Правило (стандарт) аудиторской деятельности
Содержание:
- Как проводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
- Виды аудита
- Структура документа
- Как же получить аудит?
- Федресурс: для чего он нужен
- Как проводится проверка
- Возможные проблемы из-за неопубликования сведений на Федресурсе
- Какие документы проверяют
- Основные виды и примеры аудиторских заключений
- Аудит в 2021 году: выгоды и преимущества
- Виды аудиторских заключений
- ОТЧЕТ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ / АУДИТОРА ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОРГАНУ
- Аудиторское заключение: понятие
Как проводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
Законодательство не устанавливает временные границы для аудита отчетности организации. Определены исключительно сроки для предоставления АЗ (когда это обязательно) – до 31 декабря года, следующего за отчетным.
Добровольная проверка отчетности может быть начата в любое время и за любой период.
Есть два варианта организовать работу:
- один раз в год;
- в несколько этапов в течение года.
Методики проведения обязательного и инициативного аудита немного отличаются ввиду различия поставленных задач.
Проведение обязательного аудита регламентировано жесткими рамками, сроками с выборочной проверкой и выявлением существенных ошибок, способных повлиять на выводы аудитора.
Например, есть ограничения по срокам представления проверенной отчетности на годовом собрании собственников: для обществ с ограниченной ответственностью — до 30 апреля, а для акционерных обществ — до 30 июня. После утверждения отчетности собственниками исправления вносить не разрешается. Следовательно, нужно успеть внести возможные корректировки до указанных сроков.
Инициативный аудит финансовой отчетности организации не имеет таких ограничений. В основном для него характерна методика почти сплошного анализа информации и возможность решения широкого спектра задач. Часто в рамках таких проверок оказывается также консультативная помощь по применению новых норм законодательства, которых очень много в последнее время.
Следует отметить, что в своей работе аудиторы руководствуются 48-ю МСА, куда входит стандарт контроля качества. МСА являются общепризнанными, высококачественными стандартами аудита.
Использование в работе именно международных стандартов исходя из установленных методик требует, с одной стороны, высокой квалификации специалистов, а с другой — помогает проводить глубокий анализ всей деятельности, значительно повышает вероятность выявления рисков существенного искажения информации и дает возможность обнаружения скрытых резервов.
Следует отдельно отметить, что качество услуги сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. Для быстрого проведения проверки рекомендуем детально подготовиться. Компания должна предоставить организационную и финансовую документацию, аналитические справки, бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Проведение проверки происходит примерно в таком порядке.
Сначала предварительное планирование — знакомство с организацией, прояснение фронта работ, уточнение целей, цены и заключение договора.
Следующий этап — составление плана проверки, включающего порядок и объем работ с учетом состояния системы учета и внутренних бизнес-процессов компании.
Наконец, собственно, проверка организации, которая заключается в сборе информации, анализе представленных документов, проверке их на соответствие закону. Осуществляется экспертная оценка применяемых организацией методик и расчетов в зависимости от специфики отрасли. При необходимости проводятся контрольные инвентаризации по фактическому наличию материальных ценностей на предприятии.
Чтобы сократить расходы предприятия на проведение аудита, стандартами аудита предусматривается изучение не каждой хозяйственной операции и документа, а части из них. Выборка операций и документов производится так, чтобы возможные ошибки, даже если они не будут выявлены, не исказили бы основные показатели бухгалтерской отчетности.
Аудитор для достижения оптимального эффекта за минимальное количество времени, должен подходить к проверке организации максимально комплексно. Поэтому здесь часто применяется математическая статистика, где для вывода о всех операциях в бухгалтерской отчетности достаточно проверить относительно небольшую часть из них.
При обнаружении ошибок аудитор сообщает о них, иногда еще во время работы. В этом случае организация имеет возможность внести исправления сразу либо оставить всё без изменений. Аудитор же, согласно требованиям стандартов, оценивает, являются ли существенными неисправленные ошибки у бухгалтерии, и соответствующим образом формирует свои выводы, отражаемые в отчете и аудиторском заключении.
Наконец, итоговая часть — составление отчета, а именно документа, содержащего сведения обо всех найденных отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также выводы и рекомендации по их устранению.
При обязательном аудите организации оформляется также аудиторское заключение — официальная оценка достоверности предоставленной бухгалтерией отчетности.
ПОЛУЧИТЕ
КОНСУЛЬТАЦИЮ
АУДИТОРА
Виды аудита
В соответствии с действующим законодательством, выделяют два вида аудиторского контроля:
- Произвольный или инициативный аудит, то есть тот, который проводится по желанию руководства компании.
Обязательный аудит проводится один раз в год. Объектом проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Компании обязаны предоставить в ИФНС аудиторское заключение в течение 10 рабочих дней после получения такого заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Подать заключения по бухгалтерским отчетам 2020 требуется до конца 2021 года (п. 5 ст. 18 ).
Напомним, что субъекты, которые подвержены ежегодному обязательному аудиту, указаны в статье 5 закона № 307-ФЗ. Вот все случаи обязательного аудита в 2021 году:
- акционерные общества;
- страховые организации, общества взаимного страхования;
- кредитные учреждения, бюро кредитных историй;
- клиринговые компании;
- государственные, муниципальные предприятия;
- негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании;
- товарные и фондовые биржи;
- профессиональные участники рынка ЦБ;
- организаторы и операторы лотерей ();
- саморегулируемые организации ();
- учреждения накопительно-ипотечной системы ().
Законодатели предусмотрели ряд дополнительных условий для компаний, чья годовая отчетность должна пройти обязательный аудит в 2021:
- при допуске ценных бумаг компании к торгам;
- при составлении консолидированной отчетности, кроме государственных и муниципальных госучреждений;
- при превышении объема выручки в 800 миллионов рублей в год, кроме унитарных госпредприятий и сельхозкооперативов;
- суммарный актив баланса для обязательного аудита на конец года превысил 400 миллионов рублей;
- обязанность закреплена в отдельных нормативно-правовых актах или локальных распоряжениях руководства компаний.
А вот последние новости про обязательный аудит в 2021 — с 01.01.2021 внесены поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», изменившие требования к проведению контроля для фондов и коммерческих организаций.
Для фондов введен лимит поступления имущества и денежных средств за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, — свыше 3 млн рублей. При поступлениях меньше этой суммы проверка отчетности не обязательна.
Для организаций изменился один из критериев. Теперь учитывается не выручка, а доход за год, предшествующий отчетному. Этот показатель — сумма строки 010 и строки 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль.
ВАЖНО!
ООО должны проводить обязательный аудит за 2020 год с учетом новых лимитов:
- доход от предпринимательской деятельности за год, предшествующий отчетному, составляет более 800 млн рублей;
- сумма активов бухгалтерского баланса на конец прошлого года составляет более 400 млн рублей (строка 1600 баланса).
В законе есть оговорка о том, что освобождение от проверки не действует, если до 01.01.2021 уже начата аудиторская проверка бухгалтерской финансовой отчетности по договору со специализированной организацией или индивидуальным аудитором. В этом случае новые правила применяются, начиная с отчетности за 2021 год. Для акционерных обществ лимиты не действуют, а проверка является обязательной при любых условиях, как это предусмотрено статьей .
Полный перечень тех, кто обязан предоставить аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности 2020, — на официальном сайте Минфина.
Структура документа
Структура аудиторского заключения соответствует положениям нормативных актов и федеральных стандартов. В содержании документа предусмотрены:
- наименование;
- адресат (лица, которые получат документ в соответствии с договором – собственник, совет директоров и другие);
- сведения об аудиторской фирме – адрес, сведения о СРО, номер в реестре аудиторов;
- данные о компании, где проводится аудит – адрес, реквизиты, наименование;
- перечень отчетных документов, которые были рассмотрены в ходе проверки;
- сведения об объеме работ, на базе которых сформировано профессиональное мнение о достоверности отчетной информации;
- мнение аудитора;
- итоги, дата проверки, подпись.
Составление заключения происходит в письменном виде. Датой его подписания является день окончания аудиторской проверки. Если впоследствии выявляются факты, которые оказывали влияние на финансовую отчетность, действия проверяющего лица могут быть следующими:
- аудитору необходимо проанализировать, нужно ли отражать произошедшие изменения в финансовой отчетности;
- согласовать с руководством предприятия вопрос о праве на дополнительную работу;
- действовать по ситуации, понимая значимость события и время, когда о нем стало известно.
Обычно аудитор пересматривает финансовую отчетность, однако это возможно только с разрешения начальства проверяемого предприятия. При получении отказа специалисту следует уведомить вышестоящее руководство компании и оповестить третьих лиц о том, что на заключение не следует полагаться. Ответственность за события, которые происходят после подписания заключения, аудитор не несет.
На документе имеют право ставить подписи следующие специалисты:
- руководители аудиторской организации;
- индивидуальные аудиторы с указанием квалификационного аттестата и периода его действия.
К заключению на бумажном носителе прилагаются анализируемые финансовые документы предприятия. Их датируют и подписывают в соответствии с принятыми правилами, предъявляемыми к отчетности. Документы пронумеровывают и прошнуровывают, опечатывают аудиторской печатью и указывают общее количество листов. Число предоставляемых экземпляров оговаривается с руководством предприятия. У каждой стороны должно остаться не менее одного заключения с прилагаемой отчетностью.
Как же получить аудит?
Теперь, когда вы знаете достаточно о проведении аудита, настала пора узнать, как получить результат этой проверки и где можно оставить заявку. Обратившись в Росстат в вашем регионе, вы имеете полное право получить услугу, которая называется «Обеспечение заинтересованных пользователей данными финансовой отчетности юридических лиц, работающих на территории РФ». Для составления заявки вы должны быть либо физическим, либо юридическим лицом.
Уже через 10 дней после предоставления документов, вам дадут заключение, содержащее оценку вашей бухгалтерской деятельности. Результат проверки может быть доставлен как в электронной форме, так и по почте. На доставку требуется около 2 недель. Узнать обо всех документах, которые необходимо подать в Росстат, вы можете, изучив 183 приказ Росстата РФ, датированный 20 мая 2013 года.
Федресурс: для чего он нужен
Результаты и факты деятельности юрлиц и ИП обязаны находиться в открытом доступе для любого заинтересованного пользователя (абз. 3 п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — далее Закон № 129-ФЗ).
Для размещения таких сведений и существует сайт www.fedresurs.ru. Это портал Единого федерального реестра сведений (так называемый Федресурс), который работает с 2013 года.
Федресурс ведется только в электронном формате и служит для сбора и единения данных, имеющих большое значение для бизнеса.
Обязанность юридических лиц, чья отчетность подлежит обязательному аудиту — вносить аудиторские заключения (АЗ) в Единый федеральный реестр, — установлена п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).
Не путайте Федресурс с ГИР БО (bo.nalog.ru), где налоговые органы размещают АЗ организаций, представленные к их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пока размещение АЗ в ГИР БО не освобождает организации от размещения информации о нем на Федресурсе. Но уже законодатели думают об этом. В Госдуму внесен законопроект, предлагающий отменить требование о размещении на Федресуре информации о результатах обязательного аудита бухгалтерской отчетности, если отчетность и аудиторское заключение о ней содержатся в ГИР БО.
Также обратите внимание, что для акционерных обществ размещение сведений из АЗ на Федресурсе не отменяет размещение АЗ на своем сайте и направление его в налоговую (в ГИР БО). Ольга ЛегоньковаДиректор по развитию, методолог
Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR
Узнайте,
подлежите ли Вы
обязательному
аудиту
Заказать звонок
Ольга ЛегоньковаДиректор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR
Узнайте,
подлежите ли Вы
обязательному
аудиту
Заказать звонок
Следует, однако иметь ввиду, что Федресурс — это информационный портал, который аккумулирует общедоступные сведения о деятельности организаций.
В связи с этим публикации не подлежат результаты заключений, которые содержат гос.тайну или коммерческую тайну (охраняемую законом).
Кроме сведений об аудиторском заключении компании обязаны также публиковать и прочие сведения о себе. Например, сейчас Федресурс предлагает чек-лист сведений, которые подлежат публикации. Приведем небольшую выдержку из него:
Сведения, подлежащие публикации в ЕФРСФДЮЛ |
---|
1. Сведения о результатах обязательного аудита |
2. Сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности |
3. Сведения о стоимости чистых активов (для АО) |
4. Сведения о членстве в СРО и прекращении членства в СРО |
5. Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества (при размере чистых активов |
6. Уведомление о ликвидации юридического лица |
7. Уведомление о реорганизации юридического лица |
8. Уведомление об уменьшении уставного капитала |
9. Сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ |
10. Сведения о возникновении/изменении/прекращении обременения залога принадлежащего лицу движимого имущества |
11. Сведения о стоимости чистых активов (для ООО) |
Перечень освобожденных от размещения сообщений на портале Федресурс можно найти в п. 2, ст. 7 Закона № 129-ФЗ.
Размещение АЗ на Федресурсе — это в большинстве случает не только лишние хлопоты, но и полезная процедура, которая может иметь свои плюсы как для организаций, чьи данные размещаются, так и для тех, кто ими пользуется.
Конечно, размещение данных на открытом, общедоступном портале повышает открытость компании, что может не нравится компаниям с низкими финансовыми показателями или получившими модифицированное аудиторское заключение. Но такая открытость защищает интересы кредиторов и потенциальных инвесторов.
В тоже время компании с успешными финансовыми показателями и положительным АЗ будут иметь конкурентное преимущество при выборе их в качестве партнеров.
Как проводится проверка
Стандарты проведения аудиторских мероприятий прописаны в законодательстве РФ. Кроме того, некоторые правила могут содержаться в учетной политике организации.
В процессе проверки учитываются многие параметры:
- направление деятельности компании;
- квалификация персонала;
- темпы роста;
- финансовое состояние и т.п.
Далее просматриваются и анализируются предоставленные документы, а также действия, производимые сотрудниками предприятия.
Часто аудиторские мероприятия занимают несколько дней, а то и недель – конкретный период оговаривается индивидуально и зависит от множества факторов, в том числе размера организации, наличия структурных подразделений и филиалов, длительности периода, за который проводится проверка и т.д.
В любом случае, аудит не проводится чаще одного раза в год.
Возможные проблемы из-за неопубликования сведений на Федресурсе
Передача актуальной информации в реестр обязательна. В случае неопубликования сведений или подаче недостоверных сведений КоАП РФ предусмотрены штрафы:
Если организация опоздала с размещением АЗ на Федресурсе, то ее руководитель может отделаться предупреждением или ему придется заплатить штраф 5000 руб. (п. 6-8 ст.14.25. КоАП РФ).
Непредставление или представление недостоверных сведений (с ошибками) грозит должностному лицу организации потерей 5-10 тыс. руб. А внесение заведомо ложных сведений (например, когда организация не получила АЗ, а в Федресурсе указала придуманные данные) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10.000 до 15.000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
С января 2021 Прокуратура РФ сама выявляет нарушителей, которые не разместили в Федресурсе обязательную информацию и направляет им протоколы о возбуждении дел об административном правонарушении.
Какие документы проверяют
В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:
- бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
- налоговые декларации;
- первичная документация;
- уставные документы;
- разрешения, лицензии и многое другое.
Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.
К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.
Основные виды и примеры аудиторских заключений
Чаще всего аудиторские заключения готовятся со ссылкой на МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» и МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении». МСА – это международные стандарты аудита.
Данные акты выделяют итоговые аудиторские документы с выражением модифицированного и немодифицированного мнения (говоря понятным языком: существенные недостатки в отчетности выявлены или не выявлены)
Однако до аудита годовой отчетности важно вести мониторинг документооборота и проводить аудит промежуточной отчетности в течение года
Важными, непростыми и, по мнению автора, первичными задачами организации, передающей отчетность на аудит, являются:
- правильный выбор специалистов;
- промежуточный, выборочный аудит. Его качество и регулярность.
Последний направлен на проверку ведения документации с выдачей рекомендаций по устранению ошибок (при наличии) и подготовки промежуточных аудиторских заключений. Проводится и готовится промежуточно до подготовки и подписания основного обязательного аудиторского заключения по итогам отчетного периода.
Вкупе два указанных выше фактора позволят получить положительные аудиторские заключения с немодифицированным мнением.
Вернемся к примерам.
Немодифицированное или «положительное» мнение к аудиторскому заключению. Выносится, когда отчетность и отраженная в отчетности финансовая, бухгалтерская, хозяйственная деятельность полностью соответствуют всем нормам и правилам без оговорок и дополнений.
Модифициованное. Выносится, когда есть существенные искажения отчетности, ошибки, или невозможно получить доказательственную базу для подготовки аудиторского заключения в полном объеме.
Три типа модифицированного мнения (по МСА 705) к аудиторскому заключению:
-
Мнение с оговоркой
Выносится, когда
- несмотря на достаточность предоставленных доказательств, имеющиеся искажения в документах, отчётности являются существенными;
- невозможно получить все необходимые доказательства для обоснования своей позиции (мнения) и имеющиеся искажения документов, отчетности являются существенными, но не решающими.
-
Отрицательное
Когда не смотря на достаточный объем доказательственной базы, имеющиеся искажения документов, отчетности являются не только существенными, но и всеобъемлющими.
-
Отказ от выражения мнения
Данный вид модифицированного мнения можно назвать «крайним» для аудиторского заключения. Выносится отказ при существенных искажениях документов, отчетности либо невозможности получения доказательств. При этом неопределенность и искажения документов и отчетности, несоответствия имеют всеобъемлющий характер.
Требования к аудиторским заключениям с модифицированным и немодифицированным мнением отражены в МСА 700 и 705 соответственно.
Аудит в 2021 году: выгоды и преимущества
Аудит дает бизнесу помимо помощи в соблюдения требований законодательства много других бонусов.
Например, предоставляет достоверную информацию о финансовом состоянии компании, ее доходах и прибыли для принятия различных стратегических и управленческих решений.
Дает уверенность в компетентности сотрудников финансовой службы, а также оказывает им поддержку в части помощи в исправлении ошибок, консультировании по сложным вопросам учета и трактовки законодательства.
Помогает выявить слабые места в учете и предпринять меры по устранению проблем до их выявления контролирующими органами и таким образом свести к минимуму вероятность назначения выездной налоговой проверки. Так как ФНС использует риск-ориентированный подход для отбора претендентов на выездную налоговую проверку и рассматривает тех, кто попал в высокую зону налогового риска.
Отметим еще дополнительные «фишки» аудита для бизнеса:
- минимизацию рисков для собственников и руководства в части привлечения к ответственности за неполную уплату налогов.
- помощь в проведении инвентаризаций;
- корректность расчета чистой прибыли для выплаты дивидендов.
Компания может также пригласить экспертов для проведения инициативного аудита с учетом индивидуальных потребностей предприятия. Однако мы считаем, что наиболее эффективным подходом к проверке компании является системный комплексный аудит. Такую услугу предлагает одна из крупнейших аудиторских фирм г. Москвы ООО «Правовест Аудит».
Помимо самой проверки финансово-хозяйственной деятельности организации системный комплексный аудит включает в себя:
- консультационную помощь в течение всего периода подготовки бухгалтерской отчетности;
- отслеживание корректности налогового учета, формирования налоговой базы;
- анализ скрытых налоговых рисков и финансовых резервов;
- консультации с аудиторами, экспертами по бухучету, налоговыми юристами;
- поддержку и при необходимости судебную защиту налоговых юристов в течение трех лет с даты окончания проверки;
- в случае выездной проверки — ее сопровождение: анализ правомерности требований, совместное присутствие на опросах, подготовка и подача разногласий.
Например, по результатам системного комплексного аудита у одного из клиентов «Правовест Аудит» выявил, что компания в налоговом учете не создавала резерв на оплату отпусков работникам, что составило 29 080 тыс. руб. Таким образом, если бы компания воспользовалась возможностью по созданию резерва, она законным образом могла бы уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на 29 080 тыс. руб. и, следовательно, сумму уплаченного налога на прибыль на 5 816 тыс. руб.
Занимаем 17 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России
Система менеджмента качества соответствует стандарту ISO 9001:2008
Членство в Институте профессиональных бухгалтеров
В составе WiseAdvice Consulting Group
Мнение редакции
Обязательный аудит не стоит воспринимать исключительно как навязанную государством «обязаловку». Это действительно важная и полезная процедура, которая поможет вовремя обнаружить не только проблемы и серьезные налоговые риски, но и законные финансовые резервы, которые до поры были скрыты.
Главное – доверить проведение полезного аудита надежным и профессиональным аудиторам.
Виды аудиторских заключений
В п. 14 приложения № 1 к приказу Минфина № 46н уточняется, что аудитор по результатам проверки может вынести одно из установленных заключений. Законодатель выделяет следующие варианты:
- Безоговорочно положительное заключение (немодифицированное). Данное заключение выдается в том случае, если представленные на проверку документы дают достоверное представление о финансовом положении предприятия и результатах его деятельности. Иными словами, если вся документации составлена в соответствии с требованиями законодательства и аудируемое лицо ведет свою деятельность, не нарушая положений нормативных актов.
- Модифицированное заключение. Оно составляется, если в результате проверки имели место следующие обстоятельства:
- не влияющие на мнение аудитора, но требующие внимания аудируемого лица;
- влияющие на мнение аудитора и приводящие к составлению заключения с оговоркой, отрицательным мнением или отказу в выражении мнения со сторон аудитора.
При этом модифицированное заключение может быть:
- с оговоркой — в случае, когда нет данных, позволяющих выразить отрицательное мнение, но имеются сведения, которые необходимо довести до руководства аудируемого лица во избежание допущения впоследствии ошибок в ведении хозяйственной и финансовой деятельности (в заключении может содержаться фраза «за исключением обстоятельств»);
- с отказом от выражения мнения — в том случае, когда документы, представленные на аудит (объем аудита) не позволяют сделать каких-либо объективных выводов о соответствии бухгалтерского учета требованиям законодательства;
- с отрицательным мнением — в том случае, если оговорки недостаточно для того, чтобы указать на ошибки в ведении финансово-хозяйственной деятельности и имеют место разногласия с руководством компании, которое этих ошибок не признает.
Вне зависимости от того, какую позицию занял аудитор, заключение должно содержать его мнение. Без этого раздела документ не будет иметь юридической силы.
***
Итак, результаты проведенной аудиторской проверки должны быть оформлены заключением аудитора. При этом последний также вправе составить отчет о проверке и акт выполненных работ, которые будут являться приложениями к договору на оказание услуг. Все замечания, которые изложены в заключении аудитора, обязательны для устранения. Недостатки же, изложенные в отчете и акте, носят рекомендательный характер.
ОТЧЕТ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ / АУДИТОРА ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОРГАНУ
(наименование экономического субъекта)
1. Нами проведен аудит бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) за 199__ год.
2. При планировании и проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено состояние внутреннего контроля у (наименование экономического субъекта). Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган (наименование экономического субъекта).
3. Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля (наименование экономического субъекта) с целью выявления всех возможных недостатков.
4. В процессе аудита нами не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля (наименование экономического субъекта) масштабам и характеру его / ее деятельности.
5. Наше мнение о достоверности отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, приведено в следующей части Аудиторского заключения. Нами не обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.
6. При проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено соблюдение (наименование экономического субъекта) применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган (наименование экономического субъекта).
7. Мы проверили соответствие ряда совершенных (наименование экономического субъекта) финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного нами аудита бухгалтерской отчетности не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности (наименование экономического субъекта) законодательству. Поэтому такое мнение мы не высказываем.
8. Результаты проведенной нами проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись (наименование экономического субъекта) во всех существенных отношениях в соответствии с указанным в предыдущем параграфе настоящей части законодательством.
Аудиторское заключение: понятие
Заключение аудитора – документ, где содержится выраженное мнение индивидуального аудитора или профильной организации о достоверности отчетности проверяемого лица. Услуги аудита осуществляют специалисты, которые состоят в одной из профильных саморегулируемых организаций:
- индивидуальные аудиторы – предприниматели, у которых есть квалификационный аттестат;
- аудиторские организации – юридические лица.
Для определения правдивости отчетности предприятия специалистами проводится расчет уровня существенности нарушений путем сравнения суммарного значения выявленных ошибок с допустимыми показателями. Рассматриваемым периодом является каждый финансовый год.
Основные цели аудита
Аудиторские проверки проходят в широком диапазоне ключевых задач:
- выявление ошибок в отчетности, которые работники организации могли допустить умышленно, в силу некомпетентности или усталости;
- определение причин ошибок и характера искажения информации;
- выдача рекомендаций по устранению допущенных неточностей.
Назначение документа
Документ необходим руководству организаций в таких случаях:
- фирма попала под условия обязательного аудита;
- проверка по требованию обслуживающего банка (подтверждает деловую репутацию);
- проведение сделок, инвестиционные проекты (документ позволяет оценить риски вкладчиков и партнеров);
- получение представления о том, соответствуют ли документы и процедуры в компании нормативным требованиям.