Банковская тайна: что это такое и зачем она нужна

Способы защиты банковской тайны

На государственном уровне защита банковской тайны обычно обеспечивается путем создания правового поля, в рамках которого обязаны работать финансовые учреждения. Все без исключения уполномоченные государственные органы используют рассекреченные банками данные только для конкретных целей, связанных с мониторингом финансовой деятельности и расследованием преступлений. Коммерческие банки обязаны предпринимать практические мероприятия, позволяющие ограничить доступ ко всему массиву конфиденциальной информации.

Комплексные методы защиты:

  1. Информирование клиентов о данных, которые следует держать в тайне (пароли, логины, ПИН-коды).
  2. Ограничение и разграничение права доступа к конфиденциальной информации.
  3. Ужесточение трудовых договоров, заключенных с материально ответственными сотрудниками банка.
  4. Инструктаж сотрудников финансового учреждения по вопросам обработки персональных данных клиента.
  5. Внедрение многоуровневой аппаратной и программной системы защиты баз данных, хранящихся на серверах банка.
  6. Сокращение объема данных, необходимых для получения клиентом банковских услуг.
  7. Использование протоколов шифрования данных на сайтах коммерческих банков.
  8. Техническая защита данных, в том числе переход на использование облачных хранилищ данных.

Дополнительно банки сокращают объемы данных, которые передаются в средства массовой информации. Если раньше многие финансовые учреждения предоставляли аналитические и статистические отчеты для публикации в отраслевых изданиях, то сейчас предприятия в основном ограничиваются исключительно общими данными. Это позволяет защитить интересы крупных корпоративных клиентов, которые обслуживаются в банках.

Разглашение отдельных конфиденциальных сведений допускается только после поступления официального запроса от уполномоченных государственных органов. Если информацию планируется передать в руки сотрудников некоммерческих организаций, в обязательном порядке требуется получение письменного разрешения клиента. Условия добровольного разглашения банковской тайны также прописываются в договоре.

Подводя итоги, следует отметить, что в целом отечественная система банковской тайны находится на сравнительно высоком уровне развития. Принимаемые государственными учреждениями комплексные меры безопасности обеспечивают теоретический базис для регулирования процесса защиты конфиденциальной финансовой информации. Крупные коммерческие банки в свою очередь обеспечивают внедрение мероприятий, позволяющих реализовывать действующие правовые нормы на практике.

Банковская тайна и принятый закон

Несмотря на то, что ФНС действительно получит доступ к некоторым данным, составляющим банковскую тайну, добросовестным налогоплательщикам опасаться нечего – информацию банки все равно будут обязаны предоставлять только по запросу, причем этот запрос должен быть мотивированным (то есть, обоснованным).

Банкам придется напоминать заемщикам, сколько они уже отдают по кредитам. А ЦБ сможет прямо ограничивать выдачи

Мотивировать запрос можно следующим:

  • если запрашивают данные об организации или ИП – в рамках налоговой проверки или истребования документов. Еще запрос можно отправить, если у ФНС есть решение о взыскании налога или о приостановке операций по счету;
  • если запрашиваются о физлице – достаточно согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководства ФНС. И, как и прежде, если в отношении плательщика проводится налоговая проверка.

К тому же ФНС сможет запросить данные о клиенте, если получит запрос от другого государства в рамках соответствующего сотрудничества.

Кто-то может посчитать, что запрос данных о физлице по решению руководителя налогового органа – это серьезно, однако без проведения налоговой проверки ФНС все равно не получит данные о движении средств по счету. К тому же все остальные нормативные акты (например, оговаривающие штрафы, ставки и объекты налогообложения) не меняются.

Другими словами, не стоит опасаться ситуаций, когда ФНС «просто так» запросит информацию об отдельном клиенте-физлице – даже если по его счету проводились какие-то операции, без налоговой проверки инспектор не получит информацию о них. А инициировать налоговую проверку не так просто – она тоже должна соответствовать всем требованиям.

По сути, поправки направлены на противодействие обналичиванию денег – например, если руководителем фирмы назначен «номинальное» физлицо (за определенное вознаграждение), то это физлицо сразу выдает доверенность на другого человека, который проставляет образцы своей подписи в карточке. Соответственно, все операции по счету фактически будет проводить не номинальный руководитель, а другой человек. И в данном случае ФНС сможет выяснить, кто именно занимается такими операциями – служба запросит в банке данные о доверенностях и карточки с образцами подписи.

С точки зрения государства это поможет повысить собираемость налогов и вывести часть финансовых операций из теневого сектора – а влияние на простых граждан будет минимальным.

В каких случаях финансовые организации разглашают банковскую тайну по запросу государственных органов?

Банки предоставляют сведения о клиентах различным государственным контролирующим органам в следующих ситуациях:

  1. Проверка полноты и достоверности сведений, предоставленных кандидатом на замещение государственной должности. Если гражданин впервые устраивается на работу в государственную организацию (например, районный суд, муниципальное образование, Центробанк, государственную корпорацию, фонд социального страхования), служба финансового мониторинга проводит проверку платёжеспособности и материального положения соискателя. По запросу надзорных органов банк обязан предоставить сведения об открытых расчётных счетах, кредитах, коммерческой деятельности, а также раскрыть список операций, проводимых клиентом.
  2. Оценка финансового положения и благонадёжности клиента, подавшего заявку на получение кредита. Если гражданин или организация планирует оформить кредит, финансовая организация подаёт запрос в БКИ (бюро кредитных историй) и банк, обслуживающий расчётный счёт клиента. По запросу кредитного специалиста предоставляется рейтинг будущего заёмщика, а также сведения об уровне дохода частного лица или компании. Справку 2-НДФЛ, подтверждающую уровень официального дохода заёмщика, клиент предоставляет самостоятельно.
  3. Оценка благонадёжности клиента, подавшего заявку на выполнение государственного заказа. Если частное лицо или организация выступает исполнителем государственного заказа (например, на проведение исследовательских работ), заказчик подаёт запрос в финансовую организацию для оценки платёжеспособности и репутации будущего исполнителя.
  4. Предоставление доказательств для суда. Если организация или частное лицо выступает ответчиком по гражданскому или уголовному делу, суд может одобрить ходатайство второй стороны о раскрытии банковской тайны. Запрос подготавливает судебный пристав, перечень требуемой информации зависит от обстоятельств дела.
  5. Контроль хода использования бюджетных средств. Если клиент банка использует средства федерального бюджета или внебюджетных фондов для ведения коммерческой деятельности, представитель счётной палаты РФ может сделать запрос в финансовую организацию для проведения плановой проверки. По запросу государственной счётной палаты предоставляются сведения о контрагентах, счетах и сумме сделок, проводимых клиентом банка.
  6. Общий контроль деятельности и приостановление спорных операций по счетам организации. ФНС (федеральная налоговая инспекция РФ) может запросить в банке сведения о счетах и проводимых клиентом операциях в ходе плановой проверки или приостановления деятельности юридического лица. Обычно налоговая инспекция запрашивает справки об открытых клиентом счетах, остатках денежных средств и проводимых транзакциях.
  7. Таможенная проверка деятельности юридического лица. Если клиент банка проводит закупки декларируемых или подлежащих таможенной очистке товаров, ФТС (федеральная таможенная служба) может запросить сведения о контрагентах и проводимых юридическим лицом транзакциях. Обычно ФТС запрашивает копии документов, подтверждающих операции по купле-продаже товаров, подлежащих таможенному оформлению.

Сведения, относимые к банковской тайне, выдаются установленному списку должностных лиц по предварительно сформированному запросу. Банкам требуется письменное согласие руководителя государственного надзорного органа. Несмотря на обширный перечень организаций, получающих доступ к банковской тайне, на практике госорганы требуют подтверждающие документы только по сомнительным операциям. Например, торговый дом получил 500 тысяч рублей от нового контрагента, ФНС запросила в банке номер паспорта сделки согласно ФЗ-115 (закон о противодействии отмыванию денег). После предоставления договора купли-продажи деятельность торгового дома проходит в обычном режиме.

Государственные контролирующие органы редко подают запросы для разглашения банковской тайны в отношении частных лиц. Исключение составляют случаи получения гражданами крупных сумм денежных средств (от 100 тысяч рублей ежемесячно), резкий рост дохода при отсутствии официального места работы, а также взаимодействие с иностранными контрагентами. Обычно для завершения проверки гражданину достаточно предоставить документы, подтверждающие доход (например, договор купли-продажи автомобиля).

Коротко об истории появления банковской тайны

Банковская тайна была создана не сегодня, не вчера и даже не несколько лет тому назад. Если мы хотим найти истоки, нам следует перенестись на несколько веков назад, ведь уже тогда правительства различных стран пыталась взять под тотальный контроль все финансовые организации страны для того, чтобы получить в свои руки инструменты по борьбе с преступностью и рычаг для получения налоговых сборов.

Им противостояли сами банки, которые встали на защиту своих клиентов, требуя для них соблюдения финансовой тайны и неприкосновенности частной жизни. Ведь только если клиенты будут полностью уверены в том, что их конфиденциальная информация не выйдет за пределы банка, они смогут доверять финансовой организации, оформляя кредиты и размещая депозиты, а также производя расчетные операции. Такой была первоначальная идея банковской тайны. Сегодня она во многом похожа, не смотря на то, что адаптирована к текущим реалиям нашей жизни.

Следите за нами в вашей ленте Facebook. Подписывайтесь на обновления!

Вам также будет интересно

  • Как откладывать деньги? 6 безболезненных способов
  • 11 критических финансовых ошибок, которые Вас заставят крупно пожалеть

Разглашение банковской тайны по отношению к физическим и юридическим лицам. Когда и кому это возможно?

Режим банковской тайны не является абсолютным. По закону к такой информации имеют доступ:

  • сами клиенты;
  • сотрудники банка;
  • государственные структуры (на указанных в законе основаниях).

То есть все клиентские данные условно конфиденциальны и могут быть раскрыты третьим лицам. Особенно широк список этих лиц для организаций и индивидуальных предпринимателей. Для того чтобы государственные службы могли выполнять свои функции по финансовому мониторингу и контролю за законностью получения прибыли, в статье 26 ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусмотрены основания для доступа к банковской тайне.

В этих случаях банк просто обязан рассекретить имеющуюся у себя информацию:

1. Судам по судебным запросам. Объемы и виды запрашиваемой у банков информации при этом нигде не регламентированы. В судебном порядке банковская тайна может быть раскрыта для использования в качестве доказательств, как материал для проведения следственных мероприятий. По решению суда может быть проведена выемка документации, содержащей сведения из банковской тайны. По физическим лицам запрашивается информация, если на денежные средства обвиняемого наложен арест.

2. Службе судебных приставов для осуществления исполнительных действий. По требованию пристава банк обязан предоставить информацию о клиенте-должнике и о его номерах счетов, операциях, остатках и о наличии любых ценностей на его имя.

3. Органам предварительного следствия. По запросу и только по делам из их производства.

4. Органам внутренних дел для выявления и пресечения преступлений, в том числе и налоговых. Банком по запросу предоставляются справки по счетам и операциям юрлиц и ИП.

5. Счетной палате в ходе проведения ревизий и проверок. Согласно федеральному закону № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ» банки обязаны предоставлять по запросу документы и данные о проверяемых объектах.

6. Налоговым органам по их запросам и по собственной инициативе банка. Налоговый кодекс РФ обязывает банки сообщать о фактах открытия и закрытия счетов и вкладов юрлиц и ИП, а также о случаях изменения реквизитов их счетов. Сообщают в Налоговую и об остатках по счетам организаций и ИП, если движение средств по ним было приостановлено. На основании мотивированных запросов банки предоставляют выписки и справки о наличии счетов и об остатках средств на них. Налоговая может запросить данные и по физическим лицам и их счетам.

7. ПФР, ФСС и ФОМС по мотивированному запросу.

8. Таможенным органам для осуществления контроля. Для проверки у банка запрашиваются справки о внешнеэкономической деятельности проверяемых организаций, в частности, таможенных брокеров и перевозчиков, владельцев таможенных складов и прочих субъектов таможенного контроля. Все они перечислены в Таможенном кодексе РФ.

9. Росфинмониторингу для осуществления деятельности по противодействию легализации преступных доходов. В соответствии со 115-ФЗ информация об операциях и счетах клиентов передается не только по письменному запросу Росфинмониторинга, но и по инициативе самого банка. Это относится к случаям выявления подозрительных или подлежащих обязательному контролю операций. Информация предоставляется и по физическим лицам, и по ИП, и по организациям. Росфинмониторинг имеет право передавать эти данные правоохранительным органам.

10. Центральному банку по запросу. ЦБ РФ контролирует деятельность банков в сфере исполнения 115-ФЗ и имеет право запрашивать информацию по операциям клиентов в рамках этого закона.

11. Агентству по страхованию вкладов. В случае ликвидации кредитной организации в Агентство по страхованию вкладов передается реестр с данными вкладчиков и остатками на их счетах, подлежащих обязательному страхованию.

12. Бюро кредитных историй с согласия самих клиентов. Банк не вправе передавать кредитную информацию о клиентах без их письменного согласия на это. Другое дело, что отказ от передачи сведений в БКИ часто служит основанием для отказа в выдаче кредита.

13. Коллекторским агентствам по договорам об уступке прав требования. В случае продажи долгов банк передает не только просроченные кредиты, но и сведения о заемщиках.

Статьей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» предусмотрен закрытый список органов, имеющих право работать с банковской тайной. Конечно, список ежегодно расширяется. При этом закон четко не описывает, в каком виде может быть затребована эта информация. Банки предоставляют по запросам госорганов справки по операциям и счетам, но что конкретно в них должно быть указано нигде не описано. Значит, госструктуры могут попросить указать в этих справках все, что сами считают нужным.

Ответственность в случае разглашения БТ

Нет такого банка, который, вне зависимости от неосторожности или по собственной воле, не рискнет нарушать законодательство о конфиденциальности и сохранности личных данных своих клиентов. Суть такого риска заключается в том, что разглашение БТ в рамках УК России наказывается большим штрафом, вплоть до полутора миллионов рублей, или же более серьезными наказаниями

Данный аспект регламентируется согласно статье 183 УК России. В рамках этого правового акта на законодательном уровне предполагается то, что банк на сознательной основе разглашает личные данные БТ, преследуя при этом свои же собственные корыстные цели.

Стоит учесть, что данная статья используется в отношении тех лиц, которые разгласили данные БТ, а также в отношении тех лиц, которые сознательно противозаконным образом смог получить информационные данные БТ в банковском учреждении. Осужденным в данном случае может быть любой человек, связанный с рассматриваемым делом о нарушении БТ. Поэтому нет никакого значения, является ли человек работником банковского учреждения или же нет.

Наказания могут быть следующими:

  1. Штраф в размере 1,5 миллиона рублей.
  2. Штраф, равный доходу осужденной стороны за 3 последних календарных года.
  3. Ограничение рабочей трудовой деятельности осужденной стороны.
  4. Придельные работы на 5 лет.
  5. Ограничение свободы на 7 лет.

Судья при рассматривании дела будет выносить соответствующее судебное решение, при всем при этом основываясь на целом комплексе различных мотивов. Это могут быть мотивы совершенного преступного деяния, цели преступного деяния, степень осведомленности осужденного и виновного лица, смягчающие или же отягчающие обстоятельства, а также иные мотивы и важные данные о совершенном преступном деянии.

К примеру, в том случае, если виновная сторона, разгласившая БТ, разгласила несерьезные или относительно незначительные информационные данные о БТ, при этом не преследуя никаких корыстных или же личных мотивов, а после этого самолично признал вину в том, что он сделал, он может получить относительно мягкое наказание в виде штрафа, равного 300 тысячам рублей или же условного срока, установленного судебным решением.

Что относится к БТ

В списке личных, то есть конфиденциальных информационных данных есть практически любая информация, полученная от клиента, причем вне зависимости того, каким является носитель данной информации (а он может быть письменным или же устным). То есть в установленный перечень могут быть включены как те данные, которые предоставляются в рамках оригинального договора, так и те данные, которые были устно озвучены работнику банковского учреждения в рамках делового диалога.

Для того, чтобы никакого негативного исхода не произошло, рекомендуется вообще не произносить какие-либо конфиденциальные данные вслух. Лучше всего вместо устных данных ограничиться данными в электронной или же в письменной форме. Еще будет нелишним документально фиксировать содержание всех тех документов, которые были переданы. В данном случае подойдет соответствующая расписка, опись вложения или иные аналогичные документы.

Если подытожить, то можно отметить, что список всех тех сведений, которые являются частью БТ и на которые будет накладываться защита с юридической точки зрения, будет состоять из таких документов, как:

  1. Реквизиты клиента-юридического лица, включая данные ОГРЮЛ и название компании.
  2. Данные о доходах, имеющихся оборотных финансов или же какой-либо другой финансовой жизни физического или же юридического лица.
  3. Те реквизиты, которые в той или иной степени касаются финансовой операционной деятельности. Это могут быть такие документы, как номер карты банка, счета, данные о счетах и иные документы.
  4. Данные об арестах, обременениях, актах дарения или иных действиях, так или иначе касающихся изменения прав собственности на имущество.
  5. Контактные и паспортные данные стороны-клиента.
  6. Данные о счетах и обо всех произведенных операциях.

Важный момент: вся информация, представленная в данном списке, важна для банка, так как она позволит более качественно и полноценно выполнять какие-либо финансовые операции с денежными вкладами. Но все остальные организации и органы при этом никаких прав на получение данных сведений вовсе не имеют. Это связано, как минимум, с тем, что для выполнения операций органам и структурам необходима не вся, а лишь некоторая часть конфиденциальной информации, складывающей БТ.

О том, как переводятся деньги по картам банков, читателям будет интересно и полезно прочитать материал: Перевести деньги с карты на карту — как это сделать правильно + что делать если деньги ушли не туда

Выводы

Что касается автора позиции, то она состоит в следующем.

Как мы уже отмечали выше, в соответствии со ст. 10 Закона об информации документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Согласно ст. 2 конфиденциальная информация — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

В Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, разграничены коммерческая и профессиональная тайны.

При установлении уголовно-правовой защиты соответствующей информации законодатель также разграничил коммерческую и банковскую тайну (ст. 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»).

Еще раньше в Указе Президента РФ от 14.06.1994 N 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» банковская и коммерческая тайна тоже выделялись отдельно.

В соответствии со ст. 3 Закона о коммерческой тайне необходимым признаком коммерческой тайны является то, что ее обладатель может при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В отношении информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладателем должен быть введен режим коммерческой тайны.

Напротив, режим банковской тайны установлен в действующем законодательстве и не требует особого «введения» ее обладателем. Кроме того, сам факт обладания банком информацией, составляющей банковскую тайну, не приносит банку коммерческую выгоду.

Таким образом, по нашему мнению, действующее законодательство не дает оснований считать банковскую тайну разновидностью коммерческой. Тот факт, что какая-то часть информации, составляющей банковскую тайну, может иметь коммерческую ценность, не изменяет вывода о том, что банковская тайна является самостоятельной разновидностью профессиональной тайны. Аналогичным образом тот факт, что какая-то часть информации, составляющей, например, врачебную тайну, может иметь коммерческую ценность, не дает оснований рассматривать врачебную тайну в качестве вида коммерческой тайны.

Поэтому мы согласны с выводами тех юристов, которые рассматривают банковскую тайну как разновидность профессиональной тайны, имеющую специфический правой режим и не являющуюся коммерческой тайной.

Отсутствие в вышеназванном Перечне сведений конфиденциального характера упоминания о банковской тайне, на наш взгляд, не может опровергнуть данного вывода.

Пункт 4 указанного Перечня относит к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее. Фраза «и так далее» свидетельствует о том, что изложенный список сведений, относящихся к профессиональной тайне, не является исчерпывающим, что не препятствует относить сюда и банковскую тайну.

Итак, по нашему мнению, банковская тайна не является одним из видов коммерческой тайны, предусмотренной в ст. 139 ГК РФ и Законе о коммерческой тайне. Следовательно, банковская тайна не подпадает под правовое регулирование Закона о коммерческой тайне.

С.А.Приданов

К. ю. н.,

главный юрисконсульт

Юридическое управление Московского ГТУ

Банк России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector