тел. (495) 727-26-76 facebook

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

Перекус на один укус

Завтрак и обед в ресторане быстрого питания, пицца, заказанная на дом в качестве ужина – фаст фуд стал частью нашей жизни, как бы к этому не относиться.

Количество любителей поесть на ходу постоянно растет, благодаря чему общественное питание является одной из самых быстроокупаемых отраслей. Заведения «быстрого питания» сейчас занимают 60% рынка общепита в России. И тем не менее эта ниша далеко не заполнена – у нас раз в 10 меньше заведений общественного питания, чем, например, в Великобритании, в семь раз меньше, чем в Канаде, не говоря уже про Париж – город еды. По показателю количества посадочных мест на одного человека Москва до сих пор в разы уступает европейским столицам. Заведения фастфуда в России, по данным исследований, посещают 23% процента жителей – не так уж много, если учесть, что в США этот же показатель составляет порядка 70–80%.

На сегодняшний день в России культура питания вне дома только формируется, причем ее ростки очень подкосил кризис. Многие вернулись к бутербродам на рабочем месте вместо бизнес-ланчей в кафе. Но общая тенденция однозначна: люди предпочитают обедать и встречаться с друзями вне дома.

Наиболее острая проблема, она же главная, – нехватка коммерческих площадей, где можно было бы открыть «точку». У нас слишком высоко задраны цены на недвижимость. В среднем арендная плата составляет от 20 до 35% от среднего счета. В Европе арендная плата в среднем счете составляет не более 15%. Другая проблема характерна для регионов России. Там вообще очень слабо развита общая инфраструктура бизнеса.

Российский рынок сильно отличается от западного. В первую очередь, потому, что он гораздо моложе устоявшегося западного, и оттого присутствовать на нем гораздо интереснее. В России большой поток продаж, и при этом не слишком агрессивная конкурентная среда. Российский потребитель более избалован – в то время как европейцы и американцы уже привыкли к self-service (самообслужтвание), в российских заведениях все еще распространено обслуживание клиентов за столиками, уборка и т.д. Это, конечно, несет дополнительные затраты для заведений, но в то же время создает комфорт для посетителей.

Западный рынок значительно более насыщен по сравнению с российским. Сказывается разное время старта индустрии и уровень доходов населения. Если в Америке упоминание о хот-догах встречается уже в начале XX века, то в Москве устойчивый рынок фаст фуда сформировался только за последние 20 лет. Во многих российских регионах культура потребления еды «по-быстрому» до сих пор не сформирована, и на это потребуется не один год.

В связи с актуальностью темы в МВЦ «Крокус Экспо» стартует вторая выставка International Fast Food Fair Moscow (IFFF)–2012 (Московская международная выставка продуктов, напитков, оборудования и упаковки для индустрии быстрого питания). Она пройдет с 14 по 16 марта 2012 г., организатор – компания ITE.

Выставка призвана отразить реальную ситуацию на рынке фаст фуд и оказать максимальное содействие развитию отрасли быстрого питания, предоставить возможность посетителям и участникам ознакомиться с продуктами питания, оборудованием и технологиями, приобрести практические навыки и знания, а также предоставить специалистам полную информацию о ситуации на рынке.

Ирина КОНДРАШОВА

 

В Древнем Китае на базарах торговали горячей лапшой быстрого приготовления, в Индии были популярны лепешки чапати с острым соусом и рис с кусочками курицы под соусом карри.

Исторически русский фаст фуд – это всевозможные пирожки с начинкой. Несмотря на то, что это праздничное блюдо, его частенько продавали с лотков, чтобы есть на ходу. Разница в том, что пирожки продавали «с пылу, с жару» и никогда не разогревали!

В 1950-е годы стандартная порция газированного напитка в ресторане быстрого питания содержала около 225 г. Сегодня «детская» порция «Кока-колы» в «МакДональде» составляет 340 г, а большая – 900 г. Производители фаст фуда получают более высокую прибыль от продажи газированных напитков, чем от пищевых продуктов.

Фаст фуд по-древнеримски

Быстрое питание существовало и в древности. Уже во времена античности фаст фуд пользовался огромной популярностью. Если в Древней Греции все же предпочитали готовить пищу на своем очаге, то древние римляне нередко вообще отказывались от готовки, в некоторых домах даже не было кухонь. Зато в каждом городе существовала масса закусочных и базаров, где торговали всевозможными кушаньями. Большой популярностью пользовались лепешки из дрожжевого теста, смазанные оливковым маслом, их было очень удобно использовать как съедобные тарелки. Много столетий спустя эти лепешки, покрытые запеченным сыром, колбасами и овощами, стали называть итальянской пиццей. Существовали у римлян и свои гамбургеры. Они жарили лепешки из говядины, которые полагалось есть с хлебом.

Профессор Филипп Фернандес-Арместо в своей книге «История пищи» утверждает, что среднестатистический древний римлянин употреблял в пищу больше фаст фуда, чем, скажем, современный житель Нью-Йорка.

Врачи не возражают

Фаст фуд как индустрия возник в 1920-е годы в Америке. Пионером в этой области стала компания «Белый замок» (White Castle), которая открылась в 1921 г. в Канзасе. Фирменным блюдом «Белого замка» были гамбургеры, которые в то время для американцев были еще диковинкой. Хозяин сети Билли Инграм придумал хитрый ход. Он нанял нескольких молодых людей, которые за небольшую плату ежедневно приходили в «Белый замок» в белых халатах и заказывали там гамбургеры. Посетители принимали их за врачей и, если у них и были сомнения по поводу качества предлагаемой еды, успокаивались.

Скачать статью (.doc)