Формула расчёта налоговой нагрузки

Квазифискальные платежи

Неизвестно доподлинно, что имел в виду президент, говоря о «квазифискальной нагрузке», поскольку такое понятие отсутствует. Чиновники финансово-экономического блока и эксперты до сих пор не пришли к консенсусу по поводу трактования неналоговых платежей.

Росстат при определении финансовой нагрузки на граждан в своей методологии использует понятие «обязательные платежи». Оно позволяет оценить остающиеся на руках населения доходы после уплаты всех сборов с учетом инфляции.

Статистическое ведомство относит к обязательным платежам:

  • налоги: НДФЛ, налоги на имущество граждан (жилье, земельные участки, транспорт);
  • взносы и сборы: страховые – во внебюджетные фонды, ОСАГО;
  • проценты по кредитам;
  • штрафы: за нарушение ПДД и др.

Специалисты Росстата на основе данных за 2021 год определили структуру обязательных платежей:

  • до 58% — налоги и сборы;
  • до 30% — проценты по кредитованию (в 2016-м россиянами выплачено 1,77 трлн. руб.).

По аналогии с налоговой службой, которая рассчитывает фискальные платежи для бизнеса как отношение налогов и сборов к выручке компании, так и фискальной/квазифискальной нагрузкой на физлиц можно считать сумму денежных доходов, направляемую на обязательные платежи и взносы. Доля этих выплат растет с 2015-го: тогда на нее приходилось 10,9%, в 2021 году — уже 11,8%. Оперативными данными по текущему году Росстат пока не располагает.

Фискальная нагрузка по СВ – что это такое

Под налоговой нагрузкой понимается относительная величина ресурсов, отвлекаемых субъектом хозяйствования из оборота для уплаты налоговых обязательств перед бюджетом. Этот показатель позволяет оценить уровень влияния налогов на текущую рентабельность деятельности. Фискальную нагрузку можно выводить по разным параметрам:

  • в целом по государству;
  • в разбивке по субъектам РФ;
  • по отраслям предпринимательской деятельности;
  • по категориям предприятий, сгруппированным по однородным признакам;
  • по отдельным субъектам хозяйствования или физическим лицам.

Базой для оценки уровня налогового давления могут выступать, в том числе, начисляемые и уплачиваемые страховые взносы. Абсолютное и относительное значение налоговой нагрузки требуется для объективного анализа деятельности предприятия, составления плана проверочных мероприятий контролирующими органами. Субъектам предпринимательства этот параметр дает возможность оценить уровень налоговых рисков.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

11,2

3,5

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

3,4

4,8

лесоводство и лесозаготовки

8,7

7,6

рыболовство, рыбоводство

10,1

6,0

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

50,9

1,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

11,4

3,6

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

20,9

2,1

производство текстильных изделий, одежды

8,0

4,3

производство кожи и изделий из кожи

10,0

5,3

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

1,6

3,6

производство бумаги и бумажных изделий

4,8

1,9

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

8,9

3,8

производство кокса и нефтепродуктов

4,2

0,2

производство химических веществ и химических продуктов

3,0

2,3

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

6,9

3,1

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,9

2,8

производство прочей неметаллической минеральной продукции

9,3

3,4

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,0

2,1

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

9,9

4,4

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

11,7

5,1

производство электрического оборудования

7,5

3,3

производство прочих транспортных средств и оборудования

6,5

4,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,8

1,5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

8,3

2,1

производство и распределение газообразного топлива

1,3

1,7

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

7,1

4,6

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,5

0,8

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,7

2,1

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

7,3

6,6

деятельность трубопроводного транспорта

6,1

2,2

деятельность водного транспорта

8,3

4,2

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

15,9

11,6

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как посчитать налоговую нагрузку

Нагрузка считается в процентах отдельно по каждому году по формуле:

Налоговая нагрузка= ((Сумма начисленных налогов за год)/(Сумма выручки за год))?100%

Для расчета берут именно начисленные, а не уплаченные за год налоги. Это потому, что начисление может быть в одном году, а уплата перейти на следующий. Если считать по уплате, то нагрузка может оказаться меньше, чем на самом деле.

Данные о начисленных налогах нужно взять из деклараций.

В расчет идут также налоги, которые начислены в качестве налогового агента, например, НДФЛ. А вот страховые взносы за работников не участвуют в расчете.

Сумму выручки организации берут из строки 2110 “Выручка” годового отчета о финансовых результатах.

Предприниматели берут выручку (доход) из декларации 3-НДФЛ или по УСН.

Налоговая инспекция может отдельно проверять нагрузку по налогу на прибыль. Она считается по формуле:

Нагрузка по налогу на прибыль=((Сумма начисленного налога на прибыль)/(Сумма выручки и внереализационных доходов))? 100%

Данные нужно взять из декларации по налогу на прибыль.

Налоговая нагрузка по ндс: как рассчитать

НДС к вычету 44 68.4 41 333,76 206 668,8 × 20 % Прибыль 68.4 51 41 333,76 Оплачен налог на прибыль 90 99 165 335,04 206 668,8 – 41 333,76 Чистая прибыль Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению: 659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84 Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию: 45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16 Пример #2 расчета налоговой нагрузки Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ 3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч.

НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) — 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08).

Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = — 66 832,2 руб. То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

Ответ:

Чтобы посчитать удельный вес вычетов по НДС, нужно все вычеты за налоговый период поделить на весь начисленный налог и умножить на 100 процентов. Ответственность за превышение вычетов законодательством не предусмотрена, однако налоговики заинтересуются деятельностью налогоплательщика, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89 процентов суммы начисленного НДС. В этом случае организация может стать претендентом на выездную налоговую проверку.

Вычеты НДС уменьшают сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (ст. 171, п. 1 ст. 173 НК РФ).

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Причины низкой налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.

Они могут сделать вывод, что плательщик искусственно нарастил расходы для налога на прибыль или вычеты по НДС.

Особенно привлекает внимание резкое падение нагрузки по сравнению с прошлым годом. Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:

Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:

  • Плательщик применяет спецрежим УСН, ЕНВД, ЕСХН. Поскольку в этом случае вместо нескольких налогов платится один, нагрузка не может быть такой же как у плательщика с тем же видом деятельности, но на общем режиме.
  • Плательщик применяет льготы. Поэтому при одинаковой выручке он заплатит налогов меньше, чем тот, кто льготу не применяет.
  • Временные изменения в бизнесе. Например, появление новых конкурентов вынуждает снизить цену продажи при тех же расходах. В итоге выручка получится ниже, и налоги тоже будут ниже, чем раньше.

Распределение налогового бремени

Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.

Ярким примером стали изменения в НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2019. После длительных обсуждений было отменено увеличение ставки страховых взносов при одновременном росте ставки НДС с 18 до 20 %. Данный маневр должен обеспечить:

  • с одной стороны — сохранение уровня заработной платы (так как нагрузка на работодателя не изменилась), отсутствие предпосылок к развитию серых схем выплаты зарплаты;
  • с другой стороны — обеспечение поступления в бюджет дополнительных средств. При этом на сегодняшний день именно по НДС налажена очень эффективная система администрирования, позволяющая быстро выявлять случаи незаконного ухода от уплаты налогов.

Место налоговой нагрузки предприятия в системе обязательных платежей

-----------¬   ------------------------------------------¬   -------------¬¦          ¦   ¦      Совокупная финансовая нагрузка     ¦   ¦            ¦¦          ¦   L----T---------------------------T---------   ¦            ¦¦          ¦       /¦                         /¦           ¦            ¦¦          ¦        ¦                  ---------+--------¬   ¦            ¦¦          ¦        ¦                  ¦Иные обязательные¦   ¦            ¦¦          +--------+----------------->¦     платежи     ¦<--+            ¦¦          ¦        ¦                  ¦негосударственным¦   ¦            ¦¦          ¦        ¦                  ¦   организациям  ¦   ¦            ¦¦          ¦        ¦                  L------------------   ¦            ¦¦          ¦   -----+-----------------¬                      ¦            ¦¦Формальная¦   ¦  Фискальная нагрузка ¦                      ¦Неформальная¦¦   среда  ¦   L----T-----------T------                      ¦    среда   ¦¦          ¦       /¦         /¦                           ¦            ¦¦          ¦        ¦    -------+-----¬                      ¦            ¦¦          ¦        ¦    ¦    Иные    ¦                      ¦            ¦¦          +--------+--->¦обязательные¦<---------------------+            ¦¦          ¦        ¦    ¦   платежи  ¦                      ¦            ¦¦          ¦        ¦    ¦ государству¦                      ¦            ¦¦          ¦        ¦    L-------------                      ¦            ¦¦          ¦   -----+----¬                                   ¦            ¦¦          +-->¦Налоговая¦<----------------------------------+            ¦¦          ¦   ¦ нагрузка¦                                   ¦            ¦L-----------   L----------                                   L-------------

Рис. 1

Налоговая нагрузка тесно связана с налоговым потенциалом. Если налоговая нагрузка выражает желание государства получить определенную сумму налоговых доходов, то налоговый потенциал характеризует возможности предприятия безболезненно платить налоги. Исследование налогового потенциала позволит обосновать уровень устанавливаемой налоговой нагрузки.

Налоговый потенциал предприятия следует определять как максимальный совокупный объем финансовых ресурсов, подлежащий изъятию на законодательной основе у хозяйствующего субъекта в виде обязательных платежей налогового характера за определенный период. В качестве ограничений налогового потенциала организации выступают законодательно закрепленные виды налогов, ставки налогов и т.п., а также финансовые, производственные, трудовые и прочие ресурсы, доступные каждой отдельной организации.

Следует различать налоговый потенциал и налоговые ресурсы. На макроуровне под налоговыми ресурсами региона понимают совокупность налоговых баз применяемых в регионе налогов <8>. Тогда налоговые ресурсы на микроуровне возможно определять как совокупность налоговых баз тех налогов, по которым предприятие является налогоплательщиком. Налоговые ресурсы учитывают недоимки и льготы по налогам. Таким образом, налоговые ресурсы показывают ту часть финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, которая подлежит отчуждению в пользу государства в виде платежей налогового характера по состоянию на определенный момент времени.

<8> Рощупкина В.В. Дифференциация понятий налогового и финансового потенциалов // Успехи современного естествознания. 2005. N 2. С. 45 — 48.

Для определения сущности налоговой нагрузки следует определить ее место в системе налогового менеджмента. В современной экономической литературе налоговую нагрузку рассматривают и в рамках налогового планирования, и в рамках налогового анализа, и в рамках налогового менеджмента в целом. Считаем, что налоговая нагрузка — это инструмент налогового анализа, который, в свою очередь, является методом налогового менеджмента. Наглядно соотношение налоговой нагрузки и налогового менеджмента представлено на рис. 2.

Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение

Ведь, по сути, она снижает уровень налоговой нагрузки. Если исходить из дословного толкования положений Концепции, сумма уплаченных налогов должна определяться без каких-либо исключений.

Показатель выручки следует брать из отчета о прибылях и убытках, то есть за минусом НДС и акцизов.

После расчета налоговой нагрузки определяется наличие и размер отклонения от среднеотраслевых показателей. Они приведены в Приложении N 3 к Концепции. В сноске к этому Приложению говорится, что данные за 2010 г. произведены без учета поступлений по страховым взносам. Значит, расчет налоговой нагрузки за этот год нужно производить также без их учета.

Если налоговая нагрузка окажется ниже среднеотраслевой, то компанию, скорее всего, будут рассматривать в качестве объекта более углубленного предпроверочного анализа с целью проведения выездной проверки.

За 2011 г. средние показатели по отраслям пока отсутствуют. Поэтому рассмотрим расчет за 2010 г. (см. пример 1 ниже). Отметим, что недостаточно проанализировать налоговую нагрузку за один год. Если компанию не проверяли более трех лет, нужно проследить динамику показателя за последние три года.

Пример 1. ООО «Компания» в 2010 г. производило хлебобулочные изделия. В том же году организация уплатила НДС в сумме 2 млн руб., налог на прибыль — 8 млн руб., прочие налоги — 1 млн руб., в том числе НДФЛ — 0,5 млн руб. При этом, кроме НДФЛ, другие налоги в качестве налогового агента организация не перечисляла. Выручка без НДС за 2010 г., согласно отчету о прибылях и убытках, составила 121 млн руб.

Налоговая нагрузка организации за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 8,7% .

Для производства пищевых продуктов средний показатель налоговой нагрузки за 2010 г. составлял 15,4%. Следовательно, у ООО «Компания» налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (8,9% < 15,4%), практически вдвое.

Вариант второй. Налоговики могут отслеживать налоговую нагрузку и по начисленным за год налогам. Формула для расчета в большинстве случаев выглядит так:

Н = : В x 100,

где ИНП — значение строки 180 «Сумма исчисленного налога на прибыль — всего» листа 02 декларации по налогу на прибыль;

ИНДС — значение строки 120 «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога» разд. 3 декларации по НДС;

ВНДС — значение строки 220 «Общая сумма НДС, подлежащая вычету» разд. 3 декларации по НДС;

НИ — строка 220 «Сумма налога за налоговый период» разд. 2 декларации по налогу на имущество;

ТН — строка 030 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» разд. 1 декларации по транспортному налогу.

Конечно, если организация уплачивает другие налоги, то в числителе будет больше значений. При этой методике сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, будет участвовать в расчете, то есть снижать уровень налоговой нагрузки (см. пример 2 ниже).

Пример 2. Дополним условия примера 1. Предположим, ООО «Компания» за 2010 г. исчислило НДС в сумме 9 млн руб., вычеты по НДС — 6 млн руб., налог на прибыль — 10 млн руб., налог на имущество — 0,5 млн руб., транспортный налог — 0,1 млн руб. Суммы налогов, начисленные в качестве налогового агента, в расчете не участвуют. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм начисленных налогов равна 11,2% . Таким образом, у ООО «Компания» налоговая нагрузка меньше, чем среднеотраслевая (11,2% < 15,4%).

Вариант третий. У многих компаний прочие доходы, не учитываемые в составе выручки, составляют значительную величину. Поэтому на практике применяется еще одна методика расчета, при которой в знаменателе, помимо выручки, учитываются иные доходы, отражаемые в отчете о прибылях и убытках. При такой методике уровень налоговой нагрузки снижается и ее динамику нужно отслеживать особенно тщательно:

Н = (УН — УНА) : (В + ДУ + ПП + ПД) x 100,

где ДУ — значение строки «Доходы от участия в других организациях» отчета о прибылях и убытках;

ПП — значение строки «Проценты к получению» отчета о прибылях и убытках;

ПД — значение строки «Прочие доходы» отчета о прибылях и убытках.

Пример 3. Продолжим пример 1. Помимо выручки, в отчете о прибылях и убытках за 2010 г. у ООО «Компания» отражены проценты к получению — 0,5 млн руб. и прочие доходы — 22 млн руб. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 7,3% . Таким образом, налоговая нагрузка более чем в два раза ниже среднеотраслевой (7,3% < 15,4%).

Е.В.Мелконян

Советник государственной

гражданской службы РФ 1-го класса

Расчет налоговой нагрузки в 2020 — 2021 годах (формула)

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации. Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Налоговая нагрузка (НН) показывает, какую сумму направила организация на уплату налогов. Ее уровень рассчитывается как отношение величины денежных средств, направленных на уплату налогов, к выручке организации (в процентах).

Для расчета этого показателя нужно учитывать:

  1. всю сумму налогов, которые организация обязана выплачивать как налогоплательщик;
  2. НДФЛ, где организация выступает как налоговый агент.

Виды налоговой нагрузки выделяют по следующим критериям:

  • по режиму налогообложения;
  • по конкретному налогу;
  • по видам экономической деятельности.

Страховые взносы не относятся к сумме уплаченных налогов. Поэтому также рассчитывают фискальную нагрузку, которая определяется как отношение уплаченных организацией страховых взносов к выручке (также в процентах).

В зависимости от режима налогообложения выделяют следующие виды налоговой нагрузки (НН):

Для ИП на ОСНО она определяется по следующей формуле: ННИП = величина подоходного налога / доход ИП, указанный в декларации 3-НДФЛ*100%

Для УСН: ННУСН = налог, начисленный к уплате по декларации / доход организации, указанный в декларации*100%

Для ЕСХН: ННЕСХН = ЕСХН, начисленный к уплате по декларации/доход организации, указанный в ЕСХН декларации*100%

Для организаций на ОСНО: ННОСНО = (начисленный к уплате НДС + налог на прибыль) / выручка, указанная в отчете о финансовых результатах (т.е. без НДС)*100%

Письмо № АС-4-2/12722 представляет формулы расчета для видов налоговой нагрузки по налогам на прибыль и НДС.

НН по налогу на прибыль находится по формуле: ННПр = Налог на прибыль / (выручка от реализации + внереализационный доход)*100% Показатель считается низким, если не превышает 3% для производственных и 1% и торговых организаций.

НН по НДС рассчитывается следующим образом: НННДС = НДС к уплате/НБ*100% Понятие налоговой базы (НБ) определяется как сумма НБ, определенных в 3 и 4 разделах декларации

Важно, что НДС налогового агента не участвует в расчете, так как не входит в итоговую сумму к уплате согласно правилам заполнения декларации по НДС

Есть и другой способ расчета НН по НДС: НННДС = сумма вычетов по НДС/сумма начисленного НДС*100% Величину вычетов и начисленного НДС нужно брать за 4 предыдущих квартала. НН по НДС не должна быть ниже 89% (Письмо № АС-4-2/12722).

Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство

Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.

Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.

Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.

Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка; СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году; СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы. Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС. К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Какой период рекомендуется брать для расчета нагрузки?

Ответ: Для расчета не имеет значения, промежуток для подсчета налоговой нагрузки: будь это 1 период или несколько. Для периода года складываются показатели по декларации.

Вопрос №2: Обязательно ли включать НДС, взимаемого с импортных товаров в РФ, и таможенных пошлин в расчет нагрузки?

Ответ: Оценка нагрузки по НДС налогоплательщику и ФНС. Для НДС рекомендуется использовать 2 показателя: доля вычетов в общей сумме НДС (от 80 до 100%, но не более 89%) и налоговая нагрузка по НДС как результат деления налога (из декларации) на величину налоговой базы.

В целом, оборот организаций рассчитывается Госкомстатом и включает выручку по данным бухучета без НДС. Так, покупатель является плательщиком НДС. Включение НДС на импортные товары и таможенные пошлины в расчет нагрузки не является целесообразным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector