Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

Понятие и содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней, посредством принятия норм права. Второе выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.

Основные направления валютного регулирования:

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др.

3. Регулирование ЦБ РФ валютных операций движения капитала. Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты.

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в РФ производятся только через уполномоченные банки.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

8. Регламентирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в РФ отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующие права и обязанности для резидентов-участников валютных операций: 

  • Резидент вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте без ограничения, если иное не предусмотрено действующим российским законодательством.
  • Расчет при осуществлении валютных операций производится организациями — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено действующим законодательством (расчеты могут производиться через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета).
  • Расчет при осуществлении валютных операций производится физическими лицами –резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций:
  1. передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
  2. дарение валютных ценностей близкому родственнику или супругу;
  3. получение валютных ценностей по праву наследования;
  4. приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования и другое.
  • Расчеты при осуществлении валютных операций производится физическими лицами через счета, открытые согласно ст. 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
  • Центральный банк РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона.
  • Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, конверсионной операции по курсу.
  • Для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают специальные брокерские счета в уполномоченных банках.

Нерезиденты:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные согласно законодательства иностранных государств, и находящиеся за пределами РФ;
  • организации, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законами иностранных государств и находящиеся за пределами РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ;
  • межгосударственные и межправительственные организации и их филиалы, а также постоянные представительства в Российской Федерации;
  • иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»
  • иные лица.

Способы и инструменты

Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:

  • принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
  • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).

Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:

  • изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
  • изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
  • изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
  • проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
  • изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости)

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены

Когда отчеты не нужно подавать

Отчитываться о движении средств и других финансовых активов по иностранным счетам не нужно, если соблюдаются следующие требования:

  • счет открыт в финансовом учреждении расположенном в государстве участнике ЕАЭС или государства, которое обменивается с РФ финансовыми данными в автоматическом режиме;
  • общая сумма зачислений или списаний по счету либо остаток не превышает 600 тыс. рублей.

Внимание!!! Учет финансовых активов ведется на начало и конец года, а также учитываются операции зачисления и списания по счету. Поэтому, чтобы не подавать отчет нужно следить, чтобы операции и остатки не превышали 600 000 рублей в эквиваленте

Также не нужно отчитываться перед компетентными органами физлицам, проживающим за границей от 183 дней в календарном году. 

Валютный контроль и валютное регулирование достаточно обширная тема, без изучения которой невозможно эффективно организовать международный бизнес. Самостоятельное ее изучение займет много времени и ресурсов и не гарантирует положительный результат и отсутствие ошибок. Мы же рекомендуем обратиться за консультацией к нашим лицензированным юристам, которые имеют колоссальный практический опыт в создании решений для международного бизнеса. Пишите нам в онлайн-чат или оставляйте контакты в специальной форме, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Нужно подавать отчет о движении средств и иных активов если остаток менее 600 000 рублей?

Нет, если операции по зачислению и списанию средств на счете не превышали указанной суммы. Однако существует высокая вероятность, что налоговая попросить предоставить подтверждающие документы: выписку со счета. Поэтому рекомендуется все же подготовить и подать отчеты, пускай даже обороты позволяют этого не делать.

Основные сроки подачи документов для валютного контроля?

Списание денег со счета в банке – дата подачи распоряжения на списание; зачисление денег на счет резидента – 15 дней с даты зачисления; расчеты через счет резидента в иностранном банке – 30 рабочих дней после месяца, в котором средства списаны или зачислены на счет; ввоз/вывоз недекларируемых товаров, выполнение работ, оказание услуг – 15 рабочих дней после окончания месяца в котором оформлены подтверждающие документы.

Ответственность за нарушение валютного законодательства?

Административный Кодекс устанавливает следующие штрафы за нарушение валютного законодательства на физлиц: за незаконные валютные операции – 75-100% от операции; за несвоевременное уведомление ФНС – 1000-1500 RUB; неподачу уведомления о наличии счета – 4000-5000 RUB; отсутствие отчета о движении денежных средств – 2000-3000 RUB; повторное нарушение – 10000-20000 RUB. В том числе криминальная ответственность, если сумма незачисленных или невозвращенных средств в течение одного года превышает крупный (100 млн. рублей) или особо крупный (150 млн. рублей) размер.

Срок подачи документов

В Инструкции 181-И подробно расписаны сроки предоставления документов в 2021 году по тем или иным действиям. Приведём некоторые из них:

  • срок постановки экспортного контракта на учет – до 15-ти рабочих дней после дня зачисления средств на счёт резидента-экспортёра (п. 5.7);
  • срок подачи СПД в валютный контроль – до 15-ти рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на таможенной декларации проставлена отметка о дате выпуска либо в котором были оформлены подтверждающие документы (пп. 8.2.1, 8.2.2);
  • срок принятия банком решения о снятии контракта с учёта (отказа в снятии с учёта – до 2-х рабочих дней после подачи заявления резидентом (п. 6.4)

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Как осуществляется валютный контроль?

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?Посмотреть ответ

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?Посмотреть ответ

Что изменяется с 9 июля для физлиц, юрлиц и ИП? Регистрация валютных договоров

Закон предусматривает следующие изменения с 9 июля 2021 года:

Для физлиц отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала. Раньше для покупки недвижимости заграницей, ценных бумаг, выпущенных нерезидентом, нужно было специальное разрешение от Нацбанка. Теперь получать его не нужно, однако зафиксировать сделку все же придется. Для этого нужно регистрировать валютный договор на портале Нацбанка (подробности ниже).

Юрлицам и ИП теперь не нужно получать разрешение от Нацбанка для открытия счетов за границей, учреждения компании, регистрации в банке валютных операций, связанных с движением капитала. Компании и ИП могут открывать иностранные счета и проводить по ним операции. Но в законе есть уточнение, что средства, полученные от экспорта на иностранные счета резидентов, должны быть переведены на счета этих компаний, открытые в белорусских банках.

Но также, как и физлицам, на некоторые операции нужно регистрировать валютный договор.

Разберемся, в каких случаях это делать. Регистрировать нужно валютные договоры между резидентами Беларуси и нерезидентами. И речь идет о крупных сделках: если сумма денежных обязательств равна или превышает 2000 базовых величин для физлиц (58 000 руб.) и 4000 (116 000 руб.) – для юрлиц и ИП. Если сумма не определена, то договор также стоит регистрировать. Также регистрации подлежат договоры, заключенные раньше 9 июля, если к этому времени не исполнены обязательства по ним.

В постановлении Правления Нацбанка №37 приводится перечень валютных операций, для проведения которых нужно регистрировать договор. Например, приобретение у нерезидента ценных бумаг и их продажи. Или продажа недвижимости на территории Беларуси резидентом нерезиденту, в том числе на условиях лизинга, покупка резидентом у нерезидента недвижимости за пределами Беларуси, привлечение резидентом денежных средств в форме кредита или займа от нерезидента и др. С полным перечнем процедур, подлежащих регистрации, можно ознакомиться здесь.

В договоре прописываются услуги, срок их выполнения, права и обязанности сторон, требования по конфиденциальности, процедура и срок обмена документами. Для регистрации нужно создать личный кабинет на, заполнить форму и направить договор на регистрацию. Когда все пройдет успешно, договору будет присвоен регистрационный номер. После чего нужно будет ежемесячно предоставлять информацию об изменении договора, а также его исполнении.

Ответственность за нарушения валютного законодательства

За нарушение правил валютного контроля может грозить административная (ст. 15.25 КоАП РФ) и уголовная (ст. 193 УК РФ) ответственность. Размер штрафов по валютному контролю зависит от вида правонарушения, которых в ст. 15.25 КоАП РФ насчитывается около 20-ти. Для иллюстрации приведём информацию по некоторым из них:

  • за незаконные валютные операции, например, куплю-продажу валюты, минуя уполномоченные банки – штраф для физлиц, ИП и юрлиц от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции, для должностных лиц от 20 тыс до 30 тыс руб (ч. 1);
  • за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счёта, об изменении реквизитов счёта за пределами РФ – штраф для физлиц от 4 тыс до 5 тыс руб, для должностных лиц от 40 тыс до 50 тыс руб, для юрлиц от 800 тыс до 1 млн руб (ч. 2.1);
  • за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, должностным лицом, ранее оштрафованным за такое же правонарушение – дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет (ч. 5.1).

Ст. 193 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств:

  • в крупном размере (от 100 млн до 150 млн руб) – штраф от 200 тыс до 500 тыс руб или в размере дохода осуждённого за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительные работы до 3-х лет, либо лишение свободы до 3-х лет (ч. 1);
  • в особо крупном размере (свыше 150 млн руб), группой лиц по предварительному сговору, с использованием заведомо подложного документа или с использованием юрлица, созданного для совершения преступлений в финансовой сфере – лишение свободы до 5-ти лет со штрафом до 1 млн руб или в размере дохода осуждённого за период до 5-ти лет либо без такового (ч. 2).

Если у вас остались вопросы по теме валютного контроля, наш юрист готов дать подробные разъяснения.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

В соответствии со статьей 23 Закона, органы и агенты валютного контроля имеют право: 

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки достоверности и полноты учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы, а также информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. 

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право: 

  • выдать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ;
  • применять меры ответственности, установленные законодательством РФ, за нарушение актов валютного законодательства РФ. 

Агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • документы о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на выполнение валютных операций;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета и другое. 

Важно! Агенты валютного контроля вправе требовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.
В обязанности органов валютного контроля и налоговых органов, осуществляющих предварительную регистрацию, входит рассмотрение заявления резидентов о предварительной регистрации и принятии решения о регистрации или об отказе в ней. Агенты валютного контроля обязаны: 

  • осуществлять контроль за соблюдением участниками валютных операций актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля сведения о валютных операциях, проводимых с их участием. 

Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. 
Органы и агенты валютного контроля несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector