Профессия: оператор беспилотных летательных аппаратов (бпла)
Содержание:
- Оплата труда
- Профессиональные знания
- Востребованность
- Какие требования предъявляются к специалисту
- Популярные вопросы о курсах
- Лицензия на образовательную деятельность
- Регистрация дрона
- Летаем легально в Европе (Европейском Союзе)
- Установка и запуск jMAVSim на Linux Ubuntu
- Особенности профессии оператор БПЛА
- Полигон и летающая звезда Давида
- Специалисты по дронам
- Зачем мне/вам это нужно?
- А что в России?
- Состав нашей команды
- С чего начать
- Перспективы профессии
- Оператор беспилотных летательных аппаратов – профессия перспективная
- Где обучают профессии оператора
- Характеристики многих БПЛА — военная тайна
Оплата труда
Профессия новая и перспективная, поэтому оператор дронов, имеющий профильное образование и сертификат, может получать очень высокую зарплату. Размер оклада зависит от компании, в которой оператор работает, региона проживания, уровня технической подготовки.
Россия 35000—35000₽
Заработная плата в Москве
50000-120000 руб.
Заработная плата в России
40000-100000 руб.
Профессиональные знания
Уровень профессиональных знаний должен быть безупречным. Часто оператор производит мелкий ремонт БПЛА, контролирует его состояние, поэтому он обязан быть отличным инженером, хорошо разбираться в физике, географии. Плюсом станет наличие водительских прав, знание технического иностранного языка, необходимого для изучения сопроводительной документации и исследований зарубежных ученых.
- Использование современных систем навигации и управления.
- Техника безопасности при эксплуатации дрона.
- Устройство дрона, умение выполнять мелкий ремонт.
- Теоретическая механика.
- Автоматизированное проектирование.
- Прикладная гидро- и аэродинамика.
Востребованность
Дмитрий Ступин подчеркивает, что популярность профессии ,оператор дрона в России только набирает обороты. Специалисты требуются и в военной, и в гражданских областях. Вполне возможно, что людей, получивших профессию «,оператор дрона, как и водителей грузовиков, в «,предвоенное», время могут мобилизовать.
Говорить о высокой востребованности можно только в перспективе с учетом роста интереса к специальности, потому что на данный момент профессионалов в этой области очень мало.
Дмитрий Дмитриевич Ступин Заместитель генерального директора — руководитель комплекса инновационного развития и интеллектуальной собственности ОАО «Концерн «РТИ Системы»
Эксперт рассказал, что сейчас оператор дрона без особых проблем может найти приличную работу. Однако нет уверенности в том, что востребованность профессии сохранится долгие годы. Так, в решении простых задач (мониторинг территорий, полив растений, наблюдение, перевозки простых грузов и т.п.) автоматика в перспективе заменит человека. Специалист же будет лишь контролировать процессы это высокоинтеллектуальная работа, которая требует специального образования
Кроме того, операторы будут выполнять задачи особой важности: перевозить людей, животных, опасные грузы, осуществлять технологичные монтажные операции
В сложных задачах роль человека останется ключевой, поскольку цена ошибки будет велика.
Дмитрий Дмитриевич Ступин Заместитель генерального директора — руководитель комплекса инновационного развития и интеллектуальной собственности ОАО «Концерн «РТИ Системы»
Какие требования предъявляются к специалисту
К оператору беспилотников предъявляются довольно высокие требования как в плане личных качеств, так и относительно профессиональной подготовки, а также пригодности по состоянию здоровья.
Необходимые личные качества:
- аналитические способности;
- нестандартное мышление;
- изобретательность и находчивость;
- творческая жилка;
- быстрая реакция;
- устойчивость к стрессам;
- ответственность;
- наблюдательность.
Медицинские требования к специалистам
Оператор беспилотника — ответственная профессия, поэтому к ней не допускаются лица, имеющие следующие заболевания и состояния:
- заболевания ЦНС, сопровождающиеся расстройством координации, двигательными, интеллектуальными или когнитивными нарушениями;
- эпилепсия и эпилептические синдромы;
- катаплексия, нарколепсия;
- психические заболевания;
- туберкулез;
- наркомания, токсикомания, алкоголизм;
- тяжелые заболевания печени, такие, как гепатит и цирроз;
- высокая степень миопии, осложненная близорукость;
- катаракта;
- глаукома;
- дегенеративные заболевания сетчатки глаз;
- прогрессирующие заболевания эндокринной системы;
- злокачественные новообразования;
- хронические сердечно-сосудистые заболевания;
- прогрессирующие заболевания крови;
- ревматизм;
- нарушения функций вестибулярного аппарата, головокружения, нистагм.
Профессиональная подготовка
К операторам БПЛА предъявляются серьезные требования в плане профессиональных компетенций.
Необходимые профессиональные навыки:
- сборка, подготовка и выполнение полетов БПЛА;
- настройка полезной нагрузки;
- подготовка и техническое обслуживание БПЛА;
- разработка полетных заданий;
- управление полетами, их анализ и разбор;
- съемка местности и последующая обработка материалов;
- оформление отчетов по результатам профессиональной деятельности;
- грамотная эксплуатация и обслуживание функционального оборудования;
- техническое обслуживание и ремонт БПЛА.
Необходимые знания:
- технология подготовки и проведения полетов беспилотников;
- правила эксплуатации оборудования;
- принципы технического обслуживания БПЛА;
- способы управления полетами, методы их анализа.
Важно!
Чтобы стать высококвалифицированным специалистом в области управления беспилотниками, необходимо соответствовать большому количеству требований: иметь определенный склад личности, способности, состояние здоровья. Не стоит учиться такой сложной профессии, если вы не уверены, что она вам подходит. Обязательный шаг при выборе специальности — карьерное ориентирование. Пройдя его, вы сможете лучше понять свои способности и стремления, а значит, вероятность ошибки при выборе профессии будет сведена к минимуму.
Советуем ознакомиться: Профориентация
Популярные вопросы о курсах
Сколько стоит обучение в школе?
Полный курс обучения, состоящий из трех уровней и экзамена, стоит 20.000 рублей. Но платить вперед не нужно — Вы оплачиваете только фактически пройденные этапы. Например, пройдя первый и второй уровни, Вы решили, что Вам не нужен документ об образовании и все, что Вам было нужно, уже пройдено. Тогда Вы оплатите только 2 этапа — 10.000 рублей с возможностью продолжить обучение в будущем.
Где проводится обучение на оператора дрона?
Обучение проводится на открытом воздухе на одной из рекомендованных площадок. Список этих площадок периодически изменяется. В Москве в настоящий момент есть 2 рекомендованные площадки: СВАО, район Ростокино (ст.м ВДНХ, МЦК Ростокино) и ВАО, Метрогородок (МЦК Белокаменная)
Какой возраст слушателя предполагается Вашим курсом? Думаю мне слишком много/мало лет.
Самому юному нашему выпускнику — 12, самому возрастному — 70. Средний возраст слушателя в пределах между 30 и 40 годами. По нашему опыту, возраст слушателя не влияет на результаты в обучении. Если Вы уже отличаете (еще отличате) где лево, а где право, добро пожаловать на курс.
Мне нужно больше практики. Можно сократить теорию и получить больше практики управления дроном?
Наш курс построен в формате интенсива. Мы не потратим много времени на теорию, но она очень важна. Именно в теоретической части мы расскажем о том, как управлять дроном грамотно и безопасно, не допуская аварий и не теряя технику. Это очень важный этап и сокращать его нельзя. Практических занятий в рамках курса в большинстве случаев достаточно для освоения техники. Для закрепления практики у нас предусмотрена программа стажировки — по окончании курса Вы можете поработать на реальных объектах и мероприятиях, оттачивая свои навыки и получая оплату. Но если Вам требуется больше времени с инструктором — дополнительное заняте стоит 5000 рублей.
Как получить работу после обучения в школе?
Специалисты по работе с дронами, в том числе аэрооператоры, сейчас очень востребованы. Подробно на этот вопрос мы отвечаем на третьем этапе обучения и даем конкретные алгоритмы. Вкратце, Вы можете развиваться как фрилансер/предприниматель и принимать заказы на аэросъемку, либо Вы можете устроиться на работу по найму. В первом случае, Вам нужно будет подготовиться к сотрудничеству с будущими клиентами:
- Зарегистрироваться самозанятым или ИП
- Подготовить небольшой портфолио (в этом поможет наша стажировка)
- Сделать сайт и/или страницы в соцсетях
- Выйти на первых клиентов (как это сделать мы также Вам покажем)
Для того, чтобы устроиться на работу по найму, Вам потребуется:
- Составить грамотное резюме
- Набрать портфолио
- Ознакомить со своим резюме как можно большее количество потенциальных нанимателей (кому и как писать мы расскажем на обучении)
Сколько по времени длятся курсы управления дроном?
Очное обучение в формате интенсива рассчитано на 16 ак.часов. Поскольку обучение проводится индивидуально, оно может занять как меньше, так и больше времени — от 14 до 20 ак. часов.
Лицензия на образовательную деятельность
Обучение управлению дроном проводится в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, а также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июня 2013 г. №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным проораммам»
Регистрация дрона
Итак, я решил, что нужно зарегистрировать дрон. Регистрация БПЛА — простое действие, которое нужно для идентификации вашего аппарата. Так как я регистрировал дрон в Чехии, то дальше все действия будут происходить на чешских сайтах.
Идем на сайт CAA (Управление Гражданской Авиацией) и выбираем нужный тип регистрации (Registrace provozovatele bezpilotního systému):
Так как я fyzicka osoba (физическое лицо), то могу войти только с помощью e-identity. Насколько я понял, это чешский аналог Госуслуг. Оттуда сразу подтягиваются мои данные. Другого способа зарегистрировать дрон нет.
Войти в e-identity можно несколькими способами. Например, если у вас есть аккаунт в одном из местных банков (ха-ха!). Как быть людям, которые не находятся в Чехии и не имеют возможности получить аккаунт в e-identity? Я не знаю. Боюсь, что никак.
Я выбрал вариант логин + пароль + смс. Но оказалось, что для завершения регистрации нужно еще сходить на почту и передать через них свои данные. Сходил, передал.
Далее приступаем непосредственно к регистрации дрона. Для этого нужно просто войти в свой аккаунт и получить в ответ код, который нужно написать на всех своих дронах. Все супер легко, не считая регистрации.
Летаем легально в Европе (Европейском Союзе)
Мне нравилось (до пандемии) путешествовать по Европе и почти «заштриховал» её всю, есть что посмотреть и поснимать с воздуха.
Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) делит дроны на 3 категории:
-
OPEN — взлетная масса до 25 кг, высота не более 120м, можно использовать только, если дрон в прямой видимости, не летает над людьми и их не перевозит, также нельзя перевозить опасные грузы
-
SPECIFIC — если взлетная масса более 25 кг или вы летаете выше 120м или не в прямой видимости.
-
CERTIFIED — можно летать над людьми, можно перевозить людей, можно перевозить опасные грузы.
Существуют еще дроны, которые не поддаются категоризации EASA: например, полицейские или дроны для помещений.
Будем сдавать на OPEN категорию, хотя, DJI Mavic Air 2 и провоцирует летать выше 120 м и за горизонтом. Недолгий гуглёж показывает, что проще всего сдавать бесплатный онлайн экзамен на сайте. Предварительно вы там еще зарегистрируетесь в качестве оператора дрона и загрузите скан своего паспорта. На подготовку мне потребовалось всего 2 часа и пару попыток на сдачу экзамена. Была одна загвоздка: сайт на немецком языке, который я не знаю совсем, но Google Translate сносно переводит на английский, поэтому проблем с подготовкой не возникло. На экзамене ожидал приятный сюрприз: можно сдавать не только на немецком, но и на английском. На выходе вы получаете такой сертификат.
Насколько я понял немецкий: сертификат действует на территории всего Европейского союза и даже Великобритании. На всякий случай, распечатайте его и положите рядом с дроном, а также сохраните PDF во все возможные дропбоксы. Главное требование: QR код должен четко читаться на случай проверки.
Единых карт разрешенных зон в ЕС я не нашел, в тренинге указывается ссылка на воздушное пространство Австрии https://map.dronespace.at/.
Советую перед поезкой в ЕС ознакомиться с локальными сайтами авиационных агентств, они размещены на странице https://www.easa.europa.eu/domains/civil-drones/naa.
Установка и запуск jMAVSim на Linux Ubuntu
Разработчики PX4 в качестве стандартной системы рекомендуют Linux Ubuntu 16.04 LTS. Linux позволяет производить сборку пакета PX4 под все поддерживаемые системы (аппаратные платформы на базе NuttX, Qualcomm Snapdragon Flight, Linux, среды симуляции, ROS).
Первым делом добавляем пользователя в группу «dialout»:
Перелогинимся в систему, для того чтобы изменения вступили в силу.
Установка среды разработки (development toolchain) для Pixhawk/NuttX, включая jmavsim, осуществляется автоматически с помощью скрипта ubuntu_sim_nuttx.sh. Нужно скачать скрипт в каталог пользователя и запустить его с помощью команды
На все задаваемые скриптом вопросы ответить положительно.
По окончании выполнения скрипта перезагрузить компьютер.
Нам осталось скачать исходный код контроллера, управляющий полётом, и осуществить его сборку.
Клонируем репозиторий ПО полётного контроллера PX4 с github:
В папке Firmware теперь у нас лежит полный исходный код, который исполняется в полётном контроллере (и в симуляторе). В дальнейшем он может пригодится как для целей изучения, так и для внесения в него правок. Переходим в скопированную папку Firmware репозитория:
Осуществляем компиляцию и запуск симулятора:
Процесс первой компиляции занимает некоторое время. После успешного завершения на экране появится консоль PX4:
Дрон можно отправить в полёт, введя в консоли команду:
Посадка дрона – команда , остановка симуляции – CTRL+C или команда .
Особенности профессии оператор БПЛА
Профессию оператор дронов можно считать не только уникальным делом будущего, но также востребованной профессией настоящего. Ведь сферы применения БПЛА растут с огромной скоростью. Оператор БПЛА — это специалист по дистанционному управлению и обслуживанию дронов. Профессия востребована в военных структурах, государственных учреждениях, частных организациях и коммерческих компаниях.
В зависимости от конкретной задачи, оператор БПЛА может работать один или в команде. Уровень зарплат от 30000 до 200000 в зависимости от задач. Мировой опыт эксплуатации дронов показывает, что оптимальный вариант — это команда из нескольких специалистов. Например, оператор-пилот БПЛА непосредственно управляет процессом полета, а оператор бортовых нагрузок работает с оборудованием для поиска обследуемой территории или объектов, фото- и видеосъемки.
Полигон и летающая звезда Давида
Технополис Эра
Облако тегов
Эра — это военный Технополис. Круто, что он у моря. «Расположение Технополиса на морском побережье создает комфортные условия для работы и жизни.» — сказано на сайте Технополиса 🙂
И да, у них свой пирс с вертолётной площадкой.
Особенностью работы в военном Технополисе является отсутствие Интернета, в том числе мобильного из-за экранирования. Поступали так:
Полигон в его вариантах для разных заданий выглядел так:
Неофициальный партнер соревнований — Леруа Мерлен 🙂
Железо
Дроны других участников
Дрон команды QuadroZ (НИИ РиПУ, Таганрог) Дрон ИПУ РАН (Москва) от AirspectorБПЛА ВИТ Эра (Геоскан Пионер)Дрон и команда ИЦ ИУ РАН и Fast Sense Studio (Москва) с нашим шпионом
Технология тряпочки
Надеюсь, ребята из Fast Sense Studio не поругают меня за разглашение ноу-хао с тряпочкой, т.к. это яркий пример того, с чем приходится сталкиваться при работе с реальным железом, особенно если сравнивать с симулятором.
Итак, уважаемые знатоки, внимание, вопрос: для чего нужна тряпочка на взлетно-посадочной площадке?
Загадка
Наш дрон
Про звезду Давида мы не специально (кажется). Просто такая форма получилась достаточно жесткой.
Вообще, конструкция сделана модульная, с расчетом на ремонтопригодность, изготовление на базе стандартных карбоновых трубой и 3D-печатных деталей.
Готовим запчасти (3D-печать)
Последних мы взяли с собой мешочек про запас. Питстоп по замене сломанного крепления двигателя — не более 60 секунд:
Пит-стоп
Репортаж о соревнованиях и дронах, у которых есть имена (источник):
Специалисты по дронам
Руководитель портала SuperJob Алексей Захаров рассказал RT о растущем интересе работодателей к специалистам по управлению дронами.
Он добавил, что сфера разработки беспилотных систем также сейчас «очень горячая». У инженеров и программистов, которые этим занимаются, зарплата превышает 100 тыс. рублей в месяц.
Член Общественного совета при Минобрнауки, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов убеждён, что принятие профстандарта и создание учебных программ по управлению беспилотными аппаратами стало необходимостью.
«Адекватная идея. Беспилотников становится всё больше и больше. И ими нужно учить управлять, иначе будут и травмы людей, и материальные потери. Кроме правил эксплуатации этих средств, прежде всего в программах нужно учесть технику безопасности — что категорически нельзя делать
Важно поставить людям моторику, скорость реакции. Ведь человек будет работать со специальными пультами», — пояснил Болотов
Он отметил, что люди, которые научились управлять беспилотниками самостоятельно, должны иметь возможность сдать соответствующие экзамены в центре без обучения.
«Если такой человек почитает теоретическую часть, связанную с безопасностью, особенностями эксплуатации, то он должен иметь возможность пройти экзамен по ней и по практической части, не обучаясь», — заключил эксперт.
Зачем мне/вам это нужно?
В детстве практически каждый из нас ходил в кружки моделирования и пытался строить свои радиоуправляемые модели. Скажу сразу, ни одну управляемую модель я так и не собрал, хотя ракеты мои летали исправно и даже приземлялись на парашюте («Илон, трепещи!»). Довольно много прочитал про это, но нелёгкая увела в сторону ИТ и моделирование забросил.
Лет 5 назад мне подарили дрон, ноунейм дрон. Это была очень простая копия DJI Phantom 1, которая не умела держать высоту, летать против ветра и снимать лучше кнопочного телефона 2002 года. В общем, один раз запустили, у него сели батарейки, да и больше не было желания к нему прикасаться. Зато вновь появился интерес к радиоуправляемым моделям (дронам).
Дальше мне подарили DJI Spark — мой первый нормальный дрон, который умел снимать вот так
@WondeRu. Карелия, 2018. DJI Spark.
В принципе, отличная модель, хорошо снимает, но для меня это не главное — хочется подольше полетать, а Spark не позволяет летать более 10 минут. Поэтому решил поменять на что-то посерьезнее, выбор пал на DJI Mavic Air 2.
Новый дрон материализовался в результате совместных просмотров обзоров с супругой. Она не выдержала информационного потока, поддалась рекламе (я же на неё не ведусь) и подарила Mavic Air 2 на день рождения.
Здорово, но теперь взлетная масса моего дрона превышает 250 грамм, а на это практически во всех странах существуют запреты. Я не проверял на себе, но насколько я понимаю, если на голову упадет дрон массой 0.5 кг то, в зависимости от скорости, он вполне может проломить череп. Отсюда и запреты. Есть вариант по-партизански взлетать из кустов, чтобы не нарваться на штраф, но проще зарегистрировать.
Внимание: учтите, что с зарегистрированным дроном снимать «острые» репортажи уже не получится — ибо застрявший или посаженный дрон тут же приведёт к владельцу. Также вы не избегаете ответственности, если кого-то покалечите или поцарапаете чужой Mercedes Geländewagen
А что в России?
В России робототехника вообще становится популярна, есть кружки, курсы и много STEM-education-движухи. Соревнования дронов в основном проводятся среди школьников и студентов. Мы их и сами проводим. Конкурсов, ориентированных на организации и более сложные задачи, немного (хотя порой и современные школьники делают удивительные вещи). Когда-то компания КРОК проводила интересный конкурс, с тех пор мало подобного было. Пример недавнего конкурса для производителей БПЛА — конкурс от ПАО «Газпром нефть» и AeroNet по перевозке груза, имитирующего пробы нефти. Однако, там задачи больше по аппаратной составляющей БПЛА, чем по планированию движения и обработке сенсорных данных. Можно упомянуть еще Copter Hack, но это конкурс проектов, а не соревнования в которых команды соревнуются в выполнении одних и тех же заданий.
Состав нашей команды
-
Дмитрий Девитт — главный заводила, знает вкус победы предыдущих соревнований Аэробот-2019. Видели Noize MC, обвешанного гитарой и укулеле с сэмплером и клавишами? Вот примерно так работает Дима при тестах: в одной руке ноутбук, в другой пульт ручного управления для подстраховки;
-
Дмитрий Пономарев — программист, реализовал фьюзинг нескольких реалсенсов для локализации, генерировал миры в Gazebo;
-
Илья Севостьянов — студент Университета Иннополис, работал над детекцией полосы и посадочной площадки;
-
Юрий Сухоруков — студент, много занимался сборкой кошерного дрона, 3D-печатью, сделал ворота и параллельно порадовал сайд-проектом по детекции масок с дрона;
-
Роман Федоренко — я, каким-то волшебным образом собрал эту мега-команду и наблюдаю за успехом (спокойствие все же только видимое).
Следующие сотрудники большой команды нашей лаборатории не были в официальном составе соревнований (по регламенту не больше 5 человек с российским гражданством), однако их наработки были очень полезны:
-
Виктор Массагуе — алгоритм инспекции;
-
Гисара Пратхап — сегментация на облаке точек, создание миров в Gazebo;
-
Никита Ермоленко — алгоритмы CV для детекции ворот.
С чего начать
Для начала стоит изучить материалы на сайте EASA (European Union Aviation Safety Agency). Там описаны основные правила, классы и категории дронов. Чтобы понять основные правила и ограничения для любительских дронов, достаточно посмотреть это видео.
Скорее всего, ваш Mavic (или другой любительский дрон) попадет в «открытую» категорию, которая, в свою очередь, делится на подкатегории.
Источник — https://www.easa.europa.eu/domains/civil-drones-rpas/open-category-civil-drones
Для дронов массой более 500 грамм (например, Mavic Air 2) есть два варианта:
-
Категория A2 — позволяет вести съемки на расстоянии 5 метров от людей при низкой скорости полета и дает возможность летать рядом с домами (читай в городе). Нo для использования дрона этой категории нужно сдать дополнительный экзамен на этот тип прав в учебных заведениях Управления Гражданской Авиации.
-
Категория А3 — закрывает полеты в городах и рядом с людьми, но требует обычную регистрацию пилота и не подразумевает дополнительных экзаменов. Если ваша цель — снимать природу за городом, то это то, что нужно.
Мой Mavic Mini не относится к классу Privately built и попадает в категорию “Drones without class identification label <500g», в подкатегорию А1. Плюс у дрона есть камера, и он точно не подходит под определение «игрушка». Это значит, что его нужно зарегистрировать, а мне — получить лицензию пилота, пройти курсы и сдать экзамен.
Звучит выполнимо! Сделаем все по порядку.
Перспективы профессии
В России пока нет четкий требований к квалификации внешних пилотов. В США, чтобы оказывать коммерческие услуги с беспилотниками, необходимо получить лицензию Part 107. Требования к внешним пилотам в США вступили в силу еще в 2021 году, в 2021 FAA выдало порядка 76000 лицензий внешних пилотов. При этом количество рабочих мест, связанных с беспилотной сферо, превышает отметку в 70 000.
Уровень зарплат внешних пилотов зависит от специфики и сложности услуг, которые они оказывают с помощью беспилотников. Услуги фотографа-пилот обходятся в разы дешевле, чем услуги внешних пилотов, занимающихся промышленной инспекцией с помощью дронов и геодезией. Вот такие расценки на услуги внешних пилотов были в 2017 году на популярном американском портале PayScale. Зарплаты новичков с опытом работы до 4 лет составляли порядка 50 000 долларов. Опытные пилоты зарабатывали до 95000 долларов в месяц.
Опираясь на опыт других стран, можно предположить, что сфера коммерческого применения дронов в России будет расширяться, а профессия внешний пилот будет становиться все более востребованной.
Пока в России нет государственных лицензий внешних пилотов, как в США. Тем не менее, совместно с Авиационными учебно-тренировочными центрами разработаны специальные обучающие программы для внешних пилотов дронов, позволяющие получить свидетельства государственного образца “Оператор БПЛА”. На сегодняшний день в России это единственная возможность пройти обучение и получить документ, позволяющий оказывать коммерческие услуги в помощью дронов.
Инновации для борьбы с COVID-19: четыре способа использования дронов 24 Марта 2021
Источники
- https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-operator-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-bpla.html
- https://StudyInFocus.ru/fantasticheskaya-professiya-operator-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov/
- https://zen.yandex.ru/media/id/5ce2c4db465c3000b3720bc8/kak-stat-operatorom-bpla-5ce8f5133c7fa900b3396f28
- https://proforientir42.ru/dt_profession/operator-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov/
- https://equity.today/professia-pilot-dronov.html
- https://TerraDrones.ru/blog/skolko-zarabatyvayut-operatory-bpla-v-rossii-/
- https://www.maidroneschool.ru/
- https://drone-school.ru/
- https://quadvision.ru/kvadrokopter-obuchenie-pilotirovaniyu
Оператор беспилотных летательных аппаратов – профессия перспективная
В справочнике востребованных и перспективных профессий, публикацию которого Минтруд планирует в течение октября этого года, отдельным списком выделены наиболее перспективные и многообещающие специальности, получить которые можно в рамках учреждений среднего специального образования. В этом перечне есть увлекательная профессия, даже название которой ассоциируется с фантастическими фильмами, – это оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Такими беспилотниками, например, являются современные модели квадрокоптеров, которые для многих являются хобби, любимым занятием на выходных и каникулах. Ребята запускают свои «квадрики» и соревнуются друг с другом в искусстве управления летающим аппаратом, а также снимают видео с помощью камеры, установленной на корпусе квадрокоптера или, как его еще называют, дрона.
Присмотритесь, если ваш ребенок готов целый день гоняться за своим радиоуправляемым летательным аппаратом, если постоянно обдумывает варианты усовершенствования модели, улучшения тактики управления, то, вероятно, профессия оператор БПЛА может стать для него любимым делом всей жизни, позволит ему найти свое место в обществе и получать удовлетворение от каждого прожитого дня. Ведь применение мультикоптеров открывает весьма заманчивые возможности в бизнесе и научных исследовательских экспедициях. Эти юркие и стремительные аппараты могут сохранить жизнь многим людям во время спасательных операций, например, доставить лекарственные препараты на недоступную территорию. И во всех этих случаях потребуется специалист, ас по вождению дронов.
Если в России данная специальность пока еще экзотика, то в Китае она активно внедряется в разные сферы общественной жизни. Например, в китайском городе Нанкин сформировано специальное подразделение полиции, в котором уже заступили на службу семь мулькоптеров. Несмотря на некоторые технические вопросы, связанные с безопасностью использования беспилотников в населенных пунктах, а также с юридическими нюансами, городским департаментом принято решение о допуске водителей дронов к прохождению службы. В обязанности операторов по управлению беспилотниками входит обеспечение порядка на улицах. С дронов должно производиться наблюдение за массовыми общественными мероприятиями, а также аппараты будут использоваться в аварийных и чрезвычайных ситуациях.
Конечно же, в любой сфере деятельности человека могут появляться разного рода злоупотребления. И управление квадрокоптерами, к сожалению, не избежало такой нелицеприятной участи. Например, в июле 2020 года украинские пограничники произвели задержание группы злоумышленников, переправляющих на дронах через границу блоки импортных сигарет.
И все же, несмотря на отдельные случаи правонарушений, связанных с использованием мультикоптеров, эксперты выражают уверенность в том, что правомочная созидательная деятельность во благо общества и государства преобладает в применении беспилотных летательных агрегатов. Минтруда планирует официально утвердить профессию оператор БПЛА, а Минобрнауки откроет новые направления подготовки в ссузах.
По словам руководителя Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова, профессиональных водителей дрона будут обучать примерно так же, как в автошколах. Процесс обучения будет завершаться экзаменом с инструктором и вручением сертификата на право управления беспилотными аппаратами. Есть предположение, что уже в 2020 году в Москве появится первая школа водителей дронов.
Специалисты АСИ выражают убежденность в целесообразности и полезности профессии, позволяющей, не выходя из дома, управлять полетом беспилотника через интернет и доставлять определенные товары людям с ограниченными возможностями или оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях.
Особое значение имеет применение беспилотников в военно-промышленном комплексе, в котором уже проводится подготовка учебной базы для обучения специалистов, управляющих различными моделями беспилотных летательных аппаратов.
- Share
- Tweet
Likes(3)Dislikes(2)
Где обучают профессии оператора
Эксперты проекта ,Профилум, рассказали, что учить операторов дронов будут в специальных школах. Формат примерно такой же, как в автошколах. До конца года в Москве и других городах откроются такие обучающие центры.
Специальные курсы существуют и сегодня: DronFlyers, Skymec и др. Вскоре можно будет получить и добровольный сертификат на новую военно-учётную специальность ,оператор дрона, а также пройти курсы инструкторского состава и стать инструктором в системе ДОСААФ РФ , в июне 2017 года вступит в силу соответствующий регламент.
Операторы дронов в России могут заработать 60-90 тыс. рублей в месяц
Эксперт ОАО Концерн РТИ Системы Дмитрий Ступин отмечает, что значительная часть курсов либо предполагает обучение общим основам управления дронами, либо работе с конкретной моделью.
В принципе, научившись управлять одним типом дронов, можно без особых проблем «пересесть» на другую схожую модель. Однако возможны варианты, поскольку управление дроном типа «квадрокоптер» и дроном самолетного типа должно отличаться. Поэтому более уместно говорить о простоте переучивания в случае однотипных дронов.
Дмитрий Дмитриевич Ступин Заместитель генерального директора — руководитель комплекса инновационного развития и интеллектуальной собственности ОАО «Концерн «РТИ Системы»
Характеристики многих БПЛА — военная тайна
Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.
К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.
Китайский БПЛА CH-4
В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.