Учет гсм в «1с:бухгалтерии государственного учреждения 8»
Содержание:
- Как рассчитать нормы расхода ГСМ?
- Порядок работы сервиса
- Письмо согласование замены материалов
- Учёт по картам
- Пример учета ГСМ по топливной карте
- Учет топлива и ГСМ: расход по факту и по норме
- Списание ГСМ в 1С 8.3
- Формула для вычисления расхода ГСМ
- Правила учета ГСМ – учет компенсаций
- Нормы расхода ГСМ на 2018-2019 годы (Минтранс РФ) — Юридический справочник движимого имущества
- Бухгалтерский учет карт
Как рассчитать нормы расхода ГСМ?
Устанавливая для себя свои лимиты использования топлива, смазочных материалов, нужно помнить, что полученные нормы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Только тогда будет возможность списать ГСМ в расходы организации и уменьшить на эту величину налоговую базу для налога на прибыль.
Для разработки собственных нормативов можно воспользоваться имеющейся технической документацией к транспортному средству. Согласно этой документации установить расход топлива и прочих смазочных материалов в зависимости от сезонности, времени года и прочих факторов.
Помимо этого, расчет нормы расхода ГСМ можно выполнить и другим способом: проанализировать статистику фактического использования данного транспорта и произвести замеры.
Для того чтобы правильно провести замеры, нужно создать комиссию, которая будет контролировать процесс. Сама процедура замеров происходит следующим образом: в пустой бак заливается топливо, отмечается показания спидометра. Далее автомобиль используется до полного опустошения бака. Когда бак станет пустым, опять отмечаются показания спидометра. На основе начальных и конечных данных спидометра определяется количество километров, которые автомобиль проехал на залитом количестве топлива. После этого количество топлива делим на количество километров и получаем расход топлива на 1 км. Эта величина будет выступать нормой расхода. Данный способ расчета норм расхода ГСМ используется наиболее часто.
Выполняя замеры, следует помнить, что на конечный результат может повлиять множество факторов:
- загруженность автомобиля;
- наличие дорожных пробок;
- время года;
- наличие простоев автомобиля с включенным двигателем.
Для того чтобы учесть все эти факторы, нужно провести замеры в различных ситуациях. При этом получится несколько различных нормативов, которыми стоит руководствоваться при списании ГСМ в расходы организации.
Для того, чтобы утвердить полученные нормы, нужно составить акт, отражающий все результаты замеров. Члены комиссии должны подписать документ.
Кроме того, должен быть составлен приказ на списание ГСМ, утверждающий полученные нормы.
Организация может использовать несколько различных норм в зависимости от условий эксплуатации, а может определить один норматив в стандартной ситуации и к нему различные поправочные коэффициенты, отражающие различные условия работы транспорта.
Порядок работы сервиса
Все крупные продавцы нефтепродуктов предлагают такой сервис. Например, информация о нем, а также о подключении к программе представлена Лукойлом.
Списание топлива по топливным картам юридического лица происходит в порядке, который будет прописан в договоре, заключенном между покупателем и поставщиком АЗС.
В личном кабинете можно в оперативном режиме отслеживать все операции и контролировать их:
- перечисление аванса поставщику ГСМ;
- списание денежных средств в оплату;
- отчет о количестве и стоимости приобретенного топлива;
- остатки денежных средств.
Для работника-водителя этот порядок приобретения ГСМ также удобен, поскольку не нужно получать деньги подотчет, собирать подтверждающие их расход документы и сдавать авансовый отчет.
Письмо согласование замены материалов
Письмо о согласовании замены оборудования образец Такими документами по условиям¦ ¦контракта могут быть: сертификатысоответствиякачества, безопасности,¦ ¦декларацииосоответствии,санитарно-эпидемиологическиезаключения,¦ ¦государственные таможенные декларации и т.д.)¦ ¦4.Входесогласованияобразца(ов)поставляемого(ых)товара(ов)¦ ¦Государственнымзаказчикомсовершеныследующиедействия,проведены¦ ¦следующие мероприятия:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ .¦ ¦(необходимо последовательно перечислить все совершенные в ходе процедуры ¦ ¦согласованиядействия,втом числе: вскрытиеупаковки, визуальный¦ ¦осмотр,проверкаработоспособности(тестирование,исследование) с¦ ¦указаниемпорядкаеепроведения,проверкасоответствиямаркировки¦ ¦образца(ов)сведениям,указаннымв представленныхнапроцедуру¦ ¦согласования документах, проверка готовноститовара(ов)кпоставке по¦ ¦количеству, правильности упаковки, маркировки и проч.)¦ ¦5. Товар находится на гарантии. Я обратилась к торговцу с претензией. Напомнила ему о гарантийном сроке и соответствующем ремонте. Москва, ул. Фабричная, д. Скачать образец Расходы на ремонт арендованного помещения: бухучет и налоговый учет Расходы на ремонт помещения, служащего предметом аренды, и в бухгалтерском, и в налоговом учете отразит у себя та сторона, которая в конце концов их оплатит:
- арендатор, если за ним закреплена обязанность проведения ремонтов и понесенные им расходы арендодатель возмещать не должен;
- арендодатель, если ремонты обязан проводить он сам или если он возмещает арендатору затраты на ремонт.
Для целей расчета налога на прибыль принять их можно без ограничений (ст.
Образец заявления на обмен товара ненадлежащего качества можно скачать здесь. Специалисты советуют сообщить следующую информацию: Например: «23 марта 2017 года, я Петрова М. С.
Подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства.» еще вопрос: ответственность подрядчика (строителя) за «корявый» проект? т.е. допустим в проекте опечатались или заложили устаревшее оборудование. строитель все сделал как по проекту, заведомо зная что это большой «касяк» iceguy, а почему — это ? давай те без … сейчас говорю про абстрактный объект конкретно: кабель ВВГ (разрешен только скрытно или на улице), а им прокладывают в детских садах что нарушает федеральные законы. СМР (работы + материал) стала больше на 10%, материал может взлететь и на 60% а общая сумма не вырасти и на 5% Слишком умный для адекватности Сообщение отредактировал Умник — Пятница, 16.03.2012, 17:48 Galina53 Дата: Пятница, 16.03.2012, 17:48 | Сообщение # 13 Генералиссимус Кемерово Награды: 242 Группа: Проверенные Город: Кемерово Сообщений: 11643 Репутация: 207 Статус: Offline Linda, для чего вы здесь привели эту цитату из Quote (Linda) Консультации МЦЦС , если в вопросе marietta речь идет о замене одного материала на другой, Quote (marietta) без изменения сметной стоимости ? Hadgime Дата: Четверг, 06.09.2012, 22:17 | Сообщение # 14 Генерал-лейтенант Санкт-Петербург Награды: 4 Группа: Проверенные Город: Санкт-Петербург Сообщений: 565 Репутация: 2 Статус: Offline В продолжение темы Quote (marietta) порядок согласования замены материалы Был заключён гос. контракт на кап.рем.
Каким образом просходит пересогласование проекта? Выполняем строительство дороги поменялись пироги. Какие еще документы необходимо предоставлять в данном случае. Она должна быть высказана с использованием любой производной формы от глагола «просить» («просим вас», «обращаемся с просьбой» и т.п.) Письмо о замене одного материала на другой, просьба согласовать эту замену. Образец. Алгоритм составления. Рекомендации по действиям В ходе выполнения работ возникла необходимость в замене одного материала на другой. Требуется составить письмо о замене материалов (товаров) и направить его Заказчику. В этом случае, все необходимые действия для замены материалов в ходе работы выполнены, согласие сторон зафиксировано письменно. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвеевна, или Поговорим о деловых письмах «…Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвеевна.
Учёт по картам
Чтобы платить картой, организация должна заключить с поставщиком договор, после чего будет оформлена специальная топливная карта. На такой карте есть сведения о том, какие нефтепродукты могут по ней приобретаться, в каких количествах, о сопутствующих услугах, а также объёме средств, которым можно оперировать для приобретения топлива и услуг.
Чаще всего карта предоставляется бесплатно с последующим возвратом. Но, если за неё полагается отдельная плата, то оприходование её стоимости оформляется в виде поступления услуги. Для этого нужно создать поступление «Услуги (акт)», зайдя через меню «Покупки» и «Поступление». Ниже это показано подробнее.
Топливная карта в таком случае учитывается на забалансовом счёте 006. Отражается она через меню «Операции» и далее «Операции, введённые вручную».
Если за изготовление карты платить не пришлось, она всё равно должна быть отражена на том же забалансовом счёте, просто указывается условная цена в один рубль.
По завершении месяца поставщик должен предоставить документы с указанием, сколько было приобретено топлива в литрах. На основании этих документов проводится учёт на счёте 10.03.1 «Топливо». Оформление проводится в меню «Покупки», далее «Поступление», через «Поступление товаров (накладная)».
Нужно создать новый документ с тем же названием, указать нужные данные, а также добавить строки в табличную часть «Товары» при помощи кнопки «Добавить» либо «Подбор». Также следует указать тип номенклатуры, то есть ГСМ.
В результате проведено оприходование ГСМ и сформирована проводка Дт. 10.3 – Кт. 60. Оформление покупки топлива по карте завершено.
Пример учета ГСМ по топливной карте
04.06 фирма заключила договор с АЗС на пользование топливной картой и сразу оплатила стоимость карты (118 рублей, включая НДС 18 руб.). Обслуживание карты бесплатное, право собственности на бензин переходит фирме в момент заправки авто. Карта закреплена за КамАЗ-5320, на котором доставляется товар клиентам.
05.06 карта была выдана фирме и передана водителю.
30.06 на карту был перечислен аванс (5900 рублей, включая НДС 900 рублей).
На протяжении июля водителю было выдано по карте 380 л ДТ стоимостью 15 руб./л, включая НДС 2,29 руб.:
- 07 – 180 л на 2700 руб. (НДС – 412 руб.);
- 07 – 200 л на 3000 руб. (НДС – 458 руб.).
На последний день июля (31.07) АЗС переслала фирме:
- счет-фактуру;
- акт приемки-передачи, где прописаны объем и стоимость выданного ГСМ;
- отчет по операциям с топливной картой.
Бухгалтерские проводки
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ | Сумма (руб.) |
на 04.06 | |||
Оплачена топливная карта | 60 | 51 | 118 |
Отнесена на расходы стоимость топливной карты | 44 | 60 | 100 (118 – 18) |
Отражен НДС с цены карты | 19 | 60 | 18 |
Учтена карта | 015 “Топливные карты” | – | 118 |
Принят к вычету входной НДС по купленной карте | 68 с/сч “Расчеты по НДС” | 19 | 18 |
на 30.06 | |||
Перечислен аванс | 60 с/сч “Авансы выданные” | 51 | 5900 |
на 03.07 | |||
Оприходованы ГСМ (по чекам АЗС) | 10-3 | 60 | 2288 (180 л * (15 – 2,29)) |
Учтен входной НДС | 19 | 60 | 412 |
на 17.07 | |||
Оприходованы ГСМ (по чекам АЗС) | 10-3 | 60 | 2542 (200 л * (15 – 2,29)) |
Учтен входной НДС | 19 | 60 | 458 |
на 31.07 | |||
Зачтен ранее перечисленный аванс | 60 | 60 с/сч “Авансы выданные” | 5700 (2288 + 412 + 2542 + 458) |
Принят к вычету НДС по ГСМ (по счету-фактуре) | 68 с/сч “Расчеты по НДС” | 19 | 870 (412 + 458) |
Учет ГСМ предприятиями на ОСНО
Затраты на ГСМ включаются в состав:
- Материальных расходов (когда оказываются автотранспортные услуги). Списываются с учетом метода оценки материалов, принятого в компании;
- Прочих затрат на производство и продажи (когда транспорт эксплуатируется для нужд компании). Списываются по фактической стоимости покупки (без НДС).
Указанный порядок списания ГСМ применяется в фирмах, рассчитывающих налог кассовым методом и методом начисления, поскольку при применении топливной карты ко времени фактической выдачи топлива деньги за него уже уплачены.
Учет ГСМ компаниями на УСН
Фирмы на режиме УСН “Доходы минус расходы” имеют право включить затраты на ГСМ в состав расходов, однако необходимо документально их подтвердить.
Списываются расходы на топливо при расчете налога к уплате также как в случае с предприятиями на ОСНО, но есть одно непременное условие для признания затрат на УСН – их оплата. НДС по таким затратам также снижают налогооблагаемую базу по налогу на УСН.
Учет ГСМ фирмами на ЕНВД
Затраты на топливо не оказывают никакого влияния на расчет налогооблагаемой базы по ЕНВД в силу того, что объект налогообложения ЕНВД – вмененный доход.
Учет ГСМ организациями на ОСНО/ЕНВД
Затраты на топливо в компаниях, применяющих одновременно ОСНО и ЕНВД, должны быть распределены, однако расходы на ГСМ, которые относятся только к одному из видов деятельности, не подлежат распределению.
К вычисленной части затрат по тому виду деятельности, которая облагается ЕНВД, нужно прибавить сумму НДС, которую не разрешается принимать к вычету.
Учет топлива и ГСМ: расход по факту и по норме
Учет ГСМ в организации ведется с обязательным применением заранее установленных норм расхода. Эти нормы используются в качестве экономических обоснований для налоговой и бухгалтерской отчетности. И несмотря на то, что Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержит прямых норм по списанию ГСМ, представители Налоговой Службы все же могут потребовать обоснование затрат топлива. Предприятиям же выгодно опираться на установленные нормы, ведь так можно снизить размеры уплачиваемых налогов (зависит от налоговой нагрузки и формы собственности).
Со стороны бухгалтерского учета лучше указывать фактические расходы ГСМ, ведь такой подход положительно скажется на финансовых показателях. Оптимальный выход из ситуации — вести комбинированный учет топлива автотранспорта
Но независимо от выбранного варианта учета, важно понимать, соответствуют ли установленные нормы реальности, ведь только так можно увидеть максимально полную и точную картину по учету топлива.
Два метода расчета норм топлива
Итак, учет ГСМ на транспорте в автопарках ведется по рассчитанным заранее нормам, которые прописаны в документации, разработанной Министерством транспорта России. Отражены эти нормы в распоряжении N AM-32-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Документ все время редактируется и обновляется — последний раз правки вносили в 2018 году.
Актуальный документ содержит информацию для разных типов спецтехники и автомобилей (легковых и грузовых). Там же отражены формулы для расчета норм и поправочные коэффициенты. Последние учитывают состояние трасс, пору году, длительность использования транспортного средства, население конкретного региона, в рамках которого перемещается авто и многие другие факторы. Также для каждого типа автомобиля предусмотрены поправочные коэффициенты, учитывающие объем цилиндра и тип используемых ГСМ. Все это значительно упрощает учет топлива на автомобиле.
Применяя вышеописанные нормативы, расход топлива можно определить при помощи 2-х методов:
- Наиболее простой. Литры топлива делятся на километры пройденного пути, а затем умножаются на 100. После применяются коэффициенты для поправок.
- Наиболее точный. Учет ГСМ в транспортной компании ведется на основе формулы с нормами расхода, прописанными в N AM-32-р по отношению к определенным транспортным средствам.
Вариант 2 более сложный, но позволяет вести учет топлива транспорта максимально точно. Если речь идет о легковом авто, расчетная формула согласно 2-му варианту будет такой:
Qh = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где:
- Qh — принятая норма;
- Hs — базовая норма расхода на каждые 100 км. пути;
- S — пробег легкового авто;
- D — поправочный коэффициент относительно нормы, в процентах.
Чтобы все время документировать максимально точный учет ГСМ по автомобилю, стоит использовать не только эту формулу, но и техническую документацию для конкретной марки автомобиля, после чего применять коэффициенты для поправок.
У такого метода учета есть весомый плюс — все нормы Министерства транспорта были тщательно просчитаны и продуманы. Также они все время пересматриваются и актуализируются.
Но не обошлось здесь и без минусов:
- как и «паспортные» нормы, показатели Минтранса крайне обобщенные;
- на расход ГСМ влияет масса факторов, которые в свою очередь по-разному влияют на каждое тс;
- чем больше у авто пробег и чем дольше машина работает, значения в нормах будут все сильнее расходиться с реальностью;
- при различных факторах (погодные условия, техническое состояние авто и т. д.) расход топлива одной и той же машины (даже с одинаковыми поправки) будет отличаться.
Списание ГСМ в 1С 8.3
В 1С 8.3 для учёта списания используются путевые листы. Сведения из них должны быть сверены с предоставленными сотрудником отчётами, в которых отражены данные из путевых листов и чеков АЗС.
Как бензин, так и любые другие ГСМ списываются при помощи документа «Требование-накладная» – на скриншоте ниже показано как его отыскать.
В нём нужно указать параметры ГСМ, а также счёт, на который они будут списываться – это выполняется с помощью выделенных на следующем скриншоте кнопок «Подбор» и «Добавить». Сам счёт списания определяется тем, какую деятельность ведёт организация. Так, для торгового предприятия это 44.01, а при списании на общехозяйственные нужды 26. Если на закладке «Материалы» установить галочку как показано ниже, то счета можно будет указывать на строке с номенклатурой. Если она не установлена, заполнять их потребуется на отдельной закладке.
Стоимость списываемого на затраты при проведении требования-накладной бензина учитываться будет по средней.
На основании авансового отчёта этот документ тоже может быть сформирован. Нужно открыть отчёт, либо весь журнал с ними, нажать кнопку «Создать на основании» и выбрать документ.
Если возникнут ещё вопросы относительно того, как проводить списание ГСМ, вы можете обратиться к нашим специалистам по работе с 1С 8.3 – они всегда готовы проконсультировать вас.
Формула для вычисления расхода ГСМ
Для легкового транспорта существует типовая формула расхода топлива:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где Qн – нормативная трата топлива, Hs – базовая трата топлива на 100 км, S – пробег транспорта, D – коэффициент в процентах.
Примеры расчета друг от друга практически не отличаются, т.к. почти все применяют общую формулу. Отличия могут быть в том случае, если на предприятии были введены собственные правила.
Пошаговая инструкция по расчету нормы (на основе документации Минтранса):
На балансе компании находится автомобиль, который зарегистрирован в области с 2-миллионным населением. За зимний период машина прошла 300 км. Базовая трата на 100 км – 8,5 литра, коэффициент D (работа в зимнее время ) – 15%, коэффициент D (город с 2-миллионным населением) – 25%, пробег S – 250 км.
Применив формулу, получим:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 8,5 х 250 х (1 + 0,01 х (0,25 + 0,15)) = 21,34 л.
Правила учета ГСМ – учет компенсаций
Если в процессе производства используются личные автомобили сотрудников (с согласия и ведома работодателя), им без ограничений могут выплачиваться денежные компенсации. Согласно статье 188 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать такие компенсации, а их размер должен быть оговорен в трудовом договоре или в дополнительном соглашении. Величина компенсации не ограничена, но должна быть обоснованной. Выплачиваются средства по окончании календарного месяца. Рекомендуется составить дополнительное соглашение к трудовому договору (с приложением свидетельства о регистрации ТС и копии руководства по эксплуатации), в котором были бы предусмотрены такие пункты:
- работник должен вести учет служебных поездок в путевых листах;
- путевые листы и документы, свидетельствующие о понесенных транспортных расходах, передаются в бухгалтерию в последний рабочий день месяца;
- за использование машины сотрудника работодатель обязуется выплачивать компенсацию;
- работник с … (дата) при исполнении трудовых обязанностей использует в служебных целях принадлежащий ему автомобиль (сведения об автомобиле);
- расчет компенсации производится по нормативу расхода топлива, указанному в руководстве по эксплуатации авто, и километражу.
Компенсация рассчитывается пропорционально количеству отработанных сотрудником дней, во время отпуска, командировки и т.д. выплата не производится.
В целях налогообложения компенсации за использование личного автомобиля сотрудника нормируются:
- отдельное от выплаты компенсации возмещение стоимости топлива является сверхнормативной выплатой, которую нельзя учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 23.08.2013 № 03-03-06/1/39239);
- расходы на выплату компенсаций учитываются в затратах (на дату фактической выплаты сотруднику) в пределах норм, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.
Пример учета компенсации за использование личного автомобиля
Работодатель выплатил работнику 5500 рублей за использование в производственных целях легкового автомобиля сотрудника с объемом двигателя менее 2 тыс. куб. см. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль можно будет только на 1200 рублей по норме. Проводки на дату выплаты компенсации:
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ | Сумма (руб.) |
Отражение в расходах сумма компенсации (с приложением справки-расчета суммы за месяц использования авто) | 20 | 73 | 3000 |
Перечисление суммы компенсации сотруднику | 73 | 51 | 3000 |
Отражение постоянного налогового обязательства | 99 | 68 | 360
(3000 р. – 1200 р.) х 20% |
Нормы расхода ГСМ на 2018-2019 годы (Минтранс РФ) — Юридический справочник движимого имущества
Данный показатель актуален для компаний, имеющих в распоряжении служебные автомобили, которые обеспечиваются горючим. Нормы расхода ГСМ дают возможность вести учет расходов на топливо, контролировать его перерасход и списывать бензин со счетов организации в соответствии с действующим законодательством.
- для ведения отчетности;
- определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
- расчета налогообложения.
Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.
При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).
Особенности расчета
Нормы затрат ГСМ рассчитываются исходя из расхода, указанного в паспорте автомобиля, который определялся в благоприятных условиях – на ровной дороге, при определенной скорости движения, без каких-либо препятствий. Поскольку реальные условия часто отличаются от идеальных, нормативный расход определяется математическим путем с учетом коэффициентов.
- население района;
- интенсивность движения на автодорогах, наличие пробок;
- загрузка автомобиля;
- время года и погодные условия;
- техническое состояние транспортного средства и его оснащенность (прицепом, кондиционером и т. д.).
Самый простой способ расчета: разделение литров топлива на пройденный километраж и умножение на сто (так определяется количество бензина, необходимое автомобилю для ста километров пути).
Следует учитывать, что если автомобиль будет ездить по городу на небольшой скорости, с загрузкой, в холод или жару, расход ГСМ будет намного выше рассчитанных норм. Именно для этого и нужны коэффициенты, перечисленные выше. К примеру, в городах с населением больше пяти миллионов человек для каждого автомобиля нормы увеличиваются на 35%. Подобных правил в рассматриваемом документе достаточно много.
Минтранс России еще в 2008 году выпустил рекомендации относительно расчета норм расхода топлива, которые были закреплены в распоряжении №АМ-23.
Чтобы эти рекомендации соответствовали реальным условиям, документ постоянно обновляется и дополняется новыми значениями.
К примеру, недавно таблица была дополнена такими марками, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W, кроме того, было внесено много других дополнений.
Чтобы узнать нормативные величины расхода ГСМ для конкретного авто, необходимо открыть таблицу, соответствующую типу транспорта (легковой, грузовой, тягач, спецназначения) и выбрать нужную марку.
В перечень Минтранса РФ входит более 800 автомобилей.
Для каждого из них указан ориентировочный расход топлива и перечень повышающих коэффициентов. К примеру, для авто Lada Granta норма расхода ГСМ на сто километров пути определена в объеме восьми литров. Для этого же расстояния для автомобиля «Шевроле Нива» из-за большей мощности норма составляет уже 10,6.
Для таких автомобилей как КАМАЗ, «Газель», УАЗ, установлены свои нормы. К примеру, для УАЗ-3159 они составляют 15,9 литров, для «Газели» – от 19 до 21 литра, для КАМАЗа – от 20 до 31 литра.
- предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
- для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
- налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
- налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
- для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.
В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.
Бухгалтерский учет карт
Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.
При этом в учетной политике может быть установлено, что с целью обеспечения сохранности топливных карт на основании абзаца 4 пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, их учет организуется на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке. Аналитический учет может вестись в разрезе номеров карт, автомобилей, либо сотрудников – водителей.
Также организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт.
При получении карты от поставщика и передаче ее водителю в учете делается запись Дебет 012. При утрате топливной карты, ее возврате водителем либо расторжении договора с поставщиком – Кредит 012.
В случае приобретения топливных карт за плату у бухгалтера могут возникнуть сложности с их учетом.
Учитывать карты на счете 50 субсчет 3 «Денежные документы» будет неправильно, поскольку, как было указано выше, они не являются денежным документом, это техническое средство для приобретения ГСМ. Учитывать стоимость карт в цене приобретенного топлива также будет неверным, так как заранее не известно, сколько они будут использоваться. Возможно два варианта учета топливных карт (выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике).
Первый: в момент получения топливных карт отнести затраты на их приобретение в состав прочих расходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н. При этом используются затратные счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д., на которые будет списываться стоимость приобретенного ГСМ.
Второй метод предполагает, что топливные карты учитываются в качестве МПЗ, поскольку даже если срок их полезного использования превышает 12 месяцев, стоимость составляет менее 40 000 руб. (п. 4, 5 ПБУ 6/01). Исходя из положений подпунктов 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина от 9 июня 2001 года № 44н, топливные карты принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме затрат на их приобретение, – сумме, подлежащей уплате поставщику топливных карт (без учета НДС). При передаче карт водителям их стоимость относится в состав прочих расходов.
Обратите внимание
Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.
При выборе любого из двух указанных вариантов учета организация должна организовать учет карт с целью обеспечения их сохранности на забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке.
Обратите внимание, что денежные средства, которые перечислит организация на приобретение ГСМ и которые будут числиться на карте, являются предоплатой за топливо, поэтому расходом они не признаются и учитываются как дебиторская задолженность по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 3, 16 ПБУ 10/99).ПРИМЕР
УЧЕТ ТОПЛИВНЫХ КАРТ У организации имеется пять легковых и два грузовых автомобиля. 16 января 2021 года компанией приобретены у поставщика семь топливных карт стоимостью 700 руб. (в том числе НДС 106,78 руб.). Оплата за карты в сумме 700 руб. произведена 17 января 2021 года. В этот же день поставщику перечислена оплата за бензин в сумме 100 тыс. руб.В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:Дебет 10 Кредит 60 — 593,22 руб.– отражена стоимость приобретенных топливных карт;Дебет 19 Кредит 60 — 106,78 руб. – отражен НДС, предъявленный поставщиком;Дебет 60 Кредит 51 — 700 руб. – перечислена оплата поставщику;Дебет 68 Кредит 19 — 106,78 руб. – принят к вычету НДС по топливным картам;Дебет 20 (25,26 и т. д.) Кредит 10 — 593,22 руб. – списана на затраты стоимость топливных карт;Дебет 012 — 70 руб. – топливные карты приняты на забалансовый учет (в условной оценке 10 руб.);Дебет 60 аванс Кредит 51 — 100 000 руб. – перечислена поставщику оплата за топливо.