Государство может регулировать цены на социально значимые продукты питания
Содержание:
- Другие возможные ограничения
- Социально значимые продукты: список (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Что такое «социально значимые товары»? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Цены на социально значимые продукты (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Перспективные решения (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 762-р О рекомендуемом перечне непродовольственных товаров первой необходимости
- Как товары могут быть социально значимыми
- Основная проблема (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Законодательные акты, обеспечивающие необходимы минимум потребления
- Общественное мнение
- Перечень социально значимых товаров и потребительская корзина — различия
- Как формируется перечень?
- Перечень продуктов (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Введем в суть дела
Другие возможные ограничения
Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.
Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.
Социально значимые продукты: список (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.
№ | Наименование | Характеристика |
1 | Говядина | Кроме бескостного мяса |
2 | Свинина | |
3 | Баранина | |
4 | Курятина | За исключением обработанного мяса и окороков |
5 | Замороженная рыба | Неразделанная |
6 | Молоко | Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5% |
7 | Масло сливочное | Жирностью до 72,5% |
8 | Масло подсолнечное | — |
9 | Чай | Черный байховый |
10 | Мука | Только пшеничная |
11 | Хлеб ржаной | Без пищевых добавок и прочих примесей |
12 | Хлеб пшеничный | |
13 | Яйца | Первой категории |
14 | Сахар | Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде |
15 | Соль | Каменная поваренная |
16 | Рис | Шлифованный круглый |
17 | Пшено | — |
18 | Крупа гречневая | |
19 | Вермишель | Без пищевых добавок и прочих примесей |
20 | Картофель | — |
21 | Капуста | Белокочанная |
22 | Морковь | — |
23 | Лук | Репчатый |
24 | Яблоки | Отечественных сортов |
Что такое «социально значимые товары»? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Подобные перечни тесно связаны с понятием потребительской корзины. В нее входит минимально возможный список промышленных товаров, таких как одежда, бытовая химия, мебель, техника, обувь и т. п., лекарства, предметы культурного досуга. Конечно, потребительская корзина включает в себя и продукты, определяемые как социально значимые товары. Перечень этот утверждается законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Там оговариваются не только наименования услуг, непродовольственных товаров и продуктов, но и на какое время какое количество единиц положено. То есть закон гарантирует, к примеру, каждому гражданину возможность купить картошку, костюм и пойти в театр.
Но картошки в месяц может быть не Х килограмм, один костюм нужно носить в течение У лет, а театр посетить только N раз в год. Точные нормы потребительской корзины рассчитываются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно и подлежат пересмотру раз в пять лет.
Цены на социально значимые продукты (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, — цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.
№ | Наименование | Количество | Цена (в российских рублях) | ||
Минимум | Средняя | Максимум | |||
1 | Говядина | 1 кг | 250 | 285 | 320 |
2 | Свинина | 190 | 245 | 300 | |
3 | Курятина | 112 | 122,74 | 141 | |
4 | Замороженная рыба | 42,6 | 68,43 | 82,8 | |
5 | Молоко | 1 л | 27 | 32,87 | 39,5 |
6 | Масло сливочное | 1 кг | 266,6 | 337,63 | 444,8 |
7 | Масло подсолнечное | 1 л | 63 | 77,29 | 86 |
8 | Чай | 200 г | 51,4 | 64,7 | 72 |
9 | Мука | 1 кг | 18,1 | 23,73 | 26,6 |
10 | Хлеб ржаной | 1 шт. | 20,1 | 22,77 | 25,5 |
11 | Хлеб пшеничный | 15 | 16,21 | 19,8 | |
12 | Яйца | 10 шт. | 41 | 49,78 | 53,9 |
13 | Сахар | 1 кг | 43 | 49,6 | 54 |
14 | Соль | 7,6 | 9 | 8,47 | |
15 | Рис | 0,8 кг | 36 | 40,67 | 48 |
16 | Крупа гречневая | 49,9 | 52,83 | 56,1 | |
17 | Вермишель | 1 кг | 28 | 35,63 | 42,5 |
18 | Картофель | 10,6 | 13,3 | 17 | |
19 | Капуста | 9,5 | 12,82 | 16 | |
20 | Морковь | 13,2 | 14,98 | 17,4 | |
21 | Лук | 14,9 | 17,36 | 19,9 | |
22 | Яблоки | 59,9 | 70,56 | 96 |
Перспективные решения (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.
Исходя из законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.
Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 762-р О рекомендуемом перечне непродовольственных товаров первой необходимости
30 марта 2020
В целях выполнения подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 25 марта, N 0001202003250021), а также необходимости предупреждения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции:
1. Утвердить прилагаемый непродовольственных товаров первой необходимости (далее — перечень).
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнить в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации.
3. К организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, указанными в , относятся организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая производителей, поставщиков, дистрибьюторов, транспортно-логистические организации, логистические комплексы, организации, оказывающие услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров и иные подобные услуги, распределительные центры, оптовые рынки, склады, службы доставки, курьерские службы, пункты выдачи заказов, объекты торговли всех форматов (в том числе нестационарные и мобильные объекты), а также управляющие компании, в том числе обеспечивающие функционирование объектов недвижимости, в которых располагаются такие организации.
4. При реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в , такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.
5. Установить, что допускается продажа продовольственных и непродовольственных товаров дистанционным способом, за исключением товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
6. Установить, что услуги общественного питания могут осуществляться исключительно с обслуживанием на вынос и доставкой заказов.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕН ПравительстваРоссийской Федерацииот 27 марта 2020 г. № 762-р
Рекомендуемый переченьнепродовольственных товаров первой необходимости
1. Санитарно-гигиеническая маска
2. Антисептик для рук
3. Салфетки влажные
4. Салфетки сухие
5. Мыло туалетное
6. Мыло хозяйственное
7. Паста зубная
8. Щетка зубная
9. Бумага туалетная
10. Гигиенические прокладки
11. Стиральный порошок
12. Подгузники детские
13. Спички, коробок
14. Свечи
15. Пеленка для новорожденного
16. Шампунь детский
17. Крем от опрелостей детский
18. Бутылочка для кормления
19. Соска-пустышка
20. Бензин автомобильный
21. Дизельное топливо
22. Сжиженный природный газ
23. Зоотовары (включая корма для животных и ветеринарные препараты)
Как товары могут быть социально значимыми
Список подобных товаров утверждается законодательно. Конечно, в перечень социально значимых продовольственных товаров не входят ни ананасы, ни авокадо, ни семга. Это – всего лишь необходимый минимум самых дешевых товаров. Продукты, которые позволят не остаться голодным и не испытывать дефицита в основных витаминах и микроэлементах, не более того.
Но вот если исключить какой-то из этих продуктов из рациона среднестатистического человека, придется не только изменить привычный рацион, но и существенно увеличить сумму, которую приходится тратить на питание. Поэтому подобные продукты и называются «социально значимые товары». Перечень их не слишком обширен, деликатесов в нем не найти, но это вполне понятно.
Основная проблема (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.
Законодательные акты, обеспечивающие необходимы минимум потребления
Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и относящийся к нему подзаконный акт – Постановление от 17.07.2010 г. об утверждении перечня социально значимых товаров и их предельной стоимости имеют много общего с законом, регулирующим наполнение продовольственной корзины, но существенно отличаются в плане целей, которые должны быть достигнуты.
Продовольственная корзина нужна для определения суммы, минимально необходимой человеку в месяц. А уже от этой суммы рассчитываются минимальная зарплата, размеры различных социальных выплат и пенсий. А вот законодательный акт о перечне социально значимых продуктов должен регулировать цены на самые необходимые товары. Это исключает возможность использования торговцами и производителями экономических трудностей для незаконного обогащения и защищает права самых социально незащищенных слоев населения.
Общественное мнение
Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах — 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте «Российская общественная инициатива» было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.
Продавец | Базовая цена | Максимальная наценка |
Производитель первичного сырья | Себестоимость производства | 40% |
Переработчик | Отпускная цена производителя сырья | 15% |
Организация оптовой торговли | Отпускная цена производителя товара | 10% |
Организация розничной торговли | Отпускная цена производителя товара или оптового поставщика | 15% |
Организация общественного питания |
Перечень социально значимых товаров и потребительская корзина — различия
Конечно, из вышесказанного логично следует, что перечень социально значимых продовольственных товаров не будет включать бананы, ветчину или шоколадные конфеты. Потому что если у покупателя не хватает денег на картофель или макаронные изделия, то этот человек наверняка останется голодным. А вот если потребитель не в состоянии позволить себе шоколад – что ж, он будет пить чай с сахаром. Либо найдет дополнительную возможность заработать, чтобы иметь возможность купить любимое лакомство.
А вот потребительская корзина регулирует вопрос доступности прожиточного минимума товаров для населения противоположным образом. Регулярно проводится перерасчет актуальных цен продуктов, включенных в потребительскую корзину, и соответствующим образом изменяется сумма прожиточного минимума. То есть если цены поднялись на 10 %, то и прожиточный минимум увеличился на те же 10 %.
Как формируется перечень?
Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.
Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, какие товары пользуются наибольшим спросом на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.
Перечень продуктов (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Как уже было сказано, только самые недорогие и необходимые для жизни продукты попадают в категорию «социально значимые товары». Перечень включает в себя 24 наименования продуктов, но некоторые из них можно лучше объединить в одну категорию, чтобы не загромождать список:
- мясо (кроме бескостного) — свинина, говядина, баранина и курица (кроме окорочков);
- мороженая рыба (только неразделанная);
- масло, подсолнечное и сливочное;
- молоко жирностью 2,5 % и 3,2 %;
- куриные яйца;
- сахар-песок и соль;
- чай (байховый черный);
- пшеничная мука;
- хлеб и хлебобулочные изделия (из пшеничной, ржаной муки и их смесей);
- шлифованный рис;
- гречка-ядрица;
- пшено;
- картофель;
- макаронные изделия;
- овощи – репчатый лук, морковь, белокочанная капуста (свежая);
- фрукты – только яблоки.
Очевидно, что роскошными, изысканными и многообразными эти продукты назвать нельзя, особенно удручает бедность выбора в отношении овощей и фруктов. Мясо представлено практически полным списком того, что продается в магазине или на рынке, за исключением деликатесного кролика или каких-нибудь экзотических вариантов вроде оленины, а выбрать часть с косточкой – это совсем не сложно, да и бульон потом из нее сварить можно. Гарниры тоже довольно разнообразны, многие всю жизнь практически не выходят за границы этого списка и замечательно себя чувствуют. А вот овощи и фрукты очевидно в дефиците, достаточного количества витаминов такой рацион не обеспечит. Логичнее было бы включить сезонные дополнения в виде огурцов-помидоров-вишен-груш, особенно в южных регионах страны. Возможно, когда-нибудь появятся новые перечни социально значимых товаров, учитывающие особенности конкретных регионов Федерации и специфику их ценообразования.
Введем в суть дела
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона о торговле цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о торговле соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Однако ч. 5 этой же статьи установлены определенные ограничения: не допускается выплата указанного в ч. 4 настоящей статьи вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в Перечне, установленном Правительством Российской Федерации.
Заглянем в этот Перечень <1>. Не допускается выплата вознаграждения за приобретение:
- мяса кур (тушек кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ Р 52702-2006 со сроком годности менее 10 дней;
- молока питьевого пастеризованного 2,5 — 3,2% жирности по ГОСТ Р 52090-2003 со сроком годности менее 10 дней;
- хлеба и хлебобулочных изделий из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки по ГОСТ Р 52961-2008 со сроком годности менее 10 дней;
- хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки по ГОСТ Р 52462-2005 со сроком годности менее 10 дней.
<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530.
Наличие названной нормы вызвало у предприятий — сторон по договору поставки продовольственных товаров множество вопросов. Например, в ч. 1 «Область применения» ГОСТ Р 52702-2006 установлено, что он распространяется на мясо кур — тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части, предназначенные для реализации и производства продуктов питания. Стандарт не распространяется на мясо кур с добавленными ингредиентами, включая воду. В то же время в Перечне говорится о мясе кур (тушках кур, цыплятах, цыплятах-бройлеров), то есть умалчивается о частях мяса кур (крыльях, окорочках, голенях, бедрах), продажа которых в настоящее время получила широкое распространение. Отсюда возникает резонный вопрос: применяется ли правило, установленное ч. 5 ст. 9 Закона о торговле (запрет на выплату вознаграждения), в отношении указанных продовольственных товаров? Кстати, поставщики других социально значимых товаров также столкнулись с затруднениями.