Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Характеристики рисков

Риски содержат факторы, отличающиеся по времени или месту образования, способу проявления, степени влияния на работу организации. Результатом их влияния может быть неблагоприятная ситуация в виде:

  • упущенной (недополученной) выгоды;
  • прямого убытка;
  • отсутствия результата деятельности;
  • события, способного стать причиной убытков или неполучения доходов в последующем.

Виды рисков предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одного может влиять на другие, усиливая или уменьшая их выраженность.

Какие существуют риски, связанные с участием организации в совместных предприятиях и ассоциированных организациях?

Риски характеризуют следующие понятия:

  1. Экономическая сущность, связь с хозяйственной деятельностью предприятия, влияние на образование прибыли.
  2. Вероятность образования, проявляющаяся в том, что в хозяйственной деятельности негативное событие может произойти или нет в зависимости от ряда факторов.
  3. Неопределённость последствий, отсутствие закономерности. По степени риска последствия хозяйственного процесса могут изменяться в значительном диапазоне, находя отражение в виде материальных потерь и при формировании доходной части.
  4. Ожидаемая неблагоприятность воздействия. Последствия рисков отражаются на результатах процесса производства позитивно или негативно, но оценивать их принято с позиции возможных отрицательных последствий. В результате рисков возможна потеря прибыли и самого капитала, что чревато в критических обстоятельствах банкротством компании.
  5. Вариативность уровня, изменяемость из-за влияния факторов, находящихся в непрерывной динамике.
  6. Субъективность оценки, то есть ее неравнозначность в зависимости от ряда факторов (достоверности информации, полноты, квалификации менеджеров).

Налоговые риски крупных сельскохозяйственных предприятий.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти. Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов

Работа предприятия с поставщиками зачастую подвержена особо пристальному вниманию налоговых органов. В последнее время выявление необоснованной налоговой выгоды в операциях с контрагентами стало, пожалуй, ключевой задачей налоговиков.

Отметим, что в совместном Письме Минфина и ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ рассматриваются такие признаки должной осмотрительности, как:

  • наличие личных контактов руководителей контрагента при обсуждении условий поставок и подписании договоров;

  • наличие документов, подтверждающих полномочия руководителей контрагента, а также копий паспортов или иных удостоверяющих личность документов;

  • наличие информации о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных, торговых помещений, складов или офиса;

  • наличие информации об источниках сведений о контрагенте (как находящихся в открытом доступе, так и, например, рекомендаций третьих лиц) и так далее.

Наличие же следующих признаков свидетельствует о высокой степени риска классификации контрагента в качестве «проблемного», а значит, операции с ним могут быть признаны сомнительными и подлежать особо тщательной проверке:

  • содержание в договорах условий, отличных от устоявшегося делового оборота;

  • отсутствие очевидных свидетельств того, что контрагенту под силу выполнить условия договора с учетом сроков его выполнения, а также свидетельств наличия у контрагента необходимых ресурсов;

  • рост задолженности без прекращения поставки товаров, проведения работ, оказания услуг;

  • отсутствие реальных действий по взысканию задолженности – в случае ее наличия;

  • выдача займов без обеспечения;

  • отсутствие экономического обоснования целесообразности сделки и др.

В ходе проверок предприятия налоговые органы могут запросить:

  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагентов;

  • деловую переписку с контрагентом;

  • иные документы, определившие выбор контрагента.

При отсутствии обосновывающих документов контрагент может быть признан подконтрольным налогоплательщику, что приведет к возникновению налоговых рисков доначисления налогов по сделкам с ним.

По данному вопросу имеется значительное число судебных разбирательств между налоговыми органами и предприятиями с выводами далеко не всегда в пользу последних.

Критерии оценки рисков налоговой проверки

Риски выездной налоговой проверки можно оценить по следующим критериям:

процент налоговых отчислений

При подсчёте налоговой нагрузки принимается во внимание среднее значение этого показателя по хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в конкретной отрасли. Если налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже средней по отрасли, то вероятность проведения проверки у него повышается;
наличие убытков на протяжении 2 и более лет

Это может свидетельствовать об искажении показателей финансово-хозяйственной деятельности, неэффективной работе менеджмента и неправильном управлении бизнес-процессами, наличии других причин, приведших к ухудшению работы. При соответствии налогоплательщика только этому критерию налоговые органы не станут включать его в план проверки;
размер вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного налога. Он рассчитывается за 12 месяцев и не должен превышать 89 %;
темпы увеличения доходов и расходов. Превышение расходов над доходами, которые принимаются к учёту для налогообложения, не допускается. При введении кардинальных изменений в правила одного из видов учёта, принимаемого на следующий год, возможно образование дисбаланса между прибылью и убытками в бухгалтерским и налоговом учёте, что приводит к несоответствию этому критерию;
среднемесячная зарплата на одного работника. Если в организации она ниже, чем по отрасли, этот критерий считается нарушенным. Некоторые руководители низкие заработки персонала объясняют большим количеством совместителей или низкой квалификацией работников;
предельно допустимые значения показателей для специальных режимов. У налоговых органов могут возникать подозрения в участии налогоплательщика в схеме, позволяющей получать необоснованную выгоду по налогам;
прибыль и убытки. По итогам года превышение расходов над доходами должно составлять не более 83 %;
деятельность по договорам с перекупщиками. Фискальные органы интересуются наличием схем, по которым осуществляется деятельность с контрагентами. Поскольку в таких случаях возможно полулегальное снижение налоговых выплат;
предоставление разъяснений. При получении уведомления из налоговой инспекции необходимо обязательно дать ответ в письменной форме или предоставить устные разъяснения, явившись по указанному адресу;
неоднократная смена юридического адреса. Особенно она нежелательная перед выездной налоговой проверкой. Частые смены юридического адреса вызывают у налоговых органов большие подозрения;

отклонение рентабельности. После расчётов показателей рентабельности продаж и активов (прибыли от продаж /затрат на производство и чистой прибыли /стоимости активов) их сравнивают со средним показателем рентабельности по отрасли. В случае отклонения рентабельности, превышающем 10 %, вероятность проведения налоговой проверки повышается;

деятельность, при ведении которой существует высокий налоговый риск. Здесь предполагается необоснованная налоговая выгода, использование схем при ведении деятельности с фирмами-однодневками, недостаточный контроль над своими контрагентами, их контактами, контактными и ответственными лицами.

Важно! При соответствии только одному из перечисленных критериев риски налоговой проверки будут минимальными. Налоговый орган может потребовать от налогоплательщика лишь дачи объяснений

Когда же компания соответствует большему количеству критериев, риск проведения у нее налоговой проверки повышается.

Юридические консультации по вопросам налогообложения помогут свести к минимуму риски, связанные с выездными налоговыми проверками, и избежать привлечения к административной ответственности.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера

Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.. В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Бухучет

В бухгалтерском учете исправление ошибки, выявленной в текущем периоде, но относящейся к 2019 году, производится в текущем периоде в корреспонденции со счетом 84 «Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)» (если ошибка признана существенной), либо со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (если ошибка не является существенной).

Существенность следует применять не к отдельной выявленной ошибке (т.к. каждая ошибка может быть незначительной, но в совокупности они могут оказывать существенное влияние на показатели отчетности), а ко всей совокупности выявленных ошибок периода.

Если ошибка признана существенной, то дополнительно необходимо произвести ретроспективный пересчет соответствующих показателей бухгалтерской отчетности предшествующих отчетных периодов (пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010). Под ретроспективным пересчетом понимается пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена.

Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка. Отметим, что ретроспективный пересчет не производится в случаях, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Поскольку в данном случае период совершения ошибки известен — 2019 год, то ретроспективный пересчет будет выражаться в корректировке связанных статей бухгалтерской отчетности, составляемой в 2020 году, относящихся к 2019 году (например, в Бухгалтерском балансе — в графе «по состоянию на 31 декабря 2019 года», в Отчете о финансовых результатах — в графе «за 2019 год»).

Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. При этом корреспондирующим счетом для отражения прибыли или убытка, возникающего в результате исправления ошибки, является счет 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 14 ПБУ 22/2010)

В этом случае отсутствует необходимость в ретроспективном пересчете показателей бухгалтерской отчетности.
Обращаем внимание, что исправление любой ошибки производится именно по соответствующим счетам бухгалтерского учета. То есть корректируются события, явившиеся причиной ошибки: производятся дополнительные записи, которые ошибочно не были своевременно сделаны, сторнируются необоснованно произведенные записи и т.п.
Основанием для осуществления исправительных записей будет являться бухгалтерская справка, содержащая все необходимые реквизиты первичного документа (п. 1, п. 2 ст. 9, п.2, п.3 ст.10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»)

При завышении расходов в прошлом отчетном периоде (2019 году), в бухгалтерском учете текущего года (т.е. отчетного периода выявления ошибки) необходимо отразить прочий доход:

Дебет 60 (76) Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

на сумму отнесенных в 2019 году дважды в расходы услуг сторонней организации;

Дебет 60 (76) Кредит 19

на сумму ошибочно учтенного НДС по услугам;

Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

ошибочно принятая к вычету в 2019 году сумма НДС восстановлена к уплате.

В бухгалтерском учете на сумму корректировки стоимости задвоенных расходов по услугам в периоде выявления ошибки признается доход, который не учитывается для целей налогообложения прибыли. При этом производится корректировка налоговой базы по налогу на прибыль и суммы налога на прибыль за предыдущий год (за период, в котором услуги выполнены). В связи с этим в учете образуется постоянная разница и соответствующий ей постоянный налоговый доход (п. 4, п. 7 ПБУ 18/02). Сумма доначисленного за прошлый год налога на прибыль не формирует условный расход (условный доход) по налогу на прибыль текущего отчетного периода и, соответственно, текущий налог на прибыль.

При этом сумма доначисленного налога формирует в Отчете о финансовых результатах чистую прибыль (убыток) и отражается по отдельной статье (п.20, п.21, п. 22 ПБУ 18/02, приложения к Письму Минфина РФ от 28.12.2016 N 07-04-09/78875).

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней.  Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  2. Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  3. Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.
     

Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

  1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. 
  2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений. 
  3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. 

Для плательщиков НДС

  1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
  2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.

Только для ОСНО

  1. Низкий уровень рентабельности. Актуально для компаний на ОСНО. Для контроля берут показатели рентабельности продаж и активов по отрасли. Если они на 10 и более процентов ниже, у налоговой возникает подозрение о намеренном занижении дохода на прибыль. Расчет рентабельности по разным видам ОКВЭД указан в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Отсутствие

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.

Наличие

  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Классификация налоговых рисков

Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:

  • внутренними и внешними;
  • предсказуемыми и непредсказуемыми;
  • систематические и несистематические.

Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:

  • до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
  • в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
  • подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.

Имеется три основания, по которым производят деление:

  • субъект, обладающий рисками;
  • последствие вероятностного характера;
  • причина появления или образования.

Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:

  • информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
  • процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
  • окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
  • репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.

В последнем случае фирма теряет клиентскую базу, партнеров и возможность расширения на рынке за счет доверия к ней со стороны третьих лиц. Это ведет к снижению доходности.

На что обращает внимание ФНС?

Если говорить про внешние риски, то налоговики не всегда приходят с проверками к предпринимателям. Но специалисты выделяют 12 признаков, которые вызовут подозрения у сотрудников ФНС.

Низкая налоговая нагрузка

Для расчета нагрузки применяют формулу: Сумма уплаченных налогов / Выручка * 100%. Сумму налогов смотрят по декларации, а выручку берут из данных Росстата. Если нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, то это подозрительно.

Расходы увеличиваются, а доходы нет

Всегда подозрительно, если бизнес нескольких отчетных периодов работает в минус. Конечно, есть инвестиционные проекты, но в ФНС могут заинтересоваться ситуацией. Поэтому учет должен быть без ошибок.

Низкая зарплата

На сайте Росстата и ФНС есть показатели средней зарплаты по отрасли. Если сотрудники получают ниже среднего, то это один из признаков серой зарплаты.

Показатели приближаются к предельным значениям спецрежимов

Если за год показатели бизнеса по лимитам выручки, численности сотрудников, стоимости основных средств достигли переделов или меньше только на 5%, то для ФНС это подозрительно.

Доходы равны расходам

Этот критерий относится только к ИП. ФНС подозревает предпринимателя в незаконном уменьшении налогов, если бизнес не получает прибыль.

Сотрудничество с подозрительными контрагентами

Налоговики отслеживают цепочки поставщиков. Подозрительно, если среди контрагентов есть фирмы-однодневки или компании, которые не смогут выполнить обещанных работ.

Игнорирование запросов ФНС

Налоговики присылают требования, чтобы предприниматель объяснил подозрительные моменты в учете. На ответ дают 5-10 рабочих дней. Если этого не сделать, то начислят штраф и заблокируют расчетный счет.

Высокий налоговый риск

Если сотрудничать с контрагентами без информации в открытом доступе, с адресом массовой регистрации, то это признак ухода от налогов.

Оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними

Распространенным случаем действующей практики является оформление работодателем сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) с заключением с ними вместо трудовых – гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг. Возникновение налоговой выгоды (избежание обязанностей налогового агента по НДФЛ и снижение размера страховых взносов) в данном случае не подлежит сомнению.

При выявлении подобных схем налоговики переквалифицируют гражданско-правовые отношения в трудовые, предлагая соответствующие корректировки по НДФЛ.

Что касается арбитражной практики, она по подобным спорам неоднозначна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector