тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Рычаги Юнилевер

Архимеду для того, чтобы перевернуть Землю, требовались лишь точка опоры и рычаг. Компания Unilever для решения не менее масштабных задач предпочитает «объединять усилия».

Объединяй и властвуй

Название всемирно известной фирмы по производству продовольственных товаров и средств личной гигиены Unilever можно перевести с английского как «объединенное воздействие» или «единый рычаг». Случайно или нет, но название оказалось знаковым: объединяя усилия десятков и сотен фирм, Unilever за 80 лет сумела добиться поразительного успеха.

На финансовой карте мира Unilever появилась в 1930 г., когда было принято решение об объединении Маргаринового союза Голландии ( Margarine Uni ) и пионера мыловаренной промышленности Великобритании – компании Lever  Brothers . Официальная причина образования союза – единый источник сырья: масла и жиры. Но, надо полагать, что не в меньшей степени созданию конкордата способствовала и общая идеология: предшествующие слиянию годы участники соглашения посвятили активному поглощению конкурентов. Процесс шел столь успешно, что уже в первой четверти столетия эти две компании фактически контролировали рынок.

В основе бизнеса Margarine Uni , как понятно из названия, был маргарин – гениальное изобретение французского химика Ипполита Меже-Мурье. В 1871 г. он продал патент нидерландской семейной фирме Jurgens из Северного Брабанта, сумевшей разглядеть великое будущее у этого «масла для бедных». Правда, бедные мало интересовали владельцев. Другое дело – армия. Вот тут была перспектива, ведь в конце XIX в. весь мир усиленно вооружался, а солдатам нужны были не только винтовки и патроны, но и еда. Бутерброд с маргарином на завтрак и ужин – это было сытно и питательно, а главное – дешево, что очень нравилось военным министрам.

Вместе с фирмой Van den Bergh уже в 1872 г. Jurgens открывает в Голландии первые фабрики по производству маргарина. Дело пошло отлично, но хотелось быть поближе к самому перспективному клиенту – стремительно вооружавшейся Германии, и маргариновые магнаты строят там фабрики. Война принесла прозорливым владельцам Jurgens и Van den Bergh баснословные барыши. Хотя и в послевоенное время их бизнес процветал. В голодной, полуразрушенной Европе маргарин шел «на ура». Компаниям Jurgens и Van den Bergh удалось открыть свое производство даже в Великобритании. А затем, в 1927 г., они создали европейский картель Margarine Uni , в который вступили фабриканты маргарина из Бельгии, Франции, Дании и Чехословакии.

История основателя фирмы Lever  Brothers (второй составляющей компании Unilever ) сильно напоминает рассказ Джерома К. Джерома «Памяти Джона Ингерфилда и жены его Анны», с той только разницей, что в отличие от героя английского писателя оптовик-бакалейщик Уильям Хескет Левер не стал бросаться в благотворительность, а последовательно вкладывал каждый пенни в расширение дела.

Начал он с того, что стал выпускать мыло с добавлением копры. Названное Уильямом Левером не без претензии Sunlight («Солнечный свет»), оно хорошо пенилось, и это нравилось покупателям. На доходы от пены удалось возвести близ Ливерпуля фабрику и рабочий поселок. К концу 1885 г. завод выдавал 20 т мыла в неделю, а еще через два года производство выросло до 450 т в неделю.

Поскольку в процессе изготовления мыла возникал побочный продукт – глицерин, Уильям и его брат Джеймс решили запустить и завод по его розливу, что они и осуществили в 1886 г. Но при этом первой любовью всё равно оставалось мыло. Тем более что оно шло отлично, проникая постепенно на кухни и в ванны Шотландии, Голландии, Бельгии, Южной Африки, Канады. А тут как раз в рамках идеи безотходного производства возникла мысль делать из остатков, добавляя карболовую кислоту, хозяйственное мыло. За ним появилось мыло Lux . Во всеоружии этого ассортимента братья Левер решились на штурм США, где сумели очень быстро укрепиться.

Но особенно споро компания Lever Brothers стала расти после 1914 г. Ведь мыло, как и маргарин, попали в число стратегических товаров. Обласканные правительством и укрепленные госзаказами, предприимчивые братья купили в 1917 г. мыловаренную компанию Pears Soap. Да и в последующие годы список их приобретений стремительно расширялся, так же как и сфера интересов. В 1920 г. Lever Brothers получает контроль над Niger Company , а в 1922-м в империю братьев Левер вошла компания Wall's – лидер в производстве сосисок. На ее базе они стали также выпускать мороженое. В 1925 г. приобретается British Oil & Cake Mills. Ну, а в сентябре 1929 г., как логичное продолжение этого стремительного роста, произошло объединение с Margarine Uni , и возник супер-гигант Unilever .

Скупай самое лучшее

ХХ век. Время крушения колониальных империй и возникновения на их месте империй промышленных и торговых. Время транснациональных корпораций, среди которых Unilever – одна из самых крупных. К началу Второй мировой войны Unilever становится крупнейшим производителем пищевых жиров в мире. А за те шесть лет, что шли самые чудовищные сражения в истории человечества, компания удваивает товарооборот. Маргарин и мыло нужны всегда, а в войну особенно. Сеть представительств и производств Unilever теперь охватывает практически весь мир – Европу, Америку, Африку. Продукцию заводов компании покупают сотни миллионов людей.

Конечно, всё идет не так уж гладко, а коммерческие горизонты не столь уж безоблачны. Нельзя ни на секунду убрать руку с пульса рынка. Тем более что рядом активно действует такой же гигант – компания Procter & Gamble.

В уставе Procter & Gamble, зарегистрированном в 1837 г. в Цинциннати, главная задача компании была обозначена так: «Сделать мир светлее и чище». Несмотря на поэтичность звучания, толкование у девиза было вполне прозаическое. Уильям Проктер занимался производством свечей, а Джеймс Гэмбл был мыловаром.

Кстати, именно Procter & Gamble была создателем жанра «мыльных опер» – бесконечного мелодраматического сериала, в который вставлялась реклама мыла.

В итоге во второй половине ХХ столетия на рынке продуктов питания, средств личной гигиены и косметических товаров, по сути, командуют две транснациональные корпорации – Procter & Gamble и Unilever. Амбиции каждой из сторон непомерны. Каждая хочет быть первой.

Корпоративные войны, которые вели эти две корпорации на протяжении нескольких десятилетий, уже давно стали классикой. В длинной истории их конкурентной борьбы была даже такая интересная страничка, как промышленный шпионаж, затеянный тремя сотрудниками Procter & Gamble на предприятиях Unilever под видом проведения маркетингового исследования. После того, как эти факты стали достоянием гласности и выплеснулись на первые полосы газет, компании пришлось выплатить пострадавшему конкуренту, т. е. Unilever, крупную сумму в обмен на обещание не доводить дело до суда.

Единственный способ осуществить заветную мечту о первенстве – это обзавестись как можно большим количеством популярных брендов. Unilever владеет сегодня 400 брендами, среди которых: Lipton , Sunsilk , Dove , Lux, Rexona , Axe , Rama , Brooke Bond , Calv é, Calvin Klein, Knorr , Timotei , Domestos и многие другие. Из них 13 брендов стóят как минимум по миллиарду долларов.

К началу нового, XXI столетия корпорация чувствовала себя превосходно. Её капитализация превышала 60 млрд евро. Более чем в 100 странах на предприятиях Unilever работали 174 тыс. человек, а среди потребителей её продукции значились 2 млрд представителей человечества на всех континентах. Её годовой оборот составлял 50 млрд евро, а прибыль – свыше 5 млрд евро. Но тут разразился мировой экономический кризис.

Не хлебом единым

Вообще-то проблемы у Unilever начались немного раньше. В 2001– 2004 гг. оборот корпорации упал с 52 до 40 млрд евро, а капитализация с 64,5 млрд евро в 2001-м до 49 млрд евро в 2004 г. Требовалась масштабная реорганизация. Компания сильно разрослась и стала уступать своему основному конкуренту в эффективности.

Как подсчитали эксперты, в 2006 г. в Unilever работали 179 тыс. сотрудников. Procter & Gamble в это время держала в штат 138 тыс. служащих. Но при этом объем продаж Unilever в 2006-м составлял всего 50 млрд долл., а у Procter & Gamble – 77 млрд долл. Так что проблемы созрели и требовали немедленного вмешательства.

Кадровую реформу проводил главный по кадрам в компании Санди Огг. Он начал с отставок половины руководителей компании и сокращения нескольких тысяч работников. Подоспевший мировой кризис ускорил процесс увольнений. 2009 г. также оказался для Unilever не слишком удачным. Чистая прибыль снизилась на 31%, до 3,66 млрд евро, а оборот – на 2%, до 39,8 млрд евро. Но Санди Огг считает эти показатели вполне удовлетворительными для первого этапа, полагая, что очищение от непрофильных активов должно помочь в дальнейшем новому подъёму бизнеса.

В направлениях работы Unilever декларируется: «Мы будем вдохновлять людей каждый день совершать маленькие поступки, способные внести вклад в большие перемены во всем мире». Чуть ниже дается разъяснение: «Например, все вместе мы ежегодно спасаем 3 млн жизней с помощью программ, рассказывающих о необходимости мытья рук; мы также помогаем улучшить качество гигиены полости рта десяткам миллионов людей с помощью разработанной нами зубной щетки, продающейся всего за 10 рупий. Кроме того, мы оказываем поддержку миллионам фермеров и членам их семей, закупая чайное сырье из сертифицированных экологически устойчивых источников».

Возможно, для компании с многомиллиардными доходами это не слишком масштабно и уж точно не эффектно, но для миллионов очень бедных людей, которым забота о здоровье представляется излишней роскошью, это куда полезнее, чем строительство очередной церкви или организация благотворительного бала. И к тому же это только первые шаги на пути к недостижимому пока для нас идеалу – социальной ответственности бизнеса. Так что Джером К. Джером, похоже, был куда прозорливее, чем принято думать, когда привёл своего героя к идее помощи людям.

Андрей ВАСИЛЬЕВ

Компании Unilever принадлежит в России 8 предприятий, среди них Московский маргариновый завод, фабрика «Северное Сияние» и чаеразвесочная фабрика в Санкт-Петербурге, Тульский завод по производству приправ и майонеза и др.

Чаеразвесочная фабрика Unilever в Санкт–Петербурге была введена в эксплуатацию в 2002 г. Здесь производятся популярные чайные марки Lipton, Brooke Bond и «Беседа». За минувшие 8 лет в строительство и расширение производственных мощностей фабрики – одной из лучших в российской и европейской чайной промышленности – было вложено около 75 млн евро. В феврале 2011 г. с чаеразвесочной фабрики Unilever в Санкт-Петербурге начались первые отгрузки чая на экспорт. Предполагается, что петербургский чай будет поступать не тольки в страны Европы, но и в более отдаленные регионы, например в Сингапур.

Московский маргариновый завод перешел под управление Unilever в марте 1998 г. Наряду с уже известным потребителям продуктом Rama в 1999 г. здесь начинается выпуск продукции Delmy и «Пышка», а затем майонеза Calvé в мягкой пластиковой упаковке. В 2005 г. выстроен новый цех по производству соусов и кетчупов. На заводе была установлена новая линия по производству растительно-творожного крема Créme Bonjour.

Петербургская фабрика «Северное Сияние» – старейшее предприятие нашей страны. Основанная в 1860 г. под названием «Санкт-Петербургская химическая лаборатория», она имела в штате всего 13 человек и производила небольшое количество одеколонов, душистых вод, туалетного мыла. В 1953 г. фабрика стала называться Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное Сияние». Встреча двух компаний – «Северное Сияние» и Unilever – состоялась в 1992 г., а в феврале 1994 г. происходит их слияние. Unilever создает здесь ведущее производство товаров личной гигиены путем развития существующей базы «Северного Сияния». Предприятие начинает выпускать известные во всем мире марки продукции. В 1997 г. оно было признано крупнейшей фабрикой концерна Unilever в Европе.

Строительство Тульского завода по производству приправ и майонеза началось в 1998 г., а к работе он приступил в июле 1999 г. Здесь выпускается продукция под маркой Knorr – ведущей маркой компании Unilever в мире. Инвестиции компании в развитие производства составили более 15 млн долл. Производительность предприятия достигла 60 тыс. т продукции в год.

Скачать статью (.doc)