Что такое камеральная налоговая проверка
Содержание:
- Процедура проведения
- Если есть льготы?
- Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения
- Этапы камеральной проверки.
- Процесс проведения камеральной проверки
- Срок проведения камеральной проверки
- Возмещение НДС: порядок возврата, камеральная проверка, заявление.
- Способы и срок подачи истребуемых налоговым органом документов и пояснений
- Как проходит проверка
- Общее понятие
- Налоговый мониторинг как альтернатива камеральной проверке
- Контрольные соотношения
- Если «уточненка» подана в период между актом и решением
- Как опротестовать итоги камеральной ревизии
Процедура проведения
Давайте теперь поговорим о сроках и особенностях проведения налоговой камеральной проверки декларации по НДС, процедуре, сроках возврата (возмещения из бюджета), доначислении его после проверки.
Сроки
Нормативная правовая база определяет для проведения «камералки» трехмесячный срок. Он исчисляется со дня, когда декларация и сопроводительные документы были зарегистрированы в налоговом органе.
Это максимальный период, однако он может быть сокращён, если инспектор завершит работу по изучению и анализу сведений раньше
Важно помнить, что срок не может быть увеличен
Давайте узнаем, какой пакет документов надо предоставлять на камеральную проверку по НДС.
Необходимые документы
Декларации об НДС следует подавать за каждый квартал до 25 числа того месяца, который следует за отчетным периодом. Кроме декларации основаниями для проведения проверки по НДС могут служить следующие документы:
- лицевая карточка налога;
- любые сведения о деятельности налогоплательщика;
- бухгалтерская информация;
- справки о расчете и оплате НДС.
Среди обязательных документов, прилагаемых к декларации, могут быть:
- данные о приобретении товаров и услуг;
- документы на входные налоги.
Важно помнить, что при «камералке» декларации по НДС анализируется лишь отчетный период. Но в случае подачи уточнённых сведений за период более трех лет, инспектор автоматически приобретает право изучать данные и за это время.. Про итоги камеральной проверки НДС читайте ниже
Про итоги камеральной проверки НДС читайте ниже.
Как ответить на требования налоговой по камеральной проверке? Давайте узнаем из видео ниже:
Итоги и решения
Когда контрольные мероприятия завершены без выявления каких-либо нарушений, инспектор должен вынести решение, которое документально оформляется не позднее 7 дней после окончания сроков «камералки». Следующие пять дней отведены на то, чтобы уведомить субъекта проверки о принятом решении.
Если в результате контроля установлены нарушения, то сотрудники налогового органа оформляют соответствующий акт. Когда налогоплательщик не согласен с предъявленными несоответствиями, он имеет право в течение 15 дней оформить свои возражения. В последующие десять дней налоговики принимают решение о привлечении субъекта к ответственности или об отказе от таковой.
У нас вы можете скачать бланк-образец возражений по акту камеральной налоговой проверки НДС.
Образец возражений по акту камеральной проверки НДС
Налоговый орган может вынести решение о возмещении НДС, когда сумма фактического вычета больше, чем сумма рассчитанных налогов, или когда имели место действия, облагаемые так называемой «нулевой» ставкой. Возмещение возможно в двух формах:
- возврат, когда финансы перечисляются на расчетный счет налогоплательщика;
- зачет, когда погашаются недоимки.
Налогоплательщикам следует помнить, что они не обязаны исполнять любое решение налоговой службы, которое вынесено с нарушением сроков, установленных законодательством для проведения камеральной проверки по НДС
Также всегда важно знать, правильно ли вам начисляли НДС
В этом видео вы найдете полезные советы о том, как избежать камеральной проверки по НДС:
Если есть льготы?
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы ( НК РФ).
Но согласно НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.
Напомним, что в соответствии с НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 определено, что действие НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. У налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения ( НК РФ) или освобождаемым от него на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью установление для определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (Письмо Минфина РФ от 11.02.2019 № 03-07-07/8029).
Письмом ФНС РФ от 11.06.2021 № ЕА-4-15/8244@ до регистрации Минюстом Приказа ФНС РФ от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513@ «Об утверждении форм, порядков заполнения, форматов и порядка представления реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы, в электронной форме» была направлена для руководства в работе и доведения до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков форма реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на льготы по НДС.
В реестре указываются:
-
код и вид операции, по которой применена налоговая льгота;
-
общая стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), в отношении которых применена налоговая льгота, по видам освобождаемых от налогообложения операций, отраженных в декларации по НДС (в рублях);
-
наименование контрагента (покупателя), с которым заключен договор на реализацию товара (выполнение работ, оказание услуг);
-
его ИНН и КПП;
-
вид и реквизиты (номер, дата) документа (договор, платежное поручение, спецификация или иной документ), подтверждающего право налогоплательщика на льготы по НДС.
Кроме того, нужно указать общую стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) по контрагенту или при наличии типового договора – по нескольким контрагентам. И подвести итоги: указать общую стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) по каждому коду операций.
Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения
Начиная с 2020 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.
Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут «мониторить»».
Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).
Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.
Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.
Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.
Этапы камеральной проверки.
Камеральная проверка по НСДС проводится в два этапа. Вот они:
- Автоматизированная проверка. Если инспекторы не выявляют нарушений и несоответствий, налог не был заявлен к возмещению, и налогооблагаемые операции не проводились, камеральное расследование на этом завершается. По результатам камерального расследования акт не формируют.
- Углубленная проверка. Если НЛС был предъявлен к вычету, углубленный аудит обязателен. Проверяемому хозяйствующему субъекту необходимо заблаговременно подготовиться к нему: собрать всю необходимую документацию.
Если камеральная проверка пройдена успешно.
Если по итогам камеральной проверки по НДС не выявлено никаких ошибок и несоответствий, контроллеры действуют по следующей схеме:
- Определяют, возмещать НДС или нет. На принятие решения сотрудникам ИФНС закон дает 7 рабочих дней.
- При наличии задолженностей по федеральным налогам и неуплаченным пеням/штрафам у хозяйствующего субъекта по ним налоговая самостоятельно засчитывает суммы, которые необходимо возместить, в погашение таких задолженностей.
- При отсутствии недоимок по налогам сумма, которую необходимо возместить, на основании заявления субъекта, уплачивающего налоги, возвращается на счет, который налогоплательщик указал в заявлении.
- Инспекция информирует налогоплательщика о вынесенном решении в письменном виде. На это дается 5 дней с даты, когда принимается решение о возмещении налога.
Что делать, если средства на расчетный счет так и не вернулись? Необходимо обратиться в налоговую и узнать, в чем причина невозврата средств. Если нарушаются сроки возмещения налога, то с двенадцатого дня с момента окончания аудита начисляются проценты за невозвращенные средства.
Процесс проведения камеральной проверки
При
проведении
камеральной проверки по НДС
основной целью налоговиков
является выявление расхождений между
данными, которые содержатся в документации,
обнаружение возможных нарушений.
Согласно
установленному порядку
проведения,
если плательщик своевременно представляет
пояснения по ошибкам в декларации,
инспектор должен рассмотреть представленные
пояснения.
Если
после рассмотрения документов выявляется
факт правонарушения, лицами составляется
акт согласно налоговому законодательству.
Обычно срок
камеральной проверки по НДС
составляет не более 3 месяцев.
Если плательщик заявил льготы или предъявил сбор к компенсации, налоговики проводят тщательное исследование и могут потребовать представление дополнительных данных, которые подтверждают права на льготы.
При составлении акта сотрудники фискального органа должны соблюдать ряд требований. Так, акт должен быть составлен в двух экземплярах, в нем стоит подпись инспектора, плательщика. Документ составляется в течение 10 суток после окончания мероприятия, по итогам которой были обнаружены несоответствия. Акт включает общие положения, факты и выводы сотрудников налоговых органов.
Срок проведения камеральной проверки
По общему правилу срок проведения камеральной налоговой проверки — 3 месяца со дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Исключение предусмотрено для деклараций по НДС, которые мы рассмотрим ниже.
Отметим, что по общему правилу (кроме проверки деклараций по НДС) ни продление, ни приостановление сроков проверки не допускается.
Момент начала исчисления срока определяется датой поступления налоговой декларации/ расчета в инспекцию (п. 2.2 Письма ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705, письмо Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955).
Обратите внимание! При определении соблюдения налогоплательщиком срока подачи декларации, установленного НК РФ, во внимание принимается не срок ее поступления в инспекцию, а дата отправки налогоплательщиком. Иными словами, если вы отправили декларацию по почте в последний день срока, она будет считаться поданной в срок
При этом срок камеральной проверки начнет течь с даты ее представления в инспекцию.
Если дата окончания придется на выходной (нерабочий) день, то днем окончания проверки будет ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
К сожалению, нарушение инспекцией предельных сроков проверки, не сможет стать основанием для отмены итогового решения по проверке (п. 14 ст. 101 НК РФ, Письмо ФНС России от 25.01.2021 №СД-4-2/778@, п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400). Однако, если проверка длится слишком долго, т.е. превышает установленный НК РФ срок, у вас есть возможность подать жалобу на действия проверяющих в вышестоящий налоговый орган и потребовать прекратить проверку (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).
В частности, это может быть актуально для ситуаций, когда в налоговой декларации заявлен НДС к возмещению и прошло больше трех месяцев со дня представления декларации (т.е. максимальный срок на проведение камеральной проверки даже с учетом права налогового органа на продление), однако инспекцией не принято решение о возмещении НДС или решение об отказе в возмещении НДС.
Другая ситуация: за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, инспекция направляет организации требование о представлении документов / пояснений. В этом случае, вы также можете обжаловать такие действия инспекции в вышестоящий налоговый орган. Отметим, что при получении требования за пределами проверки, налогоплательщик также вправе не отвечать на него. Более того, документы, истребованные за пределами сроков проверки, не могут быть учтены при рассмотрении материалов проверки и вынесении решения (п. 4 ст. 101 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Также инспекция не сможет сослаться в решении по результатам проверки на отсутствие документов, которые были ей истребованы за пределами сроков. Получив требование за пределами срока проверки, в целях фиксации допущенного инспекцией нарушения целесообразно направить в инспекции мотивированный отказ от представления документов в связи с незаконностью направленного требования.
Внимание! В некоторых случаях инспекция может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение принимается, если при рассмотрении материалов проверки инспекции недостаточно доказательств для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика нарушений налогового законодательства (п. 6 ст. 101 НК РФ)
Отметим, что при проведении камеральных проверок дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются очень редко, тем не менее важно помнить, что, если документы запрашиваются в рамках дополнительных мероприятий, налогоплательщик обязан их представить. К примеру, в деле №А55-7123/2018, рассмотренном Арбитражным судом Поволжского округа, налогоплательщик отказался представить документы по требованию инспекции (договор, счета-фактуры, товарные накладные, акты приемки-сдачи работ (услуг), акты сверки расчетов, доверенность), сославшись на истечение срока камеральной проверки
В то же время, суд встал на сторону налогового органа, установив, что документы были истребованы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем было вынесено соответствующее решение.
Поэтому при получении требований, которые кажутся вам необоснованными, как можно скорее следует обратиться к налоговым юристам, чтобы не потерять деньги, оплачивая штраф, или время, представляя «необязательные бумажки».
Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Возмещение НДС: порядок возврата, камеральная проверка, заявление.
В НК РФ четко сказано, что любая компания и общественная организация вправе вернуть себе сумму, уплаченную в госбюджет. По сути здесь нет ничего сложного, но только если выполнены все требования ИФНС, а именно:
- Налог начислен верно.
- Хозяйствующий субъект предоставил все необходимые документы.
- Он без ошибок заполнил декларацию и заявление о возврате НДС.
Перед камеральным налоговым аудитом налогоплательщику нужно передать контроллерам полный комплект требуемых документов. Речь идет о договорах, накладных, счет-фактурах, оборотно-сальдовых ведомостях, карточках счетов.
По результатам налогового аудита ИФНС принимает одно из 4 решений:
- Полностью возместить НДС.
- Возместить его частично.
- Дать отказ налогоплательщику.
- Привлечь субъект к ответственности за уплату НДС в неполном объеме (при наличии подозрительных операций, действий на предприятии или ошибок в учете).
Камеральный аудит по НДС — более глубокое и тщательное мероприятие в сравнении с обычной камеральной проверкой. Инспекторы вправе выполнить ряд процедур в рамках данной процедуры: проверить имущество, пообщаться со свидетелями и так далее.
Способы и срок подачи истребуемых налоговым органом документов и пояснений
Истребуемые документы
Истребуемые документы представляются налогоплательщиком в виде заверенных копий с учетом положений, предусмотренных НК РФ. Документы можно сдать в виде бумажных копий, по ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» ( НК РФ).
Также в электронном виде «упрощенец» может подать документы, которые составлены на бумаге. Для этого нужно создать электронный скан-образ документов в формате, установленном в приложении к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@. При сканировании нужно сохранить реквизиты документа по утвержденному ФНС формату (п. 12 Порядка).
Если истребуемые документы составлены в электронной форме не по установленным форматам, подать их нужно на бумажном носителе в виде заверенной копии с отметкой о подписании документа электронной подписью (см. письма Минфина России от 01.10.2018 № 03-02-07/1/70444, ФНС России от 06.12.2019 № ЕД-4-15/25049). Также их можно отсканировать и направить в электронном виде.
По общему правилу для представления истребуемых при камеральной проверке документов отводится 10 рабочих дней, отсчет которых начинается с момента получения требования налоговиков ( НК РФ).
Однако окончательный срок зависит от способа направления налоговиками требования ( НК РФ). Так, если требование получено по ТКС, день получения – это дата, которая указана в квитанции о приеме. От нее и нужно отсчитать 10 рабочих дней (п. 10 Порядка). Если же требование направлено по почте, то срок подачи – 16 рабочих дней с даты отправки либо 10 рабочих дней с даты получения (если письмо получено раньше чем через 6 рабочих дней с даты отправки).
Если у налогоплательщика нет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, он в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, должен письменно уведомить инспекцию о невозможности исполнения такого требования. В уведомлении следует отразить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых налогоплательщик может представить истребуемые документы ( НК РФ).
Если документы представлены не будут (будет нарушен срок их представления), налогоплательщика оштрафуют на 200 руб. за каждый не представленный в срок документ (п. 4 ст. 93, НК РФ).
Истребуемые пояснения
Истребуемые налоговиками пояснения «упрощенец» может составить в произвольной форме, так как обязанность по представлению пояснений исключительно в электронной форме Налоговым кодексом предусмотрена только в отношении декларации по НДС.
Словом, «упрощенцы» вправе самостоятельно выбрать способ представления пояснений к декларации – либо на бумажном носителе, либо в электронном виде по каналам ТКС (см. Письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/192@).
Представить пояснения инспекторам нужно не позднее 5 рабочих дней со дня получения требования – такой срок предусмотрен НК РФ. Добавим: в данном случае важна именно дата отправки пояснений в ИФНС, а не их составления (подготовки) (см. Постановление АС ДВО от 19.06.2020 № Ф03-2220/2020 по делу № А51-23566/2019).
Как проходит проверка
Инспекторы контролируют:
- правильно ли подсчитан сбор к уплате;
- не занижена ли налогооблагаемая база;
- нет ли завышения показателей по вычетам;
- легитимность использования вычетов.
Право вернуть НДС из бюджета возникает у налогоплательщика по окончании проверочных мероприятий.
Ревизию осуществляют на территории ИФНС без вызова юр. лица. Сроки проведения камеральной проверки по НДС регулирует закон № 302-ФЗ. Инспекторы проверяют сданный отчет. Налоговики извещают фирму при выявлении расхождений.
Выделяют три стадии действий:
- Сдача отчетности в ИФНС.
- Камеральная проверка. Сотрудники ФНС проверяют соотношение показателей внутри отчета. Сравнивают их со значениями отчетности, сданной за предыдущие периоды, для выявления отклонений.
- Фиксация итогов ревизии.
Перечислим моменты, на которые обращают внимание сотрудники ФНС при ревизии. В отчете по НДС содержатся цифры по счетам-фактурам, «входящим» от партнеров и выданных заказчикам фирмой
Инспекторы сверяют вычеты, поданные организацией с НДС поставщика. Налоговики рассматривают временной промежуток, за который отправлен отчет.
В ФНС отчет загружают в программное обеспечение. С его помощью сверяют цифры, отраженные в счет-фактурах заказчиков и подрядчиков для обнаружения:
- Разницы в цифрах НДС у подрядчика и заказчика по совершенным сделкам.
- Вычетов, не отраженных у контрагентов.
При помощи программы инспекции борются с «серыми» организациями.
Программа ИФНС при обнаружении расхождений сама, без участия сотрудника инспекции, формирует запрос на уточнение данных.
Прилагается список документации, где выявлены неточности, с кодовым обозначением:
- «I» – в отчете партнера отсутствуют сведения о задекларированной операции;
- «II» – расхождение сведений в книгах продаж и покупок;
- «III» – выявлены расхождения в сведениях о входящих и исходящих счетах-фактурах;
- «IV» – при выявлении ошибочных данных.
Теперь о продлении камеральной проверки по НДС. Если проверяющие в ходе инспекции уличают фирму в нарушении, срок проверки увеличивают до 3 месяцев. Выводы об увеличении сроков принимает руководство инспекции.
Общее понятие
Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.
Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании
Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.
Цели и сроки камеральной проверки
Основное направление налогового контроля — проверка правильности заполнения декларации. Также во время аудита сверяются данные предыдущих и текущих расчетов для установления факта переплат или недоимки. В рамках камеральной проверки могут проводить комплекс работ по другим статьям налогового контроля, запрашивать документы и информацию у третьих лиц.
Согласно общему положению аудит может длиться до 3 месяцев со дня подачи отчетности в ФНС. Декларация по НДС проверяется в течение 2 месяцев. При обнаружении признаков нарушений со стороны компании или физического лица налоговая служба вправе продлить период контроля. По истечению срока камеральной проверки инспекторы должны прекратить любые внешние действия, но могут продолжать составлять внутренние акты ФНС.
Этапы проведения
Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:
- Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
- Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствии данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.
В рамках углубленного анализа сотрудник ФНС может направить уведомление о выявленных нарушениях, потребовать пояснение или запросить уточненную налоговую декларацию.
Что такое камеральная проверка 3-НДФЛ
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты, физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию. В форме 3-НДФЛ указывают все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС. В это время анализируют:
- полноту и правильность заполнения документов;
- корректность применения налоговых ставок и льгот;
- соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
- обоснованность применения вычетов.
При проведении камеральной проверки инспекторы ФНС могут запросить у физического лица дополнительные данные. При обнаружении противоречий и ошибок в отчете у гражданина потребуют предоставить пояснения или исправить декларацию 3-НДФЛ в течение 5 рабочих дней. В таком случае отсчет нового срока камеральной проверки начнется с момента выполнения физлицом требований налоговой инспекции.
Результаты аудита
Если при проведении камеральной проверки инспекторы ФНС не нашли ошибки, то официально она завершается без отправления уведомлении. При выявлении нарушения в течение 10 рабочих дней оставляется акт, где подробно описываются выявленные неточности. Не позднее пятого дня отчет вручается налогоплательщику. Если он согласен с ошибками, то придется выплатить дополнительные начисления. Если подается уточненная налоговая декларация, то начинается новая камеральная проверка. При возникновении несогласий с недочетами, зафиксированными в отчете, в ФНС направляется возражение и документы, на рассмотрение которых дается еще один месяц.
Камеральную проверку проводят в отношении всех налоговых отчетностей, которые подаются в инспекцию. Поэтому при подаче документов следует тщательно их составлять, чтобы исключить недочеты и повторные аудиты.
Налоговый мониторинг как альтернатива камеральной проверке
Начало 2020 года ознаменовалось новой формой контроля – налоговым мониторингом. Он представляет собой альтернативу камеральной и выездной проверкам. Смысл его заключается в том, что налогоплательщик представляет налоговикам доступ ко всем документам и порядку ведения учета, а налоговый орган проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в том числе и НДС. Налоговый мониторинг проводится исключительно на добровольных началах. Налогоплательщику необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган не позднее 1 июля года, предшествующем году проведения налогового мониторинга. Пример: Если вы желаете перейти на налоговый мониторинг в 2020 году, то последний день подачи соответствующего заявления в налоговый орган – 1 июля 2016 года. Кроме этого, существует ряд условий, которым должен соответствовать налогоплательщик, чтобы перейти на новую форму контроля. Эти условия касаются активов налогоплательщика, его доходов и налогов, которые необходимо заплатить в бюджет
Обратите внимание: хотя мониторинг и заменяет другие формы контроля, если фискалы выявят нарушения в периоде, за который он был проведен, то они вправе открыть камеральную или выездную проверку. Также такое возможно при подаче декларации на возмещение и сдаче уточненки с уменьшенной суммой НДС к уплате
Контрольные соотношения
Контрольные соотношения для проверки действующей формы декларации по УСНО налоговики пока не представили. Но, учитывая характер внесенных в декларацию изменений, полагаем, что для анализа ее показателей (и самостоятельного поиска ошибок в них) «упрощенцы» могут воспользоваться соотношениями, которые были приведены в Письме ФНС России от 30.05.2016 № СД-4-3/9567@ к прежней форме отчета. Напомним основные внутридокументарные контрольные соотношения из этого письма.
Контрольное соотношение |
Суть проверяемых показателей |
Проверка сумм авансовых платежей |
|
Объект налогообложения «доходы»: строка 020 разд. 1.1 должна соответствовать разности строк 130 и 140 разд. 2.1.1 и строки 160 разд. 2.1.2 (в этом соотношении учитывается сумма уплаченного торгового сбора, которая уменьшает сумму исчисленного «упрощенного» налога (авансового платежа), – НК РФ). Это соотношение должно выполняться в отношении авансового платежа (по сроку не позднее 25 апреля) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению). Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению) |
Если указанные соотношения не выполняются, авансовые платежи исчислены неверно ( НК РФ) |
Объект налогообложения «доходы минус расходы»: строка 020 разд. 1.2 должна соответствовать строке 270 разд. 2.2. Это соотношение должно выполняться в отношении авансового платежа (по сроку не позднее 25 апреля) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению). Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению) |
|
Проверка суммы минимального налога |
|
Строка 120 разд. 1.2 = строка 280 разд. 2.2 – (строка 020 – строка 040 + строка 050 – строка 070 + строка 080) разд. 1.2, если: – сумма минимального налога (строка 280 разд. 2.2) > «упрощенного» налога (строка 273 разд. 2.2); – сумма минимального налога (строка 280 разд. 2.2) > (строка 020 + строка 040 – строка 050 + строка 070 – строка 080) разд. 1.2 |
Если соотношения не выполняются, минимальный налог исчислен неверно ( НК РФ) |
Корректировка авансовых платежей и налога на суммы уплаченных страховых взносов |
|
Для «упрощенцев», производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам (в строке 102 разд. 2.1.1 – код 1), строка 140 разд. 2.1.1 должна быть меньше или равна результату вычисления ((строка 130 разд. 2.1.1) / 2). Для ИП, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам (в строке 102 разд. 2.1.1 – код 2), строка 140 разд. 2.1.1 должна быть меньше или равна строке 130 разд. 2.1.1. Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога |
Если соотношения не выполняются, корректировка налога (авансовых платежей) произведена неверно ( НК РФ) |
Исчисление убытка |
|
Сумма убытка, полученная за истекший налоговый период (строка 253 разд. 2.2) должна соответствовать разности строк 223 и 213 разд. 2.2 (если строка 213 < строка 223). Аналогичные соотношения предусмотрены для сумм убытков, полученных по итогам отчетных периодов |
Если соотношение не выполняется, сумма полученного убытка рассчитана неверно ( НК РФ) |
Если «уточненка» подана в период между актом и решением
Обозначенный период по общему правилу составляет 1 месяц и 10 дней со дня истечения срока проведения проверки (п. 6 ст. 100, НК РФ).
Если «упрощенец» подаст «уточненку» именно в этом периоде, будут ли действовать правила из НК РФ? Ведь формально проверка уже завершена (нарушения выявлены и составлен акт), но решение по ней еще не вынесено.
Законодательно этот момент не урегулирован.
ФНС считает, что в подобной ситуации нет оснований для прекращения рассмотрения материалов по первичному отчету (то есть НК РФ не применяется). Значит, инспекция должна вынести решение по «камералке» (Письмо от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327). Момент завершения проверки, по результатам которой выявлены нарушения налогового законодательства, следует определять по дате, отраженной в акте налоговой проверки.
Схожей позиции по данному вопросу придерживаются и некоторые суды. Так, в Постановлении АС СКО от 13.09.2020 № Ф08-6880/2020 по делу № А63-14167/2019 указано: подача уточненного отчета после оформления акта камеральной проверки не дает оснований для завершения проверки первичной декларации. В этом случае «камералка» предыдущей декларации завершена, дата ее окончания указана в акте проверки (см. также Постановление АС СЗО от 17.06.2019 № Ф07-4414/2019 по делу № А21-8388/2018).
Однако есть решения, в которых судьями сделан иной вывод. К примеру, АС ЦО считает, что под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения контрольных действий, совершаемых инспекцией до составления акта, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения. Это объясняется тем, что продолжение всех действий в отношении декларации, которая была уточнена налогоплательщиком, не имеет смысла. Под моментом окончания камеральной проверки применительно к НК РФ следует понимать дату вынесения решения (Постановление от 06.09.2017 № Ф10-3450/2017 по делу № А54-3819/2016).
Из сказанного следует, что подача «уточненки» после оформления акта камеральной проверки, но до вынесения решения по ней, скорее всего, не избавит налогоплательщика от санкций, примененных по результатам проверки первичного отчета.
Как опротестовать итоги камеральной ревизии
Существует два способа опровергнуть решение налоговой. Подать апелляцию в инспекцию высшего ранга, а если её заключение не устраивает, обращаться в арбитраж.
Чиновник более высокого ранга, получив жалобу, имеют право:
- не предпринимать мер. Оставить заключение в силе, а ходатайство — не удовлетворить;
- упразднить или поменять заключение ИФНС полностью или наполовину;
- принять по вопросу налогоплательщика свое заключение;
- аннулировать вердикт ИФНС полностью.
Срок рассмотрения жалобы 1,5 месяца. Результаты сотрудники ИФНС сообщают письменно.
В Арбитражный суд обращаются после обжалования акта проверяющих в органе высшего ранга. Для подачи иска предусмотрен трехмесячный срок. Его подсчитывают со дня, получения решения по жалобе, или со дня, окончания месяца, предусмотренного на ответ от органа высшего ранга.