тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Пена осядет - проблемы останутся

Уже в этом году поправки в законодательство о регулировании производства и оборота алкогольной продукции в России заставят производителей пива внести серьезные изменения в свою работу. Журнал «Бизнес и Выставки» побеседовал на эту тему с Андреем ГУБКОЙ – вице-президентом компании «Анхойзер-Буш ИнБев» по правовым вопросам и корпоративным отношениям в Центральной и Восточной Европе.

 

«БиВ»: Андрей, какая ситуация сложилась на российском рынке пива за последние несколько лет

 

– Российская пивоваренная отрасль на сегодняшний день достаточно консолидирована. На рынке работает около 300 пивоваренных компаний, при этом продукция 10 из них занимает более 90% рынка. Начиная с 2008 г., по данным компании Nielsen, рынок в совокупности потерял около 18% своего объема. По нашему мнению, основной причиной сокращения стал не столько кризис, сколько рост ставок акцизных сборов на пиво, который составил в 2010 г. 200% к уровню 2009 г., и это не предел – с тех пор ставки акцизов постоянно растут. Такое существенное увеличение налоговой нагрузки в сравнении с акцизами на крепкий алкоголь не оправданно. В Европе, США и других странах чем меньше алкоголя в продукте, тем меньше акцизная нагрузка в пересчете на чистый алкоголь. Соответственно, ставка акциза на крепкие спиртные напитки выше, чем на пиво. В России же они практически равны. Прибавим к этому обширный теневой рынок крепкого алкоголя (который, только по официальным данным, превышает 40%), которого нет в пивной отрасли. В результате за 2010 г. государство собрало в бюджет более 84 млрд руб. поступлений от оборота пива и только 75 млрд руб. – с крепких алкогольных напитков, а в 2011 г. это соотношение уже стало 97 млрд к 82 млрд руб.

В целом доходность производства пива в России сегодня почти в 2 раза ниже, чем, например, в США, Европе или Бразилии. Мы даже налоговое бремя на потребителя перекладываем со значительной отсрочкой по времени.

 

«БиВ»: Такая ситуация связана с политикой государственного регулирования?

 

– Российский рынок пива вообще самый странный с точки зрения государственного регулирования. Во всем мире пивная отрасль регулируется достаточно мягко, поскольку пиво – это слабоалкогольный напиток. Серьезным ограничениям подвергается, в основном, рынок крепких алкогольных напитков, поскольку он связан с оборотом этилового спирта. В России все наоборот. Последние поправки в закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» распространяют все ограничения отрасли крепких алкогольных напитков на пивоварение, без учета его специфики.

 

«БиВ»: В чем будут состоять эти ограничения?

 

– В основном они будут касаться регулирования условий производства и хранения готовой продукции, рецептуры пива, сопроводительных документов, а также рекламы и продажи готовой продукции. Их основная задача – бороться с подпольным оборотом этилового спирта и контрафактной продукцией, а также с алкоголизацией населения. К сожалению, многие указанные в законе меры становятся совершенно бессмысленными при попытке применить их к пивной отрасли.

Например, с 1 июля 2012 г. производителям пива необходимо будет оформлять дополнительные справки «А» и «Б» к товарно-транспортной накладной, касающиеся лицензии на алкогольную продукцию, но для оборота пива не требуется лицензий и акцизных марок. Как же нам их оформлять?

С 1 июля 2012 г. мы должны установить на наших российских предприятиях специальные счетчики учета объема готовой продукции. Данные счетчики должны быть апломбированы. Но специфика пивоваренного производства такова, что пиво – натуральный многокомпонентный продукт (в отличие от водки, состоящей из спирта и воды), и требуется регулярная очистка трубопроводов. Соответственно будет необходима распломбировка, которая может быть осуществлена только в присутствии контролирующих органов. Это неизбежно будет связано с остановкой производства на неопределенное время. И это ещё без учета обязательной процедуры регулярных проверок счетчиков.

Также с 1 января 2013 г. в Федеральном законе появится определение «пива» как напитка, изготовленного по рецептуре: не менее 80% солода и 20% несоложёных материалов (зерно, зернопродукты), при массе сахаросодержащих продуктов не более 2% от объема солода. Такое определение закрепляет четкую рецептуру пива на законодательном уровне. Сегодня единственная страна в мире, где есть ограничение на рецептуру пива (оно называется «закон о чистоте пива»), это Германия, да и то с целым списком исключений. Тогда как во всех остальных странах, например Японии, США, Китае, Мексике и Бельгии, рецепты пива совершенно разные. Пиво варят из риса (Япония, США), кукурузы (Мексика), с добавлением фруктов (Бельгия) в совершенно разных пропорциях, и все это называется пивом. Если такое определение пива останется в нашем законе, многие международные признанные пивные бренды в одночасье превратятся в пивные напитки.

Производители пива в России возлагают серьезные надежды на технические регламенты, которые разрабатывает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Эти регламенты будут иметь силу не только на территории России, но и других стран Таможенного союза. Возможно, с помощью регламентов, в случае их принятия с учетом профессиональных замечаний пивоваров, государство прояснит создавшуюся ситуацию и разрешит возникшие противоречия.

 

«БиВ»: Может быть, эти меры направлены на уменьшение потребления алкоголя населением?

 

– Цель нашей компании не только в производственной деятельности. Мы уделяем большое внимание социальным инициативам, особенно формированию культуры ответственного потребления алкоголя. Мы считаем, что пиво – это напиток, который надо употреблять в строго умеренных количествах в уютной дружеской атмосфере, но никак не для нанесения вреда здоровью или потере самоконтроля. Совместно с коллегами из других пивоваренных компаний мы стремимся улучшить имидж пивоваренной отрасли в России. Мы размещаем социальную рекламу о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним, недопущении вождения автомобиля в нетрезвом состоянии. Но, кроме запретов, важно и обучение, пропаганда здорового образа жизни – только такими комплексными методами можно бороться с повальной алкоголизацией населения в нашей стране. Увеличение же налоговой нагрузки и излишнее регулирование выльются только в рост затрат на производство и отразятся, в конечном счете, на цене продукта, то есть на потребителе. И вот в этом случае возможно переключение потребителей на более дешевый крепкий алкоголь, качество которого часто оставляет желать лучшего.

 

«БиВ»: «Анхойзер-Буш ИнБев» является международной компанией. Есть ли специфика в производстве пива в России по сравнению с другими странами?

 

– С точки зрения подходов к стандартам производства, отличий нет. Однако огромная территория России, конечно, создает некоторую специфику в плане логистики. Нашей компании принадлежат в России 9 заводов, которые расположены в самых разных климатических зонах. Это диктует особые условия хранения и транспортировки товара, особенно за Урал. Тем не менее мы держим единую марку и используем единые для всех стран технологические процессы, так что в качестве нашего продукта потребитель сомневаться не должен.

 

«БиВ»: Имеются ли региональные различия в потребительских предпочтениях тех или иных ваших марок?

 

– Разумеется. Если говорить о ценовой сегментации рынка пива, то в Западной Европе, например, пиво эконом-класса занимает только 20% рынка, а остальное делится между классами «средний», «премиум» и «супер-премиум». Это значит, что потребитель там предпочитает марки с особой историей, брендом, рецептурой. За это он готов дополнительно платить. В России бренды пива эконом-класса занимают в среднем до 50% рынка, а в регионах еще больше. Хотя, конечно, Москва и Петербург тяготеют к премиальному сегменту. Ситуация постепенно меняется в сторону увеличения потребления дорогих брендов пива, хотя в России за счет низкого уровня доходов среднестатистический потребитель еще не готов платить европейскую цену за бутылку премиального пива.

 

«БиВ»: Какова стратегия вашей компании в России на ближайшее время?

 

– Наша компания чтит закон. Для нас он обязателен для исполнения, поэтому, разумеется, мы будем перестраивать наши производственные процессы в соответствии с новыми требованиями и ситуацией на рынке. Основная задача любой компании на растущем рынке – это серьезное сокращение расходов. Сегодня это приобретает все большую актуальность. Мы также обращаем внимание на эффективность наших производственных процессов и серьезно работаем с кадрами. Естественно, сокращение расходов никак не скажется на качестве нашей продукции. У нас железные стандарты по качеству, принятые на уровне всей компании, и они жестче, чем требования, предъявляемые к отрасли российским законодательством. Мы производим международные бренды, которыми гордимся. Это, прежде всего, бренды Bud и Stella Artois, а также российские бренды «Сибирская Корона» и «Клинское».

Беседовала Надежда КАЛМЫЧКОВА

Скачать статью (.doc)