Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Содержание:
- Как получить выписку из реестра субъектов МСП?
- Как получить выписку из реестра субъектов МСП
- Срок действия выписки из реестра СМП
- Статус присваивается автоматически
- Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
- Налоговая автоматически включает компании в реестр МСП
- Как попасть в реестр СМП и какая информация в нем содержится?
- Зачем нужен реестр бизнесменам?
Как получить выписку из реестра субъектов МСП?
Получить выписку несложно. Необходимо зайти на сайт и в поисковой строке ввести ИНН или ОГРН организации/ИП. Также можно воспользоваться расширенным поиском.
Если информация о нем содержится в базе данных, то она появится на странице с результатами. При необходимости можно сформировать документ в формате Exсel.
Расширенный поиск предлагает следующую систему фильтрации:
— тип субъекта;
— категория субъекта;
— регион, район, город, населенный пункт;
— дата включения в реестр;
— наличие лицензий, заключенных договоров, производство высокотехнологичной, инновационной продукции, участие в программах партнерства;
— виды деятельности;
— виды продукции;
— виды лицензируемой деятельности.
Как получить выписку из реестра субъектов МСП
Все самое важно о реестре МСП содержится в законе «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, далее — закон № 209-ФЗ. Одним из самых простых способов получения выписки из Единого реестра субъектов МСП является использование электронного сервиса на сайте ФНС по адресу https://ofd.nalog.ru/search.html
Одним из самых простых способов получения выписки из Единого реестра субъектов МСП является использование электронного сервиса на сайте ФНС по адресу https://ofd.nalog.ru/search.html.
При этом поиск коммерсанта может осуществляться по таким критериям:
- ИНН;
- ОГРН / ОГРН ИП;
- фирменное название;
- выпускаемая продукция;
- данные о включении в реестр и т. д.
Выписку из реестра субъектов малого предпринимательства можно получить также другими способами:
- направив в ФНС официальный запрос через почту или e-mail;
- посредством личной явки или направив представителя в местное отделение ФНС.
Запрошенный в электронном виде документ оформляется как файл pdf, при личном обращении выписка может быть представлена на бумажном носителе.
Потребоваться выписка может в следующих случаях:
- для декларирования статуса МСП при подаче заявки на участие в государственных закупках (далее — госзакупки);
- для оформления преференций в рамках налогообложения;
- при подаче заявления на субсидии от государства;
- в рамках проверки полномочий контрагента при заключении сделок и т. д.
Подробнее о теме госзакупок читайте в статьях «Как начать участвовать в госзакупках?» и «Как правильно зарегистрироваться на госзакупках (нюансы)?».
***
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Срок действия выписки из реестра СМП
Срок действия выписки установлен законодательством на федеральном уровне только в одном случае – участие в государственных закупках. Документ должен быть сформирован не позднее 6 месяцев до дня публикации извещения в единой информационной системе (ЕИС). В иных случаях конкретного срока действия выписки нормативными документами не предусмотрено.
Так, многие банки при открытии расчетного счета индивидуальному предпринимателю требуют предоставить выписку из ЕГРИП не старше 1 месяца.
В некоторых регионах могут быть приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие срок действия выписки. Обычно он составляет от 10 дней до 3 месяцев.
Таким образом, сроки действия выписки необходимо уточнять в организации, куда ее требуется предоставить.
Статус присваивается автоматически
Статус субъекта малого или среднего предпринимательства, МСП, — это скорее свойство бизнеса, чем статус в привычном смысле. Этим свойством обладают любые зарегистрированные в налоговой ИП и организации, если отвечают критериям закона.
Критерии зависят от категории субъекта МСП, всего их три:
- микропредприятие;
- малое предприятие;
- среднее предприятие.
О субъектах малого и среднего бизнеса — статья 4, 209 ФЗ
К какой именно категории отнесут бизнес, зависит от годового дохода и количества сотрудников.
Количество сотрудников
Микропредприятие
до 120 млн ₽
до 15
Малое предприятие
до 800 млн ₽
до 100
Среднее предприятие
до 2 млрд ₽
от 101 до 250
Чтобы получить статус субъекта МСП, не нужно заполнять заявление или подавать заявку. Механизм работает так: человек открывает бизнес, например регистрирует ИП или ООО в налоговой, и бизнес автоматически добавляется в реестр МСП. С момента регистрации до появления в реестре обычно проходит около месяца.
В окошке поиска вводим ИНН, нажимаем кнопку «Найти»
В результатах поиска узнаем категорию субъекта МСП: микро-, малое или среднее предприятие, дату добавления в реестр и дату исключения из реестра
Исключают из реестра тоже автоматически, когда бизнес перестает отвечать критериям субъектов МСП. Еще могут исключить, если не сдать вовремя декларацию или не предоставить данные о численности персонала.
Чтобы вернуться в реестр после исключения, нужно исправить ошибки, например сдать декларацию, а потом ждать обновления. Обновления случаются редко: если исправить ошибки в апреле, бизнес вернется в реестр только в августе.
Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Организации и индивидуальные предприниматели (далее — коммерсанты), которые занимаются малым и средним бизнесом, попадают в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для этого коммерсантом должно быть соблюдено хотя бы одно из этих условий:
Категория коммерсанта |
Владение сторонними организациями, не являющимися МСП, долями/акциями в уставном или складочном капитале коммерсанта (действует для ООО, АО, хоз. товариществ) |
Среднесписочная численность сотрудников |
Доходы за прошедшие 365 дней |
Малое предприятие |
Допускается до 25% для отечественных участников и 49% — для зарубежных |
Не более 100 сотрудников |
800 млн руб. |
Микропредприятие |
15 сотрудников |
120 млн руб. |
|
Среднее предприятие |
Не менее 101, но не более 250 сотрудников |
2 млрд руб. |
В 2021 иностранные субъекты МСП должны соответствовать только критериям годового дохода и среднесписочной численности (см. п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 313-ФЗ).
Внесение в реестр МСП осуществляется автоматически, т. е. без необходимости подачи со стороны коммерсанта отдельного заявления, Федеральной налоговой службой (далее — ФНС) на основании разносторонних данных, например налоговой и другой отчетности, сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и т. д.
Реестр МСП содержит следующую информацию в отношении коммерсантов:
- название/Ф. И. О.;
- ИНН;
- официальный адрес;
- тип бизнеса (малое или среднее предприятие, микропредприятие);
- вид выпускаемой продукции и т. п.
Выписка из реестра субъектов малого предпринимательства представляет собой сжатую версию реестра со сведениями о конкретном коммерсанте из малого бизнеса.
Налоговая автоматически включает компании в реестр МСП
Компании ежегодно подают отчетность в ФНС. Сведения о доходе — до 1 марта, о среднесписочной численности работников — до 31 января.
Десятого августа каждого года налоговая автоматически включает в реестр всех, кто вовремя подал отчетность и соответствует критериям МСП. Остальных исключают или не включают.
Десятого числа каждого месяца данные актуализируют:
- добавляют в реестр компании и ИП, с момента регистрации которых не прошло четырех кварталов. Такие организации не могли подать отчетность за год: их только создали;
- исключают ликвидированные компании и ИП;
- обновляют сведения об организациях.
Иногда налоговая ошибается. Например, не добавляет компанию в реестр или указывает ошибочные сведения. Чтобы исправить ошибку, нужно оставить заявку в электронной форме на сайте ФНС.
На сайте ФНС можно проверить, включили ли ИП или компанию в реестр МСП. Понадобится наименование, ИНН, ОГРН или ОГРНИП.
Чтобы в раз проверить несколько компаний по реестру, удобно отправить их ИНН в API-метод «Дадаты» «Организация по ИНН». Для субъектов МСП метод вернет дату включения в реестр и категорию: микро-, малое или среднее предприятие. Работает на «Максимальном» тарифе.
Число в «дате включения» — количество миллисекунд от 01.01.1970. Инструкция по расшифровке
Как попасть в реестр СМП и какая информация в нем содержится?
Формирование базы данных происходит автоматически на основании:
— сведений налоговой отчетности (в т.ч. по спецрежимам), которую организации/ИП подавали в налоговые органы за предыдущий календарный год;
— сведений, размещенных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
— сведений, полученных ФНС от других организаций в рамках информационного обмена.
Таким образом, чтобы попасть в реестр никаких документов предоставлять не нужно.
Также в базе располагаются дополнительные сведения. Их можно подать с помощью специального электронного сервиса. Это информация о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства.
В состав реестра входит обширный объем данных не только о категории субъекта СМП (микро-, малое или среднее предприятие), но и о видах деятельности, продукции, лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд и некоторых видов юридических лиц.
Список таких сведений составлен на основании действующего законодательства: ч.3 ст.4.1 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ) и обязательно должен содержать:
- Название юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
- ИНН;
- Место нахождения юридического лица или место жительства ИП;
- Дата внесения сведений о юридическом лице или об ИП в реестр;
- Категория МСП (микро-, малое или среднее предприятие);
- Отметка о том, что юридическое лицо или ИП является вновь созданным юридическим лицом/вновь зарегистрированным ИП;
- Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
- Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о полученных лицензиях.
Некоторая информация может быть внесена в базу в добровольно-заявительном порядке:
- сведения о производимой продукции юрлицом/ИП (в соответствии с ОКПД) с указанием отнесения такой продукции к инновационной и высокотехнологичной;
- сведения о включении юрлица/ИП в программы партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.
- сведения о заключенных контрактах в предыдущем году у юрлица/ИП согласно 44-ФЗ и (или) 223-ФЗ.
Данную информацию ИП может подать в электронном виде, подписав документ усиленной квалифицированной электронной подписью, на официальном сайте ФНС.
Для того, чтобы заказчик смог ознакомится с субъектом СМП и выйти с ним на связь можно внести дополнительные сведения: контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт). Для этого нужно войти в сервис передачи информации субъектом МСП, авторизоваться с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи и заполнить предложенную форму.
Зачем нужен реестр бизнесменам?
Прежде всего, через сайт можно быстро проверить и документально подтвердить статус МСП. Нередко такое условие прописывается в конкурсной документации госзакупок. Сравните:
- раньше, чтобы подтвердить принадлежность к малому или среднему бизнесу, контрагентам отправляли кипу документов: финансовую отчетность с отметками ФНС, справку о ССЧ, а для юридических лиц – еще и выписку из реестра юридических лиц с информацией об уставном капитале;
- теперь организатору конкурса достаточно ввести ИНН, ОГРН или ФИО предпринимателя, чтобы получить готовый документ со всей необходимой информацией.
Выписка формируется автоматически при выборе того или иного субъекта МСП: сайт предложит вам сохранить документ или ознакомиться с его содержимым в онлайн-режиме.
Нахождение в реестре открывает доступ и к другим преимуществам:
- снижение тарифов пенсионных и страховых взносов: в ПФР (если зарплата сотрудника равна или выше МРОТ) — 10 % вместо 22%, в ФОМС — 5% вместо 5,1%, а платежи в ФСС и вовсе не уплачиваются;
- государственная поддержка: упрощенная бухгалтерская отчетность, льготная аренда государственной и муниципальной недвижимости, специальные меры для сельскохозяйственных кооперативов, а также прямые субсидии;
- преференции при участии в закупочных мероприятиях: к примеру, согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики должны приобретать у малого и среднего бизнеса товаров, услуг или работ на сумму не менее 18% от совокупного годового объема всех закупок;
- бесплатные информационно-консультационные услуги в региональных Центрах поддержки предпринимательства;
- быстрая и бесплатная проверка контрагентов;
- кредиты по сниженным ставкам в более чем 90 банках по всей стране;
- поддержка отраслей, пострадавших от коронавируса;
- оценка рынка, поиск конкурентов: например, перед открытием мебельного производства в городе N через реестр можно отыскать все малые предприятия, производящие мебельную продукцию, узнать, участвовали ли они в госзакупках.