Территории опережающего развития. список 2019

Соглашение

Территория опережающего развития формируется на одном или нескольких муниципальных образованиях в пределах одного региона РФ. В тридцатидневный срок с даты принятия правительством соответствующего решения, уполномоченный орган, высшая исполнительная структура власти субъекта, а также распорядительные институты МО или местного самоуправления заключают соглашение о создании зоны. В этом документе могут определяться:

  1. Обязательства, которые принимает на себя высший исполнительный орган субъекта, распорядительная структура МО (одного или нескольких) по передаче полномочий управляющей компании. Последняя получает ограниченные права на землю, прочие недвижимые объекты, находящиеся в муниципальной и госсобственности и расположенные в пределах ТОР.
  2. Обязательства высшего исполнительного института госвласти субъекта, распорядительной структуры МО по предоставлению управляющей компании в аренду либо собственность участков и прочего имущества, законными владельцами которых выступает государство либо муниципальное образование. 
  3. Порядок, в соответствии с которым осуществляется финансирование строительства, эксплуатации, реконструкции, размещения инфраструктурных объектов в границах зоны за счет средств бюджетов соответствующих уровней, а также внебюджетных фондов.
  4. правила, по которым осуществляется пользование, владение, распоряжение имуществом, созданным за счет поступлений, указанных в предыдущем пункте, после того, как территория опережающего развития прекратит свое существование.
  5. Условия, в соответствии с которыми резидентам предоставляются налоговые льготы по уплате обязательных бюджетных отчислений, устанавливаются специальные сроки для погашения этих обязательств.
  6. Порядок эксплуатации инфраструктурных объектов, расположенных в границах ТОР и созданных за счет средств соответствующих бюджетов (регионального или федерального), а также внебюджетных фондов.
  7. Перечень земельных участков, расположенных в пределах зоны. В случае если они отсутствуют на территории, в соглашении определяются обязательства заинтересованной стороны по их образованию.

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.

Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов. 

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия. . Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

В Челны заманят резидентов из IT и мусоропереработки

О потенциальных резидентах территории Таркаева прямо говорить не стала. Она отметила, что власти не зацикливаются на каких-то определенных отраслях. «Мы хотим расширить отрасли, которые прописаны сейчас в ОКВЭД. Хотим включить туда дополнительные, например, IT-сферу, мусоропереработку и логистику», — пояснила Таркаева. Пока что эти компании работать в ТОСЭР не могут, потому что они не указаны в постановлении о создании территории опережающего развития.

Мы очень признательны Наталье Александровне, что наши предложения были услышаны и власти стали об этом говорить, мы рассчитываем на внесение предложенных нами изменений

Компаниям, связанным с градообразующим предприятием и отраслью грузового автомобилестроения, попасть в челнинскую ТОСЭР не удастся. «Есть еще и отрасли, исключенные для всех ТОСЭР: работа с подакцизными товарами, работа на рынке недвижимости и с ценными бумагами», — уточнила замминистра.

«Резидентами территории опережающего развития могут стать как новые, так и уже действующие городские предприятия. Условия для новых производств: 50 млн инвестиций в капитальные вложения в течение первых 5 лет, причем в первый год они должны сделать 5 млн рублей. Действующие в свою очередь должны сделать эти вложения по новому инвестиционному проекту.

За полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд рублей капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд рублей и 2,5 тыс. рабочих мест

Также новые резиденты должны за первый год создать 20 рабочих мест, а в течение 10 лет — еще 30. Действующие предприятия должны удвоить штат. Сложность в том, что у действующих производств достаточно большой штат. А среднее число сотрудников считается по показателям за три года. Так что уволить всех перед Новым годом, чтобы потом снова набрать штат, не получится», — говорит Таркаева.

Город на «десятку»

«По оперативным данным, за полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд и 2,5 тыс. рабочих мест», — рассказала Таркаева.

О жестких плановых показателях перед Минэкономикой замминистра говорить не стала: «Есть амбициозная плановая задача в этом году привлечь 10 крупных резидентов. Это сложная задача. На 10 лет вообще был план привлечь 100—120 резидентов, 20—25 из которых будут крупными». При этом сам город, по оценкам министерства, может создать 10 тыс. новых рабочих мест.

Недостатки, критика и подводные камни ТОСЭР

Экономисты, бизнесмены и даже политики часто с большим скепсисом относятся к самой идее создания территорий опережающего социально-экономического развития, считая ее мало перспективной. Результаты опроса предпринимателей, проведенные экспертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) свидетельствуют, что территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) могут повторить судьбу особых экономических зон (ОЭЗ), которые начали создавать с 2005 года.

Ниже мы привели самые важные из озвученных специалистами проблем

Следует обратить внимание, что часть из них мешает, либо затрудняет реализацию этой государственной программы, другая часть проблем ставит под сомнение основные идеи, заложенные в создание ТОСЭР и, наконец, третья категорически оспаривает правильность выбранных правительством инструментов.. Проблемные моменты и критика ТОСЭР:

Проблемные моменты и критика ТОСЭР:

  • Льготные условия производства для резидентов ТОСЭР создадут конкурентные преимущества перед предприятиями региона, в том числе градообразующими.

  • Необходимость жесткого контроля со стороны местных органов власти над движением рабочей силы на территориях опережающего развития. Должно быть отдано абсолютное преимущество собственным трудовым ресурсам, но в законе, в тоже время, не указан приоритет местных кадров перед иностранными.

  • Изоляция – закон не стимулирует резидентов ТОСЭР к распространению позитивного социально-экономического эффекта от реализации проекта на остальную территорию региона и фактически способствует изоляции резидентов ТОСЭР от остальных инвесторов.

  • Слишком короткий льготный налоговый период – пониженные ставки применяется во время, по сути, проектно-сметных и строительных работ, а к моменту запуска предприятий льготный период заканчивается.

  • В законе нет четких гарантий социальной ответственности инвесторов.

  • Большая зависимость проектов, планируемых на территориях опережающего развития, от федерального центра, при этом развитие уже работающего местного бизнеса на таких территориях не стимулируется.

  • Усиление экономической зависимости дальневосточных областей и в целом всего региона от сопредельных стран.

  • Проигрышное положение местного бизнеса перед новыми резидентами ТОСЭР – если давать льготы бизнесменам, то всем, а не только резидентам ТОСЭР.

  • Идея ТОСЭРов и ОЭЗ взята из иностранного опыта, в том числе опыта некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где иные условия – доступ и наличие ресурсов, культурные, ценностные и ментальные ориентиры, учтенные правительствами этих стран, а не простого внедрения чужеродных проектов, как это вновь пытаются сдлать в России. В очередной раз переносить без соответствующей адаптации опыт зарубежных стран на Россию – стратегическая ошибка.

Резюмируя, заметим, что создание территорий опережающего социально-экономического развития в нашей стране актуально и необходимо. Но, при этом, обязательно нужно гораздо более серьезно учитывать местную специфику, специфику отраслей и, конечно, адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но и всего предпринимательства на местах создаваемых территорий.

Андрей Шабас(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
11.12.2019

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Особенности правового режима

Статус территорий опережающего развития заключается в:

  • специфике налогообложения;
  • льготных ставках по арендной плате;
  • предоставлении особых услуг от государства;
  • таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
  • исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
  • специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
  • особом порядке пользования землей;
  • использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
  • приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.

Перечень

Рассматривая список территорий опережающего развития, который был установлен правительственными постановлениями в разные годы, к концу 2019-началу 2020 он выглядит следующим образом:

  • В республике Хакасия – это город Абаза.
  • В Томской области – Северск.
  • В Якутии – индустриальный парк Кангалассы, Южная Якутия.
  • В Кемеровской области – Анжеро-Судженск, Новокузнецк, Прокопьевск, Юрга.
  • В республике Мордовия – Рузаевка.
  • В Челябинской области – Бакал, Верхний Уфалей, Озерск, Снежинск.
  • В Еврейской АО – Амуро-Хинганская.
  • В Амурской области – Белогорск, Приамурская, Свободный.
  • В Башкирии – Белебей, Кумертау, Нефтекамск, Белорецк, Благовещенск.
  • В Курганской области – Варгаши, Далматово, Катайск.
  • В Кировской области – Вятские Поляны.
  • В Ярославской – Гаврилов-Ям, Ростов, Тутаев.
  • В Костромской области – Галич.
  • В Белгородской области – Губкин.
  • В Ростовской – Гуково, Донецк, Зверево.
  • В Дагестане – Дагестанские Огни, Каспийск.
  • В Ульяновской – Димитровград.
  • В Смоленской – Дорогобуж.
  • В Тульской области – Ефремов.
  • В республике Коми – Емва.
  • В Алтайском крае – Заринск, Новоалтайск.
  • В Татарстане – Зеленодольск, Набережные Челны, Менделеевск, Нижнекамск, Чистополь.
  • Во Владимирской – Камешково.
  • В Чувашии – Канаш.
  • В Мурманской – Кировск.
  • В Карелии – Кондопога, Надвоицы, Костомукша.
  • В Тамбовской области – Котовск.
  • В Забайкальском крае – Краснокаменск.
  • В Свердловской – Краснотурьинск, Новоуральск, Лесной.
  • В Рязанской – Лесной.
  • В Новосибирской – Линево.
  • В Ивановской – Наволоки, Южа.
  • На Ставрополье – Невинномысск.
  • В Оренбургской – Новотроицк, Ясный.
  • В Архангельской – Онега.
  • В Воронежской области – Павловск.
  • В Саратовской – Петровск.
  • В Ленинградской – Пикалево.
  • В Удмуртии – Сарапул, Глазов;
  • В Иркутской – Саянск, Усолье-Сибирское, Черемхово.
  • В Бурятии – Селенгинск.
  • В Пензенской – Сердобск, Заречный;.
  • В Калужской – Сосенский.
  • В Самарской – Тольятти, Чапаевск.
  • В Новгородской – Угловка.
  • В Вологодской области – Череповец.
  • В Пермском крае – Чусовой.
  • В Красноярском крае – Железногорск.
  • В Нижегородской – Саров, Решетиха, Володарск.
  • В Приморском крае – Большой Камень, Михайловский, Надеждинская, Нефтехимический.
  • На Сахалине – Горный Воздух, Курилы, Южная.
  • В Камчатском крае – Камчатка.
  • В Хабаровская области – Николаевск, Хабаровск, Комсомольск.
  • В Чукотском автономном округе – Чукотка.

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Федеральный закон о территориях опережающего развития: ключевые положения

Закон о ТОРах гласит, что функционировать субъект в качества ТОРа может до 70ти лет, но при необходимости срок может быть увеличен. Законом также регулируются и случаи, в которых кабинет министров имеет право прервать существование таких территорий:

  • для улучшения степени подготовленности страны к защите от внешней агрессии, увеличения обронной способности;
  • в случае, когда район представляет опасность для здоровья граждан страны, небезопасен для окружающей среды или пагубно действует на культуры объекты;
  • если по прошествии трёх лет с момента признания района ТОРом не было привлечено ни одного инвестора.

В статье 2 ФЗ-№473 говорится также о том, какие юрлица могут выступать в роли резидентов. Это могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Они подписывают соглашение, действующее на этой територии, получая право осуществления своей деятельности в границах ТОРа. В качестве резидентов не могут выступать государственные или муниципальные организации.

Инвесторы, относящиеся к ТОР, внесеный в специальный реестром и наделены особыми льготами и преимущества, которые перечислены в статье 17 ФЗ-№473. Инвестор может получить льготы следующего характера:

  • при аренде;
  • при осуществлении процедур, связанных с таможенным контролем;
  • сниженный процент налоговой ставки (также налог может быть полностью отменён);
  • подключение к элементам инфраструктуры в первую очередь.

Однако, точного списка доступных льгот в ФЗ-№473 нет, так как они разбросаны по разным законодательным актам. К примеру, весь объём льгот касательно налогов указан в Налоговом кодексе РФ:

  • ст. 176.1: более простой процесс возврата НДС;
  • ст. 284, п. 1.8; ст. 284, п.4: нулевая процентная ставка НДС;
  • ст. 427: снижение взносов по страховке (для нерезидентов – 30%, для инвесторов – 7.6%).

К примеру, льготноый налог на имущество для инвесторов ТОРов регламентируется законодательством субъектов страны.

Версии происходящего

BBC выдвигает три версии скачка популярности Tor среди россиян, причем ни одна из них не кажется в достаточной степени убедительной даже самим журналистам.

Какие инновации изменят облик российских городов
Инновации и стартапы

По одной из версий причиной резкого всплеска активности могут быть действия властей России, направленные на установление контроля над средствами обхода блокировок в интернете. Напомним, в 2017 г. в России был принят закон, обязывающий анонимайзеры (в числе которых и Tor), блокировать сайты и сервисы из черного списка Роскомнадзора. Tor выполнять требования властей отказывается.

Другая версия объясняет аномалию действием ботнета. Ботнет представляет собой армию зараженных компьютеров, удаленно управляемых хакерами. Трафик компьютеров, входящих в такую армию, неотличим от трафика обычных пользователей. Хакеры используют ботнеты для осуществления DDoS-атак на сайты, подбора паролей к интернет-ресурсам, рассылки спама. Именно зараженные компьютеры взвинтили мировую статистику Tor с 1 до 5 млн пользователей в сутки в августе 2013 г., отмечает BBC.

Пик интереса россиян к даркнет-площадке для торговли наркотиками пришелся на май 2019 года

Наконец, по мнению журналистов издания, рост популярности Tor в России может быть связан с масштабной рекламной кампанией крупной подпольной русскоязычной торговой площадки, специализирующейся на наркотиках. По данным Google, которые приводит BBC, в мае 2019 г. пик интереса к даркнет-магазину примерно совпадает с началом роста пользовательской активности в Tor.

Почему власть не слышит народ?

Практики сдачи в аренду земель, в частности для ведения сельскохозяйственной деятельности, в России имеют место, однако принятие и реализация нового закона коренным образом изменит социально-экономическую ситуацию в стране.Согласно Закону и ряду сопутствующих ему нормативных актов на выделенных территориях вводятся таможенные и иные налоговые послабления инвесторам, устанавливаются особые нормы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, планируется передача на правах собственности или в аренду государственной и муниципальной собственности инвесторам, в том числе иностранным, допускается принудительное отчуждение земельных участков, привлечение иностранных специалистов к осуществлению медицинской и образовательной деятельности и др.

Учитывая серьёзность последствий данного нововведения, АНО «Независимый исследовательский Центр» сразу же после принятия данного закона провела опрос населения Забайкальского края с целью изучения отношения к Закону о ТОРах (территориях опережающего социально-экономического развития).Общее количество опрошенных — 400 респондентов, опрос поимённый. Выборка квотная, пропорциональная по полу, возрасту, городскому / сельскому населению. Статистическая погрешность не превышает 5%. Опрос проводился в декабре 2015 года.

Опрос жителей именно данного региона не случаен. В общественном дискурсе широко обсуждается вопрос о передачи территорий Забайкальского края в аренду Китаю на 49 лет. На уровне официальных структур проводятся заседания и обсуждения, в частности, «Забайкальский форум приграничного сотрудничества-2015» (18 ноября 2015 года) проходил с участием высокопоставленных чиновников, функционеров, бизнесменов и учёных из России, Китая, Монголии и Японии. Со стороны общественности — организовано движение «Защитим российскую землю», выступившее против передачи земель в аренду.

Результаты научного опроса жителей Забайкальского края показали, что более половины респондентов (57,5%) знают о принятии закона о ТОРах, согласно которому целые города вместе с государственным имуществом передаются в управление частным (управляющим) компаниям для извлечения максимальной прибыли на срок 70 лет с правом продления.При этом подавляющее большинство опрошенных (93%) уверены, что власть не имела права без согласия с населением страны решать вопрос о передачи земель и государственного имущества в собственность бизнесу.

Подавляющее большинство опрошенных (90,5%) ответили, что они не хотят жить на территории, управляемой не государственными органами и местным самоуправлением, а управляемыми компаниями (бизнесом), иностранным в том числе. Также подавляющее большинство респондентов (93,7%) разделяют мнение, что вопросы передачи территорий в собственность, в длительную аренду бизнесу и иностранцам должны решаться с учётом мнения коренного населения.

78,3% опрошенных жителей Забайкальского края считают, что следует отменить Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» как антинародный, антиконституционный, угрожающий территориальной целостности РФ.

Подавляющее большинство опрошенных не согласны с ключевыми пунктами данного закона — возможность получения разрешений на работу иностранцам без учёта квот, изъятие у местного населения, бизнеса земли, недвижимости и иного имущества, и выступает за отмену закона. Среди последствий реализации нововведения опрошенные видят больше негативных последствий — вероятность заселения иностранцами и сокращение численности коренного населения.Результаты опроса, действия общественных активистов свидетельствуют, что часто органы власти не прислушиваются к мнению россиян по важным вопросам функционирования государства.

В ноябре 2018 года согласно Указу президента Забайкалье передано в состав ДФО, где уже есть ТОРы. Облик Дальневосточного региона теперь напоминает контуры Дальневосточной республики — «красного буфера» между Советской Россией и Японией. Кстати, обе столицы Дальневосточной республики — Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) и Чита — находились как раз в Бурятии и Забайкалье, до последних дней формально неотносившихся к Дальнему Востоку.Если смотреть с Запада, со стороны Москвы, то всё, что находится за Байкалом, — теперь Дальний Восток. Что же дадут ТОРы стране? Логично возникает вопрос:а что же дальше? Или опять страна будет пожинать плоды принятия непрофессиональных управленческих решений нашей властью?

Текущая практика реализации ТОРов напоминают сказочное Поле Чудес из сказки А.Н.Толстого про Буратино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector