Оценка воздействия на окружающую среду
Содержание:
- Содержание оценки воздействия на окружающую среду
- Отрасли, для которых раздел ОВОС проводится в полном объёме
- Как разработать проект ОВОС — 7 основных этапов
- Этап 1. Выбор экспертной компании
- Этап 2. Разработка проекта технического задания
- Этап 3. Анализ состояния окружающей среды в районе воздействия объекта
- Этап 4. Сбор и анализ информации для оценки воздействия объектов на окружающую среду
- Этап 5. Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве объектов
- Этап 6. Предложение экспертом мероприятий, направленных на минимизацию воздействия
- Этап 7. Предоставление заказчику проекта ОВОС
- Что определяется при составлении ОВОС?
- Прохождение хозяйственной и иной деятельности
- ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
- Зачем нужен проект ОВОС
- Общие положения
- На чем базируется проведение ОВОС – 7 главных принципов
Содержание оценки воздействия на окружающую среду
Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:
- определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.
Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.
Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.
При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности
Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения
С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п
Отрасли, для которых раздел ОВОС проводится в полном объёме
- Нефтеочистительная отрасль. Экологическая оценка проектов обязательна для нефтеочистных заводов и предприятий, оснащенных оборудованием для газификации, сжижения битуминозных сланцев и угля с производительностью более 500 т/день.
- Тепловые и атомные электростанции. Экологическая экспертиза проектов проводится для предприятий с установками, обладающими тепловой мощностью свыше 300 мВт, и сооружениями с ядерными реакторами.
- Ядерно-обогатительная отрасль. Экологическая экспертиза проектов обязательна для производств, использующих оборудование для обогащения и регенерации отработанного топлива, а также удаления, переработки и сбора радиоактивных отходов.
- Металлургия. Проект ОВОС разрабатывается в обязательном порядке для предприятий цветной и черной металлургии с крупногабаритным мартеновским и доменным оборудованием.
- Переработка асбестсодержащего сырья. Разработка разделов экологических исследований и разработка разделов ООС обязательна для получения, преобразования и переработки асбеста и асбестосодержащих продуктов производительностью свыше 20 тыс. тонн в год, фрикционных материалов – свыше 50 тонн в год, других видов продукции из асбеста – свыше 200 тонн в год.
- Авто- и железнодорожное строительство. Проведение оценки влияния и ООС при проведении ОВОС обязательно для объектов строительства скоростных магистралей, ж/д дорог дальнего сообщения, взлетно-посадочных полос протяженностью более 2100 метров.
Как разработать проект ОВОС — 7 основных этапов
Если все возможные последствия деятельности объекта учтены и вероятность возникновения угроз для окружающей среды минимальна, можно переходить к поэтапной разработке проекта ОВОС.
Рассмотрим основные этапы.
Этап 1. Выбор экспертной компании
Выбирая экспертную компанию, не пожалейте времени на сбор максимально возможной информации обо всех заинтересовавших кандидатах.
Особое внимание обратите на продолжительность и опыт работы компании на рынке этого вида услуг. Изучите, какие конкретно работы ранее проводила организация, почитайте отзывы о ней
Этап 2. Разработка проекта технического задания
Техническое задание (ТЗ) разрабатывается для определения порядка проведения оценки, ее состава и содержания.
Как правило, ТЗ включает в себя основание и сроки проведения оценки, ее цели, задачи, порядок привлечения общественности, применяемые методы, состав и содержание.
Этап 3. Анализ состояния окружающей среды в районе воздействия объекта
На этом этапе выявляются характерные для выбранного района природные условия, его особенности и прогнозируется, каким образом будет меняться окружающая среда после начала деятельности.
В ходе анализа учитываются следующие факторы:
- климатические — влияние климата района на планируемую деятельность или объект;
- почвенные — состав и состояние почвы;
- геологические — состав и структура пород, вероятность сейсмической активности;
- гидрологические — состав поверхностных и подземных вод;
- биологические — состояние животного и растительного мира.
Этап 4. Сбор и анализ информации для оценки воздействия объектов на окружающую среду
На этом этапе проводится всесторонний анализ вероятного влияния деятельности объекта на окружающую среду. Оценивается воздействие на воздух, воду, почву, растительность и животных.
Особое внимание уделяется прогнозированию угроз, которые могут возникнуть при нештатных и аварийных ситуациях
Этап 5. Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве объектов
На данном этапе вырабатывается компромиссное решение, которое позволит построить объект одновременно с минимально возможными экономическими издержками и при этом без нарушения природоохранного законодательства.
Этап 6. Предложение экспертом мероприятий, направленных на минимизацию воздействия
На основании собранной информации клиенту предоставляется предложения по минимизации воздействия на окружающую среду.
Такие предложения включают:
- меры по совершенствованию уже разработанных программ работы объекта;
- новые мероприятия, их содержание, стоимость и ожидаемый результат;
- меры по возмещению компенсаций сторонам, которым будет нанесен ущерб в ходе осуществления деятельности.
Этап 7. Предоставление заказчику проекта ОВОС
Экспертная оценка должна содержать полный отчет о состоянии окружающей среды и ее изменении после начала деятельности. Представляемые данные выражаются в конкретных количественных оценках и содержат подробные комментарии.
Как видно из приведенного выше обзора, разработка проекта ОВОС требует знания положений природоохранного законодательства на профессиональном уровне. Если вы не обладаете такими знаниями, лучшее решение — помощь профессионалов.
Представляем вашему вниманию юридический портал Правовед.ру. На страницах сайта можно найти ответ на любой интересующий вопрос. В интересах клиентов в режиме реального времени работает боле 700 юристов со всей страны. Всего с сайтом сотрудничают более 16 000 специалистов.
Что определяется при составлении ОВОС?
В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:
- Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
- Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
- Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
- Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.
При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:
- Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
- Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
- Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
- Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
- Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
- Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.
Прохождение хозяйственной и иной деятельности
Если намечаемая хозяйственная деятельность имеет влияние на трансграничном уровне, ее оценка проходит через несколько этапов, цель которых – максимально эффективно провести анализ.
Во-первых, необходимо предварительно оценить и составить техническое задание (ТЗ) согласно которому будет происходить дальнейшая ОВОС. Заказчик должен иметь при себе документированную информацию о том, какие цели несет за собой реализация его хозяйственной деятельности, и за какой период времени он планирует осуществить ее. Также в документах должно быть указано место, где будет расположен объект. Оценка окружающей среды должна быть проведена до начала действия, чтобы узнать ее текущее состояние; более того, заказчик обязан в документах описать возможное воздействие на нее во время ведения своей деятельности.
Замечание 1
Для регулирования такого вида деятельности существуют территориальные и отраслевые программы, которых нужно придерживаться во время планирования стратегии развития.
Исполнитель обязан проинформировать общественность о том, что планируется реализация новой деятельности, при этом сделать это он должен во время проведения предварительной оценки окружающих природных ресурсов. Для публикации заявления можно использовать издания федеральных исполнительных органов, которые занимаются регулированием положений о защите окружающей среды РФ. Информацию могут распространить и местные органы самоуправления, на территории которых планируется реализация этой хозяйственной или иной деятельности
Такие работы могут иметь региональный или муниципальный уровень важности, поэтому стоит учитывать влияние такого проекта на окружающие территории
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Правильное составление ТЗ для ОВОС
Вторым шагом после предварительной оценки будет составление ТЗ, которое впоследствии должны получить все участники процесса ОВОС; более того, общественность также будет иметь доступ к плану, но только на период проведения оценки. После того, как все участники ознакомились с заданием, производится анализ оценки воздействия на окружающую среду, результатом которой исполнитель должен сделать следующее:
- охарактеризовать намеченную хозяйственную или другую деятельность, а также рассмотреть альтернативные варианты ее реализации – одним из таких может быть даже отказ от этой же деятельности;
- проанализировать текущее состояние территории, чтобы оценить уровень потенциального воздействия на окружающую территорию во время реализации своего проекта;
- для смягчения или предотвращения факторов, способных к негативному влиянию на окружающую среду, исполнитель может провести ряд мероприятий, которые будут способствовать улучшению экологии; для этого он должен заранее оценить их эффективность и сложность реализации;
- постоянно работать над улучшением экологического мониторинга и контролировать этот процесс на протяжении всего времени ведения хозяйственной или иной деятельности.
Окончательное составление документации
Следующим этапом будет сбор и предоставление предварительного варианта всех материалов, которые должен выдать или сам исполнитель, или уполномоченное лицо, занимающееся ведением хозяйственной деятельности. Это нужно для того, чтобы информация попала в общественность – граждане и общественные организации могут предъявить свои письменные замечания и предложения. Их также необходимо будет впоследствии задокументировать и прикрепить ко всем материалам ОВОВ, которые будут предоставлены в конце общественных обсуждений.
После того, как все замечания были рассмотрены, формируется финальный вариант отчетности, после чего полный пакет документов ОВОС, к которому общество будет иметь полный доступ на время осуществления указанной деятельности.
На сегодняшний день ОВОС рассматривается всего лишь как формальная экономическая процедура, а нормы, указанные в Положении, несут более декларативный характер. Стали учащаться случаи неправильного порядка проведения ОВОС, из-за чего заказчик впоследствии имеет множество проблем с предоставлением документов по просьбе государственной экологической экспертизы; то же касается и результатов инженерных изысканий
Исполнитель должен уделить должное внимание оформлению всех материалов по оценке воздействия его деятельности на окружающую среду, ведь вся эта информация является обязательной во время прохождения экологической экспертизы со стороны государственных органов
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе.
— Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
— Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
— Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Зачем нужен проект ОВОС
ОВОС требуется в следующих ситуациях:
- Если для получения разрешения на строительство требуется разработать проект ОВОС и либо доказать, что негативное воздействие отсутствует, либо признать его незначительным.
- Если во время проверки контролирующие органы указывают на необходимость разработки проекта.
- Если предприятие строится в пределах зоны влияния аэропорта.
Также на основе информации, полученной в результате разработки проекта ОВОС, подготавливаются некоторые виды проектной документации (ПД).
- ПД объектов капстроительства, которые были признаны объектами I категории НВОС;
- ПД объектов, целью которых является размещение или обезвреживание отходов I-V классов опасности;
- ПД на новые в-ва, которые могут поступать в окружающую среду, новое техническое оборудование, новые технологии;
- ПД объектов, строящихся на территории особо охраняемых природных зон.
ОВОС и экологическая экспертиза
Разработка проекта ОВОС обязательна при подготовке к прохождению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Перечень объектов, обязанных проходить экспертизу, содержится в ФЗ № 174 от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе».
После прохождения экспертизы предприятие получает (или не получает) положительное заключение, которое является необходимым условием для финансирования и реализации предприятия. Заключение ГЭЭ для объектов Федерального уровня выдаётся в Росприроднадзоре, а для объектов регионального уровня – в других уполномоченных органах госвласти.
Общие положения
Действующее Положение открывается разделом I «Общие положения», в котором развернуты определения некоторых терминов, касающихся ОВОС. В новых Требованиях приводится только описание, что входит в материалы ОВОС. Если сравнить, начало действующего Положения совпадает с новыми Требованиями: состав материалов ОВОС, их цели и дальнейшее использование аналогичны.
В пункте 2 новых Требований приводится определение терминов «заказчик» и «исполнитель», которые тоже идентичны существующим определениям в Положении:
• заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. в определенных Федеральным законом № 174-ФЗ случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу;
• исполнитель работ по ОВОС — заказчик либо физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по ОВОС.
Обратите внимание: в Положении давалось определение намечаемой хозяйственной и иной деятельности, при реализации которой должна проводиться процедура ОВОС, — это деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы. В новых Требованиях данное определение отсутствует
Значит ли это, что теоретически любая намечаемая деятельность теперь должна проходить ОВОС, непонятно
В новых Требованиях данное определение отсутствует. Значит ли это, что теоретически любая намечаемая деятельность теперь должна проходить ОВОС, непонятно.
На чем базируется проведение ОВОС – 7 главных принципов
Надежды экологов на то, что спад темпов производства, который отмечался в стране в последние годы, положительным образом скажется на экологии страны, не оправдались.
Некоторые руководители объектов хозяйствования, пытаясь минимизировать издержки, экономят как раз на сокращении финансирования природоохранных программ. Все это привело к тому, что ситуация не улучшилась, а по некоторым показателям даже ухудшилась.
Отношение к ОВОС как в нашей стране, так и во всем мире, далеко не однозначное. Большинство воспринимает эту процедуру как благо, которое стоит на пути решения проблем в области охраны окружающей среды.
Однако, есть и те, кто убежден, что ОВОС не что иное, как бюрократическая волокита, тормозящая любые прогрессивные начинания.
Чтобы разобраться и с этим вопросом, рассмотрим основные принципы ОВОС.
Принцип 1. Демократичность
Любому гражданину или общественной организации (объединению) гарантированно право на открытое участие в оценке на всех этапах ее проведения.
Своевременное информирование граждан обо всех изменениях экологической обстановки — основная задача органов власти всех уровней.
Принцип 2. Прозрачность
Все участники процесса проведения экспертизы имеют полный доступ ко всей информации на всех этапах мероприятия.
Кроме того, рядовые граждане и общественные организации должны иметь прямой доступ к результатам оценки и выводам компетентных органов.
Принцип 3. Определенность
Факторы, оказывающие существенное влияние на производственную деятельность в ходе проведения ее оценки, рассматриваются в общей взаимосвязи.
Выводы экспертной комиссии должны быть определёнными и однозначными.
Принцип 4. Надежность
Каждый исследуемый объект рассматривается как потенциально опасный, пока не будет доказано иное.
Оценка проводится поэтапно, исключительно на основе положений действующего законодательства. Любые отклонения недопустимы.
Принцип 5. Рентабельность
Стоимость проведения работ должна соответствовать сложности оцениваемого объекта. Любая необоснованная широкомасштабная и долгосрочная оценка за счет средств инициатора недопустима и противоречит действующему законодательству.
Как показывает практика, затраты на оценку воздействия на окружающую среду крайне редко превышает 1-3% от общей стоимости проектных работ.
Принцип 6. Гибкость
В ходе проведения ОВОС в обязательном порядке должны быть рассмотрены все возможные варианты дальнейшего направления развития деятельности, в том числе и альтернативные.
Если в ходе оценки принято решение о том, что деятельность или объект представляет потенциальную опасность для окружающей среды, то владельцу должна быть предоставлена возможность подкорректировать свою деятельность так, чтобы она не противоречила нормам законодательства о защите окружающей среды.
Принцип 7. Практическая применимость
При принятии окончательного решения выводы, полученные в ходе оценки, должны быть полностью учтены. Ответственные лица, в свою очередь, обязаны руководствоваться требованиями и рекомендациями ОВОС на всем протяжении осуществления своей деятельности.
Дадим краткое определение основных участников процесса ОВОС.
Прежде чем перейти непосредственно к этапам разработки проекта, рассмотрим основные функции участников оценки ОВОС.
Участники ОВОС и их основные функции:
№ |
Участник |
Основные функции |
1 |
Заказчик | Готовит и в последующем утверждает проектную документацию, анализирует общественное мнение, контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства |
2 | Исполнитель | Проводит оценку, координирует действия в рамках всех участников процесса, оформляет документы, выработанные в процессе оценки |
3 | Общественность | Изучив проект, высказывает собственное мнение о возможном воздействии на экологию, организует общественные слушания, знакомится с окончательным решением |
4 | Органы власти | Рассматривают предлагаемые заказчиком предложения с последующим принятием по ним решения, определяют границы района проведения оценки, организуют информационную работу с населением, выдают лицензии |