Таможенный контроль

Добросовестность и штраф

Казалось бы, какое отношение имеют покупатели импортных товаров второй или третьей очереди к незаконному ввозу такой продукции? Все дело в том, что таможенным законодательством предусмотрена солидарная ответственность по уплате платежей за такого рода товары – как у ввозивших лиц, так и у участвовавших в дальнейшей перепродаже.

Однако пределы ответственности приобретателя незаконно ввезенных импортных товаров зависят от деталей. Ключевой момент состоит в том, будут ли обнаружены доказательства того, что лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза таких товаров.

В случае, если приобретатель добросовестный и ревизоры не находят подтверждения незаконности, инспекторы либо арестовывают, либо изымают спорный товар и выставляют требование об уплате таможенных пошлин и налогов без начисления пеней и требование о проведении таможенного декларирования (ст. 168 ФЗ № 311).

4 полезных совета

1) Храните таможенные декларации и товаросопроводительные документы в течение трех лет с даты выпуска товара. 

2) Предоставляйте документы и сведения таможенному органу при проведении камеральной таможенной проверки

3) Проявляйте должную осмотрительность и запрашивайте копии ДТ у контрагентов, а также проверяйте информацию о выпуске товаров на сайте ФТС России. 

4) Лучше заранее готовиться к проведению таможенных проверок, если у компании есть условно выпущенные товары, товары, ввезенные со льготами, преференциями; если вы подали заявление на получение статуса УЭО.

В случае, если таможенники обнаружат, что покупатель — недобросовестный, и тому будут подтверждения, покупатель будет обязан уплатить пошлины и налоги. Кроме того, таможенный орган имеет полное право взыскать пеню и недоимку ввиду такой неуплаты. Кроме этого недобросовестному приобретателю грозит административная ответственность по статье 16.21 КоАП. Напомню, согласно норме, юрлицам грозит штраф в размере от 50 до 200 процентов стоимости незаконно ввезенных товаров с их возможной конфискацией.

Как правило, факты незаконного ввоза вскрываются при проведении таможенных проверок. По аналогии с налоговым законодательством, таможенные ревизии делятся на камеральные и выездные. Камеральные проводятся таможенными органами без выезда к проверяемому лицу в месте своего нахождения и заключаются в анализе данных из деклараций и товаросопроводительных документов. Камеральные проверки проводятся неограниченное число раз и без оформления таких проверок решениями.

Выездную таможенную проверку, как следует из ее названия, инспекторы проводят по месту нахождения или месту фактического осуществления деятельности компанией или ИП. Как правило, выездная проверка проводится на основании информации, полученной таможенниками самостоятельно – этим занимаются аналитические отделы таможен; также часто выездные проверки назначают по информации из иных государственных органов (например, ФНС) в рамках межведомственного взаимодействия, иностранных государственных органов, после проведения камеральной таможенной проверки, от банков, а также из открытых источников.

Права и обязанности таможенников при проверке

В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:

  1. Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):

    • коммерческие и транспортные документы;
  2. данные бухгалтерского учета и отчетности;
  3. иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
  4. Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:

    • владеющих;
  5. пользующихся;
  6. перевозящих;
  7. реализующих;
  8. перерабатывающих такие товары.
  9. Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
  10. Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
  11. Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
  12. Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
  13. Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.

В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:

  • соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
  • полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
  • обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
  • соблюдать служебную этику;
  • сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
  • представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).

Права и обязанности проверяемых

ПЛ в ходе ТП вправе:

  • получать у ТО информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства государств ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • представлять имеющиеся в его распоряжении документы и данные, подтверждающие соблюдение международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов стран ЕАЭС;
  • обжаловать решения, действия или бездействие ТО в порядке, установленном законами государств ЕАЭС;
  • пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством государств ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС);
  • после получения акта ТП, с разрешения начальника или заместителя начальника ТО, знакомиться с материалами ТП, не содержащими охраняемую законодательством ЕАЭС тайну, а если представление ПЛ указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами ТП, содержащими такие сведения;
  • в порядке, предусмотренном ст. 237 Закона № 289-ФЗ, представить в ТО возражения по акту ТП (ст. 235 Закона №289-ФЗ).

Технические средства таможенного контроля

Для повышения эффективности, сокращения временных и трудовых затрат при проведении ТК могут быть использованы технические средства таможенного контроля (ТСТК): приборы, инструменты, устройства. Порядок их использования регламентируется законодательством. Чаще всего используют специальные зеркала, видеоскопы, щупы и рентгеновские установки. Разнообразие ТСТК очень велико, это обусловлено изощрённостью контрабандистов, пытающихся тайно провезти груз. Техника постоянно совершенствуется, появляются новые средства, новые способы обнаружения контрабанды. Но, как и прежде активно используется обыкновенная рулетка и весы. Сложные устройства позволяют быстро установить состав материала, из которого сделаны украшения.

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Формы таможенного контроля

Есть отдельные формы таможенного контроля, которые будут перечислены далее.

Определение 1

Проверка документов и сведений – это такая форма таможенного контроля, которая применяется должностным лицом таможенного органа для того чтобы установить правдивость сведений, а также подлинность документации и (либо) точность их заполнения и (либо) оформления.

Целью использования этой конкретной формы таможенного контроля допустимо назвать:

  • Проверку правдивости сведений, которые содержатся в документации (это сведения о перевозчике и получателе определенного товара, о декларанте, информация о перемещаемых товарах, а также прочие данные).
  • Установление подлинности документации (выяснение срока действия, имеющихся нужных реквизитов).
  • Проверка верности оформления документов (правильность заполнения определенных граф таможенной декларации, точное соответствие инструкциям по их правильному заполнению).

Для этой формы контроля можно назвать следующие характерные признаки:

  1. Обширная возможность для применения.
  2. Строгая регламентация порядка проводимой проверки отдельными актами, которые устанавливают порядок совершения некоторых таможенных операций.
  3. Таможенный орган имеет полное право сделать мотивированный запрос дополнительной документации, нужной для проведения проверки, что не влечет, по общему правилу, увеличения срока выпуска и обязанности декларанта либо прочего индивида по предоставлению документации, если это прямо не предусматривается действующим законодательством.

Определение 2

Устным опросом называют форму таможенного контроля, применяемую таможенными органами во время производства таможенного оформления, заключающуюся в получении нужных сведений от индивидов без оформления объяснения данных индивидов в письменном виде.

Определение 3

Получением объяснений называют получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов, а также прочих индивидов, которые располагают сведениями касательно обстоятельств, значимых для осуществления таможенного контроля важной информации в области таможенного дела. Для этой нормы характерными можно назвать следующие признаки:

Для этой нормы характерными можно назвать следующие признаки:

  • Наличие, в отличие от устного опроса, закрепленной определенными актами ЕЭК (прошлое название – КТС) формы объяснений.
  • Дача объяснений как обязанность индивидов, которые напрямую связаны с перемещением товаров через таможенную границу.

Определение 4

Таможенным наблюдением называют гласное, целенаправленное, систематическое либо же единоразовое, непосредственное либо же опосредованное визуальное наблюдение, в частности, с использованием специальных технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в частности, транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем, а также совершением с ними грузовых или каких-либо прочих операций.

Нет детальной регламентации использования этой формы таможенного контроля. Должностные лица таможенных органов связаны исключительно общими принципами проведения контроля при ее применении. Наблюдение допустимо осуществлять как в зонах таможенного контроля, так и за их пределами, в частности:

  • Во время разгрузки транспортных средств.
  • Во время взятия проб и образцов.
  • Во время перемещения товаров на складе временного пребывания и проч.

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Таможенный осмотр и таможенный досмотр

Определение 5

Для данной формы контроля можно назвать характерными следующие признаки:

  • Сохранение в том же виде пломб, а также упаковки целостности товаров, что отличает эту конкретную форму контроля от досмотра.
  • Необязательность присутствия при проведении осмотра декларанта.
  • Отсутствие формальных причин для применения формы таможенного контроля.
  • Обязательность заполнения акта в той ситуации, когда его результаты в дальнейшем будут использоваться в таможенных операциях.

Определение 6

Таможенным досмотром называют действия должностных лиц таможенных органов, которые связаны со вскрытием упаковки определенных товаров либо же грузового помещения транспортного средства или емкостей, контейнеров, а также прочих мест, где находятся либо могут находиться определенные товары, с обязательным нарушением наложенных на них таможенных пломб либо прочих средств идентификации, разборкой, демонтажем, нарушением целостности обследуемых объектов, а также их отдельных частей прочими способами.

Таможенный досмотр представляет собой одну из базовых форм таможенного контроля, правовой регламентации каковой уделяется особое внимание и в актах Таможенного союза, и непосредственно в отечественном законодательстве. Главными принципами проведения досмотра можно считать:

Главными принципами проведения досмотра можно считать:

  • Недопустимость причинения неправомерного вреда тем лицам, которые занимаются перемещением товаров через границу.
  • Необходимость обязательной фиксации результатов проведенного досмотра в акте особой формы.
  • Имеющиеся основания для проведения каких-либо видов досмотра.

Виды таможенного досмотра допустимо различать в зависимости от:

  • Оснований проведения данного досмотра (основной, повторный либо идентификационный досмотр).
  • Объекта досмотра (досмотр товаров, а также досмотр транспортных средств международных перевозок).
  • Углубленности проводимого досмотра (с частичным вскрытием грузовых мест, с пересчетом и взвешиванием товаров, со вскрытием упаковки товаров и проч.).

Значительная часть норм, которые регламентируют досмотр, причисляется к национальному законодательству.

Обзор документа

Федеральным органам власти поручено до 1 мая 2020 г. не назначать:

— проверки, подпадающие под Закон о защите прав организаций и предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля;

— выездные налоговые проверки;

— плановые выездные таможенные проверки.

Исключение — внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС, а также проверки, по результатам которых выдаются разрешительные документы (разрешения, лицензии, аттестаты аккредитации и др.).

Аналогичные меры рекомендуется принять в регионах и муниципалитетах.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статистика по таможенному контролю после выпуска товаров

В настоящее время происходит постепенный перенос осуществления таможенного контроля в процессе таможенного оформления на период после выпуска декларации на товары. Это сделано прежде всего для того, чтобы сократить время таможенного оформления и дополнительные затраты участников ВЭД, которые могут быть связаны с простоем грузов на складах временного хранения.

Кроме того, за 2020 год в целях снижения административной нагрузки на бизнес количество таможенных проверок по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилось на 30% (в 2019 году было проведено 2286 проверок, а в 2020 году 1603 проверок). Снижение количества проверок не ухудшило эффективность проверочных мероприятий, более того — заметен существенный рост:

  • так, общая сумма доначисленных таможенных платежей составила 24 млрд. рублей (за 2019 год – 17,2 млрд. рублей);
  • в свою очередь средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн. рублей (в 2019 году этот показатель составлял 7,5 млн. рублей).

Ко всему прочему, дополнительно за 2020 год по результатам таможенных проверок: конфисковано товаров на общую стоимость 304 млн. рублей; таможенными и иными органами возбуждено 7300 дел об административных правонарушениях и 348 уголовных дел.

Права и обязанности участников таможенной проверки

Права и обязанности должностных лиц таможенных органов

Права Обязанности
требовать и получать от проверяемого лица коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, относящуюся к проверяемым товарам соблюдать права и законные интересы проверяемого лица
требовать от проверяемого лица представления отчетности использовать информацию, полученную при проведении таможенной проверки
требовать и получать от банков, небанковских кредитных организаций документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей (форма требования утверждена Приказом ФТС России от 11.06.2019 № 948) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенной проверки, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица
запрашивать и получать от государственных органов государств-членов ЕАЭС необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенной проверки, назначении таможенной экспертизы, отборе проб и (или) образцов товаров
назначать таможенную экспертизу соблюдать служебную этику
отбирать пробы и (или) образцы товаров и иные. не нарушать установленный режим работы проверяемого лица и иные.

Права и обязанности проверяемого лица

Права Обязанности
запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях ТК ЕАЭС, касающихся порядка проведения таможенной проверки • предъявлять товары, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка
обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в установленном порядке представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки документы и сведения
требовать от должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, предъявления решения (предписания) о проведении проверки и служебных удостоверений обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам таможенного органа на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место
присутствовать при проведении выездной таможенной проверки и иные. обеспечить проведение инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки и иные.

ИНСТРУКЦИЯ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ

     1. Настоящая Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки (далее – Инструкция) определяет последовательность и сроки совершения действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки.     2. Инструкция разработана в соответствии с:     Таможенным кодексом Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее – ТК ТС);     Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан “О взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г.;     Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 255 “О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров”;     Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 “О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров”;     Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) (далее – Федеральный закон);     Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027, N 30, ст. 3015, ст. 3020, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700, ст. 2706, N 27 (ч. II), ст. 2708, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585, N 27, ст. 2711, N 49, ст. 4853; 2005, N 1 (ч. I), ст. 13, N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277, N 10, ст. 1070, N 23, ст. 2379, N 28, ст. 2975, ст. 2976, N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 1 (ч. I), ст. 46, N 16, ст. 1827, N 18, ст. 2118, N 22, ст. 2686, N 24, ст. 2830, ст. 2833, N 31, ст. 4008, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 48 (ч. II), ст. 6030, N 49, ст. 6033, N 50, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941, N 20, ст. 2251, ст. 2259, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. I), ст. 3582, ст. 3601, ст. 3604, N 12, ст. 1074, N 24, ст. 2798, N 49, ст. 5724, N 52 (ч. I), ст. 6226, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29, N 11, ст. 1266, N 11, ст. 1267, ст. 1268, N 18 (ч. I), ст. 2145, N 26, ст. 3139, N 29, ст. 3613, N 44, ст. 5170, ст. 5173, N 45, ст. 5263, N 51, ст. 6161, N 52 (ч. I), ст. 6422, (ч. I), ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4, N 8, ст. 780, N 11, ст. 1168, ст. 1169, N 14, ст. 1552, N 15, ст. 1756, N 17, ст. 1985, ст. 1985, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2284, N 27, ст. 3427, ст. 3428, ст. 3431, N 21, ст. 2525);     Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713 “Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок” (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2011, рег. N 19737).  

     3. Должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль в форме таможенной проверки путем проведения камеральной или выездной таможенной проверки.     4. При проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов могут использовать иные формы таможенного контроля, установленные ТК ТС.     5. При таможенной проверке должностные лица таможенных органов проверяют соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, проверяемыми лицами, созданными и (или) зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации.     6. Под проверяемыми лицами в соответствии с статьи 122 ТК ТС понимаются:     декларант;     таможенный представитель;     перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;     лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;     лицо, осуществляющее временное хранение товаров;     владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;     уполномоченный экономический оператор;     иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;     лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.     7. Организация проведения таможенного контроля в форме таможенной проверки осуществляется должностными лицами Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР), служб таможенной инспекции региональных таможенных управлений и отделов таможенной инспекции таможен (далее – уполномоченные подразделения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector