Трасологическая экспертиза: назначение, вопросы

Содержание:

Назначение трасологической экспертизы

Эта экспертиза направлена на изучение следообразования для воссоздания схемы происходящих действий и определения предмета, которым эти следы были оставлены. Задачи конкретной оценки определяются конкретными пожеланиями к проводимому исследованию и поставленными перед специалистом задачами.

Транспортно-трасологическая экспертиза, как следует из названия, имеет более узкую специализацию и ограничивается изучением следов вызванных, или являющихся следствием взаимодействия различного рода предметов и транспортных средств. Изучение оставленных следов позволяет получить нужную информацию о случившемся происшествии и ответить на целый ряд возможных вопросов.

Предмет исследования

В ходе механоскопической экспертизы исследуются механические повреждения на одежде. Их анализ позволяет иногда идентифицировать, но чаще всего установить групповую принадлежность объекта, которым они были нанесены. Обычно при этом возникает необходимость изучить материалы, в которых содержатся описания повреждений, образовавшихся на теле. В некоторых случаях проводится комплексное исследование при участии криминалиста-материаловеда, медика и прочих специалистов. При назначении всех видов анализа (кроме изучения отпечатков животных) в постановлении обязательно указывается, не подвергался ли инструмент, автомобиль, изделие, фрагменты и детали объекта каким-нибудь изменениям с того момента, как было совершено деяние, которое расследуется. Если они имели место, то необходимо указать их характер. Решается данный вопрос путем проведения комплексного исследования совместно техниками и трасологами. При расследовании ДТП посредством такого анализа с привлечением специалистов-материаловедов могут быть решены идентификационные задачи в случае обнаружения на одежде и прочих вещественных доказательствах частиц краски автомобиля, а на самом транспортном средстве – инородных фрагментов, частиц предметов одежды потерпевшего.

Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета

Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.

Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта

Посмотрите, достигнуты ли при экспертизе поставленные цели. Убедитесь, что специалист не превышал своих полномочий.

Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.

Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.

Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе

В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.

Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:

  • описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
  • показания свидетелей;
  • сведения об участниках аварии;
  • изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
  • сведения из протокола осмотра места ДТП.

Отсутствие любого из перечисленных пунктов — законный повод для оспаривания экспертизы.

Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда

Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.

Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.

Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов

Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.

Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.

О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.

По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.

Что говорится в законе

Правила проведения судебно-трасологической экспертизы закреплены в ГОСТе Р 57428-2017. Нормативный акт дает понятие этого вида экспертной оценки и описывает случаи, когда обойтись без такого исследования нельзя. В соответствии с законодательными нормами РФ, эксперты обязаны изучить ситуацию и дать заключения, по требованию любой из участвующих сторон.

Стать инициаторами проверки могут сотрудники правоохранительных органов, представители судебной инстанции, адвокаты потерпевшего или виновника, сотрудники страховой компании.

Зачастую назначение экспертизы выполняется в случаях, когда серьезно пострадало одно или более транспортное средство, а также в случаях получения травм разной тяжести участников ДТП. По результатам исследований могут квалифицироваться действия виновного, на основании чего присуждается размер наказания.

При проведении транспортно-трасологической экспертизы специалисты опираются не только на ГОСТ Р 57428-2017, но также на:

  • Статьи 195-207 главы 27 УПК РФ;
  • Статьи 79-87 ГПК РФ;
  • Федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г.;
  • Статьи 82-87 АПК РФ;
  • Статьи 26.4-26.5 КоАП РФ.

Каждый из указанных документов регулирует ряд вопросов по назначению, порядку проведения и вынесения заключения о проведенном исследовании.

Что это и когда она необходима

Трасологическая экспертиза – это специфическое исследование, направленное на изучение следов на месте ДТП, с целью всесторонней оценки ситуации. В ходе работы эксперты определяют откуда взялись отпечатки, кому они принадлежат и в результате каких действий были сделаны.

Специалисты могут также понять порядок возникновения следов, что позволяет восстановить картину произошедшего и с большой долей вероятности выяснить степень виновности всех участников дорожно-транспортного происшествия.

Необходимость в проведении экспертной оценки произошедшего возникает в следующих случаях:

  1. Водители дают разные показания о случившемся, из-за чего невозможно понять, как обстояло дело на самом деле. Такие ситуации не редкость, а разность версий не дает возможности правильно оценить ДТП, а значит может привести к применению мер наказания невиновного лица. Только эксперты могут расставить все акценты и описать случившееся максимально непредвзято.
  2. Требуется определить кому принадлежат те или иные следы и как они были оставлены. Этот пункт чаще всего используется страховыми компаниями, когда они сомневаются, что в аварии участвовали заявленные авто. Трасологическая экспертиза поможет исключить мошеннические схемы.
  3. Требуется установить виновника аварии. Сопоставление следов и отпечатков помогает отмотать ленту событий назад и понять кто или что спровоцировало дорожно-транспортное происшествие.

Грамотное проведение экспертной оценки позволяет установить правду и влияет на ход судебного производства.

Какие вопросы решает

Специалисты, высказывающие свое экспертное мнение, выполняют идентификацию следов и их диагностику. В результате проведения транспортно-трасологической экспертизы решается ряд важных вопросов. В частности, исследование определяет:

  • какие есть следы и отпечатки;
  • когда они появились – до аварии, после нее или в результате ДТП;
  • что и как их образовало;
  • насколько отпечатки пригодны к идентификации;
  • в какой последовательности они появлялись;
  • насколько технически исправным было состояние транспортных средств, участвующих в аварии;
  • какие причинно-следственные связи повлекли зафиксированные последствия.

Все эти вопросы обязательно выясняются в ходе стандартной процедуры. В некоторых случаях специалистам приходится идти еще дальше, чтобы распутать весьма неоднозначные случаи.

Качественное исследование подразумевает фиксацию огромного количества данных с места аварии и/или объектов ДТП. Эксперты учитывают также показания как самих участников, так и свидетелей произошедшего.

Что исследует и выявляет экспертиза

ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы и которые можно задать эксперту-технику можно разделить по направленности на три группы:

1. По принадлежности автомобильных следов:

  • К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
  • Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
  • Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
  • Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
  • Какие манёвры совершал виновник ДТП перед столкновением?

2. Вопросы восстановления целостной структуры по отдельным частям:

  • К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
  • Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?

3. Вопросы выявления следов в отношении к конкретному автомобилю:

  • Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
  • Скорость ТС в момент столкновения?
  • Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?
  • Принадлежат ли следы, оставшиеся на кузове пострадавшего авто, подозреваемому автомобилю?

Видео: Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП ?

Обоснованные ответы эксперта на поставленные вопросы позволяют восстановить истинную картину произошедшей аварии и выявить степень виновности каждого участника происшествия, определить его причинно-следственные связи. Схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД на месте аварии, описание повреждений и следов не всегда может отражать полную картину происшествия и на возникающие спорные вопросы может ответить только квалифицированный эксперт по результатам специальных исследований.

Экспертиза должна рассматривать все обстоятельства столкновения и для обеспечения полноты исследований экспертам представляются все собранные материалы – протокол ДТП, автомобили участников происшествия, вещественные доказательства, подробное описание повреждений и следов, схема аварии и фотоматериалы, показания водителей и свидетелей.

Что нужно для проведения экспертизы

Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:

  • протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
  • фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
  • протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
  • материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
  • справка о ДТП и другие документы.

Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств

Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств

  • III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
  • II. Виды следов.
  • I. Цели расследования.
  • II. Обследование
  • III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
  • II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • I. Определение терминов и предмет исследования
  • A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
  • III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
  • II. Исследовательская фотография
  • I. Предмет исследования
  • HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы?

Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?

Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера: 1.

Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.

); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.

Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.

); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

  1. Определить источник какого-либо повреждения;
  2. Установить виновное лицо.

Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы

Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

  1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
  2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
  3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
  4. Механика аварии и возникновения повреждений;
  5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
  6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

Для справки! Эксперт не отвечает на вопрос о том, кто виноват. Это решает суд на основе тех данных, включая и заключение эксперта, которым располагает следствие.

Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

  • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
  • Трасологическая экспертиза.
  •  Исследование следов человека и животных.
  • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

  • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
  • Составление схемы происшествия.
  • Установление виновника аварии.
  • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
  • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
  • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
  • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.

Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

При назначении экспертизы механических повреждений на одежде:

  • Имеются ли на представленных предметах одежды колото-резаные (резаные, рубленые и т.д.) повреждения?
  • Каков механизм образования повреждений на одежде? (под механизмом образования повреждений подразумевается расположение и направление воздействия орудия, что по единичным (однослойным) предметам одежды невозможно определить).
  • Образованы ли повреждения на одежде представленным ножом (топором, шилом и т.д.)?
  • Каким орудием образованы повреждения, имеющиеся на одежде? (поисковый вопрос – когда нет конкретного орудия).

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Предметы одежды должны быть просушены. При упаковке непросушенных объектов может произойти видоизменение повреждений (образования плесени, слипание и высыхание ткани), в результате чего повреждения могут стать непригодными для решения поставленных вопросов.
  • Наряду с объектами исследования, необходимо предоставлять: заключение судебно-медицинской экспертизы по трупу (в полном объеме), выписки из истории болезни (по живым лицам) с характеристикой повреждений, заключение медико-криминалистической экспертизы повреждений кожных лоскутов.
  • В случае предоставлении ножа в постановлении необходимо указывать разрешение на видоизменение объекта.

Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

Виды следов

Бывают ситуации, когда следы становятся единственным источником информации для следствия, поэтому криминалисты на месте происшествия целенаправленно ищут и тщательно собирают все, что может дать подсказки и установить подозреваемых. На месте преступления могут быть оставлены такие следы:

1

Волосы

Волосы – самый распространенный вид следов. Они легко выпадают (в среднем человек теряет около 100 волос в день) и их несложно обнаружить. Экспертиза может показать, кому принадлежали отдельные волоски: человеку или животному. Если выясняется, что волосы человеческие, то дальнейший анализ способен определить расу и участок тела, на котором они росли. Если к волосу прикреплен фолликул (корень), его отправляют на ДНК-тестирование, чтобы попытаться установить личность владельца.

2

Волокна

Волокна – это нитевидные элементы ткани и других материалов. Их подразделяют на 2 категории: натуральные (животные или растительные волокна, такие как шерсть, хлопок или шелк) и синтетические (полностью искусственные). Например, волокна из ковра, обнаруженные на обуви подозреваемого, могут говорить о его присутствии на месте преступления.

3

Стекло

В криминалистике стекло используют как для сбора улик, например, отпечатков пальцев или пятен крови, так и в качестве самостоятельного следа для дальнейшего анализа. Фрагменты стекла с места преступления могут стать ценным доказательством причастности человека к злодеянию, ведь мелкие осколки легко застревают в подошве обуви, в волосах или на одежде.

4

Краска

Изучение следов краски особенно актуально, когда речь идет о преступлениях, связанных с транспортом и взломом помещений. Частицы краски транспортного средства (ТС), осевшие на одежде пострадавшего пешехода, могут стать единственной уликой в расследовании аварии. Анализ краски позволяет определить марку, модель, а иногда и год выпуска ТС.

В случае взлома, когда для проникновения в помещение использовались инструменты, краска с них может остаться на вскрытой двери или наоборот, частицы окрашенной поверхности – на инструменте.

5

Следы от выстрела

Анализ следов выстрела показывает, было ли на месте преступления использовано огнестрельное оружие, и, если да, как далеко стрелок находился от объекта/человека. В некоторых случаях также возможно определить тип оружия.

6

Отпечатки

Отпечатки образуются в случае, когда два объекта вступают в контакт с достаточной силой. Они бывают либо двухмерными, например, отпечатки пальцев, либо трехмерными, например, следы от пули.

На месте преступления часто присутствуют отпечатки шин и обуви. Проведя анализ, следователь получает информацию, которая помогает в поиске подозреваемых: тип обуви и приблизительный размер, количество человек на месте преступления, вид и модель ТС.

7

Прочее

Эта категория охватывает прочие виды вещественных доказательств и может включать следы: биоматериала (останки, слюна, кровь, частицы кожи), химических веществ, почвы, мусора, оставшегося после пожара, и т.д.

Поиск следов осуществляется как на месте преступления, так и на одежде жертвы, подозреваемого или в месте, где они могли находиться до момента происшествия.

Кто проводит?

Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

Внимание! Каждые 5 лет эксперт должен проходить курсы по переквалификации, которые будут подтверждать его процессиональные навыки

Отказ в выплате страховой компанией

Последнее время при решении споров со страховой компанией все чаще требуется проведение повторной, экспертизы. Это связано с тем, что страховая компания могла отказать в возмещении причиненного ущерба на основании ошибочного заключения эксперта трасолога.

Сопоставления повреждений заявленным событиямНе редко предъявители требований по возмещению причиненного ущерба могут быть задействованы в различных видах мошенничества. Уличить подобные правонарушения позволит заключение транспортно-трасологической экспертизы, которая сможет сопоставить повреждения, выявленные на автомобиле, заявленным условиям их возникновения и дать разъяснение о возможности такого события.

Проведение независимой транспортно трасологической экспертизы

Для организации и проведения независимой оценки, специалисту-трасологу необходимо получить нужную информацию для понимания схемы дорожно-транспортного происшествия, дать заключение о произошедшем событии. Эта оценка позволяет определить, как двигался каждый из участников происшествия перед столкновением автомобиля, что позволяет установить истинную картину происходящего.

При проведении оценки для выявления обстоятельств произошедшего события, специалисту-трасологу могут потребоваться различные материалы. Этот перечень документов в первую очередь определяется задачами которые ставятся перед экспертом.

Ниже приведен перечень материалов, который может потребоваться специалисту при проведении оценки:

  • Схема места ДТП (составленные участниками либо сотрудниками правоохранительных органов)
  • Протокол осмотра места ДТП (составленные специалистом либо сотрудниками правоохранительных органов)
  • Фотоматериалы, прилагаемые к протоколу маста осмотра (если съемка производилась экспертом).
  • Автомобили участвовавшие в ДТП (для наружного обследования повреждений)
  • Фото/видео материал ТС(отвечающие требованиям судебной фото/видео фиксации).
  • Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС(необходим для подтверждения исправного состояния автомобиля)
  • Справка о ДТП (составляется сотрудниками правоохранительных органов).
  • Дополнительные фото либо видео материалы с места происшествия(выполненные участниками либо свидетелями)

Этот перечень документов не является строгим, поскольку глубина изучения, а, следовательно, количество исходных данных, определяется, в первую очередь, задачами которые ставятся перед экспертом-трасологом. Для данной оценки достаточно подробных фотографий с места события.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector