тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Есть миллиард!

13 декабря 2012 г. мировая туристская общественность отметила эпохальное событие — прибытие миллиардного иностранного туриста. Им оказалась миссис Дейл Шеппард-Флойд из Великобритании, приехавшая в Мадрид. Удачливую туристку встречал министр промышленности, энергетики и туризма Испании Хосе Мануэль Сориа, Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи и другие.

Празднество по столь важному поводу состоялось в самой посещаемой туристами достопримечательности Мадрида — музее Прадо. Всё происходившее было заранее подготовленным и чисто символическим актом. Понятно, что в действительности отследить, кто именно и куда приедет в качестве миллиардного туриста не представляется возможным. Ежеминутно во всем мире регистрируется огромное количество пересекающих границы людей. Многие путешествуют по нескольку раз в год и не в одну страну. Статистика же учитывает именно прибытия, а не конкретных людей. И как раз статистика показала, что в 2012 г. произойдет знаменательное событие — некий миллиардный турист пересечет границу какой-то страны.

В 2011 г. число международных туристских прибытий достигло 990 млн. Принимая во внимание прогнозировавшийся в 2012 г. рост на 3–4%, Всемирная туристская организация (ЮНВТО) сделала вывод, что годовой показатель впервые может достигнуть отметки в 1 млрд к декабрю 2012 г. В августе, когда число международных туристов перевалило за 705 млн, стало ясно, что расчеты верны. ЮНВТО определила дату 13 декабря как символическую, чтобы отметить прибытие миллиардного туриста, и развернула мощную рекламную кампанию под названием «Миллиард туристов — миллиард возможностей». Она была нацелена на стимулирование и пропаганду туризма как двигателя экономики, устойчивого развития, роста экспортного потенциала страны.

Были объявлены многочисленные конкурсы среди туристов, победительницей стала вышеупомянутая англичанка.

Выбор Испании в качестве страны, куда прибыл условный миллиардный турист, также не был случайным. Испания является одним из основных туристических направлений в мире, на долю туризма в этой стране приходится 11% ВВП, отрасль играет важную роль в экономическом развитии Испании и в создании новых рабочих мест. Как заявил министр Сориа, в 2012 г. Испания рассчитывала на 58 млн международных прибытий, а также на существенный рост доходов от их пребывания в стране.

«Сегодня мы празднуем символическое прибытие миллиардного туриста, — сказал Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи на торжественной церемонии. — Им оказалась жительница Великобритании, приехавшая в Мадрид на три дня. За это время она познакомится с новой для себя культурой, встретит новых людей. Своим пребыванием здесь она поддержит местную экономику и поможет сохранить рабочие места официантам, служащим гостиниц, гидам, водителям такси, продавцам в магазинах — всем тем, кто работает в сфере туризма, кто прямо или косвенно связан с обслуживанием прибывающих в страну иностранцев. Если позитивное воздействие одного туриста умножить на миллиард, станет понятно невероятное значение достигнутого рубежа».

Праздник продолжался и за стенами Прадо — на знаменитой Плаза Майор все желающие гости города могли оставить свою фотографию на гигантском панно «Лица миллиарда», установленном специально для этого. Эта акция напоминала туристам о том, что каждый из них является частью этого миллиарда, и что каждый из них — важен.

Многие страны мира 13 декабря тоже торжественно встречали прибывающих в их страну в этот день туристов. По данным ЮНВТО, на долю международного туризма приходится 5% мирового ВВП, 6% от общего объема экспорта, он обеспечивает работой каждого 12-го человека. Неудивительно, что страны мира борются за туриста, уделяют огромное внимание повышению своей туристической привлекательности.

ЮНВТО считает необходимым, несмотря на экономические трудности, стимулировать спрос на путешествия, а для этого призывает правительства упрощать туристские формальности. Это та область, в которой, несмотря на уже достигнутые успехи, еще многое надо сделать. ЮНВТО рекомендует максимально широко использовать информационные и коммуникационные технологии для совершенствования процедуры подачи заявления, сокращения сроков оформления и выдачи виз, а также считает нужным проанализировать возможное влияние упрощения туристских формальностей на расширение экономики туризма.

В борьбе за каждого туриста и его деньги Россия пока отстает — она бьет рекорды по вывозу туристических денег за границу. Деньги российского туриста работают на развитие чужих экономик. По данным Всемирной туристской организации, за первые 6–9 месяцев 2012 г. среди 10 ведущих международных рынков по расходам на путешествия за границу наиболее существенный рост расходов был зарегистрирован в Китае (30%) и России (15%). Что касается доходов от туризма, то среди 10 стран-лидеров наиболее преуспели Гонконг (Китай) — 17%, США — 8% и Германия — 7%.

Развитию в России туризма, в том числе и внутреннего, безусловно, будет способствовать VIII Международная туристская выставка «Интурмаркет–2013», организуемая компанией «Экспотур», которая состоится с 16 по 19 марта 2013 г. в МВЦ «Крокус Экспо». Выставка устраивается при поддержке Федерального агентства по туризму и Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы. Стратегическим российским партнером выставки является на этот раз Алтайский край, а страной-партнером — Китай. Выставка давно зарекомендовала себя как важнейшее событие на рынке туристических услуг России. К ней проявляют неизменный интерес страны, являющиеся наиболее популярными и массовыми направлениями отдыха россиян. Свое широкомасштабное участие подтвердили Турция, Греция, Болгария, Египет, Тунис, Кипр, Испания и многие другие страны. Интересным обещает стать участие стран СНГ — Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Молдовы и др.

Как всегда привлекательной и яркой, будет российская региональная экспозиция, которая пройдет под лозунгом: «Время отдыхать в России!». Свои стенды представят подавляющее большинство регионов от Калининграда до Владивостока. Любая экспозиция — это не только демонстрация своих возможностей, но и серьезное деловое мероприятие. Не исключение и «Интурмаркет». В рамках деловой программы здесь пройдут обучающие семинары, международная конференция по безопасности детского туризма, конференция по IT-технологиям в туризме, семинар ЮНВТО по проблемам индустрии гостеприимства и много других интересных событий.В рамках выставки вновь будет организована специализированная программа деловых встреч «Профессиональный покупатель/Hosted Buyers», которая уже стала ее «визитной карточкой». Суть программы — в целенаправленном привлечении профессиональных посетителей из регионов РФ для развития внутреннего и въездного туризма в РФ.

Успех предстоящей выставки не вызывает сомнений. Но хотелось бы большего: чтобы создаваемый ею импульс развития привел к ощутимым результатам и чтобы двухмиллиардный международный турист высадился именно в России.

Ирина МУРАВЬЕВА

 

В 2011 г. доходы от международного туризма, включая международный пассажирский транспорт (туристский экспорт), составили 1,2 трлн долл., или около 6% от общего объема мирового экспорта товаров и услуг.

Скачать статью (.doc)