тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Под облака на «Боинге»

Boeing крупнейшая в мире аэрокосмическая корпорация. В ее почти 90-летней истории отражен весь путь мировой авиации и космонавтики: от создания создателем компании Уильямом Боингом самолета для перевозки почты до строительства на околоземной орбите Международной космической станции.

Мечта обретает крылья

Первый самолет авиакомпании Boeing поднялся в воздух в 1916 г. За штурвалом сидел конструктор аэроплана Уильям Боинг – инженер, предприниматель и, прежде всего, фанатик авиации. Тогда в эту новую отрасль шли именно такие люди, увлеченные идеей покорения воздушного океана. Надо отметить, что выпускник Йельского технического колледжа был намного лучше других энтузиастов воздухоплавания готов к решению этой дерзкой задачи. Восхищенный полетом братьев Райт, успехами других воздухоплавателей, Уильям Боинг всерьез взялся за новое для него дело. Пять лет он изучал теорию полета, анализировал достоинства и недостатки конструкций различных самолетов, поднимался с другими пилотами в воздух и учился самостоятельно пилотировать.

Свою первую машину – гидросамолет он начал строить в лодочном сарае в Сиэтле на берегу озера Юнион. Называлась верфь незатейливо – «Красный амбар». Уильям переименовал ее в Pacific Aero Club. Однако постройка самолета, пусть во многом скопированного со знаменитого тогда гидроплана Гленна Мартина, оказалась Боингу не по зубам. Но он быстро нашел выход. Боинг нанял техническим руководителем китайца Цу Вонга, который незадолго до этого окончил инженерный факультет Массачусетского технологического института.

Дела сразу пошли веселее, и в начале 1916 г. они построили даже два самолета. Назвали эту серию по инициалам создателей B&W, а самолеты окрестили Bluebill и Mallard. 125-сильный двигатель Hall-Scott A5 позволял гидропланам летать с «крейсерской» скоростью 109 км/ч на расстояние до 500 км.

29 июня 1916 г. самолеты поднялись в воздух. Результаты испытаний вполне удовлетворили создателей. Но коммерческого успеха самолеты не имели. Лишь в 1919 г. гидропланы купила почтовая служба Новой Зеландии, заплатив по 3750 долл. за каждый B&W.  Это, впрочем, никак не повлияло на уверенность Боинга в своих способностях как конструктора. Он начал работу над самолетом под названием «Модель Си».

15 июля 1916 г. Уильям зарегистрировал компанию, которая год спустя получила название Boeing Airplane Company. Надо отметить, что Уильям Боинг оказался не только талантливым авиаконструктором, но и блестящим организатором. Не прошло и двух лет, как в цехах его компании уже строились 50 гидросамолетов, которые заказал военно-морской флот США, командованию которого очень нравились патриотические речи Боинга. Но заключенный 11 ноября 1918 г. мир с Германией и, как следствие, прекращение военных контрактов чуть не привели Boeing к банкротству. Три года счета компании оплачивались из кармана самого Боинга, а также за счет выпуска мебели и строительства скоростных катеров. Последние пользовались большой популярностью среди контрабандистов, ввозивших в США алкогольные напитки во время действовавшего в стране «сухого закона».

Тем не менее вера Уильяма в светлое будущее авиации не остыла. Под его руководством инженеры Boeing продолжали разрабатывать самолеты. В начале 1920-х военные заказы возобновились. К 1925 г. Boeing построил для американской армии и флота больше 200 самолетов. К 1927 г. у Boeing была прочная репутация одного из лучших производителей истребителей и почтовых самолетов.

К этому же времени относится строительство первого пассажирского самолета  на 12 мест, а позднее – на 18. В это же время  был выпущен известный самолет Model-40. Очень похожий на «кукурузник», этот биплан развивал скорость 170 км/ч и мог перевозить двух пассажиров и 500 кг груза на расстояние до тысячи километров. 

В 1929 г. в компании работали уже 800 человек. Она вошла в число лидеров американского авиастроения. Одним из первых Boeing перешел к выпуску цельнометаллических монопланов с герметизированными салонами. В таких самолетах пассажиры чувствовали себя комфортно даже при полетах на значительных высотах.

Но наступила Великая депрессия, и дела компании пошли не лучшим образом. Порядком уставший за эти годы Уильям Боинг решил покинуть фирму. В 1934 г. он уходит из авиации. Его новым увлечением становится разведение чистопородных лошадей. А компания Boeing, оправившись от преследовавших ее неудач, продолжила свой путь, оставив за собой имя своего основателя.

«Летающая крепость»

Известная песня «На честном слове и на одном крыле» сложена американскими военными летчиками о самом удачном бомбардировщике Второй мировой войны – В-17 «Летающая крепость».

Это был первый американский цельнометаллический тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Самолет был спроектирован в 1934 г. в рамках конкурса по созданию берегового бомбардировщика, действующего против кораблей. За годы войны заводы фирмы Boeing выпустили 6981 бомбардировщик B-17 различных моделей, а также 5745 других модификаций, т. е. всего 12 726 самолетов.

Прототип B-17, обозначенный как Модель 299, был создан командой инженеров под руководством Гиффорда Емери и Эдварда Уэлса на собственные средства Уильяма Боинга. Он поднялся в воздух 28 июля 1935 г., тогда же Ричард Вильямс, репортер Seattle Times, придумал для него название «Летающая Крепость». В компании быстро поняли ценность прозвища и зарегистрировали его как товарный знак. Прототип долетел из Сиэтла до аэродрома Райт за 9 часов и 3 минуты со средней скоростью  378 км/ч.

Перед атакой Японии на Перл-Харбор на вооружении армии США состояло чуть менее 200 единиц B-17, но затем их производство значительно ускорилось, и он стал первым действительно массово выпускаемым большим самолётом. Самолёт участвовал в боях над всеми театрами действий Второй мировой войны, и его производство закончилось только в мае 1945 г.

Лайнер мечты

В настоящее время Boeing является крупнейшим в мире производителем гражданских и военных самолетов и основным подрядчиком НАСА, а также ведущим экспортером США. В корпорации работают 153 тыс. человек, а ее предприятия размещаются в 67 странах. Продукция поставляется в 145 стран. Компания сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах. Штаб-квартира Boeing находится в Чикаго.

После слияния с компанией McDonnell Douglas в 1997 г. лидерство компании Boeing  укрепилось за счет пополнения модельного ряда самолетами Douglas. В настоящее время компания выпускает модели Boeing-737, Boeing-747, Boeing-767, Boeing-777 и Boeing Business Jet. В мире эксплуатируется более 12 тыс. гражданских самолетов производства компании Boeing, что составляет примерно 75% всего мирового парка.

В состав корпорации Boeing  входит пять крупнейших компаний: Commercial Airplanes, Integrated Defense Systems, Boeing Capital Corporation, Shared Services Group (SSG) и Connexion by Boeing. Подразделение Boeing Commercial Aviation Services предоставляет услуги  по технической поддержке в круглосуточном режиме, что дает возможность максимально эффективно эксплуатировать парк самолетов. Integrated Defense Systems (IDS) разрабатывает комплексные крупномасштабные системы, включающие самые современные сети для связи с объектами, находящимися в воздухе, на земле, в море и в космосе. Boeing Capital Corporation (BCC) – поставщик полного комплекса финансовых услуг, работающий в разных странах мира. Подразделение Shared Services Group (SSG) оказывает содействие основным компаниям, входящим в корпорацию, позволяя им сосредоточивать свои усилия на ключевых, перспективных направлениях, и специализируется на обслуживании инфраструктуры.  А Connexion by Boeing разрабатывает оборудование для высокоскоростного доступа в  Интернет с борта самолета.

Столь развитая и глубоко эшелонированная структура корпорации не спасла Boeing от финансовых трудностей. В 1990-е годы крайне неэффективный менеджмент и, как считают специалисты, ошибочная военная политика  правительства США вызвали  весьма серьезный кризис в компании. Репутация Boeing на мировом рынке авиастроителей пошатнулась, что, естественно, отразилось на доходах. Нужен был прорывной проект. И он был найден.

8 июля 2007 г. американская авиастроительная корпорация Boeing представила новый пассажирский лайнер Boeing-787 Dreamliner. В отличие от предшествующих моделей, он выполнен в основном из композитных материалов, а не из алюминия и позиционируется как самый экологически чистый из всех существующих самолетов. Так, лайнер на 50% состоит из углеродного волокна, на 20% – из алюминия, на 15% – из титана, на 10% – из стали и на 5% – из других материалов. Кроме того, новое детище корпорации более эффективно расходует топливо в сравнении с другими лайнерами и выделяет на 20% меньше углекислого газа.

Dreamliner планируется выпускать в трех модификациях. Первая модель сможет принимать на борт от 210 до 250 пассажиров и летать на расстояние чуть более 15 тыс. км. Вторая модель сможет вместить 250–290 человек и будет преодолевать расстояние до 15,8 тыс. км. И, наконец, третья модель станет перевозить от 290 до 330 пассажиров, а дальность ее полета составит 10,5 тыс. км. Стоимость производства одного экземпляра «мечты» американских авиастроителей – от 146 до 167 млн долл.

Примечательно, что одним из партнеров в программе создания Boeing-787 Dreamliner является Россия. Треть работ по проектированию носовой части фюзеляжа и около трети пилонов этого самолета сделали российские инженеры из конструкторского центра «Боинг» в Москве. А Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) построил экспериментальный стенд для проведения статических и динамических испытаний восьми полноразмерных панелей фюзеляжа для нового самолета.

Первый полет Dreamliner корпорация планировала провести еще в конце 2007 г., а весной 2008-го лайнер должен был принять на борт первых пассажиров. Впоследствии летные испытания были перенесены на осень 2008 г., а затем последовательно — на начало и лето 2009 г. В нынешнем июне планировалось завершить предполетные испытания «Лайнера мечты», но что-то не заладилось, и полет в очередной раз был отложен. Несмотря на постоянные отсрочки, авиаперевозчики уже выстроились в очередь: на приобретение лайнера подана почти тысяча заявок. Однако удовлетворить их производителю удастся не скоро: согласно планам корпорации, лишь в 2013 г. Boeing сможет выпускать десять самолетов в месяц. Так что «мечта» не скоро станет доступной для всех пассажиров.

Андрей ВАСИЛЬЕВ

Характеристики самолета Boeing-787 Dreamliner

Тип : дальнемагистральный пассажирский самолет.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя Pratt & Witney. Максимальное число пассажиров: 290.

Дальность полета:  15 750 км.

Максимальная взлетная масса:  219 т.

Крейсерская скорость: 950 км/ч

Размах крыла 60 м.

Длина  57 м.

Высота 17 м.

7 июля 2009 г. в Верхней Салде (Свердловская область) состоялось официальное открытие совместного российско-американского предприятия Ural Boeing Manufacturing. На предприятии будет производиться механическая обработка титановых штамповок для самолета Boeing-787 Dreamliner. После выхода предприятия на полную мощность это будет самый современный в мире комплекс подобного рода.

Скачать статью (.doc)