Налоговое право рф: общие положения, предмет, метод, система
Содержание:
- Свойства источников
- Особенности вступления актов-источников в силу
- Значение источников
- Общая и особенная части НП
- Система источников налогового права
- Конституция
- Общее понятие
- Определимся с понятиями
- Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
- Общее налоговое законодательство
- Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах
- Суть методологии налогового права
- Плательщики и объект налогообложения
- Налоговый кодекс
Свойства источников
Все нормы налогового права из источников, официально определенных законодательством, имеют особенные свойства. Некоторые из них являются общими, то есть таковыми, которые применяются к источникам права остальных норм законодательства. Кроме этого, также встречаются такие свойства, которые присущи только рассматриваемой группе источников.
Основное свойство источников налогового права в России — это формальная определенность. Данное качество означает, что все нормы, которые представлены в их содержании, имеют точное определение и применяются формально по четко предписанной ситуации.
Говоря о таком свойстве, как законность, следует понимать, что все источники должны обладать определенной юридической силой. Иными словами, они должны быть приняты исключительно в порядке, определенном законодательством, а также лицами и органами, обладающими правом законотворчества.
Все источники права, которые были приняты в установленном порядке, имеют еще одно свойство — они являются общеобязательными. Это означает то, что все нормы, которые предписаны в их содержании, являются обязательными для исполнения. В том случае, если субъекты регулируемых ими правоотношений каким-либо образом уклоняются от исполнения предписанных положений, к ним применяются определенные санкции, выраженные в различных формах.
Особенности вступления актов-источников в силу
Как уже было упомянуто выше, систему источников налогового права составляют нормативные акты, которые были приняты органами и лицами государства, наделенными возможностью правотворчества. Законодатель отмечает, что изданные ими нормативные акты, служащие источниками финансового законодательства, имеют определенные особенности вступления в действие.
В первую очередь, данное событие должно произойти не ранее чем через месяц после момента официального опубликования документа. Второе особенное условие заключается в том, что нормативный акт должен обрести силу законодательного действия не ранее первого числа месяца — следующего налогового периода по тому налогу, в отношении которого прописаны нормы в акте. Следует отметить, что оба правила должны учитываться в совокупности.
В статье 57 Конституции нашего государства указано, что налоги и сборы, которые своим фактическим содержанием способствуют ухудшению финансового состояния налогоплательщиков, не имеют обратной силы.
Значение источников
Специалисты в области юриспруденции нередко отмечают в своих трудах, что источники налогового права имеют особенное значение для системы законодательства России. В чем оно заключается? Рассмотрим это далее более детально.
Юристы-теоретики выделяют два основных направления значения источников данной области права. Первое заключается в том, что они представляют собой неотъемлемую часть финансового правотворчества. Что касается самого правотворчества в области финансов, то оно является одним из основных направлений деятельности в области финансов не только государства в целом, но еще и органов самоуправления на местах в частности.
Что касается второго основного значения источников налогового права РФ, то рассматриваемое понятие является особенной формой сосуществования норм в сфере налогообложения. Если говорить иными словами, то это выражение общих правил поведения, которые предписаны законом для субъектов, вступающих в налоговые правоотношения.
Общая и особенная части НП
Подобное разделение обусловлено, в первую очередь, разнообразием и спецификой налоговых отношений, а также имущественным характером. Потому налоговое право разделяется на 2 крупные части:
- Общую.
- Особенную.
В первую часть входят нормы налогового права, закрепляющие:
- главные принципы;
- правовые формы и способы в правовом регулировании налоговых отношений;
- состав налоговой системы;
- общие условия формирования и введения налогов и сборов;
- систему госорганов, производящих налоговую деятельность, разграничение их компетенции в этой сфере;
- основы налогово правового статуса прочих субъектов;
- формы и способы налогового контроля и пр.
Нормы из общей части действуют во всех налогово-правовых отношениях относительно всех остальных институтов, субинститутов и налогово-правовых норм.
В особенной части НП конкретизируются положения общей его части. Сюда входят нормы, в деталях регламентирующие разновидности налогов и сборов.
Во всем многообразии налогово-правовых норм непременно возникают коллизии/разночтения, однако во всей совокупности они составляют единую систему со своими внутренними закономерностями и тенденциями.
Вывод
Система налогового права на основании действующих налоговых отношений даёт возможность для правильного применения финансово-правовых норм, а потому способствует укреплению законодательства и выполнению НП регулирующей и охранительной функций.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Система источников налогового права
Какие акты являются составляющими общей системы норм рассматриваемой отрасли права? Существует определенный перечень законов, подзаконных актов, а также документов, которые содержат в себе нормы, так или иначе касающиеся правил налогообложения, а также взаимоотношений субъектов, вступающих в правоотношения, регулируемые нормами права.
Основным источником налогового права является Налоговый кодекс, который в настоящий момент действует на территории России. Следует отметить, что ссылки на остальные источники права в данной сфере имеются именно в содержании данного закона.
В системе государственного законодательства основным источником формы налогового права является Конституция государства, в которой закреплены основные положения, соблюдаемые в практике налогообложения и совершения правоотношений в данной сфере.
Систему таковых источников также составляют нормативные акты, входящие в структуру внутреннего законодательства государства. Из числа таковых выделяют федеральные и региональные законодательные акты, которые в своем содержании имеют данные относительно налогов, сборов. К ним также относятся и нормативные правовые акты, которые были приняты в установленном порядке органами местного самоуправления.
Важным источником норм в данной сфере права является общее законодательство, по своему содержанию смежное с налоговым. В частности, к числу таковых относится Таможенный кодекс, а также Уголовный, в котором предписана часть санкций, назначенных за неисполнение субъектами правоотношений в сфере налогового права указанных требований.
Подзаконные акты о налогообложении, которые издаются органами общей и специальной компетенции, также относятся к системе источников норм рассматриваемой отрасли права. Кроме этого, в нее также включены те акты, которые были изданы органами судебной системы.
Отдельное внимание следует уделить международным источникам налогового права, которые также входят в состав общей системы. Следует отметить, что таковыми являются лишь те документы, которые были признаны Российской Федерацией
На практике многие отмечают, что большинство таковых актов имеют сугубо рекомендательный характер. К их числу относятся все акты, в которых предписаны принципы общего характера, преследуемые в налоговом праве и в сфере налогообложения. К международным источникам налогового права также относятся все соглашения в отношении упомянутого выше объекта. Ярким примером такового может послужить соглашение, заключаемое Россией с различными иностранными государствами об устранении двойного налогообложения. Особенное значение имеют и договоры, заключенные РФ с другими странами об отдельных вопросах налогообложения.
Среди международных источников отдельное внимание следует уделить решениям судов, в содержании которых имеется толкование соглашений, заключенных относительно отдельных вопросов налогообложения и отношений в данной сфере, возникающих между субъектами. Те договоры и соглашения, которые были заключены между СССР и другими государствами, также относятся к источникам права в сфере налогообложения
Однако таковыми признаются лишь те, которые имеют юридическую силу по сей день.
В числе международных актов-источников права также следует выделить многосторонние договоры и соглашения, которые имеют общеполитический характер. Их содержание отражает в себе основные принципы налогообложения, которые применяются в современном праве.
Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что источниками налогового права не являются нормативные правовые акты, которые не имеют в своем содержании норм относительно регулирования процедур налогообложения, а также правил взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений. То же самое правило касается и международных актов.
Рассмотрим далее более детально каждую составляющую рассмотренной системы.
Конституция
Как и в случае со многими другими источниками норм права, правоотношения в сфере налогообложения закреплены в Конституции РФ. В общей характеристике источников налогового права говорится о том, что Конституция закрепляет первостепенные понятия, на которых базируется вся правовая система данной отрасли. В частности, в содержании данного закона указано, что каждое лицо обязано совершать уплату установленных законным образом сборов и налогов. Следует отметить, что в данной норме также предписано основное требование ко всем налогам — их законность, а также всеобщность.
Кроме указанного выше пункта, в содержании Конституции прописаны также и некоторые компетенции органов государства (Президента, Правительства, Федерального Собрания) в сфере налогообложения, а также некоторые правомочия органов местного самоуправления в данной отрасли. Кроме этого, в одной из статей Конституции определен статус налогоплательщика.
Общее понятие
Прежде чем разбираться более детально в особенностях источников налогового права, следует четко определиться с их общим значением.
В юридической практике источниками права признаются все внешние формы проявления деятельности органов государства, на которые возложена обязанность правотворчества. К таковым проявлениям относятся все те акты нормативного характера, которые были изданы ими в установленном законом порядке и признаны на государственном уровне. В связи с тем, что данные акты имеют особенный статус, они обязательны для исполнения.
Что касается источников налогового права, то к таковым относятся все указанные выше акты. В своем содержании они имеют нормы относительно правильности проведения налоговой политики в пределах России.
Следует отметить, что в качестве источников налогового права РФ нередко используются международные акты нормативного характера, которые были ратифицированы (т.е. признаны) Россией. Как правило, в них прописываются основные принципы ведения государственной политики в сфере налогообложения.
Определимся с понятиями
Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ.
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).
Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):
- Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- исполнительные органы местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
показать содержание
Общее налоговое законодательство
К данной категории нормативных актов относятся все те, которые не имеют в своем содержании общего понятия, связанного со сборами и налогами, однако в некоторых положениях тесно соприкасаются с ним. Практика показывает, что наибольшая часть таких положений содержится в нормативных актах финансового характера. Ярким примером такового является ФЗ «О Федеральном бюджете», который был принят в 1997 году. Данный нормативный акт действует и по настоящее время. В его содержании имеется статья, в которой говорится об установлении новых ставок налога, связанного с использованием автодорог. Кроме этого, рассматриваются и некоторые другие элементы данного вида платежей.
В одном из разделов Уголовного кодекса говорится о некоторых видах преступлений в сфере налогообложения, а также видах наказаний за них.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах
1 января 1999 первая часть Кода налога Российской Федерации (далее – Код налога, Код), который убеждают рассчитать отношения в сфере внутреннего налогообложения, вступила в силу. Код налога сохранил преемственность основного акта положений Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, действующей с 1992. Принципы налогообложения и расходов, определяемых в резолюциях Конституционного суда Российской Федерации, и также практике заявления на законодательство 1992-1998 судебными властями и налоговыми органами, рассмотрели.
Первая часть Кода, устанавливая основные принципы российского налогового права, открывает юридическое понятие налоговых отношений в России и уровня налогового бремени, которое является экономическим контентом налоговых правоотношений (экономическое понятие), это будет определено во второй, особенной части Кода налога.
Код налога является федеральным законом с высокой степенью систематизации, которая является юридическим действием кодификации. Это представляет специфическую налоговую конституцию, и кроме того позволяет предоставлять внутреннюю координацию, целостность, и полноту правового регулирования налоговых отношений.
Код налога является также сложным актом, как содержит не только материал, но также и процессуальные нормы (см. главу 14, 19 Кода).
Законодательство Российской Федерации на налогах и сборах (Статья 1), Закон об основах налоговой системы точно не определил уровень регулирующих положений, которые являются частью “Налогового законодательства” из-за того, какая правоохранительная практика по этому вопросу, в некоторых случаях разработанному, является чрезвычайно противоречащей и является противоречивой.
Однако, в данный момент Кодом налога это установлено, которые часть законодательства о налогах и сборах:
- код налога (высший уровень);
- законы о федеральном налоге;
- законы и другие регулирующие положения законодательных (представительных) организаций федерации;
- регулирующие положения представительных органов местного самоуправления.
Регулирующие положения другого уровня не включены в категорию законодательства о налогах и сборах. В определенных регулирующих положениях исполнительных органов не часть законодательства о налогах и сборах/
Суть методологии налогового права
Метод налогового права является совокупностью способов, приемов и средств, которые регулируют и охраняют налоговые отношения.
Особенности метода налогового права связаны с его публичностью. В связи с этим следует выделить несколько характерных признаков:
- Характер регулирования является публично-правовым, так как на первое место всегда выходит общественный интерес.
- Большое количество обязывающих и запрещающих норм. Во многом это связано с необходимостью создать единые условия применения законодательства, защитить права налогоплательщиков и предотвратить нарушение прав со стороны должностных лиц.
- Императивный характер регулирования.
Мирошник С.В
обратил внимание, что налоговые правоотношения характеризуются неравенством сторон. Ведь одна из них представлена государственными органами, а вторая – налогоплательщиками
При этом в данных отношениях нет места полному подчинению, поскольку будет нарушен целый ряд принципов налоговых правоотношений.
Плательщики и объект налогообложения
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:
- лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
- лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
30 апреля — крайний срок для подачи отдельными категориями налогоплательщиков, обязанных самостоятельно задекларировать доход, декларации по налогу на доходы физических лиц.
Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства в течение всего года.
Лица, обязанные самостоятельно декларировать доход:
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, адвокаты, другие лица, занимающиеся частной практикой;
- физические лица по вознаграждениям, полученным не от налоговых агентов;
- физические лица по суммам, полученным от продажи имущества;
- физические лица, резиденты РФ по доходам, полученным от источников, находящихся за пределами РФ;
- физические лица, по доходам, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и других основанных на риске игр;
- физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;
- физические лица, получающие от физических лиц доходы в порядке дарения.
Пример:
Доходы, полученные лицами от занятия преподавательской деятельностью и проведения консультаций, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Для граждан, проживающих в Российской Федерации более 183 дней в году, такие доходы облагаются по налоговой ставке 13%.
В случае получения таких доходов необходимо помнить, что если Вы занимаетесь преподавательской деятельностью либо оказываете консультационные услуги самостоятельно, на основании договора гражданско-правового характера, Вы обязаны отразить полученные доходы в налоговой декларации и представить ее не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения рассматриваемых доходов, в налоговый орган по месту жительства. И не позднее 15 июля того же года уплатить исчисленную в налоговой декларации сумму налога в бюджет.
В соответствии со ст.217 НК РФ не все доходы физических лиц облагаются НДФЛ
Доходы, облагаемые НДФЛ
Доходы, не облагаемые НДФЛ
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
- от сдачи имущества в аренду;
- доходы от источников за пределами Российской Федерации;
- доходы в виде разного рода выигрышей;
- иные доходы.
- доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;
- доходы, полученные в порядке наследования;
- доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер);
- иные доходы.
Отчетный период
Год
Налоговый период
Год
Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях,у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).
НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).
Налоговый кодекс
Существование или отсутствие оснований для появления налоговых правоотношений напрямую зависит от времени установления правового режима для гражданских объектов или субъектов. Налоговые правоотношения также регулируются посредством использования комплекса определений гражданского законодательства.
В статье 5 НК РФ указано, на каких условиях действуют и используются нормы налогового законодательства. Согласно существующим правилам:
- законодательные акты в налоговой сфере могут вступить в силу минимум через месяц с момента их публикации и не ранее 1 числа нового налогового месяца;
- действие любых федеральных законов, субъектов РФ и муниципальных образований, которые вводят новые налоги и сборы, начинается не раньше 1 января любого года (при этом предыдущее условие сохраняется);
- законодательные акты о налогах и сборах, принятие которых смягчает и уменьшает ответственность за совершение правонарушения или предоставляет новые права защиты граждан в налоговых отношениях, имеют обратную силу;
- законодательные акты, которые повышают налоговые ставки, размеры сборов, наказание за нарушение законодательства о налогах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы;
- законодательные акты об отмене налогов и сборов, снижении налоговых ставок, устранении обязанностей налогоплательщиков или других лиц, включая налоговых агентов и их представителей, могут иметь обратную силу, если она предусмотрена (но не всегда).
Замечание 2
В статье 4 НК РФ указано, что акты о налогах и сборах, принимаемые российскими правительственными органами, а также федеральными государственными органами исполнительной власти или субъектов РФ, относятся к системе подзаконных актов.
В пункте 2 статьи 4 НК РФ имеются предписания, согласно которым федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены обязательства по контролю и надзору в налоговой сфере, вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность. Подобными функциями также наделены территориальные органы и сотрудники федерального органа исполнительной власти или уполномоченному в области таможенного дела.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.