тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Деньги за книжки

Все проблемы, свойственные издательскому делу в промышленно развитых странах, присутствуют сегодня и в России — такова оборотная сторона глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи. А ведь еще недавно мы были «самой читающей страной в мире».

Российский книжный рынок сокращается, как шагреневая кожа. Согласно данным Российской книжной палаты, в 2012 г. было зафиксировано дальнейшее уменьшение числа выпущенных названий книг и брошюр, а также тиражей. Если в 2011-м было издано 122,9 тыс. названий тиражом 612,5 млн экземпляров, то в 2012-м — только 116,9 тыс. названий тиражом 540,5 млн. При этом средний тираж издания упал с 4983 экземпляров (в 2009-м — 5616 экз.) до 4624 экземпляров.

Уменьшается и объем выпускаемых книг. В среднем они «похудели» до 12 печатных листов. Есть все основания полагать, что эта тенденция сохранится и дальше. Так что можно ожидать появления книги в одну страницу, а там недалеко и до книг, состоящих из одних названий. Когда-то над этой шуткой, придуманной авторами «Литературной газеты», смеялась вся страна, теперь впору заплакать.

Цифры, характеризующие годовые объемы книжного рынка, также приятного изумления не вызывают — всего 2,2 млрд долл., по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Причем, судя по прогнозу, эта и без того небольшая сумма будет уменьшаться. Ассоциация книгоиздателей России с грустью констатирует: «Несмотря на долю России в книгоиздании по числу наименований в 5,8%, её доля на книжном рынке составляет всего 1,8%». Кроме того, и дальше будет сохраняться положение, когда основной объем книжной продукции производится весьма ограниченным числом полиграфических предприятий — традиционными субъектами этого сектора рынка (шесть крупных издательств выпускают более 20% всех названий книг и выдают 40% всех тиражей).

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в связи с этим подчеркивает, что отечественное книжное производство, которое всегда занимало особое место в полиграфии страны, уже длительное время переживает системный кризис. Его главные симптомы — это продолжающаяся стагнация книжного рынка, избыток производственных мощностей и их моральное и физическое старение, снижающаяся рентабельность этого вида работ.

Аналитики, фиксируя эту ситуацию, обычно поясняют, что дела у издательско-полиграфических комплексов шли бы лучше, если можно было книги продавать по таким же высоким ценам, как в европейских странах. Но книга в мягкой обложке за 300 руб., отпечатанная на скверной газетной бумаге и рассыпающаяся после первого прочтения, вряд ли вызовет в России ажиотажный спрос – зарплаты у нас не европейские. Да и весь опыт книгопечатания в России еще с времен Сытина свидетельствует о том, что зарабатывали здесь, не поднимая цену на экземпляр, а наращивая тиражи.

Если у серьезной читающей публики вызывает раздражение количество макулатуры, завалившей книжные прилавки, то к полиграфистам претензий нет. За последние два десятилетия они научились делать настоящие книжные шедевры, ничуть не уступающие по качеству исполнения, четкости печати и яркости красок продукции лучших типографий Австрии, Германии, Италии, что, кстати, заставило ряд отечественных периодических изданий вернуться на российскую полиграфическую базу. Печатники уверяют, что для издателя сейчас напечатать журнал в России стоит столько же, сколько и в Европе, а иногда и дешевле.

Однако, несмотря на эти подвижки, в целом настроение в секторе издания газет и журналов остается по-прежнему невеселым. Только дилетантов может обмануть изобилие прекрасно отпечатанных гламурных изданий и толстые пачки газет в киосках. Тиражи у них мизерные, к тому же возврат доходит до 70%. По сведениям Росстата, сейчас суммарный годовой тираж всех российских журналов составляет 5,6 млрд экземпляров, а газет — 14,6 млрд. Это на 30% и 20% соответственно ниже, чем в кризисном 2008 г. Типографии, когда-то насмерть сражавшиеся за право печатать какое-нибудь издание, гордо именующее себя «всероссийским», теперь ничего, кроме головной боли, от таких заказов не имеют.

Зато заказчики в новых условиях посткризисного рынка диктуют такие низкие цены, что они становятся критическими даже для предприятий с эффективным производственным процессом. Непрекращающийся рост стоимости на все виды бумаги, как отечественные, так и зарубежные, заставляют применять дешевый низкосортный материал. Растут цены и на расходные материалы, оборудование, логистику. А эксперты в области СМИ при этом уверяют, что тиражи печатных изданий и их количество в России будет сокращаться быстрее, чем в промышленно развитых странах. Хотя, казалось бы, куда уж меньше!

Последним бастионом полиграфии в нашей стране остается изготовление печатной продукции производственно-технического назначения. Но если в Европе растущие объемы выпуска упаковки и этикеток позволяют типографиям чувствовать себя довольно уверенно, то их российские коллеги лишь накануне кризиса начали осваивать этот новый, но весьма перспективный рынок, объемы которого оцениваются в 20 млрд долл. Оснащение типографий новой техникой еще не закончено, да и промышленность еще не готова загрузить полиграфию таким количеством заказов, чтобы та могла наконец почувствовать себя лучше. Тем не менее Росстат отмечает, что уже сейчас объем выпускаемой этикетно-упаковочной печатной продукции сопоставим с суммарным объемом издания книг, газет, журналов, рекламных буклетов.

Именно в этом секторе полиграфических работ наиболее высокими темпами идет наращивание мощностей за счет создания новых производств и диверсификации действующих типографий. Несомненно, сыграло свою роль и вступление в ВТО, после чего некоторые транснациональные корпорации начали делать упаковку в России.

Возможности для роста этикеточно-упаковочной полиграфии в России существуют, но, как считают руководители таких производств, реализовать их будет крайне сложно. Как и в других секторах отрасли, все упирается в повышение стоимости картонов, бумаги, полимеров, типографской краски, которые приходится импортировать, ведь своего производства вспомогательных и расходных материалов практически не существует.

Рассматривая состояние дел в российской полиграфии, нельзя не упомянуть цифровую печать. Несмотря на то, что её вес в общем объеме выпускаемой продукции не превышает 7%, темпы роста этого сектора весьма впечатляющи. Инвестиции в развитие новых информационных технологий не идут ни в какое сравнение со средствами, направленными на совершенствование типографского оборудования, а темпы увеличения выпуска печатной продукции на цифровой технике на порядок опережают офсетную печать. Быстрому развитию производства на базе современных цифровых печатных машин промышленного типа содействует, с одной стороны, увеличение удельного веса малотиражной печатной продукции на рынке, а, с другой — постоянное повышение качества цифровой печати и его приближение к качеству традиционных способов, а также ценовые преимущества в определенном диапазоне тиражей.

Вот здесь, в «определенном диапазоне тиражей», и скрыт главный порок цифровой печати: затраты на сервисное обслуживание, расходные материалы и запасные части диктуют высокую стоимость одного оттиска. Не стоит забывать и о том, что технический ресурс цифровых печатных машин по сравнению с офсетной техникой значительно меньше.

Какое же будущее ожидает российскую полиграфию? Недостатка в прогнозах нет. И вне зависимости от их характера — оптимистического или пессимистического — все они подчеркивают одно: рост технологической сложности печатной продукции неизбежно потребует новой техники. Но где же типографиям взять такие масштабные заказы, доходы от выполнения которых позволили бы полностью перевооружить отрасль, подготовить её к требованиям сегодняшнего дня? Ведь ни для кого не секрет, что уровень устаревшего оборудования в российских типографиях достигает 70%, а их прибыль упала чуть ли не на треть.

Где получить специалистов, которые могли бы работать на современных машинах? Немногочисленные колледжи и вузы, обслуживающие полиграфическую отрасль (их на всю Россию всего 17), по-прежнему большую часть учебных планов посвящают изучению общеобразовательных дисциплин, а не обслуживанию новейшей техники, с конструкцией которой большинство преподавателей даже не знакомо. По мнению экспертов, в настоящее время в полиграфии нет качественной системы подготовки кадров ни на региональном, ни на федеральном уровнях.

Наконец, когда появятся в изобилии профессиональные дизайнерские студии, которые владели бы допечатными процессами, а не комплектовались бы из компьютерщиков-самоучек, которые типографские машины и в глаза не видели?

В докладе Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям отмечалось, что падение производства в издательско-полиграфическом комплексе на конец 2009 г. (пик кризиса в полиграфии. — Ред.) составило 25%. Авторы документа пишут: «Кризис ударил по полиграфии значительно сильнее, чем по другим обрабатывающим отраслям промышленности. Как следствие, сегодня на рынке полиграфических работ продолжает сохраняться дисбаланс «спроса-предложения», усиление конкуренции, тенденция снижения рентабельности производства и применение демпинговых цен на выполняемые работы».

Попытавшиеся оценить сегодняшнее положение отрасли экономисты приходят к выводу, что издательско-полиграфический комплекс вообще и полиграфия в частности, в посткризисный период остались практически один на один с возникшими проблемами, лишенные какой-либо оперативной поддержки. Испытываемые ими трудности так и не нашли отражение в общеэкономических, антикризисных мерах правительства. В итоге общий объем деятельности отрасли сегодня еле дотягивает до 7 млрд долл. И это результат деятельности 7140 предприятий, обеспечивающих работой десятки тысяч человек.

Андрей БИРУЛИН

 

В 2009 г. средний тираж выпускаемых в России книг составлял 5616 экз., в 2011 г — 4983 экз., в 2012 г. — 4624 экземпляра.

Уровень устаревшего оборудования в российских типографиях достигает 70%.

В российском издательско-полиграфическом комплексе действуют 7140 предприятий.

По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объем книжного рынка России составляет всего 2,2 млрд долл.

12–15 ноября 2013 г. в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» пройдет IX ежегодный профессиональный форум российских издателей «Издательский бизнес/Publishing Expo» — уникальное отраслевое событие рынка печатных СМИ, объединяющее выставочную экспозицию и международную b2b-конференцию.

Выносы

По данным исследования компании Global Research Consulting, почти половину от общего импорта печатной продукции в Россию сегодня занимают упаковочные виды изделий. В первую очередь это картонная (57%) и гибкая упаковка (17%). По мнению специалистов компании «Маркет Аналитика», в ближайшее время полимерная упаковка станет лидером и займет до 60% рынка. Их основными потребителями в России являются предприятия пищевой промышленности и производители косметики, парфюмерии, лекарственных препаратов и бытовой химии.

Сытин Иван Дмитриевич (1851–1934), крупнейший и самый известный книгоиздатель дореволюционной России.

Сытин окончил три класса сельской школы. С 12 лет начал работать продавцом с лотка на Нижегородской ярмарке. В 1866 г. приехал в Москву и был определен «мальчиком» в книжную лавку купца Шарапова. Он покорил хозяина трудолюбием и сообразительностью и женился на купеческой дочке. Получив в приданное 4 тыс. руб. и заняв еще 3 тыс., приобрел литографию для печатания лубочных картинок. Первый капитал нажил во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., печатая карты военных действий и батальные картины. В 1879 г. купил собственный дом на Пятницкой и оборудовал литографию (ныне — Первая образцовая типография), в 1883 г. открыл первую книжную лавку на Старой площади и основал товарищество «И.Д. Сытин и К°» (основной капитал — 75 тыс. руб.). С 1884 г. Сытин начал работать с Л.Н. Толстым для издательства «Посредник», выпуская дешевые книги для народа. Свои типографии Сытин оборудовал новейшей техникой, имел школы для подготовки специалистов. К 1914 г. продукция Сытина составляла четверть книжных изданий России.

Самые читающие?

Как сообщают «Ведомости», россияне стали мало читать обычных книг, зато наращивают личные библиотеки и все больше читают электронные книги. По данным Росстата, выяснилось, что жители больших городов России тратят на книги от 7 до 2 минут в будние дни. Самыми читающими оказались жители Ростова: они уделяют книгам целых 7 минут, москвичи читают 4 минуты, а жители Нижнего Новгорода всего 2 минуты в день. Однако, как показывает исследование Romir, почти 65% читающей публики просто перешли на электронные книги. При этом, «цифра» не сказалась на состоянии домашних библиотек. По данным Romir, у 73% участников исследования количество книг дома за последние пять лет не изменилось, а у 11% — даже увеличилось.

Книжный рынок России ( млрд долл.)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013*
2,0 2,3 2,6 2,9 2,9 2,9 2,8 2,5 2,4

*Прогноз

Источник: журнал «Книжная индустрия».

Доля электронного контента в продажах книг вРоссии (%)

2010 2011 2012 2013*
0 0,3 0,8 1,2

*Прогноз

Источник: журнал «Книжная индустрия».

Скачать статью (.doc)