Кто такой железнодорожник? что за профессия, чем занимается?

Путевые обходчики

Представителей данной профессии, а также дорожных мастеров называют общим словом «путейцы». Основная обязанность состоит в проверке исправности дорожного полотна на отведенном участке, а также устранение неполадок. Работа данных специалистов осуществляется в несколько смен. Работодатель предоставляет экипировку, а также инвентарь. Стоит отметить, что данные специалисты большую часть рабочего времени приходится проводить на открытом воздухе, что сильно влияет на уровень комфорта. К сожалению, зарплата на данной вакансии состоит из оклада, который может не превышать двенадцати тысяч рублей.

Лицензированные специальности

Код Специальность Квалификация
09.02.06 Сетевое и системное администрирование Сетевой и системный администратор. Специалист по администрированию сети.
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) Слесарь механосборочных работ. Электромонтер: по ремонту обмоток и изоляции; обслуживанию электрооборудования. Водитель автомобиля.
13.01.14 Электромеханик по лифтам Электромеханик по лифтам
13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем Техник-электрик. Старший техник-электрик.
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Старший техник. Техник. Техник-электромеханик.
23.01.09 Машинист локомотива Помощник машиниста тепловоза, электровоза, электропоезда, дизель-поезда. Слесарь по ремонту подвижного состава.
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Водитель автомобиля. Слесарь по ремонту автомобилей и подвижного состава.
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Техник. Старший техник.
23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) Техник-электромеханик
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Техник
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Слесарь по ремонту автомобилей. Техник. Специалист.
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Бухгалтер. Специалист по налогообложению. Кассир. Техник.
38.02.03 Операционная деятельность в логистике Операционный логист
43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) Специалист по сервису на транспорте
09.02.02 Компьютерные сети Техник по компьютерным сетям и системам. Системный администратор.
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Специалист по прикладной информатике. Техник программист. Программист.
23.01.03 Автомеханик Слесарь по ремонту автомобилей. Водитель автомобиля. Оператор заправочных станций. Электрогазосварщик.
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава Осмотрщик вагонов. Осмотрщик-ремонтник вагонов. Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания и ремонту п
23.01.11 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов) Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Старший техник. Техник. Специалист.
29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства Изготовитель шаблонов. Столяр. Отделочник; Сборщик изделий из древесины. Обойщик мебели.
43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте Кассир багажный, товарный (грузовой); билетный. Оператор по обработке перевозочных документов. Приемосдатчик груза и багажа.
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте Кассир билетный. Проводник пассажирского вагона; по сопровождению грузов и спецвагонов.

Сколько зарабатывает монтер пути в России

Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.

Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.

При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).

Чем занимаются монтеры пути?

Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.

Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.

Суть обязанностей монтера пути:

  • замена рельс и шпал;

  • перешивка путей;

  • обточка рельс;

  • выправка шпал;

  • регулировка стрелочных механизмов;

  • подгонка профилей стрелочных переводов;

  • исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);

  • сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.

При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.

При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.

Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.

Кто такой железнодорожник

Самые популярные профессии в россии в 2021 году

Представители рабочих специальностей и инженеры разной специализации, сопричастные с железнодорожным транспортом, объединены общим названием — железнодорожник. Именно от их усилий зависит эффективность работы всех составляющих частей железнодорожной инфраструктуры.

Словосочетание «железная дорога» (дорога изготовленная из железа) дало название профессии и комплексной вертикально интегрированной компании. РЖД — государственное предприятие, вооружённое всеми современными средствами техники, позволяющими в заданные сроки доставить к месту назначения грузы и пассажиров.

Изобретение паровоза и строительство в Англии первой железной дороги общего пользования послужило началом появления новой профессии — железнодорожник. В России первая железная дорога, соединившая Царское Село и Петербург, была проложена в 1837 году. Длина её рельсового пути составляла всего 27 км. С дальнейшим стремительным развитием железных дорог, Россия вышла на второе место по протяжённости железнодорожных магистралей в мире.

С профессией проводника и машиниста локомотива знакомы все, кто хоть раз проехал в вагоне поезда. Но система железных дорог не сможет функционировать и без деятельности узких специалистов, неизвестных многим пассажирам: без строителей, сооружающих железнодорожные магистрали, путевых обходчиков, электромехаников, следящих за бесперебойной работой устройств СЦБ, станционных дежурных, начальника состава, поездного диспетчера и ведомственных сотрудников РЖД.

Обязанности работников всех подразделений и ведомств железных дорог разработаны в соответствии с направлением деятельности и строго выполняются. В обязанности железнодорожников — машинистов локомотива и проводников входит обеспечение безопасности и комфорта пассажирам, поддержания подвижного состава в чистоте, соблюдение графика и точное следование по заданному пути, путевого обходчика — регулярный осмотр железнодорожных путей, так как он отвечает за их состояние, поездного диспетчера — координация движения поездов в границах определённого участка. Но, какие бы обязанности не выполнял каждый железнодорожник, он прилагает все усилия, для безопасности перевозок и соблюдения расписания движения поездов.

Топ-10 железнодорожных профессий для девушек

Проводник пассажирских вагонов

Одна из распространенных специальностей на железной дороге. В обязанности проводника входит:

  • поддержание чистоты в вагоне;
  • прием пассажиров и помощь в размещение согласно купленным билетам;
  • обеспечение чаем, постельным бельем;
  • осуществление административного контроля в вагоне.

На длительность рабочей смены влияет направление движения состава. Рабочее время может составлять от 10–12 часов до нескольких суток. В проводнице ценятся: общительность, стрессоустойчивость, порядочность, аккуратность. Для получения профессии, достаточно закончить специальные курсы, но с трудоустройством могут возникнуть сложности. По этой причине лучше учиться там, где гарантировано распределение после получения диплома.

Кассир билетный

Осуществляет продажу проездного документа. Кассир обязан убедится в том, что пассажир правильно проинформирован: о дате и времени отправления, номере поезда. При необходимости оформляет провоз багажа, уточняет о наличии потребности в дополнительной помощи нуждающимся, пожилым, инвалидам. В этой профессии работают до 90% женщин.

Приемосдатчик груза и багажа

Еще одна железнодорожная специальность, востребованная у женщин. В перечень должностных обязанностей входит: оформление, прием и выдача багажа и грузов. Приемосдатчик замеряет массу, ведет учет, осуществляет контроль за хранением грузов и багажа и т. д. Для работы необходимо пройти обучение в профильном образовательном учреждении.

Диспетчер

Ответственная профессия, это ведущий специалист от действий которого зависит согласованность работы всей железнодорожной станции. Диспетчер отслеживает расписание движения поездов, составляет маршруты и в случае необходимости, вносит изменения. Иметь профильное образование – обязательно.

Контролер–ревизор

В равной степени и мужская, и женская специальность. В обязанности контролера входит: контроль за соблюдением правил обслуживания и перевозки пассажиров, выявление нарушений. Сотрудник на этой должности проверяет наличие проездного документа, а в ряде случаев, осуществляет продажу билетов непосредственно при посадке в вагон. Контролером можно работать после окончания железнодорожного колледжа. Человек на этой должности должен быть: тактичным, исполнительным, честным, коммуникабельным и т. д.

Дежурный по станции

По этой специальности можно работать только, при наличии соответствующего железнодорожного образования. В должностные обязанности входит: управление подачей вагонов, контроль за разгрузкой и погрузкой. Дежурный по станции отслеживает движение поездов, следит за соблюдением техники безопасности на вверенном ему участке.

Начальник станции

Руководящий состав. Действует в соответствии с нормативными актами Министерства путей, сообщения железной дороги. Дополнительные обязанности могут быть указаны в Уставе железнодорожной станции. Оформление на работу только после окончания ВУЗа путей сообщения.

Дежурный по вокзалу

Руководит работой технического и обслуживающего персонала. Обеспечивает полноценную работу всех помещений, автоматизированных систем и механизмов. Организует и следит за соблюдением чистоты и порядка в залах ожидания. Отслеживает работу торговых точек на территории вокзала. Контролирует соблюдение пропускного режима. При необходимости, лично осуществляет проверку билетов.

Начальник ЖД вокзала

Выполняет весь перечень должностных обязанностей в соответствии с руководящей должностью. Координирует и руководит работой подразделений вокзала. Утверждает график работы персонала. Несет ответственность за соблюдение техники безопасности и правильную организацию условий труда служащих. Проводит собеседования и прием на работу новых сотрудников и т. д.

Сигналист

Контролирует тормозные системы. Подает звуковые и видимые сигналы, осуществляет надзор за железнодорожными путями и проходящими поездами.

Машинист. Помощник машинист

Об этих специальностях стоит упомянуть отдельно. До недавнего времени считалось, что женщинам в этих профессиях нет места. И хотя, по трудовому кодексу запрета не существовало, девушке было крайне сложно получить должность машиниста или помощника машиниста.

Это неполный список возможных специальностей для женщин в сфере железнодорожного транспорта. Кроме перечисленных, возможно трудоустройство: бухгалтером, экономистом, обслуживающим персоналом, работницей вагона–ресторана, кладовщиком, путевым обходчиком, электромонтером, осмотрщиком–ремонтником, секретарем и др.

Почему выбирают эту специальность

Итак, подходит это направление обучения людям с техническим складом ума. Здесь его можно выгодно применить. Также «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» выбирают, потому что работа это относительно прибыльная (о зарплате будет информация чуть ниже), а также не влечет за собой особых рисков для здоровья в профессиональной деятельности. Кроме того, возможен карьерный рост, то есть дослужиться можно и до начальника, если себя проявить. Да и востребованность высока. В ближайшие десятилетия абсолютно точно люди не откажутся от поездов и железных дорог, а профессия инженера пока находится на первом месте в списке самых востребованных

Специалистов не хватает, именно поэтому так важно их выпускать каждый год

Обучение

В крупнейших железнодорожных учебных заведениях открыты программы бакалавриата, после окончания которых можно получить эту профессию:

  1. Государственный университет путей сообщения в г. Самара, Омск, Оренбург и Ростов-на-Дону.
  2. Российский университет транспорта (МИИТ).
  3. Забайкальский институт железнодорожного транспорта – филиал Иркутского государственного университета путей сообщения
  4. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.
  5. Уральский государственный университет путей сообщения.
  6. Саратовский филиал Самарского государственного университета путей сообщения.
  7. Государственный технический университет в г. Новосибирск.
  8. Курганский институт железнодорожного транспорта – филиал Уральского государственного университета путей сообщения в г. Кургане.
  9. Институт путей сообщения – филиал Уральского государственного университета путей сообщения г. Челябинск.
  10. Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал Иркутского государственного университета путей сообщения.
  11. Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в Нижнем Новгороде.
  12. Колледж железнодорожного и городского транспорта г. Москва.

Стоимость обучения в этих образовательных учреждениях составляет от 25 000 до 65 000 за год.

Описание

Профессии железнодорожников так или иначе связаны с обслуживанием железнодорожного транспорта, который используют для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям, а также станций и вокзалов.

Нужно сказать, что данная сфера деятельности включает в себя немало разных специальностей. Среди них обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции и т. д.

Важно знать, что для получения должности на железной дороге требуется наличие отменного здоровья и хорошей физической формы. Вот почему при приеме на работу требуется предоставить справку, подтверждающую полное медицинское обследование

В дальнейшем подобные процедуры должны стать регулярными.

Сколько зарабатывает монтер пути в России

Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.

Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.

При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).

Математика и физика в профессии железнодорожника

Данные науки позволяют развивать железнодорожное сообщение, используя современные технологии. В частности, создаются электрические железные дороги, которые получают энергию от электростанций. Чтобы выстроить данную систему, используется физика в профессии железнодорожника МПМ.

Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.

Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.

Условия работы в РЖД

РЖД – это крупнейшая организация России, в которой условия работы и найма могут значительно различаться от отдела к отделу, и мы не можем знать конкретных условий на каждом месте: отделе, конкретном управлении железной дороги, департаменте или отделении. Отметим общие детали.

В РЖД 3 основных направления работы: офисная, путейная и рабочая. Условия работы в них кардинально различны. Если про офисную работу, в целом, все понятно – она не отличается от офисной работы в любой крупной организации и посвящена делопроизводству, работе за компьютером, управлению и организации. Но путейное и рабочее направления работы имеют свои особенности.

Работа персонала подвижного состава – проводников, машинистов и других сотрудников поездов – отличается тем, что они зависят от графика движения поездов и рабочие смены могут длиться по 10-12 часов. У проводников работа требует много общаться с пассажирами, а это могут быть самые разные люди. В Интернете вы найдете много анекдотов и рассказов от проводников о том, как им приходится общаться с буйными пассажирами, с пьяными, просто с неприятными людьми и т.д. Если вы готовы к такому, значит, вы можете работать проводником. Машинистам же приходится по 10-12 часов следить за дорогой и состоянием состава. Они часто жалуются на плохие условия труда: устаревшие локомотивы даже без туалета и со сломанными сиденьями (хотя это постепенно уходит в прошлое), плохие условия в общежитиях для персонала подвижного состава и пр. Отметим, что у машинистов в РЖД довольно неплохие зарплаты. Они зависят от регионов, направлений движения и часов работы, но средняя зарплата в этой направлении составила в середине 2020 года около 70 тысяч рублей.

Работа по обслуживанию подвижного состава — путейцев и инженеров – это третье направление работы. Это направление связано с большим объемом работы на самой железной дороге – ремонт и обслуживание путей, электросетей, механизмов и т.д. Условия работы в этом направлении, наверное, самые тяжелые, потому что зависят от погоды. Среднероссийский климат не балует нас мягкими условиями. Зачастую работа путейцев проходит на холоде и в грязи, смены бывают ночными и утомительными, зарплаты в этом направлении невысокие. Именно сюда вы, скорее всего, попадете, если вы хотите работать в РЖД без опыта и специального образования.

Преимущества и недостатки работы в РЖД

Среди преимуществ работы в РЖД можно отметить следующие:

  • гарантия трудоустройства по всей России;
  • хороший соцпакет (расширенная медицинская страховка и страхование жизни и здоровья, санатории, поликлиники, базы отдыха, бесплатно или дешево для сотрудников, состоящих в профсоюзе);
  • качественное корпоративное обучение;
  • опыт работы и корпоративной школы, востребованный на рынке труда;
  • возможность объездить всю страну и страны зарубежья, один раз в год бесплатно в отпуск;
  • неплохие зарплаты;
  • ясные перспективы карьерного роста.

К минусам работы в РЖД можно отнести следующие:

  • «барское» отношение руководителей к рядовым сотрудникам (конечно, не везде, но такое бывает);
  • тяжелые длительные ночные смены у машинистов, путейцев, операторов и т.д.;
  • работа на улице (холод, грязь, дождь);
  • не везде нормальные условия труда, обеспеченность материалами, кадрами (где-то все отлично с этим, где-то все очень плохо);
  • крайне низкие зарплаты на определенных участках работы;
  • дисбаланс количества рядовых сотрудников и руководителей;
  • система вычетов и штрафов, лишение премии;
  • опасность и вредность для здоровья работы на путях, электросетях и других участках.

Основной проблемой многие сотрудники РЖД называют низкий уровень знаний и управленческих компетенций руководителей на некоторых местах. Некоторые руководители откровенно некомпетентны. Как показывает практика последних лет – ситуация меняется к лучшему. Но, чтобы РЖД стала современной эффективной компанией, где людям приятно работать, должно пройти еще много лет.

При поиске вакансий на конкретных участках и городах, мы настоятельно рекомендуем тщательно изучать отзывы сотрудников на этих участках и следить за динамикой появления вакансий на этих местах. Большое количество плохих отзывов и открытых вакансий – явно тревожный признак. На апрель 2020 года много плохих отзывов и открытых вакансий в Арзамасе, Ярославле, Белогорске, Красноярске, Томске, Воронеже, Новокузнецке. Традиционно лучше ситуация в Москве и области, Санкт-Петербурге и на юге.

Как устроиться на работу в РЖД

Основной способ гарантированно получить работу в РЖД – это пройти обучение в одном из принадлежащих компании 9 университетах путей сообщения или 47 техникумах и колледжах железнодорожного транспорта. Обучение бесплатное и после него вы гарантированно получите работу в компании Российские Железные Дороги. Если вы хотите построить карьеру в этой компании и хорошо зарабатывать, то мы настоятельно рекомендуем начать путь с получения профильного образования.

Второй способ подходит студентам любых ВУЗов даже непрофильных – это пройти практику и стажировку в РЖД. Практика оплачивается, хотя и немного, и после нее вы значительно повысите свои шансы на получении желаемой вакансии в РЖД. В компании возможна и широко применяется работа для студентов. Если вы еще студент, и изучаете возможность работы в РЖД в будущем, мы рекомендуем устроиться в эту компанию на работу на лето или во время практики. Это может многое дать вам в плане понимания специфики работы на железной дороге.

Нас часто спрашивают: как устроиться в РЖД без опыта и специального образования? Мы не видим в этом проблемы. РЖД — это крупнейший работодатель и набирает огромное количество людей каждый год на самые разные направления работы. Если у вас нет специального образования и опыта работы, для вас все равно остается большое количество вариантов трудоустройства в РЖД. Многие вакансии не требуют ни образования, ни опыта. Большей частью, это вакансии по обслуживанию путей и строительству. То есть, устроиться в РЖД без опыта и образования несложно. Но мы рекомендуем вам задать себе 2 вопроса перед тем, как устраиваться на такую работу:

  • для чего я устраиваюсь на эту работу (деньги, рост, уважение, стабильность)?
  • что я хочу иметь в плане работы, зарплаты и карьеры через 5 и 10 лет?

Дело в том, что для соискателя без опыта и специального образования кроме РЖД может быть много других компаний и вакансий, которые могут дать лучшие ответы на эти 2 вопроса выше. Особенно это правдиво для больших городов. В Москве и большинстве крупных городов вы сможете зарабатывать и расти в плане опыта и карьеры быстрее в продажах, строительстве, логистике и во многих других отраслях. В мелких городах тоже есть способы заработать больше и легче, чем работая в РЖД на начальных позициях. Ведь без опыта и образования в РЖД вы получите работу с низкой зарплатой, тяжелой работой и туманными перспективами роста.

Если же вы хотите работать в РЖД на управленческой должности, но не имеете специального опыта или образования, у вас все равно остается много открытых дверей в эту компанию. РЖД активно нанимает программистов, экономистов, специалистов по продажам, маркетингу, связям с  общественностью и пр.

Отдельно мы хотели бы рассказать о том, что РЖД активно сотрудничает с организаторами конкурса «Лидеры России» и многие финалисты и победители этого конкурса получали интересные предложения от РЖД. Олег Валентинович Белозеров — ген директор РЖД является наставником победителей конкурса «Лидеры России». Таким образом, участие в конкурсе, возможно, может оказаться самым коротким путем в менеджмент данной компании. Многие тесты Лидеры России взяты из базы тестов на интеллект и управленческий потенциал РЖД. Больше о конкурсе Лидеры России и том, что он дает и как в нем победить, читайте в наших статьях Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2021 и Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя

Основной путь устройства для любого соискателя – это откликнуться на вакансию РЖД на общих основаниях. Тогда вам потребуется пройти отборочный процесс, который включает 2 собеседования, тестирование (от 2 до 6 тестов разной направленности) и испытательный срок, за время которого проводится обучение и стажировка. То есть, средний процесс отбора сотрудников в Российские Железные Дороги, выглядит так:

  • подача анкеты и резюме
  • первичное телефонное собеседование
  • онлайн-тесты РЖД
  • вторичное собеседование

Рассмотрим все этапы устройства на работу в Российские Железные Дороги подробно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector