Кто такой железнодорожник? что за профессия, чем занимается?
Содержание:
- Путевые обходчики
- Лицензированные специальности
- Сколько зарабатывает монтер пути в России
- Чем занимаются монтеры пути?
- Кто такой железнодорожник
- Топ-10 железнодорожных профессий для девушек
- Почему выбирают эту специальность
- Обучение
- Описание
- Сколько зарабатывает монтер пути в России
- Математика и физика в профессии железнодорожника
- Условия работы в РЖД
- Как устроиться на работу в РЖД
Путевые обходчики
Представителей данной профессии, а также дорожных мастеров называют общим словом «путейцы». Основная обязанность состоит в проверке исправности дорожного полотна на отведенном участке, а также устранение неполадок. Работа данных специалистов осуществляется в несколько смен. Работодатель предоставляет экипировку, а также инвентарь. Стоит отметить, что данные специалисты большую часть рабочего времени приходится проводить на открытом воздухе, что сильно влияет на уровень комфорта. К сожалению, зарплата на данной вакансии состоит из оклада, который может не превышать двенадцати тысяч рублей.
Лицензированные специальности
Код | Специальность | Квалификация |
---|---|---|
09.02.06 | Сетевое и системное администрирование | Сетевой и системный администратор. Специалист по администрированию сети. |
13.01.10 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) | Слесарь механосборочных работ. Электромонтер: по ремонту обмоток и изоляции; обслуживанию электрооборудования. Водитель автомобиля. |
13.01.14 | Электромеханик по лифтам | Электромеханик по лифтам |
13.02.06 | Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем | Техник-электрик. Старший техник-электрик. |
13.02.11 | Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) | Старший техник. Техник. Техник-электромеханик. |
23.01.09 | Машинист локомотива | Помощник машиниста тепловоза, электровоза, электропоезда, дизель-поезда. Слесарь по ремонту подвижного состава. |
23.01.17 | Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей | Водитель автомобиля. Слесарь по ремонту автомобилей и подвижного состава. |
23.02.01 | Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | Техник. Старший техник. |
23.02.05 | Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) | Техник-электромеханик |
23.02.06 | Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог | Техник |
23.02.07 | Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей | Слесарь по ремонту автомобилей. Техник. Специалист. |
38.02.01 | Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Бухгалтер. Специалист по налогообложению. Кассир. Техник. |
38.02.03 | Операционная деятельность в логистике | Операционный логист |
43.02.06 | Сервис на транспорте (по видам транспорта) | Специалист по сервису на транспорте |
09.02.02 | Компьютерные сети | Техник по компьютерным сетям и системам. Системный администратор. |
09.02.05 | Прикладная информатика (по отраслям) | Специалист по прикладной информатике. Техник программист. Программист. |
23.01.03 | Автомеханик | Слесарь по ремонту автомобилей. Водитель автомобиля. Оператор заправочных станций. Электрогазосварщик. |
23.01.10 | Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава | Осмотрщик вагонов. Осмотрщик-ремонтник вагонов. Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания и ремонту п |
23.01.11 | Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов) | Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. |
23.02.03 | Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | Старший техник. Техник. Специалист. |
29.01.29 | Мастер столярного и мебельного производства | Изготовитель шаблонов. Столяр. Отделочник; Сборщик изделий из древесины. Обойщик мебели. |
43.01.05 | Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте | Кассир багажный, товарный (грузовой); билетный. Оператор по обработке перевозочных документов. Приемосдатчик груза и багажа. |
43.01.06 | Проводник на железнодорожном транспорте | Кассир билетный. Проводник пассажирского вагона; по сопровождению грузов и спецвагонов. |
Сколько зарабатывает монтер пути в России
Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.
Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.
При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).
Чем занимаются монтеры пути?
Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.
Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.
Суть обязанностей монтера пути:
-
замена рельс и шпал;
-
перешивка путей;
-
обточка рельс;
-
выправка шпал;
-
регулировка стрелочных механизмов;
-
подгонка профилей стрелочных переводов;
-
исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);
-
сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.
При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.
При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.
Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.
Кто такой железнодорожник
Самые популярные профессии в россии в 2021 году
Представители рабочих специальностей и инженеры разной специализации, сопричастные с железнодорожным транспортом, объединены общим названием — железнодорожник. Именно от их усилий зависит эффективность работы всех составляющих частей железнодорожной инфраструктуры.
Словосочетание «железная дорога» (дорога изготовленная из железа) дало название профессии и комплексной вертикально интегрированной компании. РЖД — государственное предприятие, вооружённое всеми современными средствами техники, позволяющими в заданные сроки доставить к месту назначения грузы и пассажиров.
Изобретение паровоза и строительство в Англии первой железной дороги общего пользования послужило началом появления новой профессии — железнодорожник. В России первая железная дорога, соединившая Царское Село и Петербург, была проложена в 1837 году. Длина её рельсового пути составляла всего 27 км. С дальнейшим стремительным развитием железных дорог, Россия вышла на второе место по протяжённости железнодорожных магистралей в мире.
С профессией проводника и машиниста локомотива знакомы все, кто хоть раз проехал в вагоне поезда. Но система железных дорог не сможет функционировать и без деятельности узких специалистов, неизвестных многим пассажирам: без строителей, сооружающих железнодорожные магистрали, путевых обходчиков, электромехаников, следящих за бесперебойной работой устройств СЦБ, станционных дежурных, начальника состава, поездного диспетчера и ведомственных сотрудников РЖД.
Обязанности работников всех подразделений и ведомств железных дорог разработаны в соответствии с направлением деятельности и строго выполняются. В обязанности железнодорожников — машинистов локомотива и проводников входит обеспечение безопасности и комфорта пассажирам, поддержания подвижного состава в чистоте, соблюдение графика и точное следование по заданному пути, путевого обходчика — регулярный осмотр железнодорожных путей, так как он отвечает за их состояние, поездного диспетчера — координация движения поездов в границах определённого участка. Но, какие бы обязанности не выполнял каждый железнодорожник, он прилагает все усилия, для безопасности перевозок и соблюдения расписания движения поездов.
Топ-10 железнодорожных профессий для девушек
Проводник пассажирских вагонов
Одна из распространенных специальностей на железной дороге. В обязанности проводника входит:
- поддержание чистоты в вагоне;
- прием пассажиров и помощь в размещение согласно купленным билетам;
- обеспечение чаем, постельным бельем;
- осуществление административного контроля в вагоне.
На длительность рабочей смены влияет направление движения состава. Рабочее время может составлять от 10–12 часов до нескольких суток. В проводнице ценятся: общительность, стрессоустойчивость, порядочность, аккуратность. Для получения профессии, достаточно закончить специальные курсы, но с трудоустройством могут возникнуть сложности. По этой причине лучше учиться там, где гарантировано распределение после получения диплома.
Кассир билетный
Осуществляет продажу проездного документа. Кассир обязан убедится в том, что пассажир правильно проинформирован: о дате и времени отправления, номере поезда. При необходимости оформляет провоз багажа, уточняет о наличии потребности в дополнительной помощи нуждающимся, пожилым, инвалидам. В этой профессии работают до 90% женщин.
Приемосдатчик груза и багажа
Еще одна железнодорожная специальность, востребованная у женщин. В перечень должностных обязанностей входит: оформление, прием и выдача багажа и грузов. Приемосдатчик замеряет массу, ведет учет, осуществляет контроль за хранением грузов и багажа и т. д. Для работы необходимо пройти обучение в профильном образовательном учреждении.
Диспетчер
Ответственная профессия, это ведущий специалист от действий которого зависит согласованность работы всей железнодорожной станции. Диспетчер отслеживает расписание движения поездов, составляет маршруты и в случае необходимости, вносит изменения. Иметь профильное образование – обязательно.
Контролер–ревизор
В равной степени и мужская, и женская специальность. В обязанности контролера входит: контроль за соблюдением правил обслуживания и перевозки пассажиров, выявление нарушений. Сотрудник на этой должности проверяет наличие проездного документа, а в ряде случаев, осуществляет продажу билетов непосредственно при посадке в вагон. Контролером можно работать после окончания железнодорожного колледжа. Человек на этой должности должен быть: тактичным, исполнительным, честным, коммуникабельным и т. д.
Дежурный по станции
По этой специальности можно работать только, при наличии соответствующего железнодорожного образования. В должностные обязанности входит: управление подачей вагонов, контроль за разгрузкой и погрузкой. Дежурный по станции отслеживает движение поездов, следит за соблюдением техники безопасности на вверенном ему участке.
Начальник станции
Руководящий состав. Действует в соответствии с нормативными актами Министерства путей, сообщения железной дороги. Дополнительные обязанности могут быть указаны в Уставе железнодорожной станции. Оформление на работу только после окончания ВУЗа путей сообщения.
Дежурный по вокзалу
Руководит работой технического и обслуживающего персонала. Обеспечивает полноценную работу всех помещений, автоматизированных систем и механизмов. Организует и следит за соблюдением чистоты и порядка в залах ожидания. Отслеживает работу торговых точек на территории вокзала. Контролирует соблюдение пропускного режима. При необходимости, лично осуществляет проверку билетов.
Начальник ЖД вокзала
Выполняет весь перечень должностных обязанностей в соответствии с руководящей должностью. Координирует и руководит работой подразделений вокзала. Утверждает график работы персонала. Несет ответственность за соблюдение техники безопасности и правильную организацию условий труда служащих. Проводит собеседования и прием на работу новых сотрудников и т. д.
Сигналист
Контролирует тормозные системы. Подает звуковые и видимые сигналы, осуществляет надзор за железнодорожными путями и проходящими поездами.
Машинист. Помощник машинист
Об этих специальностях стоит упомянуть отдельно. До недавнего времени считалось, что женщинам в этих профессиях нет места. И хотя, по трудовому кодексу запрета не существовало, девушке было крайне сложно получить должность машиниста или помощника машиниста.
Это неполный список возможных специальностей для женщин в сфере железнодорожного транспорта. Кроме перечисленных, возможно трудоустройство: бухгалтером, экономистом, обслуживающим персоналом, работницей вагона–ресторана, кладовщиком, путевым обходчиком, электромонтером, осмотрщиком–ремонтником, секретарем и др.
Почему выбирают эту специальность
Итак, подходит это направление обучения людям с техническим складом ума. Здесь его можно выгодно применить. Также «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» выбирают, потому что работа это относительно прибыльная (о зарплате будет информация чуть ниже), а также не влечет за собой особых рисков для здоровья в профессиональной деятельности. Кроме того, возможен карьерный рост, то есть дослужиться можно и до начальника, если себя проявить. Да и востребованность высока. В ближайшие десятилетия абсолютно точно люди не откажутся от поездов и железных дорог, а профессия инженера пока находится на первом месте в списке самых востребованных
Специалистов не хватает, именно поэтому так важно их выпускать каждый год
Обучение
В крупнейших железнодорожных учебных заведениях открыты программы бакалавриата, после окончания которых можно получить эту профессию:
- Государственный университет путей сообщения в г. Самара, Омск, Оренбург и Ростов-на-Дону.
- Российский университет транспорта (МИИТ).
- Забайкальский институт железнодорожного транспорта – филиал Иркутского государственного университета путей сообщения
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.
- Уральский государственный университет путей сообщения.
- Саратовский филиал Самарского государственного университета путей сообщения.
- Государственный технический университет в г. Новосибирск.
- Курганский институт железнодорожного транспорта – филиал Уральского государственного университета путей сообщения в г. Кургане.
- Институт путей сообщения – филиал Уральского государственного университета путей сообщения г. Челябинск.
- Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал Иркутского государственного университета путей сообщения.
- Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в Нижнем Новгороде.
- Колледж железнодорожного и городского транспорта г. Москва.
Стоимость обучения в этих образовательных учреждениях составляет от 25 000 до 65 000 за год.
Описание
Профессии железнодорожников так или иначе связаны с обслуживанием железнодорожного транспорта, который используют для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям, а также станций и вокзалов.
Нужно сказать, что данная сфера деятельности включает в себя немало разных специальностей. Среди них обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции и т. д.
Важно знать, что для получения должности на железной дороге требуется наличие отменного здоровья и хорошей физической формы. Вот почему при приеме на работу требуется предоставить справку, подтверждающую полное медицинское обследование
В дальнейшем подобные процедуры должны стать регулярными.
Сколько зарабатывает монтер пути в России
Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.
Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.
При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).
Математика и физика в профессии железнодорожника
Данные науки позволяют развивать железнодорожное сообщение, используя современные технологии. В частности, создаются электрические железные дороги, которые получают энергию от электростанций. Чтобы выстроить данную систему, используется физика в профессии железнодорожника МПМ.
Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.
Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.
Условия работы в РЖД
РЖД – это крупнейшая организация России, в которой условия работы и найма могут значительно различаться от отдела к отделу, и мы не можем знать конкретных условий на каждом месте: отделе, конкретном управлении железной дороги, департаменте или отделении. Отметим общие детали.
В РЖД 3 основных направления работы: офисная, путейная и рабочая. Условия работы в них кардинально различны. Если про офисную работу, в целом, все понятно – она не отличается от офисной работы в любой крупной организации и посвящена делопроизводству, работе за компьютером, управлению и организации. Но путейное и рабочее направления работы имеют свои особенности.
Работа персонала подвижного состава – проводников, машинистов и других сотрудников поездов – отличается тем, что они зависят от графика движения поездов и рабочие смены могут длиться по 10-12 часов. У проводников работа требует много общаться с пассажирами, а это могут быть самые разные люди. В Интернете вы найдете много анекдотов и рассказов от проводников о том, как им приходится общаться с буйными пассажирами, с пьяными, просто с неприятными людьми и т.д. Если вы готовы к такому, значит, вы можете работать проводником. Машинистам же приходится по 10-12 часов следить за дорогой и состоянием состава. Они часто жалуются на плохие условия труда: устаревшие локомотивы даже без туалета и со сломанными сиденьями (хотя это постепенно уходит в прошлое), плохие условия в общежитиях для персонала подвижного состава и пр. Отметим, что у машинистов в РЖД довольно неплохие зарплаты. Они зависят от регионов, направлений движения и часов работы, но средняя зарплата в этой направлении составила в середине 2020 года около 70 тысяч рублей.
Работа по обслуживанию подвижного состава — путейцев и инженеров – это третье направление работы. Это направление связано с большим объемом работы на самой железной дороге – ремонт и обслуживание путей, электросетей, механизмов и т.д. Условия работы в этом направлении, наверное, самые тяжелые, потому что зависят от погоды. Среднероссийский климат не балует нас мягкими условиями. Зачастую работа путейцев проходит на холоде и в грязи, смены бывают ночными и утомительными, зарплаты в этом направлении невысокие. Именно сюда вы, скорее всего, попадете, если вы хотите работать в РЖД без опыта и специального образования.
Преимущества и недостатки работы в РЖД
Среди преимуществ работы в РЖД можно отметить следующие:
- гарантия трудоустройства по всей России;
- хороший соцпакет (расширенная медицинская страховка и страхование жизни и здоровья, санатории, поликлиники, базы отдыха, бесплатно или дешево для сотрудников, состоящих в профсоюзе);
- качественное корпоративное обучение;
- опыт работы и корпоративной школы, востребованный на рынке труда;
- возможность объездить всю страну и страны зарубежья, один раз в год бесплатно в отпуск;
- неплохие зарплаты;
- ясные перспективы карьерного роста.
К минусам работы в РЖД можно отнести следующие:
- «барское» отношение руководителей к рядовым сотрудникам (конечно, не везде, но такое бывает);
- тяжелые длительные ночные смены у машинистов, путейцев, операторов и т.д.;
- работа на улице (холод, грязь, дождь);
- не везде нормальные условия труда, обеспеченность материалами, кадрами (где-то все отлично с этим, где-то все очень плохо);
- крайне низкие зарплаты на определенных участках работы;
- дисбаланс количества рядовых сотрудников и руководителей;
- система вычетов и штрафов, лишение премии;
- опасность и вредность для здоровья работы на путях, электросетях и других участках.
Основной проблемой многие сотрудники РЖД называют низкий уровень знаний и управленческих компетенций руководителей на некоторых местах. Некоторые руководители откровенно некомпетентны. Как показывает практика последних лет – ситуация меняется к лучшему. Но, чтобы РЖД стала современной эффективной компанией, где людям приятно работать, должно пройти еще много лет.
При поиске вакансий на конкретных участках и городах, мы настоятельно рекомендуем тщательно изучать отзывы сотрудников на этих участках и следить за динамикой появления вакансий на этих местах. Большое количество плохих отзывов и открытых вакансий – явно тревожный признак. На апрель 2020 года много плохих отзывов и открытых вакансий в Арзамасе, Ярославле, Белогорске, Красноярске, Томске, Воронеже, Новокузнецке. Традиционно лучше ситуация в Москве и области, Санкт-Петербурге и на юге.
Как устроиться на работу в РЖД
Основной способ гарантированно получить работу в РЖД – это пройти обучение в одном из принадлежащих компании 9 университетах путей сообщения или 47 техникумах и колледжах железнодорожного транспорта. Обучение бесплатное и после него вы гарантированно получите работу в компании Российские Железные Дороги. Если вы хотите построить карьеру в этой компании и хорошо зарабатывать, то мы настоятельно рекомендуем начать путь с получения профильного образования.
Второй способ подходит студентам любых ВУЗов даже непрофильных – это пройти практику и стажировку в РЖД. Практика оплачивается, хотя и немного, и после нее вы значительно повысите свои шансы на получении желаемой вакансии в РЖД. В компании возможна и широко применяется работа для студентов. Если вы еще студент, и изучаете возможность работы в РЖД в будущем, мы рекомендуем устроиться в эту компанию на работу на лето или во время практики. Это может многое дать вам в плане понимания специфики работы на железной дороге.
Нас часто спрашивают: как устроиться в РЖД без опыта и специального образования? Мы не видим в этом проблемы. РЖД — это крупнейший работодатель и набирает огромное количество людей каждый год на самые разные направления работы. Если у вас нет специального образования и опыта работы, для вас все равно остается большое количество вариантов трудоустройства в РЖД. Многие вакансии не требуют ни образования, ни опыта. Большей частью, это вакансии по обслуживанию путей и строительству. То есть, устроиться в РЖД без опыта и образования несложно. Но мы рекомендуем вам задать себе 2 вопроса перед тем, как устраиваться на такую работу:
- для чего я устраиваюсь на эту работу (деньги, рост, уважение, стабильность)?
- что я хочу иметь в плане работы, зарплаты и карьеры через 5 и 10 лет?
Дело в том, что для соискателя без опыта и специального образования кроме РЖД может быть много других компаний и вакансий, которые могут дать лучшие ответы на эти 2 вопроса выше. Особенно это правдиво для больших городов. В Москве и большинстве крупных городов вы сможете зарабатывать и расти в плане опыта и карьеры быстрее в продажах, строительстве, логистике и во многих других отраслях. В мелких городах тоже есть способы заработать больше и легче, чем работая в РЖД на начальных позициях. Ведь без опыта и образования в РЖД вы получите работу с низкой зарплатой, тяжелой работой и туманными перспективами роста.
Если же вы хотите работать в РЖД на управленческой должности, но не имеете специального опыта или образования, у вас все равно остается много открытых дверей в эту компанию. РЖД активно нанимает программистов, экономистов, специалистов по продажам, маркетингу, связям с общественностью и пр.
Отдельно мы хотели бы рассказать о том, что РЖД активно сотрудничает с организаторами конкурса «Лидеры России» и многие финалисты и победители этого конкурса получали интересные предложения от РЖД. Олег Валентинович Белозеров — ген директор РЖД является наставником победителей конкурса «Лидеры России». Таким образом, участие в конкурсе, возможно, может оказаться самым коротким путем в менеджмент данной компании. Многие тесты Лидеры России взяты из базы тестов на интеллект и управленческий потенциал РЖД. Больше о конкурсе Лидеры России и том, что он дает и как в нем победить, читайте в наших статьях Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2021 и Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя
Основной путь устройства для любого соискателя – это откликнуться на вакансию РЖД на общих основаниях. Тогда вам потребуется пройти отборочный процесс, который включает 2 собеседования, тестирование (от 2 до 6 тестов разной направленности) и испытательный срок, за время которого проводится обучение и стажировка. То есть, средний процесс отбора сотрудников в Российские Железные Дороги, выглядит так:
- подача анкеты и резюме
- первичное телефонное собеседование
- онлайн-тесты РЖД
- вторичное собеседование
Рассмотрим все этапы устройства на работу в Российские Железные Дороги подробно.