Когда, кому и зачем нужны товарные и транспортные накладные

Содержание:

Что изменилось в работе бухгалтера с введением новой транспортной накладной

Лектор семинара: В. В. СеменихинПлан семинара: 1. Отменена ли прежняя.

2. Документы, необходимые для учета затрат на перевозку.

3. Чем транспортная накладная отличается от ТТН.

4. Как решались споры в судах по поводу ТТН.

5. Вопросы после лекции.

С 25 июля 2011 года бухгалтеры работают с новой транспортной накладной. При этом до сих пор нет официальных разъяснений по ее заполнению и применению. А между тем вопросов на практике возникает очень много. На некоторые из них я постараюсь ответить в ходе сегодняшнего семинара.

Отменена ли прежняя накладная № 1-Т

Итак, напомню, что новая форма транспортной накладной утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Этим же документом установлены новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Рекомендации и нюансы по заполнению ТТН в 2021 году

Несмотря на кажущуюся простоту бланка ТТН, иногда возникают вопросы, как его правильно заполнить. Оформление начинается с вводной части. Сложности могут возникнуть при внесении кодов в таблицу, расположенную в верхнем правом углу лицевой стороны ТТН. Необходимо указать коды:

  1. ОКУД (код управленческой документации). Каждому управленческому документу присвоен свой уникальный код. Для товарно-транспортной накладной это 0345009.
  2. ОКПО (код предприятий и организаций). ОКПО присваивается при создании юридического лица и носит индивидуальный характер. Проще всего выяснить ОКПО по ИНН, например, здесь.

При заполнении основной таблицы в товарном разделе в крайнем левом столбце необходимо указать код продукции (номенклатурный номер). Искать его в интернете или справочниках не имеет смысла − в каждой организации ведется собственный учет и присваиваются собственные коды по результатам инвентаризации. Все коды продукции содержатся в документах бухучета, выяснить код на конкретный товар можно в системе 1С.

Полный список перевозимого товара может не уместиться в отведенных строках. Нельзя пытаться уместить список в отведенную таблицу, вписывать в одну строку несколько наименований.

На лицевой стороне расписываются представители отправителя груза и водитель-перевозчик. Оттиск печати проставляется только в специально обозначенных местах “М.П.”, на каждую подпись проставлять оттиск не следует. Таблица в нижнем правом углу (груз получил грузополучатель) заполняется получателем груза при личной приемке товара. В таких случаях представитель грузополучателя должен проверить соответствие товара договорным условиям по количеству и ассортименту.

Во втором разделе содержатся сведения о водителе, транспортном средстве, маршруте следования, сокращенная информация о грузе. В данном разделе содержатся отметки о приеме груза грузополучателем, то есть в соответствующих графах расписываются водитель и представитель получателя товара.

Подраздел “Прочие сведения” раздела II заполняется сотрудником перевозчика. В указанном подразделе рассчитывается пробег транспортного средства, зарплата водителя и стоимость погрузочно-разгрузочных работ. Для правильного оформления необходимы специальные знания. Обычно расчетами занимается сотрудник бухгалтерии перевозчика, механик или специально подготовленный работник транспортного подразделения.

В остальном заполнение ТТН не вызывает затруднений, для этого достаточно знания основ делопроизводства. Если какой-то пункт все же вызывает затруднение и не с кем посоветоваться по поводу правильного заполнения шаблона, следует оставить пустое место. Главная задача товарно-транспортной накладной − подтвердить законность списания товарно-материальных ценностей с баланса грузоотправителя, их перевозки и последующей постановки на учет грузополучателя, рассчитать затраты на перевозку.

Товарно-транспортная накладная скачать пустой бланк

Заполнение ТТН “на коленке” возможно в некоторых экстремальных или не типичных ситуациях. Для подобных случаев следует иметь отпечатанные типографским способом или изготовленные на принтере экземпляры. В обычных условиях заполнение пустого бланка производится на компьютере

В формате word скачать бланк можно здесь. По приведенной ссылке бланк сформирован как таблица со скрытыми границами, поэтому при внесении сведений не происходит смещение, строки остаются неизменными. Несомненным преимуществом компьютерной обработки бланка ТТН является неограниченная возможность исправлений и изменений.

Скачать бланк ТТН в excel

При работе с различными бланками и шаблонами профессионалы предпочитают excel. Возможности excel в части обработки таблиц и математической обработки информации кажутся безграничными. Табличные бланки в word изначально выглядят красивее, работа в текстовом редакторе представляется более простой и доступной.

Но для специалиста excel незаменим. Заполнение товарно-транспортной накладной в excel избавит от ручных подсчетов при определении количества и веса товара и других математических действий. Скачать типовой бланк ТТН в excel можно здесь.

Транспортная накладная или товарно-транспортная накладная, когда нужен конкретный вид

Сейчас уже Минфин чуть ли не официально отменил старый вариант. При этом некоторые фискальные органы, которые просто по непонятным причинам решили не перестраиваться, до сих пор требуют Т-1. На самом деле, если такие претензии поступают, смело можно обращаться за судебной защитой. Ведь это незаконно. ТН полностью заменяет аналог практически во всех случаях. Существует лишь один вариант, когда ТТН будет необходимым выбором. И по закону не может заменяться аналогом. Это грузоперевозка этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Здесь уже закон действительно предписывает строгое использование ТТН. Но это скорее исключение, чем правило.

ТТН при транзитной поставке

Транзитная торговля представляет собой две независимые друг от друга сделки: торговая компания заключает договор купли-продажи товара с поставщиком, на основании которого обязуется оплатить приобретенный товар, а поставщик — отгрузить товар на тот склад, который укажет торговая организация, и отдельный договор с покупателем товара, в рамках которого обязуется поставить за плату товар.

При этом торговая компания в первом договоре будет выступать покупателем товара, а во втором — его продавцом.

В этом случае строки товарно-транспортной заполняются следующим образом.

В строке «Плательщик» указывается торговая компания.

Кого поставить в строку «Грузоотправитель», зависит от момента перехода права собственности.

Если в момент отправки товара его собственником стала торговая компания, то она и будет указана в данной строке. Если после отправки владельцем остался поставщик, то в строке «Грузоотправитель» будет значиться поставщик.

Заполнение строки «Грузополучатель» зависит от того, кто фактически принимает товар на складе конечного покупателя.

Если этим занимается сам покупатель, то указать нужно именно его.

Если же разгрузку производит представитель торговой компании, то в качестве грузополучателя следует указать название, адрес и телефон торговой компании.

В любом случае в поле «Пункт погрузки» должен стоять адрес поставщика, а в поле «Пункт разгрузки» – адрес конечного покупателя.

Ответственные за заполнение

Зачастую оформлением товарно-транспортной накладной международного образца, то есть CMR, занимается непосредственно сам отправитель груза в другую страну. При этом обязательно следует проконсультироваться со специалистами транспортно-экспедиторской компании, которая будет осуществлять доставку товара. Это необходимо для того, чтобы отправитель мог опираться на все актуальные требования и указания. Поскольку транспортные компании занимаются международными грузоперевозками, они обязаны владеть всей информацией касательно нюансов заполнения ТТН и правил для каждой конкретной ситуации. Ведь в зависимости от типа и характеристик груза, CMR заполняется соответствующим образом.

Грузоотправитель должен понимать, какую ответственность он несёт за правильно оформленный документ. При допущении ошибок и неточностей, в результате которых транспортная компания понесла убытки или дополнительные расходы, компенсировать это обязан будет заполнитель накладной. Есть несколько правил, о которых следует знать при заполнении CMR:

  • в общей сложности нужно минимум 3 оригинала этого документа;
  • подписи на документе ставят отправитель и грузоперевозчик, а каждая из сторон получает по 1 экземпляру;
  • ещё один экземпляр ТТН остаётся у перевозчика;
  • один из трёх оригиналов обязательно должен входить в пакет сопроводительной документации при грузоперевозках;
  • при заполнении накладной CMR всегда используется только шариковая ручка, если оформление осуществляется вручную;
  • правилами разрешается использовать компьютеры и оргтехнику для заполнения, для этого нужно скачать образец и заполнить с помощью клавиатуры.

Стоит отметить, что после подписания конвенции и её ратификации почти всеми странами Европы специалисты разработали типовую форму для CMR. Графы дублируются сразу на трёх разных языках. Это является подтверждением того, что документ действует по всей Европе.

Нужно ли возвращать документ

Согласно рекомендациям, данную бумагу нужно хранить минимум 1 год с момента оформления (едва они подписываются и возвращаются), поскольку рассматриваемые экземпляры часто требуются для отчётности и бухучёта. Также они оказываются главными аргументами для удостоверения совершенных действий, что поможет в случае возникновения спора отстаивать при необходимости собственные права.

Понятно, что ТТН формируется с учётом различных вариаций, а потом эта первичная документация идёт в архив, после чего остаётся под контролем в бухгалтерии. Смежная копия по форме 1-Т тоже нужна для контроля товаров и осуществления подсчётов за перевозку покупателю груза и перевозчику.

По правилам перевозчик должен возвращать заверенный экземпляр накладной после осуществления доставки, иначе факт сдачи груза не подтвержден и впоследствии возникают проблемы (например, перевозчику часто предъявляю претензию на всю сумму товара).

Поэтому необходимо не только ответственно подходить к оформлению, соблюдая чёткий порядок действий, но и придерживаться условия последующего хранения и возврата бланков

Чтобы не возникало разногласий с использованием документа, крайне важно всегда иметь под рукой соответствующий оригинал или копию до тех пор, пока вы не закончите перед другими участниками сделки свои обязательства и не подтвердите данный факт тоже письменно

Что должен указывать грузоотправитель в бланк товарно-транспортной накладной (ТТН).

  1. Указать дату составления накладной (ТТН);
  2. Подробно заполнить все реквизиты: отправителя груза, получателя и данные фирмы-перевозчика;
  3. Точно указать адреса пунктов погрузки-выгрузки товара;
  4. Заполнить раздел, содержащий сведения о перевозимом грузе: количество, вес, единицы измерения, маркировки. В графе «Стоимость» указывается стоимость всего груза цифрами и прописью. Обязательно должен быть заполнен раздел, где указывается, кто отпускает товарно-материальные ценности с указанием должности, подписи с расшифровкой.

При погрузке водитель проверяет соответствие имеющегося в наличии груза данным, указанным в товарно-транспортной накладной.

После загрузки товара накладная заполняется следующими данными:

  1. Во втором (транспортном) разделе бланка ТТН проставляется номер путевого листа, полное наименование предприятия-грузоперевозчика, марка автотранспортного средства, регистрационный номер, данные водителя перевозящего данный груз;
  2. В товарном разделе бланка ТТН указываются данные о грузе: количество упаковок, маркировки, вес. В листе сдачи-приемки груза должно быть указано количество мест, вес транспортируемого груза, данные организации-перевозчика и водителя лично. Делается отметка о наличии и номерах пломб, а также целостности пломб. Расписываются в этом листе представитель грузоотправителя (его подпись заверяется печатью организации) и водитель, сопровождающий груз.

По прибытии в пункт назначения бланк товарно-транспортной накладной заполняется сторонами в лице перевозчика и грузополучателя. В разделе «Прочие сведения» указывается фактически проведенное время простоя при осуществлении разгрузки. В разделе сдачи-приемки груза вновь указываются данные о товаре: количество мест, вес, наименование, маркировки. Обязательно при наличии пломб делается отметка о номерах и целостности пломб. Водитель расписывается в разделе сдачи товара, грузополучатель в разделе приемки.

Бланки: личный или готовый

Бланк накладной для ИП можно разработать самостоятельно

Важно помнить, что есть перечень данных, которые обязательно вносят в документ

К ним относится:

  • номер документа и дата его составления;
  • данные на получателя или отправителя груза>;
  • на основании чего (счета или договора) происходит покупка;
  • сколько товара, и по какой стоимости реализуется;
  • должность, инициалы того, кто отпустил товар со склада;
  • печать хозяйствующего субъекта>;
  • если у ИП накладная без НДС, то это указывается обязательно и проставляются нули.

Часто при проверке налоговой службой спасает правильно заполненная товарная накладная для ИП. Образец заполнения можно найти в отделении ФНС или скачать в интернете. Если товар доставляет другая компания, необходимо указать ее реквизиты, наименование и номер договора.

Чтобы снизить налог за счет расходов на транспортировку, понадобится транспортная накладная ИП. Обычно заполняют существующую форму ТТН №1-Т. Некоторые бизнесмены заполняют документ в четырех экземплярах. Два предназначены для грузополучателя и грузоотправителя, а еще 2 находятся у транспортной компании.

Накладная ИП без НДС на УСН заполняется, как и обычная, в двух экземплярах. То есть, каждому участнику сделки положен один экземпляр. Образец заполнения накладных для ИП поможет оформить бланк без ошибок. Если в документе отображаются неточности, бизнесмену могут отказать в освобождении от НДС.

Если оформляется товарная накладная предпринимателя на ЕНВД, налоговые органы обычно говорят о нарушении использования спецрежима. Инспектор считает, что накладная подтверждает использование товара не в личных целях, а для предпринимательской деятельности. Значит, продавец платит не единый налог, а НДФЛ с начислением НДС.

Предпринимательская деятельность на ЕНВД может происходить без кассы. ИП по желанию покупателя выдает накладную, чтобы иметь возможность принимать от клиента наличные деньги за услугу или товар

3.1 Оформление товарно-транспортных накладных

Если у организации текущего пользователя имеется роль «Грузоотрпавитель», то на странице «Товарно-транспортные накладные» (ТТН) будет доступна кнопка «Создать», для оформления нового ТТН. 

1. Нажать на кнопку «Создать». Откроется страница создания нового ТТН. Обязательные для заполнения поля на формах ввода выделяются знаком *. Следующие поля заполняются автоматически:

  • «Статус документа» — устанавливается значение по умолчанию «Черновик»;

  • «Оформил ТТН» — Заполняется значением текущего пользователя;

  • «Организация исполнителя» — Заполняется значением организации текущего пользователя.

Поля «Номер товарно-транспортной накладной» и «Дата оформления товарно-транспортной накладной» заполнятся автоматически системой.

2. Заполнить поле «Регион» местоположением груза выбором значения из справочника регионов.

3. Заполнение блока грузоотправителя

Заполненям поле «Наименование грузоотправителя» значением из реестре организаций грузоотправителя. Все остальные поля заполнятся автоматически после выбора, данными из выбранной организации.

4. Заполнение блока данных о грузе

Заполняем сведения по грузу и грузополучателе вручную. При заполнении поля «Грузополучатель» выбором значения из реестра организаций грузополучателей, автоматически заполнится поле «ФИО грузополучателя-подписанта». Если отметить галочку «Имеется опасный груз» в значение «Да», то отобразится дополнительный блок полей для ввода сведений по опасности:

При необходимости ввода сведений по нескольким грузам в одном ТТН, можно нажать на кнопку Добавится блок полей с новым перечнем полей по грузу для заполнения. Для удаления блока полей по грузу необходимо нажать на кнопку, расположенной справа от блока полей по грузу.

5. Заполнение блока данных о перевозчике

Заполняем поле «Наименование перевозчика» значением из реестре организаций перевозчика. Все остальные поля заполнятся автоматически после выбора, данными из выбранной организации.

6. Заполнение блока сведений об автотранспорте

Заполняем поле «Выбор автомобиля» значением из реестра грузовых автомобилей. Все остальные поля заполнятся автоматически после выбора, данными из выбранного автотранспорта.

Поля по времени прибытия и убытия автотранспортного средства заполнятся автоматически системой в процессе маршрута согласования:

7. Завершить оформление ТТН можно с помощью двух кнопок:

  • Сохранить в черновик – при нажатии на данную кнопку, документ только сохраниться в реестре ТТН;

  • Запустить документ на согласование — при нажатии на данную кнопку, документ сохраниться в реестре ТТН и запуститься маршрут согласования.

Форма товарно-транспортной накладной

Согласно п. 1.2. Постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 автотранспортные организации при перевозке грузов должны оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.

Форма товарно-транспортной накладной состоит из двух разделов:

1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

5.1 Оформление путевого листа при перевозке пассажиров и багажа

Если у организации текущего пользователя имеется роль «Перевозчик» с видом перевозки «Перевозка пассажиров и багажа», то на странице «Путевые листы для перевозки пассажиров и багажа» будет доступна кнопка «Создать», для оформления нового путевого листа. 

1. Нажать на кнопку «Создать». Откроется страница создания нового путевого листа.

Обязательные для заполнения поля на формах ввода выделяются знаком *. Следующие поля заполняются автоматически:

  • «Статус документа» — устанавливается значение по умолчанию «Черновик»;

  • «Исполнитель» — Заполняется значением текущего пользователя;

  • «Организация исполнителя» — Заполняется значением организации текущего пользователя.

Поля «Номер путевого листа» и «Дата оформления Путевого листа» заполнятся автоматически системой.

2. Заполнение сведений по перевозке

Необходимо вручную заполнить поля «Вид перевозки», «Виды перевозчиков» и «Регион» (регион маршрута перевозки).

Поля «Вид перевозки» и «Виды перевозчиков» являются связанными. При выборе значения в поле «Вид перевозки», автоматически меняется соответствующий набор значений для поля «Виды перевозчиков». Поле «Вид перевозки» может принимать значения:

  • Нерегулярный

  • Регулярный

  • Такси

Выбор этих значений влияет на группу полей заполняемые, при указании сведений о транспорте (после блока «Сведения о водителях»).

3. Заполнение блока по перевозчику

Заполняем поле «Выбор перевозчика» значением из реестра организаций перевозчиков. Все остальные поля заполнятся автоматически после выбора, данными из выбранной организации.

4. Заполнение блока сведений о водителе

Заполняем поле «Выбор водителя» значением из реестра сотрудников перевозчика. Все остальные поля заполнятся автоматически после выбора, данными из выбранного водителя.

При необходимости ввода сведений по нескольким водителям, можно нажать на кнопку  Добавится блок полей с новым перечнем полей по водителю для заполнения. Для удаления блока полей по водителю необходимо нажать на кнопку , расположенной справа от блока полей по водителю.

5. Заполнение блока сведений о транспорте

В случае выбора значений «Нерегулярный» или «Регулярный» в поле «Вид перевозки», то для заполнения будут предоставлены группа полей «Сведений об автобусе/микроавтобусе»:

Заполняем поле «Выбор автобуса/микроавтобуса» значением из реестра пассажирских транспортов. Все остальные поля заполнятся автоматически после выбора, данными из выбранного транспорта.

Также необходимо заполнить маршрут движения:

Необходимо вручную заполнить поля:

  • Начальный пункт

  • Промежуточный пункт (при необходимости ввода нескольких промежуточных пунктов, можно нажать на кнопку  Добавится новое поле для ввода промежуточного пункта. Для нового поля необходимо нажать на кнопку , расположенной справа от поля.)

  • Конечный пункт

В случае выбора значения «Такси» в поле «Вид перевозки», для заполнения будут предоставлены группа полей «Сведения об автотранспорте»:

Заполняем поле «Выбор автомобиля» значением из реестра такси. Все остальные поля заполнятся автоматически после выбора, данными из выбранного автотранспорта.

6. Поле «Медицинское освидетельствование водителя (водителей)» будет автоматически заполняться системой.

7. Необходимо вручную указать техническое состояние автотранспортного средства в поле «Предрейсовый технический осмотр автотранспортного средства».

8. Завершить оформление путевого листа можно с помощью двух кнопок:

  • Сохранить в черновик – при нажатии на данную кнопку, документ только сохраниться в реестре путевых листов для перевозки пассажиров и багажа;

  • Запустить документ на согласование — при нажатии на данную кнопку, документ сохраниться в реестре путевых листов для перевозки пассажиров и багажа и запуститься маршрут согласования.

Внесение правок

При необходимости внести уточнения или исправить ошибку на бумажной накладной, требовалось всем участвующим в транспортной грузоперевозке заново подписывать документацию с исправлениями. ТН в электронной форме позволяет вновь созданную или исправленную накладную доставить всем сторонам на электронную подпись. В этом случае перевозчику не понадобится время, которое требуется на внесение поправок и получение бумажных документов. С ЭТРН все документы готовы в течение нескольких минут.

В обменном процессе электронными накладными есть три участника: сторона, отправляющая груз, непосредственно грузоперевозчик и сторона, груз получающая. При возникновении ситуации, что все стороны цепочки доставки груза работают со своими ЭДО (электронный оборот документов), создаётся единый формат. Он нужен, чтобы можно было операторам без лишних проблем принимать накладные, делать их интерпретацию и отправлять получателю.

Этот объём будет формироваться правительством. Проблемы внедрения ЭТРН в практику грузоперевозок будут решаться. Все стороны цепочки переведут своих физических или юридических участников на оборот документов в электронной форме. И тогда опасений, что один из участников цепочки не будет работать из-за его оператора ЭДО, не будет.

При обмене документации в электронном исполнении применяют подписи в электронной форме двух типов: простую и квалифицированную подпись.

Простая ЭП используется при приёме водителем организации-перевозчика груза у организации, которая груз отправляет. Ещё такую подпись используют как подтверждающий факт, что груз организации-получателю доставлен в точку выгрузки.

Квалифицированная ЭП используется для подтверждения той части документации, которая относится к юридическим лицам у трёх участников грузоперевозки.

ТТН или ТН?

Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?

Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная ТОРГ-12, по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.

В каких случаях составляют товарную накладную (форма N ТОРГ-12), а в каких — товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т) при отгрузке товаров?

Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.

Если организация, применяющая НДС, заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).

Следует помнить о том, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст. 8 (1), при заключении договора на перевозку груза обязательно применение транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки. Аналогичный смысл имеет и ст. 785 ГК РФ.

Когда без ТТН не обойтись

Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.

Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.

ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф

ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.

Заполнение ТТН

Согласно нормативным документам оформление товарно-транспортной накладной не требуется в таких случаях:

  • на грузы, по которым не ведут складской учет;
  • если транспорт используется для киносъемок, сервиса линий связи, электропередач и другого;
  • при перевозке корреспонденции или почты;
  • во время сборки вторичного сырья;
  • при проведении научных или геологических работ.

ТТН должна иметь подписи и печати грузоотправителя и перевозчика, наличие которых проверяет получатель товара. Последний проверяет качество перевозки своего товара, фиксирует время прибытия груза, и потом ставит свою подпись и печать на всех экземплярах для отчетности.

Образец заполнения ТТН

Правила заполнения ТТН

Документ состоит из двух разделов.

  1. Товарный раздел предназначен для учета ТМЦ. В нем оформляем товар и указываем контрагентов. Данные этого раздела используются для складского учета, за его заполнение несет ответственность грузоотправитель.
  2. Транспортный раздел предназначен для учета транспортных услуг. В нем описываем маршрут и транспорт. Данные заполняет транспортное предприятие, и они используются для выставления документов по услугам.

Перед погрузкой грузоотправитель заполняет дату и номер накладной, а также данные грузополучателя, грузоотправителя, заказчика, автоперевозчика, водителя, автомобиля, вида автоперевозок, данные по товарам и ответственных за отгрузку. Данные по товарам вносятся в таблицу в виде кодов номенклатуры, количества, цены, единиц измерения, упаковки, количества мест, массы и суммы. В случае приложения дополнительных документов (например, ТОРГ-12), в товарном разделе ТТН указываем приложенную форму.

После погрузки в ТТН необходимо занести данные по точному весу товара и сумме. В строке «Приложения» указываем все сопроводительные документы на товар (сертификаты, справки, свидетельства, счета-фактуры и т.д.). В транспортном разделе заполняем пункт погрузки и разгрузки, сведения о грузе, дату и номер путевого листа, лицензионную карточку. В сведениях о грузе вносим данные по способу определения массы груза (тип весов, расчетным путем, замер и т.д.), код груза и его класс, массу брутто в тоннах и общую массу. При опломбировании груза ставим оттиск пломбы под разделом «Сведения о грузе». В разделе «Количество заездов» считаем общее количество ездок. В строке «Сдал» представитель грузоотправителя фиксирует передачу груза водителю, после чего расписывается и сам водитель. По погрузочно-разгрузочным операциям заполняем сведения об организации, выполняющей эти работы, способы погрузки и время прибытия и убытия под разгрузку. «Отпуск груза произвел» подписывает представитель грузоотправителя и удостоверяет правильность всех сведений и передачу груза к перевозке. «Груз к перевозке принял» подписывает водитель и указывает номер и дату доверенности организации перевозчика.

Грузополучатель заполняет сведения по разгрузке: ее способ, время прибытия и убытия. Представитель грузополучателя подписывает строку «Принял» и «Груз получил» и заверяет печатью. В случае несоответсвия данных по товару, его качеству или количеству грузополучатель составляет акт для претензионной работы к грузоотправителю или перевозчику. В ТТН указываем данные этого акта.

Грузоперевозчик после возвращения водителя с ТТН и доставки груза заполняет прочие сведения (расстояние перевозки, код экспедирования, суммы зарплаты водителю, поправочные коэффициенты, таксировка). Этот раздел служит основанием расчета за транспортные услуги. Водитель может участвовать в погрузочно-разгрузочных работах с указанием оплаты за его работу.

Лица, подписывающие товарно-транспортную накладную, несут полную ответственность за все сведения, указанные в ней.

Нюансы применения

CMR применима ко всем перевозкам, включая те, которые имеют государственный характер. Но есть 3 исключения, когда в такой товарно-транспортной накладной необходимости нет. Это касается:

  • транспортировки умершего человека;
  • перевозок, которые осуществляются в рамках почтовой конвенции;
  • доставки мебели, предметов интерьера и иных вещей при переездах.

Если осуществляется доставка груза на территории европейских стран, CMR придётся оформлять в обязательном порядке. Эта накладная отражает в себе следующую информацию:

  • имена отправителей или наименование компаний, которые отправляют груз;
  • имена и названия компаний, которым груз доставляется;
  • названия и характеристики перевозимого груза;
  • вес доставляемого товара.

Есть и некоторые дополнительные сведения, которые также иногда требуется вносить в накладную. А именно:

  • запреты на перегрузку при транспортировке;
  • платежи, необходимые для оплаты при грузоперевозках;
  • общий размер платежей, оплачиваемых перед отправкой товара;
  • объявленная цена или оценка стоимости товара;
  • сроки доставки;
  • перечень документов, переданных грузоперевозчику.

Помимо всего прочего, CMR включает в себя также обязательное страхование. Наиболее актуальным вариантом оформления страховки считается страхование автогражданской ответственности лиц и организаций, которые осуществляют международные грузоперевозки. Это необходимо для минимизации возможных рисков транспортной компании, что соответствует международным договорённостям. Согласно конвенции, именно грузоперевозчик в таких ситуациях выступает как материально ответственная сторона за товар. Ответственность начинается с момента погрузки и заканчивается после доставки к пункту назначения.

Ответственность может возникнуть, если имущество будет испорчено, утрачено, сорвутся согласованные сроки доставки или последуют иные материальные затраты или потери. Если грузоперевозчик имеет специальный страховой полис, который оформляется у сертифицированных страховых компаний, при возникновении подобных ситуаций страховщик перечисляет компенсацию из фонда. Чтобы получить выплаты, требуется предоставить все материальные и документальные доказательства, подтверждающие факт наступления страхового случая. Пакет документов и доказательств собирается, исходя из конкретной ситуации, потому каждый случай следует обговаривать со страховой компанией отдельно.

Преимущества и недостатки

Относительно страхования ходит много споров и обсуждений. Если подводить какие-то итоги на этот счёт, то можно сделать некоторые выводы касательно сильных и слабых сторон такого решения. К преимуществам стоит отнести два основных пункта:

  1. Престижность и уровень доверия. Наличие у грузоперевозчика страховки повышает её статус в глазах потенциальных клиентов. Если компания идёт на такой шаг, то это подтверждает её добросовестность и жизнеспособность. У клиентов нет опасений, что компания фиктивная, и в любой момент может исчезнуть.
  2. Финансовые гарантии. Они просто необходимы, если груз похищают или теряют, а это происходит по вине самого перевозчика. Это полезно для самой транспортной компании, если уставной капитал организации в несколько раз меньше потенциальных убытков.

Но делать поспешные выводы не стоит. Есть ещё и обратная сторона страхования ответственности. Недостатками можно считать следующие моменты:

  1. Страховые компании могут попросту не выплатить компенсацию в соответствии с договором. Это особенно вероятно в ситуациях, когда груз теряется или ему наносится ущерб по вине третьих сторон. Такое происходит, если грузовой транспорт попадает в ДТП.
  2. Время. Чтобы подготовить все документы и получить положенные по страховке выплаты, требуется потратить достаточно много времени и сил. Процедура трудоёмкая, потому к ней следует быть заранее подготовленным.
  3. Ограничения ответственности. Обусловлено устанавливаемыми лимитами, а также действующим законодательством.

Практика наглядно доказывает, что в плане международных грузоперевозок страховка имеет скорее больше преимуществ, нежели недостатков. Для грузоперевозчика наличие полиса гарантирует большой поток потенциальных клиентов. Многие заказчики попросту не готовы сотрудничать с компанией, у которой нет договорённостей с ответственной страховой организацией. Для некоторых это важнейшее правило при выборе грузоперевозчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector