тел. (495) 727-26-76

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Тематические разделы журнала

Главная тема

Выставки и рынки

История успеха

Выставочные и конгрессные центры

Развитие бизнеса

Из прошлого

Рынки и цены

Всё на продажу

Дайджест

 

 

[an error occurred while processing the directive]

Лучший завтрашний мир

В связи со 150-летием независимости Соединенных Штатов Америки  в 1939 г. в Нью-Йорке была организована всемирная выставка ЭКСПО. О ней рассказывается в книге Валерия Шпакова «История всемирных выставок».

Для строительства павильонов была выбрана территория, расположенная в 15 км от центра города, в долине реки Флешинг. Этот жилой пригород был хорошо известен по роману Фрэнсиса Скотта Фитджеральда «Великий Гетсби» в  качестве «долины праха, или городской свалки». На этой обширной территории под застройку было выделено 150 га.

«Мир завтра» – так была заявлена официальная тема выставки, которая более детально раскрывалась в комментарии: «Сделать жизнь счастливее через призна­ние независимости человека друг от друга и пу­тем строительства лучшего завтрашнего мира, используя новейшие достижения!»

Благодаря личным приглашениям пре­зидента США Франклина Рузвельта и активной деятель­ности его представителей в выставке приняли участие 65 стран, включая Советский Союз. 22 страны имели собственные павильоны. В отличие от предыдущей ЭКСПО, состоявшейся в Париже в 1937 г., Германия отказалась участвовать в выставке в Нью-Йорке, будучи занята подготовкой к войне и реваншу за «Версальский позор».

Композиция выставки включала 7 разделов: зре­лища и развлечения; связь; повседневный быт; пищевая про­мышленность; производство и тор­говля; транспорт; экспозиции иностранных государств и США (павильоны 33 штатов и терри­торий).

В центре выставки архитектурными доминан­тами были сооружения под названиями «Перисфера» и «Трилон». Первое представляло собой ослепитель­но белый шар диаметром около 55 м, который как бы висел в воздухе, покачиваясь на мощных струях воды, скрывавших его 4-метровые зер­кальные опоры. «Трилон», в котором размещалась радиостанция, был серебристо-стальным трехгранным коническим обелиском высотой 215 м.

Оба сооружения соединялись между собой мостом и спиральным эскалатором. Рядом располагались пять гигантских скульптур, олицетво­рявших свободу вероисповедания, собраний, печати и слова, а пятой была статуя первого президента США Джорджа Вашингтона.

«Перисфера» привлекала постоянное внима­ние посетителей как своей архитектурой, так и содержанием. Зрители попадали в эк­спозицию по эскала­тору и оказывались на расположенных в двух ярусах и тянущихся вдоль стен движущихся хорах на высоте 20 м. Отсюда они могли наблюдать находящуюся внизу экспозицию.  

Большим успехом пользовались павильо­ны американских фирм «Дженерал Моторс» и «Дженерал Электрик». В первом экспонировался город будущего, или «Футурорама». Посетители в специальных креслах совершали на движущейся платформе 15-минутную «поездку», рассматривая сверху городской пейзаж будуще­го 1960 г. Сначала они как бы пролетали над Америкой на большой высоте, затем масштаб увеличивался, и путешественники попадали на улицы города, где демонстрировались электроваго­ны, моторы и другая продукция фирмы, имевшая формы будущего. В течение дня подобное путешествие могли совершить 27 тыс. человек.

В павильоне «Дженерал Электрик» основное внимание привлекали демонстрация разряда искусст­венной молнии мощностью 10 млн вольт и Дом чудес, где со сцены пока­зывались научно-технические трюки и фокусы.

В американских павильонах широко демонстрировалось производс­тво множества товаров, выпускаемых национальной промышленнос­тью, от автомобилей до шляп и сигар. Так, в павильоне компании «Форд» показывался почти полный цикл изготовления автомобиля, вплоть до прессования кузова. Постоянное внимание вызывали па­вильоны авиации с моделями самолетов, а также телевидения, где демонстрировались первые телевизо­ры. Историческим событи­ем явилась презентация, сделанная одним из «отцов» телевидения Дэвидом Сарнофф, выходцем из России. Впервые по теле­видению велась трансляция церемонии открытия выставки.

В павильоне фирмы «Вестингауз электрик» экспонировались роботы, один из которых по имени Водер, изготовлен­ный из алюминия и весивший около 100 кг, мог говорить, петь, считать на пальцах до 10, отличать красный цвет от зеленого, ходить вперед и назад.

Одним из крупней­ших на выставке был транспортный павильон, в котором среди многочисленных экспонатов демонстрирова­лась модель ракеты для межпланетных путешествий. Сенсацией явился только что освоенный американскими про­изводителями нейлон, чулки из которого, поступившие в продажу в 1939 г., имели оглушительный успех.

Исключительное внимание привлекала водная фейерия «Аквакада», ставшая достопримечательностью выставки. Это был бассейн, окруженный сценой, с возведенным вокруг него амфитеатром, рассчитанным на 15 тыс. зрите­лей. Здесь в сопровождении 120 пловцов, танцоров и певцов выступали 5-кратный чемпион Олимпийских игр, пловец и киноактер Джон Вайсмюллер (сыгравший Тарзана в одноименном фильме). Зрелище сопровожда­лось потоками воды и огня, световыми и цветовыми эффектами, дымовыми завесами. Продажа билетов в «Аквакаду» принесла организаторам доход в размере 2,7 млн долл.

Среди зарубежных павильонов выделялось финское здание с криволинейной нак­лонной стеной, формировавшей своеобразное внутреннее пространство. Оно было построено по проекту архитектора А. Аалто. Павильон Бразилии проектировал выдающийся ар­хитектор О. Немейер, прославившийся после войны своим проектом столицы страны Бразилиа.

Однако в неамериканских павильонах почти не была представлена промышленность. Например, англичане показывали в основном королевские драгоценности и гравюры, итальянцы – фотографии исторических памят­ников, образцы тканей и ресторан национальной кухни, японцы – изде­лия народного творчества, шелковые ткани и гравюры. В других иностранных павильонах также демонстрировались в основном предметы роскоши и местные достопримечательности в целях привлечения потенциальных поку­пателей и туристов.

На этом фоне выигрышно смотрелся павильон СССР, который, как отмечала американская пресса, выглядел более красивым, чем два года назад в Париже, и был назван, наряду с француз­ским, среди лучших. В отличие от большинства других павильонов вы­ставки, выполненных из фанеры и гипса «под камень», при сооружении здания были использованы натуральные материалы. Так, в его от­делке присутствовало семь видов мрамора.

Здание общей площадью 12 тыс. кв. м имело в плане подковообраз­ную форму с диаметром закругления 78 м. Главный вход был оформлен пилонами, отстоящими друг от друга на 25 м. В центре прямоугольной площадки перед входом был установлен обелиск высотой 55 м, к которому вела широкая лестница. На передней грани обелиска находился герб и были начертаны слова из Конституции: «СССР – есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Сам обелиск являлся постаментом для 17-метровой статуи рабочего, держа­щего в вытянутой вверх руке рубиновую кремлевскую звезду.

Внутренний двор между пилонами главного входа и дугой павильона представлял со­бой амфитеатр, рассчитанный на 700 зрителей, и выполнял функцию театра под открытым небом. Крыша павильона служила террасой ресторана, откуда открывался прекрасный вид на территорию выставки. После окончания вы­ставки павильон был разобран и перевезен в Москву. Предполагалось восстановить его на территории ЦПКиО им. Горького. Однако война прервала уже начатые строительные работы. Позже к этой идее не возвращались.

Всего в павильоне, экспозиционная площадь которого превышала 6000 кв. м, что в 2 раза больше, чем в Париже, было 8 экспозицион­ных залов. В них раскрывались следующие темы: общественное устройство, народное хозяйство и социалистический труд, транспорт, культура и отдых, градостроительство, искусство, печать и др.

В первом зале располагалось огромное панно (18x14 м) «Люди Страны Советов» с изображением таких знаменитостей, как А. Стаханов, А. Толстой, В. Качалов, И. Папанин, В. Гризодубова. В симметричном ему зале левого кры­ла размещалась экспозиция, посвященная освоению Арктики, с макетом ледокола «Седов» и оборудованием станции «Северный полюс». Перед входом в этот зал, снаружи, стоял са­молет, на котором экипаж В.П. Чкалова совершил в 1937 г. беспосадочный пе­релет Москва-Северный полюс-Америка.

Среди экспонатов советского павильона были макеты Днепрогэса площадью 50 кв. м, города Маг­нитогорска с доменными печами и корпусами цехов металлургического комбината, станции метро «Маяковская». Макет Дворца Советов был высотой 10 м и весом 20 т, а мозаичная, из цветных пород камня, карта страны имела размер 26,6 кв. м и вес 3,5 т (она демонстрировалась на предыдущей выставке в Париже).

В разделе «Транспорт и энергетика» были представлены электрифицированная карта же­лезнодорожных, водных и воздушных путей страны, макет Химкинского речного порта, мо­дели паровозов ИС (Иосиф Сталин) и ФД (Феликс Дзержинский) и самолетов в 1/10 натуральной величины.

Повышению интереса к советской экспо­зиции способствовали регулярные выступления наци­ональных музыкально-художественных коллек­тивов, известных артистов и исполнителей. Большим успехом пользовались гастроли Ансамбля Красной Армии под руководством А.В. Александрова, выступления Д. Ойстраха и Я. Флиера.

За время работы выставки советский павильон посетили 16,5 млн человек.

Реализуя главную тему выставки «Мир завтра», ее организаторы провели церемонию закладки контейнера (2-метровой стальной тру­бы диаметром 20 см) с посланием в будущее, содержащим характерные свидетельства эпо­хи. Послание, которое надлежало, по замыслу, открыть через 5 тыс. лет, включало микрофильмы с описанием ис­тории эпохи, с рассказом о технических дости­жениях, харак­теристикой медицинской науки и описанием болезней. В контейнер были также помещены несколько сот страниц энцик­лопедии Britanica, альбом современной моды, каталог американского универмага, раз­личные кусочки ткани, образцы минералов и металлов. В качестве предметов повседневной жизни того периода были заложены денежные банкноты, ряд потреби­тельских товаров: электробрит­ва, зубная щетка,  мыло, косметика, жвачка, футбольный мяч и др., а также текст молитвы «Отче наш» на нескольких языках.

Между тем планета стояла на пороге Второй мировой войны, начало которой совпало с окончанием выставки осенью 1939 г.

БиВ

Скачать статью (.doc)

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]