Федеральный закон «о бухгалтерском учете» от 06.12.2011 n 402-фз ст 9 (ред. от 26.07.2019)
Содержание:
- Содержание закона
- Сроки хранения
- Краткое описание закона
- Последние изменения, внесенные в ФЗ «О бухгалтерском учете»
- Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения
- Как организуется бухучет на предприятии
- Комментарий к п. 8 ст. 9
- О регулировании бухгалтерского учета
- Правила оценки и инвентаризации активов и обязательств
- Статья 9. Первичные учетные документы
- Какие поправки вносились в закон
- Ключевые понятия
- Сфера применения
- Комментарий к п. 5 ст. 9
- График осуществления документооборота в бухучете
- Ведение бухгалтерской отчетности
- Обязанность субъекта
- Цели бухгалтерского учета
Содержание закона
Правовой акт регулирует алгоритм ведения бухучета. Этот термин подразумевает информацию о финансовом положении компании, движении ее средств за определенный период. Вести его необходимо с момента создания фирмы и до прекращения деятельности.
Компании обязаны вести двойную запись при отражении хозяйственных операций. Для составления проводок используются взаимосвязанные счета, которые включаются в рабочий план. Освобождены от ведения учета следующие категории:
- частные предприниматели, если они фиксируют свои доходы и траты согласно Налоговому кодексу;
- филиалы иностранных организаций, находящихся в РФ.
Вести учет по упрощенной схеме могут малые предприятия и участники проекта инноваций Сколково. Порядок ведения документации регулируется также положениями по бухучету (ПБУ). Вся основная информация фиксируется в первичных учетных документах. На основании полученных данных формируется налоговый и управленческий учет.
Минфин отражает мнение государственных органов и осуществляет правовое регулирование в этой сфере.
Руководитель малого или среднего бизнеса может поручить ведение отчетности бухгалтеру (для этого издается приказ) или делать это самостоятельно. В первичной документации фиксируются любые совершенные операции, даже самые незначительные. Отчетность следует хранить в надежном месте не менее пяти лет. Например, складывать документацию в сейф и запирать на ключ. В случае смены руководства эти данные следует передать новому директору. Способ передачи этих ценных сведений организации утверждают самостоятельно.
Информацию следует отражать полноценно. Нужно показывать сведения по работе предприятия и его филиалов. Данные собираются за отчетный год, промежуточный отчет сдается за более короткий период.
Сроки хранения
Во время определения сроков хранения бумаг учитываются правила архивного дела. По закону первичная документация, регистры и бухгалтерская отчетность хранятся компанией не меньше 5 лет после окончания отчетного периода, представленного годом.
Документация, причисляемая к учетной политике, а также стандарты и другие бумаги, относящиеся к организации бухучета, хранятся предприятием не меньше 5 лет после окончания года, в течение которого они применялись для составления отчетов. К таким бумагам относятся даже средства, благодаря которым открываются и воспроизводятся электронные документы.
Справка! Учетная политика, содержащая сведения о правилах ведения бухучета, хранится в архиве фирмы не меньше 5 лет, а также на 5 лет дольше периода амортизации конкретного основного средства, утвержденного в политике.
Краткое описание закона
ФЗ-402 о бухгалтерском учете был принят 22 ноября 2011 года Государственной Думой РФ. Закон вступил в силу 1 января 2013 года.
Последние поправки в ФЗ-402 были внесены в 3 статью закона 23 мая 2016 года.
Цель внедрения закона — создание единых правил ведения бухучета.
ФЗ-402 применим к следующим категориям граждан РФ:
- предприятия коммерческого и некоммерческого типа;
- государственные органы управления;
- Центробанк РФ;
- индивидуальные предприятия, в категорию которых входят частные адвокаты, нотариусы и другие;
- филиалы международных организаций, находящиеся на территории РФ.
Применение ФЗ-402:
- при составлении финансовой отчетности предприятия;
- при ведении доверительной бухгалтерской политики на предприятии;
- при ведении бухгалтерской отчетности в ходе осуществления договора о делении имущества.
Федеральный Закон № 402 о бухгалтерском учете не применяется для составления внутренней отчетности компании, также для предоставления данных кредитным организациям.
Последние изменения, внесенные в ФЗ «О бухгалтерском учете»
Последние изменения закон претерпевал 23 мая 2016 года. Поправки были внесены в главу 9 статьи 3. Из перечня организаций государственного сектора были убраны Государственные Академии Наук.
Статья 1
В статье 1 ФЗ-402 указана информация о целях и предмете закона. В ней представлено понятие бухучета. При последних изменениях, вносимых в закон, в статью 1 поправки не вносились.
Статья 5
Статья 5 ФЗ-402 описывает объекты бухучета, к которым относятся:
- расходы и прибыль предприятия;
- привлеченные источники финансирования экономического субъекта;
- активы организации;
- обязательства и другие.
После последней редакции ФЗ-402 новых изменений не вносилось.
Статья 6
В статье 6 ФЗ-402 обозначены обязанности при ведении бухучета. Любой экономический субъект должен вести бухгалтерский учет с момента регистрации предприятия до его закрытия.
Правовым актом обозначена категория граждан, имеющим право не вести бухгалтерский учет:
- индивидуальные предприниматели, сдающие декларацию о доходах и расходах;
- филиал иностранной компании, действующий по законам своего государства.
Статьей 6 предусмотрено ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме.
Этим пунктом могут воспользоваться:
- субъекты малого бизнеса;
- некоммерческие предприятия;
- организации, занимающиеся исследовательскими работами.
После последних изменений, произошедших в 2016 году, новые пункты не были добавлены.
Статья 9
В статье 9 ФЗ-402 указан перечень документов для ведения бухгалтерского учета. Действия, совершенные экономическими субъектами, должны быть закреплены документально.
В правовом акте указаны пункты, которые должен содержать первичный документ учета:
- полное наименование документа;
- фактическая дата составления;
- наименование субъекта экономических действий, который составил акт;
- суть действий хозяйственной жизни;
- имена должностных лиц, совершивших сделку;
- подписи участвующих в правовых отношениях.
Допускается возможность составления первичного документа в электронном виде. В данном случае потребуется электронная подпись ответственных лиц.
Согласно поправкам в статье 9 пункт 6 бухгалтер или другое ответственное лицо не несут ответственности, если первичные документы были предоставлены третьим лицом.
Статья 11
Согласно положениям статьи 11 ФЗ-402 все активы и обязательства подлежат инвентаризации. В процессе проверки выявляется фактическое количество объектов с указанным в бухгалтерских отчетах. Сроки и время инвентаризации устанавливает экономический субъект.
Выявленные недостачи и дата инвентаризации отражаются в бухгалтерском отчете. Согласно Законодательству Российской Федерации проведение инвентаризации — обязательное условие для каждого предприятия.
В ходе последних изменений статья 11 ФЗ-402 не затрагивалась.
Статья 12
В статье 12 ФЗ-402 обозначено, что все объекты учета в бухгалтерии подлежат измерению в денежном эквиваленте. Измерение осуществляется в национальной валюте РФ. Если цена объекта указана в иностранной валюте, то ее пересчет в валюту РФ — обязательное условие.
После принятия Федерального закона № 402 в статью 12 изменений внесено не было.
Статья 15
В статье 15 Федерального Закона № 402 обозначены сроки отчетного периода. Он начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря.
Отчетная дата начинает считаться с момента регистрации в государственных органах. Промежуточный отчетный период считается с момента регистрации до 31 декабря.
После последней редакции изменения в статью не были внесены.
Скачать
Чтобы избежать ошибки при составлении отчета, бухгалтер должен изучить Закон № 402 о бухгалтерском учете в последней редакции
Важно знать все требования, описанные в ФЗ-402 для своевременного урегулирования конфликтных ситуаций
Чтобы ознакомиться с Федеральным Законом №402 в новой редакции, скачайте его тут.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения
Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2021 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.
- В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
- В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;
Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;
- В п 3 ст 9 402 ФЗ внесено дополнение о том что гражданин, оформляющий свидетельство о хозяйственной жизни, обязан вовремя передать первичную учетную документацию на учет внесенной в них информации в органах регистра бухучета. Гражданин отвечает и за подлинность внесенной информации. Лица, ведущие бухучет или подписавшие контракт на ведение бухучета, не отвечают по закону за подлинность внесенной в документацию информации, внесенной в соответствии со сведениями из свидетельств о хозяйственной жизни. Другими словами, если информация в первичных учетных документах действительности не соответствует, ответственность за это бухгалтера не несут, ее несет составитель документации. Поэтому, составитель обязан передать первичные документы вовремя и с достоверными сведениями;
- В п. 4 ст 9 402 ФЗ изменений не вносилось. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2013 года, тип первичной учетной документации выбирает начальник экономического представительства, исходя из отчета лица, которое ведет бухучет. Тип первичной документации для госпредприятий регламентируется законом о бюджете РФ;
- Пункт 5 устанавливает, что первичная документация должна вестись на бумажных или электронных носителях, с личной или электронной подписью;
- Пункт 6 устанавливает, что если первичные документы должны быть вручены третьим лицам, или в госорганы в бумажном виде. Экономический агент обязан изготовить копии бумаг за личные средства;
- Пункт 7 устанавливает допуск корректировок в первичной учетной документации, если другое не указано в законодательстве. Вносится информация о дате правки, с подписью и идентификационной информацией ответственных лиц, составивших документ;
- Пункт 8 регламентирует что при изъятии документации на бумажных или электронных носителях, копии актов входят в документацию по бухучету.
Это интересно: Статья 10 ГК РФ. Пределы осуществления гражданских прав
Пункты 5, 6, 7 и 8 остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям от 2013 года.
Обязательные реквизиты первичных документов по ФЗ 402
Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:
- Название акта;
- Число и год написания;
- Название предприятия-составителя;
- Состав факта хоздеятельности;
- Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
- Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
- Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.
Скачать ФЗ 402
Работникам экономической сферы, а также руководителям, составляющим первичную документацию, и лицам занимающимся бухгалтерским учетом, необходимо изучить поправки в Ф3 — 402, вступившие в силу в 2021 году.
Как организуется бухучет на предприятии
Руководитель любой компании обязан после открытия организации доверить ведение бухучета специалисту, обладающему нужным образованием и опытом работы. Допускается вместо найма главного бухгалтера возложить обязанности на имеющегося работника, если он соответствует требованиям законодательства.
При выборе упрощенных систем налогообложения целесообразно пользоваться разовыми услугами специализированных компаний, с которыми заключается договор на оказание услуг.
Владельцы малых или средних компаний часто занимаются ведением бухучета своими силами. Но когда планируется найм главного бухгалтера, то специалист должен отвечать некоторым требованиям:
- высшее образование в соответствующей области;
- отсутствие непогашенной судимости, образовавшейся за преступления, совершенные в экономической сфере;
- наличие стажа работы от трех лет за последние 5 лет.
Важно! Допускается наличие у сотрудника образования, не связанного с бухучетом. Но такому человеку разрешается трудоустройство исключительно при наличии стажа работы в должности бухгалтера не менее 5 лет за последние 7 лет.. Эти требования предъявляются не только к наемным работникам, но и к физлицам, с которыми организация заключает договор на оказание услуг, связанных с ведением бухучета
Если процедура выполняется сторонней компанией, то у нее в штате должен работать хотя бы один специалист, соответствующий вышеуказанным требованиям
Эти требования предъявляются не только к наемным работникам, но и к физлицам, с которыми организация заключает договор на оказание услуг, связанных с ведением бухучета. Если процедура выполняется сторонней компанией, то у нее в штате должен работать хотя бы один специалист, соответствующий вышеуказанным требованиям.
Комментарий к п. 8 ст. 9
Изъятие бухгалтерских документов может производиться, в частности, при проведении мероприятий налогового контроля, при производстве дел об административных правонарушениях, в рамках производства по уголовным делам. Порядок и правила изъятия документов установлены соответствующими Кодексами — НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, УПК РФ и т.д. Так, в частности, порядок изъятия документов в порядке административных процедур регулируется ст. 27.10 КоАП РФ. При осуществлении налоговых проверок и расследований по уголовным делам изъятие документов производится, как правило, в рамках выемки.
Пунктом 100 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.
Особенности изъятия электронных документов на уровне законодательства пока не определены. По нашему мнению, в данном случае речь должна идти об изъятии носителей, на которых размещены такие документы. Следовательно, правило об изготовлении копий электронных документов на практике следует понимать как предоставление бухгалтерии (документы которой изымаются) возможности сделать бумажные и (или) электронные копии (на другом носителе) изымаемых документов.
О регулировании бухгалтерского учета
Как и раньше, «регуляторами» являются Минфин и Центральный банк (для кредитных организаций). В то же время к государственному регулированию Законом N 402-ФЗ добавлено негосударственное регулирование бухгалтерского учета, которое возложено на саморегулируемые организации (СРО). Это могут быть организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы, другие некоммерческие организации. Данная информация приведена для общего сведения бухгалтеров учреждений физической культуры и спорта, так как регулированием их бюджетного и автономного учета по-прежнему занимается финансовое ведомство, саморегулируемые организации в этом не участвуют.
Финансовое ведомство согласно Закону N 129-ФЗ занималось разработкой планов счетов бухгалтерского учета и инструкций по их применению, положений (стандартов), других нормативных актов и методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (п. 2 ст. 5). С 2013 г. к указанному списку добавились отраслевые стандарты, устанавливающие особенности применения федеральных стандартов в отдельных отраслях экономики, а также стандарты экономического субъекта (п. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Все указанные регулирующие бухгалтерский учет акты не должны противоречить друг другу и собственно самому Закону N 402-ФЗ.
Скажем несколько слов о стандартах экономического субъекта, которые предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета. В принципе данные задачи должна решать учетная политика, но на деле это не совсем так. Инструкцией N 157н <3> установлены определенные требования к учетной политике и ее содержанию. К стандартам экономического субъекта пока никаких требований Законом N 402-ФЗ не предъявлено. Плюсом является еще и то, что порядок разработки, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливается им самостоятельно. Поэтому бухгалтер сам решает, как применять свои стандарты, которые, по сути, могут дополнять учетную политику в части ведения учета тех или иных специфических объектов. Остается добавить, что у небольших учреждений количество операций (фактов хозяйственной жизни) не так велико, чтобы их учет нельзя было описать в учетной политике, поэтому ею можно ограничиться, а разработку внутренних стандартов оставить на будущее, ведь они в отличие от учетной политики не относятся к обязательным документам учреждения.
<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Правила оценки и инвентаризации активов и обязательств
Закон о бухгалтерском учете 402 ФЗ содержит немного информации относительно инвентаризации долгов и активов, поэтому имеются только ссылки на другие нормативные акты. Но закрепляется обязанность руководства фирмы заниматься периодической инвентаризацией.
Организация самостоятельно принимает решение о том, когда, как и в какие сроки осуществлять инвентаризацию. Руководитель определяет, какие объекты подлежат обязательной периодической проверке. Эта информация фиксируется в учетной политике, но она не должна противоречить требованиям законодательства.
Важно! Если во время инвентаризации обнаруживаются ошибки или расхождения между сведениями из регистров и фактическим количеством объектов, то осуществляется корректировка документации. При необходимости проводится расследование, целью которого выступает обнаружение причин появления расхождений.
Статья 9. Первичные учетные документы
1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.
Примечание: БУХУЧЕТБольшой раздел с массой полезной информации по бухучету
Какие поправки вносились в закон
402 ФЗ о бухгалтерском учете регулярно дополняется и изменяется, для чего вносятся соответствующие поправки, принимаемые властями страны. К наиболее значимым корректировкам, внесенным 19 июля 2017 года, относится:
- ранее используемые ПБУ, утвержденные еще с 1988 по 2017 год, признаются федеральными стандартами;
- появились новые термины, к которым относятся «притворные сделки» и «мнимый бухучет»;
- внесена информация о невозможности принятия к учету бумаг, с помощью которых фиксируются хозяйственные операции, не осуществленные на момент формирования документации;
- термины «притворность» и «мнимость» обладают тем же определением, что и в ГК;
- «мнимым объектом» в бухучете признаются несуществующие элементы, которые отражаются только в документах, но фактически отсутствуют, причем сюда относится не только недвижимость, но и обязательства с расходами;
- объект считается «притворным», если основная цель его отражения в документации заключается в прикрытии другого объекта.
Справка! Изменения, касающиеся федерального закона о бухгалтерском учете, закреплены положениями ФЗ №357.
Ключевые понятия
В 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используются специальные определения. Их должен знать сотрудник, составляющий на предприятии финансово-хозяйственную документацию. К таким понятиям относят:
- Бухгалтерскую отчетность. Она представляет собой документы, содержащие сведения о финансовом состоянии субъекта предпринимательства на конкретную дату, результатах его экономической деятельности, перемещении денежных средств за определенный период. Отчетность систематизируется в соответствии с предписаниями, установленными рассматриваемым законом.
- Уполномоченный орган. Им является исполнительная структура, наделенная Правительством полномочиями на осуществление функций по разработке госполитики и нормативному регулированию в области бухучета и отчетности.
- Стандарт. Он представляет собой документ, по которому устанавливаются минимальные требования к учету, допустимые методы его ведения. Стандарт может быть внутригосударственным или международным.
- План счетов — систематизированный перечень статей бухучета.
- Руководитель хозяйствующего субъекта. Им выступает лицо, которое является исполнительным единоличным органом на предприятии или управляющим, которому переданы соответствующие полномочия. Руководителем может быть специалист, ответственный за ведение дел в организации.
- Отчетный период — временной промежуток, за который составляется бухгалтерская документация.
- Факт хозяйственной деятельности (жизни). Им может являться событие, операция, сделка, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое состояние субъекта, результат его экономической деятельности или движение средств.
Сфера применения
На основании закона 402 ФЗ каждая компания должна заниматься ведением бухгалтерского учета. Исключением представлены следующие представители бизнеса:
- индивидуальные предприниматели;
- лица, занимающиеся ведением частной практики, причем к ним относятся нотариусы и адвокаты;
- структурные подразделения иностранных компаний.
Внимание! Бухучет необходим при выборе общей системы налогообложения. Если компания перешла на УСН, ЕНВД или ЕСХН, то большое количество отчетов и деклараций заменяется одним документом, составляемым в упрощенном виде, но компания все равно должна нанимать бухгалтера для грамотного ведения учета.
Комментарий к п. 5 ст. 9
Принципиально новым в норме п. 5 ст. 9 является упоминание об электронных документах и об электронной цифровой подписи.
Как уже отмечалось, действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2013 г. Вместо него после указанной даты должен вступить в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ введены, в частности, следующие основные понятия:
- электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
- электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
- закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
- открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
- сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
При использовании открытых ключей подписи дополнительные расходы, связанные с применением ЭЦП, как правило, минимальны, а дополнительных мероприятий по обеспечению сохранности сертификата ключа подписи не требуется. Однако на практике при осуществлении коммерческих расчетов, расчетов, связанных с получением бюджетных средств, представлением бухгалтерской и иной отчетности, наиболее целесообразным представляется использование закрытого ключа.
Условия признания ЭЦП установлены нормами ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.
Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Особенности использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления установлены ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.
В Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ, который должен вступить в силу с 1 июля 2013 г., существенно изменена терминология. В частности, введены понятия неквалифицированной и квалифицированной электронных подписей, а также уточнен порядок получения сертификатов ключей, организации взаимодействия между организациями, использующими электронные подписи, и удостоверяющими центрами.
Статьей 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ специально оговорено, что сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
График осуществления документооборота в бухучете
Под графиком документооборота понимается описание, которое может иметь вид таблицы или схемы, процедур по созданию, движению, обработке, хранению учетных документов. Утверждаться график может как приложение к учетной политике или как локальный нормативный акт. Во втором случае учетная политика должна содержать ссылку на этот акт.
График документооборота должен обязательно отражать:
- Сроки, в течение которых должны оформляться, передаваться, обрабатываться, храниться документы.
- Должности лиц, ответственных за операции, отраженные в графике документооборота (105-П Минфина).
Ведение бухгалтерской отчетности
Компании ежегодно составляют следующие отчеты:
- бухбаланс;
- отчет, содержащий сведения о финансовых результатах;
- приложения к вышеуказанным формам.
К приложениям относятся отчеты:
- о движении денежных средств;
- об изменениях капитала;
- иные пояснения, составляемые в форме текста или таблицы.
Отчеты формируются на бумаге, после чего подписываются генеральным директором. На законодательном уровне закреплены предельные сроки для составления документов. Данные вносятся нарастающим итогом, поэтому отсутствует острая необходимость в промежуточной или месячной отчетности.
Внимание! Промежуточные финансовые отчеты составляются с 1 января по дату составления документации. По закону компании не должны передавать документацию каким-либо государственным инстанциям кроме Росстата
Работникам ФНС предоставляются исключительно годовые бухгалтерские документы, причем процесс выполняется в течение трех месяцев с начала следующего года.
Обязанность субъекта
402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает вести финансово-хозяйственную документацию:
- Индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим лицам. Для этих субъектов обязанность по составлению документации вменяется в том случае, если, по действующим нормативным актам о сборах и налогах, они регистрируют расходы и доходы либо другие объекты обложения в установленном порядке.
- Находящимся в пределах территории РФ представительствам, филиалам и прочим структурным подразделениям компаний, сформированных по зарубежным законодательствам. Для этих субъектов также действует условие, приведенное в предыдущем пункте.
402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает ведение финансово-хозяйственной документации с момента госрегистрации и до даты прекращения работы предприятия вследствие ликвидации либо реорганизации.
Цели бухгалтерского учета
Компания должна достоверно отражать свои хозяйственные операции. Они позволяют заинтересованным лицам получать точные сведения об использовании материальных, трудовых ресурсов.
Благодаря ведению бухучета в компании становится возможным:
- вести учет хозяйственной деятельности;
- контролировать соблюдение норм законодательства;
- рационально использовать финансовые, трудовые ресурсы;
- учитывать существующие долги и активы;
- проверять деятельность на соответствие утвержденным нормам и сметам;
- формировать направления развития бизнеса.
Указанные цели достигаются лишь в том случае, когда отражается истинное положение дел. Сейчас многие фирмы стараются засекретить ценную информацию. Для этого подписывают соответствующие договоры с сотрудниками. Но в отношении сведений по бухучету вводить режим коммерческой тайны не допускается.
Заинтересованные лица не могут влиять на составление отчетности. Все операции следует отражать своевременно. Доходы отражаются после совершения операции, а убытки – сразу, как появляется вероятность их возникновения.