тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Улыбнитесь, вас снимают!

Еще никто не пытался подсчитать, сколько ежесекундно в мире делается фотографий. Возможно, тысячи или десятки тысяч. А может быть, благодаря появлению «цифры», даже миллионы. Ведь сегодня цифровой фотоаппарат во всех его видах и формах стал столь же часто используемым инструментом, как шариковая ручка.

Трудно сказать, что в большей степени способствовало широкому и быстрому распространению цифровых фотокамер: то ли извечное стремление человека остановить убегающее мгновение, то ли простота применения «цифры». Ведь она не требует от владельца ни технических знаний, ни профессиональных навыков. На создание этой простой в использовании, но фантастически сложной техники ушло немало времени.

Специалисты отсчитывают начало «эры» цифровых фотоаппаратов с 1995 г., когда в продажу поступили первые цифровые камеры для массового потребителя. Они начали постепенно, но неуклонно вытеснять пленочные. Наступление велось массированно, по целому ряду направлений. Прежде всего, шло совершенствование матрицы, что вело к улучшению качества снимков, удешевлению и уменьшению аппаратов.

Одновременно решалась вторая проблема — корректной цветопередачи. Подходы для этого применялись разные — путем настройки матрицы и процессора камеры и использования дополнительных сенсоров. Серьезным достижением стало появление в любительском аппарате системы оптической стабилизации изображения, которая ликвидировала последствия дрожания рук, так называемую «шевелёнку». У любительских камер появилась и такая функция, как возможность автоматической съемки нескольких последовательных кадров с разной экспозицией (автобрекетинг), применявшийся ранее лишь в профессиональных аппаратах.

Колоссальный успех был достигнут в деле уменьшения размеров и веса камеры. Фотокамера теперь умещалась в кармане и при этом выдавала снимки, которые можно было распечатать в плакатном формате. Значительно расширился объем карты памяти: ныне они способны вместить тысячи фотографий. Кроме того, камеры стали быстрей снимать, что с радостью отметили фотографы, занимающиеся съемкой животных, птиц и спортсменов. Ведь в их работе дорога каждая секунда.

И наконец, внедрение скоростного радиоканала Wi-Fi в фотоаппараты позволило перебрасывать снимки в ноутбук или стационарный компьютер. Таким образом, к концу 2012 г. любительские фотокамеры получили такую «начинку», о которой еще несколько лет назад не смели мечтать и профессионалы.

Профессионалы и любители

Рынок цифровых фотоаппаратов принято делить на два сегмента. К первому относят дорогие «зеркалки» и беззеркальные камеры со сменной оптикой. Второй сегмент составляют любительские аппараты, именуемые в народе «мыльницами». В 2011 г. в мире было выпущено 15 млн профессиональных камер на 6 млрд долл. и более 100 млн «мыльниц», стоимость которых составила 12 млрд долл.

Существует подгруппа, или пограничный сегмент, к которому относят аппаратуру, предназначенную для продвинутых любителей или не самых «упакованных» профессионалов. Ее ценовые границы — от 700 до 3 тыс. долл. за камеру. Специалисты в шутку именуют её «группой риска», потому что именно здесь фирмы испытывают свои новшества, отрабатывают и проверяют их. Убедившись в удаче новинки, её встраивают в дорогую профессиональную аппаратуру.

В 2012 г. на мировом рынке фототехники обозначилась тенденция, состоящая в том, что спрос на профессиональные и полупрофессиональные камеры ценой от 8 тыс. долл. стал расти, а на любительские (за 500600 долл.) снижаться. Особенно четко этот тренд проявился в России, где «зеркалки» покупают особенно охотно (рост составляет более 40%). Но если в Западной Европе дорогую фотоаппаратуру приобретают почти исключительно профессионалы и любители со стажем, то в нашей стране, по данным компании InfoTrade, более 30% покупателей дорогих камер — люди, никогда не занимавшиеся фотографией всерьез.

Маркетологи отмечают, что одновременно в России наблюдается снижение интереса к «мыльницам». Они объясняют это изобилием на рынке смартфонов и планшетов с встроенными фотокамерами, для которых разрешение в 5 мегапикселей является нормой. А компания Nokia объявила недавно о продвижении на российский рынок смартфона со встроенной камерой с разрешением в 41 мегапиксель!

Такие же потребительские настроения зафиксированы и в некоторых европейских странах. Так, в Великобритании, по данным компании Mintel Technology, в 2011 г. объемы продаж цифровых камер упали на 29% по сравнению с самым удачным 2006 г., когда итог составил 1,05 млрд евро. Проведенный там недавно опрос показал, что 8% его участников, в случае поломки их фотокамеры, скорее всего будут пользоваться смартфоном и не станут покупать новый фотоаппарат. 40% опрошенных заявили, что для фото- и видеосъемки используют исключительно предназначенные для этого устройства, в то время как мобильными гаджетами для этой цели пользуются 45% респондентов.

Есть и еще одна интересная тенденция. В связи с изменениями, происходящими на рынке печатных СМИ, некогда основных потребителей профессиональной фотографии, необходимость в дорогой сложной фотоаппаратуре постепенно снижается, поскольку в журналах большую часть работы по обработке фотографий выполняет дизайнер в фотошопе. В газетах же и интернет-изданиях сегодня готовы довольствоваться даже снимками с мобильных телефонов, т. к. их интересует событие, а не его подача. Поэтому можно предположить, что в отдаленной перспективе рынок профессиональных камер и дорогой оптики начнет понемногу сворачиваться. В конечном счете, её потребителями останутся редкие фотографы, занимающиеся по-настоящему качественной съемкой, и богатые любители, для которых «навороченный фотоаппарат» — атрибут их социального положения.

Фотографическая диарея

Профессионалы нынешний взрыв интереса широкой публики к фотографии часто сравнивают с эпидемией графомании, которая возникла после освоения массовым пользователем Интернета.

С уходом ограничений, связанных с необходимостью наводить на резкость и выставлять диафрагму, проявлять пленку и печатать фотографии, наконец, помнить о том, что на пленке всего 36 кадров, снимать стали поголовно все и всё подряд. Естественно, такие «мелочи», как содержание кадра, его композиция, свет, тень, настроение, в расчет не принимаются. Фотографическое образование считается законченным, если человек сумел осилить инструкцию по пользованию камерой. В результате миллионы фотографий Ниагарой космического масштаба ежедневно низвергаются в информационное пространство. А еще больше их, ничего не содержащих, никем не востребованных, копится в компьютерах, планшетах, смартфонах.

Сейчас трудно сказать, перейдет ли однажды количество фотографий в их качество. Вероятность этого высока, ведь большинство людей инстинктивно стараются запечатлеть самое красивое, самое выдающееся из созданного природой и человеком. Вполне возможно, в недалеком будущем у нас появятся новые Руйковичи, Багрянские, Киврины, Гаранины, Чернышевы, Королевы, Родченко, Птицыны — мастера, чьи имена когда-то были гордостью советской фотографии, по чьим снимкам можно изучать историю страны, чьи работы больше рассказывают о людях и времени, в котором они жили, чем тома документов.

Немного о будущем

Специалисты полагают, что через несколько лет зеркальные камеры полностью освободят место для беззеркальных аппаратов с большими матрицами. Расширится диапазон фокусных расстояний объективов. Будет совершенствоваться «интеллектуальная» составляющая системы управления фотосъемкой, будь то автоматическое определение и удержание увеличения сюжетно важного объекта, выбор «сценического» режима или показ будущего снимка на дисплее.

Эти перемены, однако, едва ли можно считать революционными. Более серьезных перемен ждут не раньше, чем через несколько десятилетий. Ожидается, что тогда появится такой важный элемент фотокамеры будущего, как листовой светоприемник, в котором будут объединены функции объектива и матрицы. Сама матрица станет сферической, что поможет снизить оптическое искажение кадра. Каждый пиксель на ней будет подвижным и сможет подстраиваться под расстояние до фотографируемого объекта. Весь кадр благодаря этому будет резким. В результате отпадет необходимость классического объектива, главная задача которого сейчас — «достать без потерь» до объекта съемки.

Более того, объектив вслед за матрицей тоже станет сотовым, а составляющие его элементы придут в движение. Можно будет вести съемку на 360º, получая окружающую картину целиком. Видоискатель переместится на удаленный дисплей или исчезнет совсем, поскольку будет встроен в устройство, внешне напоминающее очки (работы над таким аппаратом уже ведутся). Изображение и дополнительная информация будут выводиться на внутреннюю сторону стекол, а управление осуществляться движением глаз и век. Насколько реалистичны такие прогнозы, пока сказать трудно. Но нет сомнения, что будущее окажется интереснее, чем мы можем предположить. Не говоря уже о том, что оно куда ближе, чем мы думаем.

Андрис ШЛЕПЕТИС

 

Камера-обскура

Прародитель всех современных фотоаппаратов представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие, создают перевернутое изображение на экране. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. (последователи китайского философа Мо Ди описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты), а также у Аристотеля. Принцип действия камеры-обскуры впервые объяснил арабский физик и математик X в. Альхазен. Он сделал вывод, что общепринятая в те годы теория распространения света, согласно которой лучи света исходят из глаз и как бы «ощупывают» объект, не соответствует действительности. Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи.

Появившийся весной 2012 г. фотоаппарат Lytro изменил «с точностью до наоборот» освященный многими десятилетиями алгоритм «навел на резкость — сделал снимок». Теперь пользователи могут управлять фокусом постфактум: открыв на сенсорном экране Lytro уже сделанную фотографию и ткнув пальцем в любой объект в кадре, можно получить нужную степень резкости. Не понравилось — можно изменить. Несмотря на способность производить такие волшебные манипуляции со снимками, Lytro (ее название — «пленоптическая камера», или «камера светового поля») имеет пока существенные недостатки: низкое разрешение, не всегда верную цветопередачу, маленький блеклый экран. Но есть все шансы, что технологию доработают — по слухам, Lytro Inc. готовит новую версию фотоаппарата. Одновременно компания Toshiba представила компактный фотомодуль для мобильных телефонов, позволяющий вести такие же, как в Lytro, «игры с фокусом».

В 2013 г. ожидается появление новых моделей фотоаппаратов Canon EOS 3D и Canon EOS 7D MK II. Полнокадровая зеркальная камера EOS 3D получит сенсор гигантского разрешения — более 50 мегапикселей. Непривычно большое разрешение в сенсорах зеркальных камер является отражением спроса на высокую чёткость изображения.

В 2011 г. в мире было выпущено 15 млн профессиональных камер на 6 млрд долл. и более 100 млн «мыльниц», стоимость которых составила 12 млрд долл.

Специалисты отсчитывают начало «эры» цифровых фотоаппаратов с 1995 г., когда в продажу поступили первые цифровые камеры для массового потребителя. В 1981 г. компания Sony выпустила фотоаппарат Mavica. Это была полноценная зеркальная камера со сменными объективами. Она имела разрешение 570х490 пикселей. На используемый в ней гибкий магнитный диск можно было записать до 50 кадров, а также звуковые комментарии. К концу 1986 г. Canon, Nikon, Asahi также начали выпуск электронных видео- и фотокамер. Они были аналоговыми, стоили очень дорого и имели разрешение 0,3–0,5 мегапикселей. В 1991 г. Kodak совместно с Nikon представил профессиональный зеркальный цифровой фотоаппарат Kodak DSC100. Запись велась на жесткий диск, который находился в отдельном блоке, весившем 5 кг. Наконец, в 1995 г. началось производство первых потребительских фотокамер Apple QuickTake 150, Kodak DC40, Casio QV-11, Sony Cyber-Shot.

Российский фотолюбитель в среднем делает 50 снимков в месяц, европейский — 30.

На выставке Photokina–2012 компания Samsung представила комбинированную смарт-камеру Galaxy Camera — гибрид фотоаппарата и смартфона, работающего под управлением ОС Android и оснащенного 16,3-мегапиксельной матрицей с объективом, имеющим 21-кратный зум с оптическим стабилизатором изображения. Смартфонная составляющая представлена четырехъядерным процессором с частотой 1,4 ГГц и 4,8-дюймовым сенсорным экраном, с помощью которого и осуществляется управление функциями камеры.

В 2012 г. спрос на профессиональные и полупрофессиональные камеры ценой от 8 тыс. долл. стал расти, а на любительские (за 500–600 долл.) снижаться.

Скачать статью (.doc)