Владимир путин разрешил губернатору объявить режим чс. что это значит и как изменит вашу жизнь

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Правда ли, что при ЧС власти имеют право выселять и массово эвакуировать людей?

Валентин Карелин: «Отвечу юридически корректно: сами власти насильно эвакуировать при ЧС правом не наделены. Но по постановлению правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года граждане, услышав оповещение о необходимости эвакуации (через СМИ или от операторов связи), обязаны эвакуироваться сами (подп. «в» п. 3), а также этим обязаны заниматься организации, на территории которых в момент эвакуации эти граждане оказались (подп. «а» п. 6 постановления правительства РФ №417). Там же сказано, что эти организации обязаны оказывать содействие проводящим эвакуационные мероприятия органам госвласти и местного самоуправления. Из этого следует, что правительство РФ оговорило за властями, пусть и косвенно, возможность эвакуационных мероприятий при ЧС».

Александр Князев: «Эвакуация как мера возможна, это предусмотрено, в частности, постановлением правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Примерами такой необходимой и безусловной меры являются стихийные бедствия, пожары и затопления».

Как составить приказ

Документ составляют в свободной форме, унифицированного бланка не существует. Распечатывают его, как правило, на фирменном бланке организации.

В приказе необходимо указать такую информацию:

  1. Название и реквизиты компании.
  2. Название документа.
  3. Дату составления, номер приказа.
  4. Суть приказа: о введении режима повышенной готовности.
  5. Основание для издания приказа. Например, при издании такого документа в связи с угрозой распространения коронавируса нужно написать соответствующую формулировку, а также указать, в соответствии с каким нормативным актом вводится режим повышенной готовности. К примеру, в Москве был издан Указ мэра 5 марта 2020 года № 12-УМ, обязующий работодателей проводить мероприятия для снижения распространения заболевания.
  6. Поручения для ответственных работников организовать выполнение необходимых мер. В случае пандемии коронавирусной инфекции это измерение температуры, обработка помещений, выдача работникам дезинфицирующих составов и т.д. Такие меры зависят от конкретной ситуации.
  7. Назначение ответственного за исполнение приказа.

В конце документа расписываются руководитель организации и работники, названные в приказе.

Образец приказа о введении на предприятии режима повышенной готовности мы подготовили на примере ситуации пандемии новой коронавирусной инфекции.

Образец приказа

Общество с ограниченной ответственностью «Артемида»
ООО «Артемида»

Приказ

«25» марта 2020 года

№ 34

О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения требований указа мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Ввести режим повышенной готовности на территории ООО «Артемида» с «26» марта 2020 года.
  2. Организовать измерение температуры тела всех сотрудников перед началом рабочего дня/смены и отстранение от работы работников с повышенной температурой тела (выше 37 градусов по Цельсию).
  3. Назначить ответственным за организацию термометрии специалиста по охране труда Рупасова Алексея Алексеевича.
  4. Назначить ответственным за направление домой сотрудников с повышенной температурой тела для получения медицинской помощи начальника отдела кадров Смирнову Оксану Петровну.
  5. Назначить ответственным за организацию мер дезинфекции заведующего АХЧ Михайлова Сергея Сергеевича.
  6. Руководителям отделов Потапову Степану Степановичу, Романову Ивану Ивановичу, Львову Семену Семеновичу организовать дистанционную работу сотрудникам, вернувшимся из стран с повышенным риском заражения.
  7. Начальнику отдела кадров Смирновой Оксане Петровне организовать оформление отпуска сотрудникам, вернувшимся из стран с повышенным риском заражения, которых невозможно перевести на дистанционный режим работы, с их письменного согласия.
  8. Специалисту отдела кадров Воронцовой Тамаре Николаевне довести до сведения всех работников данный приказ.
  9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Зайцев / Г.Н. Зайцев

С приказом ознакомлены:

Рупасов / А.А. РупасовСмирнова / О.П. СмирноваМихайлов / С.С. МихайловПотапов / С.С. ПотаповРоманов / И.И. РомановЛьвов / С.С. ЛьвовВоронцова / Т.Н. Воронцова

Режим повышенной готовности в Москве

В каждом регионе режим повышенной готовности вводился региональными законами, поэтому специфичен. Однако причина одинаковая, рекомендации санитарных врачей сходны, поэтому и меры принимаются похожие на всей территории страны.

Для примера рассмотрим режим, действующий сейчас в Москве.

Что означает режим повышенной готовности для москвичей? Неоднократно дополняемым указом мэра № 12 от 05.03.2020 введены следующие временные ограничения:

  • Запрещены массовые мероприятия.
  • Остановлена работа магазинов, кафе, ресторанов, кинотеатров, клубов и прочих мест массового скопления людей. Исключения коснулись дистанционной торговли, а также точек торговли средствами связи, продуктами питания, товарами первой необходимости, аптек и оптик.
  • Закрыты все образовательные учреждения, кружки и секции.
  • Запрещено посещать кладбища.
  • Не предоставляются услуги каршеринга.

Для граждан, посещавших неблагополучные в плане санитарно-эпидемиологической обстановки страны, заболевших коронавирусной инфекцией или контактирующих с ними, вводится карантин на 14 дней.

Обратите внимание! Дополнительные обязанности появились и у работодателей работающих организаций. Они должны следить за тем, чтобы работники соблюдали социальное дистанцирование на рабочих местах и пользовались средствами индивидуальной защиты

Рабочее место подлежит регулярной дезинфекции и проветриванию. Перед началом работы необходимо измерять температуру тела

Они должны следить за тем, чтобы работники соблюдали социальное дистанцирование на рабочих местах и пользовались средствами индивидуальной защиты. Рабочее место подлежит регулярной дезинфекции и проветриванию. Перед началом работы необходимо измерять температуру тела.

Неработающим гражданам предписано покидать место постоянного проживания исключительно для получения экстренной медицинской помощи, покупок и выгула домашних животных.

****

Все принятые Правительством РФ совместно с региональными властями меры направлены на быстрое и эффективное преодоление неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и снижение ее негативного воздействия на экономическую ситуацию.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Этапы введения режима повышенной готовности в России

Режим повышенной готовности в России в 2020 году вводился поэтапно:

1 этап — решение санитарного врача

02.03.2020 Главный государственный санитарный врач постановила ввести ограничительные мероприятия по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.

2 этап — введение режима повышенной готовности региональными властями

Например, мэром Москвы был подписан указ о введении режима повышенной готовности от 05.03.2020 № 12. Полномочиями на подписание такого указа органы власти субъектов РФ наделяются в соответствии с подп. «м» п. 1 ст. 11 закона № 68-ФЗ. О введении режима повышенной готовности вслед за Москвой заявили власти всех 85 регионов России.

3 этап — расширение полномочий Правительства РФ

Однако полномочий Правительства РФ в новых условиях было недостаточно. Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ внес существенные изменения во все затронутые сферы общественных отношений и предпринимательской деятельности. Кабинет министров получил дополнительные возможности по координации работы спецслужб в период действия особого режима.

В режиме ЧС платят по ипотеке или кредитам?

Валентин Карелин: «По умолчанию — да. В соответствии со ст. 10—11 закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, в компетенции правительства РФ, с одной стороны, а с другой — властей регионов принять решение о единовременной материальной помощи (выплате) пострадавшим. Но это их право, а не обязанность. Решают на своё усмотрение. Если власти и прибегнут к подобной мере, она может быть оговорена целевым характером выплаты, то есть, например, с оговоркой о том, что полученные деньги по аналогии с материнским капиталом должны быть направлены на решение определённой задачи, в частности на расплату по долгам и кредитам. Но по общему правилу от кредитов и ипотек режим ЧС не спасает. Максимум, что из него можно выжать, — это, как говорилось выше, отмену штрафов и пени за период коронавирусной ситуации, когда клиент-заёмщик не платил. Но погасить долги всё равно придётся. А решения суда по обращениям взысканий банком непредсказуемы: суд может признать обстоятельства непреодолимой силы (например, ответчик-ипотечник был переведён в неоплачиваемый отпуск, а других источников дохода нет), а может и удовлетворить требования банка, ссылаясь на ту же ст. 401 ГК РФ (отсутствие денег у контрагагента не может считаться форс-мажором)».

Также по теме


«Оседлали широкий спектр риторики»: COVID-диссиденты устроили митинг во Владикавказе

Днём 20 апреля на площади Свободы в столице Северной Осетии — Алании прошёл «народный сход» — так демонстрацию назвали организаторы….

Александр Князев: «С точки зрения закона отсутствие у заёмщика средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Но если в режиме ЧС установленные ограничительные меры (в частности, запрет определённой деятельности, установление режима самоизоляции и т. п.) привели к отсутствию средств, то это может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании ст. 401 ГК РФ. Но это не прекращает исполнение самих обязательств, например по оплате кредита».

Илья Можаев: «Да, платят. Однако само обстоятельство ЧС в силу ст. 401 ГК РФ может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Следовательно, ответственность за неисполнение обязательств по кредитным договорам может не наступить до момента, пока ЧС не будет отменена».

Чем режим ЧС отличается от ЧП

Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других). Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения. Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.

Режим чрезвычайного положения

Самая крайняя мера. Его вводит президент при ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены. В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке. Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.

При режиме ЧС платят за ЖКХ?

Илья Можаев: «Да».

Валентин Карелин: «Да. Автоматически ничего не приостанавливается, гражданам долги по ЖКХ не прощаются. Режим ЧС предполагает возможное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, но об освобождении граждан и юрлиц от принятых ими обязательств (в частности, оказанных жилищно-коммунальных услуг) законодательство норм не содержит. Максимум — о материальной помощи, когда в результате пожара люди лишаются жилья или наблюдается массовая смертность ввиду пандемии (расходы на погребение, на медицину).

Также по теме


«Основная нагрузка лежит на нас»: соцработник рассказал RT о своих буднях во время пандемии коронавируса

Сотрудники московской службы соцзащиты сейчас работают без выходных. Именно эти люди доставляют продукты, лекарства и просто помогают…

По общему правилу из п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, большее, на что могут рассчитывать граждане, — избавление от штрафных санкций в виде уплаты пени, неустойки за неисполнение ими обязательств, то есть, если они не оплачивают ЖКХ и потом в суде сошлются в обоснование этого на коронавирусный период (если «Жилищники» или другие управляющие компании решат вменить им и пени за это время), суд с большой вероятностью неустойку и пени не взыщет, а вот долг за ЖКХ — да. От долгов не освобождают ни режим повышенной готовности, ни режим ЧС. Максимум — снимают штрафы».

Александр Князев: «Режим ЧС не снимает с бизнеса и граждан обязанности исполнять условия заключённых договоров, а следовательно, оплачивать кредиты, ЖКХ, зарплату, налоги и арендную плату. Напротив, в режиме ЧС организации будут ещё и обязаны финансировать мероприятия по защите своих работников и создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации».

Правда ли, что при режиме ЧС начинаются массовые выплаты компенсаций гражданам?

Александр Князев, адвокат: «Нет. В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, устанавливаются законодательством РФ и законодательством её субъектов. В настоящее время нормативные акты о массовых выплатах при ЧС не приняты».

Илья Можаев, адвокат Адвокатской палаты города Москвы: «Никаких массовых выплат при режиме ЧС не предусмотрено».

Валентин Карелин, юрист: «При чрезвычайных ситуациях прямых чётко зафиксированных законом выплат нет. Правительство и органы власти могут их вводить на своё усмотрение в произвольном размере. МЧС же по разработанным им критериям определяет, где население нуждается больше и острее, и по своим нормативам оказывает экстренную помощь с питанием, ликвидацией очагов ситуаций и другим на средства специального фонда, сформированного из двух правительственных фондов и находящегося в ведении МЧС. И целевое назначение этих средств — в первую очередь ликвидация чрезвычайных ситуаций (ст. 24 закона №68-ФЗ), поскольку сам режим ЧС вводится для устранения последствий уже произошедшей ситуации.

Да, согласно абзацам 1 и 7—11 ч. 1 ст. 18 федерального закона №68-ФЗ о ЧС, граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций и на ряд других возмещений

Но важно учитывать, что речь в ст. 18 не идёт о компенсациях и поддержке именно при введении режима ЧС

Также по теме


На фоне распространения коронавируса: Путин подписал закон о праве кабмина вводить режимы повышенной готовности и ЧС

Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий правительство полномочиями вводить в стране режимы повышенной готовности и…

Сказано о самой чрезвычайной ситуации (то есть даже без признания её властями, если она есть по факту), которая определяется в ст. 1 закона №68-ФЗ как «обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей», тогда как режим вводится именно для устранения последствий уже произошедшей ЧС.

Таким образом, с одной стороны, для получения этих льгот необязательно дожидаться введения такого режима. Доказывать, что ЧС имела место, можно через тот же суд и опосредованно от введения (или невведения) режима ЧС властями. Опять же, если режим не введён, юридически это не означает, что у нас не наблюдается самой чрезвычайной ситуации.

Но, с другой стороны, конкретный размер и формат возмещений, описанных в ст. 18 ФЗ о ЧС, не установлены. Кроме того, государство, в соответствии со ст. 1069 ГК, отвечает только за вред, причинённый физическому или юридическому лицу государственными органами или их должностными лицами в результате их незаконных действий или бездействия. То есть, чтобы получить компенсацию, придётся доказывать, что конкретные действия государства нарушали закон. Если суд признает, что эти действия опирались на режим ЧС, а последний ввели законно, то компенсации не положено».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector