Как осуществляется преобразование ооо в ао и (пао)

Государственная регистрация

Особого внимания заслуживает момент проведения государственной регистрации созданного при преобразовании юридического лица, который рождает немало споров в связи с отсутствием должного уточнения в законе. К примеру, статья 15 Федерального Закона «Об акционерных обществах» содержит указание на то, что государственная регистрация проводится при наличии доказательств уведомления кредиторов, которая установлена статей 60 ГК РФ, а также нормами статьи 13.1 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако ни в одном из законодательных актов не установлен срок, по истечению  которого Общество может обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Предполагается, что его можно установить как, не ранее 30-дневного срока со дня направления уведомления всем кредиторам юридического лица и опубликования сообщения о реорганизации в СМИ. Подобная формулировка нужна в связи с необходимостью обеспечения кредиторам права представления письменных требований о досрочном прекращении или о досрочном исполнении обязательств, взятых на себя реорганизуемым юридических лицом в отношении последних и возмещении убытков.

Учитывая изложенные отличительные черты и особенности реорганизации юридических лиц в форме преобразования, теоретики относят ее, пусть к «искусственной», но довольно простой форме реорганизации, которая сохраняет  сущность юридического лица — правопредшественника в случае неизменности его капитала (или его незначительного изменения) и внутренней структуры органов.

Пошаговая инструкция оформления

Процедура происходит в несколько этапов в определённом порядке. Действия учредителей:

  • Принятие решения о реорганизации. На общем собрании всех владельцев предприятия обсуждаются следующие вопросы:

    • условия преобразования;
    • обмен долями участников или вкладами в уставный капитал будущего предприятия;
    • согласовывается устав новой организации.
  • Сообщение в налоговые органы. О начале процедуры необходимо письменно сообщить территориальной инспекции в течение трёх дней с даты принятия решения. На основании полученного уведомления налоговая служба сделает запись в ЕГРЮЛ о начале реорганизации.
  • Сообщение в СМИ. Предприятие обязано один раз в месяц сообщать в средствах массовой информации о проводимой процедуре. Данное действие необходимо для уведомления кредиторов о преобразовании компании. Контрагенты могут в течение 30 дней с даты последнего объявления письменно потребовать досрочного погашения обязательств. В случае невозможности оплаты — его прекращения, а также возмещения убытков.
  • Избрание органов фирмы. Согласно законодательству, предприятия с разной организационной формой имеют разную структуру. Совет учредителей определяет конкретный состав менеджеров, а также поручает руководству завершить все действия, связанные с регистрацией преобразования:

    • получить требования кредиторов о погашении обязательств, составить реестр контрагентов, сумм к уплате и т. п.;
    • составить и подписать акты сверки с партнёрами;
    • погасить кредиторскую задолженность до окончания процедуры;
    • провести инвентаризацию имущества и обязательств;

    На основании этих данных учредители составляют и утверждают передаточный акт. Отсутствие документа является причиной отказа в государственной регистрации реорганизации. В акте указывается:

    • общая информация о предприятии;
    • отчёт о финансовых результатах;
    • передаточный баланс;
    • пояснения.

    После оформления всех этих документов они передаются для госрегистрации.

  • Ликвидация реорганизованного лица. После получения свидетельства о прекращении деятельности фирма должна произвести следующие действия:

    • сняться с учёта в налоговой, в органе статистики, во внебюджетных фондах;
    • закрыть все счета;
    • уничтожить печать.
  • После этого нужно заново стать на учёт во всех учреждениях как новое юридическое лицо, изготовить печать, открыть счёт.

Более подробную информацию об этапах процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Регламентация по законодательству

Наиболее важными документами, регулирующими процедуру, являются:

  • Гражданский кодекс РФ. Основные виды реорганизации, определения, особенности устанавливаются статьёй 57 ГК РФ.
  • Федеральный закон №129-ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок процедуры, необходимые документы, нюансы указаны в главе V.

Прочие нормативные акты устанавливают некоторые ограничения по выбору правовой формы, в которую можно преобразовать существующее предприятие:

  • ООО — в товарищество, общество иного вида, кооператив;
  • частное учреждение — в фонд, некоммерческую организацию, общество;
  • производственный кооператив — в товарищество, общество;
  • ЗАО и ОАО — в ООО, некоммерческое партнёрство, кооператив.

Определяя новую форму, стоит учесть установленные законом требования к размеру капитала, количеству учредителей и т. д.:

  • Общество не может иметь в качестве учредителя одно юридическое лицо, которое тоже имеет единственного владельца.
  • Учредитель в товариществе обязан быть зарегистрированным как ИП, если он является физическим лицом.
  • Минимальный размер УК: у ООО и ЗАО должен более 10 тыс. рублей;
  • у ОАО эта сумма равняется 100 тыс. руб.

Название коммерческой организации должно указывать на вид планируемой деятельности.
Количество участников предприятий разных форм собственности:

  • для товариществ — 2 и более;

для производственных кооперативов — 5 и более;
для некоммерческих партнёрств — не менее 2.

Способы создания юридических лиц

10.04.2017 14:16

Каневской отдел

Существует три способа создания юридических лиц:
— Распорядительный, в таком порядке создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние предприятия.
— Разрешительный, такой способ создания юридических лиц существует для банков и страховых организаций. Они создаются с разрешения Центрального Банка РФ или РосСтрахНадзора.
— Явочно-нормативный порядок,

подразумевает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно зарегистрировать предприятие в уполномоченном государственном органе.
Независимо от способа создания юридического лица, оно должно пройти государственную регистрацию предприятия.
Правоспособность юридического лица наступает с момента его регистрации. Юридическое лицо имеет гражданские права и обязанности, связанные с видом деятельности осуществляемой организацией.
Законодательно определены отдельные виды деятельности которыми юридические лица могут заниматься только при наличии специального разрешения уполномоченных органов (сертификация, лицензирование).
Гражданская дееспособность юридических лиц возникает одновременно с гражданской правоспособностью. Юридические лица, являются полноправными субъектами правовых отношений, приобретают гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Реорганизация юридических лиц — означает прекращение деятельности юридического лица с переводом прав и обязанностей иному юридическому лицу.
В соответствии со ст.ст. 57-60 ГК РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена только по решению:
— Учредителей и участников;
— Органа юридического лица, который на это уполномочен учредительными документами;
— По решению уполномоченного органа или суда, о разделении или выделении.
В российском законодательстве определены следующие формы реорганизации:
— Слияние нескольких юридических лиц в одно новое.
— Присоединение юридического лица к другому.
— Разделение юридического лица на несколько новых.
— Выделение из состава юридического лица других юридических лиц.
— Смена организационно-правовой формы юридического лица.
Юридическое лицо является реорганизованным с момента государственной регистрации вновь учрежденных юридических лиц, кроме случая присоединения. Учредители и участники, а также орган юридического лица, которые приняли решение о реорганизации, в обязательном порядке должны уведомить своих кредиторов, которые в свою очередь вправе потребовать прекращения или досрочного выполнения обязательств и возмещения убытков. При любой форме реорганизации, права и обязанности юридического лица переходят вновь созданному юридическому лицу по передаточному акту или разделительному балансу. В случае преобразования и слияния, права и обязанности переходят только по передаточному акту. Если реорганизация происходит в форме присоединения, — права и обязанности переходят к присоединяющему юридическому лицу по передаточному акту. Если реорганизация осуществляется в виде разделения, либо в форме выделения, то права и обязанности переходят к вновь возникшим лицам на основании разделительного баланса.
В ст.59 ГК закреплено новое правило, что если при реорганизации юридического лица его долги нельзя точно распределить между его правопреемниками, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами юридического лица. В целях гарантии прав кредиторов специально предусмотрено правило реорганизации применительно к товариществам, если товарищество преобразуется в хозяйственное общество или производственный кооператив, каждый полный товарищ ставший членом в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к ООО или кооперативу от товарищества. Даже отчуждение бывшим товарищем принадлежащей ему доли в обществе не освобождает его от субсидиарной ответственности.
Ликвидация юридического лица — представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства. С момента ликвидации права и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят. Ликвидация юридических лиц регулируется ГК ст.61-64. Основания признания судом юридического лица банкротом, либо объявлениям им о своём банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998г.
 

Риски клиента до реорганизации АО, связанные с нарушением норм:

Возможные негативные последствия при несвоевременном реагировании на сложившуюся ситуацию и неиспользовании реорганизации в форме преобразования АО в ООО (компании, юридического лица, фирмы) как инструмента разрешения данной ситуации влечет привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 15.22 КоАП РФ:

Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом, а равно в случае замены лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, уклонение такого лица от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Прочие нюансы

Преобразование — достаточно сложная процедура. Есть ещё несколько нюансов, знание которых позволит провести ее без нарушений:

  • Ликвидируемое предприятие должно составить заключительную бухгалтерскую отчётность на дату, предшествующую дню внесения записи о реорганизации.
  • Новая организация должна предоставить вступительную отчётность. Она составляется путём переноса показателей из заключительной.
  • Если предприятие использовало специальный налоговый режим, то после реорганизации оно может применять УСН или ЕНВД, только если подаст заявление в налоговые органы.
  • Малые организации, желающие перейти на УСН или ЕНВД, могут подать соответствующее заявление в течение пяти дней с даты создания.
  • Срок проведения процедуры составляет примерно 2-3 месяца.
  • Для ее осуществления можно воспользоваться услугами специализированных компаний.

Реорганизация – преобразование

Это более сложная перемена в работу предприятия. Она проводится тогда, когда необходимо дополнить круг обязанностей, сменить собственника и так далее. Название в этом случае тоже меняется. Иной раз на несколько букв. При этом утверждаются новые правоустанавливающие документы. Простой работник о процессе может и не подозревать. Ему расскажут только о результатах, когда начальство решит, кого брать на службу в новой организации, а кого сократить. Кстати, зачастую реорганизация используется для того, чтобы избавиться от неугодных. Изменение структуры приводит к тому, что специалисты попадают под сокращение. Конечно, им обязаны предложить иное место. Но это происходит не всегда. В кризисные моменты собственники желают снизить затраты, поделив обязанности среди меньшего числа работников.

Понятие и способы реорганизации юридических лиц

Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Основные факторы и регистрация процедуры

Успех или неудача реорганизации предприятия обусловлены объективными и субъективными факторами. Объективными факторами являются материальные, кадровые, финансовые, информационные и прочие ресурсы, придающие организации способность преодолевать инерцию и приспосабливаться к изменениям внешних и внутренних условий.

Основным субъективным фактором считается уровень подготовленности, организационной политики и способности руководства предприятия, который позволяет:

  • Определить объект для реорганизации;
  • Выбрать направление бизнес процессов и темпы преобразования;
  • Создать систему стимулов для всех участников процедуры.

Решение о реорганизации предприятия могут принимать собственник имущества, группа учредителей (участников) юридического лица, уполномоченные органы (в соответствии с учредительными документами) и по решению судебных органов. Существует два основных метода реорганизовать предприятие:

  1. Добровольный.
  2. Принудительный.

Реорганизация предприятия регистрируется согласно законодательству в соответствующих Государственных органах. Основанием для отказа в регистрации могут стать несоответствия в документах, которые предоставлены в Налоговую инспекцию:

  • Отсутствуют положения о правопреемстве юридического лица;
  • В документации нет разделительного баланса или передаточного акта (зависит от способа реорганизации).

Отказ оформляется официальным письмом, обосновывается, мотивируется нормативно-правовыми актами и может быть обжалован реорганизатором в суде. Реорганизация юридического лица считается состоявшейся с момента регистрации новых компаний, кроме присоединения. В этом случае процедура признана с момента регистрации в ЕГРЮЛ записи об окончании деятельности реорганизованного юридического лица.

Особенности процедуры преобразования

С экономической точки зрения преобразованная организация — одна и та же фирма, которая всего лишь сменила свою структуру менеджмента, юридический статус, а в иных сферах жизни компании не произошло никаких изменений.

С точки зрения макроэкономики такая реорганизация является нейтральным действием по отношению к капиталу, так как не происходит разделения или объединения уставных фондов нескольких компаний. Этот нюанс является наиболее существенным отличием. В других случаях имущество и обязательства либо объединяются в один фонд, либо делятся между несколькими организациями.

С юридический точки зрения в ходе преобразования создаётся совершенно новое предприятие, которое является полным преемником обязательств и прав своего предшественника. Балансовая стоимость имущества не изменяется.

Регламентация по законодательству

Наиболее важными документами, регулирующими процедуру, являются:

  • Гражданский кодекс РФ. Основные виды реорганизации, определения, особенности устанавливаются статьёй 57 ГК РФ.
  • Федеральный закон №129-ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок процедуры, необходимые документы, нюансы указаны в главе V.

Прочие нормативные акты устанавливают некоторые ограничения по выбору правовой формы, в которую можно преобразовать существующее предприятие:

  • ООО — в товарищество, общество иного вида, кооператив;
  • частное учреждение — в фонд, некоммерческую организацию, общество;
  • производственный кооператив — в товарищество, общество;
  • ЗАО и ОАО — в ООО, некоммерческое партнёрство, кооператив.

Определяя новую форму, стоит учесть установленные законом требования к размеру капитала, количеству учредителей и т. д.:

  • Общество не может иметь в качестве учредителя одно юридическое лицо, которое тоже имеет единственного владельца.
  • Учредитель в товариществе обязан быть зарегистрированным как ИП, если он является физическим лицом.
  • Минимальный размер УК:
    • у ООО и ЗАО должен более 10 тыс. рублей;
    • у ОАО эта сумма равняется 100 тыс. руб.
  • Название коммерческой организации должно указывать на вид планируемой деятельности.
  • Количество участников предприятий разных форм собственности:
    • для товариществ — 2 и более;
    • для производственных кооперативов — 5 и более;
    • для некоммерческих партнёрств — не менее 2.

Направление уведомления в ФНС

По месту регистрации ООО в налоговый орган направляется сообщение о начале процедуры реорганизации ООО. Это следует сделать в срок до 3 дней с даты принятия соответствующего решения на собрании участников. Порядок уведомления ФНС содержится в ст. 60 ГК РФ, которой также предусматривается необходимость публикации информации о реорганизации в СМИ.

На основании уведомления, ФНС вносит запись в ЕГРЮЛ об изменении статуса юрлица, проходящего процедуру преобразования. Данная запись вносится также в трехдневный срок. На руки представителям ООО будут выданы:

  • свидетельство о внесение изменений в ЕГРЮЛ;
  • выписка из ЕГРЮЛ.

Где производить новую регистрацию

Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

  1. Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
  2. При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
  3. При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
  4. Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
  5. Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.

Виды и способы реорганизации

Среди способов реорганизации особое место занимает преобразование юрлица, в процессе которого происходит изменение организационной и правовой форм. Все права (включая имущественные), а также обязательства передаются новообразованному предприятию.

Решение о необходимости реорганизации принимают учредители или уполномоченные органы. Существует пять видов реорганизации. Вот они:

  • Преобразование. В этом случае одна организация превращается в другую.
  • Присоединение. Это значит, что к уже зарегистрированному предприятию присоединяются одно или несколько юридических лиц.
  • Слияние – несколько юридических лиц становятся единым целым.
  • Выделение. В этой ситуации одна или несколько организаций выходят из главной.
  • Разделение. Одно юридическое лицо завершает деятельность и разделяется на несколько «преемников».

Как только госрегистратор зафиксировал факт реорганизации, юрлицо официально считается реорганизованным. Однако реорганизация путем выделения или разделения происходит только по решению государственных органов, имеющих соответствующие полномочия, а также суда.

Когда происходит слияние, присоединение или преобразование, переход обязательств и прав удостоверяется передаточными актами. При разделении и выделении эту функцию выполняет разделительный баланс.

Если руководство решается на реорганизацию, оно должно уведомить об этом своих кредиторов, причем в письменном виде.

Занявшись реорганизацией, юридическое лицо в течение 3х рабочих дней обязано направить в орган госрегистрации такие документы, как уведомление о начале реорганизации и решение о процессе реорганизации.

Обзор документа

С 2019 г. действует Закон о садоводстве, огородничестве. Ранее созданные кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения о ведении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

ФНС разъяснила, что при реорганизации в форме преобразования не нужно предоставлять в регистрирующий орган передаточный акт. При этом подается уведомление о начале реорганизации по форме N Р12003 с приложением решения о реорганизации.

На основании уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации.

При этом госрегистрация организации, создаваемой при преобразовании, допускается по истечении 3 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Особенности преобразования

Закон накладывает определенные ограничения на хозяйственные общества, которые могут быть преобразованы в довольно ограниченный круг юридических лиц, например, общества с ограниченной ответственностью могут быть преобразованы в Акционерные Общества (АО) и Общества с Дополнительной Ответственностью, в хозяйственные товарищества и производственные кооперативы (ПК). В свою очередь АО могут быть преобразованы в ООО, ПК и Некоммерческие Партнерства. Поскольку Акционерные Общества подразделяются на Открытые и Закрытые, то преобразование ЗАО и ОАО также следует отличать друг от друга. Закрытые Акционерные Общества могут свободно преобразоваться в АО работников, т.е. речь идет о народных предприятиях, а ОАО такая трансформация недоступна в силу закона, если их работникам принадлежит менее 49% Уставного капитала.

Кроме того, если обратиться к Федеральному Закону «Об акционерных обществах», то в статье 7 мы увидим, что АО, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть реорганизованы в форме преобразования в юридические лица иной организационно-правовой формы, нежели Акционерные Общества. Определенные ограничения закон устанавливает на ООО, которые, как и ЗАО не могут быть преобразованы в ОАО, если размер Уставного капитала вновь созданного общества будет меньше размера минимального уровня, установленного для Открытого Акционерного Общества законом. Однако реорганизация в форме преобразования будет возможна, если акционеры увеличат до необходимого уровня размер Уставного капитала компании.

Количественные ограничения установлены законом в отношении числа участников новых юридических лиц для хозяйственных обществ, желающих провести реорганизацию в форме преобразования. Так, например, при преобразовании АО в ООО, число участников не должно превышать пятидесяти. В то время, как при преобразовании хозяйственного общества в производственный кооператив численность участников – физических лиц не может быть менее пяти человек. Кроме того, действующий Гражданский Кодекс РФ, в статье 88 устанавливает и те случаи, когда реорганизация проводится в обязательном порядке в отношении ООО. В связи с тем, что количество участников Общества с Ограниченной Ответственностью не может быть более пятидесяти юридических и или физических лиц, при превышении данного минимума, у ООО возникает обязанность по проведению его преобразования в ОАО в течение одного года с момента превышения.

Если же установленное законом требование о проведении преобразования будет проигнорировано, а количество участников – физических и или юридических лиц не будет снижено до необходимого порога, то по истечению одного года, т.е. речь идет об установленном для преобразования сроке, ООО подлежит ликвидации в судебном порядке. Аналогичная ситуация может иметь место и для Акционерных Обществ закрытого типа, когда количество его участников также превысит пятьдесят. В этом случае ЗАО также подлежит преобразовано в ОАО, на основании статьи 7 ФЗ «Об акционерных обществах», путем внесения соответствующих изменений в Учредительные документы компании, а не при помощи реорганизации. И это главнее отличие от превышения количества участников в ООО. Кроме того, преобразование ЗАО в ОАО не требует оформления передаточного акта и уведомления кредиторов компании, а также не предоставит акционерам Закрытого Акционерного Общества права на выкуп акций.

Если говорить о возможностях для преобразования Хозяйственных Товариществ, Хозяйственных Обществ и Производственных Кооперативов в иную организационно – правовую форму, то ГК РФ относится к ним довольно либерально, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку данный вопрос предоставляет теоретическую и практическую сложность.

Процесс реорганизации ЗАО путем преобразования. Основные этапы

Такие организационные формы, как ЗАО и ОАО во многом повторяют друг друга, поэтому Гражданский кодекс с поправками в сентябре 2014 года упразднил их. Теперь правильно называть новые формы акционерных обществ (АО) «публичными» и «непубличными». Закон оставил только организационно-правовую форму юрлица, как ООО. После изменений в ГК РФ реорганизация путем преобразования ЗАО в ООО стала как никогда актуальной.

Чтобы перерегистрировать ЗАО в ООО необходимо пройти следующие этапы:

  • создание инвентаризационной комиссии, проведение инвентаризации имущества;
  • сверка расчетов с налоговыми органами;
  • извещение кредиторов о предстоящей реорганизации;
  • создание проекта Устава общества и передаточного баланса;
  • направление акционерам уведомления о проведении собрания.

Общее собрание акционеров (ОСА) решает: утвердить или отклонить предложение о начале процедуры преобразования. Инициатором выступает совет директоров, или может быть предусмотрен иной порядок. Чтобы организовать ОСА, председатель совета директоров собирает совет, руководствуясь уставом или внутренними документами ЗАО, в которых прописана процедура уведомления членов совета о заседании, их регистрации.

Совет директоров решает вопросы:

  • о форме проведения собрания;
  • о времени проведения ОСА;
  • об извещении акционеров о собрании;
  • какую информацию предоставить акционерам;
  • о тексте и форме бюллетеней;
  • сколько и каких вопросов предложить к рассмотрению.

После принятия решения о реорганизации необходимо в течение 3 рабочих дней направить уведомление по форме Р 12003 с решением о реорганизации в ИФНС, которой переданы полномочия по регистрации юридических лиц. Сведения можно направить:

  • лично;
  • в форме электронного документа;
  • ценным письмом с описью вложения.

Получив пакет документов, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о начале преобразования ЗАО. После получения листа записи вам придется ждать 3 месяца. Этот срок дается для обжалования решения о реорганизации, предоставления кредиторам возможности предъявления требований. После 3 месяцев необходимо подать документы на завершение реорганизации.

Особенности реорганизации в форме преобразования

После проведения реорганизации путём преобразования деятельность старого юридического лица прекращается, и создаётся новая компания. Происходит смена реквизитов фирмы. Из единого госреестра исключается присвоенный индивидуальный номер налогоплательщика преобразуемой компании, после чего правопреемник получает свой ИНН. Если изменяется правовая форма компании без осуществления реорганизации, то ИНН не меняется. К примеру, если из ОАО образуется ЗАО, то изменения в реестр не вносятся.

Реорганизация компании, проводимая в форме преобразования, рассматривается с юридической, экономической и макроэкономической точки зрения.

С экономической точки зрения меняется внутренняя структура, менеджмент и организационно-правовая структура созданной компании, а все иные сферы деятельности остаются прежними.

С макроэкономической точки зрения баланс компании не меняется, поэтому преобразование будет для неё нейтральным процессом.

Для владельцев бизнеса, которые хотели бы расширить свою деятельность и достигли максимума участников, изменение организационно правовой-формы будет полезным. Но не во всех случаях преобразование компании будет свидетельствовать о грядущем укрупнении компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector