Ответственность за неуплату налогов

Содержание:

Нельзя привлекать налогоплательщика к административной ответственности по результатам камеральной проверки

Привлечение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные при камеральной проверке, противоречит сущности этой проверки. Камеральная проверка заключается в контроле налогового органа за правильностью заполнения деклараций с целью выявления ошибок и информирования налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах исчисления и уплаты налогов, заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций.

Такой вывод следует из содержания статьи 88 НК РФ, согласно которой по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы доначисленного налога и пени. По смыслу Закона к налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам не применяются налоговые санкции по результатам камеральных проверок.

Камеральная проверка — это способ реализации закрепленного в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ права налогоплательщиков на получение от налоговых органов по месту учета информации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, заполнения налоговых деклараций.

Однако арбитражные суды взыскивают с налогоплательщиков штрафы за налоговые правонарушения по результатам камеральных налоговых проверок.

Юридически значимые признаки НП

Признаки, легитимные с точки зрения действующих нормативных актов, логически вытекают из определения, приведенного в тексте Налогового кодекса РФ.

Противоправность. Действие или бездействие, совершенное лицом или организацией, должно подпадать под приведенные в Налоговом кодексе нормы. Нельзя нарушить норму, не являющуюся таковой по тексту Закона. Пример противоправного действия – ООО отказалось предоставить запрашиваемые ИНФС документы или данные. Пример противоправного бездействия – не подана налоговая декларация.

Виновность

Действие или бездействие было допущено умышленно либо по неосторожности, что не отменяет ответственности за него. Отсутствие вины в деянии подотчетного лица автоматически снимает с него ответственность, поскольку нарушается один из главных принципов НП.

Наличие последствий

Совершенное деяние обусловило наступление вредных последствий для государства или других лиц, физических и/или юридических, причем взаимосвязь между деянием и последствиями обоснована и доказана. Такими последствиями могут быть нанесение ущерба, упущенная выгода, попрание прав и др.

Наказуемость. Каждое совершенное НП предусматривает несение за него определенной ответственности, то есть наступление санкций для совершившего его лица/организации.

Эти признаки характерны для всех НП, тогда как каждому конкретному нарушению присущ индивидуальный состав, обуславливающий особенности санкций за него.

Классификация составов налоговых правонарушений

  1. по степени общественной опасности:

    • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
    • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
    • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  2. по особенности конструкции объективной стороны:

    • материальные;
    • формальные.
  3. по форме совершения противоправного деяния:

    • совершенные в результате действия;
    • совершенные в результате бездействия;
    • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
  4. по непосредственному объекту состава правонарушений:

    • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
    • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Преюдиция

Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция»

В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. 

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными. 

Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки. 

В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью. 

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов

О реорганизации или ликвидации организации

Если принято решение о реорганизации или ликвидации организации, то об этом следует сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения в письменном виде (форма заявления N С-09-4, утверждена Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@) в течение трех дней со дня принятия такого решения (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Нарушение срока сообщения о реорганизации или ликвидации организации влечет налоговую и административную ответственность.

  Налоговая ответственность         (ст. 129.1 НК РФ)     
 Административная ответственность         (ст. 15.6 КоАП РФ)        
Размер штрафа для организациисоставит:                    - 1000 руб.;                 - 5000 руб. (при нарушении   данного срока повторно в     течение календарного года).  
Размер штрафа для должностных лиц составит:                         - от 3 до 5 МРОТ (то есть 300 -   500 руб.).                        

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. , и . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. , , а именно , частично , о праве и режиме обжалования — ст. —– порядок и срок подачи жалобы, — ее форма и содержание, — случаи оставления без рассмотрения, — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков ().

Виды НПН

Налоговые правонарушения НК РФ предусматривает в , . Причем их можно классифицировать по различным признакам. Например, по характеру нарушения:

  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях ();
  • допускаются в процессах по делам о НПН ();
  • затрагивают обязанность по уплате тех или иных обязательных платежей ();
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности ();
  • препятствуют фискальному контролю ().

По видам нарушителей:

  • лишь юридические лица (неплательщики налога на прибыль организаций);
  • только физические лица ();
  • организации и ИП (неплательщики торгового сбора в границах Москвы, СПб, Севастополя);
  • организации, ИП и физлица (предоставление деклараций с нарушением сроков). Существуют и другие классификации.

Что касается ответственности нарушителей налогового законодательства, эта тема подробно рассмотрена нами в статье «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение». Здесь же скажем только, что такая ответственность может быть:

  • налоговой;
  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.

Снижение налоговой нагрузки для организаций

Некоторые схемы, позволяющие избежать уплаты налога в полном объёме, могут характеризоваться как налоговые правонарушения, и ответственность за их совершение, вполне вероятно, должна быть не меньше, чем за мошенничество. Но существуют и легальные оптимизации налоговой нагрузки.

Для организаций, например, подойдёт создание дополнительного предприятия, которое будет выступать в роли налогового агента, — этот процесс называется распределением налоговой ответственности. Также можно заменить материальную помощь на премию – несмотря на то, что оба этих вида финансовой поддержки облагаются налогами, во втором случае их сумма будет существенно меньше. Никто не отменял и льготы, предоставляемые либо в некоторых сферах хозяйствования (компании, занимающиеся развитием телекоммуникаций, пользуются поддержкой государства), либо в отдельных регионах (льготные кредиты жителям Севера) – подобные бонусы от государства могут существенно снизить налоговую нагрузку. Иностранным компаниям, создающим в стране новые предприятия и, следовательно, рабочие места, и вовсе предоставляются налоговые каникулы – определённый период времени, в течение которого можгут не выплачиваться никакие обязательные отчисления и при этом налоговая ответственность наступать не будет.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (ст.ст. 106 — 136)

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

ГАРАНТ:

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций. Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 настоящего Кодекса в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной настоящим Кодексом

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е

действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
правонарушителя ждут определенные материальные потери;
воплощается процессуально (в установленном порядке).

Фирма не выполнила своих обязанностей налогового агента

Налоговыми агентами согласно ст. 24 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

К числу таких налогов относятся:

  • налог на доходы физических лиц, который нужно удерживать из зарплаты работников и выплат другим лицам;
  • НДС, который нужно удерживать с арендной платы за государственное или муниципальное имущество;
  • налог на прибыль, который нужно удерживать из выплат в пользу иностранных и российских организаций.

Если фирма не выполнит обязанности налогового агента (не перечислит или не полностью перечислит налог), ее оштрафуют на основании ст. 123 НК РФ. Размер штрафа составит 20% от суммы неперечисленного налога. За данное правонарушение административная ответственность не предусмотрена.

Обратите внимание! При неперечислении (неполном перечислении) налогов штраф начислят независимо от того, удержал агент соответствующую сумму налога или нет (Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О). Помимо штрафа за неперечисление (неполное перечисление) суммы налога налоговому агенту начислят и пени (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05 по делу N А11-1253/2005-К2-18/76)

Пени могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества

Помимо штрафа за неперечисление (неполное перечисление) суммы налога налоговому агенту начислят и пени (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05 по делу N А11-1253/2005-К2-18/76). Пени могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Пример 6. В ходе камеральной налоговой проверки ООО «Барс» выявлено, что в результате арифметических ошибок бухгалтера налог на доходы физических лиц за ноябрь 2006 г. был удержан в сумме, заниженной на 2500 руб.

Штраф за неполное перечисление организацией налога составит 500 руб. (2500 руб. x 20%). Налог уплачен 18 апреля 2007 г.

Просрочка по НДФЛ составляет 139 дней. Рассчитаем пени.

Ставка пени составит 0,037 (11% : 300).

Сумма пени составит 128 руб. 58 коп. (0,037% x 2500 руб. x 139 дн.).

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица

Таблица 2. Взыскания для физических лиц

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

п.1, п.3 ст. 122 НК РФ

Перечисление налога с нарушением срока

1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

В связи с тем, что налогоплательщики-физлица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, редко взаимодействуют с ИФНС, перечень возможных нарушений для них невелик. Расчет по имущественному, земельному и транспортному налогу производит сама налоговая инспекция, обязательных деклараций, которые требовалось бы заполнить (за исключением декларации о доходах 3-НДФЛ) также нет. Поэтому в обязанность физлицам вменена только своевременная уплата рассчитанных за них налогов, при наличии соответствующих объектов обложения, а также верное указание сумм доходов в 3-НДФЛ. Если же физлицо зарегистрировалось в качестве ИП и приняло на себя функции налогового агента, то круг ответственности за возможные проступки существенно расширяется.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст

107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Виды ответственности за налоговые преступления

На сегодняшний день в Уголовном кодексе РФ есть такие статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления:

  • ст. 198 – уклонение от уплаты налогов и сборов физического лица;
  • ст. 199 – уклонение от налогов и сборов организации;
  • ст. 199.1 – неисполнение обязанностей налогового агента;
  • ст. 199.2 – сокрытие имущества или денежных средств с целью уклонения от уплаты налогов за них.

Все эти преступления относятся к экономическим, имеют общие параметры определения размера ущерба (крупный и особо крупный), а также предполагают схожие виды наказания для лиц, признанных виновными. Так, применяются следующие виды ответственности:

  • штраф – наиболее распространенная форма ответственности за налоговые преступления. Размер взыскания определяется нанесенным ущербом, действовал ли обвиняемый самостоятельно или в составе группы, привлекался ли он к ответственности ранее и т. д., и составляет от 100 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы обвиняемого за 3 года;
  • принудительные работы – этот вид ответственности часто применяется вместо штрафа, хотя иногда данные санкции совмещаются. Максимальный срок принудительных работ за налоговые преступления – 5 лет;
  • лишение свободы – Уголовный кодекс предусматривает также ограничение или лишение свободы для виновных в налоговых преступлениях, сроки составляют от 1 года до 6 лет. Следует отметить, что такой вид наказания используется обычно в тех случаях, если обвиняемый попадается на рецидиве подобного преступления, бюджету нанесен особо крупный размер, вместе с неуплатой налогов выявлены признаки других преступлений (мошенничество, подделка документов, коррупционные деяния и т. д.);
  • запрет занимать определённые должности – вид санкций, который обычно применятся в комплексе с другими. Виновному в налоговом преступлении на определенный срок (обычно до 3-5 лет) ограничивается возможность занимать руководящие и другие должности, перечень которых определяется законодательством;
  • конфискация имущества – еще одной санкцией для обвиняемого может быть конфискация его личных материальных ценностей в бюджет как компенсация нанесенного государству ущерба.

Когда юрлицо или физлицо невиновно

Нельзя привлечь к ответственности за НП человека или организацию, если вина не доказана соответствующим компетентным органом. Свою невиновность доказывать никто не обязан, доказательству подвержена исключительно вина. Если сомнения неустранимы, их нужно трактовать в пользу обвиняемой стороны. Совершенно исключают вину такие факторы:

  • совершение деяния в чрезвычайной ситуации (катастрофы, стихийного бедствия и т.п.);
  • юридическая неправомочность лица, совершившего НП (например, болезненное состояние);
  • письменное обоснование допущенного действия или бездействия до его оценки компетентными органами.

Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены ст. 108 НК РФ:

    1. никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
    2. основание — установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;
    3. привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора.

Единственной мерой ответствен­ности за совершение налогового правонарушения названа налого­вая санкция, которая устанавливается и применяется в виде де­нежных взысканий (штрафов). Наложение налоговой санкции но­сит имущественный характер и связано с принудительным изъяти­ем части собственности налогоплательщика. Согласно Конститу­ции РФ и Налоговому кодексу РФ взыскание штрафов за совер­шенные налоговые правонарушения производится только в судеб­ном порядке.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить на­логоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санк­ции. Если эта процедура не выполнена, то суд возвращает иско­вое заявление согласно п. 1 ст. 108 АПК РФ по основанию несо­блюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 104, 105, 115 НК). Исковое заявление в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции

Налоговая задолженность

Но порой возникают ситуации, когда у порядочного налогоплательщика неожиданно возникает задолженность по налогам. Срок, в который уведомят его об этом налоговые органы, зависит от суммы долга: для тех, кто не выплатил больше 3 тысяч – десять дней, от 500 рублей до 3 тысяч – 3 месяца, меньше 500 рублей – 10 месяцев. Требования о выплате задолженности могут быть отправлены через электронные системы, а также заказным письмом или вручаться налогоплательщику лично. Выплатить задолженность нужно в течение полутора месяцев после вручения извещения. Если же деньги так и не были возвращены, налоговые органы связываются с должником по телефону. Последним способом досудебного урегулирования конфликта является направление информационного письма работодателю налогоплательщика, чтобы тот уведомил своего сотрудника о просрочке платежа.

Подать в суд налоговые службы могут только тогда, когда задолженность по налогам превысит 3 тысячи рублей. В течение четырёх месяцев с момента, когда сумма долга стала больше 3 тысяч рублей, имущество нерадивого налогоплательщика будет конфисковано для покрытия обязательных выплат.

Ответственность за нарушение налогового законодательства в таком случае наступает в виде штрафа. Если у налогоплательщика нет средств для его уплаты (как и имущества, которое можно было бы конфисковать), то необходимые средства будут удерживаться из его заработной платы или других установленных источников дохода. При смене места работы или возникновении нового источника прибыли он обязан уведомить об этом налоговые службы, чтобы те могли продолжить взимание штрафа.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ). Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Фирма нарушила сроки представления сведений: Об открытии (закрытии) счетов в банке

При открытии (закрытии) счетов в банке организация обязана сообщить об этом в письменном виде (форма N С-09-1, утвержденная Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@) в течение 7 дней в налоговую инспекцию по месту постановки на учет (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Нарушение этого срока влечет налоговую и административную ответственность.

  Налоговая ответственность         (ст. 118 НК РФ)       
 Административная ответственность         (ст. 15.4 КоАП РФ)        
Размер штрафа для организациисоставит:                    - 5000 руб.                  
Размер штрафа для должностных лиц составит:                         - от 10 до 20 МРОТ (то есть от    1000 до 2000 руб.).               

Обратите внимание! Сообщению подлежат расчетные (текущие) и иные счета в банках, которые были открыты на основании договора банковского счета, на которые зачисляются или с которых могут расходоваться денежные средства организации (ст. 11 НК РФ)

Об открытии депозитных и ссудных счетов сообщать не надо.

Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Обжаловать решение можно в вышестоящем налоговом органе. Вся необходимая для этого информация отражена в спорном документе.

Опротестовать соответствующее решение можно и через административное или арбитражное судопроизводство (последнее — для предпринимательской или иной экономической деятельности).

Судебная практика по таким правонарушениям разнится. Суды могут как отменить соответствующее решение налоговиков о привлечении к ответственности (Постановление от 01.03.2018 по делу № А50-30795/2017), так и отказать в этом (Решение от 02.03.2018 по делу № А75-20952/2017). В первом варианте руководствуются гл. 22 КАС с учетом того, что подходящий для административного иска суд определяют по гл. 2 этого кодекса. Во втором варианте применяют раздел II АПК с учетом специфики гл. 24 АПК.

Обстоятельства, смягчающие или снимающие вину

Уклонение от уплаты налогов и сборов вряд ли отвечает признакам незначительности проступка, в соответствии со , когда возможно освобождение.

Смягчающие обстоятельства по КоАП РФ связаны либо с отношением лица к случившемуся: раскаяние, добровольное участие в заглаживании ущерба, либо с личностью правонарушителя: беременная женщина, несовершеннолетний, тяжелое эмоциональное состояние. Отягчающие связаны с усугублением ущерба, повышением общественной опасности деяния.

В уголовном праве действуют те же принципы при выделении подобных обстоятельств. Стремление загладить вину, раскаяние всегда расценивается как признак исправления и поэтому может рассматриваться как причина для смягчения наказания. Напротив, рецидив, совершение проступка в составе группы и т. д. указывает на опасность лица для общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector