Пеня расчет по ставке рефинансирования, неустойка онлайн
Содержание:
- Налоговое законодательство об ответственности за неуплату страховых взносов
- КБК для перечисления пеней в 2021 году
- Возможные причины неуплаты
- Общие положения по налогу
- Применяем 91 счет
- Формула расчета пени по налогу на прибыль
- КБК для перечисления пеней в 2017 и 2018 годах
- Какие цели для начисления неустоек
- Когда можно избежать уплаты пени
- Как рассчитать пени по страховым взносам, формула
- Начисления штрафов по страховым взносам проводки в бюджетном учете 2019
- Проводки по начислению страховых взносов
- Изменения в КБК
- Последствия для налогоплательщика
- Понятие «пени по страховым взносам»
- ШТРАФ по налогам за неуплату
- Нормативные правовые акты
Налоговое законодательство об ответственности за неуплату страховых взносов
В соответствии с НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, установлено особое правило начала течения срока исковой давности: согласно абз. 3 НК РФ такой срок исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При этом под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога ( НК РФ).
Из буквального толкования нормы ст. 113 НК РФ следует, что отсчет трехлетнего срока начинается со следующего дня после окончания налогового периода, за который не уплачен или не полностью уплачен налог.
Однако у арбитров иная правовая позиция:
-
Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11: налоговым периодом, в течение которого совершено правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, является период, в котором должен быть уплачен налог (то есть следующий за периодом, за который начислен налог). Следовательно, налогоплательщика можно привлечь к ответственности в течение трех лет со дня окончания налогового периода, следующего за периодом, в котором должен быть уплачен налог;
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 15): срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога. То есть течение трехлетнего срока начинается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором допущена неуплата налога.
Обращаем ваше внимание на тот факт, что штраф за неуплату налога можно снизить за счет имеющейся переплаты. Дело в том, что штраф по ст
122 НК РФ может быть наложен лишь в случае, когда проступок привел к возникновению задолженности перед бюджетом. Следовательно, наличие у плательщика переплаты по налогу или страховым взносам может снизить размер штрафа или вовсе освободить от наказания
Дело в том, что штраф по ст. 122 НК РФ может быть наложен лишь в случае, когда проступок привел к возникновению задолженности перед бюджетом. Следовательно, наличие у плательщика переплаты по налогу или страховым взносам может снизить размер штрафа или вовсе освободить от наказания.
С учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 24.10.2017 № 03-02-07/1/69682, штрафа не будет, если:
-
на дату окончания установленного срока уплаты налога за период, за который вменяется недоимка, есть переплата по тому же налогу, что и заниженный налог, в размере, превышающем сумму занижения;
- на момент вынесения налоговым органом решения по результатам проверки переплата не была зачтена в счет иных долгов.
Если деяния, предусмотренные НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора, страховых взносов), совершены умышленно, размер штрафа удваивается и составляет 40 неуплаченной суммы ( НК РФ).
Отметим, что налоговые органы уделяют особое внимание установлению умышленных действий. Так, Письмом ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ были направлены Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (утверждены Следственным комитетом РФ и ФНС)
Есть решения судов, при вынесении которых арбитры руководствовались названными методическими рекомендациями (например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 № 09АП-57517/2017 по делу № А40-43596/17).
КБК для перечисления пеней в 2021 году
При заполнении платежного документа следует обратить особое внимание на поле 104, в котором указывается КБК (код бюджетной классификации). Таких кодов предусмотрено достаточно много и следует учитывать, что для каждой операции они могут быть разными
Ниже приведены КБК по уплате пеней, которые актуальны в 2021 году:
- Обязательное пенсионное страхование: 182 1 02 02010 06 2110 160
- Обязательное медицинское страхование: 182 1 02 02101 08 2013 160
- Социальное страхование на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 182 1 02 02090 07 2110 160
- Взносы в ФСС за травматизм: 393 1 02 02050 07 2100 160
Следует отметить, что их значение может меняться, поэтому вышеприведенные коды актуальны на середину года.
Возможные причины неуплаты
Законодательством предусмотрена ответственность ИП за неуплату или несвоевременную выплату страховых взносов. Она распространяется на разные виды страхования – пенсионное, медицинское, социальное. Формы наказаний могут быть разными – пени, штрафы. Так, наложение штрафов в соответствии со предусмотрено, если неуплата или неполная выплата взносов возникла по следующим причинам:
- Занижение суммы страховой базы. Например, если ИП забыл включить в нее квартальную премию сотруднику.
- Неверное исчисление размера взноса. Наиболее частые причины – использование не той ставки.
- Различные формы неправомерных действий или бездействие, которые не касаются иностранных компаний или контролируемых сделок.
Как правило, такие ошибки определяют сами налоговики в ходе проверки отчетов. По итогу возникает недоимка. На основании проверки составляется требование об уплате недостающих средств. Дополнительно возникает необходимость уплаты пеней и штрафов.
Общие положения по налогу
Земельный налог является региональным, порядок и сроки его оплаты устанавливаются законодательными актами местных муниципалитетов. При этом общие положения, касающиеся определения объекта налогообложения и суммы налоговой базы, методики расчета платежей в бюджет, порядке подачи отчетности, ограничений по срокам оплаты налога, зафиксированы в НК РФ (гл. 31).
Согласно НК, оплачивать земельный налог обязаны как организации – собственники земли, так и ИП и рядовые граждане, владеющие земельными участками. Физлица и предприниматели оплачивают налог по упрощенной схеме, на основании уведомлений ФНС. На основании данных РосКадастра налоговый орган самостоятельно рассчитывает сумму платежа и указывает ее в уведомлении, которое направляет в адрес плательщика-физлица.
Компании, владеющие землей на правах собственности, оплачивают налог авансом в течение года, по итогам года осуществляют окончательный расчет. В отличие от граждан и ИП, юрлица рассчитывают размер авансов и сумму годового платежа самостоятельно. Также для компаний предусмотрена подача отчетности в ФНС (декларация по земельному налогу).
Применяем 91 счет
Согласно положениям фискального законодательства, пени нельзя отнести к штрафным санкциям, так как их размер не имеет конкретного и постоянного значения ( п. 2 НК).
Это означает, что сумма наказания постоянно изменяется и исчисляется, как произведение просроченной задолженности и 1/300 ставки рефинансирования, утвержденной Центробанком России. Если отражать начисление пеней по налогам проводкой на сч. 91, то при составлении отчетности придется вычленять суммы начисленных неустоек в ФНС, так как неустойку по фискальным платежам нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.
ВАЖНО!
Данный метод используется крайне редко из-за возникновения разниц в БУ и НУ и из-за расхождений в данных учета и отчетности.
Отметим, что при исчислении неустоек по договорам, например, за нарушение сроков поставки или оплаты товаров, работ, услуг, данные затраты отражаются на 91 бухсчете. Также 91 счет следует применять при начислении штрафов от ФНС.
Итак, проводки по начислению штрафа налоговой инспекции:
Если компания решила относить издержки по оплате фискальных Н/П на 91 бухсчет с последующим вычленением этих сумм перед составлением отчетности, то составляйте бухгалтерские записи в аналогичном порядке.
Для отражения неустоек по договорам с поставщиками, подрядчиками и прочими контрагентами используйте записи:
Формула расчета пени по налогу на прибыль
На основании п. 4 ст. 75 НК РФ расчет пени за просрочку уплаты налога на прибыль рассчитывается по формуле:
Пеня = Недоимка * 1/300 * СтРефин * ПериодПросрочки,
где Пеня – размер пени, начисляемый за каждый день просрочки;СтРефин – ставка рефинансирования, действующая в момент начисления пени (по состоянию на 01.08.2021 года – 7,25%);ПериодПросрочки – количество дней просрочки, в течение которых производится начисление пени.
Первым днем просрочки признается день, следующий за конечной датой оплаты налога по НК РФ, последним – дата фактического перечисления средств в бюджет.
Рассмотрим пример. ООО «Фонтан» – плательщик налога на прибыль на общих основаниях. В течение 2021 года бухгалтер ООО «Фонтан» производил расчет ежемесячных платежей по налогу на прибыль в следующем порядке:
Отчетный период | Налогооблагаемая база | Сумма аванса по налогу | Срок оплаты аванса в соответствие с НК РФ | Дата фактического перечисления налога |
Январь | 183.500 руб. | 36.700 руб. | 29.01.2021 | 22.01.2021 |
Февраль | 199.300 руб. | 39.860 руб. | 28.02.2021 | 26.02.2021 |
Март | 201.303 руб. | 40.260,60 руб. | 28.03.2021 | 16.04.2021 |
Апрель | 220.500 руб. | 44.100 руб. | 28.04.2021 | 28.04.2021 |
Май | 213.400 руб. | 42.680 руб. | 28.05.2021 | 11.06.2021 |
Июнь | 204.660 руб. | 40.932 руб. | 28.06.2021 | 28.06.2021 |
Июль | 188.770 руб. | 37.754 руб. | 30.07.2021 | 30.07.2021 |
Август | 190.200 руб. | 38.040 руб. | 28.08.2021 | 28.08.2021 |
Сентябрь | 160.550 руб. | 32.110 руб. | 28.09.2021 | 24.09.2021 |
Октябрь | 199.250 руб. | 39.850 руб. | 29.10.2021 | 19.11.2021 |
Ноябрь | 201.440 руб. | 40.288 руб. | 28.11.2021 | 28.11.2021 |
Декабрь | 202.660 руб. | 40.532 руб. | 28.12.2021 | 28.12.2021 |
Ежеквартальный перерасчет по налогу бухгалтером ООО «Фонтан» не производился.
При перечислении авансовых платежей в течение 2021 года бухгалтер ООО «Фонтан» трижды нарушил срок оплаты, а именно при оплате аванса за март, май и октябрь.
Период просрочки определяется в следующем порядке:
- аванс за март – 19 дней просрочки (с 29.03.2021 по 16.04.2021);
- аванс за май – 14 дней просрочки (с 29.05.2021 по 11.06.2021);
- аванс за октябрь – 21 день просрочки (с 30.10.2021 по 19.11.2021).
Расчет пени за нарушения порядка уплаты налога осуществляется на основании показателя ставки рефинансирования, действующей в момент начисления (с 26.03.2021 – 7,25%).
Рассчитаем пеню за просрочку платежей по налогу на прибыль:
Отчетный период | Недоимка | Количество дней просрочки | Расчет пени | Сумма начисленной пени |
Март | 40.260,60 руб. | 19 дней | 40.260,60 руб. * 1/300 * 7,25% * 19 дней | 184,87 руб. |
Май | 42.680 руб. | 14 дней | 42.680 руб. * 1/300 * 7,25% * 14 дней | 144,48 руб. |
Октябрь | 39.850 руб. | 21 день | 39.850 руб. * 1/300 * 7,25% * 21 день | 202,23 руб. |
ИТОГО | 531,58 |
КБК для перечисления пеней в 2017 и 2018 годах
- Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
- Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
- Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
- Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
- Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110
- Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 1000 110
- НДС — 182 1 03 01000 01 1000 110
- Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
- Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
- НДФЛ (и ИП “за себя”) — 182 1 01 02020 01 1000 110
- УСН “доходы” — 182 1 05 01011 01 1000 110
- УСН “доходы-расходы” и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 1000 110
- ЕНВД — 182 1 05 02010 02 1000 110
Какие цели для начисления неустоек
Неустойки необходимы для погашения убытков, которые несет пострадавшая сторона. Кроме того, они представляет собой эффективный метод финансовой санкции, благодаря которой должник осознает свою вину и в дальнейшем старается не допускать повторения подобных ситуаций.
Особенности применения пеней:
- для их начисления не требуется доказывать причиненный ущерб, поскольку основанием является прямое нарушение заключенного договора;
- неустойки распространяются на любые типы договоров;
- рассчитать неустойку относительно просто, а взыскивается она в короткий срок.
Когда можно избежать уплаты пени
В некоторых ситуациях лица, к которым применяется данная финансовая санкция, имеют право не выплачивать пени. Законодательство допускает следующие варианты развития событий:
- просрочка по платежу длилась не более 1 дня;
- квитанции были сформированы с ошибкой, вследствие чего возникла задержка платежа;
- при оплате коммунальных услуг возможны отсрочки;
- пользователь совершил непреднамеренную ошибку, которая повлекла задолженность.
Зачастую пользователь неправильно определяет сумму, подлежащую оплате. Чтобы избежать ошибок, которые возникают из-за сложности расчетов или изменения ключевой ставки, рекомендуется использовать специально предназначенный калькулятор на нашем сайте.
Как рассчитать пени по страховым взносам, формула
Кроме штрафов, за каждый календарный день опоздания с уплатой начисляются пени.
Пени по страховым взносам в 2020 году рассчитываются по тем же правилам, которые действовали ранее. Однако при расчете в 2020 году есть одна особенность: ЦБ РФ утвердил ключевую ставку, используемую для расчетов, в размере 7,75 % с 17.12.2018. До этой даты необходимо было пользоваться ставкой в размере 7,5 % (с 17.09.2018). Если период задолженности захватывает время до и после 17.12.2018, то при подсчете используются разные ставки. Как это происходит, покажем далее на примере.
Формула расчета осталась неизменной (такая же используется для расчетов по налогам):
Такая формула подходит для расчета пени, начисляемой физическим лицам, в том числе ИП, а также организациям при просрочке до 30 календарных дней. Если уплата обязательных платежей задерживается на больший срок, то с 31-го дня просрочки применяется иная формула:
Напомним, что пени за неуплату страховых взносов в ПФР больше не уплачивается и перечислять ее нужно на новые КБК в ФНС. Актуальные КБК можно посмотреть здесь.
Начисления штрафов по страховым взносам проводки в бюджетном учете 2019
- фиксированный платеж, его размер не зависит от суммы дохода. На 2018 год его размер составляет 32 385 руб., в том числе отчисления на ОПС в сумме 26 545 руб. и на ОМС в сумме 5840 руб.;
- дополнительные отчисления в размере 1 % с доходов свыше 300 000 руб., максимальная величина которого на 2018 г. составляет 185 815 руб.
Если в силу каких-либо обстоятельств они не уплачены или оплачены не полностью, с плательщика взыскивается не только недоимка, но и санкция за просрочку оплаты, которая называется пеней
Обратите внимание, недоимка по взносам не может быть погашена за счет переплаты, образовавшейся до 2017 г
А возврат переплаты на расчетный счет возможен только после погашения недоимки. Подробнее см. «Зачет переплаты по взносам за периоды до 2017 года невозможен». Основанием для уплаты пеней (если они не уплачены добровольно) являются извещения, выставленные плательщику органом, курирующим соответствующие взносы (ИФНС или ФСС).
Таким образом, пени — это расчетная сумма, которую должен уплатить плательщик, нарушивший сроки уплаты взносов.
Начисление штрафных санкций проводки у бюджетного учреждения в 2018 году
Налоговый учет Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.
1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, на основании п.
2 ст.
Руководствуясь открытым перечнем расходов, надлежит отображать пеню по счету 91-2, наряду с этим начисляя соответственное налоговое обязательство, являющееся постоянным. В соответствии с другой позицией пеня близка по своей сущности к штрафу, и отображать ее надо на счету 99. Преимущество такого метода в соответствии данных бухучета и показателей финотчетности.
Главное о страховых взносах: расчеты, проводки, отчетность
Для организаций и ИП, осуществляющих выплаты физлицам, начисление осуществляется по установленным в главе 34 НК РФ тарифам, которые не изменились, по сравнению с тарифами на 2017 год.
Для организаций и ИП, осуществляющих выплаты физическим лицам, изменилась на 2018 год предельная база, подлежащая изменению ежегодно для расчета платежей на ВНИМ и ОПС (п. 6 ст. 421 НК РФ ).
По отчислениям на травматизм и ОМС предельной базы нет, поэтому они начисляются на всю сумму выплат сотруднику в течение года.
Рекомендуем прочесть: Что Дают Молодым Семьям В 2019 Году
Платежи на ВНиМ (обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование) уплачиваются по реквизитам ФНС каждый с указанием своего КБК. Сроки уплаты всех этих платежей для плательщиков, осуществляющих выплаты физлицам, одинаковы. Например, в 2018 году:
Пени по страховым взносам: пример, проводки, расчет
То есть, если организация перечисляет деньги за март 2016 года 18 апреля, бухгалтерской службе следует отправить во внебюджетные фонды сумму, равную обязательным взносам, увеличенным на размер пени. При этом размер санкций будет рассчитан с учётом 2 дней просрочки — 16 и 17 апреля.
Отказ от перечисления средств чреват наказанием — пенями и штрафами, установленными контролирующими органами. Суммы рассчитываются исходя из длительности периода неуплаты. Пеня начисляется за каждый просроченный день, начиная с конечной даты разрешённого периода.
Какими проводками отражаются пени по страховым взносам
По недоимке вопросов возникнуть не должно, поскольку она равна долгу перед фондом.
Пени же рассчитываются в процентах, итоговая сумма будет равна 1/300 от процентной величины ставки рефинансирования, умноженной на число дней задержки.
Отсчет времени начинается с 1-го дня задержки и заканчивается в день, когда долг погашен полностью. Если погашение произведено частично, пени будут продолжать начисляться на оставшийся долг.
Для уплаты страховых взносов в фонды установлены строгие временные рамки. Если взносы внесены на счета страховых фондов не полностью или вообще не перечислены, образуется задолженность, называемая недоимкой. С этого момента вводится денежное наказание в виде пеней, начисляемых за каждый день задержки.
Проводки по начислению страховых взносов
Начисление и оплата страховых взносов – это неотъемлемая часть учета заработной платы, так как начисляются от суммы начисленной зарплаты работника. Рассмотрим как отразить в учете начисление страховых взносов, проводки, формируемые по данной операции.
Как начислить страховые взносы в 2021 году
Страховые взносы являются налогом, который платит работодатель за своих работников. Имеют социальную направленность, при этом начисление страховых взносов осуществляется в четыре фонда:
- Социального страхования – процентное соотношение 2,9;
- Пенсионного страхования – процентное соотношение 22%;
- Обязательного медицинского страхования – процентное соотношение 5,1%;
- Социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – устанавливается фондом индивидуально в зависимости от класса опасности основного вида эконом.деятельности.
Важно! В случае превышения рубежа заработной платы в размере 876 000 руб. — позволит снизить ставку пенсионного налогообложения до 10%
Если зарплата превысит рубеж в размере 755 000 руб., то это освободит налогоплательщика от уплаты социально страхового взноса:
Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:
Особенности страхового налогообложения доходов
Базой для их налогообложения является фонд начисленной заработной платы, который помимо основной заработной платы может состоять из премиальных выплат, начисленных отпускных, компенсаций и доплат. Также под объект налогообложения попадают командировочные выплаты, выплаты по договорам ГПХ, авторского заказа и лицензирования, отпускные, начисленные премии и компенсации, доплаты.
Полностью освобождены от страхового налогообложения:
- Все выплаты социальных пособий;
- Предоставление материальной помощи;
- Льготные выплаты;
- Пособия по безработице;
- Денежные довольствия военнослужащим и прочие.
Учет страховых взносов на счетах бухгалтерского учета
Для учета страховых взносов используется счет 69, который имеет несколько субсчетов разграничивающие направления страховых выплат:
- 69.1 – учет выплат социального страхования. Данный субсчет имеет два субсчета второго порядка, что связано с разграничением социального страхования на два вида: обязательное социальное страхование и соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- 69.2 – учет выплат по обязательному пенсионному страхованию;
- 69.3 – учет выплат по обязательному медицинскому страхованию.
По кредиту данного счета отображается начисление страховых взносов, а по дебету их уплата.
Важно! Страховые взносы начисляются только на фонд заработной платы, удержания с зарплаты не осуществляется
Учет страховых взносов в бухгалтерских проводках
Счет Дт | Счет Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
20, 25, 26, 44 | 70 | 267 800,00 | Сотрудникам предприятия начислена заработная плата | Зарплатная ведомость |
20, 25, 26, 44 | 69-1/1 | 7 766,20 | На фонд заработной платы начислены взносы социального страхования267 800,00 * 2,9% = 7 766,20 руб. | Зарплатная ведомость |
20, 25, 26, 44 | 69-2 | 58 916,00 | На фонд заработной платы начислены пенсионные взносы267 800,00 * 22% = 58 916,00 руб. | Зарплатная ведомость |
20, 25, 26, 44 | 69-3 | 13 657,80 | На фонд заработной платы начислены взносы по обязательному медицинскому страхованию267 800,00 * 5,1% = 13 657,80 руб. | Зарплатная ведомость |
20, 25, 26, 44 | 69-1/2 | 535,60 | На фонд заработной платы начислены взносы от несчастных случаев267 800,00 * 0,2% = 535,60 руб. | Зарплатная ведомость |
69-1/1 | 51 (50) | 7 766,20 | Произведена оплата взносов социального страхования | Платежное поручение, банковская выписка |
69-2 | 51 (50) | 58 916,00 | Произведена оплата пенсионных взносов | Платежное поручение, банковская выписка |
69-3 | 51 (50) | 13 657,80 | Произведена оплата взносов по обязательному медицинскому страхованию | Платежное поручение, банковская выписка |
69-1/2 | 51 (50) | 535,60 | Произведена оплата взносов от несчастных случаев | Платежное поручение, банковская выписка |
Изменения в КБК
С 2021 года перечень кодов КБК будет определять новый приказ Минфина от 08.06.2020 № 99н, а в 2020 действует приказ от 29.11.2019 № 207н. К счастью, изменений в КБК по взносам эти НПА не привнесли.
С 01.01.2019 значения КБК определял приказ ведомства от 08.06.2018 № 132н. Сразу по его принятии он внес изменения в КБК на пени по страховым взносам на ОПС, уплачиваемым по дополнительным тарифам. Так, с 01.01.2019 по 13.04.2019 нет отдельного КБК для тарифа, зависящего от результатов СОУТ. Кодов в этот период всего два, а не четыре, как было в 2018 году. И они таковы:
- для списка 1 — 182 1 02 02131 06 2110 160;
- для списка 2 — 182 1 02 02132 06 2110 160.
Но с 14.04.2019 все было возвращено обратно к делению 2018 года.
Актуальные КБК по страхвзносам на 2020-2021 годы, включая измененные с 14.04.2019, можно увидеть, скачав нашу таблицу.
Перепроверить все КБК можно с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. А правильно заполнить платежку на перечисление пеней и штрафов по страховым взносам вам поможет аналитический материал КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ можно получить бесплатно.
Прежний порядок расчета пеней
Порядок расчета пеней определен статьей 75 Налогового кодекса.
По долгам, возникшим до 1 октября 2017 года, пени считали исходя из ставки рефинансирования Банка России по следующей формуле. Сумма налога, не уплаченная в срок, умножалась на 1/300 ставки рефинансирования Банка России в период просрочки и на количество дней просрочки.
К долгам, возникшим с 1 октября 2017 года, применяется другой расчет, который применяют по сей день. Пени считают исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России, только если просрочка по налогам или взносам составила до 30 календарных дней включительно. За просрочку уплаты налогов или взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Количество дней просрочки по налогам и взносам определяют со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день его уплаты.
До вступления в силу новых правил в Налоговом кодексе была прямо прописана только дата начала начисления пеней. Это день, следующий за установленным сроком уплаты налога. А фактический день уплаты налога или взносов не учитывался при расчете пеней (письмо Минфина России от 5 июля 2016 года № 03-02-07/39318).
Новый порядок расчета пеней
С 28 декабря 2018 года порядок расчета пеней изменился. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ внес коррективы в пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса.
Во-первых, сумма пеней, начисленная на налоговую недоимку, не должна быть больше суммы самой недоимки.
Во-вторых, пени за просрочку уплаты налога начисляют по день фактической уплаты налога включительно, а не дня его уплаты, как раньше.
Обратите вниманиеЭти правила применяют в отношении недоимок, возникших с 28 ноября 2018 года. Что касается порядка разделения ставок рефинансирования в зависимости от периодов просрочки (1/300 до 30 календарных дней и 1/150 после), то он продолжает действовать и при новых правилах
Если ставка рефинансирования, действовавшая в периоде просрочки, менялась, то пени нужно рассчитывать отдельно по каждой ставке.
Последствия для налогоплательщика
Согласно действующим нормативным актам, налогоплательщики не обязаны самостоятельно рассчитывать пени по страховым взносам. Контроль за исполнением уплаты взносов и пени согласно гл. 34 НК РФ осуществляет ФНС.В ведении налогового органа находятся административные полномочия по ОПС, ОМС и соцстрахованию. ФНС имеет право накладывать арест на расчетный счет юрлица в случае несвоевременной уплаты пени. Пени по взносам на травматизм начисляются ФСС по результатам проверки несчастного случая на производстве. Меры взыскания могут быть следующими:
- направление инкассового поручения в банк;
- обращение в суд с требованием о погашении задолженности за счет имущественных активов;
- конфискация активов физлица.
Понятие «пени по страховым взносам»
В тех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель не выполняет своих обязательств по уплате страховых взносов, контролирующий орган имеет полномочия по начислению дополнительных денежных сумм до момента уплаты долга.
Так, здесь следует выделить пени, под которыми понимается дополнительный сбор, устанавливаемый за каждый день просрочки. Особенностью пени является то, что они начисляются ежедневно до момента исполнения организацией или ИП своих обязательств.
Справка! Пени следует отличать от штрафа. Штраф представляет собой финансовую санкцию в форме принудительного взыскания определенной денежной суммы в случае неисполнения требования законодательства. После вынесения штрафа его сумма не растет и остается постоянной.
Решение о применении штрафных санкций в отношении плательщиков взносов принимает контролирующий орган. Ранее их было несколько. Так, взносы на пенсионное страхование администрировал Пенсионный фонд России (ПФР), на медицинское – Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), на социальное – Фонд социального страхования (ФСС).
Однако на сегодняшний день функции по администрированию поступающих взносов возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС). Именно данный орган и накладывает финансовые санкции на недобросовестных плательщиков. Взносы за травматизм по-прежнему администрируются ФСС.
ШТРАФ по налогам за неуплату
Ответственность за неуплату налога возникает только в том случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Что касается бездействия налогоплательщика, которое выразилось исключительно в неперечислении в бюджет верно исчисленной суммы налога, то оно не может быть основанием для штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 28.06.16 № 03-02-08/37483.
Минфин России в письме от 05.12.16 № 03-02-08/71886 напомнил условия, при соблюдении которых данного штрафа можно избежать:
- налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу;
- до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
В постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 разъяснено: бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного названной статьей. В этом случае с налогоплательщика взыскиваются пени.
Штраф в налоговую ВОЗНИКАЕТ
Если неуплата или неполная уплата суммы налога образовалась в результате его неправильного исчисления и выявлена инспекцией в ходе проверки, применяется статья 122 НК РФ. К примеру, штраф могут назначить, если некорректно определена сумма налога и в бюджет было перечислено меньше, чем следовало заплатить при правильном расчете.
Штрафа нет, а пени — есть
Если же налогоплательщик не перечислил в бюджет верно исчисленную сумму налога, то в этом случае налоговики предпримут меры для принудительного взыскания задолженности и начислят пени, но штрафа по статье 122 НК РФ быть не должно. Например, если страховые взносы перечислены с опозданием, но при этом сумма правильно исчислена и расчет по взносам своевременно представлен в инспекцию, то .
При наличии переплаты по налогу в предыдущем периоде оснований для штрафа за неуплату налога нет
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или по иной причине, влечет за собой штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ). Но, если у налогоплательщика имеется переплата по налогу в сумме, превышающей выявленную недоимку, то инспекторы не вправе его штрафовать. Об этом напомнил Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 07.04.17 № А56-29135/2016.
Нормативные правовые акты
Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:
- В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
- В 44-ФЗ: ст.34.
- Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.
В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика)
Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки
В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.
14 августа 2019 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.
- Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
- Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
- Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:
10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.; 5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.; 1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.
Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:
10% цены контракта, если цена контракта менее 3 млн. руб.; 5% цены контракта, если цена 3-50 млн. руб.; 1% цены контракта, если цена 50-100 млн. руб.
Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.
- Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.
Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Таким образом, 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает порядок только для штрафов.
Расчет же пени не изменился – он указан в ч.5 и 7 ст.34 44-ФЗ.