  • иностранцы
    (3)
  • искусство самозащиты
    (4)
  • истории из жизни
    (3)
  • компенсация за неиспользованый отпуск
    (3)
  • компенсация за несоблюдение сроков судопроизводства
    (1)
  • консультации по трудовому праву
    (20)
  • конфликты на работе
    (5)
  • материальная ответственность
    (4)
  • материальная ответственность главного бухгалтера
    (2)
  • мое творчество
    (2)
  • Моральный вред
    (2)
  • Мосгорсуд
    (1)
  • мотивация персонала
    (1)
  • МРОТ
    (1)
  • невыплата заработной платы
    (2)
  • незаконное увольнение
    (1)
  • новое в законодательстве
    (30)
  • новости
    (2)
  • Нормативно-правовые акты
    (13)
  • образцы исковых заявлений
    (11)
  • оплата труда
    (1)
  • отказ в прием на работу
    (2)
  • отпуск
    (5)
  • отпуск по уходу за ребенком
    (3)
  • охрана труда
    (3)
  • ошибки в документах
    (2)
  • ошибки работника
    (6)
  • ошибки работодателя
    (1)
  • педагогические работники
    (1)
  • перевод работника
    (1)
  • передача должности
    (1)
  • перемещение работника
    (1)
  • поиск работы
    (2)
  • порядок исчисления нормы рабочего времени
    (1)
  • пособие по временной нетрудоспособности
    (1)
  • пособия
    (4)
  • пособия по беременности и родам
    (4)
  • постановления ВАС РФ
    (1)
  • правоохранительные органы
    (1)
  • предпринимательство
    (1)
  • премии
    (1)
  • проверка организации
    (1)
  • проверка трудовой инспекции
    (1)
  • прогул
    (2)
  • прожиточный минимум
    (4)
  • простой
    (1)
  • профсоюз
    (1)
  • работодателю на заметку
    (17)
  • разъяснения ВС РФ
    (2)
  • самореализация
    (1)
  • Северная надбавка
    (1)
  • собственный бизнес
    (2)
  • соглашение сторон
    (2)
  • сокращение штата
    (6)
  • соцзащита
    (4)
  • срок исковой давности
    (1)
  • срочный трудовой договор
    (2)
  • статьи
    (1)
  • статьи по трудовому праву
    (1)
  • субсидии
    (2)
  • суд
    (2)
  • судебная практика
    (2)
  • судебная практика по гражданским делам
    (5)
  • судебная практика по трудовым спорам
    (66)
  • судебный прецедент
    (2)
  • текучесть кадров
    (1)
  • теневые трудовые отношения
    (3)
  • трудовая книжка
    (4)
  • трудовой договор
    (7)
  • трудовой договор с иностранцем
    (1)
  • трудовые отношения
    (11)
  • трудоустройство
    (3)
  • увольнение
    (22)
  • увольнение за появление в состоянии алкогольного опьянения
    (4)
  • увольнение после декретного отпуска
    (1)
  • удлиненные отпуска
    (1)
  • Федеральная служба по труду и занятости
    (1)
  • ФСС
    (4)
  • хамство на работе
    (1)
  • центр занятости
    (5)
  • штраф за нарушение законодательства
    (4)
  • электронное правосудие
    (1)

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ЕГО ФОРМЫ.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

• равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального партнерства: 1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; 2) межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ); 3) региональный уровень в субъекте РФ; 4) отраслевой уровень; 5) территориальный уровень (в муниципальном образовании); 6) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формы социального партнерства:

• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

• участие работников, их представителей в управлении организацией;

• участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Состав представителей социального партнерства

Для того, чтобы достичь специфические цели, включая проведение коллективных переговоров, составление, заключение или изменение коллективных договоров,  контроль их выполнения, реализацию права участвовать в управлении компанией, ведение трудовых споров персонала и работодателя, интересы сотрудников представляет первичная профсоюзная организация. Также она может работать от лица иных представителей, включая профсоюзы, территориальные организации, их объединения, которых выбирают сотрудники в случаях:

  • проведения коллективных переговоров, разрешения коллективных трудовых споров;
  • заключение или изменение соглашений,
  • контроля выполнения договоров и соглашений,
  • формирования и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений персонала.

Разрешение коллективных трудовых споров в случае локального регулирования посредством представителей персонала происходит за счет профсоюза в качестве первичной организации или иных представительных органов.

Замечание 1

В ситуации, когда регулирование социально-трудовых отношений находится за пределами организации, персонал может быть представлен профсоюзами различного уровня.

Наряду с этим, рассматриваемые случаи представительства сотрудников обладают определенными особенностями.

Пример 1

Представление интересов сотрудников с помощью первичных профсоюзных организаций и их органов проводится, главным образом, по отношению к сотрудникам, которые являются участниками определенного профсоюза. Тем не менее, как указано в содержании ст. 9 Закона о профсоюзах, если подобное членство отсутствует, то это не должно являться препятствием для реализации персоналом собственных трудовых прав и свобод. По этой причине в случаях и порядке, установленных в статьях ТК, интересы всего персонала определенного работодателя, вне зависимости от их членства в профсоюзе, в случае проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, а также в случае рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров персонала и работодателя, должна представлять первичная профсоюзная организация.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Помимо этого, сотрудники, которые не являются участниками определенного профсоюза, вправе дать полномочия органу первичной профсоюзной организации представлять их интересы в области решения вопросов индивидуальных трудовых отношений и напрямую связанных с ними отношений при условии, которое установила данная первичная профсоюзная организация.

На практике трудовые и прочие связанные с ними отношения относительно часто характеризуются возникновением ситуаций, при которых сотрудники не объединены в профсоюзы. Это связано с тем, что подобные объединения производятся лишь на добровольных началах. Может иметь место ситуация, в которой ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не способна объединить больше 50 % сотрудников определенного работодателя. По этой причине она не им и не уполномочена в указанном выше порядке нет полномочий представлять интересы персонала в социальном партнерстве на локальном уровне.

Наряду с этим, подобное положение не может определять ограничение на права указанных сотрудников иметь представительство в социальном партнерстве. В такой ситуации на общем собрании (конференции) сотрудников с целью осуществить указанные полномочия тайным голосованием из числа сотрудников избирается представитель, то есть представительный орган работников. В качестве подобного представительного органа могут выступать: трудовые коллективы, орган общественной самодеятельности и др.

Замечание 2

Тем не менее, наличие другого представителя не является препятствием для того, чтобы первичная профсоюзная организация осуществляла собственные полномочия.

Вместе с добровольными (диспозитивными) характеристиками создания представительных органов сотрудников, трудовое законодательство (например, ст. 32) включает императивные нормы. В соответствии с ними работодатели должны создавать условия, которые обеспечат работу представителей сотрудников.
Эти условия закрепляются в трудовых нормах, коллективных договорах, соглашениях.

Преимущества

Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector