Бюджетирование и бюджетное планирование. теория
Содержание:
- Система бюджетов предприятия
- Z-отчеты и Чеки on-line из SetRetail 10 в 1С Управление торговлей 10.2. Работает через прямое подключение к базе PostgreSQL.
- Центр финансовой ответственности
- Схема 10. Место бюджетирования в системе менеджмента качества (СМК)
- Этапы и последовательность распределения затрат.
- Как не допустить превышения расходов бюджета над его доходами – 3 полезных совета
- Потерянные клиенты
- Что такое бюджет движения денежных средств
- Алгоритм В. Е. Хруцкого
- Краткий словарь терминов
- Финансовая структура предприятия: центры финансовой ответственности на примере
Система бюджетов предприятия
Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетная система предприятия – совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами. Консолидированный (общий) бюджет – свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.
Традиционная структура системы бюджетов на предприятии представлена на рисунке1. Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.
Представленная на рисунке1 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:
- по функциональному назначению:
- бюджет имущества,
- бюджет доходов и затрат,
- бюджет движения денежных средств,
- бюджет операционной деятельности,
- по отношению к уровню интеграции управленческой информации:
- бюджет центра первичного учета,
- консолидированный бюджет,
- в зависимости от временного интервала:
- стратегический бюджет,
- оперативный бюджет,
- в зависимости от этапа бюджетного процесса:
- плановый бюджет,
- фактический (исполненный) бюджет.
Обычно на уровне предприятия в качестве основных бюджетных документов рассматриваются
- <Бухгалтерский баланс> (бюджет имущества)- форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;
- <Отчет о прибылях и убытках> (бюджет доходов и расходов) – форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;
- <Отчет о движении денежных средств> (бюджет движения денежных средств)- форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия;
- Бюджет производствено-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия – документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности не входит, разрабатывается в произвольной форме).
В бюджетном процессе происходит декомпозиция, а затем интеграция информации перечисленных выше документов, являющихся бюджетом предприятия. Показатели бюджета предприятия складываются из показателей бюджетов цехов, служб, отделов. Показатели бюджета цеха – из показателей бюджетов участков и т.п. При этом <Бухгалтерский баланс предприятия трансформируется в систему балансов имущества центров финансовой ответственности. <Отчет о прибылях и убытках> предприятия – в систему бюджетов доходов и затрат ЦФО. <Отчет о движении денежных средств> предприятия – в систему бюджетов движения денежных средств ЦФО.
Бюджет производствено-хозяйственной деятельности предприятия трансформируется в систему бюджетов операционной деятельности ЦФО.
Z-отчеты и Чеки on-line из SetRetail 10 в 1С Управление торговлей 10.2. Работает через прямое подключение к базе PostgreSQL.
Z-отчет — это полные сведения о суммах продаж, полученных денежных средств, возвратов за операционный день кассы розничной торговли. Чеки on-line — это возможность увидеть продажи по кассе в определенный момент времени. Оба отчета предназначены для руководителей, управляющих, а также сотрудников организаций, ведущих торговую деятельность. Имея в системе управления торговлей SetRetail 10, эти данные можно распечатать из Web-сервиса программы. Однако, практика показывает, что печать Z-отчетов и Чеков on-line из 1С — это очень востребованный функционал.
1400 руб.
21.12.2016
15249
1
5
Центр финансовой ответственности
Центр финансовой ответственности (ЦФО) представляет собой структурный элемент (подразделение) организации, действующий с целью оптимизации прибыли и способный оказывать непосредственное влияние на ее уровень.
Он является неотъемлемой частью бюджетного управления и предполагает разделение ответственности внутри компании.
ЦФО выполняет различные операции в соответствии со своим бюджетом, имея для этого необходимые ресурсы и полномочия.
Деятельность каждого центра контролируется через систему ключевых показателей. Примером центра финансовой ответственности является цех, производственный участок, сервисное подразделение, отдел, дочерняя компания и пр.
ЦФО несут ответственность перед вышестоящим руководством за достижение целевых значений по таким показателям:
- расходы;
- выручка;
- валовый доход;
- прибыль;
- рентабельность инвестиций.
Центр финансовой ответственности формируется на основе принципа децентрализации управления и перехода ответственности от высших звеньев управления к низшим. Компания должна учредить этот объект в том случае, если у нее есть цель разделить ответственность за исполнение бюджетов и взаимоувязать бюджетирование с системой мотивации.
Далеко не каждый субъект предпринимательской деятельности готов к созданию центров финансовой ответственности. Если руководство компании только планирует ввести бюджетное управление, первое время можно обойтись без выделения ЦФО.
В этот период ответственные должностные лица будут учиться планировать бюджеты, собирать информацию об их исполнении, проводить факторный анализ и т.д. Но реальной ответственности за конечные результаты они нести не будут, так как на первых порах вся ответственность будет возложена только на директора компании.
Отчасти это объясняется тем, что введение ЦФО предъявляет более высокие требования к квалификации сотрудников.
Для чего нужны ЦФО?
Разделение ответственности между подразделениями позволит руководителю компании:
- оценить результаты их деятельности;
- оперативно скоординировать работу;
- децентрализовать управление затратами;
- сформировать эффективную систему мотивации сотрудников.
Руководитель ЦФО концентрирует все внимание на показателях его работы, в результате чего повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. А у высшего руководства появится больше времени для выполнения стратегических задач
Типы ЦФО
Существуют следующие типы центров финансовой ответственности:
- Центр затрат. Руководитель данного подразделения несет ответственность за то, чтобы величина затрат не превышала определенные показатели. Центр затрат контролирует расходы и минимизирует издержки. Степень детализации затрат зависит от масштабов субъекта предпринимательской деятельности и поставленных целей.
- Центр дохода. Руководитель центра дохода отвечает за достижение определенной величины выручки (дохода) от реализации продукции и услуг, а также затрат, связанных с их сбытом. Если в организации сформировано несколько таких центров – уровень доходов для каждого из них можно определить объективно, независимо от величины дохода в целом по организации.
- Центр прибыли. Руководитель данного центра несет ответственность за финансовые результаты его деятельности и за достижение определенной величины прибыли. Эффективность работы руководителя подразделения оценивается именно по показателю полученной прибыли, поэтому он сам заинтересован в ее росте.
- Центр рентабельности инвестиций. Руководитель этого центра отвечает за капиталовложения и эффективность их использования.
Бюджеты ЦФО
Бюджеты центров финансовой ответственности формируются только в том случае, если в компании существует финансовая структура (совокупность ЦФО) с распределением полномочий и ответственности между руководителями ЦФО по управлению доходами и расходами предприятия. В первую очередь планируется деятельность компании на уровне функциональных бюджетов, а после этого соответствующие показатели разносятся по бюджетам ЦФО. Именно они определяют фонд материального поощрения за достижение необходимых показателей работы.
Существуют такие виды бюджетов:
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
- бюджет затрат;
- бюджет себестоимости;
- бюджет доходов и расходов;
- бюджет инвестиций и др.
В бюджетировании выделяют два вида ответственности: за подготовку бюджета и за его выполнение. Ответственность за показатели бюджетов несут руководители ЦФО, мера ответственности каждого из них определяется в конкретной схеме мотивации.
Схема 10. Место бюджетирования в системе менеджмента качества (СМК)
СМК (ИСО 9001:2000) | Бюджетирование |
Ответственность руководства | |
Требования потребителей | На уровне учета и анализа показателей, отражающих работу с потребителями (договора, заявки, рекламации и т.п.) |
Законодательные требования | На уровне нормативных статей бюджетов |
Политика | Фиксация стратегии бюджетирования и предприятия в целом в терминах ССП |
Планирование | На уровне бюджетного планирования |
Система общего руководства качеством | На уровне регламента бюджетирования, на уровне измеримости стратегических целей, на уровне использования парадигмы ССП |
Анализ со стороны руководства | На уровне план-фактного анализа |
Общее руководство ресурсами | |
Людские ресурсы | На уровне учета и анализа показателей, отражающих качество подготовки кадров в соответствующих бюджетах и на уровне бюджета затрат |
Информация | На уровне фиксации управленческой политики и управленческой отчетности |
Инфраструктура | На уровне операционных бюджетов, содержащих показатели развития инфраструктуры |
Производственная среда | На уровне операционных бюджетов, содержащих показатели производственной среды |
Выпуск продукции и (или) услуги | |
Процессы, связанные с потребителями | На уровне учета и анализа показателей, отражающих работу с потребителями (отгрузка, рекламации и т.п.) |
Проектирование и разработка | На уровне бюджетов проектов |
Закупки | На уровне бюджета закупок |
Операции по производству и услуги | На уровне операционных бюджетов, на уровне бюджета готовой продукции и бюджета услуг |
Управление измерительными контрольными приборами | На уровне бюджета, отражающего состояние (качество) контрольных и измерительных приборов |
Измерение, анализ, улучшение | |
Измерение и мониторинг | На уровне мониторинга и анализа бюджетов |
Управление несоответствиями | Постоянный контроллинг посредством системы бюджетов (брак и прочие отклонения в процессах) |
Анализ данных для улучшения | На уровне план-фактного анализа |
Улучшения | На уровне коррекции соответствующих бюджетов, а также на уровне принятия решений на основе анализа отклонений |
Комментарий
Ясно, что бюджетирование является одним из этапов разворачивания СМК на предприятии, однако это очень важный этап, поскольку он наполняет конкретикой измеряемых показателей не только стратегию, но и тактику управления в рамках СМК.
Он является конкретной и методологически ясной ступенькой, с которой может стартовать система менеджмента качества на Вашем предприятии.
Этапы и последовательность распределения затрат.
Когда невозможно отнести расходы напрямую, стараются обнаружить причинно-следственные связи. Выбирают наиболее подходящий критерий (базу) и на его основе проводят разделение. База распределения – это количественная основа, которая наиболее точно увязывает затраты вспомогательных подразделений с затратами доходных центров. Недостаток данного метода заключается в том, что используется только один критерий, хотя затраты могут зависеть от нескольких. Например, для распределения клининговых услуг было бы логично учитывать не только количество коек, но и площадь помещения.
Если же невозможно отнести расходы прямо или исходить из логических связей, разделение производят условно. Чаще всего в этом случае в качестве базы фигурирует показатель «выручка» («размер субсидии»). Полученные в результате указанного разнесения данные не отличаются высокой точностью. Тем не менее, на такой шаг пользователи идут, поскольку базой распределения выступает легко проверяемый показатель. Так, Положением № 640, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 предусмотрено, что затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения, распределяются между основной и платной деятельности по критерию «доходы». Налицо использование условного подхода. Если бы применялся причинно-следственный подход, то в качестве базы фигурировала бы остаточная стоимость имущества.
Для достижения наиболее достоверной себестоимости лучше по возможности заменять условный подход причинно-следственным. В числе достоинств Методических рекомендаций – использование именно причинно-следственного подхода. Согласно Методическим рекомендациям распределение затрат вспомогательных подразделений между доходными центрами производится пропорционально объемам работ (услуг) (исследований, анализов, процедур, условных единиц труда (УЕТ), количеству койко-дней, числу хирургических операций, числу переведенных больных и т. п.), выполняемых ими для конкретных подразделений доходных центров. При условии, что заработная плата доходных центров занимает значительный удельный вес в затратах, в качестве базы распределения целесообразно использовать ее. Если же подходящий показатель не найден, то за базу распределения можно принять долю выручки от оказания услуг (долю субсидии).
При распределении затрат вспомогательных служб используется один из следующих методов:
-
прямое распределение;
-
последовательное, или пошаговое распределение;
-
взаимное, или двухстороннее распределение.
В Методических рекомендациях применяется метод прямого распределения.
Как не допустить превышения расходов бюджета над его доходами – 3 полезных совета
Вести бюджет профессионально – значит, постоянно отслеживать финансовый результат деятельности. Одна из целей бюджетирования – не допустить превышения расходов над доходами.
Как этого добиться? Применяйте на практике экспертные советы.
Совет 1. Дисциплинируйте персонал в сфере использования денежных средств
Финансовая дисциплина – основа рационального распределения материальных активов предприятия.
Если руководители отделов и рядовые сотрудники грамотно распоряжаются деньгами компании, это в конечном счёте идёт на пользу им самим. Видя, что работники экономно относятся к средствам предприятия, руководство поощряет их премиями и привилегиями.
Совет 2. Пользуйтесь услугами компаний, специализирующихся на финансовом управлении
Об этом я уже говорил – сомневаетесь в собственных профессиональных ресурсах, пригласите экспертов. При этом абонементное обслуживание на регулярной основе обойдётся дешевле, чем разовый вызов сторонних специалистов.
Совет 3. Используйте автоматизированные системы бюджетирования
Без современных автоматизированных систем сегодня далеко не уедешь. Компании, которые хотят оставаться в тренде, применяют актуальное ПО для бюджетирования и финансового управления.
Для одних предприятий больше подойдут продукты на основе 1С, для других – универсальные платформы типа UPE и PlanDesigner. Последние представляют собой многофункциональные логические конструкторы и генераторы отчётов, способные смоделировать бюджет любого уровня.
Потерянные клиенты
При большом количестве сделок с покупателями возникает необходимость их анализа: количество выставленных счетов и реализаций за период, по каким покупателям не были доведены до конца сделки, какие покупатели перешли в разряд потерянных. Зачастую собрать эту информацию без настроенной CRM системы довольно сложно. Стандартные отчеты конфигураций так же это не позволяют. Представленный отчет дает быстрый ответ на озвученные вопросы. Информация представлена в виде таблицы с последним касанием (счетом, заказом, отгрузкой) и их общим количеством за период. Есть возможность установки отборов 1) по типам событий: счет на оплату, заказ покупателя, реализация товаров; 2) по не до конца закрытым сделкам 3) по событиям, которые были ранее, но прекратились в последующем (были отгрузки и их не стало).
1000 руб.
10.12.2018
14610
8
Что такое бюджет движения денежных средств
Предприятие существует и получает прибыль за счет успешного вложения денег в товар и производство. Это позволяет получать доход. Финансовые потоки (например, расходы и доходы) есть везде и их надо контролировать. Контролировать — значит влиять, а чтобы влиять нужно точно понимать цель. Постановка количественных целей движения денег по статьям — это процесс бюджетирования. Планирование движения денег и анализ отклонения реальности от планов и есть БДДС. Как правило выполняют подготовку проекта БДДС в Excel, а после этого переходят к автоматизации БДДС в 1С.
Что такое БДДС
Бюджет движения денежных средств (БДДС) дает возможность управлять денежными потоками. Отчет показывает, как ими лучше распоряжаться. В бюджет закладывается:
- поступления финансов,
- расход средств.
Пример отчета БДДС в Финоко
Сразу стоит сказать, что трудность формирования бюджета в том, что издержки известны наперед, а доходы непредсказуемы. Это основная трудность при анализе и прогнозе. Бюджет старается сделать их наиболее реалистичными в перспективе на неделю, месяц, квартал или год. Цель — предотвратить кассовые разрывы, то есть сделать так, чтобы платежи не превышали доходную часть бюджета. Идеально, когда бюджет сотавлен так, что поступлений денег больше, чем расход. Трудность этой задачи зависит от многих факторов. Главный из них — руководство расходами. Выплаты денег можно сократить в любой момент перестав платить, но этим легко нанести вред предприятию. Если вести бюджет, то такой ситуации можно избежать, ведь в его основе лежит оптимальность.
БДДС формируется на основе документов о движении денег, которые считаются достаточным основанием для внесения в бюджет. К ним относятся:
- Первичные документы: чеки, квитанции, выписки из банка.
- Договора с контрагентами.
- БДР — бюджет доходов и расходов.
Зачем нужен БДДС
Начиная процесс автоматизации учета на предприятия обычно начинают с БДДС в Excel, и часто на этом останавливаются и не переходят к запуску БДР. Но этого достаточно только в том случае, если у организации нет долгосрочных обязательств.
Формировать БДДС в 1С имеет смысл всем компаниям, но важнее ввсего это для организаций с длительным финансовым циклом. В первую очередь, торговые и производственные предприятия. Например, продукт может быть изготовлен в начале календарного года, а реализован — в конце. Соответственно выручка придет только через год. И в течение этого периода у предприятия должны быть деньги для поддержания производственного цикла.
Из чего состоит бюджет движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств достаточно объемен, так как охватывает широкий круг деятельности. Для упрощения все операции формируются в три группы, в зависимости от их характера и назначения. Выделяют:
- Инвестиционную деятельность.
- Операционную деятельность.
- Финансовую деятельность.
Инвестиционная деятельность
Включает в себя любые размещения капитала, которые в перспективе могут принести прибыль. Например, такими тратами могут считаться вложение активов предприятия в дочернюю компанию или расход выручки на обновление оборудования. Также стоит помнить, что компания может покупать ценные бумаги, недвижимость, предоставлять кредиты и займы. Все это тоже считается инвестициями.
Операционная деятельность
Основная цель операционной деятельности предприятия — извлечение прибыли из конечного продукта. Поэтому затраты в этом разделе покрывают затраты на производство и реализацию, а также текущие потребности. Например, можно выделить расходы на:
- производство продукта,
- логистику,
- оплату труда персоналу,
- содержание помещений и оборудования в рабочем виде,
- реализацию товаров.
Операционная деятельность охватывает не только изготовление, но и хранение, сбыт и торговлю. Во всех компаниях набор стей движения денег разный потому, что он отражает особенности работы. Тем не менее, основной набор у всех компаний очень похож.
Чаще всего, операционная деятельность является основным объектом при составлении БДДС, так как она в первую очередь страдает на предприятиях с длинным финансовым циклом.
Финансовая деятельность
Предприятие заинтересовано в том, чтобы привлекать дополнительные средства. Источниками финансов могут быть банковские займы или вклады учредителей. В разделе финансовая деятельность отражаются обороты кредитных средств, займы, которые взяла организация.
Дополнительные деньги не считаются выручкой, они всегда направлены внутрь предприятия. Средства идут либо на покрытие разрыва между расходами и доходами, либо инвестируются в производство, оборудование, персонал.
Обратная сторона финансовой деятельности — выплаты процентов, возврат займов
Алгоритм В. Е. Хруцкого
Известный отечественный экономист и аналитик предложил описанный ниже метод, позволяющий выделять ЦФО, на основе чего реализовывать эффективное финансовое планирование по центрам ответственности.
- Формируется перечень, включающий в себя все разновидности хозяйственного предпринимательства в рамках организации. Также составляют список, включая в него продаваемые продукты.
- Аналитики выявляют организационную управленческую структуру. Есть два типа: линейная функциональная и дивизиональная.
- Распределяют разновидности деятельности по подразделениям внутри фирмы, выделяя те, которые не являются источниками прибыли.
- Рассчитывают расходы, доходы, затраты для каждого подразделения. Отдельно выделяют регулируемую и нерегулируемую составляющие трат предприятия.
- Выделяют подразделения, на которые возлагают ответственность за финансовые потоки и их корректировку.
Краткий словарь терминов
Автор статьи использует следующую терминологию:
Центр финансовой ответственности (ЦФО) – объект финансовой структуры предприятия, который несет ответственность за все финансовые результаты: выручку, прибыль (убытки), затраты. Конечная цель любого ЦФО – максимизация прибыли. Для каждого ЦФО составляются все три основных бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс.
Как правило, в качестве ЦФО выступают отдельные предприятия; дочерние фирмы холдингов; обособленные подразделения, представительства и филиалы крупных компаний; регионально или технологически обособленные виды деятельности (бизнесы) многопрофильных компаний.
Центр финансового учета (ЦФУ) – объект финансовой структуры предприятия, отвечающий только за некоторые финансовые показатели, например за доходы и часть затрат. Для ЦФУ составляются бюджет доходов и расходов или некоторые частные и вспомогательные бюджеты (бюджет трудовых затрат, бюджет продаж).
В качестве ЦФУ могут выступать основные производственные цеха, участвующие в единых технологических цепочках на предприятиях с последовательным или непрерывным технологическим циклом; производственные (сборочные) цеха; сбытовые службы и подразделения.
Центры финансового учета могут иметь узкую направленность:
- центр прибыли (профит-центр) – структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых непосредственно связана с реализацией одного или нескольких бизнес-проектов фирмы, обеспечивающих получение и учет прибыли;
- центр доходов – структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых направлена на получение дохода и не предусматривает учет прибыли (например, служба сбыта);
- центр инвестиций (венчур-центр) – структурное подразделение или группа подразделений, которые непосредственно связаны с организацией новых бизнеспроектов, прибыль от которых ожидается в будущем.
- Место возникновения затрат (МВЗ) – объект финансовой структуры предприятия, который отвечает только за расходы. Причем не за все расходы, а за так называемые регулируемые расходы, расходование и экономию которых руководство МВЗ может контролировать. Это подразделения, обслуживающие основные бизнес-процессы. Для МВЗ составляются лишь некоторые вспомогательные бюджеты. В качестве МВЗ могут выступать вспомогательные службы предприятия (хозяйственный отдел, служба охраны, администрация). МВЗ может также именоваться центром затрат.
- Центр учета (ЦУ) – это любой объект финансовой структуры, которым могут быть и ЦФО, и ЦФУ, и МВЗ.
Финансовая структура предприятия: центры финансовой ответственности на примере
Рассматриваемое далее предприятие – некая условная компания.
Построение ЦФО начинается с анализа организационной структуры компании. Для этого:
- выделяют организационные звенья, формируют список;
- выстраивают иерархию подчиненностью между звеньями (начинают с генерального директора, заканчивают нижними позициями – отдельно взятыми исполнителями);
- нумеруют звенья, учитывая вложенность.
Из организационной структуры и анализа деятельности можно делать корректные выводы о направлении бизнеса фирмы. Далее формируется финансовая структура. Для этого составляется справочник, где указывается каждое звено и отмечается, что ему свойственно: ЦД, ЦИ, ЦП, ЦЗ. У некоторых строк будут отметки в нескольких графах принадлежности к центрам, у других – только какая-то одна графа. Полученная матрица помогает классифицировать звенья организационной цепочки.
Например, для нашей условной компании это даст такой результат:
- ЦИ: фирма.
- ЦП: фирма.
- ЦД: продажи.
- ЦЗ: маркетинг, администрация, финансисты, кадровики.
На основе полученной информации составляют иерархический список, вложенностью отражая подчиненность между отделами. Далее для каждого выявленного ЦФО выбирают руководителя, возлагают на него ответственность за работу центра. Структурированную информацию хранят в табличной форме.