Реорганизация юридического лица: порядок и формы реорганизации компании

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮР ЛИЦА: ПОНЯТИЕ ВИДЫ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Понятие «реорганизация» закон не раскрывает, однако общий ее смысл состоит в том, что данная юридическая процедура преследует цель создания одних и прекращения других юридических лиц, как правило, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (создание) другим (прекращением).

Поэтому реорганизация, с одной стороны, — альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридических лиц, с другой — один из способов прекращения одного (нескольких) юридических лиц. В соответствии с ГК РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена только по решению:— Учредителей и участников; — Органа юридического лица, который на это уполномочен учредительными документами; — По решению уполномоченного органа или суда, о разделении или выделении. В российском законодательстве определены следующие формы реорганизации: Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние– объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение– «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение– образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение– образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование– прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом.

Иные моменты

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица иной организационно-правовой формы означает изменение его наименования.

Однако, как следует из ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

В данной норме не уточняется, что относится к «иным документам, содержащим его прежнее наименование».

С одной стороны, Закон призван облегчить положение субъектов предпринимательской деятельности, вынужденных вносить изменения в свое наименование не по собственной инициативе, а в связи с изменением законодательства.

На основании такого подхода при исключении из наименования указания на тип общества «открытое» в целях приведения его в соответствие с новыми требованиями ГК РФ переоформлять лицензию не требуется.

Данный подход поддерживают некоторые государственные органы. Так, Минприроды России в письме от 20 апреля 2015 г. № 02-11-44/9212 отметило, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует обязательного переоформления лицензий на пользование недрами, содержащих его прежнее наименование.

ФСТЭК России в информационном сообщении от 10 апреля 2015 г. № 240/13/143615 указала, что все выданные организациям до 1 сентября 2014 г. лицензии ФСТЭК России сохраняют свою юридическую силу и их переоформление не требуется. Вместе с тем указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявлений организаций-лицензиатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, поскольку лицензии прямо не указаны в п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, нельзя исключить риск претензий со стороны соответствующих государственных органов.

Например, Банк России в письме от 23 апреля 2015 г. № 012-33-6/3588 указал, что по общему правилу кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Внесение в устав кредитной организации изменений, связанных с приведением ее наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ, влечет за собой замену лицензий на осуществление банковских операций.

Если у общества имеются лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, рекомендуется обратиться за разъяснениями в орган, выдавший лицензию, о необходимости ее переоформления в рассматриваемой ситуации.

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.

Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в главе 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.

Согласно п. 57 Порядка в строке «Место работы — наименование организации» указывается полное или сокращенное наименование организации. Эти данные должны соответствовать учредительным документам организации.

Как неоднократно указывалось, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

С одной стороны, листок нетрудоспособности можно отнести к иным документам, содержащим прежнее наименование организации. Учитывая п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, общество может принимать от работников листки нетрудоспособности с прежним наименованием.

Однако во избежание рисков отказа ФСС России в возмещении средств, перечисленных работодателем на оплату больничных, после внесения изменений в учредительные документы рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, с тем чтобы в листки нетрудоспособности вносилось правильное наименование общества.

Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

  1. добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
  2. принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Проблемы реорганизации

Реорганизация – достаточно рискованное мероприятие, ведь это не единичная процедура, а многоэтапный процесс, в котором задействованы учредители и кредиторы.

Принятие решения также сопровождается юридическими трудностями. Правда, унитарные предприятия справляются без особых проблем, ведь их владельцу одобрение не требуется. Сложнее приходится обществам с дополнительной ответственностью и ООО.

Немаловажно и то, что исполнительный орган в процессе реорганизации обязан сообщить в налоговую службу о принятии решения. Это делается в течение 5 дней

Следствием такого уведомления может явиться проверка.

Реорганизацию могут спровоцировать и положительные, и отрицательные изменения в жизни предприятия. Но, так или иначе, изменение формы и структуры связано с многочисленными трудностями юридического характера.

Наши группы:

Организационно-правовая форма и законодательство России

 Организационно-правовые формы юридического лица – это формы деятельности, которые закреплены непосредственно законодательством страны и определяют права, обязанности и порядок распоряжения активами юридического лица.

Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах. Каждая организационно-правовая форма организаций предполагает конкретный перечень обязательств, устанавливает право сделок от лица организации, задает управленческую структуру и прочие элементы функционирования предприятий.

Влияние реорганизации предприятия на финансово-экономический результат его деятельности

2.3 Финансовая оценка влияние реорганизации на финансово-экономический результат деятельности компании

Запрещать слияние, присоединение и преобразование юридических лиц, если новый хозяйствующий субъект займет на рынке доминирующее положение;

При невыполнении такого требования в срок суд назначает внешнего управляющего, который и проводит реорганизацию.

создание плана мероприятий перевода бизнес-системы из текущего состояния в заданное состояние, а также поддержания бизнес-системы в требуемом состоянии;

разработку решений по построению аппаратного, программного, информационного и организационного обеспечения КИнС;

Данный методологический подход был успешно апробирован при выполнении ряда консалтинговых проектов реорганизации деятельности бизнес – систем.

процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции, в результате реализации которых осуществляется получение определенного дохода в бизнес-системе;

процессы планирования и управления, обеспечивающие эффективное планирование и управление получением дохода при реализации процессов выпуска продукции;

количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;

определение эффективности применения средств автоматизации в структурных подразделениях бизнес-системы;

выделение функций, которые обеспечивают достижение стратегических целей реализации бизнес-процессов и являются наиболее прибыльными;

разработка ранжированного перечня технологических участков, изменение которых обеспечит улучшение значений показателей реализации бизнес-процессов.

изменение существующих технологий реализации бизнес-процессов до уровня рациональных («как должно быть») технологий;

комплексы функционально-информационных, функционально – стоимостных, функционально-имитационных моделей существующего состояния бизнес-системы;

комплексы функционально-информационных, функционально – стоимостных, функционально-имитационных моделей целевого состояния бизнес-системы;

Предприятие возмещает вред, причиненный его работниками при исполнении своих трудовых (слу­жебных, должностных) обязанностей.

• доходы, полученные от учрежденных предприяти­ем дочерних предприятий, участия в хозяйственных обществах и товариществах;

Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность.

Реализация этих блоков дает наиболее точную и объективную картину текущего экономического состояния предприятия.

Чистая прибыль за весь анализируемый период увеличивалась, но сумма увеличения каждого последующего года была меньше предыдущего.

Рассчитав показатели по данным анализируемого предприятия, получаются следующие соотношения, указанные в таблице 2.12.

Таблица 2.12 — Сравнительная динамика показателей изменения активов, выручки и прибыли за 2008-2010гг. В тыс.руб.

Налоговые различия реорганизации путем присоединения от слияния

По общему правилу, установленному ст.50 НК РФ, если реорганизуемая компания лицо не оплатила либо не смогла оплатить налоги (сборы) до своей реорганизации, то эта обязанность исполняется его правопреемником (правопреемниками).

Реорганизация как в форме слияния, так и в форме присоединения, чаще всего, используется для оптимизации налогообложения (для применения спецрежима и т.п.).

И больше всего претензий возникает в части присоединения убыточной компании к прибыльной компании. Дело в том, что налогоплательщик, у которого по итогам финансово-хозяйственной деятельности получены убытки, учитываемые при исчислении налога на прибыль, вправе уменьшить налоговую базу на убытки в течение десяти лет, считая с года, следующего за годом получения убытка (ст.283 НК РФ).

А поскольку при присоединении и слиянии компании в части уплаты налогов правопреемник пользуется всеми правами реорганизованного юридического лица, то убытки переходят на новую (при слиянии) и существующую (при присоединении) компанию.

Если убыток реорганизованной путем присоединения компании образовался в последнем для нее налоговом периоде, то правопреемник вправе учесть такой убыток в периоде, следующем за налоговым периодом, в котором произошло присоединение (Письмо Минфина РФ от 30.03.2016 г. №03-03-06/1/17811).

При этом если у компании-правопреемника отсутствуют первичные учетные документы реорганизованного юридического лица, подтверждающие размер понесенного им убытка и период его возникновения, налоговые органы отказывают в праве уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Данные выводы соответствуют правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 24.07.2012 г. №3546/12 и поддерживаются арбитражными судами (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 г. №А27-7354/2014, решение АС Свердловской области от 27.07.2015 г. №А60-15039/2015). 

Однако если подобная реорганизация имеет единственную цель – минимизация налогов, а не осуществления реальной деятельности, суды могут поддержать позицию налоговых органов о получении необоснованной налоговой выгоды (определение ВАС РФ от 13.03.2008 г. №2789/08).

Статья актуальна на 23.06.2016

Присоединение: прекращение нескольких в пользу одного

Присоединение – это процедура реорганизации двух (или нескольких) юридических лиц, по окончании которой одному из субъектов передаются права и обязанности присоединенного юридического лица.

Реорганизация в форме присоединения находится под особым контролем антимонопольной службы по аналогичным признакам, что и в форме слияния.

Результат: ООО «А» + ООО «Б» = ООО «А»

Новый субъект предпринимательской деятельности не создается: присоединяемая компания (ООО «Б») полностью утрачивает свою правоспособность, передает все права и обязанности уже имеющемуся юридическому лицу (ООО «А») и становится его частью. Реорганизация становится законной с момента регистрации прекращения в ЕГРЮЛ присоединенного юридического лица.

NOTA BENE: С 01 сентября 2014 года передаточный акт в ходе процедуры присоединения не составляется.

Выделение: создание одного и нескольких 

Выделение является частным случаем разделения, когда создается одно (или несколько) юридическое лицо с переходом части прав и обязанностей реорганизуемого общества в отсутствие ликвидации последнего, в результате чего средства децентрализуются, количество самостоятельных субъектов рынка увеличивается, но основное юридическое лицо сохраняется.

Целью выделения может быть декорпорирование бизнеса в условиях финансового кризиса, предоставление самостоятельности филиалам и представительствам.

Кроме того, выделение производится в принудительном порядке по решению суда или уполномоченного органа в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Результат: ООО «А» = ООО «А» + ООО «А-1»

По итогам реорганизации в форме выделения создается новая компания (ООО «А-1»), которой передается часть прав и обязанностей действующего юридического лица (ООО «А»).

Процедура реорганизации ООО: формы и пошаговая инструкция

  1. Что понимается под термином «реорганизация».
  2. В каких формах она может происходить.
  3. Как происходит процесс реорганизации.

Несколько компаний объединяются, но нового общества не создают. Происходит присоединение к тому, что уже существует.

Уже в течение трех лет юрлица могут использовать так называемую смешанную форму реорганизации. То есть, можно будет сочетать несколько форм одновременно.

Если провести процедуру реорганизации и пересмотреть работу системы сбыта, можно будет повысить конкурентоспособность вашего товара на рынке.

Говоря простыми словами, это просто передел бизнеса. Избежать этого можно посредством объединения вашей компании с несколькими.

Если вашей компании в силу разных обстоятельств запрещено совершение сделок, то преобразование остается единственным законным выходом.

Но стоит учесть, что основанием для проведения реорганизации не может являться нарушение административного законодательства.

В следующей части нашей статьи рассмотрим, какая документация необходима для процедуры реорганизации, а также пошаговую инструкцию для этого процесса.

Также к пакету документации вам нужно приложить ксерокопию того документа, который относится к форме реорганизации, выбранной вами.

После того как решение будет принято, оформите его письменно в произвольной форме и уведомите о своем намерении налоговые органы.

После того как получите эту документацию на руки, можете начинать процедуру регистрации вновь созданного юрлица.

В случае реорганизации ТК РФ не требует уведомлять людей об этом заранее. Но специалисты рекомендуют все-таки сделать это.

Сотрудник может отказаться работать на новом месте, нужно заручиться его согласием. А уволить вы его не сможете, только если будет применена ст. 77 ТК РФ.

Поэтому за 14 дней предупредите всех сотрудников о том, что будет произведена реорганизация. Если планируете сокращать персонал, об этом тоже поставьте в известность.

Чтобы все прошло хорошо, нужно не только собрать всю документацию, но и тщательно подготовиться к налоговой проверке.

Последствия в налоговой отрасли

При реорганизации юридического лица в форме преобразования нет смысла снижать до минимального показателя налоговые затраты, поскольку на основании ст. 50 НК РФ выполнение всех обязанностей по выплате налоговых платежей юридическом лицом лежит на его правопреемнике.

Если до начала процедуры, направленной на реорганизацию, проверяющие службы не обнаружили правонарушения, то после её завершения, они не могут накладывать штрафы на ООО или ЗАО, вновь образованное.

Из этого следует, что если юридическое лицо до процедуры реорганизации не выплатило налоговые платежи и у него имеется задолженность, то ответственность по их выплате ложится на вновь образованное сообщество.

Причины реорганизации

Преобразование юридического лица может быть вызвано различными причинами. Выделяют две разновидности:

  1. Добровольная – принятие решение осуществляется на общем собрании.
  2. Принудительная – решение о реорганизации принимается уполномоченными государственными органами либо в судебном порядке.

Разделение и его последствия

Разделение является одной из наиболее выгодных процедур реорганизации, если экономические показатели бизнеса далеки от идеала. Нередко разделением фирмы решаются не только финансовые, но и назревшие организационные проблемы, спорные ситуации, касающиеся распределения доходов. В таком случае разделение может быть назначено судебным решением. По окончании разделения возникают новые организации: две или более. Каждая проходит государственную регистрацию. От начала до завершения реорганизация может длиться 2-4 месяца.

Разделение компании предусматривает составление важных учетных форм, о которых пойдет речь ниже.

Как сдать расчет по страховым взносам при реорганизации?

Передаточный акт и контроль задолженностей

Документ, в соответствии с которым фиксируются и передаются права возникающим в результате разделения юридическим лицам. При составлении акта руководствуются ст. 59(1) ГК РФ, в соответствии с которой в документе обязательны сведения о всех видах задолженностей реорганизуемой фирмы (как дебиторской, так и кредиторской части), с расшифровкой по контрагентам и обязательным выделением сумм, имеющих перспективу стать спорными, например, если срок истребования той или иной задолженности по закону истекает.

Как составить бухгалтерскую отчетность организации, прекращающей свою деятельность в результате реорганизации?

Кроме того, в передаточном акте перечисляются сформированная при реорганизации отчетность (согласно Приказу №44н Минфина от 20 мая 2003 г.) и важные первичные документы, подлежащие передаче новым юр. лицам:

  • описи инвентаризации материальных ценностей и обязательств;
  • первичная документация по участкам, подлежащим обязательному учету;
  • бухгалтерская отчетность.

В передаточном акте должно содержаться четкое указание на организацию, которая будет правопреемником по суммам задолженности первоначальной фирмы, как дебиторской, так и кредиторской. Как правило, эту миссию берет на себя одна из вновь создаваемых организаций. Если из данных передаточного акта не ясно, кто именно будет контролировать задолженности, кредитор реорганизуемой фирмы может предъявить претензии в установленном законом порядке любому из вновь образованных юрлиц либо одному из них, по выбору.

Организация, расплатившаяся по задолженностям перед кредитором первоначальной фирмы, может впоследствии потребовать возврата части понесенных затрат от других, вновь образованных в результате разделения, фирм на долевой основе.

Важно! Отсутствие акта в пакете документов на регистрацию вновь созданных в результате разделения организаций может служить основанием для отказа в их регистрации

Разделительный баланс

Документ, определяющий, какая часть прав и обязанностей перейдет той или иной организации в результате разделения. Целесообразно построить учетную работу так, чтобы составить баланс на дату конца периода (года, квартала, месяца). При составлении этого вида баланса используют его существующую типовую форму, приспособив оную для целей разделения учетных данных. Например, по строке «Основные средства» формируются три ячейки: «Первоначальная организация», «Передается организации X», «Передается организации Y», далее- аналогично. Детализация сведений обязательна и показывается в расшифровках к балансу.

Внимание! Следует отличать разделение юридического лица и его реорганизацию в форме выделения. В последнем случае образовываются новые юридические лица, но первичная организация не прекращает своего существования

Частично она сохраняет права и полномочия, которые имела до реорганизации.

6.2. Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

добровольная реорганизация – осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;

принудительная реорганизация – осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ФАС России может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

1)  заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

2)  учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

3)  решение о реорганизации юридического лица;

4)  договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;

5)  передаточный акт или разделительный баланс;

6)  документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Предыдущая
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector