Камеральная таможенная проверка в 2021 году

Разновидности выявления проблем специалистами

Проверки таможни имеют две формы выявления нарушения.

Камеральная проходит на территории надзорного ведомства (таможни). Проверяются данные, собранные из разных каналов. Этот вид выявления нарушений не имеет временных ограничений и может осуществляться инспекторами в любой момент.

Сотрудники таможенной службы изучают документы, представленные декларантом или другим лицом, вызывающим интерес у таможенного надзора, на соответствие информации правилам, установленным таможенным законодательством РФ или других стран-участниц ТС. Инспектор может обращаться к разным источникам, если возникают сомнения в достоверности декларации и других бланков, сопутствующих прохождению товара через границу.

Иногда по результатам камеральной проверки назначается выездная. Но для этого должно быть основание.

Выездная ревизия проходит на территории юридического лица, месте производства, хранения или реализации продукции, подлежащей декларированию. Существует дополнительная классификация выездных мероприятий:

  • Плановые.
  • Внеплановые.

Второй вариант визита сотрудников таможни назначается по результатам камерального контроля, если у инспектора возникли сомнения или были найдены несоответствия. Внеплановая ревизия может быть назначена по обращению юридического лица о получении статуса уполномоченного экономического оператора для подтверждения соответствия заявителя таможенным льготам. Любые основания для внеплановой проверки должны быть обозначены в решении, которое направляется в качестве уведомления лицу, подлежащему осмотру и изучению обстановки.

Количество внеплановых визитов не ограничено, потому что причины могут появиться в любой момент. Но быть внезапными они точно не могут, потому что это нарушает права юридического или физического лица. Плановые проверки осуществляются только в установленные законодательством сроки:

  • Один раз в год в отношении одного проверяемого лица согласно утвержденному предварительно графику.
  • Один раз в три года в отношении уполномоченного экономического оператора, если нет оснований для более частых визитов.

Для плановых таможенных проверок не требуется особых обстоятельств. Это обычная процедура, предусмотренная нормативными актами таможенного законодательства.

Любые выездные проверки к проверяемому лицу и предоставление информации в возникшем вопросе иногда требуют встречного визита к другим участникам сделки для уточнения полученных сведений.

Встречная проверка – это разновидность выездного анализа ситуации. Как пример встречной ревизии можно назвать визит сотрудников таможни к производителю для подтверждения его существования.

В продажах многих брендовых товаров существует большое количество контрафакта. Товар производится в подвальных цехах, но реализуется как фирменный. Для исключения такого нарушения таможенники могут выехать по адресу, указанному в данных о производителе. Необходимость возникает, если у предпринимателя взяли образец изделия на экспертизу и был обнаружен контрафакт, хотя документы говорят о другом. Встречная ревизия на объекты производителя внесет ясности в обстоятельства.

Независимо от того, какие виды таможенного анализа предстоят органам, существует определенный порядок их проведения. Специалисты должны придерживаться установленных правил, чтобы самим не нарушить прав физического или юридического лица.

Что и как проверяют

Основная цель проверок – обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет. Таможенная проверка – это одна из законодательно установленных форм таможенного контроля. Кроме нее применяются: проверка документов и сведений о товаре, получение объяснений, различные виды таможенного осмотра и досмотра. Таможенная проверка считается основной формой контроля.

Общий смысл таможенной проверки хорошо определен ст. 331 ТК ЕАЭС. В ходе ее сопоставляются сведения из таможенной декларации, документов, предоставленных таможенному органу, со сведениями, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, счетах, иных аналогичных документах.

Список вопросов, которые могут задаваться в ходе проверки, законодательство содержит в целом. На практике они могут быть конкретизированы. Проверяются:

  • достоверность задекларированных сведений;
  • исполнение ограничений по товарам, выпущенными условно;
  • соблюдение ответственными лицами в сфере ВЭД своих обязанностей;
  • соблюдение таможенных процедур и др.

Сведения и источники их получения контролирующими органами также не ограничены каким-то закрытым списком. При проверке определенного лица, участника ВЭД, контролирующие органы, как правило, обращаются ко многим его контрагентам. Среди них:

  • участники товарных сделок, деловые партнеры;
  • обслуживающие банки;
  • транспортные фирмы;
  • складские компании.

Под проверяемыми лицами законодатель понимает не только декларанта и перевозчика товара, но и целый ряд других лиц, занятых в указанной сфере (п. 4 ст. 331).

Существует два основных вида таможенной проверки: камеральная и выездная.

На заметку! Таможенная проверка проводится с использованием иных форм и мер таможенного контроля, в комплексе с ними (осмотр помещений, получение объяснений).

Виды проверок

В таможенном законодательстве выделяются два вида выездных проверок: плановая и внеплановая. Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России.

Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

Законодатель ограничился лишь перечислением источников информации, на основании которой декларанты попадают в список проверок. Таможенники учитывают результаты таможенного контроля во время декларирования, а также после выпуска товаров, используют собственные информационные базы (например, КПС «Постконтроль», «Мониторинг-Анализ»), оценивают итоги ранее проведенных ревизий. Кроме этого таможенные органы используют информацию, полученную из банков, СМИ, таможенных органов государств – членов ЕЭС, а также результаты предыдущих проверок.

Обратите внимание

Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России. Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

Важно отметить, что получила регламентацию очередность проведения таких контрольных мероприятий. Так, согласно ТК ЕЭС, плановые выездные таможенные проверки дозволяется проводить не чаще одного раза в год в отношении одной и той же компании

В отношении уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) этот срок еще больше – не чаще одного раза в три года

Так, согласно ТК ЕЭС, плановые выездные таможенные проверки дозволяется проводить не чаще одного раза в год в отношении одной и той же компании. В отношении уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) этот срок еще больше – не чаще одного раза в три года.

При проведении плановых выездных проверок таможня обязана направлять декларанту уведомление о проведении такой ревизии заказным письмом с уведомлением. Сама проверка может начаться только спустя 15 дней со дня получения компанией этого уведомления. Для внеплановых выездных таможенных проверок не предусмотрено ограничений по периодичности их проведения.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза устанавливает, что причинами проведения внеплановых проверок могут послужить собственные данные таможни, информация, полученная от других госорганов, о возможном нарушении таможенного законодательства, а также запросы таможен и правоохранительных органов государств – членов ЕЭС.

Кроме того, причиной проведения внеплановой проверки может послужить необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки.

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка подразумевает собой изучение и анализ сведений, которые содержатся в декларациях на товары, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных при совершении таможенных операций или по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».

Форма уведомления утверждена Приказом ФТС России от 14.02.2019 № 258.

В случае, если уведомление отправлялось по почте заказным письмом, оно считается полученным:

  • в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении;
  • на 6 рабочий день со дня направления заказного письма, если уведомление о вручении не поступило в таможенный орган.

Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения и назначаются начальником таможенного органа либо уполномоченным заместителем, либо другими замещающими лицами.

Срок проведения камеральной таможенной проверки — 90 календарных дней (со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении проверки).

Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на 120 календарных дней, если необходимо:

  • проведение таможенной экспертизы;
  • направление запроса в компетентный орган другого государства-члена ЕАЭС или государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • направление поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств-членов ЕАЭС и в иных случаях.

Указанный сроки были введены принятием нового ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» в целях реализации пожеланий бизнес-сообщества.

Камеральная таможенная проверка может быть продлена (однократно).

В ходе камеральной проверки таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и сведения, необходимые для проведения данной формы таможенного контроля.

Перечень запрашиваемых документов и сведений зависит от имеющегося комплекта проверяемых документов и сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения.

При этом срок проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении декларации на товары не может превышать 60 календарных дней со дня представления запрошенных таможенным органом документов и сведений.

По результатам проведения камеральной таможенной проверки может назначаться выездная таможенная проверка.

В настоящее время информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов позволяют проводить камеральные таможенные проверки путем обмена документами между таможенным органом и проверяемым лицом через АПС «Личный кабинет участника ВЭД». В «Личном кабинете участника ВЭД» есть раздел «Камеральная таможенная проверка». Здесь происходит электронный обмен документами и сведениями между таможенным органом и участником ВЭД в ходе проведения камеральной проверки.

Результаты

Как оформляются результаты и принимаются решения по окончании таможенной проверки, подробно рассказывает ст. 237 ФЗ-289

Обратим внимание на основные положения этой статьи:

  1. Результаты проверки отражаются в акте. Он составляется в 2-х экземплярах. Дата его составления – это дата окончания проверки.
  2. Акт должен быть утвержден руководителем таможенного органа не позднее чем через 3 рабочих дня после оформления, а вручен проверяемому лицу – через 5 дней, под роспись.
  3. Получение акта проверки проверяемым лицом фиксируется по тем же правилам, что и получение решения о проверке.
  4. В течение 15 рабочих дней после получения проверяемый может направить в таможенный орган свои письменные возражения, касающиеся содержания акта. В течение 10-дневного срока (в рабочих днях) с момента поступления возражений таможенный орган обязан дать на них письменный ответ по существу.

Получение объяснений

В ходе контрольного мероприятия таможенники могут потребовать от сотрудников фирмы письменные пояснения (ст. 113 ТК ТС). Имейте в виду: речь идет не о показаниях в рамках административного или уголовного дела, а о том, чтобы уточнить, прояснить какие-то нюансы, возникающие в процессе проверки. Если же инспекторы начнут задавать вам вопросы об обстоятельствах нарушения или преступления, вы можете им отказать. Для сбора такой информации существуют свои процедуры, установленные в КоАП РФ и УПК РФ. Помните, что вы вправе не свидетельствовать против самого себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ).

Суд вправе использовать пояснения как доказательства в уголовном или административном деле (ст. 171 Закона о таможенном регулировании в РФ). За отказ от дачи пояснений предусмотрен штраф для предпринимателей и должностных лиц фирмы в размере от 300 до 500 рублей, для других сотрудников – от 100 до 300 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Чтобы проверить, соответствуют ли сведения о товарах, заявленные при декларировании, фактическим данным, ревизоры могут провести таможенный досмотр. В Таможенном кодексе ТС предусмотрены две формы этого мероприятия: таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС) и таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС). Если инспекторам не потребуется вскрывать транспортные средства или нарушать упаковку товара, то они проведут таможенный осмотр, а если нужно выполнить более детальное изучение – то это будет называется уже таможенный досмотр. При досмотре должен присутствовать предприниматель или руководитель фирмы либо их представители. Если по каким-то причинам они не могут находиться рядом с ревизорами, то проверяющие обязаны пригласить двух понятых (п. 6 ст. 116 ТК ТС).

Обычно досматривается не весь товар, а примерно 10 процентов от общего числа каждого наименования. Если таможенники обнаружат нарушения, то проверят имущество в большем объеме.

Обычно досматривается не весь товар, а примерно 10 процентов от общего числа каждого наименования. Если таможенники обнаружат нарушения, то проверят имущество в большем объеме.

В ходе досмотра таможенники могут разрывать, ломать, спиливать и т.п. товары и их упаковку, вскрывать и разбирать транспортные средства. Однако такие действия требуются не всегда. Как правило, инспекторы обходятся частичной распаковкой проверяемого имущества. Таможенный досмотр может проводиться с конкретной целью – найти запрещенное (ограниченное) к ввозу или перемещенное с сокрытием от таможенного контроля имущество. Сведения о таком товаре ревизоры обычно получают оперативным путем, то есть при помощи своих агентов, случайного перехвата информации и т.д. Хотя иногда «товар-нарушитель» обнаруживается на таможенной границе. После досмотра инспекторы должны составить акт.

Почему в отношении компании может быть назначена таможенная проверка?

Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов. В основе процедуры отбора лица на таможенную проверку лежит субъекто-ориентированный подход, формируемый системой управления рисками Федеральной таможенной службы России. ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем применяет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.

Основные причины выбора лица для проведения проверки:

  • Наличие сумм задолженности перед таможенными органами, неуплаченные административные штрафы;
  • Непредставление документов;
  • Реорганизация или ликвидация компании;
  • Небольшой размер уставного капитала участника ВЭД;
  • Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
  • Значительная доля товарооборота с офшорными зонами;
  • Поставка товаров из страны, не являющейся страной происхождения;
  • Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.

На основе полученной информации определяется искомое количество участников ВЭД, которые имеют наибольшие риски причинения возможного экономического ущерба и которые целесообразно включить в план проведения таможенных проверок.

Объекты и субъекты проверки

Учитывая, что главная задача подобных мероприятий – выявить нарушения, связанные с транспортировкой, оформлением и хранением различных грузов, под контроль попадает довольно широкий круг лиц и практически вся документация, связанная с этими грузами. В частности, проверять могут:

  • Перевозчика, который осуществляет транспортировку груза через границу в рамках Таможенного союза.
  • Владельца перевозимого имущества.
  • Юридическое или физическое лицо, которое осуществило передачу прав на груз на различных условиях.
  • УЭО (уполномоченный экономический оператор).
  • Любых других лиц, которые косвенно или напрямую связаны с перевозкой груза через границу, а также владельцев временных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д.

Процесс проведения камеральной таможенной поверки

Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Наименование этапа Описание
Подготовительный этап Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение.
Основной этап На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб.
Запрос информации и документов Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде.
Заключительный этап На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector