Бизнес-план школы иностранных языков
Содержание:
- Что такое образовательная деятельность
- 9 ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
- Персонал языковой школы
- 3 ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
- Где лучше всего открыть лингвистический центр: месторасположение и помещение для школы иностранных языков
- Перспективы бизнеса и факторы риска
- Спорные ситуации из судебной практики
- Преподаватели и иные сотрудники
- Реклама языковой школы
- 2 ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ
- 5 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
- Юридические аспекты
- Финансовые показатели
- Рекламное продвижение бизнеса
- Рынок сбыта
- Какие необходимы вложения
Что такое образовательная деятельность
Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.
Вот они:
Обучение ведётся по программе, где обозначены:
-
предмет, объем и режим обучения;
-
результаты обучения;
-
преподаватели и условия обучения;
-
способы и формы оценки результатов.
Образовательная программа:
-
представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;
-
содержит методические и оценочные материалы.
Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).
Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.
На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.
Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:
1. Является ли деятельность фактически образовательной.
2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.
9 ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Для оценки рисковой составляющей проекта необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуацией в стране, рынков сбыта. К внутренним – эффективность управления организацией.
Открытие лингвистической школы сопряжено со следующими внешними рисками:
-
высокая конкуренция на действующем рынке платных образовательных услуг. Снизить этот риск помогут мониторинг цен, продуманная ценовая и рекламная политика, определение и внедрение своих конкурентных преимуществ;
-
повышение стоимости аренды, которая повлечет увеличение постоянных расходов и может сказаться на финансовом состоянии. Снизить вероятность риска возможно при заключении договора долгосрочной аренды и выбором добросовестного арендодателя;
-
риски по договорам с поставщиками учебных материалов. Снизить это риск возможно при соблюдении требований ГК РФ и прочих законодательных актов при заключении договоров, выбор надежных поставщиков, определение размера и порядка возмещения поставщиком нанесенного ущерба;
-
сезонность бизнеса, которая снижает спрос на образовательные услуги в летние месяцы. Нивелировать риск возможно при разработке маркетинговой стратегии, эффективной рекламной политикой, предполагающей проведение акций и бонусов.
К внутренним рискам относятся:
-
невыполнение планируемого объема продаж. Снизить этот риск возможно при эффективной рекламной кампании и грамотной маркетинговой политике, предполагающей проведение различных акций и бонусов;
-
нехватка квалифицированных специалистов. Нивелировать этот риск позволит мониторинг сотрудников других школ и предложение им возможности совмещения работы, а также тщательный отбор сотрудников на собеседовании, сотрудничество с ВУЗами, которые готовят переводчиков и преподавателей иностранного языка;
-
снижение репутации заведения в кругу целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества услуг. Нивелировать риск возможно при постоянном контроле качества услуг, получении обратной связи от клиентов заведения и проведении корректирующих мероприятий.
Персонал языковой школы
Чтобы открыть успешную школу иностранных языков с нуля, нужно найти высококвалифицированных преподавателей. Нужно быть готовым к тому, что опытных сотрудников на новое место работы может переманить разве что высокая зарплата.
Если помимо английского вы хотите преподавать испанский, китайский, арабский, итальянский или немецкий, придется потратить еще больше времени на поиск педагогов. Большую роль играет и возраст ваших учеников. Для взрослых клиентов лучше всего найти преподавателя-иностранца, который сможет обучить нюансам деловой речи. Учителя обычных школ вполне могут учить детей, в том числе дошкольников.
В вашем учебном заведении должны быть только опытные, грамотные и квалифицированные преподаватели с безупречной репутацией, так как от этого зависит успех школы. Из персонала вам также понадобится уборщица и приходящий бухгалтер.
3 ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Основной вид деятельности языковой школы – предоставление образовательных услуг в сфере обучения иностранным языкам.
Перед открытием лингвистической школы необходимо определить, какие языки будут доступны для изучения, а также какая аудитория курсов предполагается – дети дошкольного возраста, школьники-старшеклассники, студенты или взрослые работающие люди. От этого зависит разработка образовательных программ, спектр предоставляемых услуг, планируемые объемы продаж, организация образовательного процесса.
Самым востребованным языком является английский, затем следуют немецкий и французский. Этот набор иностранных языков считается обязательным для лингвистической школы. Рекомендуется организовать курсы по более редким языкам: итальянский, испанский, китайский, японский. Это может стать вашим конкурентным преимуществом и привлечь клиентов, поскольку конкуренция в сфере преподавания иностранных языков достаточно высока.
Также следует предусмотреть спектр различных курсов, чтобы каждый обучающийся мог выбрать подходящие для него форму и направление обучения в вашей школе:
-
экспресс-обучение свободному владению разговорной речью;
-
английский для детей;
-
подготовка к экзаменам ЕГЭ, TOEFL, IELTS;
-
интенсивное обучение иностранному языку;
-
групповые и индивидуальные занятия;
-
профильные курсы делового английского;
-
семейное обучение (с возможностью составления удобного расписания и домашнего обучения).
Перечень услуг и направлений обучения является открытым и определяется индивидуально для каждой лингвистической школы, исходя из ее целей, финансовых возможностей, состава персонала и т.д.
Данный проект предполагает открытие языковой школы, предлагающей следующие виды образовательных услуг:
-
Общая программа обучения английскому, немецкому, французскому, итальянскому, испанскому, китайскому и японскому языкам. Занятия в малых группах 4-6 человек и больших группах численностью 12-20 человек. В программу курса входит разговорный язык и грамматическая база. Для английского языка предполагается выбор программы в зависимости от уровня знаний – начальный, базовый, продвинутый;
-
Интенсивная (ускоренная) программа обучения английскому языку включает в себя три уровня – начальный, базовый, продвинутый;
-
Подготовка к экзаменам ЕГЭ, TOEFL, IELTS и так далее. Курс включает подготовку к различным международным тестированиям по иностранному языку, а также подготовку школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Предполагается наличие групповых и индивидуальных курсов;
-
Разговорный английский. Курс ориентирован на расширение словарного запаса и живую практику общения;
-
Деловой английский. Курс включает изучение грамматики, расширение лексического запаса, изучение специфической бизнес-терминологии;
-
Английский для детей: программы для детей 3-5 лет и 6-7 лет. Обучение построено на чередовании учебной деятельности и различных игр, что позволяет ученикам эффективно усваивать материал.
-
Услуги перевода – письменный перевод текстов с русского на английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, китайский, японский языки и наоборот. Осуществляется перевод различных видов документации, рекламные и другие тексты.
В соответствии с указанным перечнем услуг определяется необходимая площадь офиса, формируется штат сотрудников, составляется расписание занятий и планируется маркетинговая стратегия.
Где лучше всего открыть лингвистический центр: месторасположение и помещение для школы иностранных языков
Выбирая место для расположения лингвистического центра нужно руководствоваться несколькими параметрами:
Удобной транспортной развязкой (близость остановок, станций метро). Клиент не должны испытывать неудобств добираясь на учебу.
Наличие парковочных мест (желательно бесплатных).
Неплохо открыться в одном из центральных городских район, но подойдут и те, где плотность населения высока. В этом варианте первые клиенты наверняка предпочтут вечернюю форму обучения
Значит освещенность территории также имеет огромное значение.
Важно выбирать видное место – в 1-ой линии домов. Это даст возможность воспользоваться самым дешевым видом рекламы – вывеской.
Офисные центры с пропускной системой рассматриваются только при наличии отдельного входа.
Несколько слов о самом помещении. Для размещения нескольких классов вполне хватит 100-150 «квадратов».
Основные требования преимущественно затрагивают вопросы комфортности:
- Звукоизоляция каждой комнаты. Занятия, проводимые в одном кабинете, не должны мешать аналогичному процессу в другой аудитории.
- Хорошее освещение классов.
- Добротная система микроклимата.
- Оборудованный санузел.
- Возможность подключения к Интернету.
Не помешает комната для отдыха с возможностью выпить чай и перекусить. Многие ученики будут приходить после трудового дня.
Перспективы бизнеса и факторы риска
Сейчас наблюдается увеличение доли онлайн-образования. Россия занимает пятое место в мире по темпам роста в этой сфере — и цифра будет расти. Эксперты прогнозируют, что прирост составит 5-10% в год. Прибыль принесет разработка платформы, позволяющей заниматься удалённо. Можно совмещать онлайн-обучение с классической школой или вести отдельно.
Открывая языковую школу с нуля, предприниматель сталкивается с такими рисками:
Сезонность. Летом — спад спроса на образовательные услуги. Нивелировать риск удастся путем разработки грамотной маркетинговой стратегии, эффективной рекламной политики.
Повышение стоимости аренды. Предпринимателю лучше заключать долгосрочные договора.
Низкий объем продаж. Это, как правило — следствие пассивности при рекламе.
Нехватка специалистов. Снизить риск можно, привлекая сотрудников других школ и делая предложения о совмещении работы, взаимодействие с ВУЗами, готовящими переводчиков и преподавателей иностранного языка.
Репутационные потери из-за жалоб на качество обучения
Важно контролировать работу преподавателей, получать обратную связь от клиентов и проводить корректирующие мероприятия.
Спорные ситуации из судебной практики
Когда Рособрнадзор находит нарушение, компанию наказывают по 14.1 КоАП. ИП штрафуют на 4-5 тыс. ₽, ООО — на 40-50 тыс. ₽. Затем инспекторы приходят второй раз, чтобы проверить исправления. Значит, компании заодно придётся обязательно получить лицензию и соответствовать лицензионным требованиям. А это довольно сложно и дорого, а некоторые помещения вообще нельзя адаптировать под требования санпинов.
Поэтому предприниматели обращаются в суд и пытаются доказать, что они не занимаются образовательной деятельностью. Судебная практика очень неоднозначна, особенно на уровне районных судов.
Покажем на двух примерах:
Напомним, что суды ориентируются на Верховный суд, но не всегда принимают аналогичные решения. Есть шанс, что языковая школа или детский центр получат решение, как в первом случае, — и им не придётся платить штраф и возиться с лицензией.
Преподаватели и иные сотрудники
К выбору персонала стоит подходить основательно и выделить отдельный раздел в бизнес-плане по открытию языковой школы. К их поискам подключайте все ресурсы:
Будущие педагоги должны иметь высшее профильное образование, иметь опыт работы именно преподавателем
Также важно наличие собственных разработок. Разумеется, уровень владения языком — идеальный.
Количество учителей напрямую зависит от количества курсов, их видов и возрастных групп
Минимум, 2 лингвиста английского языка, 2 — французского, 2 — немецкого.
Кроме них, школа нуждается в администраторе. Он будет отвечать на телефонные звонки, принимать заявки, производить расчеты с клиентами, составлять расписание, комплектовать группы, обеспечение заведения канцелярией.
Должность бухгалтера может быть на непостоянной основе, т.е. периодическая. Например, раз в квартал специалист приглашается для подготовки отчетности и сдачи в компетентный орган.
Учреждению требуется управляющий. Он руководит всеми процессами, занимается развитием и продвижением организации, проводит маркетинговые акции, принимает сотрудников на работу. На эту должность выбирайте проверенного человека с опытом работы и навыками менеджмента.
Уборщицу пригласите на договорной основе. Достаточно 3-4 раза в неделю проводить комплексную уборку, а в остальные дни администратор ограничится влажной уборкой.
Реклама языковой школы
Реклама – основа для успешной работы проекта, а в условиях высокой конкуренции нельзя недооценивать ее значение и пытаться сэкономить на этой статье расходов.
Создайте свой сайт, где потенциальный учащийся сможет ознакомиться с программами занятий, узнать об особенностях школы и преподавателях. Поскольку большинство потенциальных учащихся – активно пользуются интернетом, целесообразно пригласить специалиста по контекстной рекламе и SEO-оптимизации сайта. Так ваш сайт будет на виду у целевой аудитории.
Предложите сотрудничество школам, средним и высшим учебным заведениям за процент.
Не стоит забывать и о традиционных методах: СМИ, наружная реклама, баннеры, флаеры и листовки по-прежнему приводят определенную долю клиентов.
Активная реклама – необходимая часть расходов, которую нужно заложить в ежемесячные траты. По оценкам специалистов – не меньше 25 000 рублей.
Открытие языковой школы — перспективное направление, которое часто выбирают преподаватели. Главное — правильный анализ целевой аудитории, формирование своего уникального предложения для учащихся, выбор места и каналов продвижения.
При грамотной и продуманной стратегии вы сможете окупить вложения в течение полугода и получать стабильную прибыль.
2 ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ
В современном мире роль иностранных языков стремительно возрастает. Особенно заметна эта тенденция в период кризиса, когда интерес к изучению иностранных языков резко увеличивается. Аналитики связывают это явление с желанием людей приобрести конкурентные преимущества, которые повысят их ценность, как специалистов. Однако мотивы выучить иностранный язык могут быть самые разнообразные: кому-то это требуется для работы, кто-то учит язык, чтобы свободно общаться в путешествиях за рубеж, кто-то готовится к поступлению за границу или к ЕГЭ, а для кого-то это становится хобби.
За последние десять лет отношение к изучению иностранных языков в России заметно изменилось. Во-первых, повысился спрос на данный вид услуг. Во-вторых, расширились возможности обучения – сегодня рынок предлагает различные способы изучения иностранных языков, и каждый желающий может найти ту форму обучения, которая подходит ему. Языковые школы и курсы, репетиторы, онлайн-обучение, занятия с преподавателем по Skype, поездки за рубеж и так далее.
Люди начинают осознавать преимущества знания иностранных языков, о чем говорят результаты социологического исследования:
-
97% опрошенных сказали, что путешествовать, зная иностранные языки, намного проще;
-
98% респондентов сказали, что второй иностранный язык поможет им в карьере;
-
95% считают, что изучение второго иностранного языка улучшит умственные способности;
-
1/3 предприятий хотят принять на работу человека со знанием иностранного языка в определенной сфере;
-
люди со знанием иностранного языка могут рассчитывать на повышение зарплаты 20%.
Цели для изучения языка разнообразные: 26% иностранный язык рассматривают как фактор карьерного роста, 23% изучают язык для профессионального развития, 20% не ставят определенной цели и учат язык для саморазвития, 12% учат язык, планируя эмиграцию, 8% — для сдачи экзаменов в школе или ВУЗе, а 7% — для сдачи международного экзамена TOEFL, IELTS. 4% учат язык, чтобы свободно общаться в путешествиях.
На российском рынке 76% обучающихся выбирают английский язык, немецкий – 10%, а французский – 7%. Остальные 7% приходятся на японский, китайский и другие языки. Стоит отметить, что изучение азиатских языков в последнее время набирает популярность.
При ответе на вопрос, какой бы иностранный язык они хотели выучить, респонденты указывали: 25% — английский, 7% — французский, немецкий – 5%, испанский – 4%, китайский – 3%, итальянский – 3%, японский – 1%.
57% опрошенных считают, что без знания иностранного языка в современном мире обойтись нельзя – и, в частности, потому, что он нужен для поездок в другие страны и это является требованием времени.
При этом 46% опрошенных, которые не владеют иностранными языками, хотели бы получить эти знания.
Таким образом, обучение иностранными языками пользуется большим спросом, а популярность этого вида услуг растет с каждым годом.
На сегодняшний день в наиболее крупных городах России распространена практика изучения иностранных языков в языковых школах и курсах, которые способны создать необходимые условия. В таблице 1 отражено примерное количество языковых школ и курсов в разных городах России по состоянию на начало 2017 года.
Также популярность набирает online-обучение: за последние два года создано не менее 15 online-ресурсов. Тем не менее, потребители отдают предпочтение языковым школам.
Стоимость образовательных услуг в сегменте изучения иностранных языков различна, в зависимости от формы обучения – в группе, индивидуально за один академический час, или приобретение всего учебного курса. Кроме того, стоимость занятий варьируется в зависимости от языка – так, например, изучение английского языка в связи с его популярностью будет стоит намного дешевле, нежели изучение японского языка. Поэтому при создании языковой школы необходимо четко понимать, какие языки включать в программу.
Таким образом, динамичное развитие рынка платных образовательных услуг в сегменте иностранных языков позволяет говорить об инвестиционной привлекательности данного бизнеса.
5 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Открытие языковой школы включает в себя следующие этапы:
Регистрация в государственных органах. В соответствии со ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ», дополнительное образование подлежит лицензированию. Государственная пошлина на лицензию составляет 6000 рублей. Следует также определиться, будет ли вы выдавать ученикам документ, подтверждающий прохождение того или иного языкового курса. Для выдачи документа государственного образца об окончании обучения необходимо получить лицензию в местном отделе Минобразования. Наиболее простым вариантом является организация языковой школы с индивидуальной преподавательской деятельностью – лицензия в данном случае не понадобится, но и права выдавать документацию, подтверждающую квалификацию выпускников, не будет. Для реализации проекта предполагается создание языковой школы без права выдачи документа государственного образца. Для ведения коммерческой деятельности регистрируется ИП с упрощенной системой налогообложения («доходы» по ставке 6%). Виды деятельности согласно ОКВЭД-2:
Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки
Деятельность по письменному и устному переводу.
Местоположение и выбор офиса. Удачное местоположение предполагает близость к учебным заведениям, торговым центрам, людным улицам. Желательно наличие бесплатной парковки и удобной транспортной развязки
Также при выборе помещения необходимо обратить внимание на освещение, санитарное состояние, наличие санузла и других технических характеристик. Оптимальный размер помещения под языковую школу – от 100 м2 – этой площади хватит для двух классов и приемной с ресепшеном
Если предполагается оказывать услуги по индивидуальному обучению, то рекомендуется предусмотреть небольшой кабинет для этого.
Для реализации данного проекта предполагается взять в аренду офис площадью 100 м2 с расположением в одном из спальных районов. Стоимость аренды такого помещения с ремонтом составит в среднем 70000 рублей для города с населением около 1 млн. жителей. Планируется разместить 2 учебные аудитории и холл с ресепшеном. Одна аудитория будет специализированной для занятий по английскому языку, где занятия будут проходить ежедневно. Вторая аудитория будет использоваться для занятий по другим языкам. Данное разделение позволит грамотно оформить пространство и облегчит составление расписания занятий.
Подбор кадров. Для языковой школы наличие квалифицированных кадров – один из главных параметров, поэтому следует тщательно подойти к отбору персонала. Поиск сотрудников можно осуществлять следующим образом: на специализированных сайтах; сбор информации через знакомых; мониторинг преподавателей общеобразовательных и частных школ с последующим предложением о трудоустройстве.
Состав преподавателей определяет и расписание языковой школы. Предполагается, что график работы будет с 10:00 до 20:00 без выходных, поскольку наличие групп выходного дня позволит обслуживать большее количество клиентов.
Средняя продолжительность курса по изучению иностранного языка составляет 4-8 месяцев, или 72-144 академических часа. По окончании курса учащиеся сдают тест, который оценивает уровень знаний, полученных в ходе обучения. Набор в группы осуществляется 2 раза в месяц по английскому языку и 1-2 раза по другим языкам. Основной поток учащихся приходится на вечерние группы (с 17:00 до 20:00). Малые учебные группы состоят из 4-6 человек, а большие из 8-16 человек. Рекомендуется четное количество учеников в группе, поскольку в процессе обучения зачастую приходится разбивать группу на пары для выполнения заданий, что повышает результативность такого обучения.
В таблице 2 приведен план продаж и расчет выручки за первый год функционирования языковой школы. План реализации составляется с учетом режима работы, количества реализуемых курсов и их продолжительности. Так например, интенсивный курс изучения английского языка занимает 72 академических часа, а общий курс – 144 часа.
Таблица 2. План реализации в первый год работы языковой школы
Наименование иностранного языка |
|
|
|
---|---|---|---|
Английский |
120 |
12000 |
1440000 |
Немецкий |
98 |
13000 |
1274000 |
Французский |
97 |
13000 |
1261000 |
Испанский |
90 |
14000 |
1260000 |
Итальянский |
79 |
14000 |
1106000 |
Китайский |
44 |
16000 |
704000 |
Японский |
50 |
16000 |
800000 |
Услуги перевода |
320 |
250 руб/ 1000 зн. |
80000 |
ИТОГО |
|
Юридические аспекты
Для начала определитесь с формой организации заведения. Если это будет индивидуальное предпринимательство, после окончания обучения, клиенты не получат никаких документов, подтверждающих полученные знания. ИП не нуждается в лицензии. Это проще в плане формальностей и ведения дел. Подобная школа подойдет для людей, которые обучаются исключительно для себя, а дипломы и сертификаты не нужны.
Если же вы хотите подтверждать знания своих учеников, необходимо государственное лицензирование. Лицензия выдается местным отделом Образования. После окончания, клиенты получают документы установленного образца об уровне владения языком. Сертификат – дополнительный плюс для кандидата на определенную должность. Бывают варианты, когда в конце обучения предоставляется диплом дополнительного образования.
Бизнес-план языковой школы с расчетами начинается с правильного оформления документов. Индивидуальное предпринимательство легче оформить, но, как говорилось выше, оно не дает право на выдачу документов для клиентов о прохождении обучения. Открывайте Негосударственное образовательное учреждение, которое создано собственниками и осуществляет образовательные процессы.
Перед регистрацией, руководство должно предоставить следующее:
- полное название;
- адрес;
- контактные телефоны;
- паспортные данные персонала;
- информацию об учредителях;
- сведения о налогообложении;
- устав организации;
- эскиз печати.
К уставу отдельные требования. Он разрабатывается с учетом требований, изложенных в законе № 3266-1 «Об образовании»:
- название НОУ;
- адрес;
- данные об учредителях;
- типы научных программ;
- языки преподавания;
- правила зачисления и отчисления;
- продолжительность занятия;
- порядок управления и владения имуществом;
- правила набора сотрудников;
- ликвидация.
Регистрация осуществляется в Министерстве юстиции. Чтобы не получить отказ, следует внимательно проработать все нюансы уставного документа. В течение всего времени деятельности, за учреждением ведется постоянный контроль со стороны государства.
Если регистрация будет в форме индивидуального предпринимателя (что значительно легче оформить), то налогообложение будет подоходным – 6%. По ОКВЭД, виды деятельности:
- образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки;
- деятельность по письменному и устному переводу.
Финансовые показатели
Среди преимуществ бизнеса в сфере детского онлайн-образования — возможность запуска проекта с небольшими инвестициями. Конечно, среди крупных проектов нередки случаи, когда в открытие онлайн-школы вкладывались шестизначные суммы, однако большинство предпринимателей на старте все же предпочтет запуститься, ограничившись малыми вложениями.
Наибольшие затраты придется понести в сфере маркетинга и оцифровки бизнеса.
-
Запуск первичной контекстной рекламной компании в сети: 50 000 рублей (далее бюджет на продвижение можно уменьшить, поскольку начнет работать так называемое “сарафанное радио” — ученики и их родители станут рекомендовать вашу онлайн-школу своим друзьям и знакомым, что уменьшит затраты на формирование новых групп).
-
Разработка сайта: 10 000 рублей
-
Предоплата за использование готовой площадки для онлайн-обучения: 10 000 руб.
-
Настройка и продвижение аккаунта в соцсетях: 20 000 рублей, включая услуги интернет-маркетолога
-
Затраты на открытие бизнеса (800 рублей госпошлина за лицензию, плюс госпошлина за открытие ИП или ООО, а также услуги консалтинговой компании по желанию): до 5000 руб.
Итого при открытии детской онлайн-школы на начальном этапе можно уложиться до 100 000 рублей.
Доходы онлайн-школы
Теперь что касается выручки. Аналитика российского онлайн-образования свидетельствует, что средний размер трат на детские курсы в стране пока меньше, чем на образование взрослого населения. Если за курсы совершеннолетних пользователей в 2020 году в среднем клиенты отдавали от 30 000 до 50 000 рублей, то по детским обучающим программам средний чек меньше — порядка 15 000 рублей (в среднем около 5 тысяч рублей в месяц).
Размер вознаграждения преподавателя варьируется и в среднем составляет порядка 40 процентов от выручки. Таким образом, сформировав минимум 5 группы из 5-6 человек с ежемесячной выручкой в 30 000 рублей каждая, предприниматель получит ежемесячно порядка 150 000 рублей.
Ежемесячные траты включают в себя следующие пункты:
-
Выплата сдельной заработной платы преподавателям — 60 000 руб.;
-
Затраты на онлайн-маркетинг — 20 000 руб.;
-
Налог: 9000 руб. (при работе ИП На УСН по системе 6 процентов от дохода). Кстати, в качестве альтернативы по оптимизации налоговой базы некоторые сейчас стали переходить на патентную систему — это 20 000 – 30 000 рублей в год в зависимости от региона.
Таким образом, чистая прибыль предпринимателя при указанном объеме учащихся составит 61 000 рублей. С одной стороны немного, однако не стоит забывать о некоторых положительных моментах:
-
Сумму вложений мы рассматривали минимальную, поэтому срок окупаемости онлайн-школы не превысит 2 месяцев.
-
Как любой другой проект в сфере услуг, онлайн-школа со временем начнет обрастать новыми клиентами по рекомендациям. Свой рост показывают с течением времени аккаунты в соцсетях.
-
Отложенный спрос, что особенно актуально в случае сезонности обучения (например, подготовка к ЕГЭ или поступлению в ВУЗы).
Если учесть ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии, весьма велика вероятность того, что с течением времени прибыль от бизнеса будет расти. Закладывают существенное увеличение оборотов в сфере онлайн-обучения и эксперты ВШЭ (Высшей школы экономики). По их подсчетам, рынок обучения в сети в России по итогу 2020 года составит 40 миллиардов рублей, а уже через 3 года, в 2023-ем, вырастет до 60-ти. Поэтому в списке ниш для развития бизнеса в наступающем двадцать первом мы, безусловно, отдаем онлайн-школам одну из лидирующих позиций в топе.
Денис Малеев, эксперт портала openbusiness.ru Связаться с автором: dm@openbusiness.ru(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
24.12.2020
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Рекламное продвижение бизнеса
Чтобы занять свою нишу в сегменте преподавания английского языка, нужно не только гарантировать качественное обучение, но и уметь преподнести свое заведение. На стадии становления школы или курсов без мощной рекламной поддержки не обойтись.
Объявления о наборе в группы по изучению английского языка можно дать по телевидению и в газетах. Неплохим вариантом будет установка баннеров на улицах и раздача листовок. Можно предоставлять небольшую скидку предъявителям флаеров, это всегда привлекает людей воспользоваться новыми услугами.
Визитки с информацией о работе школы английского языка можно оставлять в торговых и фитнес- центрах, салонах красоты, туристических фирмах и визовых службах. Это места, где бывают потенциальные клиенты.
Кампания по продвижению будет стоить дорого, на нее необходимо заложить достаточное количество средств в бюджете будущего предприятия. Но грамотная реклама школы позволит быстро окупить расходы на ее основание.
Небольшое учебное заведение вполне реально открыть, имея стартовый капитал в пределах полумиллиона рублей. Рентабельность бизнеса невысока. Она составляет около 10%. Однако грамотная реклама и высокий уровень предлагаемых образовательных услуг позволят окупить бизнес через 1-1,5 года и получать стабильный доход.
Рынок сбыта
Людей, обучающихся в школе иностранных языков, можно поделить следующим образом:
- По цели, которую преследует будущий ученик:
- он желает подтянуть уже существующий уровень изучения языка для более комфортных путешествий и свободного общения с иностранцами;
- клиент желает получить знания, обеспечивающие продвижение по карьерной лестнице;
- желание соответствовать времени, быть образованным и компетентным;
- ученик, желающий дополнительно заниматься языками для поступления в высшее учебное заведение.
- По имеющимся пожеланиям к ведению занятий. Здесь клиент может потребовать осуществлять процесс обучения языкам в малых группах (где есть несколько человек) для достижения максимального результата, а также просьба проводить занятия в тот или иной промежуток времени, когда ученику это удобно.
- Возраст учеников:
- дошкольники, школьники и студенты, которые желают выучить язык перед поступлением на следующую ступень обучения;
- зрелые люди, имеющие работу, преследующие цели продвижения по карьерной лестнице, а также желающие повысить качество собственного отдыха за рубежом;
- пожилые люди, желающие познавать мир и открывать для себя новые грани.
Таким образом, прежде чем открыть школу иностранных языков, следует тщательно обдумать, с какой аудиторией вы намерены работать, так как от этого будет зависеть направление работы школы.
Обязательно следует изучить, сколько в вашем родном городе уже открыто подобных заведений, где они находятся, какие отзывы у школ, и пользуются ли они популярностью среди населения. Проанализировав все данные, вы без проблем сможете понять, в чем будет заключаться преимущество конкретного вашего бизнеса, в чем его уникальность и чем он сможет привлечь аудиторию.
Какие необходимы вложения
Бизнес-план школы иностранных языков не предполагает больших затрат. Это недорогой в организации и быстроокупаемый вид бизнеса. Основную часть затрат составит аренда помещения. Если у предпринимателя есть подходящее помещение в собственности (аудитория площадью примерно 50-70 квадратных метров), расходы на открытие школу и вовсе уменьшаются до нескольких десятков тысяч рублей. Аренда подходящего помещения обойдётся в среднем в 30-60 тысяч рублей.
Желательно расположить школу в удобном районе, в центральной части города. Чем удобнее клиентам добираться до места занятий, тем больший поток занимающихся придёт на уроки. Аудитория для занятий должна быть хорошо отремонтированной, светлой, уютной. Лучше подобрать помещение, где ремонт уже сделан. В противном случае, понадобится вложить примерно 50 тысяч рублей в оформление аудитории.
Для занятий необходимы столы со стульями. Их число зависит от численности группы: обычно в языковых школах самые большие группы не превышают 15 человек, соответственно, достаточно 8 столов и 16 стульев. Преподавателю нужны отдельные стол, стул или офисное кресло. Приобрести мебель можно также в пределах 50 тысяч рублей.
Аудитория должна быть оснащена доской для письма (меловой или с маркерами). Дополнительное оборудование, такое как ноутбуки, принтеры, проекторы стоит приобретать через несколько месяцев, когда появится первая прибыль.
Что касается методических материалов, то закупать комплекты учебников и рабочих тетрадей необязательно. Современные методики изучения языка делают упор на живое общение, аудиовизуальное восприятие, а не механическое выполнение однотипных упражнений. Необходимые дидактические материалы, тексты для чтения и перевода можно находить в интернете и печатать самостоятельно. Кроме того, у большинства преподавателей уже накоплен солидный запас самых разных тестов и задач.
Таким образом, первоначальные вложения в открытие школы не превышают 200 тысяч рублей. А в случае, если есть возможность арендовать помещение с хорошим ремонтом и подходящей мебелью, первоначальные затраты не превысят 100 тысяч рублей.