Джордж баланчин (george balanchine) — хореограф хх века
Содержание:
- Вацлав Нижинский
- Сильви Гиллем (1965–)
- Авдотья Истомина
- Как стать хореографом
- Фарух Рузиматов
- Востребованность — легко ли устроиться на работу
- Плюсы и минусы профессии
- Пройти обучение
- Екатерина Кондаурова
- Никита Горбунов сейчас
- Агриппина Ваганова
- Специализация, карьера и перспективы
- В современной хореографии можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:
- Процесс становления современного балетного искусства
- Анна Павлова
- Нижинская Бронислава
- Биография Ролана Пети
- Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
- Галина Уланова
- Сон в летнюю ночь (1960)
- Профессии в сфере хореографии
- Какая жизнь у хореографа?
- Детство и юность
- Энтони Доуэлл (1943-)
- Гелси Киркланд (1952-)
- Майя Плисецкая
- Вахтанг Чабукиани
Вацлав Нижинский
Несмотря на то, что записи выступлений Нижинского не сохранились, он считается одним из самых талантливых танцоров балета в истории. Очевидцы были поражены его прыжками, которые, казалось, бросают вызов гравитации.
В 1911-м Нижинского уволили из Мариинки за то, что он самовольно изменил свой костюм в «Жизели». Выйдя на сцену полуобнаженным, актер шокировал присутствовавших на постановке царских особ. Лишенный права танцевать на сценах императорских театров, Нижинский стал главным танцовщиком в труппе Дягилева.
Вацлав Нижинский. (wikipedia.org)
Несмотря на блестящую карьеру, уже в 29 лет Нижинский был вынужден оставить сцену. Нервные срывы, бывшие следствием шизофрении, не позволяли артисту выступать. Его последний танец публика увидела в 1919 году. Последние годы жизни артист провел в психиатрических больницах и приютах.
Сильви Гиллем (1965–)
Французская балетная танцовщицы, которая в 1984 году стала самым молодым человеком, занимавшим самого высокого звания танцовщицы в балетной труппе étoile («звезда») в балете Парижской оперы. Она была танцовщицей высшего ранга с 1984 по 1989 год, прежде чем стала главным приглашенным артистом Королевского балета в Лондоне. Сильви сломала шаблон и изменила образ балерины после Фонтейн. Она преуспела в классическом репертуаре, а затем проложила новые пути в сотрудничестве с современными хореографами.
К началу 21-го века Гиллем приобрела известность как многогранная драматическая танцовщица, сияющая как в классических балетах, таких как «Ромео и Джульетта», «Баядерка», «Спящая красавица», так и в современных произведениях, таких как «Форсайт в середине», «Несколько возвышенный», и «Герман Шмерман». В 2001 году она повторно представила свою версию «Жизели» 1998 года с новыми наборами и костюмами для балета «Ла Скала» в Милане, а в 2002 году добавила в свой репертуар шведского хореографа Матса Эка Кармен. После мирового турне, Гиллем вышла на пенсию в 2015 году.
Ее достижения принесли ей множество наград, премий и званий, в том числе Почетный командор Ордена Британской империи (CBE) в 2003 году и премию Praemium Imperiale Японской ассоциации искусств в 2015 году.
Авдотья Истомина
История балета в России начинается в 1730-е годы. Танцевали поначалу только женщины: Павел I строго-настрого запретил мужчинам участвовать в постановках. Одной из первых звезд российского балета можно назвать Авдотью Истомину. Вот как Пушкин описал ее в «Евгении Онегине»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Кстати, по одной из версий именно Истомина была первой балериной, которая стала танцевать на пуантах.
Как стать хореографом
В настоящее время получить профессию хореографа могут даже молодые танцоры, но чаще всего такие люди вряд ли могут рассчитывать на работу на высоком уровне.
Вероятнее всего, они ограничатся школой танца, фитнес-центром, частной постановкой любительских номеров (например, постановкой свадебных танцев, частными уроками латиноамериканского танца и т. д.), постановкой детско-юношеских номеров (выпускной танец в саду или школе).
Хореограф, работающий профессионально, должен начать занятия танцами в 5–7 лет. К 15 годам такие артисты, которых уже можно назвать профессионалами, поступают в колледжи или училища культуры.
Окончив училища, будущие специалисты получают высшее образование по профессии «хореографическое искусство» (балетмейстерский факультет). В момент поступления необходимо показать свои лучшие качества, такие как пластика, слух, техника выполнения элементов.
Стоит также отметить, что просто диплома хореографа для получения работы в профессиональном коллективе будет недостаточно. Менеджер группы сначала оценит, умеет ли претендент на вакансию работать с артистами, как он сам двигается, его личные качества и культурный уровень.
Фарух Рузиматов
— Вы аполитичный человек? Многие люди искусства сейчас вовлечены в политику, письма президенту подписывают, на демонстрации выходят…
— Наверное, неправильно будет сказать, что я вне политики. Чисто по-человечески больно видеть то, что происходит сейчас на Украине. Тем более что у меня там есть знакомые, друзья, и быть безучастным к их судьбе я не могу. Другое дело, что я бы никогда не пошел ни на какие митинги и собрания, где больше трех человек. Мне это неинтересно. Я по жизни одиночка. И высказывать свое мнение могу самостоятельно.
— Что вы думаете о нагнетании в стране межнациональной розни?
— Это абсолютно политические манипуляции. Как можно разделять людей по цвету кожи, вероисповеданию, мировоззрению. Я был воспитан на русской и европейской культуре. Поэтому отделять кого-то не умею. А замыкаться на своей культуре — глупо, это значит, намеренно сужать кругозор. Европа живет по другим законам. В Германии же есть не только немцы. Там больше двух миллионов турок, к примеру. Во Франции проживают представители всех ее колоний. Америка вообще интернациональная страна. Поэтому лозунга «Россия для русских!» я не понимаю. Кто такие русские? Все давно уже смешалось. Лично я делю людей только на порядочных и непорядочных, культурных и некультурных. А черный ты, желтый или белый — какая разница.
Востребованность — легко ли устроиться на работу
В настоящее время рассматриваемая профессия достаточно востребована, особенно в крупных городах. Конечно, не стоит сразу рассчитывать получить работу, к примеру, в ледовом шоу или на телевидении, а вот найти работу постановщика танцев в частной школе достаточно просто.
Со временем, набравшись опыта и, возможно, нужных знакомств (они не помешают), показав себя в работе, можно рассчитывать на что-то большее.
В большом городе довольно просто найти работу в развлекательном клубе, школе танцев или детском учреждении. Кроме того, можно давать частные уроки — при определённом желании организовать это достаточно просто.
Плюсы и минусы профессии
В профессии хореографа есть свои плюсы и минусы. К положительным сторонам относятся:
-
развитие творческого потенциала;
-
работа с творческими людьми;
-
востребованность профессии;
-
возможность карьерного роста (открытие собственной школы танцев, работа по совместительству с киностудиями и т.д.);
-
есть возможность работать после выхода на пенсию (в качестве консультанта, члена жюри и т.д.).
К минусам профессии можно отнести:
-
постоянные личные тренировки;
-
высокая вероятность получить профессиональную травму;
-
частые командировки;
-
возможные конфликты с танцорами, руководителями и пр.
Пройти обучение
- Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Педагог-хореограф». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения.
- Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Хореограф». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.
Екатерина Кондаурова
Еще одна прима Мариинского театра. Это не «фарфоровая», «кружевная», а прорезанная в камне балерина. Екатерина Кондаурова замечательно справляется с технически сложными номерами и демонстрирует на сцене потрясающую драматическую игру.
Эта танцовщица долго не получала ролей в классических произведениях, за ней было закреплено амплуа исполнительницы современных партий. Потом балерина выучилась классическим па-де-де.
Вместе с коллегами из Мариинского театра Екатерина Кондаурова часто гастролировала по зарубежным странам: она ездила в США, Нидерланды, Великобританию, Китай, Германию, Норвегию.
Никита Горбунов сейчас
26 августа 2021-го Горбунов, продолжавший биться на различных батлах, быть частью The First Crew и Kimberlite, давать мастер-классы и продвигать урбан-хореографию, выложил в инстаграм-аккаунте фото с Любой Гаврилец и сообщил об участии в «Новых танцах». Он пояснил, что их привлек новый формат шоу, и призывал ни за кого не болеть, а просто наслаждаться происходящим в эфире.
Никита Горбунов и Любовь Гаврилец в шоу «Новые танцы» на ТНТ
Через два дня зрители увидели премьерную серию, где дуэт представил на суд троицы жюри оригинальный чувственный номер. Мигель, визжавший от удовольствия по ходу выступления, назвал его «очень хорошим, красивым, музыкальным и понятным», отметив, что между танцорами был определенный коннект, которого добиться весьма непросто.
Сергей Лазарев признался, что хореография конкурсантов, покоривших необыкновенной легкостью и доверием друг к другу, вызвала огромные эмоции. Коллег поддержал и Иван Дорн, проголосовавший против бальников из Рязани — Александры Кузнецовой и Максима Павлова.
Агриппина Ваганова
Агриппина Ваганова не была похожа на своих однокурсниц из театрального училища. Ей не хватало природной пластики, гибкости.
Чтобы добиться успеха, начинающая балерина уделяла тренировкам очень много времени. Она создала собственную технику, которая потом стала легендарной. Критики говорили об отточенных движениях, сильных прыжках и «стальном носке» танцовщицы.
Методика преподавания, которую создала Агриппина Ваганова, в будущем стала использоваться многими педагогами балетного искусства. Танцовщики, которых обучала балерина, выступали по всему миру.
В 1931 году знаменитая танцовщица становится художественным руководителем в Мариинке.
Специализация, карьера и перспективы
Специализация у хореографов может быть следующей:
- бальные танцы;
- балетмейстер;
- художественная гимнастика;
- народные танцы и танцы различных национальностей;
- театральные постановки;
- фигурное катание и танцы на льду;
- современные танцы;
- цирковое искусство.
Что касается перспектив, то следует сказать, что занятость у представителей описываемой профессии может быть различной. Начинающим хореографам, без опыта работы, часто предлагают вакансии, условием которых является свободная занятость. Такие предложения не очень привлекательны в плане зарплаты.
Достаточно большое количество молодых специалистов дополнительно преподают, дают частные уроки, танцуют, чтобы получать больше денег. Но, набравшись опыта, можно рассчитывать на повышение заработной платы.
Если вы решите найти работу в крупном городе, со временем вы можете попасть на телевидение в качестве постановщика какого-то шоу. Это отличный карьерный рост: после того как ваше имя начнут узнавать, заработки станут на порядок выше.
В современной хореографии можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:
- Балетмейстер-сочинитель, который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.
- Балетмейстер-постановщик, который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
- Балетмейстер-репетитор, который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.
- Танцмейстер, который ставит отдельные номера в жанре малых форм.
Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.
Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.
Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.
В настоящее время балетмейстеры могут работать в театрах, школах танцев, опереттах, на эстраде, а также давать частные уроки.
Читайте так же:
- С какого возраста отдавать ребенка на танцы
- Андрис Лиепа
- Академия танца Бориса Эйфмана
Процесс становления современного балетного искусства
Академия современного балета внесла массу изменений в привычный для многих поколений костюм, обувь и даже во внешний вид сцены. Теперь танцоры выполняют сложные элементы под другим углом, костюмеры создали образы удлиненных, тренировочных и стильных нарядов, а пуанты пылятся на полках, так как современная хореография балет исполняется босиком.
Вот такие нововведения претерпел балет, классическому его направлению, которому не одна сотня лет.
Процесс становления современного балетного искусства пришелся на начало 20 века в западных странах. Именно в этот период весь мир начал радикально меняться, и что бы за ним угнаться в классический русский балет балетмейстеры стали дополнять театры современного балета:
- новыми балетными позициями;
- вносить изменения в традиционные движения;
- оригинальные поддержки;
- великолепную пластику.
Это дало возможность балеринам и их партнерам современных балетных постановок быть более свободными, выражать чувства и эмоции, а не просто исполнять заученные фрагменты.
Особенности современного балета – это, прежде всего уход от консервативного подхода, свобода выбора, экспериментальная деятельность, вдохнувшая новую жизнь и краски, в привычные творческие номера, а так же проявления ярких эмоций в процессе исполнения.
Общепринятым названием нового течения танцы современный балет стало «Модерн». И оно в полную силу раскрывает все тонкие грани разделяющие классику и современность.
Уходят в прошлое, а если говорит точнее, остаются в классических выступлениях высокие прыжки, сложные вывороты, удлинение рук и ног. В современном балете партия исполняется парой, а не только примой балетного мастерства.
Каждый балетмейстер, выстраивая систему движений, повинуется внутреннему чутью, и стремлениям преподнося зрителем новые, яркие элементы, которые поражают и завораживают своим магнетизмом.
Анна Павлова
Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса.
Анна Павлова. (wikipedia.org)
Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.
В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.
Нижинская Бронислава
Младшая сестра выдающегося танцовщика, один из реформаторов классического танца XX века, Бронислава Нижинская заслуживает не меньше внимания, чем ее легендарный брат Вацлав Нижинский. Русская балерина польского происхождения, родилась в Минске, 8 января 1891 года в творческой семье польских танцовщиков – Томаша Нижинского и Элеоноры Береды.
Свое профессиональное обучение искусству танца Бронислава начала в 1902 году, когда ее приняли в Императорское театральное училище в Петербурге. Ее преподавателем был выдающийся педагог, итальянец – Энрико Чекетти. По окончанию училища юную балерину зачислили в балетную труппу Мариинского театра. Но в 1909 году знаменитый русский импресарио, Сергей Павлович Дягилев пригласил ее вместе с братом в свои «Русские Сезоны» — гастроли русского балета во Франции. И брат с сестрой приняли его приглашение.
Балетмейстер – это постановщик танцевальных номеров в концертах, балетных спектаклей, хореографических сцен в музыкальных и драматических спектаклях, руководитель ансамбля танца или труппы танцовщиков. Это тот человек, который придумывает и воплощает в жизнь образы персонажей, их движения, пластику, выбирает музыкальный материал, а также определяет, какими должны быть свет, грим, костюмы, декорации. Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.
Биография Ролана Пети
Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.
Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико, его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле и Роже Фенонжуа. Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн.
В 1940 году Ролан закончил обучение, и получил место в кордебалете Парижской Оперы. В 1943 году Серж Лифарь, директор Оперы, доверил ему первое большое сольное выступление в балете «Любовь-волшебница». Примерно в это же время Пети вместе с Жанин Шарра, в будущем — известной французской балериной и балетмейстером, организовали несколько балетных вечеров в Театре Сары Бернар. На одном из первых вечеров Ролан — представил свой первый опыт в хореографии — небольшой концертный номер «Прыжок с трамплина».
Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
2.1. Осуществляет постановку новых и возобновление ранее созданных балетных спектаклей (программ) в пределах установленных сроков и затрат.
2.2. Организует работу по подготовке и выпуску спектаклей (программ), планирует репетиционный процесс.
2.3. Представляет руководству учреждения (предприятия, организации) культуры предложения по формированию составов постановочных групп и исполнителей.
2.4. Осуществляет ввод новых исполнителей в ранее созданные представления (программы).
2.5. Проводит воспитательную работу с творческим коллективом, контролирует творческую и трудовую дисциплину, готовит предложения относительно поощрения творческих работников или наложении на них дисциплинарных взысканий.
2.6. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.7. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
Галина Уланова
Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.
Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.
У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.
Галина Уланова. (wikipedia.org)
Сон в летнюю ночь (1960)
Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.
К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…
«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.
Профессии в сфере хореографии
В хореографии можно быть не только танцовщиком. Иногда человек становится преподавателем или постановщиком хореографических номеров, имея довольно малый исполнительский опыт. Все дело в том, что исполнять самому, учить и придумывать танцы — в корне разные вещи. Можно прекрасно владеть техникой, но не быть способным объяснить ее другому. А можно быть великолепным преподавателем, но абсолютно без фантазии и творческого порыва.
Посмотрим, какие есть возможности проявить себя в танцах.
Профессия артист, исполнитель хореографических постановок
Такой специалист после окончания учебного заведения может пройти отбор в балетную труппу, профессиональный ансамбль, стать частью коммерческого танцевального проекта или строить сольную карьеру.
В зависимости от того, какой путь развития выбрать, финансовая составляющая будет или очень небольшой, или весьма солидной.
Артисты кордебалета в театре и рядовые исполнители в профессиональном ансамбле зарабатывают копейки. Туда идут или от большой любви к искусству, в надежде когда-нибудь получить сольную партию или чтобы набраться опыта.
Некоторые уезжают работать по контрактам в другие страны, идут на подработку в ночные клубы, участвуют в телевизионных проектах. Конечно, это история совсем не про искусство, но только так можно заработать, будучи молодым безвестным артистом.
Профессия хореограф
Этот специалист знает все о технике исполнения танцевальных элементов. Он может преподавать, отрабатывать танцевальные номера, то есть выступать в качестве педагога-репетитора, также, если есть стремление, заниматься постановочной работой.
Работать можно с разными возрастами. В целом, возможностей развития у хореографа огромное количество, например:
- стать создателем собственного детского или взрослого коллектива;
- работать преподавателем хореографии в учебном заведении;
- вести кружок танцев в детском центре;
- ставить и отрабатывать номера для коммерческих проектов;
- работать со спортсменами (гимнастика, синхронное плавание).
У хореографа гораздо больше шансов реализовать себя творчески, чем у рядового исполнителя. Поэтому, если добиться успеха в качестве артиста не удалось, стоит попробовать свои силы в роли преподавателя и постановщика. От уровня задач и условий, в которых специалист себя реализует, зависит размер зарплаты.
Профессия балетмейстер
Не все понимают, чем этот специалист отличается от хореографа. Различие в том, что балетмейстер ставит не отдельный номер, а целое представление, и отвечает не только за хореографию, но и за костюмы, грим, декорации. В этом смысле его можно сравнить с режиссером. Вдохновляясь музыкой, балетмейстер создает целое действо.
Балетмейстер должен мыслить масштабно, его задача шире, чем у хореографа. Разработав спектакль, он распределяет обязанности между участниками постановочного процесса: артистами, репетиторами, художниками по костюмам, свету, декорациям. Далее его задача заключается в контроле и внесении корректировок в случае необходимости.
Балетмейстер может иметь весьма неплохой заработок, только вот в эту профессию идут вовсе не от жажды денег. Балетмейстер прежде всего служит искусству, через него специалист выражает себя.
Какая жизнь у хореографа?
Хореографами становятся практикующие артисты балета, художественные гимнасты, фигуристы. В эту сферу идут и танцовщики, которые после выхода на пенсию не желают кардинально менять свою жизнь. Это профессионалы высокого уровня, которые могут на практике показать, как выглядит то или иное движение, они работают в разных танцевальных стилях.
Хореограф подчиняется руководителю труппы, во время работы взаимодействует с визажистами, осветителями, организаторами, контролируя весь процесс подготовки к выступлению. Но это не все его обязанности, узнаем больше про остальные:
- обучение студентов танцам, актерскому мастерству на том уровне, который требуется профессиональному танцовщику;
- улучшение техники учеников;
- коллективные и индивидуальные хореографические постановки;
- выбор костюмов, макияжа, причесок для танцоров;
- проведение репетиций (групповых и индивидуальных);
- создание репертуара с учетом требований современного зрителя;
- культурно-просветительная деятельность;
- развитие в танцовщиках эстетического вкуса, музыкального слуха, эмоциональности.
Хореограф в процессе работы формирует общую картинку постановки, потом оживляет ее с помощью актеров и музыки, заставляя сердца зрителей трепетать.
Детство и юность
27 января 1992-го в Грозном у Евгения Горбунова родился сын Никита, после чего почти сразу состоялся переезд в Белгород. До 2009-го мальчик посещал местную СОШ № 28, а по ее окончании поступил на факультет бизнеса и сервиса БелГУ и начал заниматься в коллективе «Стиль».
Вспоминая раннюю биографию, артист рассказывал, что рос в неблагополучной семье. Когда ребенку было 12 лет, за его воспитание отвечала бабушка. Женщина, трудившаяся уборщицей в поликлинике, поддерживала увлечение внука, давала дельные советы, учила быть достойным человеком и различать добро и зло.
Хореограф шоу «Маска» Никита Горбунов
В переходном возрасте подросток общался с «мутными» компаниями и контактировал с не очень хорошими людьми, но от сколькой дорожки его уберегли именно танцы:
Творческий путь юноши стартовал с электродэнса, и уже через три месяца он стал понемногу ставить хореографию. Спустя год вместе с единомышленниками парень открыл собственную школу Freeway, где передавал знания и опыт всем желающим.
Энтони Доуэлл (1943-)
Английский танцор, режиссер и дизайнер Энтони Доуэлл был директором Королевского баллета 1986–2001. За время работы в труппе он создал множество ролей для ведущих хореографов и известное танцевальное партнерство с Антуанеттой Сибли. Будучи режиссером, он поставил новые спектакли «Лебединое озеро» (1987) и «Спящая красавица» (1995).
Наиболее известен ролью Оберона в «Сне» сэра Фредерика Эштона и его съемкой в роли Зигфрида в Лебедином озере с Натальей Макаровой в 1980 году. Дальнейшие значимые ролевые творения включали в себя Де Грие «Манон» Кеннета Макмиллана и Беляев «Месяц в стране» Эштона. Международные выступления представлены танцами в качестве приглашенного артиста в Американском театре балета с сезона 1978/9 и появление в фильме Кена Рассела «Валентино» (1977).
В 1972 году он был назначен командором Ордена Британской империи (CBE) в списке почестей именинника королевы, став самым молодым танцором, которого удостоили такой чести. В 1995 году он получил звание рыцаря и был награжден Королевской академией танцев Королевской премии Елизаветы II в 1994 году.
Гелси Киркланд (1952-)
Гелси Киркланд получила обучалась в Школе американского балета, получив первые танцевальных роли для детей в постановках Баланчина «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь» и «Арлекинада». В 1970 году получила звание солистки и главной балерины в 1972 году. В балете Нью-Йорка она исполнила множество ведущих ролей, в том числе «Concerto Barocco», «Клетка», «Ирландская фантазия», «Тарантелла», «Арлекинада», «Щелкунчик» и многие другие.
Ее желание играть роли в полнометражных произведениях совпало с уходом Михаила Барышникова и приглашением танцевать с ним в Американском театре балета, к которому она присоединилась в 1974 году в качестве главной танцовщицы. Киркланд получила всемирное признание за роль в «Жизели», Китри в «Дон Кихоте», Клары в «Щелкунчике», Сванильды в «Коппелии», Авроры в «Спящей красавице», Джульетты в «Ромео и Джульетте».
Хореографы были вдохновлены, чтобы создать новые работы для нее; а именно, спектакль «Жар-птица» Джорджа Баланчина, когда ей было семнадцать, несколько балетов Джерома Роббинса, и Энтони Тюдор «Листья исчезают» и «Крошка на полях». Выступления Киркленд в ведущих труппах – это, в первую очередь, признанные критиками спектакли. По случаю празднования 60-летия королевы Елизаветы в Ковент-Гарден она исполнила танец с Энтони Доуэллом.
Ее выступления на американском и британском телевидении включают прямую трансляцию из Линкольн-центра и киноверсию Барышникова «Щелкунчик». В число опубликованных работ Киркланд входят три книги, написанные в соавторстве с Грегом Лоуренсом.
Киркланда была награждена премией «Победа духа» в Центре Кеннеди и театральной премией Джеральда Мэнли Хопкинса, назначена в Совет директоров Sight Savers International и национальным председателем Международного конкурса артистов балета США в Джексоне, штат Миссисипи, была заслуженной выпускницей на праздновании 50-летия Американского балетного театра в Метрополитен-опера.
Уход со сцены в 1986 году ознаменовал переход мисс Киркланд в преподавание: мастер-классы, частные тренинги, обучение и инструктаж в таких учреждениях, как Американский театр балета, Королевская балетная школа, Английский национальный балет, Австралийский балет, а также в различных танцевальных школах по всей территории США и Австралии. В 1990-х годах она была профессором танца в университете Адельфи в Нью-Йорке.
Майя Плисецкая
Эта танцовщица является одной из самых знаменитых русских балерин. Балетное искусство нравилось ей с ранних лет. Когда Майе было 9 лет, она поступила в Московское хореографическое училище. Потом балерина училась в Большом театре: ее наставницей стала Агриппина Ваганова. Статуса солистки танцовщица добилась за два года.
Стержнем биографии Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она исполнила партию Одиллии-Одетты.
Примой балерина стала благодаря очень сложным прыжкам, выразительности пластики и врожденному артистизму. Этой танцовщице очень хорошо удавались трагические образы, ей также нравилось экспериментировать с современными танцами.
В начале 90-х годов Майя Плисецкая была уволена из Большого театра, но она не отчаивалась и продолжала выступать сольно. Благодаря большой любви к своему делу и огромному количеству энергии балерина смогла дебютировать в день своего семидесятилетия.
Вахтанг Чабукиани
Вахтанг стремился к расширению своего репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару.
Такой партией стала для него роль военачальника Солора в возобновленном в феврале 1941 года балете «Баядерка». Ранее партия была пантомимной. В новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор превратился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Вахтанга Чабукиани стала канонической, фрагменты балета именно в таком варианте входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.