Консультации с тьютором: инструмент усиления эффекта от обучения

Кто такой тьютор

Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос:  «тьютер или тьютор как правильно пишется?».

Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».

Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского  tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять».  Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке.  На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.

Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня.  В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят  стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».

Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:

Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:

 Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?»  я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».

А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется,  кто такой тьютор.

Перспективы профессии

Современное образование все больше стремится к индивидуализации. Коллективная школа дает массив знаний, общих для всех, однако для дальнейшей жизни и построения карьеры каждый учащийся должен выбрать свою траекторию развития, которая наиболее полно раскрывает его способности и соответствует его запросам. Тьюторство и консалтинг будут все шире входить в образовательную деятельность, особенно в крупных городах. Со временем иметь своего наставника станет для детей привычным делом, поэтому представители профессии не останутся без любимой работы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия тьютор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Исследование индивидуализации в работе тьютора

Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.

Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».

Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.

Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».

Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.

 Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:

«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.

  1. Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
  2. Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
  3. Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
  4. Работа с персональными смыслами и способами реагирования».

Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.). 

Кто такой тьютор и тьюторство

С английского языка tutor переводится как наставник, опекун. Роль тьютора довольно глубокая, и чтобы раскрыть ее максимально полно, мы будем говорить об обязанностях тьютора с разных сторон, приводя примеры.

Главная задача, которую он помогает решить своим наставникам —  определение своего места в жизни.

В лучшем случае тьютор ведет ребенка с первых лет и до завершения обучения. А может, и дольше. Ведь наставник — тот человек, который может понадобиться не только детям, но и взрослым. Когда мысли никак не сложатся в целую картинку, когда не понимаешь, в каком направлении дальше двигаться — на помощь приходит тьютор.

Если весь период обучения ученика ведет один и тот же тьютор, специалист успевает изучить все интеллектуальные, физические и психологические особенности ребенка. На их основе он может составить идеальную учебную программу.

Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В истории еще неоднократно упоминалась помощь наставников на пути человека в обучении, в познании мира и достижении целей. В России тьюторство стали рассматривать как серьезную профессию всего около 8 лет назад. Но теперь необходимость в таком специалисте ощутима в каждом образовательном учреждении.

Профессию тьютор легко спутать с другими педагогическими направлениями. Его обязанности пересекаются с работой учителя, репетитора, психолога, ментора и коуча.

Мы разберем отличия тьютора от смежных профессий. Это поможет еще лучше разобраться в его обязанностях и методах работы.

Как построить карьеру

В учебном заведении педагог-наставник может, обладая достаточным опытом и организаторскими способностями, претендовать на должность завуча или директора. Есть вариант продвижения на государственной службе или в научной деятельности. Говоря о карьерном росте, можно указать на прямую зависимость уровня заработка от квалификации специалиста. Особенно это касается профессионалов, работающих на фрилансе. Имея достаточное количество клиентов и хорошую узнаваемость, можно открыть учебный центр или частную школу, в которой основной методикой организации учебы будет использование тьюторства.

История профессии

Название профессии происходит от английского tutor, что означает «опекун», «наставник-педагог». По некоторым данным, тьюторство возникло еще в XIII-XIV веках в частных британских университетах – Кембриджском и Оксфордском. В этих учебных заведениях были профессора, читавшие лекции для всех, и их ассистенты, проводившие занятия с отдельными группами, а также специалисты, которые работали со слушателями индивидуально.

Уже на заре становления академического образования студентам вовсе не обязательно было прослушивать все курсы университетского факультета. Выбрать предметы для изучения, то есть выстроить путь, пройдя который, можно сдать экзамены и получить определенную ученую степень, помогали тьюторы. То есть в те времена, когда студент и профессор не были ограничены строгими рамками программ, tutor был своеобразным мостиком между канонами обучения и свободой личности.

В XVII-XVIII веках тьюторство все более дрейфует к образованию – наставник начал помогать ученику формировать планы, советовать самые нужные занятия, следить за успеваемостью, подсказывать, как решать возникающие проблемы, готовить к сдаче экзаменов. Сейчас в классических британских университетах тьюторская система применяется параллельно с лекционной.

В России профессия фактически делает свои первые шаги, хотя еще в 2010 году приказом Минздравсоцразвития утвержден квалификационный справочник с характеристиками должностей сферы образования. В этот документ включено описание профессии тьютора и очерчено его место в школах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Что мешает студентам обратиться к тьютору?

Студенты часто говорят “За помощью к тьюторам не обращался, мне все было понятно”. Хорошо, если это действительно так. Но часто за этой фразой прячется стеснение или боязнь показаться некомпетентным специалистом.

Тут важно помнить, что вы пришли учиться. Естественно, что-то может не получаться с первого раза и будут возникать вопросы

Тем более, повышение квалификации и получение диплома — это большая цель, к которой стоит двигаться поэтапно и лучше с поддержкой опытного тьютора.

Используйте каждую возможность (промежуточные контроли, вебинары и домашние задания), чтобы пообщаться с вашим куратором. Наши эксперты-практики всегда готовы поделиться своими знаниями и опытом, и с радостью ответят на все ваши вопросы.

Обязанности тьютора

Работа заключается не только в проведении уроков и общении с детьми. Специалист выполняет сразу несколько функций. В обязанности тьютора входит:

  • разработка методической литературы;
  • распределение ресурсов для успешной учебы;
  • проведение индивидуальных тренингов;
  • выявление нарушений в психике ребенка;
  • консультирование учеников, родителей и преподавателей;
  • организация взаимоотношения школьников с учителями;
  • помощь выпускникам с выбором профессии.

Тьютор способствует тому, чтобы у детей был стимул к обучению. Он разрабатывает специальные методические планы для индивидуальной работы с каждым ребенком, занимается оценкой и распределением ресурсов, чем обеспечивает успешность образовательного процесса. Проводит личные беседы и тренинги.

Он консультирует родителей, самих детей, преподавательский состав, улучшает их профильные навыки и обучающие технологии.

А также должностная инструкция включает помощь выпускникам в сфере профориентации. Тьютор выявляет наклонности ученика, его интересы, оценивает его способности и любовь к труду, соответствие характера выбранной профессии. Специалист организовывает конструктивное взаимодействие преподавателей с учащимися, рассматривает их позиции в конфликтных ситуациях. Он координирует деятельность учителей в заведениях, где обучаются дети с отклонениями.

Все свои функции специалист выполняет по методам работы тьютора: он собирает и систематизирует информацию, оформляет учебные планы соответственно требованиям и оценивает результаты труда.

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

Кому подходит

Работа тьютора подходит людям, которые любят детей и умеют найти к каждому индивидуальный подход, выявить сильные и слабые стороны подопечного и разработать уникальную методику для достижения конкретного результата и общего развития человека.

Tutor должен знать:

  • действующее законодательство в образовательной сфере;
  • основы возрастной психологии и педагогики;
  • особенности отношения детей с окружающими в зависимости от возраста и иных факторов;
  • способы мониторинга обучения подопечного;
  • методики обучения и воспитательной работы;
  • все, что касается поиска актуальной информации по всем направлениям знаний (где найти учебники, веб-сайты и базы данных);
  • варианты организации свободного времени ученика;
  • методы мотивации к обучению.

Личностные качества педагога имеют особенное значение, поскольку от них в значительной мере зависит налаживание контакта с воспитанником. Тьютору нужно обладать такими чертами:

  • самоорганизованность и ответственность;
  • психологическая устойчивость;
  • искренний интерес к успехам и проблемам подопечного;
  • тактичность и толерантность;
  • способность анализировать и применять выводы на практике;
  • спокойствие и рассудительность;
  • высокая культура и творческие способности.

Наставник для подопечного должен быть авторитетным человеком, на которого стоит равняться и которому можно довериться.

К положительным сторонам профессии можно отнести возможность реализации своего творческого и педагогического потенциала в работе с детьми, перспективу дальнейшего развития этого направления деятельности и неплохую оплату труда при высокой квалификации педагога и успехах подопечного.

Минусы заключаются в том, что необходимо осваивать огромный массив разнообразной информации, трансформировать ее и передавать ребенку в понятном для него виде. Также нередки стрессовые ситуации, особенно в случае неудач, когда на наставника оказывается давление со стороны педагогических работников, медиков или родственников ребенка. А чтобы выйти на определенный уровень дохода, нужно искать клиентов и вести одновременно сразу несколько учащихся.

В чём заключается работа тьютора

Перед началом работы с клиентом мы договариваемся об условиях, ожиданиях и формате. После первой встречи я делаю визуальный конспект истории и запроса клиента и прошу его отредактировать. Благодаря этому человек понимает, на что он хочет сделать упор, и мы начинаем работу. Я должен удостовериться, что мой подопечный уверен в том, что предпринимает в области своего образования и развития. В конце мы возвращаемся к запросу и проверяем, оправдались ли ожидания, какой путь человек проделал и какие изменения у него произошли.

Люди приходят с разными запросами. Задача тьютора — организовать и поддержать размышление подопечного над его же образовательной ситуацией. Таким образом, в сопровождении выделяют несколько тактов: формирование запроса, проектирование маршрутов решения, проба решения, коррекция программы.

Я не всегда придерживаюсь такой схемы — иногда клиент приходит со свежей ситуацией, когда что-то изменилось в жизни и надо реагировать. Или в свете новых событий старый запрос становится уже неактуальным. Я помогаю человеку это отследить и обрести уверенность, что изменения происходят по его воле.

Приведу пример: человек переехал из одной страны в другую и рассматривает обучение в магистратуре как способ социализации. Мы проверяем, действительно ли магистратура — единственный вариант для решения этой задачи. А что человек до этого изучал и делал и куда будет двигаться, если выберет ту или иную программу?

Другой пример: клиент прошёл за два года порядка 40 курсов и тренингов в различных форматах и просит помощи с тем, чтобы сделать этот процесс более осмысленным. Для этого мы согласуем видение будущего — какую работу он хочет, какие навыки у него есть сейчас и какие ему нужны для желанной работы, какие дефициты есть и с помощью чего их можно закрыть.

С подростками я сейчас работаю уже меньше, чем раньше. Среди моих клиентов есть, например, двенадцатилетний мальчик, я помогаю ему сформировать умение самостоятельно управлять временем и учёбой.

Тьюторы сегодня

Слово tutor в переводе с английского означает персональный учитель и наставник, куратор. Для российской системы образования данная профессия — абсолютное новшество. В США и европейских странах эти специалисты давно уже стали нормой.

Не стоит путать тьютора с педагогом. Да, направления деятельности довольно схожие, но задачи у них совершенно разные. Тьютор по-прежнему является мостиком между полноценным учителем и учеником, и его задача – не дать образование, а сопроводить и обеспечить обучение. Не имеет значение возраст ученика – посещает он детский сад или уже заканчивает вуз. Куратор решает и организовывает сложные моменты, контролирует соблюдение режима и корректность расписания и даже психологически он сумеет настроить ученика на нужный рабочий лад.

Современная действительность такова, что учителя просто не обращают внимания на отстающих и непоседливых учеников, особенно если они не проявляют интерес к предмету. Тьютор же, наоборот, находит индивидуальный подход к ребенку или подростку, выявляет его интересы и помогает определить профориентацию. По сути, куратор мягко направляет человека в поиске своего призвания, будущей профессии, в раскрытии талантов и реализации собственных возможностей.

К примеру, школьник не может решить математику и физику, однако силен в литературе и русском языке. Родители за занятостью продолжают настаивать на всестороннем развитии, а тьютор направит их чадо в нужном направлении и сделает его успешным учеником в своей области. Это инновационный подход устраняет уравнительное отношение к дошкольникам и школьникам и способствует восстановлению интереса к учебе у ребенка.

Сегодня тьюторы работают почти в каждом образовательном учреждении, но это за границей. А в России их вводят в качестве эксперимента в школах. И пока только в элитных.

И все же нередко можно встретить тьюторов, работающих с детьми-инвалидами. И здесь в их обязанности входит не только контроль за учебным процессом, но и оказание физической поддержки, доставка ученика и взаимодействие с окружающими как переводчик, если, к примеру, учащийся глухонемой. Такие дети, благодаря помощи куратора, получают возможность посещать традиционные школы вместе с обычными ребятами и чувствовать себя с ними на равных. Наставник помогает ребенку адаптироваться, показывает ему его возможности, а главное помогает окружающим воспринять и принять инвалида. Это благоприятно сказывается и на воспитании милосердия здоровых детей, которые при общении с инвалидами учатся приходить на помощь и даже заводить дружбу.

Важно понимать, что куратор – это вовсе не сиделка и не няня, это педагог и помощник. Он может быть прикреплен не к одному ученику, а к целой группе, и при этом он обязан уделять время каждому в полной мере

Как выбирать тьютора

Важно, чтобы тьютор вызывал доверие. Иначе его подопечный просто не будет откровенно делиться своими проблемами с педагогом

На роль преподавателя часто берут молодых педагогов — сокращается разрыв между поколениями, мешающий созданию доверительных отношений

Также нужно обращать внимание на:

Квалификацию

Лучше всего с ролью тьюторов справляются люди с аттестатом психологических, педагогических факультетов, с сертификатом курсов тьюторов;

Отзывы

Не надо пользоваться услугами человека, не работавшего тьютором ранее. Либо же его стаж должен быть тесно связан с педагогикой;

Первое впечатление

Учащийся должен симпатизировать сопровождающему. Если с первой встречи минимальная связь между ними не сформировалась, лучше продолжать поиски.

Кто такой тьютор?

Тьютор – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о «бродячих студентах» Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием – репетитор. Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах

Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного

В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

<<Форма демодоступа>>

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Тьютор в университете

Что касается вузов, то в данном случае тьюторы обычно отвечают за взаимодействие с абитуриентами, пытаясь выявить основные мотивы и цели поступления в конкретный университет. Кроме того, тьюторы проводят адаптацию первокурсников, помогают выпускникам, ведут работу с аспирантами.

Особо важным моментом в работе тьютора является тот факт, что наставник всегда действует исключительно в интересах того лица, сопровождением которого он занимается. Таким образом, он не может просто взять, и заставить, например, мальчика выбрать в будущем профессию врача, или, запретив девочке рисовать, тем самым убить в ней интерес стать художником.

Работая в образовательном заведении, тьютор становится его неотъемлемой частью. Таким образом, тьютора можно сравнить с героями картин в школе Хогвартс, которые знают все легенды и обладают информацией о всех возможных опасностях школы. Несмотря на тот факт, что тьютор обычно не даст готового ответа, он окажется рядом в нужный момент, чтобы помочь справиться с возникшими сложностями.

Несмотря на то, что многие слышали о тьюторах, пока еще мало кто сталкивался с ними в реальности, а для того, чтобы образ специалиста, помогающего обучающимся в осмыслении учебного направления и разработке стратегии, занял свое место в общественном сознании, потребуется еще несколько лет.

Кто может быть тьютором

Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.

Кто обычно посещает подобные курсы:

  • люди, заинтересованные в помощи детям с особенностями здоровья, желающие помочь им жить полноценной жизнью и получать знания наравне со сверстниками;
  • студенты, ищущие подработку на период учебы, с целью работы по этому направлению и в будущем;
  • специалисты, желающие повысить свой уровень и обрести практику в сфере тьюторства.

С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.

Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.

Весь текст за 2 минуты

Тьютором называют специалиста, исследующего мотивацию, интересы, способности учащегося;
Нельзя путать его с коучем, куратором, дефектологом, психологом, учителем;
Педагог-помощник нужен детям, которые потеряли мотивацию к обучению, не могут найти свой жизненный путь;
Детсадовцам тьютор помогает формировать представления о профессиях и о направлениях учебы;
Получить услуги тьютора можно в онлайн-школе, реальной школе, детсаде, специальном центре;
Наиболее продуктивной считается индивидуальная работа с педагогом-помощником;
Важно, чтобы у ученика были доверительные отношения с тьютором, иначе результата не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector