тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Гонка за экономией

В сентябре открывается Московский Международный Автомобильный Салон. Как обещают, по масштабу, числу участников и количеству автомобильных премьер ММАС–2012 побьет все рекорды.

Непредсказуемые русские

Место в мировом рейтинге крупнейших автосалонов определяется многими факторами: его историей, числом участников, вниманием прессы, компаниями, которые экспонируют свою продукцию. Но важнейшим среди них остается число продаж автомобилей в стране-организаторе и, естественно, перспективы этих продаж.

В прошлом году в России, как проинформировал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 39% и составили 2,6 млн штук. Более того, эксперты АЭБ изменили свой прогноз на 2012 г. По их мнению, рост продолжится, и российский рынок увеличится еще на 8%, достигнув уровня продаж в почти 3 млн шт.

При этом председатель комитета автопроизводителей Дэвид Томас считает, что «в России свою роль сыграют такие факторы, как недостаточное количество личных автомобилей в собственности, высокие показатели устаревшей техники, значительный потенциал и инвестиционная активность регионов РФ».

Обнадеживающий прогноз важен для мировых автогигантов. У тех из них, кто сумел обжиться в России, дела идут превосходно. Отгрузки автомобилей группы GM возросли в прошлом году на 53% — до 243 265 шт. (173 474 шт. — под маркой Chevrolet, рост на 49%). Группа Volkswagen нарастила реализацию автомобилей на российском рынке на 74% – до 228 799 машин, из них 118 003 — под маркой Volkswagen (рост в 2 раза), 23 250 — под маркой Audi (рост на 26%). Hyundai отгрузила российским клиентам 163 447 автомобилей (+88%), Kia — 152 873 машин (+47%), группа Toyota — 133 203 шт. (+48%), Ford — 118 031 шт. (+31%).

Российский сегмент на мировом рынке увеличился до 3,4%, причем его расширение произошло с такой скоростью, что многим автоконцернам пришлось срочно перестраивать свою экспортную политику. Ведь первоначально предполагалось, что внимание прежде всего стоит сосредоточить на США и Европе, где ожидалось восстановление докризисного спроса. Однако осторожные европейцы и американцы предпочли не спешить с новыми покупками и поездить пока на старых машинах. Не оправдал ожиданий и Китай, где темпы роста рынка замедлились до 11%, но тем не менее абсолютные показатели впечатляют: 19 млн продаж.

А вот автолюбители развивающихся стран отбросили какую бы то ни было осторожность и на радость автоконцернам выстроились в очередь за новыми автомобилями. Особенно сильно автомобильная лихорадка свирепствовала в Индии и Бразилии, но не избежали этого поветрия и россияне, превысив расчеты экспертов на рост продаж автомобилей на 12%.

Поэтому усиленное внимание к ММАС–2012 вполне естественно. Впервые Московский автосалон займет беспрецедентную площадь — более 100 тыс. кв. м на территории семи выставочных залов двух павильонов МВЦ «Крокус Экспо», чем в очередной раз подтвердит свой статус «категория А», поставивший ММАС в один ряд с прославленными салонами в Детройте, Женеве, Франкфурте и Париже.

Наступление электромобилей

Московский салон еще впереди. А вот Детройт уже сказал свое слово. Кстати, мир прислушивается к нему с 1907 г., когда в Риверсайд-парке прошла первая выставка автомобилей. Ныне она официально именуется «Североамериканский международный автосалон» и по представительству является одной из самых значимых. К тому же в Детройте находятся штаб-квартиры «большой тройки» американских автопроизводителей — Chrysler, Ford и General Motors.

В январе 2012-го здесь были представлены 36 серийных автомобилей и 20 концептов, а всего в Детройте экспонировалось 500 машин.

Глава Bentley Вольфганг Дюрхаймер сообщил, что в этом году модели Continental GT и Continental GTC получат возможность использовать наряду с бензином и биоэтанол E85. Это позволит улучшить топливную экономичность на 40%. Но, конечно же, самым большим шагом в направлении экологичности для Bentley станет переход к подключаемым гибридам.

С серьезной заявкой в Детройте выступили индийцы. В Tata Technologies создали электрический автомобиль Emo, который должен будет стоить не более 20 тыс. долларов. Emo должна достигать скорости в 100 км/ч и иметь запас хода около 160 км. Свой электромобиль представила и компания Volkswagen. Ее E-Bugster оснащен электромотором мощностью в 114 л.с. Но он, конечно, не мог тягаться по возможностям с Mercedes-Benz SLS AMG E-Cell, снабженным четырьмя электромоторами, совокупная мощность которых составляет 526 л.с. Разгон суперкара до 100 км/ч занимает всего лишь 4 секунды. В том же направлении работали и китайцы. Их гибрид S6DM является «первым в мире полноприводным двухрежимным электрическим внедорожником». Под капотом модели установлены 2-литровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель и три электромотора.

Конструкторы Toyota еще раз продемонстрировали умение японцев мгновенно осваивать технологические новинки. Их розеточный гибридный концепт NS4 оборудован мультитач-экраном, функционирующим как суперсовременный смартфон. Chrysler предложил на обсуждение мини-вэн новой формы. Daimler и Renault-Nissan объявили о планах по совместному производству четырехцилиндровых моторов на заводе в США.

Chevrolet продемонстрировала два концептуальных купе, созданных под запросы молодых покупателей. Обе машины получили под капот двигатель 1,4L Turbo Ecotec мощностью примерно 150 л.с. с расходом топлива 6 л на 100 км. Стоимость машин при серийном производстве постараются удержать на уровне 20 тыс. долл.

И, наконец, на Детройтском автосалоне были подведены итоги конкурса на лучший автомобиль года североамериканского континента. Первое место среди легковых автомобилей завоевали корейцы с Hyundai Elantra, а лучшим внедорожником объявлен британец Range Rover Evoque. И это, пожалуй, была единственная, по-настоящему заслуживающая внимание новость.

Сенсаций не было

В марте автопроизводителей принимала Женева, в которой проходил 82-й Международный автосалон. Он еще раз подтвердил, что на автомобильном рынке сейчас обозначились две основные тенденции.

Первая пока еще в значительной степени дань моде и стремлению подчеркнуть приверженность прогрессу и гуманитарным ценностям. Речь идет о различных гибридах и электромобилях.

А вот вторая тенденция куда серьезнее. Сводится она к тому, что соревнования за скорость и мощность ушли в прошлое. Сегодня выигрывает тот, кто, по определению экспертов, «запихнет под капот меньше литров и выжмет из них больше «лошадей», кто сможет нафаршировать машину эконом-класса премиальной электроникой, кто сделает по-настоящему красивый автомобиль, которому простят то, что он не может быстро ехать. Тот, кто ухитрился продать две совершенно одинаковые машины, которые отличаются друг от друга весьма символически, но умудряются на полном серьезе конкурировать друг с другом».

Наиболее ярким воплощением этого направления стала главная новинка женевского салона Audi A3. По общему мнению, она получилась более чем посредственной, хотя конструкторы снабдили ее и точкой Wi-Fi в салоне, и «дружелюбным интерфейсом», и постарались подчеркнуть родовые черты бренда. Но не было в ней той новизны, которая позволила бы фанату Audi почувствовать, что он приобрел более современную, принципиально отличную от старой, машину.

Так же действуют и остальные автоконцерны. Что это? Кризис жанра или обычная осторожность, которая заставляет умерять фантазию дизайнеров и проектировщиков в опасении новой волны финансового кризиса? Возможно и другое: автопром вышел на плато и пока не пройдет его до конца, о новом качественном рывке не может быть и речи. В дороге, как известно, не до новых приобретений. Не растерять бы старый багаж.

«Красное знамя» пекинского автосалона

Проходившая в 12-й раз Auto China–2012 удивляла скорее размахом, нежели открытиями. На площади в 187 тыс. кв. м 2100 экспонентов из 18 стран выставили 890 автомобилей, в том числе 55 концептов.

За два десятилетия выставка в Пекине сумела войти в шестерку самых престижных автомобильных салонов мира. Такой успех закономерен, если учесть, как стремительно развивается автомобилестроительная промышленность Китая. Уже предыдущая Auto China–2010 вызвала у специалистов и журналистов больший интерес, чем автосалон в Женеве. И это понятно: в КНР стремительно растет число продаж автомобилей, здесь давно работают заводы крупнейших автокомпаний мира. А самое главное — правительство Китая вкладывает огромные средства в развитие национального автопрома. Поэтому Auto China стала местом, где встречаются производители и покупатели, конструкторы и дизайнеры, где заключаются многомиллионные сделки.

Сами же хозяева выставки показали MG Icon. Этот концепт, по мнению китайцев, может быть доведен до стильного компактного кроссовера, который призван возродить славу спортивных машин MG. А компания Great Wall представила новый вседорожник — H7. Автомобиль стал самой большой полноприводной моделью, выпущенной под этой маркой.

Но куда экзотичнее смотрелись автомобили марки Hongqi («Красное знамя»). Лимузин, который выпускался компанией First Automobile Works (FAW) вплоть до 1981 г., получил свое имя в честь машины Председателя Мао. На нынешней Auto China FAW показал под маркой Hongqi сразу две модели — флагманский седан L7, выполненный в стилистике машин эпохи «холодной войны» и начала роста военно-политического могущества КНР и уже готовый к производству предсерийный прототип H7. Компания намерена вложить в производство 1,7 млрд долл.

В общем, как признавались специалисты, в Пекине было очень интересно, но малопознавательно, что еще раз подтвердило общее мнение: сюрпризов ждать пока рано.

Андреас ШЛЕПЕТИС

 

В прошлом году в России продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 39% и составили 2,6 млн шт. По мнению экспертов АЭБ, в 2012 г. рост продолжится, и российский рынок увеличится еще на 8%, достигнув уровня продаж в почти 3 млн шт.

Самым продаваемым в России иностранным автомобилем в 2011 г. стал Hyundai Solaris ( 97 243 машин), за ним следует Ford Focus (82 457 шт., рост на 23% к 2010 г.), Renault Logan (81 909 шт., рост на 30%), Daewoo Nexia (54 567 шт., рост на 24%), Volkswagen Polo (52 100 шт., рост в 5 раз), Kia Rio (49 858 шт., рост на 71%).

Российский сегмент на мировом авторынке увеличился до 3,4%.

На автосалоне в Детройте компания Nissan показала пять новых и обновленных моделей, которые поступят в продажу в 2013 г. Среди них: хэтчбек Versa, паркетник Pathfinder, седан Altima, кроссовер Rogue следующего поколения и новая Sentra.

Конструкторы Toyota еще раз продемонстрировали умение японцев мгновенно осваивать технологические новинки. Их розеточный гибридный концепт NS4 оборудован мультитач-экраном, функционирующим как суперсовременный смартфон.

Смелое предложение покупателям в Детройте сделала небольшая фирма Falkon из города Холи в шт. Мичиган. Она показала спорткар Falcon F7, который должен стать альтернативой суперкарам Bugatti и Lamborghini. Компания планирует продать в этом году 10 машин, стоимость каждой начинается с суммы в 225 тыс. долл. Цена Bugatti находится в районе 1 млн долл.

Соревнования за скорость и мощность ушли в прошлое. Сегодня выигрывает тот, кто «запихнет под капот меньше литров и выжмет из них больше «лошадей», кто сможет нафаршировать машину эконом-класса премиальной электроникой, кто сделает по-настоящему красивый автомобиль, которому простят то, что он не может быстро ехать».

Главной премьерой пекинской выставки стал концепт Lamborghini Urus. Он был несомненной звездой этого салона, хотя мало кто сомневается, что машина не появится в шоу-румах дилеров в ближайшие 4–5 лет. Компания рассчитывает продавать не менее 3 тыс. экземпляров в год, что превышает нынешние продажи марки вдвое.

Концепт-купе Mercedes-Benz, показанный в Пекине, дал возможность представить, в каком направлении разрабатывается облик автомобилей будущего в Штутгарте.

Специалистов на Пекинском автосалоне заинтересовал Porsche Cayenne GTS с мотором в 420 л.с., который должен занять место в линейке бренда между моделями S и Turbo. Porsche Cayenne второго поколения уже стал бестселлером среди люксовых внедорожников.

Нью-Йоркский автосалон

Нью-Йоркский автосалон не входит в категорию «А», но примечателен тем, что является старейшим в мире (существует с 1900 г.) и весьма популярен в США. В начале апреля на нем было представлено более 30 новинок и обновленных версий 2013 модельного года, в том числе летающий автомобиль. Автосалон в Нью-Йорке традиционно служит индикатором состояния местного автомобильного рынка, на котором властвует потребитель, желающий видеть вместительные, недорогие, но при этом престижные модели.

Среди североамериканских премьер несомненной звездой стал суперкар Dodge Viper пятой генерации. Он сменил имя на SRT Viper, но по-прежнему остался одним из самых мощных, быстрых и культовых автомобилей.

На Нью-Йоркском автосалоне был объявлен победитель престижного мирового конкурса «Автомобиль года». В третий раз за всю историю премии победа досталась марке Volkswagen — компактному VW up!

Председатель комитета автопроизводителей Дэвид ТОМАС:
— Мы сможем воспользоваться преимуществами российского рынка, если покупатели получат постоянный доступ к источникам финансирования, а ритейлерам и производителям будет обеспечен благоприятный инвестиционный климат. В случае соблюдения этих условий рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ может показать докризисные темпы роста.

Скачать статью (.doc)