Органы и агенты валютного контроля

Понятие и содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней, посредством принятия норм права. Второе выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.

Основные направления валютного регулирования:

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др.

3. Регулирование ЦБ РФ валютных операций движения капитала. Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты.

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в РФ производятся только через уполномоченные банки.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

8. Регламентирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в РФ отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства.

Обязательства лиц, выполняющих валютные операции

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  1. Предоставлять агентам и органам контроля валюты документацию и информацию, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации по валютным операциям.
  2. Заниматься ведением учета (в установленном порядке) и составлять отчетность по проводимым ими операциями над валютой, обеспечивая при этом сохранность соответствующей документации и материалов в течение срока не менее трех лет со дня совершения производимой валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
  3. Выполнять все предписания органов валютного контроля касающиеся устранения выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов по регуляции валютой.

Если же будет замечено нарушение отчетности и правил учета по валютным сделкам, а также за непредоставление органам валютного контроля информации и документов, касающихся резидентов и нерезидентов, эти лица могут быть наказаны, а именно оштрафованы в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом.

При повторном нарушении назначенных до этого правил, а также за отказ от выполнения или за недоброкачественное выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ Российской Федерации взыскиваются в доход государства суммы, которые были получены по недействительным сделкам, при этом и штрафы. Также отзываются лицензии или приостанавливается действие резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, которые обвиняются в нарушении операций над валютой по законодательству Российской Федерации, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Нерезиденты:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные согласно законодательства иностранных государств, и находящиеся за пределами РФ;
  • организации, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законами иностранных государств и находящиеся за пределами РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ;
  • межгосударственные и межправительственные организации и их филиалы, а также постоянные представительства в Российской Федерации;
  • иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»
  • иные лица.

Какие органы контролируют валютный контроль?

В России это ЦБ Российской Федерации, главный федеральный орган, который занимается исполнительной властью, основываясь на полномочиях полученных от правительства Российской Федерации.

Один из федеральных органов исполнительной власти, являющейся при этом органом контроля валюты, к которому относится служба Федерального надзора по финансово-бюджетного делам (которая была основана в середине 2004 года в июне) подотчетна Минфину России. Ее задача – следить за тем, чтобы резиденты и нерезидентами соблюдали законодательство Российской Федерации в области валютных операций, а также вести запрос актов у органов занимающихся регулированием валюты, ее контролем, и отслеживанием соответствия проведения валютных операций по лицензионным условиям и разрешениям.

Замечание 2

ЦБ Российской Федерации занимается постоянным контролем операций проводимых над валютой во всех различных организациях по выдаче кредитов и на валютных биржах.

Агентами валютного контроля являются банки в чьи полномочия входит деятельность, подотчетная ЦБ России, гос. корпорация «Банк внешнеэкономической деятельности и развития», банки не являющиеся уполномоченными в профессиональном участии на рынке держателей бумаг и реестра имеющих большую ценность, которые подотчетны органу федеральной исполнительной власти на рынке ценных бумаг, к ним же можно отнести налоговые, и таможенные органы (Федеральной службы основанная в июле 2004 года государственным комитетом России, а также службой по налогам созданной в 2004 году в июле на основе Министерства Российской Федерации по сборам и налогам).

Что же касается таможенной службы в России, то она как агент валютного контроля, занимается контролем и осуществлением. Эта служба в первую очередь отслеживает валютные перемещения лицами за границу РФ, и все валютные операции, которые тесно связанны с доставкой товара и транспортировкой средств через границу, а также:

  • Занимается обеспечением всей деятельности в области контроля валюты федеральными органами исполнительной власти и правительства нашей страны, которое является органами валютного контроля, и взаимодействует с ЦБ России.
  • Занимается обеспечением сотрудничества банков не являющихся уполномоченными в участии на рынке профессиональных ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов, которые как главный агент валютного контроля ЦБ РФ являются правительством России.

ЦБ Российской Федерации в свою очередь занимается обеспечением взаимодействия с другими органами валютного рынка, точно также как налоговыми и уполномоченными банками таможенных органов, которые соблюдая законодательство РФ выступают в роли агентов валютного рынка.

Органы валютного регулирования в РФ

Закон № 173 разграничивает понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование». Если в общем смысле ВК — это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением установленных требований, то валютное регулирование — это одно из многих направлений деятельности государства, суть которого заключается в издании правовых актов, регламентирующих валютные операции.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются уже рассмотренные выше органы ВК:

  • Центробанк;
  • Правительство. 

Реализацию денежного регулирования возможно символически разделить на 2 уровня:

  1. Нормативный. Суть — разработка правовых актов в области валютных операций, их последующее утверждение.
  2. Индивидуальный. Заключается в непосредственном применении действующих правовых актов к конкретной ситуации, правоотношениям, возникшим на фоне валютных операций. 

Так как органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство, на них в первую очередь и возложены задачи по реализации валютной политики государства. 

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

В соответствии со статьей 23 Закона, органы и агенты валютного контроля имеют право: 

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки достоверности и полноты учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы, а также информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. 

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право: 

  • выдать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ;
  • применять меры ответственности, установленные законодательством РФ, за нарушение актов валютного законодательства РФ. 

Агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • документы о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на выполнение валютных операций;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета и другое. 

Важно! Агенты валютного контроля вправе требовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.
В обязанности органов валютного контроля и налоговых органов, осуществляющих предварительную регистрацию, входит рассмотрение заявления резидентов о предварительной регистрации и принятии решения о регистрации или об отказе в ней. Агенты валютного контроля обязаны: 

  • осуществлять контроль за соблюдением участниками валютных операций актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля сведения о валютных операциях, проводимых с их участием. 

Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. 
Органы и агенты валютного контроля несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Какие операции являются валютными

В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:

  1. Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
  2. Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
  3. Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
  4. Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
  5. Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
  6. Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом. 

Органы и агенты валютного контроля: основные отличия

Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.

Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.

В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК. 

***

Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «ВЭБ.РФ».

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния

Согласие

Настоящим заявляю, что ознакомлен с настоящей

Политикой обработки персональных данных и даю свое согласие оператору (Внешэкономбанку),
юридический адрес: пр-т Академика Сахарова, 9, Москва, 107996 (далее — Банк), на сбор,
запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, в том
числе автоматизированные, любой информации, относящейся ко мне и полученной как от меня,
так и от третьих лиц, в специализированной электронной базе данных, которая может быть
использована Банком при осуществлении обратной связи, а так же для информирования о
продуктах и услугах Банка.
Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действительно в
течение срока, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
Я согласен с тем, что оператор в целях уточнения информации, содержащейся в обращении, и
информирования о ходе рассмотрения настоящего обращения может использовать сведения,
содержащиеся в электронном обращении.
Настоящее согласие может быть отозвано посредством направления в Банк письменного
уведомления, полученного Банком не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты
отзыва согласия.

Суть валютного контроля

Чтобы понять суть явления под названием “валютный контроль”, рассмотрим его определение, цели применения и рабочее содержание.

Что это такое?

Для осуществления любых расчётов по тем сделкам, что осуществляются на территории России, применяются российские рубли. Однако иногда возникают ситуации, когда для обеспечения финансовой операции необходима другая валюта. Именно в таких случаях и вступает в дело валютное законодательство.

Валютный контроль – это комплекс мероприятий, позволяющих обеспечить соблюдение действующих законов и установленных в соответствии с ними правил при проведении валютных расчётов.

За выполнением предписанных норм следят:

  • Центральный Банк Российской Федерации;
  • Правительство России;
  • Министерство финансов;
  • Федеральная таможенная служба.

Примечание 1. Непосредственно работа по вопросу осуществляется агентами валютного контроля. Ими являются банковские компании, наделённые Центробанком соответствующими полномочиями. Именно они отвечают за корректное оформление платежей и полноценное предоставление рабочих сведений по транзакциям.

Назначение

Как нетрудно догадаться, главная цель ВК сводится к обеспечению всеобъемлющего соблюдения валютного законодательства.

Кроме того, контроль осуществляется в рамках:

  • мониторинга соответствия реализуемой финансовой операции законам;
  • проверки факта соблюдения резидентами и нерезидентами всех имеющихся между ними обязательств;
  • проверки подлинности предоставляемой отчётности по валютным операциям.

Эти положения дают достаточное представление о масштабе контроля за валютными манипуляциями

Важно понимать, что все они закреплены законодательно

Принципы и методы работы

Принципы, которые определяют ВК:

  • единство систем валютного контроля и валютного регулирования;
  • защищённость прав участвующих сторон на уровне государства;
  • исключение неуместного, необоснованного вмешательства государства в реализацию тех или иных транзакций.

Отдельно нужно упомянуть некоторые специфические принципы:

  • законность;
  • обязательность соблюдения, исполнения;
  • обязательность обеспечения служебной и коммерческой тайн.

Примечание 2. Виды и формы ВК находятся в постоянном развитии, поскольку законы периодически претерпевают изменения. Однако на содержание работы валютного контроля коренным образом это не влияет.

Методы контроля:

  • специализированные – обследование и ревизия;
  • основные – наблюдение и проверочные мероприятия;
  • дополнительные – запросы на предоставление различных сведений и анализ полученных сведений.

Указанные положения не меняются – вне зависимости от законодательных перипетий. По сути, это основа функционирования ВК.

Разновидности

Валютный контроль как явление можно разделить на следующие виды:

  1. Предварительный. Название говорит само за себя – осуществляется до момента проведения транзакции.
  2. Текущий. Соответственно – осуществляется во время реализации транзакции с применением валюты.
  3. Последующий. Применяется по завершении операции.

Примечание 3. В зависимости от того, кто проводит ВК, можно выделить ещё контроль непосредственный и опосредованный. Первый вариант подразумевает участие органов и агентов валютного контроля, а второй – Правительства РФ.

Роль банков в валютном регулировании

Постольку, поскольку валютный контроль в РФ осуществляется не только государственными органами, но и агентами, роль банков в данном случае довольно важная. При этом банки – это непосредственно те агенты, которые владеют всей информацией о счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателях и физических лиц. Отсюда следует, что кредитно-финансовые организации и небанковские кредитные организации обязаны отслеживать движение валютных операций между резидентами и нерезидентами РФ.

Так нужно максимально подробно рассмотреть обязанности банковских и небанковских кредитных организаций:

  • отслеживание ввоза и вывоза иностранной валюты или иностранных ценных бумаг;
  • контроль за межнациональными переводами в рублях или иностранной валюте;
  • переводы между счетами нерезидентов Российской Федерации в пределах нашей страны.

Все вышеперечисленные операции можно условно объяснить следующим образом: банки по поручению своих клиентов, которыми могут являться как резиденты, так и нерезиденты нашей страны. Переводят денежные средства со счёта на счёт при этом денежные средства могут переходить как внутри банка, так и в другие банки, в том числе зарегистрированные за границей. Именно за всеми вышеперечисленными операциями обязан следить агент валютного контроля.

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Как осуществляется валютный контроль?

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?Посмотреть ответ

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?Посмотреть ответ

Система валютного регулирования

Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основные направления валютного контроля:

  • проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов:

  • органами валютного контроля,
  • агентами валютного контроля.

Органы валютного контроля согласно Закону — ЦБ РФ и Правительство РФ, а в качестве агентов валютного контроля определены уполномоченные банки. Орган, управляющий валютными отношениями — Центральный банк РФ, который вправе:

  • определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
  • издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений;
  • устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги в иностранной валюте и валюте РФ;
  • устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии;
  • устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и сроки их предоставления;
  • осуществлять иные регулирующие полномочия.

Помимо ЦБ РФ к органу валютного регулирования относится Правительство РФ в лице таких органов, как:

  • Министерство финансов РФ,
  • Министерство РФ по налогам и сборам,
  • Государственного таможенного комитета РФ,
  • правоохранительных органов.

Основная задача валютного регулирования — пресечь утечку капиталов из РФ за границу.

Органы валютного контроля

Итак, выше мы разобрали, какие государственные органы имеют отношение к осуществлению валютного контроля на территории нашей страны. Вместе с тем они обязаны исполнять некоторые обязательства:

  1. Составлять нормы и правила для всех резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
  2. Контролировать все операции, производящиеся в иностранной валюте гражданами нашей страны, например, предпринимателями, которые импортируют товары и принимают оплату в иностранной валюте.
  3. Проводят надзор всех субъектов проводящих оплату в иностранной валюте, проверяют договора и отчетные документы.

Если говорить то же самое простыми словами, то все граждане нашей страны, а также граждане других государств, которые ввозят или вывозят валюту должны подчиняться надзорным органам и предоставлять им все необходимые документы для осуществления полноценного контроля. То есть, по первому требованию всех должностных лиц нужно предоставлять разрешение на совершение валютных операций, договора по которым осуществлялись транзакции и отчеты, в том числе, о выплате налога. Кстати, здесь есть один существенный нюанс, заключающийся в том, что при выявлении нарушений закона об обороте иностранной валюты в России могут лишиться лицензии как резиденты РФ, так и нерезидента.

Операции, подвергающиеся валютному контролю

Валютному контролю подлежат три основные группы валютных операций, выделяемых Федеральным законом:

  1. Сделки, проводимые резидентами и нерезидентами РФ. Сделка, заключаемая с нерезидентами страны, практически мгновенно становится предметом интереса государства, поскольку оно заинтересовано в том, чтобы и граждане страны, и резиденты других государств не преступали букву закона. Широкие возможности для международной внешнеэкономической деятельности вкупе с глобализацией предоставляет свободу для развития теневой экономики, поэтому любые сделки, участие в которых принимают нерезиденты, проводятся через валютный контроль.
  2. Сделки с использованием ценных бумаг внутреннего и внешнего типа. Ценные бумаги, как и сделки с резидентами и нерезидентами, также подвергаются контролю. Процесс валютного контроля выполняется в том случае, если работа ведется с использованием ценных бумаг, номиналом которых является иностранная валюта, либо выпущенных нерезидентами РФ.
  3. Валютные сделки, то есть сделки с применением иностранной валюты. К их числу относят как простой валютный обмен, так и расчеты с поставщиками товаров и услуг за рубежом. Валютному контролю подвергается любая операция, в ходе которой в роли платежного средства выступает иностранная валюта.

Какие операции являются валютными

В законодательстве четко отражено, что относится к категории валютных операций. Согласно положениям нормативных актов под это понятие подходят финансовые операции:

  • получения и передачи иностранной валюты между резидентами страны;
  • получение, передача, использование иностранной, национальной валюты и ценных бумаг между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;
  • ввоз в страну или вывоз из нее иностранной или национальной валюты, а также ценных бумаг, выпущенных в РФ;
  • перевод инвалюты, рублей или ценных бумаг между счетами, один из которых открыт в РФ, а другой – за рубежом;
  • перевод между резидентами рублей с одного заграничного счета на другой.

Валютные операции классифицируются и по более узким признакам и параметрам. По срокам исполнения они бывают капитальными, кассовыми и текущими. Операции могут совершаться резидентами и нерезидентами. Они могут быть направлены на достижение различных целей и совершаться в собственных интересах или в интересах клиентов. Также они подразделяются на активные и пассивные с точки зрения бухгалтерского учета и особенностей его ведения.

Все виды валютных операций отражены в законодательстве

Валютные операции бывают индивидуализированные под характер сделки или универсальные, актуальные для клиентов любого банка. По такой классификации они могут быть проведены посредством:

  • корреспондентской связи с другими банками;
  • торговли иностранной валютой на территории РФ;
  • сопровождения экспортно-импортных операций;
  • перевода между банковскими счетами;
  • накопления иностранной валюты в государстве для улучшения позиций экономики;
  • кредитования в международной финансовой среде.

В отдельную категорию выделяются конверсионные валютные операции, которые проводятся с целью обмена одной иностранной валюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких операций, можно привести торговлю на финансовом рынке форекс.

Федеральная таможенная служба

Обратите внимание! Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, которым утверждено положение о ФТС

В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:

  1. Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
  2. Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
  3. Контроль при вывозе товаров из РФ.
  4. Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях. 

Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1). 

Органы и агенты валютного контроля: основные отличия

Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.

Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.

В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК. 

Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».

Федеральная таможенная служба

Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от № 809, которым утверждено положение о ФТС.

В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:

  1. Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
  2. Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
  3. Контроль при вывозе товаров из РФ.
  4. Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях. 

Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1). 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector