тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Налетай, не скупись…

Год назад выставочники, находясь в мрачном предкризисном настроении, предсказывали три волны, которые должны были накрыть выставочный бизнес: отказы от участия, сокращение размеров стендов и упрощение застройки. Ожидалось существенное падение всех основных характеристик традиционных выставок: площади, количества участников и прочее.

Что касается мероприятий в формате B2С, ориентированных на конечного потребителя, то им обещали возрождение.

Прошел год. В той или иной степени все прогнозы сбылись. При этом ожидаемый расцвет ярмарок-распродаж оказался не столь глобальным, как предсказывали.

В одном эксперты ошиблись: они предполагали, что главной тенденцией станет рост оптово-розничных продаж на специализированных отраслевых выставках и, таким образом, они превратятся в некий симбиоз B2B и B2С. Конечно, это происходит, розничная торговля мало-помалу проникает на традиционные смотры – но только там, где это возможно (что закономерно для детских товаров и совершенно исключено для станкостроения).

И все же основное наступление ярмарок пошло по другому пути – по пути их специализации. При этом каждый подобный проект, будучи по сути своей обычной выездной торговлей, имеет все атрибуты «настоящей выставки», начиная с уникального имени и заканчивая пакетом документации.

Что нужно людям?

Можно выделить несколько основных направлений развития ярмарок-распродаж.

На первом месте, как ни удивительно, – православные выставки. Проходят они по всей стране – от Москвы до Ханты-Мансийска. Необходимо отметить, что речь идет именно о ярмарках. Помимо предметов культа на стендах можно встретить продукты питания, изделия народных промыслов, одежду и пр.

Темпы роста этого сегмента рынка весьма значительны. На 2008 г. по стране было намечено 29 таких мероприятий, в ноябре 2009 г. их количество составляло 66. Что касается столицы, то  здесь в 2008 г. прошло 14 православных ярмарок, а в 2009 г. – уже 22. Интересно, что в последнее время начинает развиваться и иная, помимо православной, религиозно-выставочная тематика. Так, в декабре в Перми прошла выставка «Мусульманский мир» (конгресс, смотр культурного наследия и ярмарка товаров народного потребления).

Хорошо себя чувствует садово-огородная тема (все для сада, дачи и приусадебного хозяйства). В 2008 г. в Москве состоялось 11 таких ярмарок, в 2009 г. – 14. Помимо этого, прошло немало традиционных отраслевых смотров, сочетающих форматы B2B и B2C, экспозиция которых включает ту же тематику в качестве раздела (полностью или частично) – «Цветы» на ВВЦ, «Охота. Рыбалка. Отдых» в «Крокус Экспо» и т. д.

Подсчитать количество «садово-дачных» распродаж на всех выставочных площадках России практически невозможно, ибо проходят они везде.

К наиболее востребованным мероприятиям в формате B2C можно также отнести ярмарки по следующим направлениям: «Все для школы и детства» (детская одежда и обувь, канцтовары, игрушки, развивающие игры, книги и учебники, спортивные товары, образовательные услуги); «Красота и здоровье» (мода, косметика, народная медицина и т. д.); «Дом» (предметы быта и интерьера); «Подарки» (ювелирные украшения, художественные изделия и сувениры массового спроса (как тут не вспомнить классику: «Налетай, не скупись, покупай живопись…»).

Не побрезговали...

Конечно, суть наблюдаемой тенденции заключается не в том, что ярмарок-распродаж в условиях кризиса стало больше. Подобными мероприятиями всегда занималось множество специфических компаний, не имеющих никакого отношения к выставочному бизнесу (как не имеют его владельцы рынков и торговых центров). Люди просто организуют выездную торговлю, собирая по 30–40 стендов-прилавков. Достаточно вспомнить многочисленные меховые ярмарки на небольших площадках, порой случайных и неприспособленных.

Главное – в другом. Мероприятиями такого формата самым серьезным образом и на стратегической основе стали заниматься ведущие игроки выставочного рынка.

Пионером в этой сфере по праву можно считать группу компаний «РЕСТЭК™». В ее арсенале – сетевой выставочный проект «Православная Русь»: одноименные выставки проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Красноярске, Перми, Великом Новгороде и Самаре (в регионах – совместно с местными выставочными операторами). Не менее интересный проект этой компании – программа ювелирных выставок, включающая четыре мероприятия в формате B2B (выставки JUNWEX в разных городах) и две потребительские ярмарки «Лучшие украшения России» в Москве.

Два ведущих игрока выставочного рынка России – «Экспоцентр» и ITE – готовят летнюю потребительскую ярмарку на Красной Пресне. С 9 по 18 июля 2010 г. здесь впервые пройдут четыре мероприятия:  «Московская летняя ярмарка», «Ваш идеальный дом» (товары и услуги для дома), «Бон Аппети Шоу» (продукты питания и напитки), «Время материнства и детства» (товары и услуги для детей и родителей).

Конечно, в павильонах главных выставочных центров столицы постоянно проходят мероприятия со значительной составляющей формата B2C (преимущественно гостевые). Тем не менее здесь они пока «не делают погоды», оставаясь дополнением к крупным отраслевым смотрам. Большая часть ярмарок-распродаж по-прежнему базируется на небольших площадках, и организуют их малые предприятия.

Что происходит в регионах?

В сентябре 2009 г. на ВВЦ состоялось очередное заседание неформальной общественной организации «Экспо Клуб» по теме «Best Practice» (передовая практика) в области выставочно-конгрессной деятельности в условиях кризиса». Говоря о ситуации в своем регионе, первый заместитель генерального директора ВЦ «Пермская ярмарка» Михаил Давыдов рассказал о работе компании в условиях кризиса. По его данным, количество выставок в формате В2В сократилось примерно в 1,5–2 раза, причем основное сокращение – вдвое – пришлось на тематики, в которых «Пермская ярмарка» всегда была традиционно сильна: строительство, машиностроение, нефть и химия.

В то же время выставки в формате B2C показывают определенный рост. Основные изменения в выставочной программе «Пермской ярмарки» заключаются в том, что растет количество выставок, рассчитанных на конечного потребителя: «Осенний сад и огород», «Умный ребенок» (услуги дополнительного образования), «Народная медицина», «Антикварный салон/Уличный развал», «Ярмарка новогодних подарков» и пр. В итоге основной доход в 2009 г. поступал от мероприятий в формате B2C.

Похожая картина складывается и в других областях России. Причины этого явления прозрачны: масштабы всех выставочных мероприятий в регионах всегда были существенно скромнее, а торговая составляющая – существенно выше, чем в столице. Значительное падение показателей B2B мероприятий и необходимость загрузки площадей в условиях кризиса заставляют организаторов резко усилить направление потребительских ярмарок.

Ну а как в Европе?

На выставочном рынке Европы кризис чувствуется ничуть не меньше, чем в России. Тем не менее, по словам заместителя генерального директора компании «Мессе Дюссельдорф Москва» Михаэля Манделя, с точки зрения соотношения количества мероприятий в формате B2B и B2C, в принципе ничего не изменилось. Общая ситуация остается такой же, как год или два назад. И заключается она в том, что рынок четко структурирован. Ведущие выставочные центры и операторы проводят мероприятия мирового и европейского уровня. Большая их часть проходит в формате B2B: допускаются лишь специалисты по приглашениям и входным билетам.

Некоторые выставки сочетают элементы B2B и B2C. Происходит это по двум сценариям: либо время работы выставки разделено (к примеру, четыре дня – для специалистов, два дня – для публики), либо сразу пускают всех желающих. При этом каждое мероприятие имеет свой годами отработанный формат, адаптированный к потребностям рынка.

В то же время параллельно существует множество мелких фирм-организаторов, которые проводят потребительские выставки с частичным правом продажи со стенда. Они арендуют площади выставочных комплексов и другие подходящие помещения. Подобные мероприятия носят местный характер – городской либо региональный.

Крупные выставочные центры Европы в меньшей степени занимаются ярмарками, однако не отказываются сдать под них площади, если это не нарушает их собственных планов и обязательств.

Подводить итоги развития выставочного бизнеса России в условиях кризиса, даже промежуточные, пока рано. Можно лишь пытаться отследить тенденции, одна из которых – усиление ярмарок в формате B2C на фоне сокращения традиционных выставок.

Судя по всему, это положение сохранится до тех пор, пока  ситуация в экономике кардинально не изменится к лучшему.

Александр Беляновский,

Информационное выставочное агентство «ИнформЭКСПО» –

специально для журнала «Бизнес и Выставки»

Скачать статью (.doc)