Кто такой аниматор, происхождение, история, развитие
Содержание:
- Особенности специальности
- Требования
- Программа обучения
- Как стать аниматором
- Два мира анимации
- Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору
- Как стать мультипликатором?
- Место работы и карьера
- Обучение на художника-мультипликатора
- Известные люди этой профессии
- Общие сведения
- С чего начать путь художника-аниматора?
- Обязанности на работе
- Как делают крутую анимацию
- Нужно ли иметь высшее образование, чтобы работать аниматором?
- Учебные заведения
- «Работа рукой и головой»
- Виды анимации
- Как стать мультипликатором?
- Художник-постановщик
- Описание профессии
- Требования
Особенности специальности
Мультипликаторы работают в сфере создания разнообразных мультфильмов. Ключевая задача специалиста этой сферы — анимировать то, как двигается определенный герой. И прорисовать каждый его шаг в ходе серии.
Виды мультипликации и мультипликаторов
Существует огромное количество направлений мультипликации. И, соответственно, специалистов-мультипликаторов. Направления могут разниться в зависимости от тех способов, которые были определены для того, чтобы сделать анимацию персонажа (от того, цифровой мультфильм или рисованный). Также, они четко зависят от того, насколько масштабным является тот или иной проект.
Например, для короткометражного мультфильма могут нанять всего одного аниматора. Если же серий в определенной кинокартине много, то могут нанять целую команду специалистов. Которые будут прорисовывать все аспекты взаимодействия персонажей.
Анимации бывают трех видов:
- Нарисованными. Их создают на бумаге. С помощью традиционных инструментов. Как в советских мультиках.
- Кукольными. Подобные мультипликации изготавливают из пластилина.
- Трехмерными. Мультипликации подобного типа создают на компьютере. С помощью трехмерной графики.
Специализации мультипликаторов, необходимые для создания мультфильма
Если мультфильм, то для проекта нанимается огромное количество специалистов. Каждый из них отвечает за определенное направление работы в мультипликации. Итак, произведению подобного типа требуются следующие специалисты:
- Постановщик. Специалист этого спектра создает концепцию мультфильма. Продумывает его стиль. Специалист этого спектра работает плечом к плечу с режиссёром. Также, постановщик отвечает за художественную сторону мультфильма.
- Персонажист. Специалист этого спектра создает, соответственно, персонажей определенной истории. Прорабатывает их образы. А также то, как они в дальнейшем будут взаимодействовать друг с другом.
- Фоновщик. Специалист этого спектра создает фон, на котором персонажи мультфильма будут взаимодействовать друг с другом. Он должен уметь изготавливать интерьеры, экстерьеры помещений. Чтобы они смотрелись максимально правдоподобно и интересно.
- Контуровщик. Специалист этого спектра занимается тем, что берет бумагу, на которую нанесены серии мультфильма. А затем оцифровывает ее. Переносит на традиционную пленку. Для того, чтобы мультфильм можно было посмотреть.
- Фазовщик. Специалист этого спектра отвечает за процесс перемещения персонажей между фазами. В работе он должен учитывать, каким образом двигается каждый герой.
- Прорисовщик. Специалист этого спектра изготавливает финальную версию героя. Опираясь на те рекомендации, которые ему предоставил главный художник мультфильма.
- Мультипликатор спецэффектов. Специалист этого спектра отвечает за изготовление спецэффектов. В частности, он может имитировать природные явления. Снег. Дождь. А также радугу. И многое другое.
Требования
Мультипликатором может стать любой желающий. Однако необходимо ознакомиться с требованиями и навыками, а также стоит принять то, что если у кого-то нужных навыков окажется больше, то его путь к вершине мультипликационного искусства будет намного проще.
Знания и навыки
Преимуществами кандидата будут:
- чувства вкуса и стиля;
- понимание механики динамики и движения;
- уникальное видение мира;
- в некоторой степени психологизм (чтобы сформировать и передать характер персонажа);
- хорошее воображение;
- пространственное мышление.
Также необходим хороший глазомер, развитое чувство кинематики и наблюдательность. Пригодятся и актерские способности, потому что иногда, чтобы передать какие-то эмоции, необходимо срисовать их с живой модели, но не всегда под рукой будет человек, который готов помочь. Так что мультипликаторы часто срисовывают некоторые эмоции с себя. И главное – это умение рисовать.
К ключевым навыкам можно отнести и эффективное использование специальной техники (хотя бы знание компьютера и необходимых компьютерных программ). Цениться будет и пунктуальность, так как в современном мире все взаимодействие строится на дедлайнах, а потому просто необходимо уметь укладываться в срок.
Профессия мультипликатора требует постоянного развития, поступления новых знаний о существующих способах изображения, так как воплощение персонажа в разных техниках может выглядеть совершенно по-разному.
Личные качества
К необходимым личным качествам можно отнести:
- высокую работоспособность;
- умение брать на себя ответственность;
- целеустремленность;
- аккуратность, практически педантизм;
- терпение;
- чувство юмора;
- готовность к командной работе.
Программа обучения
Программа основана на фундаментальных принципах анимации, мультипликации. Мы выпускаем художников-универсалов. После окончания университета, молодые люди сами решают, по какой стезе двигаться дальше. Базовые знания дают возможность развиваться уже самостоятельно.
Куда можно поступить на аниматора — вопрос личного выбора. В университете можно учиться по направлениям бакалавриата, магистратуры. Дополнительно доступно среднее-специальное образование (колледж), специализированные курсы художников.
Сроки учебы
Продолжительность зависит от формы получения образования. Программы ВУЗа рассчитаны на очное, вечернее (очно-заочное) или дистанционное обучение.
- Продолжительность по очной форме — 4 года. Занятия проходят 5 раз в неделю.
- По очно-заочной форме, при работе в группах выходного дня — 4.5 года. Количество занятий — 1−2 раза в неделю.
При дистанной работе — 4.5 года.
Как стать аниматором
Высшее образование в сфере анимации можно получить во ВГИКе, на факультете анимации и мультимедиа. Там готовят режиссёров и художников анимации, есть бюджетные и платные места.
Экзамены для поступления:
- русский язык (ЕГЭ);
- литература (ЕГЭ);
- творческое испытание (композиция);
- профессиональное испытание (живопись + рисунок);
- собеседование.
Аниматоров готовит также «Театральный художественно-технический колледж» в Москве. Поступать можно на базе 9 и 11 классов, вступительные испытания при поступлении на отделение анимации — «Рисунок«и «Раскадровка».
Однако в наше время не обязательно идти в официальное учебное заведение, чтобы выучиться на аниматора. Существует множество дистанционных школ анимации. Они, как правило, платные, но обучение на аниматора очень быстро окупается, если не просто выучиться, а остаться в профессии. Зарплата аниматора-стажёра в России — от 40 тысяч рублей, а опытный специалист может зарабатывать 100 тысяч и больше.
Преимущества онлайн-школы:
- подготовка специалистов «с нуля»;
- актуальные знания, востребованные в индустрии прямо сейчас;
- создание портфолио.
Когда аниматора принимают работать на студию, даже если это студия Disney, смотрят не на диплом, а исключительно на портфолио, то есть на работы, которые аниматор уже делал и может продемонстрировать.
Дистанционные школы как раз и позволяют собрать впечатляющее портфолио. Во время обучения выдаются задания, студент выполняет их вместе с преподавателем-ментором. Ментор помогает сделать работу качественно, указывает на ошибки. Онлайн-школы также проводят стажировки на студиях, где у студентов есть возможность попробовать себя в реальной работе. Им выдают «боевые сцены» прямо с производства, и те, кто хорошо справляется, имеют все шансы попасть в проект и в титры.
Аниматоры сейчас настолько востребованы, что студентов разбирают на работу сразу после окончания дистанционной школы анимации.
Два мира анимации
Как и в случае с традиционным игровым кинематографом, авторское анимационное кино можно снимать, используя любые понравившиеся техники и технологии и совсем не задумываясь о финансовой рентабельности проекта. Деньги на такие — чаще всего короткометражные — мультфильмы выделяют либо государство, либо частные инвесторы. Иначе ситуация обстоит с коммерческими проектами, которые должны не только выйти на самоокупаемость, но и принести прибыль.
Павел Шведов отмечает, что коммерческая и авторская анимация — два разных мира, однако эти миры пересекаются, и зачастую мультипликаторы, зарекомендовавшие себя в авторских проектах, начинают заниматься мультсериалами или переходят на полный метр. Или же наоборот. В пример кинокритик приводит Марка Бейкера — британского аниматора, в 1980—90-е годы трижды номинированного на «Оскар» за свои авторские короткометражки. Теперь он больше известен как один из создателей «Свинки Пеппы».
«Если сравнивать те эстетики, которые присутствуют в его авторских фильмах, с миром свинки Пеппы, то даже не верится, что их создавал один и тот же человек, — рассказывает RT Шведов. — А в наших краях есть замечательный пример Олега Ужинова, который работал на студии «Пилот» вместе с Александром Татарским, который создавал короткометражные фильмы, ориентированные на детскую аудиторию, затем снимал фильмы в цикле «Гора самоцветов», а затем стал одним из первых режиссёров такого сериала, как «Маша и Медведь».
Он не был создателем визуальных образов персонажей, но при этом стал одним из режиссёров-зачинателей сериала. Понятно, что, если режиссёр высококлассный, он может, если захочет, рассказать любую историю».
Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору
Трудолюбие, умение действовать, а не рассуждать.
Это качество нужно в любой профессии, но аниматор совершенствует своё мастерство и растёт профессионально, только если постоянно работает, рисует и создаёт. Успешные молодые специалисты, которые быстро становятся востребованными и попадают на крупные студии, отличаются не особыми талантами, а именно трудолюбием и активностью.
Коммуникабельность
Умение выстраивать коммуникацию важно, чтобы находить интересные проекты, быть в курсе новинок индустрии, для работы в команде и обмена опытом с коллегами
Наблюдательность
Для аниматора важно замечать особенности движения, мимики людей, быть внимательным к деталям. Наблюдая за движением в окружающем мире, люди разработали основные принципы анимации
Аниматор постоянно исследует, как двигается персонаж, смотрит референсы (изображения, помогающие уточнить творческую задачу, уловить суть персонажа и точнее передать детали), изучает работы других аниматоров.
Ответственность
Профессиональный аниматор должен работать быстро, качественно, соблюдать сроки, ответственно относиться к своей задаче.
Усидчивость
Создавать анимацию — очень увлекательное занятие, поэтому темперамент для аниматора не имеет особого значения. Главное — любить свою работу, тогда усидчивость не понадобится.
Талант
В анимации, как и в любой другой творческой профессии, 99% труда, и только 1% таланта, и даже этот 1% не обязателен. Если он есть — повезло, если нет — можно без него обойтись.
- Аниматор — очень востребованная профессия, аниматоры работают в кино, на телевидении, в рекламе, геймдизайне, и чем больше создаётся контента, тем сильнее ощущается нехватка специалистов.
- Выучиться на аниматора можно в колледже или вузе, а можно закончить дистанционную онлайн-школу анимации. Там студентам преподают необходимые навыки и помогают собрать портфолио, которое понадобится при устройстве на работу. Для аниматора хорошее портфолио намного важнее, чем диплом самого топового вуза.
- Выучиться на аниматора в онлайн-школе можно с нуля, для 3D-анимации не нужно даже уметь рисовать, а для 2D-анимации достаточно начальных навыков рисования. Главное для аниматора — уметь видеть и создавать изображение в динамике, оживлять персонажей, делать их интересными и запоминающимися.
- Выучиться на аниматора можно не выходя из дома, а работать — по всему миру.
- Чтобы стать успешным и востребованным аниматором, нужны трудолюбие, наблюдательность, коммуникабельность и умение работать в команде. А вот наличие таланта не так принципиально, главное — желание работать и набираться опыта.
Как стать мультипликатором?
Итак, мультипликатор – профессия, обучение которой требует серьезного подхода. То есть нельзя освоить только азы и восхищаться тем, насколько вы хороши. Реальность такова, что зарабатывают лишь те, кто профессионально владеет навыками создания анимационных проектов.
Теперь касательно того, где их можно получить. На сегодняшний день существует три основных способа обучения. Расположим их по мере актуальности и качества полученных знаний:
- Обучение в одном из вузов или колледжей страны. В данном случае все предельно ясно: живое общение с педагогами, качественная база, ежегодная практика и престижный диплом. В общем, все то, что необходимо для быстрого старта в этой сфере.
- Прохождение специальных курсов или тренировочных программ. Опять же, из плюсов можно выделить прямой диалог с учителями, что позволит быстро разобраться с трудным материалом. Среди минусов главным является отсутствие диплома, который в лучшем случае заменяется сертификатом, подтверждающим прохождение курса.
- Самостоятельное освоение навыков. Благодаря Всемирной паутине многие мультипликаторы освоили свое ремесло, не выходя из дома. Вот только после этого придется еще долго работать над своей репутацией, дабы ваше имя стало привлекать к себе прибыльных заказчиков или продюсеров.
Место работы и карьера
Как стать в России мультипликатором? Получив необходимое для работы образование, нужно обратиться в мультипликационную студию, киностудию, на телевидение, в рекламное агентство, студию web-дизайна или в компанию, которая занимается созданием компьютерных игр. Можно просматривать сайты с вакансиями и искать подходящие не выходя из дома. Но будет лучше, если вы составите список фирм, пройдетесь по ним и предложите свои услуги. Так ваши шансы на трудоустройство возрастут. В именитые компании без опыта, скорее всего, не возьмут. Попробуйте свои силы сначала в менее известных студиях.
Делать карьеру представитель этой профессии может, осваивая смежные специальности. Что касается вертикального роста, амбициозный мультипликатор способен занять должность руководителя проекта, который контролирует работу целой команды. В дальнейшем есть перспективы стать директором студии.
Если вы не приемлете работу «на дядю», можете нарисовать мультфильм самостоятельно и выложить свое творение в интернет. Успешный проект с огромным количеством просмотров принесет вам известность, которую можно будет со временем конвертировать в финансовые средства.
Обучение на художника-мультипликатора
Курсы
Школа-студия «ШАР» (Очно, Москва)
Школа-студия «ШАР» — уникальное учебное заведение, получившее признание во всем мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном, Андреем Хржановским.
Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:
— профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров; — производство анимационных фильмов.
Вузы
Московский гуманитарный университет, МосГУ
Графический дизайн (Факультет рекламы, журналистики и дизайна)
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Дизайн (Гуманитарно-прикладной институт НИУ «МЭИ»)
Институт бизнеса и дизайна
Графический дизайн (Факультет дизайна и моды)
Оренбургский государственный университет
Дизайн (Архитектурно-строительный факультет)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Дизайн (Уральский гуманитарный институт УрФУ)
Известные люди этой профессии
Художник-аниматор из Франции Arthur de Pins стал всемирно известным, благодаря особому юмористическому стилю. Его персонажи, созданные при помощи программы Shape Tween, достигают максимальной плавности движений. На многочисленных семинарах и мастер-классах Пинс раскрывает секреты своего мастерства работы с шейнами. Автор демонстрирует исходные файлы, где поэтапно расписывает весь процесс создания анимационного ролика. Знаменитые создатели Flash Роберт Тацумии Джонатан Гей после создания своего детища в 1993 году, которое принесло им многомиллионные состояния, презентовали миру еще много новых полезных программ, касающихся веб-оформления. Сегодня они уже не работают в тандеме, а занимаются собственными, не менее успешными проектами.
Профессия Flash-аниматора даст возможность окунуться в мир виртуальных персонажей, «оживить» самых нереальных животных, создать новое течение в современной мультипликации, сполна реализовать свой творческий потенциал. К тому же специалисты этой категории неплохо зарабатывают, что является неоспоримым плюсом. Если вы любите рисовать сказочных персонажей, увлекаетесь современной анимационной культурой или просто хотите связать свою жизнь с творчеством, тогда подобное направление именно для вас!
Общие сведения
Это художник, который работает с различными фильмами, сериалами и мультиками. Он исполняет очень важную роль во всем механизме – рисует изображения главных героев сюжета. Далее путем ускорения получается живая картинка. В зависимости от технологии исполнения и масштаба работ, такие люди классифицируются на несколько подспециализаций таких, как:
- Рисованный фильм
- Кукольная мультипликация
- Трехмерная графика
В рисованном фильме есть такие специальности художников:
- Постановщик – главный художник, разрабатывает общую стилистику фильма, сотрудничает с режиссером и руководит всем процессом.
- Аниматор по персонажам – занимается всеми деталями касательно героев.
- Фоновщик, декоратор, мультипликатор заднего плана – создает задний фон, дизайн.
- Контуровщик – занимается переносом изображений и рисунков с бумаги на кинопленку.
- Фазовщик – создает фазы между основными действиями.
- Прорисовщик – создает рисунок по зарисовкам и задумкам главного художника
- Художник по спецэффектам создает различные явления природы и эффекты.
С чего начать путь художника-аниматора?
Поступить в него можно, имея полное среднее образование, но сделать это совсем не просто. Абитуриент должен подготовить к конкурсу минимум 10 работ, после чего сдать экзамены по раскадровке, рисунку и русскому языку. Обучение продолжается два года, в течение которых студентами познаются классические художественные предметы (живопись, академический рисунок), предметы, непосредственно касающиеся анимации (прорисовка, фазовка). Окончившие лицей выпускники получают квалификацию художника-мультипликатора.
Кроме этого уникального лицея есть ещё ряд других заведений, где можно получить специальность дизайнера со знанием анимации и компьютерной графики. Попасть туда можно после 11 класса, выдержав экзамены по живописи, рисунку и русскому языку. Правда, здесь не обучают классической анимации, впрочем, многие современные студии уже не используют старую технологию, хотя многие лучшие мультфильмы всех времен были нарисованы еще до появления современной компьютерной графики.
Обязанности на работе
Процесс создания мультфильма проходит поэтапно. Сперва тщательно продумывается идея и разрабатываются образы персонажей. Потом начинается работа над эскизами. Если проект достаточно крупный, после этого ведется отбор художников и распределение задач между ними.
Сегодня мультипликаторам серьезно помогают компьютерные программы. Они дают возможность значительно упростить и ускорить работу. Представитель этой профессии обязательно должен уметь пользоваться ими. Среди наиболее востребованных называют:
-
3D Studio Max;
- Cinema 4D;
- Softimage XSI;
- Blender;
- LightWave;
- Maya.
Даже если специалист отлично знает все перечисленные программы, поработать руками ему все равно придется. Ведь компьютер не может выполнять весь спектр задач на всех этапах создания мультфильма.
Обязанности мультипликатора на подготовительном этапе выглядят так:
- создание общей концепции, эскизов для каждого персонажа и декорации;
- подбор команды художников (персонажиста, фоновщика, контуровщика, фазовщика и других) и согласование кандидатур с режиссером проекта;
- организация и распределение труда между утвержденными специалистами;
- контроль деятельности персонажистов и фоновщиков.
На стадии производства мультипликатор:
- организует процесс создания каждого персонажа и фона, а также детальной прорисовки и заливки;
- прорабатывает движения (включая мимические);
- занимается колорированием и раскадровкой;
- анимирует ключевые и промежуточные фазы;
- участвует в создании «чистовика» мультфильма.
Как делают крутую анимацию
- Мультфильм — это то же кино. Мультфильмы, анимационные сериалы, компьютерные игры не создаются в одиночку, над ними работает команда, в которой аниматор — важная часть съемочного процесса. И чтобы создать хорошую анимацию, нужно следовать этапам подготовки съемочного процесса.
- Сначала команда из сценариста, режиссера-постановщика и других экспертов создают концептуальную версию проекта и его персонажей.
- Режиссёр определяет аниматоров различной специализации на каждый эпизод мультфильма.
- Режиссер анимационного фильма организует рабочий процесс и распределяет задания между специалистами.
- Контролирует работу аниматоров-мультипликаторов в области создания персонажей, окружения и заднего плана, цветовой заливки.
- Команда покадрово прорабатывает движения и мимику объектов и персонажей.
- Создаются чистые компоновки.
Однако аниматор может работать и самостоятельно: выступая и сценаристом, и режиссёром, и художником, и актером озвучивания. Так создаются авторские мультфильмы.
Нужно ли иметь высшее образование, чтобы работать аниматором?
Аниматором в принципе можно работать и не имея высшего образования в сфере анимации/мультипликации. Однако таких самоучек-профи считанные единицы. Самостоятельно осваивать профессию аниматора не просто — ведь просто прочитать книжку и посмотреть видеокурсы недостаточно. Нужны разнообразные навыки
И очень важно, чтобы руку ученика в период обучения поправляла рука опытного мастера-аниматора
На факультете анимации университета можно почерпнуть очень многое -пополнять копилку знаний будут профессионалы, проработавшие в анимации долгие годы; имеющие колоссальный опыт и обладающие уникальными знаниями.
Отличие факультета анимации «Синергии» в том, что в вузе во главу угла поставлен подход, ориентированный на получение максимальной практики под контролем экспертов «Союзмультфильма» и самореализацию.
Сотрудничать с легендарной студией лучшие студенты начинают еще во время учебы.
— Занятия анимацией и связанными с ней направлениями позволяют не только получить навыки востребованной и перспективной профессии, но и раскрыть новые грани индивидуальности, узнать о своих способностях, что, безусловно, может сыграть немаловажную роль при построении дальнейшей профессиональной и личностной траектории», — отмечает директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев (на фото).
— Программа обучения анимации, которую «Союзмультфильм» запускает совместно с университетом «Синергия» не только уникальна с точки зрения содержания и практических принципов реализации, а в первую очередь позволяет развивать креативные способности, погрузить в атмосферу творчества, на ранних этапах обучения научит работать в команде, что является важнейшей компетенцией в профессиональной среде, — добавляет Татьяна Ашутова, декан факультета анимации.
Учебные заведения
Обучение навыкам анимации и мультипликации требует серьезного подхода. Учебные заведения выпускают немало специалистов, но только единицы из них являются профессионалами в своей области и обеспечены работой на месяцы вперед. В настоящее время существует 3 способа освоения профессии мультипликатор:
- Получение образования в российском колледже, лицее или вузе. Общение с педагогами, хорошая практическая и теоретическая база гарантируют быстрый старт в выбранной сфере.
- Обучение на курсах или с помощью тренировочных программ. Положительные моменты — диалог с преподавателями, минусы — отсутствие диплома, который заменяет сертификат.
- Самообразование. Интернет позволяет освоить мастерство мультипликатора на дому. Однако заработать репутацию в этом случае непросто.
«Работа рукой и головой»
Работа аниматоров сегодня неразрывно связана с компьютером: полностью от механической работы уйти не удалось, однако благодаря машинам уже не нужно вручную переводить изображение и раскрашивать кисточкой каждый кадр. Аниматор, режиссёр студии «Анимаккорд» Наталья Мальгина рассказала RT, как во времена её студенчества анимационные тесты снимали на плёнку. Чтобы увидеть свою сцену, необходимо было подождать, пока эта плёнка закончится — за раз снимали около двадцати сцен. Потом плёнку везли в проявку, затем — из проявки. Между сдачей сцены и её просмотром проходило порядка двух недель. Теперь же материал можно отснять хоть на веб-камеру и тут же посмотреть его на своём компьютере.
Режиссёр мультипликационных фильмов Владимир Тарасов вспоминает, что в создании десятиминутного выпуска «Ну, погоди!» так или иначе принимали участие все 500 сотрудников студии «Союзмультфильм». Обычно такую картину делали девять месяцев — очень символично, ведь именно столько требуется, чтобы выносить ребёнка. За это время рисовалось примерно 30—40 тыс. рисунков.
Тарасов подчёркивает, что сегодня подобную работу удастся сделать быстрее, однако «технология только помогает убыстрить технологию»: в основу мультипликации всё же заложена «работа рукой и головой».
Виды анимации
Эксперты выделяют 3 основных вида анимации:
- Рисованная (создаётся традиционным способом — на бумаге с помощью карандашей, красок и прочего схожего инструментария);
- Кукольная (лепится из пластилина; «Падал прошлогодний снег» — хрестоматийный пример);
- Трёхмерная (разрабатывается в специальных компьютерных программах наподобие Blender).
Среди аниматоров есть экспериментаторы, которые делают мультфильмы, рисуя на стекле, песке и другими способами. Но сейчас преимущественно мультфильмы создают на компьютерах. Во-первых, это удобнее и у аниматора большой выбор совершенных инструментов. Во-вторых, это быстрее. В-третьих, анимация, сделанная в цифровом формате, сразу готова к просмотру и возможной корректировке.
Как стать мультипликатором?
Итак, мультипликатор – профессия, обучение которой требует серьезного подхода. То есть нельзя освоить только азы и восхищаться тем, насколько вы хороши. Реальность такова, что зарабатывают лишь те, кто профессионально владеет навыками создания анимационных проектов.
Теперь касательно того, где их можно получить. На сегодняшний день существует три основных способа обучения. Расположим их по мере актуальности и качества полученных знаний:
- Обучение в одном из вузов или колледжей страны. В данном случае все предельно ясно: живое общение с педагогами, качественная база, ежегодная практика и престижный диплом. В общем, все то, что необходимо для быстрого старта в этой сфере.
- Прохождение специальных курсов или тренировочных программ. Опять же, из плюсов можно выделить прямой диалог с учителями, что позволит быстро разобраться с трудным материалом. Среди минусов главным является отсутствие диплома, который в лучшем случае заменяется сертификатом, подтверждающим прохождение курса.
- Самостоятельное освоение навыков. Благодаря Всемирной паутине многие мультипликаторы освоили свое ремесло, не выходя из дома. Вот только после этого придется еще долго работать над своей репутацией, дабы ваше имя стало привлекать к себе прибыльных заказчиков или продюсеров.
Художник-постановщик
Художник-постановщик является главным художником на производстве мультипликационного фильма. Совместно с режиссёром, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством.
Производственные моменты
- На предподготовительном этапе производства (режиссёрский период) художник-постановщик создает концепты (concept) персонажей и рисунков заднего плана (background). Совместно с режиссёром подбирает художников-ассистентов: художника по персонажам, художника по фонам, при необходимости художника для создания компоновок (key frame) на основе режиссёрской раскадровки (storyboard).
- В подготовительный период производства, художник-постановщик организует и контролирует работу по созданию фонов для начальных сцен фильма, разработке персонажей, подготовке исходных компоновок для художника-мультипликатора.
- В производственный период, художник-постановщик организует и контролирует производственные процессы от прорисовки до заливки. При этом цех мультипликации и черновой фазовки подчиняется исключительно режиссёру-постановщику.
В зависимости от объёма работы на конкретном мультипликационном фильме, художник-постановщик может принимать непосредственное участие в создании фонов, чистовых режиссёрских компоновок, разработке персонажей.
Описание профессии
Художник-мультипликатор – это специалист, работа которого тесно связана с миром мультфильмов. Его основная задача заключается в рисовании движений персонажей и определении промежуточных фаз на экспозиционном листе.
Представителей этой профессии делят по специализациям. Направление зависит, прежде всего, от технологии, выбранной для создания анимации, и масштабности проекта. Если мультфильм коротенький, с ним может справиться и один художник-аниматор. Для большого – нужна слаженная работа целой команды профессионалов. Каждый из них получает свою задачу.
Технологически мультипликация бывает:
- нарисованной;
- кукольной (пластилиновой);
- трехмерной графикой.
Рисованный мультфильм (особенно продолжительный по времени) предполагает работу команды. Ее членами являются:
- Постановщик. Это главный художник, который занимается разработкой общего стиля. Он тесно сотрудничает с режиссером и руководит творческим процессом.
- Персонажист. Его задача – создание образов героев мультфильма, а также проработка их взаимодействий.
- Фоновщик (его еще называют декоратором или мультипликатором заднего плана). В его обязанности входит создание панорамных видов, интерьеров – словом, антуража, в котором происходят события.
- Контуровщик. Переносит рисунок с бумаги на специальную пленку.
- Фазовщик. Занимается созданием промежуточных фаз действий персонажа с учетом характера его движений.
- Прорисовщик. Делает «чистовик» рисунка, кропотливо прорисовывая детали того образа, который предложил главный художник.
- Мультипликатор спецэффектов. Задание этого специалиста состоит в воссоздании необходимых по сюжету природных явлений (например, дождя, радуги, снега) и разнообразных эффектов, предусмотренных в сценарии.
Требования
Мультипликатором может стать любой желающий. Однако необходимо ознакомиться с требованиями и навыками, а также стоит принять то, что если у кого-то нужных навыков окажется больше, то его путь к вершине мультипликационного искусства будет намного проще.
Знания и навыки
Преимуществами кандидата будут:
- чувства вкуса и стиля;
- понимание механики динамики и движения;
- уникальное видение мира;
- в некоторой степени психологизм (чтобы сформировать и передать характер персонажа);
- хорошее воображение;
- пространственное мышление.
Также необходим хороший глазомер, развитое чувство кинематики и наблюдательность. Пригодятся и актерские способности, потому что иногда, чтобы передать какие-то эмоции, необходимо срисовать их с живой модели, но не всегда под рукой будет человек, который готов помочь. Так что мультипликаторы часто срисовывают некоторые эмоции с себя. И главное – это умение рисовать.
К ключевым навыкам можно отнести и эффективное использование специальной техники (хотя бы знание компьютера и необходимых компьютерных программ). Цениться будет и пунктуальность, так как в современном мире все взаимодействие строится на дедлайнах, а потому просто необходимо уметь укладываться в срок.
Профессия мультипликатора требует постоянного развития, поступления новых знаний о существующих способах изображения, так как воплощение персонажа в разных техниках может выглядеть совершенно по-разному.
Личные качества
К необходимым личным качествам можно отнести:
- высокую работоспособность;
- умение брать на себя ответственность;
- целеустремленность;
- аккуратность, практически педантизм;
- терпение;
- чувство юмора;
- готовность к командной работе.