тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Люди и небоскрёбы

Наверное, сегодня облик городов был бы совсем иным, если бы в середине XIX в. не слишком молодой и не очень удачливый предприниматель Элиша Отис не изобрел ловитель для лифтов. Небоскребы, многоэтажные жилые дома, башни с обзорными площадками и ресторанами наверху – всё это стало возможным благодаря лифтам Элишы Отиса.

Элиша Грейвс Отис родился в многодетной семье на ферме вблизи Галифакса, шт. Вермонт. В 20 лет он покинул дом и обосновался в г. Троя, штат Нью-Йорк, где работал машинистом на железной дороге. Он обзавелся семьей, родились двое сыновей – Чарльз и Нортон. Подзаработав немного денег, Элиша с семьей двинулся в Вермонт Хиллс на Грин-ривер. Мукомольня, лесопилка, строительство вагонов – Отис попробовал свои силы в разных областях, но успеха не было, жизнь не складывалась. Жена умерла, оставив Элишу с двумя детьми, один из которых еще не вылез из пеленок.

В 34 года Отис попробовал начать жизнь заново – снова женился и переехал в Олбани, шт. Нью-Йорк, где работал на игрушечной фабрике «Тингли». Работа была скучной и однообразной – за целый день удавалось сделать лишь дюжину игрушечных кроваток. Надо сказать, что Элиша всегда любил возиться с механизмами, что-то изобретать и усовершенствовать. Вот и здесь он придумал и запатентовал приспособление, позволявшее производить вчетверо больше, чем вручную, основ для кроваток. Хозяин фабрики был впечатлен и выдал Отису премию в 500 долл. Эта сумма казалась достаточной, чтобы бросить опостылевшую работу и начать собственный бизнес.

Семья Отисов двинулась в Йонкерс, шт. Нью-Йорк, где Элиша предполагал превратить брошенную лесопилку в предприятие по производству деревянных основ для кроватей. Ему было уже 40.

Расчищая завалы и мусор на фабрике, он задумался над тем, как бы перетащить кое-какое оборудование и тяжелые вещи наверх. Он, конечно, знал о существовании подъемных платформ, но они часто срывались вниз, калеча людей и даже приводя к жертвам. Рисковать не хотелось. Вместе с сыновьями, которые унаследовали отцовский интерес к разным механизмам и сами уже умели работать с металлом, они придумали и сделали свой собственный безопасный подъемник и даже опробовали его. Отис не придал этой штуковине никакого значения и даже не запатентовал ее. Он и не думал о том, чтобы продать ее. Однако жизнь рассудила иначе.

Дело с кроватями не пошло: продав несколько штук, фабрика закрылась. Отис решил рискнуть и превратить фабрику в компанию по производству подъемников. Компания получила название Union Elevators Works, позже она была переименована в Otis Brothers and Co.

Свой первый лифт Отис продал 20 сентября 1853 г. когда ему было 42 года. История сохранила имя первого покупателя безопасного лифта – им оказался Бенджамин Ньюхаус. Ему понадобился подъемник для мебельной фабрики на Хадсон-стрит в Нью-Йорке. Цена была довольно высокая – 300 долл. И Отис пошел навстречу своему первому клиенту – в качестве части оплаты он принял пушку с лафетом, которая стоила 58,65 долл. Пушка могла пригодиться – ведь в воздухе пахло Гражданской войной, а Отис был капитаном артиллерии в Йонкерсе.

Дело пошло, хотя заказов было мало. Но удача все-таки улыбнулась Отису. Для этого, правда, ему пришлось пойти на весьма экстравагантный шаг.

В 1854 г. в Нью-Йорке проходила Всемирная универсальная выставка, на которую съехался народ со всего мира. Главным выставочным павильоном был так называемый Хрустальный дворец. Элиша Отис, то ли от отчаяния, то ли от уверенности в успехе, решил воспользоваться огромным стечением народа, чтобы продемонстрировать свое изобретение и на собственном примере показать, что обрыв каната не ведет к падению подъемника. Рядом с Хрустальным дворцом была установлена подъемная платформа, нагруженная тяжелыми мешками и бочками. На платформу забрался сам Элиша Отис, велел поднять себя на несколько метров и дал команду стоявшему внизу помощнику топором перерубить канат, на котором держался подъемник. Толпа в ужасе ахнула. Платформа дернулась, опустилась на несколько дюймов и остановилась. Революционный запор, который получил название «ловитель лифтов», сработал, предотвратив падение платформы. «Всё безопасно, господа, всё безопасно!» – провозгласил человек на платформе.

Эта смелая выходка подтолкнула продажи. В 1854 г. Отис продал 7 своих устройств и ещё 15 – в 1855 г.

Сосредоточившись на безопасности подъемников, Элиша Отис испробовал несколько вариантов запорного устройства. Сначала он думал использовать ручное управление, однако такой путь был бесперспективным, так как требовал постоянного присутствия и внимания человека. Следующий вариант оказался простым до гениальности. Ловитель Отиса представлял собой плоскую пружину (рессору), продетую в проушины на крыше лифта. Трос крепился к центру рессоры, его натяжение выгибало пружину, и лифт спокойно двигался. В случае обрыва троса пружина распрямлялась и упиралась концами в зубчатые направляющие лифтовой шахты, останавливая лифт. Отис и не подозревал, что его простое устройство позволит начать строительство небоскребов, многоэтажных жилых домов, поднимать туристов на высочайшие башни мира и устраивать там обзорные площадки, музеи, рестораны и прочее.

Новые безопасные подъемники (тогда это еще были платформы, а не кабинки, как сейчас), конечно, расходились, но не так активно, как этого бы хотелось отцу и сыновьям Отисам. И вновь Элиша пошел на оригинальный шаг. На его визитной карточке, которую он вручал партнерам, клиентам да и просто знакомым, помимо адреса и названия фирмы было подчеркнуто главное качество товара, которым он торговал: безопасность. «Сохраняющие жизнь паровые лифты Отиса. Сконструированы так, что платформа не падает даже при обрыве троса. За 4 года в Йонкерсе погибло 12 человек, которые пользовались обычными подъемниками, и ни один человек не пострадал, пользуясь подъемниками "Эксельсиор" от фирмы Отиса», гласил текст на визитке.

Модель, способную поднимать 225 кг он предлагал самостоятельно доставить, установить и научить пользоваться всего за 350 долл., а механизм, поднимающий на высоту 3600 кг, – за 750 долл. Все модели приводились в движение паром, водой или ручной силой.

Если до сих пор Отис делал лифты только для подъема грузов, то 23 марта 1857 г. он познакомил публику с первым пассажирским лифтом. Он был установлен в универмаге «Хогвут и Ко.» на углу Бродвея и Брум-стрит в Нью-Йорке. Устройство поднималось вверх со скоростью 0,2 м в секунду. Пятиэтажный магазин «Лорд энд Тейлор» также установил лифт к удовольствию своих покупательниц. В одном из популярных журналов того времени было сказано, что подъемник Отиса перевез вверх и вниз за три дня работы 10 тыс. посетителей.

С 1859 г. подъемники Отиса работали на паровой тяге, они не теряли популярности в течение 30 лет. Паровые лифты не требовали особых навыков в обслуживании, были просты в управлении, однако очень медленны и неуклюжи. В 1878 г. появился пассажирский гидравлический лифт, в 1889 г. – электрический. В дальнейшем такими лифтами были оснащены все американские небоскрёбы и высокие сооружения, в том числе Эмпайр стейт билдинг, Статуя Свободы, Монумент Вашингтона.

Но Элиша Отис этого уже не увидел. Он прожил короткую жизнь – в 1861 г. подхватил дифтерию и умер в возрасте 49 лет. Его дело продолжили сыновья. В 1867 г. они зарегистрировали новую фирму под названием Otis.

В 1895 г. американский инженер, работавший на фирму Otis, Чарльз Д. Сибергер придумал новое слово: «Эскалатор» (от латинского scala – лестница). Так он назвал изобретение, над которым работал, – движущуюся лестницу. Он запатентовал изобретение и его название в 1900 г. (Впоследствии он продал изобретение вместе с названием компании Otis.) Первая движущаяся лестница, или Эскалатор, была установлена на фабрике Otis в Йонкерсе. Затем новинку перевезли во Францию, чтобы продемонстрировать на Всемирной выставке 1900 г. В 1950 г. слово «эскалатор» стало общеупотребимым, потеряло патентную защиту и стало писаться с маленькой буквы.

1900 г. стал для компании Otis знаковым еще и потому, что лифт установили внутри Статуи Свободы – он поднимал вес в 1350 кг на высоту 32 м со скоростью 1,75 м в секунду.

Для Отисов это был столь же почетный заказ, как и лифт для Монумента Вашингтона. Гранитный обелиск высотой 169 м, воздвигнутый как памятник первому президенту США, был открыт для посещения публики в 1888 г. Подняться наверх можно было по лестнице из 896 ступеней или на лифте Otis. Подъемник был рассчитан на 30 человек, которых за 12 минут возносили на самый верх монумента.

До сооружения Эйфелевой башни Монумент Вашингтона был самым высоким сооружением в мире, и казалось очевидным, что оснастить парижскую красавицу лифтами должен, конечно же Otis. Однако с создателем башни у братьев Отис отношения складывались непросто.

Эйфелеву башню открыли в 1889 г., как главную достопримечательность Всемирной выставки в Париже. К началу работы ЭКСПО лифты в башне еще не были установлены. Тем временем Чарльз Отис и инженер Гюстав Эйфель перебрасывались через океан крайне недружелюбными письмами, обвиняя друг друга в задержке. Отис сетовал, что бесконечные переделки, которые предпринимал Эйфель, не дают возможность установить лифты к назначенному сроку, а Эйфель грозился прекратить платежи, хотя к этому времени весь проект уже был убыточным для Отисов.

Хотя к этому времени лифты уже не были новинкой, никто, кроме Отисов, не брался установить подъемники, которые бы везли людей на 300-метровую высоту, в том числе по наклонной плоскости внутри изогнутых «ног» башни. Жáру склоке придавало и то, что нашлось немало «патриотов», которые считали, что все части и механизмы башни должны быть исключительно французскими. В конечном итоге сошлись на том, что французские лифты будут установлены в более высокой, вертикальной, части башни и двух «ногах». (Поначалу за это не бралась ни одна французская фирма.)

Эйфелева башня с лифтами Otis открылась для посещения через 2 месяца после начала работы выставки. Лифты приводились в действие при помощи гидравлики, были бесшумными и быстрыми. Французские механизмы оказались гораздо более шумными и медленными. Гидравлическую тягу заменили на электрическую только в 1912 г. Тогда же лифты Otis были демонтированы. Один из них заменили на простую лестницу, второй – на небольшой электрический лифт французского изготовления, который функционировал только зимой, когда отключались гидравлические системы.

В течение десятилетий Otis был отлучен от Эйфелевой башни. Но он вернулся, и с триумфом. Это произошло в 1980 г., когда стало очевидно, что башне необходим полный ремонт, модернизация и замена всех механизмов. Otis уже не считали враждебной иностранной компанией. Он давно обосновался во Франции, успев поглотить ту самую лифтовую компанию, которая составила ему конкуренцию в далеком 1889 г. Сейчас все лифты на Эйфелевой башне построены и смонтированы фирмой Otis. Ежегодно перевозят до 3 млн посетителей.

Ирина СКИБИНСКАЯ

Устройства для подъема людей или грузов назывались «поднимающейся комнатой», но уже к началу 1860-х годов стали широко использоваться слова «лифт» и «подъемник».

К 1870 г. более 2 тыс. безопасных лифтов были установлены в универмагах и гостиницах США. Благодаря этому изобретению многоэтажные дома стали привлекательной недвижимостью.

В 1900 г. лифт Otis установили внутри Статуи Свободы – он поднимал вес в 1350 кг на высоту 32 м со скоростью 1,75 м в секунду.

В 10 из 20 самых высоких зданий мира поставлены эскалаторы и лифты Otis.

Без изобретенного Отисом ловителя не обходится ни один современный лифт.

Эли́ша Грейвс О́тис (1811–1861) – американский изобретатель безопасного лифта (системы задержки лифта в шахте при обрыве каната). Родился в многодетной семье на ферме вблизи Галифакса (штат Вермонт). В молодости пытался заниматься бизнесом, но безуспешно. Всегда интересовался механизмами, продолжал придумывать и изобретать даже когда добился успеха. Среди его первых изобретений – тормоз для железнодорожных вагонов, вращающаяся печь для хлеба и другое.

Самый старый из ныне действующих пассажирских лифтов фирмы Otis был построен в 1901 г. и запущен в действие в Португалии. Лифт имел (и имеет ныне) две функции – поднимать туристов до обзорной площадки, чтобы полюбоваться сверху видом Лиссабона и связывать две части города, находящиеся на разной высоте.

Компания Otis продает свою продукцию в более чем 200 странах мира, технически поддерживает более 1,8 млн установленных лифтов и эскалаторов. В компании трудятся около 62 тыс. сотрудников, из них 53 тыс. – за пределами США. Инжиниринговые центры Otis работают в Китае, Чехии, Франции, Германии, Японии, Корее, Испании и США. Две самые высокие испытательные башни для лифтов находятся в Шибаяме, Япония (154 м над землей, 27 м – под землей) и Бристоле, США (117 м). Основные производственные мощности находятся в Америке, Европе и Азии.

Первый лифт Отиса в России появился в 1893 г. в Петербурге при Александре III. Он заказал лифты для Зимнего дворца и Кремля. В 1990 г. Otis создал сеть своих представительств в России, а затем в бывших республиках СССР, основал предприятия по производству, продаже, установке и обслуживанию своих лифтов. На территории РФ действуют три завода, где выпускается продукция компании.