Теология в вузах: реальность и опасения

Обучение и трудоустройство


Кто такой теолог в современном мире? Как на него выучиться и где потом работать с таким дипломом? Как утверждают сами представители данной отрасли деятельности, теолог – это не профессия. Это состояние души, показатель духовной развитости, интеллекта и саморазвития.

Для начала скажем, что теологом можно стать, окончив как университет, так и духовную семинарию. Ранее данная профессия была доступна только выпускникам второго учебного заведения, но в наши дни идет активное возрождение религиозного наследия нашей страны. Поэтому работа теолога становится востребованной и престижной.

Давайте теперь более конкретно узнаем, где может работать теолог и какие должности ему подойдут:

  • Ученый или священник. В наше время эти два понятия практически идентичны, если речь идет о теологии как о науке. Только первый трудится в университетах, получая звания аспиранта, доцента, профессора, доктора наук, а в конце, возможно, министра образования. Священник же трудится в храме, начиная от простого диакона и заканчивая архиереем или патриархом.
  • Преподаватель. Понятие данного термина весьма обширно, и ограничивается оно не только стандартными учебными заведениями, такими как школа, техникум или вуз. Теолог может работать преподавателем при военной части, в госпитале, в исправительных и реабилитационных заведениях, в специализированных школах.
  • Переводчик-консультант – отличная работа для современного теолога. Речь идет не о таких переводчиках, которых сейчас весьма много, знающих английский, испанский, немецкий, а о таких специалистах, которые ориентируются в редких и мертвых языках. Это латынь, церковно-славянский, древнегреческий, арабский (если говорить об исламе). Нередко различным издательствам, авторам и прочим деятелям искусства требуется консультация профессионала в данной сфере, которая весьма недурно оплачивается.
  • Искусствовед-экскурсовод. Это современные специалисты в области науки о Боге. Кем работать – решать вам, исходят из собственных предпочтений и возможностей. Если вы устраиваетесь искусствоведом, будьте готовы проводить дни в музеях, на выставках и прочих культурных мероприятиях, рассказывая людям о различных экспонатах. Для экскурсовода важны не только знания в области предполагаемого маршрута, но отличное здоровье.

Зачем изучать теологию

Теология сегодня присутствует как отдельный факультет во многих учебных заведениях, а также преподается как отдельная дисциплина на смежных специальностях и курсах. Она позволяет студенту осознать множественность мировоззренческих подходов, которые формируют вселенское пространство.

Кроме того, изучение традиции Церкви сегодня принципиально важно, поскольку имеет место очевидная культурно-историческая значимость как Русской православной церкви, так и русской культуры в целом. Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения

Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции

Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения. Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции.

Основная цель богословия — привести человека к живому общению с Богом

Знание истоков Церкви и ее традиции позволяет не только лучше понимать всю организационную ее структуру, но и разбираться в предпосылках и последствиях тех или иных религиозных процессов. Это не просто некая философская дисциплина, богословие имеет сегодня практическое применение и позволяет богословам решать современные проблемы, а также изучать возможные способы толкования и понимания мира.

Читайте о православной вере:

  • Православие в современном мире
  • О воскресении мертвых
  • Христианское женское служение

Что это за наука

Сначала следует разобраться с самим термином «теология» (с латинского «theologia») — он состоит из двух частей:

  • «theos» — Бог;
  • «logia» — высказывания или изречения.

На основе этих слов и выводят значение термина — наука о божественных вещах или критическое исследование природы божественного. Как наука теология или богословие существовала издревле, еще в Древней Греции было такое понятие — «наука о богах», но вот официально в значении «учении о Боге» богословие утвердилось лишь в XIII веке, после публикации основных ее тезисов в книге Абеляра «Христианская теология» и открытие одноименного факультета в университете Парижа.

Сегодня ее преподают в светских университетах и духовных учебных учреждениях. Что же изучает эта наука?

Для начала следует понимать, что теология основывается на предположении существования божественного начала в мире, т.е. Бог присутствует во Вселенной в той или иной форме (физически, сверхъестественно и в прочих формах). Основываясь на данном факте, можно предположить, что доказательства Его существования могут быть обнаружены путем личных переживаний или изучением исторических записей о таком опыте.

Данные предположения не являются частью науки как таковой, но содержатся в философии религии. Целью теологии является структурирование и понимание личного или исторического опыта и использование его для формирования научных предписаний о жизни.

В богословии используются различные методы анализа:

  • эмпирические;
  • философские;
  • этнографические.

Каждый из них направлен на изучение данных, проверки их, осознания и критики. Таким образом, богословие берет некий известный факт и изучает его, насколько он верен, в каком контексте был создан, критикуют его, чтобы подтвердить его верность и принять как истину позже. При этом, как и в философии и науке о праве, аргументы предполагают существование вопросов, которые были разрешены ранее для того, чтобы формировать новые выводы в новых ситуациях.

Важно! Изучение теологии, прежде всего, направлено на познание религиозных традиций Церкви, что способствует лучшему пониманию всех происходящих в ней событий. Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию

Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Теологическая теория Фомы Аквинского

Основоположниками концепции принято считать Фому Аквинского (1225 – 1274) и Аврелия Августина (354 – 430).

  • 1) вечный (божественный, естественный) – является первоначалом всех остальных законов, основа всего мирового порядка, общества и природы;
  • 2) естественный (человеческий, естественный) – законы совместного существования, выживания и сохранения рода, иными словами – трактовка вечного закона человеческой сущностью;
  • 3) человеческий (человеческий, положительный) – внушает страх наказания и принуждения, чтобы контролировать и обезвреживать порочных людей, тех, кто не поддается убеждениям и наставлениям;
  • 4) божественный (божественный, положительный) – под этим видом подразумевался закон, данный людям в Священном Писании.

Несоблюдение вышеуказанных постулатов, противоречие предписаниям и вечному божественному закону, согласно взглядам философа, позволяют сопротивляться греховной и незаконной власти, в отдельных случаях даже поощрялось восстание против тиранов, действия которых несут зло и противоречат принципам права народов.

Богословие

Теологию еще называют богословием. На самом деле это очень четкое и систематизированное изложение каких-либо догматов или учений в религии. Чаще всего это целый комплекс отдельных дисциплин, которые занимаются исследованием, изучением, изложением, защитой различных вероучений и религий. Все это, конечно же, непосредственно связано с Богом и его откровениями, формами почитания, нравственными нормами

При этом очень важно понимать, что теология и философия религии, а также религиоведение – это совсем разное

Теперь мы знаем, что такое теология. Поговорим о том, откуда произошло это слово. При этом надо заметить, что в разное время ему придавалась разное значение. В качестве учения о вере и Боге его начали использовать только в XIII веке.

Два полюса теологии

Биполярная структура теологии заложена в самом названии термина. Оно предполагает двоякое толкование.

  1. С одной стороны, это «Слово Бога», то есть иррациональное Откровение. Откровение Божье — это разнообразные проявления Бога и его воли в человеческом мире. Уже само существование этого мира — Божественное откровение. Одной из важных составляющих Откровения являются священные тексты.

    У каждой религии они свои: Библия у христиан, Тора у иудеев, Коран у мусульман, даже в индуизме есть священные книги, которые можно отнести к богооткровенным, например, четыре Веды.

    *Священные книги: Тора, Библия, Коран

  2. С другой стороны, это «слово о Боге», то есть рациональные попытки расшифровать, объяснить и систематизировать Откровение.

Эта двуполярность формирует главную внутреннюю проблему богословия. Для теистических религий характерно личностное общение с Богом. Верующий стремится разглядеть лик Бога, а всевидящий Бог непрестанно следит за человеком, требует от него исполнения своей воли.

В такой ситуации цена ошибки, неверного, еретического трактования Божественного Откровения приобретает катастрофический для человека сценарий, так как делает его Спасение невозможным.

Логика, холодный рассудок, призванные в теологии объяснять и трактовать Откровение, предполагают отстраненный взгляд на предмет познания. Но это немыслимо для верующего, так как у него слишком интимные отношения с этим самым «предметом».

Отсюда появляется еще одна точка зрения, что теология — это диалог человека с Богом.

Бог непостижим, он не может становиться предметом логического анализа. Мы не можем говорить о Нем, но мы можем говорить с Ним.

Главные положения

Теории, опирающиеся на божественное происхождение людей и государства, возникли в эпоху феодализма. Первоначально гипотезу о том, что всё создано Всевышним, выдвинули мыслители Древнего Египта, а немного позже подобные убеждения распространились и стали популярными в Вавилоне. Впоследствии взгляды отдельных учёных получили развитие и сформировались в несколько постулатов и догм.

Фундаментом теологической теории является убеждение, что государство — это структура, предложенная Богом и существующая согласно его воле. Следовательно, простой народ не должен подвергать сомнению целесообразность принимаемых законов и действий правителей. Последние считаются посредниками между Богом и людьми, почти так же, как священнослужители.

Характеристика и сущность теологической концепции появления правового государства:

  • Государственное устройство незыблемо и вечно, власть и порядок, предложенный ею, существуют по воле Бога.
  • Наука, законы и любые указы, издаваемые правителями, имеют божественную суть. Они не должны подвергаться критике или сомнениям.
  • Главный изъявитель воли Бога на земле — Папа Римский.
  • Государи и другие представители руководящей системы управляют страной, имея на то главное основание — божье волеизъявление. Простые граждане не вправе вмешиваться в политику, так как Бог не наделил их соответствующими полномочиями.
  • Всякий, кто посмеет критиковать, осуждать власть или попытается совершить переворот, идёт против воли Всевышнего, а значит, совершает ужасный грех и будет наказан. С благоговением и почитанием нужно относиться как к монарху, так и к государевым мужьям (чиновникам всех рангов).

Кратко их можно представить в виде перечня:

  • патриархальная;
  • договорная;
  • насильственная;
  • органическая;
  • автоматическая (обусловленная специализацией труда);
  • материалистическая (марксистская);
  • психологическая;
  • патримониальная;
  • спортивная;
  • ирригационная (гидравлическая).

Плюсы и минусы

Каждая теория имеет свои преимущества и недостатки, что приводило общество к поиску новых решений и вариантам развития. Теократическая теория происхождения государства оспаривалась именно из-за ключевого тезиса: «Вся власть от Бога». Политологи выделяют такие минусы:

  • Научно нет доказательств существования Высшего Божества, которое управляет государством, поэтому невозможно говорить об его влиянии на общество и человека. Бог может являться основой мира, но без доказательств и научных фактов нельзя воспринимать эти заявления как серьёзную теорию. По мнению современных авторитетных исследователей, теологический аспект является выражением верований человека в процессе его развития, но никак не может быть основой для современных государств.
  • Человек придумал историю о своём происхождении и создал теории о появлении государства. Об этом можно говорить, предварительно изучив религии разных стран, где божества имеют одинаковую историю и по-всякому ограничивают человека, ставя его ниже за себя. Подсознательно люди в Высшем Божестве пытались увидеть те необъяснимые силы, которые ощущали ещё их древние предки, вероятно, речь шла о неизученной и странной в своём могуществе природе.
  • Из-за отсутствия научного обоснования нет возможности опровергнуть теорию. Это главный минус, из-за которого теория по сегодняшний день воспринимается как одна из основных. Хотя учёные и указывают на эти минусы, но теоретически религиозный аспект из политологии и социологии исключить не удалось.

Это ключевые недостатки в теории. К плюсам можно отнести единство религии и государства и возможность объединить весь народ на одном духовном уровне. Благодаря теории подкрепляется порядок в обществе, ведь у людей нет возможности подвергать сомнению государственную теорию и божественное начало. Отсутствие революций, насилия и войн также можно отнести к преимуществам, которые являются основными в божественной теории.

Независимо от того, что лежит в основе развития государства, какие идеологические аспекты играют роль, населению должно быть комфортно, и его мнение должно учитываться. Современный мир строится по принципу равенства, поэтому каждый человек имеет право высказывать своё мнение, заниматься тем, что считает нужным, и говорить на разные темы, независимо от расы, веры и национальности.

Бакалавриат

Подготовка ведется по образовательным программам:

48.03.01 Теология профиль «Государственно-конфессиональные отношения» (квалификация бакалавр)

Сроки обучения: очная форма – 4 года, заочная (дистанционная) форма – 5 лет

Выпускающая кафедра философии и теологии

Профессиональная деятельность выпускников-теологов реализуется:

  • в системе высшего и среднего образования;
  • в научно-исследовательской работе;
  • в правоохранительных и административных органах;
  • в опекунских советах и благотворительных организациях;
  • в духовно-просветительских центрах;
  • в учреждениях культуры;
  • в социологических службах и средствах массовой информации;
  • в организациях, занимающихся краеведческой и туристической деятельностью;
  • в религиоведческой и искусствоведческой экспертизе.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Замечание 2

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Теология в различных религиях

Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни.

Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».

Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.

Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.

С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.

В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.

Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.

Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом.

Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.

Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.

В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.

Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.

Характеристика сотрудника

Теолог – профессионал с широким кругозором. Он вооружен знаниями, как в области религии, так и в области общегуманитарных и естественно-научных дисциплин. В частности, он отлично разбирается в социологии, психологии, педагогике, политологии, истории и культуре разных народов. Теолог постоянно совершенствует и расширяет свои знания, для чего необходима хорошая долговременная память. Научно-исследовательская и методическая работа потребует от него аналитического и логического мышления, развитого литературного языка. А работа в области образования, воспитания, а также социальной направленности – коммуникабельности и ораторского мастерства. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, отзывчивым, уметь внимательно выслушать и поддержать человека.

Теология — это наука или нет?

Теология — это наука о Боге, о философском познании его сущности, о природе религиозных истин. Современная концепция дисциплины имеет истоки в древнегреческой философии, но своё основное содержание и принципы она получила с появлением христианства. Продуманная этимологически (от греческих слов – «Theou» и «logos»), объективно она означает учение, субъективно — совокупные знания исключительно в контексте «богооправдания».

Если говорить о языческой мифологии или еретических идеях, содержащих, по мнению Церкви, серьезные ошибки, то в этом случае она рассматривается как ложная. По словам влиятельнейшего философа и политика эпохи раннего средневековья Аврелия Августина, теология – это «рассуждения и обсуждения относительно Бога». Она прочно связана с христианскими доктринами.

Какова её цель? Дело в том, что существует очень много ученых, позиционирующих себя в качестве теологов, но некоторые из них занимаются лишь накоплением определенных фактов. Только немногие работают над исследованиями и в состоянии высказать собственное мнение. Слишком часто случается так, что многие люди только доказывают друг другу что-то, забывая о том, что теология – это, прежде всего, научная дисциплина, и она должна соответственно функционировать, опираться на исследования и понимание новых идей.

Богословы используют различные формы её анализа: философский, исторический, духовный и другие. Это должно помочь объяснить и сравнить, защитить или продвинуть любые из бесчисленных религиозных тем, обсуждаемых неодинаково различными движениями. Например, известное движение «теология освобождения» интерпретирует учение Иисуса Христа в связи с необходимостью освобождения бедных людей от тяжелых экономических, политических, социальных условий. Надо сказать, что сегодня в академических кругах дисциплины проходят дебаты и относительно того, является ли она специфической для христианства или может распространяться на другие культовые традиции. Хотя, как известно, научные запросы характерны, например, для буддизма. Они также посвящены исследованию понимания мира, только, соответственно, в контексте этого учения. Но поскольку в нем отсутствует концепция теизма, его предпочитают обозначать как философию.

Существует пять видов научного познания. Естественное, библейское, догматическое, практическое и «собственное» богословие. Первое ограничивается фактом существования Бога. Самый известный труд, имеющий непосредственное отношение к этому убеждению, — «Сумма теологии» Фомы Аквинского, в котором он доказывает существование Бога аргументами, известными как «пять путей». Второе ограничивается библейским откровением, его единственным источником, независимо от каких-либо философских систем, является Великая Книга. Третье относится к тем истинам, в которые абсолютно уверовали. Четвертый вид связан с тем, каковы функции этих убеждений, какую роль они играют в жизни реальных людей. Пятый вид — это понимание и познание Бога человеком.

Так или иначе, но возникает вопрос: «Действительно ли теология – это наука в подлинном смысле этого слова, учитывая её существенную зависимость от Церкви?» Не являются ли все доказательства, должные продемонстрировать истинность и непогрешимость догмы, всего лишь диалектической игрой? Сегодня эта дисциплина во всем мире испытывает определенный регресс. Во многих странах теологические факультеты, все еще существующие в государственных университетах, рассматриваются как бесполезный балласт, слышатся требования перевести их в епископские семинарии, чтобы они не могли больше «травмировать» интеллектуальную свободу людей.

Изменения

На втором Вселенском соборе ничего конкретного принято не было, кроме того, что христианам посоветовали уделять больше времени изучению античных авторов для того, чтобы лучше понять Святое Писание. Третье собрание было вызвано спором между Несторием и Кириллом Александрийским. Дело в том, что первый считал, что Иисус – существо в двух лицах. Период его деятельности характеризуется работами таких выдающихся богословов, как Никита Стифат, Симеон Богослов и т. д. Закончилось это время великими трудами Фомы Аквинского, которые больше опирались на работы Аристотеля и логику.

Несмотря на то что христианская теология не может нормально существовать без философии, так как та предоставляет некий понятийный аппарат, всё же в ней большее внимание отводится разуму, который спокойно и без критики принимает веру, стараясь её объяснить. При этом делается акцент на том, что сама теология довольно авторитарна, так как другие науки наравне она не признает

В это время формируется два уровня в этой науке. На нижнем ученые занимаются философствованием и изучением, а на верхнем – лишь разводят руками, так как божественные истины для человеческого разума непостижимы.

Теология

«Вначале было Слово… и Слово было Бог…» Эти строки из Священного Писания знаменуют собой тот сакральный смысл, которым издревле наполнялось содержание священных библейских канонов. Верующие издавна стремились к рациональному и чувственному постижению данного смысла — и для удовлетворения их нужд была создана совокупность религиозных доктрин, известная в настоящее время как теология.

Богу — богово

Само слово «теология» происходит от сращения двух слов — «theos» (бог) и «logos» (слово). Более привычное для нашего уха «богословие» является калькой с данного греческого термина. Ещё Гесиод подразумевал под теологией совокупность преданий, повествующих о богах, их нравах и деяниях. Впоследствии Аристотель включил теологию, наряду с физикой и математикой, в систему философского знания.

В средневековье под гнётом христианской морали внутреннее содержание данного понятия было поставлено на службу христианству. Отныне теология стремилась пролить свет на смысл Священного Писания и содержащихся в нём религиозных доктрин о сущности Господа Бога. Используя рациональные аргументы для трактовки библейских постулатов, отцы церкви пытались утвердить концепцию христианской религии как институционального вероучения.

Действительно, теология неотделима от церкви как от духовного института. Она невозможна без определённой социальной организации — и без паствы, которой и адресуются послания со стороны теологов. По сути дела, теология является своеобразным «рупором», через который церковью транслируется и обосновывается культ веры. Недаром в настоящее время теология является неотъемлемым атрибутом всех теистических религий — христианства, ислама, и иудаизма.

Всё во имя веры

Для теолога вера издавна представляла собой глобальную универсальную истину, нуждающуюся в рациональном обосновании. Для этого активно эксплуатировалась методология других наук — в том числе логики и философии. Полученные таким образом стройные системы доводов использовались для подкрепления внутриконфессиональных культовых норм, а также для борьбы с различными еретическими лжеучениями.

Знаменитый философ Тертуллиан, известный как автор риторической максимы: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?», задавался вопросом о том, каким образом можно объединить в рамках единой религии рациональное, логически прозрачное знание, и сокровенные, ведущие к катарсису интуитивные озарения. Именно теология как метод успешно позволяет разрешить данный амбивалентный запрос. Ведь она совокупно олицетворяет двойственную природу стремления к богопознанию — ведь верующие стремятся проникнуть в суть божества как умом, так и сердцем.

За две тысячи лет существования теистических вероучений теология обросла множеством разноликих внутренних направлений

Уже в XX веке появились многие новые теологические направления, в числе которых чёрная теология, феминистская теология, секулярная теология… Важно, что в настоящее время теология уже не мыслится как парадигма, объясняющая первопричины и принципы всего нашего существования. Однако, она продолжает отвечать на те вопросы, которые пытливые умы, задавшиеся целью обрести знание относительно природы Божества, сегодня обращают к иерархам церкви

В широком значении

Так как Википедия дает нам весьма «сухое» понятие, мы решили расширить его, узнав более детально все тонкости рассматриваемой дисциплины.

Ее можно идентифицировать как исследование природы и всего, что нас окружает, с критической, но вместе с тем с Божественной точки зрения.

Суть ее изложения заключается в том, что Бог присутствует абсолютно во всем, что нас окружает, – в физических предметах, в природных явлениях, в наших переживаниях, мыслях и действиях, даже в паранормальных явлениях.

Изучение этой дисциплины в университетах ранее велось в рамках определенных предметов – философия религии, нейропсихологии и религиоведение. Совсем недавно появился факультет под названием «Теология», обучение на котором проходит сопряжено с посещением духовной семинарии.

Стоит четко понимать, что данная наука изучает природу, основы и догмы религии. Здесь нет места опровержению чего-либо, но есть место критике

Здесь не руководствуются точными фактами или формулами, но обращают внимание на аргументы, доказательства и законы Божьи

Возведение этого учения в ранг наук позволит современным духовникам и их последователям более точно интерпретировать религию, понять ее суть, происхождение и предназначение. 

Возможно, некоторые факты, в которые ранее нас заставляли верить, отвернутся, появятся новые. Но основа останется незыблемой – все, что нас окружает, пропитано энергией Всевышнего.

https://youtube.com/watch?v=hpp4cKbnxPY

Климент Александрийский

Климент Александрийский искренне полагал, что все изречения и мудрые мысли философы заняли из Святого Писания. Таким образом он совершенно не принимал теологию как нечто отдельное. При этом многие говорили о том, что философия может осветить истину только частично, в то время как теология способна полностью предоставить её.

Первую науку считали лишь дополнительной для тех, кто принял решение постигать веру через факты и доказательства. Климент Александрийский считал, что настоящим теологом можно считать того человека, который пропустил через свой разум все науки и всю мудрость, а после этого увенчал и пропитал все знания глубоким сознанием веры, ясности и правды. Кроме того, он настаивал на том, что богослову просто необходимо активно участвовать в жизни церкви. Для обычных верующих людей, по его мнению, философия и вовсе была не нужна, так как им бы хватило самого учения Христа, без дополнительных пояснений. Августин Блаженный отмечал некую параллель между Сократом и Христом в их тяге к истине и мудрости.

Вселенские соборы

Средневековая теология была самой насыщенной по количеству мнений. После того как время гонений на христиан наконец-то закончилось, внезапно обнаружились новые проблемы. Это были внутренние несостыковки в учении, из-за которых возникало много ересей

Обратили на них внимание почему-то только в это время, хотя они были и раньше

Так вот, мудрые люди пришли к выводу о том, что для того, чтобы прекратить это и предотвратить в будущем, необходимо создать конкретную систему церковного учения. Так было положено начало Вселенским соборам, на которых решалась судьба учения. На первом из них решили, что христианская вера – это вера в Троицу. Выходной день перенесли с субботы на воскресенье, а верующим в Спасителя разрешили не молиться в синагогах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector