Приказ о внесении изменений в учетную политику

Организационные положения

  1. Для целей формирования информации по налоговому учету компания раскрывает в рамках указанного раздела данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
  2. Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
  4. Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности компании, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
  8. Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч. 7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Оцените возможность такого пересчета и период. Если перерасчет сделать достоверно невозможно, то примените новый способ учета перспективно.

II. Изменение учетной политики

Случаи изменения учетной политики. Учетная политика изменяется (п. 10 ПБУ 1/2008) в случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Причем новые способы должны давать:

  • более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации;
  • меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности;
  • существенные изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

Не считается изменением учетной политики:

  • утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее;
  • факты хозяйственной деятельности, которые возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики. Ретроспективное отражение изменений учетной политики. Отражение корректировки в связи с изменением учетной политики. Существенные последствия изменений учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности организаций ретроспективно по правилам, установленным в п. п. 13 — 16 ПБУ 1/2008 в денежном выражении. Оценка последствий изменения в учетной политике производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Общее правило отражения результатов изменения учетной политики ретроспективно состоит в том, что организация должна пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При этом корректируется входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Так до каких же пор нужно производить перерасчеты? Видимо, до тех пор пока у организации имеются необходимые данные. Поскольку максимальная продолжительность такого периода регламентируется 5 годами (п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ <1>), перерасчет следует производить за пять периодов.

<1> Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

Если последствия изменений учетной политики вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерской отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ или нормативным актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не устанавливают порядка отражения последствий изменения, то они отражаются в бухгалтерской отчетности по общему правилу — ретроспективно.

Отражение изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства. В п. 15.1 ПБУ 1/2008 субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) разрешено осуществить выбор одного из двух способов отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности:

  • ретроспективно;
  • перспективно.

Эти способы отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности применяются, за исключением случаев, когда иной порядок изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства установлен законодательством РФ или нормативно-правовым актом по бухгалтерскому учету.

Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.

Пример 4. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО «Торговый Дом». До реорганизации ООО «Прогресс» занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО «Торговый Дом». В данном случае вновь созданное юридическое лицо — ООО «Торговый Дом» — будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.

При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.

Пример 5. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал». Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал» сформируют новую учетную политику.

Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.

Пример 6. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО «Прогресс». Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО «Прогресс» будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Л.И.Куликова

Д. э. н.,

профессор

Казанский федеральный университет

Почему учетная политика не может быть неизменной и что в ней должно содержаться

Бухгалтерский учет предполагает наличие Учетной политики. Этот документ актуализируется и утверждается ежегодно. Зачастую корректировка прошлогодней УП неизбежна и обусловлена (п. 10 ПБУ 1/2008):

переменами в нормативной базе;

Еще с 2019 года наметилась модификация в бухгалтерском учете, вытекающая из постепенного внедрения норм МСФО в систему бухгалтерского учета РФ. Уже изданы ФСБУ, которые компании вправе брать на вооружение с 2021 года добровольно, а ФСБУ 5/2019 вообще неизбежен. Помимо этого, с 1 января 2021 года стали действовать многочисленные корректировки в НК РФ.

  • внедрением компанией ранее не используемых способов бухучета;
  • значительным преобразованием условий хозяйствования (реорганизация, изменение вида деятельности организации и т.п.).

Обособленного раскрытия в бухгалтерской отчетности требуют существенные корректировки в УП.

Что требуется отобразить в учетной политике?

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, которые используются для осуществления полного и своевременного бухгалтерского учета + для оформления надлежащей с точки зрения законодательства отчетности;
  • бланки «первички», регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности;
  • процедуру осуществления инвентаризации активов и обязательств компании;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • график оборота документов;
  • процедуру надзора за хозяйственными операциями;
  • ответы на другие вопросы, которые нужны для функционирования бухгалтерского учета.

Перечисленное — «костяк» учетной политики, но это — только база. Помимо нее нужны правила, регламентирующие операции, осуществляемые определенной компанией.

Чем необходимо руководствоваться?

При формулировании положений УП для заданного объекта бухучета следует выбирать из ряда способов, предлагаемых ФСБУ. В ситуациях, когда есть нехватка нормативного регулирования в ФСБУ — нужно самостоятельно разработать способ, учитывая действующую «нормативку» о бухгалтерском учете.

Важно не забыть про последовательность (приоритетность) актов:

  • МСФО;
  • положения федеральных/отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухучета.

Указанная иерархия предполагает, что если, например, какая-то ситуация по-разному отражена в международных стандартах финансовой отчетности и в рекомендациях в области бухучета, то подлежат применению МСФО.

Избыточные элементы

При составлении учетной политики (или внесении в нее изменений) учтите: не всякое действие необходимо строго регламентировать. Иногда это может затруднить дальнейшую работу. Например, Минфин России в письме от 2 октября 2013 г. № 03-07-09/40889 дает такое разъяснение. Поскольку порядок подтверждения даты получения счетов-фактур Налоговым кодексом РФ не установлен, его нужно самостоятельно определить в учетной политике. Между тем следовать этому предписанию вовсе не обязательно. Если специальный порядок в учетной политике не зафиксирован, то бухгалтер вправе применять любые доказательства даты получения. В частности, не запрещена доставка счета-фактуры курьером. А необоснованно ограничивающий элемент в учетной политике лучше не прописывать.

Кстати, напоминаем, что с 1 января 2015 года журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур необходимо вести только в отношении определенных операций (в основном носящих посреднический характер).

Застройщиков от обязанности ведения журнала с нового года не освободили (п. 3.1 ст. 169Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ). Зато подрядчикам строительства журналы больше не понадобятся.

Вывод: учетную политику целесообразно «почистить», исключив лишнюю или устаревшую информацию.

Но может и, наоборот, возникнуть необходимость внесения в нее дополнений (например, в случае введения нового направления деятельности). (Об оформлении дополнений рассказано в статье «Внесение дополнений в учетную политику», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 11, 2011).

Оформление учетной политики

По нашему мнению, важным является содержащееся в Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 пояснение, касающеесяоформления документа, названного учетной политикой. В нем сказано, что выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции субъекта учета (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства). То есть учетная политика может быть утверждена приказом, распоряжением и т. п. При этом может использоваться любой из существующих способов ее утверждения (либо издается отдельный акт, либо на титульном листе учетной политики ставится гриф «Утверждено» за подписью руководителя субъекта учета).

При этом допустимо формирование учетной политики как путем принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных правовых актов либо включения в отдельные правовые акты соответствующих положений (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета, в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов).

Учетная политика: нормативная база, виды, порядок и сроки утверждения

Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иные нормативные документы в сфере бухгалтерского учета определяют, что все хозяйствующие субъекты обязаны формировать учетную политику исходя из своей структуры и особенностей деятельности.

Исключением являются лишь организации осуществляющие предпринимательскую деятельность в кредитной сфере, а также иностранные предприятия, осуществляющие деятельность на территории РФ, они обязаны руководствоваться нормативными документами, определенными в их стране, однако установленные правила не должны противоречить МСФО.

Понятие «учетная политика» используется как в бухгалтерском законодательстве, так и в налоговом и несет определенный отличный друг от друга смысл. Отличие в сфере применения данного термина подразумевает различия в сроках, на которые утверждается данный нормативный документ и в его содержании. В связи с чем выделяют следующие виды:

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета;
  2. Учетная политика для целей налогового учета;
  3. Учетная политика для целей составления отчетности согласно МСФО.

Первый нормативный документ (стандарт по БУ), устанавливающий правила формирования учетной политики на предприятии, был утвержден в 1998 году. Позднее в 2008 году стандарт был пересмотрен, доработан и на сегодняшний день является официальным документом «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008 утв. Приказом №106н от 06.10.2008г.).

Всего данный ПБУ имеет 24 статьи (25 ст. утратила силу согласно приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н).

Содержание оформляется специальным внутренним документом – «Приказ об учетной политике». Данный документ составляется главным бухгалтером, и он несет ответственность за его формирование и исполнение. Приказ составляется в момент создания предприятия, либо его реорганизации (согласно ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 в течении 90 дней с момента государственной регистрации). Утверждение учетной политики каждый год не является обязательным, однако необходимо обратить на срок действия данного документа. Для предприятий, у которых учетная политика не меняется длительный период конечную дату лучше оставить открытой. Корректировать ее можно двумя способами:

  • внесение изменений путем переутверждения в новой редакции;
  • внесение изменений и дополнений к действующей политике соответствующим приказом.

В приказе находят свое отражение все основные элементы учетной политики. Элементы, требующие наиболее детального рассмотрения и являющиеся слишком объемными для отражения в приказе, помещаются в приложение.

Примерами таких приложений являются:

  1. Формы первичных документов не имеющих унифицированной формы, разработанные самой организацией;
  2. Организационная структура центра финансовой ответственности осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии, его состав и функциональное закрепление;
  3. Система документооборота предприятия и др.

Понятийная справка!

Учетная политика предприятия определяется, как совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности (п. 2 ПБУ 1/08).

Амортизация

Теперь обратимся к порядку учета амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. Отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств приведет к разногласиям с контролирующими органами. Раскрытие данной информации в учетной политике сопряжено с дополнительными рисками.

Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, ей необходимо указать, каким образом осуществляется амортизация невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация осуществляется либо из срока полезного использования арендованного основного средства, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно.

Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.

В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация устанавливает особый порядок определения срока полезного использования — с учетом срока эксплуатации у прежнего собственника. Указанный вариант не является обязательным. Организация вправе определить общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации).

В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов: линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный (ускоренное списание в первые годы эксплуатации). При нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.

Соответственно, выбирая нелинейный метод, перед организацией возникает необходимость раскрытия дополнительной информации. В частности, она может предусмотреть ликвидацию амортизационной группы с суммарным балансом менее 20 000 рублей (с единовременным переносом недоамортизированного остатка в состав внереализационных расходов) либо не делать этого (в этом случае амортизация начисляется до полного погашения стоимости). Выбор варианта полностью относится на усмотрение организации.

Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Ее применение (с учетом ограничений, налагаемых НК РФ) разрешено как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на ее увеличение. Возможно применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.

В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на ее увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае она применяется в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на ее применение).

Если к основному средству применяется несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, организация должна выбрать только один. Это — максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.

В отношении абсолютно любых основных амортизируемых средств организация устанавливает применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. В учетной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, и ссылку на документ, в котором приведен этот перечень.

Для чего необходима учетная политика

Положения по бухгалтерскому учету предусматривают определенные правила отражения доходов и расходов, а НК РФ — свои. Выбранные организацией методы влияют:

  • на величину себестоимости продукции, работ и услуг;
  • на ее финансовые показатели;
  • на размер налогов.

Все это и следует предусмотреть в УП для целей бухгалтерского и налогового учетов. Требование о ее составлении регламентируется:

ВАЖНО!
Разработанная учетная политика организации утверждается приказом руководителя. Не обязательно готовить два отдельных распоряжения: объедините УП для целей бухгалтерского и налогового учетов в одном указе

Распишите локальные нормативы в приложениях к распорядительному документу.

Чтобы быстро и правильно составить документ, используйте бесплатно конструктор учетной политики на 2021 год от экспертов КонсультантПлюс.

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ» (ПБУ 21/2008)

(в ред. Приказа Минфина РФ )

1. Настоящее Положение устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации), информации об изменениях оценочных значений. (в ред. Приказа Минфина РФ )

2. Для целей настоящего Положения изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

3. Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

Изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения.

Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.

4. Изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 настоящего Положения, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):

периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;

периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

5. Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.

6. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:

— содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

— содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Как исправить ошибку отчетного года?

Исправление ошибки отчетного года осуществляется в зависимости от периода ее обнаружения дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.

При этом формирование отчетности с учетом выявленных ошибок осуществляется:

  • по решению субъекта учета — при выявлении по результатам осуществления внутреннего контроля после подписания отчетности, но до предельной даты ее представления;
  • по решению уполномоченного органа — при выявлении по результатам камеральной проверки отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом (исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность отчетности);
  • по решению уполномоченного органа — при выявлении по результатам осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения (исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность отчетности).

В этих случаях записи по счетам бухгалтерского учета отражаются последней отчетной датой отчетного периода и (или) путем формирования отчетности, содержащей уточненные показатели с учетом выявленных и исправленных ошибок.

Изменение метода формирования стоимости приобретения товара по торговым операциям

Порядок определения расходов для целей расчета налога на прибыль по торговым операциям установлен статьей 320 НК РФ. Расходы по торговым операциям текущего месяца разделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), понесенные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Таким образом, по торговым операциям у налогоплательщика есть выбор:

  1. сформировать первоначальную стоимость товара с учетом транспортных расходов или
  2. определять остаток транспортных расходов на конец периода по среднему проценту.

Избранный порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Как поступить, если налогоплательщик изменяет учетную политику? После изменения метода транспортные расходы подлежат включению в стоимость товаров. При этом в налоговом учете налогоплательщика будут числиться остатки транспортных расходов, приходящихся на ранее приобретенный товар, в цену приобретения которого не включены транспортные расходы (по прежнему варианту УП транспортные расходы не включались в стоимость товара и рассчитывались отдельно по среднему проценту).

Когда от ФСБУ можно отступить

В ПБУ 1/2008 добавлены специальные нормы о том, как поступать организациям в случае, если применение общего порядка не позволяет достоверно отразить всю финансовую деятельность компании. В п. 7.3 ПБУ 1/2008 уточняется, что нормы применяются только в исключительных случаях. Компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов. Однако при этом должны выполняться следующие условия:

  • установлены причины, которые мешают отражению в учете и отчетности объективной информации;
  • существует альтернативный вариант, который снимет проблему;
  • такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчетности;
  • экономический субъект надлежащим образом раскрыл информацию о том, что отступил от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Новый п. 20.2 ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию информации об отступлении от общих правил. Компания должна указать наименование и краткое описание ФСБУ, от которого она отступила, причины, по которым его применение искажает финансовую картину, содержание альтернативного способа и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления информации.

Плюс к тому она должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector