Понятие менеджмента
Содержание:
Менеджмент как искусство
Подобный подход индивидуальные качества и особенности менеджера, которые он использует для достижения необходимых результатов, ставит во главу угла
Разработка управленческих решений, их выбор и принятие зависит от определенных личностных качеств менеджера: образование, интуиция, убеждения, опыт работы, коммуникабельность, тип мышления, инициативность, решительность.
Деятельность менеджера, возведенная до уровня творчества, позволяет существенно влиять на качество принимаемых управленческих решений и во многом определяют успешное их выполнение. Это и есть искусство менеджмента.
Менеджмент как люди, управляющие организацией
Подобный подход строится на том, что все процессы управления координируются специалистами, имеющими профессиональную подготовку. Чтобы осуществить грамотное руководство организацией, менеджер должен иметь необходимые знания, навыки, необходимые ему для успешного достижения конкретных результатов благодаря использованию известных ресурсов (потенциал сотрудников, время, производственные мощности, информация, деньги, научные разработки и т.п.).
В подобной ситуации элементами менеджмента представляются такие как:
- Корпоративная культура (культура организации)
- Стиль руководства;
- Управленческие формы
- Управление компании с участием сотрудников
В рамках своих компетенций и полномочий менеджер-профессионал должен иметь навыки организации и мотивирования сотрудников, планирования, учета специфики внешнего окружения.
Менеджмент как организация
Этот подход позволяет рассматривать менеджмент как организацию управления неким объектом (общественной или коммерческой организацией, объединением людей, политической партией и т.д.). Следовательно, основная цель менеджмента – обеспечение необходимых результатов в процессе деятельности.
Любая организация имеет определенную структуру – подразделения, на которые возложено выполнение конкретных задач. Процесс их реализации необходимо контролировать, координировать и направлять.
В результате в любой организации необходимо сформировать систему управления, которая будет состоять из управленческого аппарата на различных уровнях и органа управления.
Менеджмент как функция и процесс
Менеджмент представляет собой отдельное направление в профессиональной деятельности. которая позволяет достигать определенные результаты при использовании имеющихся ресурсов.
В определении менеджмента как функции выделяют три аспекта:
- Процессный – менеджмент может быть представлен как взаимозависимый процесс, обладающий обратной связью;
- Системный – менеджмент может быть рассмотрен как управление составляющими компонентами организации, которые неразрывно связаны между собой, так и внешней средой;
- Ситуационный – менеджмент, предполагающий принятие решения в зависимости от особенностей возникшей ситуации.
Все существующие виды деятельности и все реализующиеся управленческие решения, принимаемые в процессе реализации, объединяются процессным подходом в одну цепочку. Менеджмент при этом всегда имеет обратную связь, благодаря которой координируются все процессы.
Процессный подход можно выразить в следующей цепочке операций: «планирование – определение ресурсов (организация) – мотивация – контроль».
Системный подход помогает воссозданию взаимосвязей между всеми элементами организации, а также их связь с элементами внешней среды. При успешной работе системы организация на выходе имеет поставленные задачи реализованными (добавленную стоимость, прибыль и др.).
Системный подход предполагает возможность обозначения в организации подсистем разного рода, способных выполнить узкоспециализированные задачи. Среди подсистем обычно выделяют такие как: персонал, производство, финансы, маркетинг, менеджмент, НИОКР. Подсистемы дополняются или убираются в зависимости от особенностей деятельности предприятия.
Ситуационный подход предполагает принятие управленческие решения каждый раз по-разному, в зависимости от конкретного времени и ситуации. Менеджер, действуя в рамках ситуационного подхода, учитывает факторы разного рода (ситуационные переменные). Принята точка зрения, что подобное управление может быть успешно, если менеджер учитывает 10 факторов. При этом известно, что возможный набор существующих переменных гораздо больше, и решение конкретной задачи требует использования различного набора переменных.
Менеджмент как процесс принятия решения
Любая ситуация, которая может возникнуть в период управленческого процесса, представляет собой задачу, которую менеджеру необходимо решить, а в случае необходимости скорректировать формулировку целей и программу дальнейших действий.
Информация, которая поступает к менеджеру, представляет собой основу для ее обработки и последующего решения, принятого в процессе управления. Решение, принятое на базе полученной и изученной информации, членится на составляющие, т.е. конкретизируется для каждого уровня и каждого исполнителя. При этом контроль за выполнением принятых решений – необходимая составная часть управленческого процесса.
Изучение информации, ее анализ, принятое в последующем решение на ее базе является технологической основой менеджмента.